составление и перевод А.А. Бурова Святой Палладий, епископ, апостол Шотландии († около 450, память 6 июля) Святой Палладий (Palladius) был римлянином, и имеется мнение, что он был диаконом римской Церкви. По крайней мере, св. Проспер Аквитанский в своей летописи, сообщает нам о том, что когда Агрикола, известный пелагианец, нанёс ущерб церквям Британии, занеся туда тлетворную ересь, папа Римский Целестин по просьбе диакона Палладия в 429 году отправил туда св. Германа, епископа Осерского, дабы вернуть британцев в истинную веру. В 431 году папа Целестин направил Палладия, первого епископа, в Шотландию для утверждения веры во Христа. Ирландский писатель в Жжитии св. Патрика говорит, что св. Палладий проповедовал в Ирландии незадолго до святого Патрика, но вскоре был изгнан из страны королём Лейнстера (Leinster) и вернулся в Северную Англию, где создал свою первую миссии. После того, как св. Палладий покинул Ирландию, он перебрался к шотландцам в Северную Англию согласно св. Просперу Аквитанскому в консульство Басса (Bassus) и Антиоха (Antochius), в год 431 от РХ. Он проповедовал там с большим рвением, и создал значительную церковь . Шотландские историки сообщают, что вера была насаждена в Северной Англии около 200 года, во времена короля Дональда, когда Виктор был папой Римским. Все они признают, что Палладий был первым епископом в этой стране и считают его тамошним первым апостолом. Святой умер в местечке Фордун (Fordoun), в пятнадцати милях от Абердина, примерно в 450 году. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прямых упоминаний о деятельности П. в раннесредневек. источниках вне Ирландии нет. При этом о миссии св. Палладия в Ирландию говорится в «Хронике» и др. сочинениях Проспера Аквитанского 420-430 гг. В 429 г. Проспер также рассказал о поездках в Британию св. Германа Автиссиодурского (Осерского) и о его борьбе там с пелагианством . Спустя 2 года (431) св. Палладий вновь упомянут в «Хронике» (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Prosper. Chron. 1307//MGH. SS. AA. T. 9. P. 473). Дальнейшая судьба св. Палладия и его миссии остается неясной; в сочинениях П. нет упоминаний о св. Палладии. Согласно ирл. средневек. традиции, миссия св. Палладия была неудачной из-за кончины проповедника (см. в ст. Палладий , св. (пам. зап. 6 июля)); вскоре, в 432 г., в Ирландию прибыл П. Вероятно, дата прибытия П. была вымышлена ирл. летописцами, к-рые пытались согласовать свидетельство Проспера Аквитанского о миссии св. Палладия с местными преданиями о миссии П. В ирл. анналах кончина П. датирована 461 и 493 гг., поэтому 1500-летний юбилей миссии П. отмечался дважды - в 1961 и 1993 гг. У исследователей нет единого мнения о том, можно ли считать летописные датировки достоверными; возможно, все они были вымышлены компиляторами средневек. летописных сводов. По одной из версий (ранняя хронология), предложенной М. Эспозито и поддержанной Д. Куком, П. скончался ок. 430 г., до миссии св. Палладия; по мнению этих ученых, лит. стиль П. и описанные им реалии больше соответствуют рубежу IV и V вв., чем сер. V в. Согласно средневек. ирл. традиции, П. скончался в среду 17 марта, что соответствует 493 г. 432 год как начало миссии П., упомянутой в ирл. анналах, скорее всего связан с миссией св. Палладия в 431 г., отмеченной в хронике Проспера Аквитанского, к-рая была знакома ирландцам. В анналы под 457 г. внесена кончина некоего Патрика Старшего или Старого (sen Pátraicc, Patricius Senior), в «Мартирологе Оэнгуса» он охарактеризован как «любимый воспитатель нашего мудреца», т. е. П. Память др. Патрика занесена в Мартиролог из Тамлахты (ныне Таллахта) под 24 авг. (фигурируют 2 святых Патрика - П., аббат и епископ Рос-Дела (ныне Росталла) и П., привратник и аббат Ард-Махи). По предположению Грожана и Д. Э. Бинчи, дата 24 авг. возникла по ассоциации с галльским св. Патрицием из Невера, к-рый упоминается в этот день в Мартирологе блж. Иеронима. Согласно гипотезе Т. О " Рахилли, Патрик Старший - это св. Палладий, к-рый в таком случае жил существенно раньше П.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

Таким образом в XIII в. в Англии была ограничена власть короля.       7. (Брандт, § 28) Франция в XI - XIII вв. Укрепление королевской власти. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Феодальная раздробленность во Франции. «Вассал моего вассала – не мой вассал». Династия Капетингов. Гуго Капет ( X в.) 2) Людовик VII . Развод с Альенорой Аквитанской и потеря Анжу и Аквитании. 3) Филипп II Август (1180-1223). Войны с Англией. Завоевание Нормандии и Анжу. 4) Людовик IX Святой (1226-1270). Укрепление королевской власти: единая монета, королевский суд. 5) Филипп IV Красивый (1285-1314): – 1302 – Генеральные Штаты – Авиньонское пленение пап. Налоги на церковные земли. – Разгром тамплиеров. ДАТЫ: 1180-1223 – Правление Филиппа II Августа 1226-1270 – Правление Людовика IX Святого 1285-1314 – Правление Филиппа IV Красивого ОТВЕТ: 1) Феодальная раздробленность во Франции. Войны между потомками Карла Великого и нападения норманнов привели к тому, что в Х в. Франция вступила в период феодальной раздробленности. Королем был избран Гуго Капет, владевший областью Иль-де-Франс с центром в Париже. Но он не всегда мог добиться послушания даже от своих баронов, а с могущественными герцогами мог только договариваться. Кроме того, во Франции действовал принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал», по которому король не мог требовать повиновения от баронов и рыцарей – они подчинялись только своим герцогам. 2) Людовик VII . Развод с Альенорой Аквитанской. К XII в. французские короли укрепили свое положение и увеличили свои владения. Ситуация резко изменилась, когда Людовик VII развелся со своей женой Альенорой Аквитанской, а она вышла замуж за герцога Анжуйского, вскоре ставшего английским королем Генрихом II  Плантгенетом. Теперь главным соперником французских королей стала Англия, чьи владения во Франции значительно превосходили собственные владения французских королей. Начались войны с Англией. 3) Филипп II Август (1180-1223). Войны с Англией. Следующий король Филипп II после III Крестового похода подговорил Австрийского герцога захватить в плен английского короля Ричарда Львиное Сердце. Сам Филипп начал завоевывать английские земли во Франции. после гибели Ричарда Львиное Сердце английский престол занял трусливый Иоанн Безземельный. В результате французские войска захватили Нормандию и Анжу. Теперь Филипп II  стал сильнейшим феодалом во Франции.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

f) Письмо это не принадлежит Просперу, как думали до сих пор т.е. до Кенеля. Заглавие письма: Prosper episcopus sacrae virgini Demetriadi – позднейшая прибавка. Если бы это письмо было написано Проспером, то он упомянул бы об Августине. В своих сочинениях Проспер постоянно упоминает имя бл. Августина, пред которым он благоговел. Между тем в письме к Деметриаде, как нам уже известно, нет никакого упоминания о нем, хотя и есть к этому повод. Что письмо не принадлежит Просперу – это показывает и отличие языка письма от сочинений, несомненно принадлежащих Просперу. g) Нам известно, что автор письма приписывает честь поражения пелагианства Римской церкви. Проспер, напротив, приписывает эту честь африканской церкви. Противник Кенеля Антельми в известном уже нам сочинении De veris operibus SS. patrum Leoni Magni et Prosperi Aquitani приписал это письмо Просперу Аквитанскому и таким образом опять восстановил мнение Сотелла. Судя по изложению его доказательства у Du-Pin, (IV, 202–3), 54 Антельми ничего не сказал нового в сравнении с Сотеллом. Главный его аргумент, как и у того, состоит в сходстве языка, которого очень многие ученые совсем не находят. Во всяком случае Кенель, нашедший сходство языка этого письма с языком сочинений св. Льва, был не менее прав, чем он. Вообще доказательства, основанные на сходстве языка всегда более или менее шатки, особенно если эти доказательства приводятся по методу Кенеля, чему подражает и Антельми. Метод этот состоит в том, что подмечаются и вписываются сходные слова, фразы, тексты св. Писания, изречения и прочее. Чем больше сходных слов между двумя сочинениями, тем более вероятности, что они написаны одним автором. В этом методе есть, конечно, нечто правдоподобное. Но ему нельзя придавать столько значения, сколько придал Антельми при доказательстве принадлежности письма к Деметриаде Просперу Аквитанскому. Сходные слова и фразы всегда найдутся в двух сочинениях, совершенно различных авторов, а потому и пользоваться этим сходством при доказательствах принадлежности или непринадлежности какого-либо сочинения нужно с крайней осторожностью. В данном же случае самое сходство подвержено большим сомнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Позиция Проспера Аквитанского C другой стороны, истинное учение преп. Кассиана, которое, собственно, и есть учение Православной Церкви, было некоей мистификацией для латинского склада ума. Мы можем видеть это на примере последователя блаженного Августина в Галлии Проспера Аквитанского , который был первым, кто прямо напал на преподобного Кассиана. Именно Просперу, вместе с неким Иларием (не путать со св. Иларием Арелатским , который был в согласии с преп. Кассианом), посылал Августин два своих последних антипелагианских трактата: " О предопределении святых " и " О даре постоянства " - " De dono perseverantiae " ; в этих трудах Августин критиковал мысли преп. Кассиана, как они были представлены ему в кратком изложении, сделанном Проспером. После смерти Августина в 430 году Проспер выступил как защитник его учения в Галлии, и его первым и главным делом было написать трактат " Против автора " Собеседований " (Contra Collatorum) " , также известный под названием " О благодати Божией и свободной воле " . Этот трактат есть ни что иное, как последовательное, шаг за шагом, опровержение знаменитого тринадцатого " Собеседования " , в котором вопрос о благодати рассматривается наиболее подробно. С первых же строк ясно, что Проспер глубоко обижен тем, что его учитель открыто критикуется в Галлии: " Есть некоторые, дерзко утверждающие, что благодать Божия, посредством которой мы есмы христиане, неправильно защищалась блаженной памяти епископом Августином; и не перестают они с разнузданной клеветой нападать на его книги, написанные против пелагианской ереси " (гл. 1). Но более всего Проспера выводит из себя то, что он находит непостижимым " противоречием " в учении Кассиана; и это его недоумение (поскольку он верный ученик Августина) открывает нам природу заблуждения самого Августина. Проспер находит, что в одной части своего тринадцатого " Собеседования " Кассиан учит " правильно " о благодати (и в частности - о " предупреждающей благодати " ), то есть точно так же, как и Августин: " Это учение в начале дискуссии не расходилось с истинным благочестием и заслуживало бы справедливой и честной похвалы, когда бы оно (в своем опасном и пагубном развитии) не отклонилось от своей первоначальной правильности. Ибо после сравнения с земледельцем, которому он уподобил пример неизменной жизни под благодатью и верой, и коего труд, как он сказал, был бы бесплоден, не будь он воспомоществуем во всем Божественной помощью, он приводит весьма кафолическое утверждение, говоря: " Из этого видно, что Бог есть начальный виновник не только дел, но и помышлений благих; Он внушает нами Свою святую волю, и дает силу и удобный случай исполнить то, чего правильно желаем " ... И опять, далее, когда он учил, что всякое усердие к добродетели требует благодати Божией, он правильно прибавил: " Так же, как все это не может постоянно быть желаемым нами без Божественного вдохновения, так же точно и без Его помощи никоим образом не сможет быть завершено " ( " Contra Collatorum " , гл. 2; 2).

http://drevo-info.ru/articles/1771.html

По свидетельству Проспера Аквитанского, К. боролся с ересью пелагианства , изгнал из Италии Целестия , ученика и последователя Пелагия (Целестий добивался пересмотра решения об осуждении Пелагия - Prosper. Contr. Collat. XXI 2). В связи с этими событиями Проспер описывал миссию св. Германа , еп. Автиссиодурского (Осерского), в Британию. Проспер Аквитанский писал, что усилиями некоего Агриколы, сына еп. Севериана, пелагианство получило широкое распространение в Британии (ecclesias Brittaniae dogmatis sui insinuatione corrumpit). В 429 г. К. направил в Британию еп. Германа Автиссиодурского, наделенного полномочиями папского легата (uice sua), к-рый вернул британцев к истинной вере (deturbatis hereticis Britannos ad catholicam fidem dirigit - Prosper. Chron. 1301//MGH. AA. T. 9. P. 472; Idem. Contr. Collat. XXI 2//PL. 51. Col. 271). Однако в Житии св. Германа, составленном Констанцием Лугдунским (Лионским), ничего не сказано об участии К. в организации миссии Германа. Согласно Житию, прибывшие из Британии делегаты известили галльских епископов о распространении пелагианства. Был созван Собор, участники к-рого отправили в Британию св. Германа и св. Лупа, еп. г. Трикассы (ныне Труа), к-рым удалось искоренить ересь ( Const. Lugd. Vit. Germ. 12-18). Проблемы, связанные с противоречивыми свидетельствами источников и обстоятельствами миссии св. Германа и св. Лупа, в наст. время остаются предметом внимания исследователей (см.: Markus R. A. Pelagianism: Britain and the Continent//JEcclH. 1986. Vol. 37. N 2. P. 191-204; Bonner G. The Pelagian Controversy in Britain and Ireland//Peritia. 2002. Vol. 16. P. 144-155; Barrett A. A. Saint Germanus and the British Missions//Britannia. L., 2009. Vol. 40. P. 197-217; Charles-Edwards T. M. Wales and the Britons, 350-1064. Oxf., 2013. Р. 181-185). Под 431 г. в «Хронике» Проспера Аквитанского сообщается о том, что К. направил в Ирландию 1-го еп. Палладия (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Prosper.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

ст. Невмы ). Важнейшие рукописи с каталон. нотацией относятся к X-XI вв.: Антифонарий из монастыря Арль-сюр-Тек (Paris. lat. 14301), Тонарий из мон-ря Санта-Мария-де-Риполь (Barcelona. Corona de Aragón. Ripoll. 74), Градуал из мон-ря Сан-Рома-де-лес-Бонс (Barcelona. Bibl. de Cataluña. 1805). Значительное количество произведений содержится во фрагментарно сохранившихся рукописях: Barcelona. Bibl. de Cataluña. M. 1403-3, X в.; M. 7, XI в. (Градуал); M. 1408-2a; M. 4b, обе XII в. (Антифонарии оффиция); Barcelona. Corona de Aragón. Monacals. 381, XI в. (Антифонарий); Paris. lat. 557, XI в.; Montserrat. Monasterio de S. María. 72, XI в. (Респонсориал мессы). В X-XI вв. в Каталонии употреблялись обе нотации - каталонская и аквитанская, иногда в одних и тех же рукописях (напр.: Barcelona. Corona de Aragón. Ripoll. 116, XI в.). С XI в. в каталон. нотации используется процарапанная горизонтальная линия, заимствованная из аквитанской нотации. В X-XI вв. в этой нотации появляются знаки, отсутствующие в более ранних рукописях,- связанный со староиспан. нотацией скандикус (лат. scandicus от scandere - восходить) и зубчатая килизма (quilisma); в более поздних рукописях, как правило, количество невм уменьшается, начертание становится более грубым. В XII-XIII вв. аквитанская нотация как более удобная для чтения окончательно вытесняет каталонскую. В западной части Пиренейского п-ова продолжали использовать, иногда даже в книгах рим. обряда, староиспанские нотацию и письмо (см., напр., ркп. кон. XI в. Lond. Brit. Lib. Add. 30.850 из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос), от к-рых в Кастилии отказались к сер. XII в. Самые ранние испанские рукописи с аквитанской нотацией, с X в.- с процарапанными линиями, с XII в.- с линией, начерченной красными или черными чернилами, происходят из Каталонии и Арагона. Аквитанская нотация, распространившаяся с XII в. вместе с римским обрядом по всему полуострову, использовалась до сер. XIII в. Фрагмент листа Псалтири. XV в. (Avila. Catedr.) Фрагмент листа Псалтири.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Часть I. Жизнь блаженного Иеронима Стридонского 1. Источники Основным источником биографических сведений о блаж. Иерониме Стридонском являются его собственные сочинения. Среди них первостепенную важность имеют письма 5 , а также предисловия к различным сочинениям, содержащие иногда даже более важные сведения, чем письма 6 . Особое место занимает сочинение блаж. Иеронима «О знаменитых мужах», в 135-й (автобиографической) главе которого он кратко говорит о самом себе, о своем происхождении и литературной деятельности 7 . Ряд биографических сведений содержится в его «Хронике», а также в «Апологии против книг Руфина». Другим источником являются свидетельства современных блаж. Иерониму церковных писателей. Прежде всего, это письма, адресованные ему Римскими папами Дамасом 8 и Иннокентием 9 , блаж. Августином Гиппонским 10 , еп. Феофилом Александрийским 11 , свт. Епифанием Кипрским 12 , друзьями блаж. Иеронима – Паммахием и Океаном 13 . Большую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского – «Апология против Иеронима», «Апология» к папе Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Латинский церковный историк Сульпиций Север в своих «Диалогах» со слов аквитанского монаха Постумиана, лично знавшего блаж. Иеронима, приводит важные сведения о вифлеемском периоде жизни последнего 14 . Кое-что со слов враждебно настроенных по отношению к Иерониму лиц – Руфина Аквилейского , Посидония Фиваидского – сообщает о нем Палладий в своем «Лавсаике» 15 . В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и смерти блаж. Иеронима 16 . Геннадий Марсельский в своем продолжении труда Иеронима «О церковных писателях» сообщает несколько важных деталей о литературной деятельности и возрасте блаж. Иеронима, а также о характере его полемики с Руфином 17 . Предполагают, что пролог сочинения Геннадия, где содержатся особые сведения о блаж. Иерониме, ему не принадлежит; он отсутствует во многих рукописях, а помещенные в нем сведения заимствованы главным образом из «Римской истории» Аммиана Марцеллина 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Воспользовавшись победой над Лотарем, император передал К. Л. земли в центральной части империи, ранее входившие в наследство старшего сына: сначала Фризию и земли в бассейнах Мозеля и Сены (837), затем часть Нейстрии в междуречье Сены и Луары (838). По указанию Людовика Благочестивого прелаты, графы и вассалы принесли К. Л. клятву верности. После смерти Пипина Аквитанского его сыновья были лишены наследства, а королевство Аквитания также передано К. Л. Мн. представители знати отказались признать К. Л. и выступили на стороне Пипина II, сына Пипина Аквитанского. В 839 г. император объявил о новом разделе империи между наследниками. К. Л. должен был получить области к западу от р. Мозель, включая Нейстрию, а также Аквитанию, Бургундию и Прованс, за Людовиком Немецким сохранялась Бавария, а Лотарю отходили остальные земли. Людовик Немецкий поднял восстание, к-рое было подавлено. Весной 840 г. К. Л. возглавил борьбу с мятежниками в Аквитании, но летом пришло известие о неожиданной кончине Людовика Благочестивого. Сразу после его смерти началась междоусобная война между наследниками. Имп. Лотарь I, заключив союз с Пипином II Аквитанским, пытался захватить те земли, к-рые он должен был унаследовать по условиям раздела 817 г. В сражении при Фонтенуа (25 июня 841) Лотарь I и Пипин II потерпели поражение от К. Л., объединившегося с Людовиком Немецким. Современники отмечали жестокость этой битвы и огромные потери, понесенные обеими сторонами (по свидетельству Агнелла Равеннского, склонного к преувеличениям, со стороны Лотаря и Пипина погибло более 40 тыс. чел.; см.: Agnellus. Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis. 174// Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis/Ed. D. Mauskopf Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 353-354. (CCCM; 199); Nithardi Historiarum libri. II 10; Versus de bella quae fuit acta Fontaneto//MGH. Poet. T. 2. P. 138-139). В февр. 842 г. на встрече в Страсбурге К. Л. и Людовик Немецкий заключили соглашение, т. н. Страсбургские клятвы, обязавшись совместно действовать против Лотаря. Клятву принесли и воины, которые обещали отказать в повиновении правителю, нарушившему договор.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

1888 См. постановления Concilium Arausicanum, двадцать пять принятых Capitula, и Symbolum в Opera Aug., ed. Bened. Appendix, tom. x, 157 sqq.; Mansi, tom. viii, p. 712 sqq.; Hefele, ii, p. 704 ff. Бенедиктинские издатели прослеживают источники некоторых капитулов до трудов Августина, Проспера и других. 1889 Постановления синода в Валенсе, в провинции Вьенны, который состоялся в том же или в 530 г., утрачены. Пажи и распространенное мнение гласят, что этот синод был после синода в Оранже; Гефеле, напротив (ii, 718), считает, что он был раньше. Точная дата нам неизвестна. 1891 To есть дела заслуги существуют. «Debetur merces bonis operibus, si fiant, sed gratia quae non debetur praecedit, ut fiant». Пункт 18 взят из Августина, Opus imperf. с. Jul., i, с. 133, и из «Сентенций» Проспера Аквитанского, п. 297. С другой стороны, Августин говорил также: «Merita nostra sunt Dei munera». 1892 B латинском оригинале Epilogus звучит следующим образом (Aug. Opera, tom. χ. Appendix, f. 159 sq.): «Ас sic secundum suprascriptas sanctarum scripturarum sententias vel antiquorum patrum definitiones hoc, Deo propitiante, et praedicare debemus et credere, quod per peccatum primi hominis ita inclinatum et attenuatum fuerit liberum arbitrium, ut nullus postea aut diligere Deum sicut oportuit, aut credere in Deum, aut operari propter Deum quod bonum eat, possit, nisi gratia eum et misericordia divina praevenerit. Unde Abel justo et Noe, et Abrahae, et Isaac, et Jacob, et omni antiquorum sanctorum mullitudini illam praeclaram fidem, quam in ipsorum laude praedicat apostolus Paulus, non per bonum naturae, quod prius in Adam datum fuerat, sed per gratiam Dei credimus fuisse collatam. Quam gratiam etiam post adventum Domini omnibus qui baptizari desiderant, non in libero arbitrio fiaberi, sed Christi novimus simul et credimus largitate conferri, secundum illud quod jam supra dictum est, et quod praedicat Paulus apostolus: Vobis donatum est pro Christo non solum ut in eum credatis, sed etiam ut pro illo patiamini (Phil.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010