В этом отношении Дух совершенно сходен с Сыном, отличаясь только тем, что Он иначе происходит от Отца, чем рождающийся от Него Сын, как сам Св. Григорий говорит об этом в другом месте: «будучи едино со Отцом по несозданности (Дух) отличается от Него тем, что – не Отец, подобный оному Отцу; при единстве с Сыном и при несозданности, составляя с Ним едино и потому, что причину бытия Он имеет в Боге всяческих, не одно с Сыном опять по той своей особенности, что происходит от Отца не так, как Единородный» 43 . И бл. Августин видит совершенно одинаковую параллель, как в происхождении Сына от Отца, так и в об- разе исхождения от Него св. Духа. «Отец не уменьшил себя, – пишет он, – чтобы родить из Себя Сына, но так родил из Себя другого Себя, что весь остаётся в Себе, и пребывает в Сыне таков, каков и один; равно (similiter), и Дух Святой, всецелый из всецелого, не удаляется от Того, откуда исходит (integer de integro, non praecedit, unde procedit), но таков с Ним, каков из Него, не уменьшает Его исхождением своим, и не увеличивает своим пребыванием в Нём» 44 . Совершенно одинаковым представляется здесь отношение к Отцу как Сына, так и Духа Святого, по образу заимствования ими своего бытия от Отца. Сын рождается от одного Отца и безо всякого посредства, ничем не отделяясь, и не отдаляясь от Него; так точно, следовательно, исходит и Дух Святой. Он всецело исходит от Отца, следовательно, безо всякого участия и посредства со стороны Сына. Точно таким же образом рассуждает об этом предмете Кесарий: «Сын и Дух Святой, – пишет он, – произошли от Отца не как люди (происходят), не через истечение, или отделение, или отдаление, но, как из источника реки, которые из него, и в нём и с ним, и как лучи из солнца, которые в нём и с ним и из него... Отец – родил Сына, и произвёл Духа по естеству неизреченным образом, независимо от всякого времени, прежде веков» 45 . В совершенно одинаковом непосредственном отношении ставятся к Отцу, как родителю и изводителю, Сын и Дух Святой, хотя первый имеет от Него бытие в образе рождения, а последний – в образе исхождения. Подобной же мыслью проникнуты и следующие места у учителей 5 века, Павлина, епископа Ноланского, Максима, епископа Тавринского, Проспера Аквитанского, епископа региенского, и св. Анастасия, патриарха Антиохийского 6 века. Павлин, например, пишет следующее: «Дух Божий, равно как и Слово Божие, тот и другое – Бог, пребывая во единой главе, и происходя из одного источника – Отца, только Сын – через рождение, а Дух – через исхождение, при сохранении каждым своего личного свойства, более отличны, нежели различны между собой» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Обратив затем внимание на замечательное совпадение многих религиозных церемоний, обрядов и чинов, описанных в недавно открытом паломничестве Сильвии Аквитанской IV в. с подобными обрядами и церемониями, изложенными в нашем памятнике, автор пришёл к мысли – «все эти обычаи, церемонии, литании и проч. поставить в генетическую связь, рассматривать их в процессе исторического движения и тех естественных наслоений, какие появлялись в них под условиями иного времени и иных обстоятельств в жизни Иерусалимской церкви». Отсюда произошли особого рода примечания, в которых автор старался тёмные и не вполне понятные места одного памятника более ранней эпохи и повествовательного характера сближать и объяснять подобными местами из позднейшего литургического памятника и наоборот, и в некоторых случаях достиг счастливых результатов. «При решении вопросов топографии и археологии Палестины мы воспользовались, – говорит автор, – доступной нам русской и иностранной паломнической литературой, но по всем этого рода вопросам мы выступали со своим посильным словом лишь в тех случаях, когда чувствовалась в том настоятельная потребность: 1) когда в существующей и богатой уже по палестиноведению литературе замечался положительный пробел; 2) когда своими соображениями и доступными нам фактами мы желали подтвердить соображения и гипотезы своих предшественников в решении одних и тех же вопросов и прояснить недосказанное ими и 3) наконец, когда мы не могли разделять существующих теорий, гипотез и положений по тому или иному затронутому нами вопросу. В тех же случаях, когда нам приходилось бы повторять мысли и факты своих предшественников, чтобы не увеличивать напрасно объёма своей книги – мы предпочитали отсылать своих читателей непосредственно к капитальным исследованиям по этим вопросам наших известных учёных палестиноведов профессоров В.Г. Васильевскаго , И.В. Помяловского, А.А. Олесницкого , архимандрита Антонина и других... При объяснении технических слов и названий должностных лиц византийского языка нам неоценённую услугу оказали словарь Дюканжа, примечания Рейске, Гоара и др.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

захватили Лиссабон. Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую Землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска. Раймунд Антиохийский (1099-1149) — Раймунд де Пуатье, князь Антиохии с 1136 г., дядя Алиеноры Аквитанской. Нуреддин (Нур ад-Дин) — Нур ад-Дин Махмуд, " светоч веры " (1118-1174), сын мосульского атабека Имад ад-Дина Зенги I (см. прим. 61 к гл. II), которому наследовал в 1146 г. Владел Алеппо и Эдессой. Успешно вел борьбу с крестоносцами, разгромив короля Иерусалимского Амальрика (Амори) I. Генрих Лев — герцог Баварии и Саксонии из рода Вельфов (1129-1195), сын Генриха Х Гордого, наследовал своему дяде Вельфу VII в 1142 г. Расширил на восток свои владения за счет славян, присоединил Мекленбург и Померанию, став одним из самых сильных феодалов Германии. За отказ предоставить военную помощь императору Фридриху I Барбароссе против ломбардцев был по решению рейхстага изгнан из своих владений и в 1181 г. бежал к английскому королю Генриху II, на дочери которого Матильде был женат. Вернулся в Германию в 1188 г., но, отказавшись отправиться в третий крестовый поход под началом императора, был вновь изгнан. Вернувшись через несколько месяцев, попытался отвоевать свои владения силой. Его сын Оттон, герцог Люнебург-Брауншвейгский, сумел добиться императорской короны в 1198 г., но не смог закрепить ее за Вельфами. Альбрехт Медведь — маркграф Бранденбургский (ок. 1100-1170), сын Оттона Богатого, графа Балленштедтского и Аршелебенского, которому наследовал в 1123 г. Безуспешно боролся с Генрихом Львом за обладание Саксонией, добился успеха в войне с вендами (см. прим. 21), населявшими Бранденбургскую марку. В 1157 г. завершил покорение вендов, способствуя заселению своих новых владений немцами и голландцами. Венды (полабские славяне) — племена бодричей и лютичей, жившие с 40-х гг. XI в. на побережье Балтийского моря между устьями Лабы и Одры. Карл I Великий (ок. 742-814) — король франков с 768 г., император с 800 г., сын Пипина Короткого и Берты Большеногой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Тайная вечеря. Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-де-ла-Пенья. Кон. XII — нач. XIII в. Тайная вечеря. Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-де-ла-Пенья. Кон. XII — нач. XIII в. Рельефы мастера из Хаки повлияли на работу скульпторов, оформлявших клуатр собора. Ансамбль собора Сан-Педро послужил источником иконографических мотивов для арагонских скульпторов XII в.: напр., композиция с хризмой встречается в тимпанах церквей Санта-Мария в Санта-Крус-де-ла-Серос (пров. Уэска) и Сан-Мартин в Ункастильо (пров. Сарагоса) (освящена в 1179). Влияние мастера из Хаки заметно также за пределами Арагона: между 1110 и 1120 гг. он работал над оформлением ц. Сан-Мартин во Фромисте (пров. Паленсия). Примерно в то же время один из его учеников принимал участие в возведении портала Агнца в соборе Сан-Исидоро в Леоне. Чуть раньше скульпторы, связанные с мастером из Хаки, выполняли капители для деамбулатория и трансепта базилики в Сантьяго-де-Компостела. Манера мастера из Хаки прослеживается в аквитанском соборе Асомпсьон в Лескаре (деп. Атлантические Пиренеи, Франция, XII в.). К посл. трети XI в. относится скульптурный декор ц. Сан-Педро в замке Лоарре (пров. Уэска), ок. 1079 г. (Электр. ресурс: www.universalis.fr/encyclopedie/aragon). Капители близки по стилю к скульптуре базилики Сен-Сернен в Тулузе; их тематика также характерна для юга Франции и И. кон. XI в.: орлы, грифоны, русалки. Сцены со львами - самые многочисленные в Лоарре. Сюжеты часто напоминают сюжеты на капителях собора Сан-Педро в Хаке, напр., персонажи и птицы верхом на львах или Даниил во рву львином. Мастеру из Лоарре свойственен более декоративный подход в изображении волос, крыльев ангелов, шерсти львов; персонажи пребывают в застывших позах, их пропорции тяжеловесны, жесты угловаты, а лица напоминают маски; особенно это заметно в сценах с обнаженным фигурами (напр., в сцене «Грехопадение»). История праотца Иова. Капитель клуатра собора Санта-Мария-ла-Реаль в Памплоне. Ок. 1140 г. (Музей Наварры) История праотца Иова. Капитель клуатра собора Санта-Мария-ла-Реаль в Памплоне. Ок. 1140 г. (Музей Наварры)

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Быстро урегулировав домашние дела на время своего отсутствия, оба монарха снова встретились в Везиле, еще раз торжественно поклялись в приверженности общему делу, призвали громы небесные на уклонившихся от священного обета и расстались закадычными друзьями: Ричард, чтобы погрузить войска на корабли в Марселе, Филипп – в Генуе. В тот момент им и в голову не приходило, сколь недолговечной окажется их дружба. Увы, она не могла быть прочной у этих двух государей, имеющих столько поводов к соперничеству. Оба молодые, пылкие, храбрые, щедрые, Филипп – более государственный деятель, Ричард – скорее полководец, они обладали равным честолюбием и страстью к славе. Жажда прославиться толкала их в Святую землю гораздо больше, нежели набожность. Тот и другой, болезненно гордые и скорые на отмщение обиды, они не знали другого суда, кроме собственного меча, и в своем высокомерии каждый считал себя униженным, требуя мира или соглашаясь на него. Чтобы представить себе, какую надежду можно было питать на дружбу этих государей, достаточно вспомнить, что Филипп, едва взойдя на престол, показал себя непримиримым врагом Англии, а Ричард был сыном той самой Алиеноры Аквитанской, первой жены Людовика VII, которая бросила своего мужа, похваляясь ненавистью к Франции. Пока происходили все эти события, архиепископ Тирский, давно перебравшийся в Германию, старательно обхаживал императора Фридриха Барбароссу. Этот государь уже прославил свое имя в сорока сражениях, но его век признавал лишь ту славу, которая зарабатывалась в Азии. Соглашаясь взять оружие для участия в новом походе, Фридрих исходил, впрочем, не только из желания заслужить славу у набожных современников, но и стремясь наладить отношения с папой, с которым долго враждовал. Его решение поддержали вельможи и прелаты, собравшиеся в Майнце. Под громкие возгласы их одобрения император поднялся с престола и принял крест из рук Вильгельма. Его примеру последовал сын, герцог Швабский, а также многочисленные князья, светские и духовные, в том числе властители Австрии, Моравии, Бадена и епископы Безансонский, Мюнстерский и Оснабрюкский. Что же касается простого народа, то его энтузиазм пришлось даже умерять и число рвущихся в поход – ограничивать. Фридрих, ходивший некогда со своим дядей Конрадом во Второй поход, знал по опыту, какие беспорядки могут произойти от непомерного множества бродяг и проходимцев, примазывающихся к движению; он согласился взять с собой только тех, кто обладал не менее чем тремя марками 3 серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба эти ордена заслуживали бы величайшей похвалы, если бы с течением времени они не развратились своими успехами и богатствами и не стали бичом для государства, которому поначалу их храбрость была опорой. 1131 г. Между тем государство ожидали новые перемены. В разгар своих успехов и побед король вдруг почувствовал близость смерти. В последний свой час он приказал перенести себя к Гробнице Иисуса Христа и тут же скончался на руках дочери своей Мелисанды и ее мужа Фулька Анжуйского (1131). Балдуин Бургский отличался храбростью, но злая судьба не допустила его принять значительное участие в славных событиях, ознаменовавших его царствование. Восемнадцать лет он был графом Эдесским, двенадцать – королем Иерусалимским; два раза находился в плену и семь лет просидел в оковах. Считали, что он был более набожен, чем подобало князю и воину; «руки его и колени одеревенели от благочестивых упражнений», – замечает летописец. Особое внимание он уделял внутреннему устройству государства; он дал хартию армянам, сирийцам, грекам и даже сарацинам, которая дозволяла им привозить в город без пошлины вино, пшеницу и зерно; при нем же был созван Собор для изыскания мер против испорченности нравов, не давший, впрочем, заметных результатов. Балдуин II не имел ни слабостей, ни достоинств своего предшественника. Но он унес с собой искренние сожаления христиан, видевших в нем последнего из соратников Готфрида. Фульк Анжуйский беспрепятственно занял престол, поскольку Балдуин заранее готовил его к этому, женив на своей дочери и сделав соправителем. В начале царствования он был занят восстановлением порядка в княжестве Антиохийском. Сын Боэмунда, прибывший из Италии, погиб во время одной стычки в Киликии; его вдова Алиса, сестра Мелисанды, пытаясь захватить власть, подняла смуту, которую королю с трудом удалось ликвидировать, выдав дочь Боэмунда за Раймунда де Пуатье, брата герцога Аквитанского, поставив Раймунда во главе княжества и выделив мятежной Алисе в качестве компенсации Лаодикею. Но этим дело не кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(1175/76 - 19.05.1218, замок Харцбург, ныне земля Н. Саксония, Германия), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204). В 1180 г. из-за конфликта с имп. Фридрихом I Барбароссой и рядом герм. князей герц. Генрих Лев, отец О., был лишен большей части своих владений (кроме Брауншвейга и Люнебурга), в 1182 г. ему вместе с семьей пришлось удалиться в изгнание ко двору англ. кор. Генриха II. Детство О. прошло во владениях Плантагенетов, в Англии и на их континентальных землях (в Нормандии, Анжу, Мене, Пуату, Аквитании). В документах англ. казначейства сохранились записи о расходах на содержание двора герц. Генриха Льва, в т. ч. на учителей для О. и его младшего брата Вильгельма. О. отличался высоким ростом и крепким телосложением, считался искусным рыцарем, любил поэзию трубадуров и романы. На его личном гербе наряду с имперским орлом были изображены 3 леопарда - символ Плантагенетов ( Giese M. Der Adler als kaiserliches Symbol in staufischer Zeit//Staufisches Kaisertum im 12. Jh. Regensburg, 2010. P. 330). О. пользовался расположением своего дяди по материнской линии Ричарда (в 1189-1199 король Англии Ричард I Львиное Сердце). Вскоре после восшествия на престол Ричард I дал О. в качестве феода англ. графство Йоркшир (1190), но из-за протеста местных баронов отменил это решение. В кон. 1192 г. англ. король, возвращавшийся из 3-го крестового похода, был захвачен в плен австр. герц. Леопольдом V, который передал его имп. Генриху VI Штауфену (1191-1197, король Сицилии с 1194). В февр. 1194 г. кор. Ричарда I освободили в обмен на выплату огромного выкупа и выдачу неск. заложников, среди к-рых были О. и его младший брат Вильгельм. После возвращения О. в Англию (к дек. 1194) возник план его женитьбы на Маргарите, дочери шотл. кор. Вильгельма I Льва (1165-1214), с тем чтобы О. стал его наследником. Однако из-за недовольства части шотл. знати брак не состоялся. После смерти герц. Генриха Льва (6 авг. 1195) основная часть его владений перешла к старшему сыну Генриху († 1227), в результате женитьбы ставшему также пфальцграфом Рейнским. О. унаследовал лишь г. Хальденслебен (ныне земля Саксония-Анхальт). Осенью 1196 г. получил от англ. кор. Ричарда I богатое графство Пуату.

http://pravenc.ru/text/2581745.html

А. Кулаковский в письме от 20 декабря 1897 г.: «Позвольте от души поздравить Вас с третьей звездой, которая Вас уже украшает. Мало теперь их для Вас уж и осталось в будущем, а там пойдут бриллианты»), 857 с 30-летием педагогической и научной деятельности Помяловского (типичной была телеграмма профессора Новороссийского университета А. И. Алмазова : «Все годы Вашего служения Вы были светильником, который не только светил, но и согревал всех соприкасавшихся с Вами. Дай Вам Бог сил еще долгие годы быть таким же благотворным источником света и добра»). 858 Более содержательными были отзывы на выходящие из печати труды ученого. Например, о переводах Помяловским палестинских житий Η. П. Кондаков отозвался так (в письме от 10 марта 1893 г.): «Спасибо В. Н. Хитрово : он послал мне издания Палестинского общества, и я буквально проглотил, как конфетку, перевод житий. Сколько Вы дали себе труда, и как свежо выходит житие, читаешь как новейший психологический роман! Senza compliment!, Ваш перевод показывает пример, как под привычною греческою риторикою должно отыскивать реальную подпочву. Если бы такие переводы (sic!), мы получили бы иное понятие об отеческой литературе. Словом сказать, я читал эти жития, как я читаю теперь Флобера, смакуя фразу за фразою». 859 Немало в переписке было уделено внимания публикации Помяловским паломничества по святым местам св. Сильвии Аквитанской: 860 все детали публикации обговариваются в письмах В. Н. Хитрово к Помяловскому за 1886–1889 гг., из которых явствует, что Хитрово принимал активное участие в подготовке издания, вел переговоры с графом Рианом с целью заполучения рукописи из Ареццо (сошлись на изготовлении списка с нее, которое осуществил в 1887 г. И. И. Холодняк, см. об этом списке выше), а по напечатании назначил гонорар в размере 962 р. 60 к. Помяловскому и 75 р. М. Н. Крашенинникову (последнему – за составление указателя); 861 Η. Ф. Красносельцев в письме из Казани от 23 октября 1888 г. извещает Помяловского о том, что в Иерусалиме встретился с В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Параллельные черты в сирийском и ирландском монаше­стве отмечали многие исследователи: «Кельтская аскетическая традиция, – писал А. Л. Дворкин, – являет родство с сирийским монашеством, правда, с поправкой на местные климатические условия. Для смирения плоти практиковались многочасовые воз­девания рук, тысячи поклонов, длительные погружения в холод­ную воду» 1149 , а крайний аскетизм сирийских подвижников прояв­лялся в том, например, что они «жили в крохотных помещениях (меньше человеческого роста) на открытом воздухе либо в под­вешенных корзинках; ... носили вериги, приковывали себя цепя­ми к скалам; многие, не вкушая даже хлеба и вина, питались тра­вой, как повествуют блаженный Феодорит и Созомен» 1150 . Святой Патрик был рукоположен в диаконы и затем в пре­свитеры. Около 420 г. он обращался к папе Бонифацию с прось­бой направить его на миссионерское служение в Ирландию, но получил отказ. Вторую подобную попытку Патрик предпринял уже только в 432 г м и на этот раз папа святой Целестин посвя­тил Патрика в епископа и он направился в Ирландию пропове­довать островитянам учение Христа. Правда, и ранее, «до первой половины V века, в стране име­лись приверженцы христианства, общины которых располага­лись на юге острова – на землях племен Осрайге, Деси и Корку Лойгде. Тамошние монастыри чтили своих святых-основателей, жития которых частично дошли до нас. И скорее всего они действительно имели достаточно древние корни» 1151 . Подавле­нию Патрика предшествовала проповедь, которую начал на юге Ирландии епископ Палладий, посланный по просьбе епископа Проспера Аквитанского в Шотландию. «Почему Палладий попал в Ирландию, был ли этот акт запланированным или же епископ ревностно стремился к просвещению нового народа – на это ответа... нет» 1152 . Но Палладий скончался в самый год своего при­бытия на остров, так что в историю апостолом Ирландии вошел не он, но святой Патрик. В своем миссионерском служении Патрик претерпел мно­го опасностей, столкнулся с враждебными выпадами со сторо­ны друидов, но получил поддержку со стороны королей, а так­же родовой и военной знати. Короли предоставляли ему земли для строительства церквей и монастырей. «Правда, друид Мата, сын Умойра, предостерег верховного короля Ирландии Лоэгайре, что Патрик отберет у него власть над живыми и мертвыми, потому король и не пожелал склониться перед авторитетом свя­того. (Хотя один из авторов жития Патрика VII в. полагает, что и Лоэгайре принял христианство). Предание гласит, однако, что он все же велел запрячь для него колесницу с девятью конями, ибо «так приличествовало богам» 1153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Новые качества многоголосия были теоретически обобщены в анонимных трактатах рубежа XI и XII вв.: «Миланском трактате об органуме» в 2 частях - прозаической с заголовком «Ad organum faciendum» и стихотворной (Ambros. M. 17), в 2 берлинских трактатах (Berolin. SB. Theol. lat. quart. 261), в трактатах из Брюгге (Brügge. Stadsbibl. 528) и Монпелье (Montpellier. Bibl. de l " Université. Sect. de Médicine. H. 384). Пример 3. Органум «Alleluia. Vocavit Jacobum» (начало) в рукописи: Santiago de Compostela. Catedr. Пример 3. Органум «Alleluia. Vocavit Jacobum» (начало) в рукописи: Santiago de Compostela. Catedr. В прозаической части «Миланского трактата...», в к-ром учение о свободном О. представлено наиболее полно, оно названо учением о «свойствах звуков» (natura vocum). По сути это 1-е учение о функциональном значении созвучий в муз. форме. О. складывается из построений от 2 созвучий и более. В трактате из Монпелье как предельное описывается построение из 8 созвучий, но в муз. примерах из трактатов встречаются и более обширные образования. Построение замыкается оборотом из 2 созвучий, к-рый заключает противоположное движение к унисону или октаве. Данный оборот, получивший название «копуляция» (лат. copulatio - соединение, связь), выполняет функцию, сходную с функцией каданса в более поздних исторических стилях, являясь формообразующим фактором. Это очень важный, яркий момент в форме. В стихотворной части «Миланского трактата...» сказано, что последнее созвучие в построении достигается «с удовольствием». Подобным же образом регламентировано использование созвучий на др. участках О. Появление мелизматического О. отмечено прежде всего в 3 рукописях, происходящих из аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе (Paris. lat. 1139, кон. XI в.; 3549, 3719, XII в.), поэтому данный этап в истории О. получил название «эпоха Сен-Марсьяль». В примере 3 приведено начало мелизматического О. «Alleluia. Vocavit Jhesus Jacobum» из испан. Кодекса Каллиста (Santiago de Compostela. Catedr. Fol. 218, сер. XII в.), муз. материал к-рого близок по стилю к аквитанскому репертуару. Скорее всего, мелизматический О. был записан уже после того, как получил распространение в виде импровизационной практики. Основой для него стал свободный О. Группы мелизматики в органальном голосе включают в среднем 3-4 тона на 1 тон богослужебного напева, но могут доходить и до 10 тонов. Расцвеченный мелизматикой сочиненный голос помещается над богослужебным напевом и лишь изредка опускается ниже его. Голос, к-рый изначально дополнял богослужебный напев, становится ведущим, функционально главным. Голоса нотируются партитурно, что сохранится для О. как норма.

http://pravenc.ru/text/2581479.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010