Господи, помилуй (40). Всесвятая Троице, Боже и Содетелю сего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и иже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитеся, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Таже постой мало Дóндеже утешатся вся чувства, рцы: «Блажен муж...» разумно, со умилением и вниманием сердечным. 97 . На Руси Псалтирь была настольной книгой, ибо по ней учили детей грамоте и страху Божию. Псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге псалмов. Псалмы выходят в православное богослужение. 98 . Блаженный Филимон, предаваясь подвижническим трудам, вил вервий и плел корзины, которые отдавал эконому, получая от него хлебцы которыми питался. У него было правило: пропевать за ночь всю Псалтирь и песни неспешно, без суетливости. Молясь и услаждаясь созерцанием небесного, ум его пребывал в духовном радовании, осеняемый Божественным просвещением. Больше всего святой авва Филимон услаждался чтением Псалтири: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями; ибо они объемлют все Божественное Писание». 99 . Преподобный Спиридон, подвижник Киево-Печерской лавры, имея страх Божий и ища премудрость Божию, знал на память всю Псалтирь, каждый день пропевая ее. Тридцать лет трудясь с другом своим Никодимом в печении просфор, он совершал ежедневное богохваление, воспевая Псалтирь и сподобился дара чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Мощи Д., согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), хранились в ц. мч. Романа у Харисийских ворот (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси: Сб. М., 1996. С. 454. Примеч. 59). Позднее эти сведения подтверждают рус. паломники: Антоний, архиеп. Новгородский, видевший мощи Д. во время паломничества в К-поль (1200), местоположение ц. мч. Романа Антоний указывает «у Романовых ворот» (Книга Паломник. С. 27, 58, 74, 86), Стефан Новгородский (ок. 1350), Игнатий Смоленский (XIV в.), диак. Зосима (XV в.). Однако в паломнических свидетельствах есть нек-рые противоречия. Так, диак. Зосима и Аноним 1424-1434 гг. упоминают о существовании в К-поле церкви, посвященной Д. Однако в Синаксаре К-польской Церкви (кон. X в.) говорится только о ц. мч. Романа, а ц. Д. не упоминается (SynCP. Col. 45-46). По мнению Р. Жанена, сведения о существовании ц. Д. в К-поле являются ошибочными ( Janin. Églises et monastères. P. 85-86). Частицы мощей Д. хранятся также в мон-ре Панагии Турлиани на о-ве Миконос (Греция) ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 167). О. Н. А. . Книга пророка Даниила - единственная в канонической части ВЗ пророческая книга, относящаяся к жанру апокалиптической лит-ры (см. Апокалиптика ). Состоит из 2 основных частей: исторической (Дан 1-6), повествующей о жизни Д. (см. выше), и пророческой (Дан 7-12), в к-рой излагаются бывшие Д. видения об Иудее и о языческих царствах: от вавилонского плена до прихода Мессии или до утверждения на земле царства «святых Всевышнего». В традиции греч. переводов в книгу включены т. н. неканонические добавления: Молитва Азарии и Песнь 3 отроков (добавления к Дан 3), «Сусанна» (Дан 13) и «Вил и дракон» (Дан 14). Видение прор. Даниилу четырех царств. Фрагмент иконы «Арх. Михаил с деяниями ангелов». Кон. XIV в. (ГММК) Видение прор. Даниилу четырех царств. Фрагмент иконы «Арх. Михаил с деяниями ангелов». Кон. XIV в. (ГММК) Видения Д.

http://pravenc.ru/text/171183.html

В-четвертых, потому, что три книги Маккавеев причислены к апокрифическим, а настоящее апостольское правило относит их к каноническим. В-пятых, потому, что книга Неемии помещена наряду с каноническими, хотя о ней вообще не упоминают ни это апостольское правило, ни Лаодикийский собор, ни Карфагенский, ни Афанасий Великий , ни Григорий, ни Амфилохий. В-шестых, потому, что в некоторых изданиях неканонические книги называются апокрифами, тогда как не должно вообще называть их этим именем, по словам Афанасия Великого (в вышеупомянутом послании), ибо название «апокрифы» выдумано еретиками для того, чтобы под этим названием писать что угодно и вводить тем в заблуждение простецов, выдавая свои книги за тайные (πκρυφα) и древние книги святых. Следовательно, хорошо неканонические книги Ветхого Завета называть рекомендуемыми для чтения, а не апокрифами. В собственном же смысле рекомендуемыми для чтения прежде всего должны называться следующие книги: Неемии, Хвалебная песнь трех отроков (См. Дан. 3:26–45 ), Вил и дракон (См. Дан. 14:3–28 ), Сусанна (См. Дан. 13 ), поскольку ни об одной из этих книг не упоминается ни в настоящем апостольском правиле, ни в правилах Лаодикийского собора, ни Карфагенского, ни у Афанасия Великого , ни у божественного Григория, ни у Амфилохия (у Оригена , однако, была беседа на Неемию). Мы не отклонимся от своей цели, если в настоящем примечании в качестве приложения к сказанному добавим и некоторые сведения для ознакомления, необходимые изучающим Священное Писание , а для любителей словесности предложим это как некую изюминку, приправу к яствам. Итак, мы скажем: 1) о том, что есть Священное Писание, 2) сколько смыслов у Священных Писаний, 3) на каком языке они написаны, 4) на сколько книг разделяются книги Ветхого Завета, 5) сколько изданий или переводов Ветхого Завета существует. 1. Божественное Писание есть слово Божие, записанное по Божественному вдохновению. Словом Божиим оно называется потому, что находится в связи с преданиями, а записанным – потому, что отличается от преданий, которые суть неписанное слово Божие. «По Божественному вдохновению» добавлено ради отличия от церковных правил и постановлений, записанных по Божию смотрению, а не по вдохновению, почему их и не называют богодухновенными писаниями. (Впрочем, изредка и правила Соборов называются богодухновенными, что явствует из разных мест книги «Синодикон», а косвенно еще из послания Карфагенского собора к Целестину .) Ведь можно написать письмо двумя способами: или продиктовать писцу те слова, которые хочешь написать, или только пересказать мысль и предоставить писцу изложить ее своими словами и выражениями. Так и Дух Святой Писаниям сообщил и сами слова, а Соборам только мысль, по Своему промышлению и просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

—559— 1896 г. Вот подлинная резолюция архипастыря, положенная им на особом списке, представленном ему 18 сентября: «Поименованные в особо приложенном при журнале списке лица, запрещенные мною в священнослужении, от запрещения разрешаются, о чем объявить им в день моей смерти». В течение всей своей болезни, после совершения над ним св. таинства елеосвящения, архипастырь не вкушал никакой пищи до самой кончины своей, и силы, естественно, с каждым днем оставляли его. Но особенную слабость почувствовал архипастырь 11 октября. В этот день утром он неожиданно обратился к своему родственнику, священнику Г. Ф. Виноградову, с приказанием: «читай!». Поставленный в недоумение, тот открыл св. евангелие и стал читать ему прощальную беседу Господа Иисуса с учениками, и видимо доставил ему высокое духовное наслаждение. Во время чтения пришел доктор и, убедившись в крайнем упадке сил, предложил владыке пригласить духовника, на что и получил согласие. Когда явился духовник, находившийся в то время в консистории, владыка сказал ему: «Я позвал вас благословить меня в другой путь.» – «Владыка святый, отвечал духовник, не желаете ли приобщиться св. Таин?» – «А у вас есть с собой св Дары»? – «Я съезжу, владыка.» – «Можете не поспеть сходите в мою церковь и принесите запасные св. Дары.» По принятии св. Даров, владыка продолжал слушать чтение св. Евангелия, но затем быстро заговорил: «в постель, в постель скорей!» и велел читать канон Богородице на исход души. До вечера этого дня он был совершенно спокоен. В 8 часов вечера он позвал пользовавшего его и безотлучно почти находившагося при нем врача – родственника, который назначен и исполнителем воли его по завещанию 351 , и, обращаясь к нему, сказал: «Я изнемогаю и чувствую близкий конец моей жизни. Делай, как знаешь, и как нужно. Я прошу у тебя прошения, если чем тебя обидел; Бог благословит». – Затем он благосло- —560— 1896 г. вил своего другого родственника, священника о. Виноградова и сказал: «Молись обо мне, Геннадий»! Обращаясь, наконец, к своим келейникам, владыка поблагодарил их: «спасибо вам за то, что вы хорошо служили мне»; каждому сделал отеческое наставление и каждого наградил, как мог, за верную себе службу. Ночь и следующее утро 12 октября владыка провел спокойно. Около часу по-полудни он выразил желание, по примеру прежних дней, прокатиться в кресле по комнатам, но едва провезли его два раза, как он почувствовал крайнюю слабость, и его снова положили на постель, с которой он уже более не вставал....

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но не для одного только нашего внешнего благосостояния необходимо нам, братие, трудиться, а и по другим причинам. Из священной истории мы знаем, что наши прародители до грехопадения, хотя ни в чем не нуждались, однако должны были хранить и возделывать рай. Почему это? Да потому, что праздность, как говорит древний и благочестивый мудрец, учит многому худому ( Сир. 33:28 ). Подобно сему и древние языческие мудрецы говорили «леность есть мать пороков». Значит если бы мы и не имели ничего понуждающего нас к труду, были бы вполне обеспечены в жизни своей, однако не должны избегать его, а должны трудиться, потому что это важно для внутреннего благосостояния нашей души. В житии преп. Антония Великого рассказывается, что его, по удалении в пустыню, особенно одолевали тоска по миру и волнение помыслов, ему часто казалось, что недостанет сил для борьбы. И вот, Господь подкрепил его видением. Видит он кто-то похожий на него, преп. Антония, сидит за столом и работает, потом, встав, начинает молиться, по молитве снова принимается за работу, далее молится опять. Затем услыхал голос преподобный «и ты так делай и спасешься». Антоний всегда помнил это дивное внушение и им подкреплял себя. Подобное сему повествуется в отеческих сказаниях об одном авве Ахилле. Однажды к нему пришли старцы для назидания. Они увидали, что авва ночью вил большую веревку, и просили его сказать им что-либо в назидание. Он сказал, «с вечера и до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них, но делаю эту работу, боясь, как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю, потому тружусь и делаю по силам моим», (Достоп. Сказ. 40 стр § 5). И действительно, братие, труд, соединенный с молитвою, предохраняет человека от грехов, он способствует развитию силы характера, приучает к терпению и укрощает страсти в человеке. Наоборот, братие, праздность, леность особенно развращают человека. «Нет ничего бесполезнее человека», говорит св. Иоанн Златоуст , «который проводит все время в бездействии и роскоши.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

( Иер.51:8 ), или в другом месте: пленен бысть Вавилон, посрамися Вил, победися Меродах, посрамишася изваяния его, сокрушишася кумиры их (там. 50:2). Подобным образом в видении Иоанна Ангел говорил: паде, паде Вавилон град великий, то есть, падет, разрушится, погибнет Вавилон, т. е. Рим. Вот и причина падения Рима: зане от вина ярости любодеяния своего напои вся языки. Было уже замечено нами, что пророки очень часто означали идолопоклонство словом – любодеяние. В подтверждение этого приведем один из многих пророческих примеров. Пророк Иезекииль выставляет Иудеям следующую причину их бедствий и блужение твое сотворися тебе, егда блудила еси во след языков, то есть, перенимала у язычников их идолослужение, и осквернялася в кумирах их ( Иез.23:30 ). И потому падение Рима приписывается преимущественно тому, что правители Римские и народ, упоенные безумною привязанностию к идолопоклонству, вводили в это несчастное заблуждение все народы подвластные Риму, распространяя повсюду ненависть к Церкви Христовой и преследование верных сынов ее. И третий Ангел в след его иде, глаголя гласом великим: иже аще кто поклоняется зверю и иконе его, и приемлет начертание на челе своем или на руце своей: и тот имать пити от вина ярости Божией, вина не растворена в чаши гнева Его, и будет мучен огнем и жупелом пред Ангелы святыми и пред Агнцем. И дым мучения их во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь покланяющиися зверю и образу его, и приемлющии начертание имени его (ст. 9, 10 и 11). Вот грозный приговор гонителям Церкви Христовой и всем, веровавшим в ложных богов (в зверя) и поклонявшимся их идолам. Нечестивцы будут осуждены на ужасное и вечное мучение. Зде есть терпение святых, иже соблюдают заповеди Божия и веру Иисусову (ст. 12). Ощутительным кажется, что увещательные сии слова относятся к Христианам, преследуемым идолопоклонниками, и имеют следующую связь с предшествовавшими угрозами Ангела. Как бы так сказано было: Христиане! идолопоклонники в будущей жизни пред Сыном Божиим Иисусом Христом и пред Ангелами святыми строго будут наказаны за их богохульство, равно и за то, что принуждают вас поклониться зверю и образу его и наложить на себя печать идолослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

«Неоспоримый опыт свидетельствует, – пишет один из знаменитых пастырей нашей Церкви, – что в сей земной жизни человека никакая способность его не образуется, никакое знание не приобретается, никакой успех не достигается без того, чтобы человек не впряг себя в какое-нибудь ярмо, не понес какого-нибудь бремени» (Слова и речи Филарета, митрополита Московского, т. II, с. 298). Значит, даже в том случае, если бы у нас были готовы все средства к жизни внешней, мы должны трудиться, если только дорого нам образование данных нам от Бога сил. Мы должны трудиться и как христиане, для которых и вся жизнь – подвиг, все течение земное – труд, и труд постоянный. Может ли быть спокоен странник до тех пор, пока не достигнет отечества? И христианин дотоле должен трудиться, пока не придет к своему Небесному Отечеству. «Мы должны жить, – говорит святитель Тихон Воронежский, – не в праздности, но в трудах добрых. Многие христиане, понеже хлеб готовый имеют, ни за какое дело приняться не хотят, но в праздности живут и в бесполезных и бездельных разговорах упражняются. Таковая праздность всему их злу научает. Таковые празднолюбцы и тунеядцы непрестанно грешат против Бога, глаголющего: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» ( Быт.3:19 ). Стыдно грешникам лежать, когда Сам Господь ради нас трудился» (Сочинения святителя Тихона, епископа Воронежского, т. XII, с. 21–22). Великие подвижники христианские, оставившие мир, дабы всецело посвятить себя на служение единому Богу, глубоко сознавали спасительное значение труда для жизни духовной, для преспеяния в благочестии. Сам отец иночествующих Великий Антоний, смущаемый унынием и помыслами, взывал некогда к Богу: «Господи! Я хочу спастись, а помыслы не дают мне. Что мне делать в своей скорби? Как спастись?» Вскоре потом Антоний увидел кого-то, похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Теперь – что такое икона? У нас, христиан, – нечто совершенно иное, по существу прямо противоположное. Икона – это священное изображение, обычно написанное на дереве или полотне красками, но изображение того, что не может не почитаться с полным благоговением всяким верующим, именно духовно содержащим свою христианскую религию. Мы знаем, чьи эти иконы: Бога, ангелов и святых Его, а всего чаще – в каждом храме и почти в каждом доме – Спасителя и Богоматери, так что всякий, кто захочет отчетливо, конкретно представить себе нашу православную икону, прежде всего в сознании своем должен воспроизвести, столь знакомый каждому из нас, пречистый Лик Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии. И, конечно, никто не дерзнет сказать, что и у нас на иконе изображается ложь или выдуманное. Нет, у нас на иконе – всегда истина, то, что было и есть в действительности, и прежде всего, неоспоримые и для неверующих, исторические лица, каковыми являются не только Спаситель и Богородица, но и святые апостолы, и святители. Николай Чудотворец или Иоанн Златоуст , преподобные подвижники, также всем известные из истории, Феодосий Печерский или Сергий Радонежский. И при этом, как мы уже говорили, святые все – не как боги, а только как «друзья» 1029 , угодники Божии, и молитвенники и предстатели наши перед престолом Всевышнего 1030 . Далее, в язычестве всегда, даже и там, где почитались в идолах где-то на Олимпе живущие старшие или младшие боги (du maiores et du minores), все поклонение и почитание приурочивалось именно к данному идолу и месту, – как месту если не бытия, то временного обитания данного бога. Ведь Вил Вавилонский был по существу богом солнца, о котором там знали, что оно высоко и далеко на небе, и однако ему именно отвели – для ночлега – верхнее помещение храма, ему оставляли на ночь и пищу, оставаясь в простодушной уверенности (кроме кучки обманщиков жрецов), что он-то и съедал оставленные туши, утоляя тем свой голод 1031 . Так и образованным членам Афинского ареопага ап. Павлу нужно было пояснять, что «… Бог не в рукотворенных храмах живет, требуя что», выясняя Вседовольство Его в Себе и Премирность. В христианстве (говорим вообще «христианстве», ибо отрицающих всякие священные изображения религии нашей совсем малозначительная группа) и здесь – иное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

— Почему иногда они приходят сами по себе, а иногда только с помощью сердечных усилий. — Слезы, — ответил он, — подобны буре и ливню, а монах — что земледелец. Он должен, когда придут слезы, биться за то, чтобы не пропала ни одна капля, но все попало в сад сердца и напоило его. Говорю вам, чада, что часто бывает только один дождливый день за весь год, но он спасает весь урожай. Поэтому, если мы поймем, что слезы пришли, будем изо всех сил сохранять их, настойчиво моля Бога. Ведь мы никогда не знаем, выпадет ли такой дождь еще раз. 18. Мы снова спросили: — Как же, отче, сохранить умиление, когда оно приходит? — В тот день или час ни с кем не нужно встречаться и хранить сердце и утробу свободными от мечтаний, что вот, мол, такой–то всем своим существом плачет и погружен в молитву и в чтение. Когда придет к нам скорбь, то она сама нас научит что способствует слезам, а что мешает. Я знал брата, — продолжал авва Феодор, — который жил в своей келье и вил веревки. Когда приходили к нему слезы, он вставал на молитву, но тотчас его молитва встречала препятствия. Он снова садился, начинал вить веревку и сосредотачивать свой ум, и тотчас приходили слезы. Подобным образом происходило и при чтении. Когда он сокрушался, то поднимался на молитву, и тотчас слезы оставляли его. И как только он вновь брал в руки книгу, слезы приходили снова. Тогда брат сказал себе: «Правильно изрекли отцы, что скорбь — учитель. Ибо она учит человека всему полезному для него». Думаю, — добавил он, — во время молитвы слезы прекращались по двум причинам. Прежде всего, он еще не стяжал чистую и немечтательную молитву, он рассеивался в мечтах ума и утрачивал прежнее умиление; а когда садился за рукоделие и чтение, то мог лучше сосредоточиться умом. Кроме того, такое было необходимо, чтобы он не приписывал себе заслугу плача, будто он своим усердием и молитвой обеспечил себе эту добродетель. Плач — это дар, зависящий только от милости и благодати Божией. Это подвигало его благодарить милостивого Бога и еще больше смиряться, а смирение позволяло дольше удерживать плач.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

Безмолвный и уединенный, без всякой защиты со стороны людей, отшельник жил в беседе с Господом и с надеждою на Него. Раз злые люди вошли в его келью, ограбили иконы, книги и другую бедную собственность отшельника, избили его самого немилосердно, а один пронзил копьем ребро его. Едва живой, покрытый кровью, подвижник со слезами благодарил Господа и молил простить врагов, увлекшихся грехами корысти и злости. Он исцелел быстро; хищники, потеряв дорогу, блуждали три дня около озера; двое из них, ожесточившись, осыпали имя пустынника бранью, и скоро, упав в воду, утонули. Остальные раскаялись, возвратили Никандру отнятое у него и просили помолиться за них; отшельник отпустил их с миром. Народ стал собираться к нему, желая слышать наставления из уст подвижника. Отшельник провел уже 15 лет в уединении, но и теперь боялся славы человеческой. Убегая известности, опасной для души, он снова пришел в Крыпецкую обитель. Здесь поручили ему должность уставщика и потом келаря. Жизнь его была и здесь так же строга, как в отшельничестве. Пять дней довольствовался он хлебом с водою и только по субботам и воскресным дням вкушал не много вареной пищи. Днем, сверх возложенного послушания, носил он воду и дрова для братии, а ночью молился. По временам, уходя из обители в лес, обнажал он до половины тело свое и отдавал его в пищу насекомым, а сам прял волну и в то же время пел псалмы. Строгость его по званию келаря и жизнь, не похожая на жизнь большинства братии, казались тяжкими для слабых. Тогда он, заметив, что тяготит собою других, решился оставить обитель; в 3 верстах от нее, на острове, поставил себе хижину и опять стал подвизаться в уединении. Но и здесь жизнь его колола глаза слабых. – Когда стали приходить ревнители благочестия за советами отшельника, братия обители еще более вознегодовала на него и говорила: «Никандр отнимает доходы у монастыря.» Подвижник оста- вил их в покое и отправился опять на р. Демьянку. На дороге в пустыню, в с. Локотах, нетрезвые крестьяне избили его по подозрению, – не из числа ли он злых людей, сожегших перед тем дом одного из них? Пре-

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010