Л. А. Беляев Архитектура История и методы изучения С кон. XVIII в. публикуются первые справочники церквей М. с перечислением основных и придельных престолов ( Максимович Л. М. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792-1793. 4 ч.). Основным материалом для них служили клировые ведомости, источником информации для к-рых были надписи на старых предметах, зданиях или даты из публикаций того времени (летописей и духовной лит-ры). В XIX в. история изучения архитектурного наследия М. получила развитие благодаря историко-статистическим исследованиям, изучению архивов и общему росту интереса к отечественной старине. Главными источниками оставались письменные документы, акты, владельческие записи, многочисленные типы и формы отчетной и приходно-расходной документации (бумаги средневек. приказов и позднейших комиссий). Историческая статистика отдельных храмов М. и всей епархии являлась важным материалом для архивистов XIX - нач. XX в. (П. В. Хавский, Забелин, В. И. и Г. И. Холмогоровы, Н. А. Скворцов, Н. П. Розанов, И. Ф. Токмаков, А. Е. Викторов), посвятивших жизнь сбору и анализу сведений по церковной топографии М. Во 2-й пол. XIX в. в особую область деятельности (из работы гос. ин-тов - Мин-ва внутренних дел, Синода, в ведомстве к-рых находились сооружения) выделилось сохранение памятников отечественной старины, в т. ч. церковной архитектуры. Изучение архитектурного наследия, древних и новых храмов стало возможным соединить с достижениями других дисциплин, с образованием научных об-в (Имп. Археологическая комиссия с 1859; Московское археологическое об-во с 1864, в его составе с 1879 - Комиссия по сохранению древних памятников). При Об-ве любителей духовного просвещения с 1902 г. была создана Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии (председатель А. И. Успенский). На рубеже XIX и XX вв. благодаря привлечению новых технологий (фотографии) происходит формирование изобразительной иконографии города. Бесценный материал в отношении церковной топографии и истории церковной архитектуры М. представляют архивы И. Ф. Барщевского (ГНИМА), публикации Н. А. Найдёнова.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Докт. дис. «О безбожии и антихристе» - энциклопедический труд, в котором собрано и прокомментировано все, что писалось или говорилось об антихристе, признаках и времени его пришествия, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями православных, католических и протестантских богословов. Точка зрения православной Церкви научно обоснована Беляевым, который сделал попытку рассмотреть и проанализировать понятие и явление «безбожия» в мире, его виды и признаки. Беляев уделил внимание историческим причинам, масштабам и особому характеру безбожия XIX в., делая вывод о его тенденции к упадку, несмотря на широкое распространение. Поставив вопрос о проявлении безбожия в грядущие времена, Беляев предлагал искать «указаний для решения поставленного вопроса в Св. Писании» (С. 131) и далее рассматривал наиболее явные из эсхатологических мест и разделов Свящ. Писания и основанные на них учения св. отцов и учителей Церкви о последних временах и сопутствующих им событиях (отступление от веры в Бога, явление антихриста, мерзость запустения на св. месте и т. д.). Особое внимание Беляев уделил изложению различных точек зрения на время явления и срок царствования антихриста, характер его личности и деятельности. По этому вопросу Беляев приводил мнения и толкования богословов II-XIX вв. в исторической последовательности, а с XI в. разделяя и по вероисповедному признаку. Беляев рассмотрел труды и учения об антихристе свт. Иринея, еп. Лионского, сщмч. Ипполита Римского, Кирилла I, Патриарха Иерусалимского, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, блж. Феодорита, еп. Кирского, прп. Иоанна Дамаскина, Тертуллиана, сщмч. Викторина, еп. Патавского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина, Сульпиция Севера, Лактанция, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, Икумения, архиеп. Феофилакта Болгарского, мон. Евфимия Зигабена, свт. Феофана (Говорова) и др. Разбор в диссертации учения об антихристе католич. и протестант. богословия носит полемический характер. Посвятив главу анализу мнений богословов Римской Церкви Беляев особенно подробно рассмотрел различные аспекты учения протестант. богословов о папе-антихристе, проследил тенденции в формировании этого учения, начиная с М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли. Он систематизировал направления протестант. богословия, выделяя авторов полемического, исторического и критического направления и давая им оценку. Беляев указал на крайний субъективизм и произвол в толковании соответствующих мест Свящ. Писания протестант. богословами и видел в этом общий принцип протестантизма. По его мнению, благоприятствует произволу в толковании протестантами Свящ. Писания то, что неканонические книги ВЗ признаются имеющими меньший авторитет, чем канонические. Беляев подчеркивал особое значение разбора протестант. учения о папе-антихристе для русского полемического богословия, т. к. это учение было распространено в России, на Украине и в Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Бугославский П. Французское общество накануне отделения церкви от государства. Чернигов. 1912. Булацель П.Ф. Самоубийство. Историч. очерк. СПБ. 1900 Булгаков А. Безбрачие духовенства. 1891. Булгаков С. проф. Церковь и культура. – Церковь и Государство. Вопросы религии. Вып. 1. М. 1906. Buss F.v. D. Methodologie des Kirchenrechts. Freib, 1842. Буткевич Т. Высшее управление в православных автокефальных церквах. Харьков. 1913. – К вопросу о смешанных браках. Харьков. 1913. – Протестантство в России. (Из лекций по церковному праву). Харьков. 1913. Беликов. Отношение государственной власти к церкви и к духовенству в царствование Екатерины II. Чтения в Общ. любит. дух. просв. 1874 VIII Беликов Д., прот. Томский раскол. Томск 1901. Белоголов, проф. Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической церкви в России Т. I. (1762–1825). Петроград. 1916. Белогостицкий В. Реформа Петра В. по высшему церковному управлению. СПБ. 1910 Белогриц-Котляревский Л. Преступления против религии в важнейших государствах Запада. Ярославль. 1886. Беляев А. О соединении церквей. Разбор энциклики папы Льва ХШ от 20/VI 1894. Серг.-Пос. 1897. Беляев В. Викторов А, и Мансуров М. Епархиальные съезды. Сборник действующих законоположений об епархиальных съездах. Их практика за 1903– 1907 г.г. Предстоящая реформа съездов. Приложения. СПБ. 1908. Беляев И. Церковь и духовенство в древнем Пскове. Беляев Ил. Наказные списки соборного уложения 1551 года или Стоглава. Москва, 1863. Беляев Н. Основной принцип римского католицизма. Казань. 1895. – Происхождение старо-католичества. М. 1892. B. Wachter. Ueber Ehescheidungen bei den Romern. Stuttg. 1882. Walter. Lehrbuch des Kirchenrechts aller christlichen Confessionen. Bonn. 1871. Варадинов H. История Министерства Внутренних дел. T. VIII. История распоряжений по расколу. СПБ. 1863. Васильев А. В. О преобразовании высшего церковного управления Петром 1. Петроград. СПБ. 1904. – Что такое соборность? Петроград. 1912. Васильев В. Соборы 1547 в 1549 годов. Христ, Чтение. 1889. Ч.1

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИН Викторин (Беляев), архиеп. Виленский. Фотография. Сер. 80-х гг. XX в. Викторин (Беляев), архиеп. Виленский. Фотография. Сер. 80-х гг. XX в. (Беляев Владимир Васильевич; 4.06.1903, с. Блошники Витебской губ.- 16.03.1990, Вильнюс), архиеп. бывш. Виленский и Литовский. В 1924 г. окончил Виленскую ДС. В 1924-1928 гг. нес послушание псаломщика в храмах городов Лида, Сморгонь и в Пречистенском кафедральном соборе Вильны. После вступления в брак, 27 апр. 1928 г. Виленским и Лидским архиеп. Феодосием (Феодосиевым) был рукоположен во диакона, 29 апр.- во иерея к Пречистенскому собору. В 1931 г. окончил богословский фак-т Варшавского ун-та. В 1940-1945 гг. служил в виленской ц. во имя мц. Параскевы Пятницы, затем являлся настоятелем Покровской ц. в с. Олекшицы Гродненской обл. В 1946-1953 гг. служил в Покровском кафедральном соборе в Гродно, в 1953 г. назначен в клир Всехсвятского кафедрального собора Тулы. В 1955-1960 гг. служил в г. Алексине Тульской обл., в 1960-1966 гг.- в Преображенском кафедральном соборе в Иванове. В 1962 г. окончил экстерном МДА со степенью канд. богословия за соч. «Раскрытие догмата о Св. Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова». В 1966 г. назначен ключарем, затем настоятелем Всехсвятского собора в Туле, исполнял послушания секретаря Тульского ЕУ, члена епархиального совета, заведующего пенсионными делами Тульской епархии, с 3 февр. 1970 г. благочинный храмов 1-го округа Тульской епархии. 31 мая 1973 г. по пострижении в монашество определен быть епископом Пермским и Соликамским. 1 июня 1973 г. он принял монашеский постриг с именем Викторин и возведен в сан архимандрита. Хиротония, к-рую возглавил Патриарх Пимен (Извеков) , состоялась 3 июня 1973 г. в Богоявленском соборе Москвы. 3 сент. 1974 г. В. был назначен на Венскую и Австрийскую кафедру, однако из-за состояния здоровья епископа назначение было отменено. С 13 марта 1975 г. епископ Алексинский, викарий Тульской епархии. С 11 июня 1977 г. епископ Тульский и Белёвский. 19 апр. 1978 г. переведен на Виленскую и Литовскую кафедру, 9 сент. 1982 г. возведен в сан архиепископа. В сент. 1980 г. в составе делегации РПЦ В. принимал участие в Конференции лютеранских церквей Европы, проходившей в Таллине. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1983), равноап. кн. Владимира 1-й степени (1988).

http://pravenc.ru/text/158582.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕЛЯЕВ ФЕДОР ЕВГЕНЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свящ. Феодор Беляев. Фото с сайта Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Феодор Евгеньевич Беляев ( 1867 - 1937 ), священник , священномученик Память 21 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 12 ноября 1867 года в селе Везгум Белозерского уезда Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье священника Евгения Ивановича и Агнии Глебовны Беляевых. Родной брат священнослужителей Виктора , Александра , Владимира и Павла . В 1883 году окончил Белозерское духовное училище , в 1889 году - Олонецкую духовную семинарию по второму разряду. Женился на Ларисе Михайловне Ферапонтовой. В семье было четыре сына и три дочери. Был рукоположен в сан священника . Служил в Ломенской церкви Белозерского уезда. В 1894 году утвержден в должности помощника благочинного по третьему округу Белозерского уезда. В 1895 году перемещен к Вознесенской Кемосельской церкви Кирилловского уезда. Благочинный восьмого округа Кирилловского уезда. В 1916 году – и.д. благочинного пятого округа. С 21 мая 1919 года служил в Троицком храме села Улома Череповецкого уезда. В 1919 году был арестован Череповецкой ЧК, но вскоре освобожден. В марте 1922 года прихожанам Троицкой церкви в селе Улома стало известно, что власти собираются прислать комиссию для изъятия церковного имущества . Прихожане храма, в основном женщины, решили создать свою комиссию по защите храма. На воскресенье, 26 марта, было назначено собрание членов совета общины, которое должно было переизбрать председателя совета и решить хозяйственные вопросы, связанные с приближающимся праздником Пасхи. Однако женщины решили провести свое собрание, где главным вопросом был грядущий приезд комиссии по изъятию церковных ценностей. Чтобы не ставить под угрозу совет общины, его членам было велено удалиться, священник, который был в то время председателем совета, также не был приглашен, он служил в это время заказной молебен в передней части церкви. Собравшиеся сразу выбрали председателя собрания - образованную, энергичную и глубоко верующую женщину Ольгу Васильевну Левину . Первым и единственным вопросом, обсуждавшимся на собрании, был вопрос об изъятии ценностей. Были внесены предложения, что если придут отбирать ценности, то звонить в колокола, чтобы всей волостью встать на защиту храма, а если будут отбирать силой, то оказать физическое сопротивление. После обсуждения решили избрать комиссию по защите ценностей и во время изъятия послать по деревням нарочных для оповещения. На собрании присутствовали женщины из многих деревень, и от лица прихожан почти двадцати деревень были составлены приговоры, что жители их не согласны отдавать церковные вещи.

http://drevo-info.ru/articles/13676978.h...

Бегичев, писатель. 158 и пр. 1. Белоцветов М.В., дьячок. 7. 9. 13. 14. Беляев В.А., учит. уч. 109. Беляев Ив.Гав., учит. уч. 168. 188. эк. семинар. 223. Беляев Илья Вас., ст. ак. 419. Беляев Ф.Г., окон. кур. сем. 163. 165. 167–169. студ. ак. 171.178. 327. преп. сем. 383. 387. 399. В. Валединский Ив., уч-к сел. 106. священник 299. Варсонофий, свят. Каз. 427. Василий Васильевич, окольн. 9. Василий Игнат., свящ. 21. 22. Васильевский Ив.Ст., ст. ак. 419. Варлаам, игум. 148. Велланский Дим., писат. 172. Веселовскийй, уч.-к уч. 47. Взоров В., студ. ак. 313. 318. 365. 419. 421.457, пр. 2.458. рек. уч. 471. 472. Вигилянский Ил., уч.-к сем. 149. Викторов А.Е., ст. ак. 307. 312, пр. 1. 420. 455. Винклер, фил. 171. Виноградов Аф.Як., прот. 184. Виноградов Викт., ст. ак. 419. пр. сем. 472. Виноградов Иак.В., свящ. 144. Виноградов Кс., свящ. 165. Виноградов Ф.С., дьяк. 180. 196, пр. 1. 198. 201. 260.286. 324. 328. 329. 371. 397. 402. 441. 486. 500. Вигшняков Гр., свящ. 73. 74. Вишняков С.Г., уч.-к уч. 73. 74. 312. 375. окон. ак. 385. 392. пр. сем. 415. 44К. 449. 472. 490. Владимир (Алявдин), вик. Киев. 82. еп. Костр. 117. 118. Срав. Алявдин. Владимир, Вел. Кн. св. 85. Владиславлев Вл., уч.-к сем. 142. Владыкина О.И., жена проф. 307. Владыкин Я.И., преп. сем. 95. 98. 99. 111.135. 136. 294. 300. 302. 307. 344. 352. 449. 454. 465. Воздвиженский Александр, ст. ак. 419. 454. 455. см. уч. 472. Вознесенская Ек.Ст., жена свящ. 187. 205. 211. 215. 226. 232. 238. 248. Вознесенский Виктор и Пав., дети священника. 187. Вознесенский Ал., сын свящ. 205. 213. Вознесенский В.Н., свящ. 187. 203. 209. 225. 234. 236. Вознесенский Г.Е. преп. сем. 95. 96. 99. Вознесенский Паша, сын свящ. 227. Войнов И., прот. 343. Войцехович А.И., дир. Син. канц. 497. Волков Кон.Игн. 509. Волков П.А., куп. 06. Воскресенский Ив., уч.-к уч. 63. Всеволод Юрьевич, Вел. Кн. 86–88. Всесвятский Вик., ст. ак. 420. Венецкий И.П, учит. уч. 65. Вяземский, князь, писат.125 и пр. 1. Г. Гаврилов Алексей, мещан. 493. Гавриил, архим., авг. ист. фил. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Новости При храме Собора Московских святых в Бибирево обустроят территорию и разобьют парк 14.05.2019 15:41 Москва, 14 мая. Депутат Госдумы РФ Владимир Ресин и префект СВАО Алексей Беляев проверили состояние двух строящихся храмов – храм Собора Московских святых в Бибирево и храм Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокино. Об этом агентству «Благовест-инфо» сообщили в пресс-службе куратора строительства новых храмов в столице депутата Госдумы РФ В.Ресина. Храм Собора Московских святых в Бибирево уже построен и действует. Внутри продолжаются отделочные работы: расписывают стены, монтируют иконостас. В дальнейших планах – благоустройство прихрамовой территории. По словам Владимира Ресина, строители планируют завершить все работы к лету. «Храм будет освящен осенью этого года, – сообщил Владимир Ресин. – Это событие станет настоящим праздником для многих жителей района – ведь храм, построенный по инициативе и исключительно на добровольные пожертвования прихожан, выстраданный и долгожданный». Строительство храма по проекту заслуженного архитектора России Виктора Захарова длилось с 2003 по 2015 годы. Для его фасадов архитектор разработал уникальную облицовку из измельченных минералов: получился сверхпрочный материал, не уступающий по красоте и долговечности натуральному мрамору. Новый храм сможет вместить до трех тысяч прихожан. «Жители района активно участвовали в обсуждении проекта благоустройства, их пожелания нашли отражение в окончательном варианте проекта, – рассказал Алексей Беляев. – Предпочтения отданы зонам отдыха и возможности подхода к храму. При этом особое внимание уделено исторической деревянной церквушке, ее сохраним». По его словам, в ходе работ по планировке участка необходимо вывести порядка двух тысяч кубометров грунта. Также предстоит организовать удобный подъезд транспорта, замостить камнем пешеходные дорожки, разбить газоны и высадить деревья. «Уже к осени москвичи увидят в прошлом унылые территории в совершенно новом формате», – пообещал Алексей Беляев. Кроме того, Алексей Беляев и Владимир Ресин посетили церковь Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокино, которая находится в стадии строительства. Планируется, что храм начнет действовать в 2021 году. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

222 Беляев Виктор Адрианович; (6 января 1883 – не ранее 1953). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1908), к. б. 16 августа 1908 – 15 августа 1909 профессорский стипендиат кафедры психологии, с 17 октября 1909 – и.о. доцента кафедры систематической философии С.-Петербургской ДА. 1914 (утв. 1917) – магистр богословия («Лейбниц и Спиноза»). В 1918 был членом редакционной коллегии журналов «Божья нива», «Соборный Разум». 1 сентября 1919 – 1 ноября 1921 профессор кафедры философии Петроградского университета, в 1921–1922 – профессор Педагогического института. В апреле 1922 – 10 января 1929 работал в Публичной библиотеке. В 1932–1934 – сотрудник библиотеки Ленинградского отделения НИИ торфяной промышленности, 1935 – 11 августа1936 – библиограф отдела научно-технической информации Всесоюзного алюминиево-магниевого института. 22 октября 1936 арестован, приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах на 2 года. Наказание отбывал в Карагандинских лагерях. 9 июля 1939 освобожден, выехал в Можайск. В 1953 проживал в Ленинграде. См.: Шилов Л. А. Беляев В. А.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Том 2. СПб. 1999. С. 91–94. 191, 194 Беляев Гавриил Сергеевич – член церковно-приходского совета подворья Новгородского Сковородского монастыря, что в селении Пороховых в Петрограде. 214 Беляев Федор Евгеньевич; Окончил Олонецкую ДС (1889). 4 октября 1889 определен священником Георгиевской церкви в с. Ломне Белозерского уезда Новгородской епархии, с 5 апреля 1895 – священник Вознесенской церкви в Кемских селах Кирилловского уезда, а с 21 февраля 1909 – Троицкой церкви в погосте Уломе Череповецкого уезда той же епархии. 21 октября 1918 был арестован, но 23 октября освобожден, поскольку «обыск ничего не доказал в обвинение его, да и местная волостная власть в обвинение ничего не подтвердила» (Новгородские ЕВ. 1919. 1. С. 16). 38 Беляков Семен Матвеевич; (1871–1912). Окончил Калужское реальное училище и его дополнительный класс (механико-техническое отделение; 1891) и Институт гражданских инженеров (1898), инженер. Работал в Кузнецке (1899–1902). Служил в техническом отделе при Олонецкой губернской земской управе. С 1 июня 1902 – младший архитектор строительного отделения Олонецкого губернского правления; с 28 августа 1904 причислен к Министерству внутренних дел сроком на год; работал Вильне (1905–1907), затем состоял на службе на Восточно-Сибирской железной дороге. С 1908 выстроил несколько зданий в Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Даниловом монастыре обнаружено захоронение архиепископа Никифора Феотокиса Москва, 24 апреля 2007 г. Уникальная находка археологов - захоронение греческого просветителя, архиепископа Никифора Феотокиса была представлена 23 апреля в Свято- М.Гусева, архимандрит Алексий, В.Звягин, Л.Беляев Фото с сайта " Благовест-инфо " . Даниловом монастыре. С рассказом о значении открытия перед журналистами выступили наместник обители архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель археологической экспедиции, доктор исторических наук Леонид Беляев, судебно-медицинский эксперт, доктор медицинских наук Виктор Звягин. Открытие могилы архиепископа Никифора совпадает по времени с пребыванием в Даниловом монастыре частицы мощей его святого соотечественника - святителя Спиридона Тримифунтского, сообщает сайт Благовест-инфо . Никифор Феотокис (1731-1800) родился на острове Корфу, где почитаем и любим и поныне как великий православный деятель. Его труды на поприще духовного подвижничества и просветительства высоко оценила Екатерина II, которая в 1777 г. пригласила просветителя в Россию. Здесь он и провел вторую часть своей жизни, став архиепископом сначала Славенской и Херсонской, а позже Астраханской и Ставропольской епархий. " Керкирский мудрец " (так называли архиепископа Никифора в России) был православным деятелем, ритором, ученым, просветителем. До конца дней он оставался в России. Последние 7 лет своей жизни он провел в стенах древней русской обители, в Даниловом Московском монастыре в должности управляющего. Здесь он почил и был погребен согласно его завещанию. Архиепископ Никифор Могила архиепископа была утрачена после разорения монастырского кладбища большевиками в 20-е годы. Поиски захоронения велись много лет. Как рассказал Леонид Беляев, археологические работы на месте предполагаемого погребения начались, «с благословения властей монастыря и после подобающего молебна», в августе 2006 г. и продолжались до середины марта 2007 г. Ученый не в первый раз ведет археологические исследования на территории Данилова монастыря: в 1983-1987 гг. он открыл здесь следы кладбища XIII-XVI вв., древние фундаменты собора и даже древнейшее на территории Москвы славянское поселение IX в. Ученый подробно рассказал о том, какие архивные изыскания были проведены при подготовке к поискам могилы греческого святителя, как точно было определено место вскрытия. Несмотря на отсутствие прямых указаний на место погребения в источниках, исследователи предположили, что искать надо под южной галереей храма Святых отцов Семи Вселенских соборов. Именно там и откопали необычный склеп - в отличие от 99% кирпичных склепов, типичных для России, этот был сделан из белокаменных, отполированных изнутри блоков.

http://pravoslavie.ru/21815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Московском Кремле, на Вознесенской пл. у Спасских (Фроловских) ворот. До 1817 г. именовался Стародевичьим. История Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Согласно агиографической традиции, историки XIX в. полагали, что М. В. м. основан до 1407 г. вел. кнг. Московской св. Евдокией Димитриевной (в монашестве Евфросинией), вдовой вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского. Главными источниками сведений о жизни вел. княгини являются завещание вел. кн. Димитрия и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», сохранившееся в составе «Книги степенной» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.) (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания...» использовал летописные известия и устные монастырские предания о вел. кнг. Евдокии. Считалось, что на месте М. В. м. прежде был дворец вел. кн. Димитрия Иоанновича, т. е. вел. княгиня пожертвовала под обитель собственную землю ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых приказов, 1584-1725 гг. М., 1877. Вып. 1. С. 55). Подчеркивалось, что основанный княгиней мон-рь «ныне есть Девический общежительный мон-рь» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 408, 410). Исследователи XX в. не имели единого мнения о времени возникновения М. В. м.: В. П. Выголов и Л. А. Беляев предполагали дату ок. 1407 г. ( Выголов. 1988. С. 43-44; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1994. С. 195), В. А. Кучкин считал, что мон-рь основан до 1386 г., а вел. кнг. Евдокия Димитриевна «только превратила» мон-рь «в женский и заложила там каменный храм» ( Кучкин В. А. [Рец. на кн.:] Беляев Л. А. Древние мон-ри…//ВИ. 1996. 2. С. 163.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010