Следующие четыре года он безвыездно прожил там, не видя своих родителей. Ни мать, ни отец не проявляли о нем особой заботы. Для VIII–IX вв. подобное отношение к детям являлось вполне нормальным. В те времена детство вообще не считалось каким-то особым и самоценным периодом в жизни человека. Родители мало интересовались детьми. Они начинали воспринимать их с того момента, когда те включались в жизнь взрослых. Это происходило очень рано, и трехлетний король в принципе ничем не отличался от тридцатилетнего. Подданные видели в нем представителя правящего клана, обладавшего частью его харизмы и персонифицировавшего собой его власть в определенной части королевства. Аквитанское окружение Людовика составляли преимущественно люди духовного звания: монах Бенедикт, ставший со временем важнейшим советником короля по церковным вопросам, священник Элизахар, глава королевской канцелярии, королевский библиотекарь Эббон, занявший позднее архиепископскую кафедру в Реймсе. Именно этим людям юный король был обязан ранним пробуждением крайней религиозности. С самых юных лет он привык по многу часов молиться. Он не пропускал ни одного поста и ревностно выполнял все религиозные предписания. Государственными делами Людовик занимался мало, всегда с большой неохотой и старался перепоручить их решение кому-либо из своих советников. При полнейшем попустительстве ответственных лиц дела велись из рук вон плохо, королевская казна пустела, а феодалы всеми правдами и неправдами присваивали себе государственное имущество. Людовик даже как-то пожаловался отцу, что его только называют королем. И Карл был вынужден лично принять соответствующие меры. Единственное, что по-настоящему увлекало Людовика, чему он отдавал все свое время и силы, было реформирование аквитанских монастырей. «Он столько заботился о богослужении и возвеличении святой церкви, что... его можно было бы назвать скорее священником, нежели королем» – писал в 30-х годах IX века анонимный автор. “До него все духовенство Аквитании ...посвящало свое время более верховой езде, военной службе, метанию копий, нежели божественной службе. Но по настоянию короля были приглашены отовсюду наставники и искусство чтения и пения, равно как и науки светские и духовные процвели с такой быстротой, что это казалось невероятными. Монашеское сословие достигло цветущего состояния. Людовик и сам подумывал о тишине монастырской кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕНРИХ III (28.10.1017, Гослар - 5.10.1056, замок Бодфельде, близ Гослара), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии. Сын имп. Конрада II и Гизелы. От первого брака (июнь 1036) с Гунхильд (Кунигундой), дочерью дат. кор. Кнуда I Великого , имел дочь Беатрикс, аббатису Кведлинбургскую, от второго (нояб. 1043) с Агнессой Аквитанской, дочерью Вильгельма, герц. Аквитании и гр. Пуату,- сыновей имп. Генриха IV и Конрада, герц. Баварии, дочерей Матильду, Юдифь, Адельгейду, аббатису Кведлинбургскую и Гандерсхаймскую. Г. получил духовное воспитание. Его наставниками были еп. Бруно Аугсбургский, брат имп. Генриха II , и еп. Эгильберт Фрайзингенский. Продолжая политику Конрада II по усилению королевской власти на местах, Г. подчинил Франконию, Швабию, Баварию и Каринтию непосредственно власти короля; Лотарингия и Саксония признали вассальную зависимость от него. Передал юж. герц-ства новым владельцам: Баварию - Генриху VII, гр. Люксембургскому, а Швабию - пфальцгр. Рейнскому Оттону Эццону. Г., будучи наследником престола и герцогом Баварии, принимал участие в военных походах и самостоятельно заключил мир с Венгерским королевством. В Саксонии он боролся против герц. Бернгарда II Биллунга, поддержав его противника архиеп. Гамбургского и Бременского Адальберта . Во внутренней политике Г. опирался на министериалов (королевских служилых людей), что вызывало недовольство знати. Препятствием в укреплении королевской власти для Г. долгое время было отсутствие наследника, к-рый появился на свет только в 1050 г. (буд. имп. Генрих IV). Г. настоял на принесении наследнику присяги как буд. королю (Трибур, 1053), что привело к открытому антикоролевскому выступлению во главе с герц. Баварии Конрадом (1049-1055). По делу герц. Конрада было созвано собрание князей в Мерзебурге (1055), на к-ром тот был лишен герц-ства. С целью закрепить преемственность своей власти Г. короновал Генриха рим. королем (1054).

http://pravenc.ru/text/162130.html

На собрании 831 г. в Ахене аббаты Вала и Хильдуин были низложены и отправлены в изгнание. Состоялся новый раздел империи: под контролем Лотаря осталась только Италия, за его счет были увеличены доли Пипина Аквитанского и Людовика Немецкого. Однако их недовольство вызвало то, что и Карл Лысый получил дополнительные земли на Мозеле и Роне. Вскоре Лотарь помирился с отцом и добился амнистии нек-рых своих сторонников. В 832 г., после того как Л. Б. передал Аквитанию Карлу Лысому, Людовик Немецкий поднял восстание, но был разбит войсками императора и бежал в Баварию. Империю снова разделили, но теперь уже только между Лотарем и его крестником Карлом. Предыдущие разделы были аннулированы, но такое решение опять никого не устроило. В 833 г. конфликт вспыхнул с новой силой. Пипин и Людовик объединились с Лотарем, к-рый не оставлял надежды вернуть себе статус императора и единственного соправителя, предусмотренный «Ordinatio imperii». На его сторону встали влиятельный аббат Вала и архиепископы Эббон Реймсский и Агобард Лионский, лидеры группы церковных реформаторов, возлагавшие на Лотаря свои надежды на продолжение церковных преобразований. На т. н. Красном поле близ Кольмара в Эльзасе сошлись 2 армии. Одной командовал Л. Б., 2-й - его сыновья, сумевшие привлечь в лагерь своих сторонников папу Римского Григория IV. Путем длительных переговоров, а также из-за измены части сторонников императора битвы удалось избежать, а Л. Б. сдался в плен. После этого современники переименовали Красное поле в Поле лжи. Партия Лотаря попыталась законодательно закрепить успех. Имп. Юдифь сослали в Тортозу, принца Карла поместили в аббатство Прюм, а самого Л. Б. держали под стражей в аббатстве св. Медарда в Суасоне. В нач. окт. 833 г. в Компьене над Л. Б. устроили церковный суд. Императора заставили сложить перед алтарем оружие и королевские регалии, публично признаться в прегрешениях, перечень к-рых был записан в отдельной книжице, сместили с трона и определили к вечному покаянию. Формальным основанием для столь сурового приговора послужило утверждение, что своими действиями Л.

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Согласно Каталогу Либерия (сер. IV в.), М. занимал кафедру 8 лет 3 месяца и 25 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Понтификат его предшественника Гая (см. ст. см. ст. Гаий ) завершился 22 апр. 296 г.; М. был возведен на кафедру 30 июня 296 г. и скончался в 304 г., «в консульство Диоклетиана 9-е и Максимиана 8-е, когда произошло гонение и преемственность епископов прервалась (cessauit episcopatum) на 7 лет, 6 месяцев, 25 дней». О дне кончины или погребения М. в Каталоге не говорится. В рим. календаре «Depositio episcoporum» память М. указана под 15 янв., однако в более поздних источниках (Иеронимов мартиролог, Liber Pontificalis, рим. литургические книги) 16 янв.- день памяти Маркелла I, преемника М. По мнению Л. Дюшена , в «Depositio episcoporum» содержится ошибка, в действительности речь идет о поминовении Маркелла I (LP. T. 1. P. LXXIII; Duchesne. 1898. P. 389-390; Kirsch. 1924. S. 100-101, 121; MartHieron. Comment. P. 42-43). Это объяснение было принято большинством исследователей, в т. ч. Й. П. Киршем, И. Делеэ , Р. Дейвисом и А. Ди Берардино. Только А. Аморе считал, что 15 янв. в Риме совершалось поминовение М. ( Amore. 1957; Idem. 2013. P. 65-66), но его аргументы были признаны неубедительными (напр.: Episcopo. 2003. P. 16-17). В источниках содержатся противоречивые датировки понтификата М. Так, в «Хронике» Евсевия-Иеронима о «Марцеллиане» говорится как о 28-м епископе Рима, занявшем кафедру в 297 г. (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 226. (Eusebius Werke; 7)). Эти сведения повторяются в «Хронике» Проспера Аквитанского. Перечисляя Римских епископов, Оптат Милевский упоминал М., но не Маркелла I ( Optatus. Contra Parmenianum Donatistam. II 3// Optat de Mil è ve. Traité contre les donatistes/Éd. M. Labrousse. P., 1995. T. 1. P. 246, 309. (SC; 412)), а в списке блж. Августина, напротив, назван только Маркелл I ( Aug. Ep. 53. 2), хотя в др. сочинениях Августина есть упоминания о М. В Индекс-каталоге и большинстве других перечней Римских понтификов преемником Гая назван Маркелл I, имя М. отсутствует (см.: LP. T. 1. P. 13-41). Тем не менее изображение М. было среди фресковых папских портретов (V в.?) в римской базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) (см.: Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. P. 34). Согласно Liber Pontificalis, М. занимал епископскую кафедру 8 лет 4 (или 2) месяца и 16 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Его понтификат начался 1 июля 296 г. и завершился в 304 г.; затем Римская кафедра вдовствовала 7,5 года (LP. T. 1. P. 72-73, 162).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

Во-первых, Бургунды, в которых принимает такое тёплое участие автор статьи «О возможности Русской художественной школы», жили в начале V века не на Дунае, а на Майне, откуда ещё в исходе III века они делали набеги на Галлию (см. Панегирик Мамертина императору Максимиану 1, 5). Во второй половине IV столетия здесь имели с ними дело Юлиан и Валентиниан 1-й, что известно г. Хомякову (см. Аммиана Марцелина 18, 2; 28, 5). В 412 году они заняли Майнц, а в следующем году часть Прирейнской Галлии (см. Хронику Проспера Аквитанского adan. 413: Burgundiones partem Galliae propinquantem Rheno obtinuerant). То же самое и почти теми же словами в летописи Кассиодора под тем же годом. Но где свидетельство о части Бургундов, жившей будто бы на Дунае? Где вычитал г. Хомяков, что отделение Прибалтийских Бургундов было увлечено даже в Испанию? Орозий говорит, конечно, о Стиликоне, что он: Alanorum, Suevorum, Vandalorum (gentes) ipsoque simul motu impulsorum Burgundionum... suscitavit (7, 38); но дело идёт, очевидно, о тех Бургундах, которые давно жили у Римского вала и при этом случае принуждены были податься перед массою племён, шедших на Запад. Как ни велик авторитет г. Хомякова, мы осмелимся ему противопоставить тех самых писателей, на которых он так гордо указал своему противнику (см. Цейсса, стр. 468 и Ферд. Мюллера, т. I, стр. 339–340). Они говорят совсем не то, что г. Хомяков. Тюрка у меня нет, но по ссылкам на него у Мюллера можно заключать, что ж он – ненадёжный союзник нашему учёному. К Немецким исследованиям прибавим Славянское свидетельство Шафарика, которому, кажется, можно поверить. Вот его слова: «С этого времени (с 277 года) имя Бургундов не упоминается ни на Одере, ни на Дунае, но тем чаще встречаем его у Некара, а с 407 года в Галлии. Откуда же они пришли к Алеманам, а потом в Галлию, прямо ли из древних жилищ своих на «Варге, или с Дуная – это загадка, которой решение я предоставляю другим». (Slow Staroitnosti, стр. 341). Г. Хомяков смелее Шафарика: подобно древнему Эдипу, он решает все загадки. Но известно ли ему, что многие учёные сомневаются даже в тождестве северных и южных Бургундов?...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Биографические свидетельства источников о П. крайне скудны. Сохранившиеся сочинения П. не содержат прямых сведений о его жизни, однако ученые нередко пытались извлечь из них косвенную информацию (напр., см.: Souter. 1915; Plinval. 1943. P. 64-71). Большая часть свидетельств о личности П. и об обстоятельствах его жизни принадлежит его современникам, к-рые были его оппонентами. К этой группе относятся свидетельства блж. Иеронима Стридонского в соч. «Диалог против пелагиан» (Dialogus contra Pelagianos; CPL, N 615), др. сочинениях и письмах ( Hieron. Ep. 50, 130, 133; Idem. In Jerem.); блж. Августина, еп. Гиппонского, в сочинениях «О наказании и отпущении грехов, а также о крещении младенцев, к Марцеллину» (De peccatorum meritis et remissione et de baptizmo parvulorum ad Marcellinum; CPL, N 342), «О природе и благодати» (De natura et gratia; CPL, N 344), «О деяниях Пелагия» (De gestis Pelagii; CPL, N 348), «О благодати Христовой и первородном грехе» (De gratia Christi et de peccato originali; CPL, N 349), в др. трактатах, в проповедях (см.: Aug. Serm. 348A; текст см.: Dolbeau. 1995; Idem. 1999) и в письмах (см.: Aug. Ep. 177, 186); Павла Орозия в соч. «Апология против Пелагия» (Liber apologeticus contra Pelagium; CPL, N 572); Мария Меркатора в сочинениях «Предостережение против ереси Пелагия и Целестия, а также сочинений Юлиана» (Commonitorium lectori adversum haeresim Pelagii et Caelestii vel etiam scripta Iuliani; CPL, N 780;= Mar. Merc. Common. adv. Pelag.) и «Предостережение против Целестия» (Commonitorium super nomine Caelestii; CPL, N 781;= Mar. Merc. Common. Caelest.); Проспера Аквитанского в сочинениях «О безблагодатных» (De ingratis; CPL, N 517) и «Против Собеседника» (De gratia Dei et libero arbitrio contra Collatorem; CPL, N 523). П. был включен Геннадием Марсельским (кон. V в.) в список знаменитых церковных писателей ( Gennad. Massil. De script. eccl. 42). Упоминание о П. есть в «Церковной истории англов» св. Беды Достопочтенного ( Beda. Hist. Angl. I 10). Позднейшие средневек. сведения о П. носят преимущественно легендарный характер (см.: Plinval. 1943. P. 58. Not. 1; Ferguson. 1956. P. 40). Происхождение и ранние годы

http://pravenc.ru/text/2579904.html

со свевами отсутствуют. Хроника заканчивается 469 г. По свидетельству св. Исидора Гиспальского, И. умер в правление имп. Льва I , т. е. до 474 г. «Хроника» Идация В прологе И. приводит мотивы, к-рые побудили его к составлению хроники, представляет свои основные источники, а также способы описания исторических событий. Сочинение И. является продолжением трудов Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима, который закончил хронику годом смерти имп. Валента (378). И. начал свой труд с провозглашения императором Феодосия I Великого. Сведения, к-рые содержатся в 1-й ч. хроники (379-427), где хронист описывает всю рим. ойкумену, основаны гл. обр. на письменных источниках или устных сообщениях. Во 2-й ч. хроники (427-469) повествование, в основу к-рого положены наблюдения автора, сужается до событий, происходивших в Испании, преимущественно в Галлеции. И. сообщает, что, являясь очевидцем мн. событий, он решился описать все бедствия своего времени, крушение привычных устоев, попрание законов, имп. власти. И. описывает также упадок церковной дисциплины и распространение ересей. Картина вторжения варваров, их жестокость и зверства усиливают представление о гибели Римской империи. Красочное описание крушения традиц. устоев и ценностей рим. общества придает хронике необычный для этого жанра драматизм. Начиная с 1-го крупного поражения в битве с готами при Адрианополе (378) борьба в империи нарастает, неудачи римлян в битве с варварами следуют одна за другой. Повествование завершается описанием бесчинств варваров в Испании в 60-х гг. V в. Наблюдая падение имп. власти на Западе, И. считает это событие исполнением апокалиптических пророчеств и признаком конца света. От «Хроники» Евсевия-Иеронима И. сохраняет принцип датировки: в отличие от др. зап. хронистов, также продолжателей Иеронима (Проспера Аквитанского, Марцеллина Комита), он отказывается от обозначения дат по именам консулов. И. следует вост. датировке по олимпиадам, к-рую использовал Евсевий, а также датировке по годам правления императоров.

http://pravenc.ru/text/293539.html

Многие исследователи сходятся в понимании того, что Сульпиций и Саллюстий во многих отношениях были близки между собой; но в данном случае правомерна постановка вопроса о том, имеем ли мы достаточно оснований для того, чтобы выйти за рамки этого умозаключения. Скудость прямых свидетельств самого Сульпиция заставляет Ж. Фонтэна во многом основываться на тех письмах, которые Паулин писал своему другу. Исходя из той манеры, с какой Паулин описывал узы, связывавшие его с Сульпицием , мы вправе ожидать подобную гамму чувств и в письмах самого Сульпиция, а потому не можем рассматривать каждое выражение его эмоций как признак психической неуравновешенности. Если Сульпиций восхищается духовными дарами своего друга и оплакивает неполноту своих собственных усилий в попытке покончить со своей прежней жизнью , то это так же делал и Паулин . Если из ответа Паулина ясно, что Сульпиций упрекается за то, что его друг лишается им своих письмоносцев , то следует добавить, что и Паулин оставлял у себя курьеров, задерживая их в Ноле . Конечно, жалоба Паулина на такого “недуховного” сына, каким является Сульпиций, связана с глубоким разочарованием в неудачной попытке его друга прислать своих мальчиков в Нолу, и это предполагает, что ответственность лежит на противоположной стороне. Что касается письма Паулина, которое начинается словами “Как ты можешь требовать от меня еще большей любви?” , то этот экстравагантный язык означает “свершившееся примирение между Сульпицием и Паулином после периода напряженных отношений, порожденных неудачей Сульпиция посетить Нолу” . Паулин, а не Сульпиций, жалуется на то, что его “жажда любви” усилилась и не удовлетворилась вниманием Сульпиция. Из текста не совсем ясно, сам Сульпиций был “недоволен отсутствием любви” , но похоже, что это был он, в чем можно убедиться, исходя из явной холодности Паулина в письмах 17 и 22. В итоге, хотя и становится ясно, что Сульпиций нарушил свои обещания посетить Нолу, но, наверное, дело заключается отнюдь не в отсутствии желания аквитанского аскета покинуть Примулиак.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

«Диалоги» — которые относятся к числу самых древних источников сведений о монашеской жизни на Западе. «Диалоги» Сульпиция пользовались большим уважением в Средние Века и оказали значительное влияние на агиографию этого периода. Также в собрание вошли письма Сульпиция Севера и послания, ему приписываемые. Предваряет собрание творений Сульпиция Севера обстоятельное предисловие их переводчика — А. И. Донченко. В приложении мы поместили прекрасную статью Федотова «Святой Мартин Турский– подвижник аскезы», где великий русский историк и мыслитель пытается дать духовный портрет западного подвижника. А. И. Донченко. СУЛЬПИЦИЙ СЕВЕР И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Моим дорогим родителям Екатерине Арсентьевне и Ивану Ильичу, посвящается Общие сведения о биографии Сульпиция Сульпиций Север происходил из знатной, хотя и несенаторской, аквитанской фамилии . Дата его рождения точно неизвестна, более или менее определенно можно сказать лишь то, что он был младшим современником Паулина Ноланского, который родился в 355 г. Наши знания о частной жизни Сульпиция весьма скудны, поскольку его письма в большей своей части утеряны и ни его “Хроника”, ни труды, посвященные Мартину Турскому, не дают сведений о личности аквитанского писателя. О периоде с 395 по 404 г. мы еще можем получить более или менее достоверные и четкие сведения благодаря письмам Паулина к Сульпицию, но именно этот промежуток как раз и является важнейшим периодом жизни Сульпиция, на время которого приходится его обращение к аскетической жизни и литературным трудам. Отдельно от других стоит сообщение Иеронима в его комментарии на Иезикииля (410/412 г.) , из которого становится ясно, что Сульпиций пережил время ужасных вторжений германцев в конце IV в. Другой источник по интересующей нас проблеме - гл. 19 “De viris illustribus” Геннадия Массилийского, сочинения, написанного в конце V в. Он сообщает, что Сульпиций был священником и что на старости лет временно впал в соблазн пелагианства. Позже Сульпиций осознал свою ошибку и дал обет молчания . Это означает, что он был еще жив в 20-е гг. V в., когда в Южной Галлии вспыхнул спор о полупелагианстве. Год смерти Сульпиция нам неизвестен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010