Из приведенных свидетельств оказывается, что Никон окончательно отказался от патриаршества и, в первое время, вовсе не думал возвращаться на патриаршую кафедру, почему и благословлял государя и освященный собор избрать немедленно на его место нового патриарха. К сожалению, царь не воспользовался вовремя указанным настроением Никона и опустил подходящий момент сразу и окончательно разрешить патриарший кризис немедленным избранием нового патриарха, а Никон, с своей сторону, стал потом колебаться в своем решении окончательно оставить патриаршество, стал уже уверять в том, что он от патриаршества не отрекался и даже стал заявлять притязания вновь занять патриаршую кафедру. В первый раз, после своего удаления с патриаршей кафедры, Никон выступила на общественную деятельность как ревнитель церковных порядков, которые без него грубо, будто бы, стали нарушаться. В марте 1659 года он обратился с особым посланием к государю, в котором заявляет, что «некто дерзну седалище великого архиерея всея Росии олюбодействовати незаконно и непреподобно и святые недели Ваий деяние действовати», т. е. Никон здесь указывал царю на то обстоятельство, что будто бы старинное у нас действо хождения на осляти в неделю Ваий, совершенное тогда крутицким митрополитом Питиримом, было незаконно, так как это действо, знаменующее торжественный вход Христа на осляти в Иерусалим, может совершать будто бы только один патриарх, а не простой архиерей, и потому государь поступил неправо, дозволив совершить это действо крутицкому митрополиту. Заявляя все это государю, Никон замечает, что он делает это «ни собою, ниже к возвращению зря, яко пес к своей блевотине—к любоначалию и власти, но жалея погибаемо добро и в книги (к книгам) обратившеся, помянули есмы негде писанное, яко не впадает добрая мысль в сердце человеку, кроме Божия смотрения». Когда 17 мая того же 1659 года был у Никона, по поручению государя, дьяк Дементий Башмаков, Никон между прочим говорил ему: «что власти его поставленники многие и им-де его, патриарха, почитать доведется,... что он, Никон, хотя и оста вил патриаршество своею волею и московским не зовется и николи зваться не будет, но патриаршества не оставил и благодать остается при нем», при чем указывал на сделанные им исцеления больных.

http://sedmitza.ru/lib/text/439660/

85-е Ап. Порядок Ветхозаветных книг в ныне употребительной у всех Библии неверен: 1) в ней книга Эсфирь разделяется на две части, и одна из них причисляется к каноническим, другая – к апокрифам, тогда как наст. Ап., 60 Лаод., 30 Карф., Афанасий и Амфилохий считают ее за одну; 2) книги Ездры разделяются и причисляются – одна к каноническим, другая к апокрифам, тогда как принимаются за одну – в тех же правилах; 3) книга Варуха и послание Иеремии отделяются от пророческих книг Иеремии и причисляются к апокрифам, тогда как Лаод. собор и Афанасий Великий все три считают за одну; 4) Маккавейские книги, показанные в Ап. Прав. в числе канонических, причисляют к апокрифам; 5) кн. Неемии причисляется к каноническим, тогда как о ней не упоминается ни в Ап., ни в Лаод., ни в Карф. правилах, ни у Афан., Григ, и Амфилохия; 6) в некоторых изданиях неканонические книги называются апокрифическими, тогда как они никак не должны быть называемы этим именем по Афан. Великому, потому что название апокрифических придумано еретиками с той целью, чтобы под этим именем можно было им писать все, что угодно, и обманывать простецов, выдавая такие книги за сокровенные (πκρυφα), древние книги святых. Таким образом, хорошо бы называть неканонические книги В. Завета не апокрифическими, а книгами для чтения (читаемыми – ναγινωσκμενα). Такими, главным образом, должны называться: кн. Неемии, Песнь трех отроков, Вил и дракон, Сусанна, потому что об этих книгах нет упоминания в указанных выше местах. Далее в Пидалионе следует обширное рассуждение по вопросам: 1) что есть св. Писание? 2) сколько в нем смыслов? 3) на каком диалекте написано? 4) на сколько книг разделяется Ветхий Завет ? и 5) сколько изданий или переводов его? 29-е 6-го. Лучшие рукописные типики вел. монастырей святогорских в великий четверток разрешают только на вино, а не и на елей, чему и должно следовать... 43-е 6-го. Молитва на пострижение в печатной книге оглашений Студита несправедливо приписывается Студиту... 19-е Лаод. В древних рукописных литургиях Вас. Великого нет слов: «преложив Духом Твоим Святым», также нет слов: «Господи, всесвятого Духа Твоего» ... и стихов (было говорено выше).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

После мятежа, однажды, митрополиту Иосифу указали стороною на одного 70-летнего священника, говорившего у себя дома по-польски. Архипастырь попросил оставить этого старца в покое, указывая на то, что дни его не долги, а между тем и он когда-то оказал большую услугу тем, что сам принял православие и мирно ввел его в своем приходе. До наступления мятежа сам митрополит иногда объяснялся по-польски с некоторыми старцами бывших униатами, которые могли говорить по-русски с величайшим трудом, как учившиеся некогда только по-польски и во всю жизнь имевшие очень мало случаев говорить по-русски. Старожилы помнят также, что Иосиф, по старой привычке, говорил иногда и с своим отцом по-польски, но с матерью – не иначе, как по-малороссийски. Письма же к своим родителям Иосиф всегда писал по-русски, даже в то время, когда они жили в Илинцах и еще оставались в унии. Вообще, до мятежа, отношения между русскими и поляками, православными и латинянами были довольно близкие. Многие туземные русские священники, а также столоначальники Литовской духовной консистории и смотритель женского духовного училища, были женаты на истых польках и католичках. Семинарский врач и епархиальный архитектор были католики и поляки. Тем не менее православные, говорившие с поляками и дома по-польски, не считали себя поляками, к неудовольствию последних, а русскими, точно так же как не считают себя французами бельгийцы и жители некоторых кантонов Швейцарии, хотя те и другие говорят по-французски. После воссоединения поляки считали туземных русских изменниками, отступниками. 322 «Материалы для истории русской церкви», при «Чтении в Московском обществе истории и древностей», 1882 год, ноябрь–декабрь, стр. 311. 324 Сравн. об этом статью Сушкова в «Чтение в московском обществе истории», 1869 год, I, стр. 174. 325 А. В. Белецкий, «Иосиф, митрополит Литовский, как поборник русских интересов в Северо-Западном крае», в «Вил(енском) Кал(ендаре)?», 1886 год, стр. 218. 327 До того времени существовал в Литовской епархии только один женский второклассный монастырь в Гродне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

18. Авва Антоний говорил: «Кузнец, взяв кусок железа, сначала смотрит, что ему делать: косу, меч или топор. Так и мы сначала должны поразмыслить, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться». 19. Он же говорил: «Покорность с воздержанием покоряет зверей». 20. Сказал некто блаженному Арсению: «От чего мы, при всем нашем образовании и мудрости, никаких добродетелей не имеем, а эти простолюдины и египтяне имеют столь великие добродетели?» Авва Арсений отвечал ему: «Мы от учености «мира сего» ничего не имеем, а эти простолюдины и египтяне приобрели добродетели от своих трудов». 21. Спрашивал некогда авва Арсений одного египетского старца о своих помыслах. Другой брат, увидя его, сказал: «Авва Арсений, как ты, столько сведующий в учении греческом и римском, спрашиваешь о своих помыслах у этого простолюдина?» Арсений отвечал ему: «Римское и греческое учение я знаю, но азбуки этого простолюдина еще не выучил». 22. Он же говорил: «Если взыщем Бога, Он явится нам, и если станем удерживать Его, пребудет с нами». 23. Авва Даниил сказывал об авве Арсении, что он всю ночь проводил в бдении и, когда перед рассветом природа побуждала его заснуть, говорил сну: «Иди, злой раб» – и, заснув на некоторое время сидя, тотчас вставал. 24. Рассказывали старцы, что однажды прислано было в скит несколько мелких смокв, и их, как ничего не стоящие, не послали к авве Арсению, чтобы он не обиделся. Старец, услышав об этом, не пошел в церковь и сказал: «Вы отлучили меня, лишив благословения, которое Бог послал братиям и которого я не удостоился получить». Все, услышав об этом, получили пользу от смирения старца. После того пресвитер пошел, отнес ему смокв и с радостию привел его в церковь. 25. Они же сказывали, что авва Арсений не более одного раза в год переменял воду, в которой размачивал ветви, только иногда подливал новой воды. А из ветвей вил он веревку и плел корзины до шестого часа. Старцы убеждали его, говоря: «Для чего не переменяешь воды на ветвях, она уже дурно пахнет». Арсений отвечал им: «За благовония и масти, которыми наслаждался я в миру, надобно мне терпеть это зловоние».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, и каждый из древних праведников имел ангела». Св. Нил, ученик свт. Иоанна Златоуста, говорит: «Знай, что свв. ангелы возбуждают нас к молитве и стоят с нами на ней, радуясь и вместе молясь о нас» («Добротолюбие» в русском переводе, т. 2, стр. 233). в)  Хранение и служение свв. ангелов спасению рода человеческого подтверждается, кроме того, многочисленными примерами из жизни святых. Вот несколько таких примеров: Св. Антоний Великий, будучи в пустыне, однажды впал в уныние и молил Господа указать ему: как спастись? И вот, он видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; потом опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был ангел Господень, который и сказал Антонию: «И ты делай так, и спасешься». Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать, и спасся. Св. Иоанн Лествичник о себе свидетельствует: «Когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» (Лествица, степень 27). В Патерике упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был ангелом. Пришедши к больному и узнавши причину его страдания, ангел-хранитель перстом своим, как бы ножом, разрезал болезненное место, очистил накопившийся там гной, потом рукой загладил рану, и этим действием исцелил пустынника и возвратил ему телесное здравие. Самый разительный пример попечительности свв. ангелов о людях, вверенных хранению их, представляется в истории юного Товии, составляющей главное содержание священной книги Товита. Из приведенных здесь немногих примеров видим, что свв. ангелы наблюдают за людьми и имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей. В притче Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре говорится: бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле (Лк. 16, 22). Эти слова Господни дают нам основание верить, что служение ангелов хранителей наших простирается и на последние минуты нашей жизни и за пределы настоящей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

и боролся с дикими зверями, встречаясь в непроходимых дебрях с целыми стадами волков, медведей, оленей и других зверей, как гласят жития северо-восточных отшельников русских – Трифона Печенгского, Никодима Кожеезерского, Антония Сийского, Павла Обнорского, Макария Унженского и других, которые в тоже время, по следам колонизации, распространяли христианство среди чудских и бесерменских племен 35 . И когда народ русский, призывая на помощь Георгия храброго, в основных частях, совершил первоначальную, подготовительную физическую культуру, архитектоническую обстройку и пограничную территориальную установку русской земли путем покорения и собрания всей земли, путем вольно-народного перехода и колонизационного самоустройства среди лесов непроходимых, среди финских и частью бесерменских племен, – тогда для него наступил многознаменательный в наших юридических актах Юрьев-день, – памятный доселе и в народной земледельческой истории и в народном физическом или сельско-хозяйственном дневнике – день Георгия храброго. Позволяя себе такую догадку об исторической основе народного стиха о Георгии храбром, мы тем не менее должны признать в нем, особенно по другой редакции его, и мифологические оттенки, восходящие к глубокой древности. По духовному народному стиху, изданному Киреевским, Егорий храбрый наезжал на светло-русскую землю еще в эпоху пастушеского быта наших предков, в эпоху доисторическую. Вместо людей, наезжал он на стада чудовищных, мифических животных, на стада летучих змиев, да рыскучих волков. Только пастухи этого последнего стада носят на себе обличье человеческое; но их чудовищный, сверхъестественный вид, напоминающий мифические, стихийные существа, в роде вил, русалок, леших, не оставляет ни малейшего сомнения, что Егорий храбрый наезжал еще вязыческие места светло-русской земли и притом в жилища мифических пастухов. И пастят стада три пастыря. Три пастыря, да три девицы На них тела, яко еловая кора, Влас на них, как ковыль трава 36 Как Илья пророк, под влияниям церковно-библейских изображений и мифологических народных воспоминаний, является в христианском народном миросозерцании громовержцем, небесным возбудителем и оживителем природы, а Георгий храбрый, под влияниям смутных мифологических и исторических воспоминаний народа, представляется земным устроителем, основоположителем физической и земледельческой культуры русской земли; так другие святые, особенно русские, в народном эпическом миросозерцании являются противоборцами прежним языческо-мифологическим силам или духам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Нечего уже говорить о других архимандриях на Волыни, как напр., о Жидичинской, которая когда-то считалась золотым яблоком, а теперь едва может содержать одного или двух монахов, а церковь стоит на подпорах. – Дорогобужская тоже обнищала и напоминает о себе только полуразвалившимися стенами своей церкви. – Архимандрия Браславская, около 1718-го года, переходя от одного владельца к другому, наконец пришла в такой упадок, что иногда и одного монаха не могла содержать, а церковь пришла почти в такой же упадок». «Перейдем теперь к архимандрии Дерманской и Дубенской, и спросим, отчего эти монастыри, славящиеся когда-то многочисленностью монахов и особенным благоволением Божиим, теперь известны только по имени, и со дня на день приходят все в большие и большие развалины? Вероятно нам скажут, что эти архимандрии пришли в такой упадок от того, что потомки князя Острожского начали отнимать понемногу фундуши своих предков. Но все таки и из тех фундушей, которые остались во владении этих монастырей, можно было бы содержать двух или трех иноков; но чем же тогда будут пользоваться их архимандриты? Стыдно описывать состояние Трокской архимандрии, основанной великим князем литовским Витовтом. Эта архимандрия имела не малое количество земли и десятины на некоторых имениях; теперь почти все это потеряла, благодаря особенной заботливости своих архимандритов. Не стану говорить о других, менее мне известных архимандриях». (Вестн. Зап. России, 1868, IV стр. 6–9). Базилианский орденъ сформировался окончательно в половине XVIII столетия, с подчинением власти протоархимандрита всех униатских монастырей. В это время базилианских монастырей, которых около времени Nexus’a считалось только до 30, простиралось уже свыше 160. Базилианские монастыри, основанные униатами. 1108 I. В нынешних Виленской, Гродненской и Ковенской губерниях: 1) Борунский, в ошмянском уезде, осн. в 1692 г. Николаем Пселяком. В 1874 г. упразднен, а церковь обращена в приписную к ольшанской церкви. (Акт. Вил. арх. ком. т. XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Кто в надежде на покаяние, поползается вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся он исполнить дела добродетели. Так увещевают нас святые Отцы не ослабевать в подвиге, исправлять себя в случае какого-либо падения и не оставлять молитвы ко Господу Иисусу Христу, силою Которого мы живем и движемся. В уповании на Его милосердие будем проводить жизнь нашу и ожидать кончины, о которой всегда должно помнить и просить у Господа Бога, чтобы Он послал нам кончину христианскую с напутствием Святых Христовых Таин, кончину непостыдну, мирну и доброго ответа на страшном Суде Его, ответа – в надежде на Его великое милосердие и любовь к роду человеческому, а кончины такой, о которой преподобный Феогност пишет: Неизъяснима и невыразима словами та сладость, которую ощущает душа, извещенная о своем спасении при разлучении с телом. Получая (теперь) то, чего надеялась, она оставляет тело как одежду, без скорби и с миром идет к пришедшему свыше светлому и тихому ангелу; беспрепятственно проходит с ним воздух, нимало не возмущаемая лукавыми духами, но восходит радостно, с дерзновением и восклицаниями благодарности, пока не будет приведена на поклонение Творцу и от Него получит определение – водвориться до общего воскресения с подобными ей и равными по добродетели 210 . 12 В греческой рукописи на поле написано примечание: «противным и вредным он называет здесь то, что противно телесному здоровью, или ревностному желанию подвигов и тщанию о них; как и в другом месте написано: когда увидишь юного летящим, возьми его за ногу и привлеки на землю». 33 См. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блажен. отцов, стр. 246. Изд. 1845 г. Москва. 37 Пр. отцов Варсануфия и Иоанна. Руководство к духовной жизни. Москва, 1855 г., стр. 312, Отв. 314-й 45 См. преп. отца нашего Нила Сор. Предание о жительстве Скитском. Москва, 1849. Стр. 70 и далее. 50 В гору Антония прислали однажды вина; один из пустынников поднес ав. Сисою две чаши вина. Сисой выпил первую, принял и вторую. Но когда он предложил ему в третий раз, Сисой не взял, сказав: «разве ты, брат, не знаешь, что есть сатана». См. Достопамятн. Сказания о подвижн. св. Отцов, стр. 240-я. Изд. 1-е. 1835 г. 73 Преп. отца нашего Марка подвиж. слова нравственно-подвижнические в русском переводе. Москва. 1858 г. стр. 264-я. 78 Под чем должно разуметь келейное правило, также и полунощницу, которая, как видно, тогда не читалась в церкви. 110 Преп. отца нашего Исихия слово душеполезное, гл. 28-я, стр. 12-я. Изд. 3-е, С.-Петербург, 1872 г. 167 В Лавре св. Саввы и других обителях на Востоке каждому из братий ставится отдельная часть пищи в особой посуде. Читать далее Источник: Монашеская жизнь по изречениям о ней св. отцов подвижников/[Архим. Ювеналий]. - 4-е изд. (без перемены). - Вильна : тип. Вил. св. дух. братства, 1898. - 175 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Прежде всего должно отметить, что автор не разделил своего сочинения на части, отделы или главы, а предлагает ряд отдельных очерков (до 20-ти счетом), каждый со своим заглавием. Первый очерк (стр. 11–22) «Общие замечания о сербской народной песне. Песни женские» предлагает краткую и общую характеристику сербских песен и в таком виде серьезного значения для главной цели автора иметь не может. Второй очерк (стр. 23–46) «политическая история Сербов», после замечаний об условиях зарождения и процветания эпической поэзии до падения и после падения сербского государства, представляет краткий перечень главных исторических фактов. Третий очерк (стр. 47–74) «влияние мифологии на религиозные воззрения Сербов» дает характеристику сербских вил, по исследованиям Афанасьева, Веселовского и др. и образчики песен о вилах. Сербские песни и далее нередко целиком приводятся в русском переводе самого автора. Все эти очерки составляют разве как бы введение к главному предмету исследования. Следующие очерки (стр. 75–184) носят заглавия: «Среча и Усуд» (счастье, доля и рок, судьба). «Загробное воздаяние». «Верования в святым». «Верования в ангелов». «Иоанн Креститель». «Пророк Илья». «Св. Георгий Победоносец». «Св. Николай». «Св. Сава». «Алексей Божий человек». «Св. Апостол Петр». «Пятница и Неделя». Автор задается здесь целью отметить, как отразилось —187— в народном сознании то или другое верование, та или иная личность святого и обыкновенно приводит на каждый случай соответствующие песни. В очерке: «св. Георгий Победоносец» (стр. 157–165) говорится между прочим о сербском обычае празднования «славы». На стр. 199–237 в очерке «Богомильство» автор кратко говорит о происхождении, характере и вероучении богомилов по исследованиям Веселовского, Кирпичникова и др. К сожалению автор почти совсем не коснулся вопроса о народном значении богомильского движения у южных славян. – Богомольством автор заканчивает обзор религиозного миросозерцания сербского народа. К каким же результатам пришел автор? «Из более или менее подробного обозрения отдельных верований – говорит он – видно, что сербскому народу присуще тоже двоеверие, за которое упрекали нас наши пастыри-писатели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского Память 19 января Преподобный Макарий Александрийский происходил из города Александрии 747 . Первое время своей жизни, он был торговцем овощей и святое крещение принял уже сорока лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан, вместе с которым принял начальство над монастырем, называемым Кельи, и находившимся в египетской пустыне между Нитрией и скитом. Он был самым искреннейшим другом преподобного Макария египетского , вместе с которым, – в царствование Валента, – по проискам александрийского лжеепископа, – арианина Лукия, – был изгнан из отечества. Неоднократно с сим преподобным Макарием он и проживал вместе. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника – Антония Великого , от которого они, будучи его учениками, неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Макарий египетский был старше и первый отошел к Господу. Сей же преподобный Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария египетского. Епископ Палладий в «Лавсаике» пишет о преподобном Макарии Александрийском следующее: – Я видел того, который был другом и соревнователем в благочестии святому Макарию Египетскому , – носившего и имя то же самое. Я разумею святого Макария Александрийского , который состоял пресвитером в местности, называемой Кельи, где и я пребывал в течение девяти лет. Из них я три года прожил вместе со святым Макарием, дела и знамения богоугодной жизни которого одни я сам видел, а относительно других узнал от живших с ним ранее. – Увидав однажды у Великого отца Антония набранные финиковые прутья, из которых тот вил веревки и плел корзины, Святой Макарий попросил у него один пучок тех прутьев, Святой Антоний на это ответил ему: – Написано: «Не желай вещи ближнего твоего» ( Втор.5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010