Он жил любовью. Как любил он родную Академию! Ради нее он забывал интересы честолюбия и выгоды положения и лучше желал до конца послужить ей, чем блистать на кафедрах университетов, куда его не один раз приглашали! Как любил он учащееся юношество, для которого являлся всегда любящим заступником! Когда случалась беда, куда обращался студент? К почившему, – и у него всегда было готово слово если не помощи, то утешения. Если можно было сделать что-либо, почивший всегда с охотой старался, чтобы вывести неудачника из беды. Если нельзя было, если не в его власти было облегчить чью-либо участь или исполнить какую-либо просьбу, то он по крайней мере не вселял ложных надежд, говорил откровенно и прямо, и всегда старался утешить просителя, делая это с замечательной задушевностью и теплотой. А его благородное, чарующее обращение со всеми, его ласковая улыбка, которой он неизменно встречал привходившего к нему студента... их никогда не забыть, и до самого гроба одним из лучших воспоминаний в жизни будет воспоминание о мудром и добром почившем старце... И, надо правду сказать, что студенты, все до единого, на пространстве стольких лет и стольких курсов, все преклонялись пред почившим, любили и всегда боялись огорчить его каким-либо неуместным поступком. А что скажет об этом Виктор Дмитриевич? – говорили студенты, и шли к почившему спросить его мнения и совета. И если почивший, бывало скажет, что не следует делать этого или другого, то все соглашались. Мнение почившего для студентов было законом. Спокойный, участливый, незлобивый даже тогда, когда студент не стоил этого, почивший всех привлекал и очаровывал, и можно сказать, что многих, более близко знавших покойного, в тяжелые минуты окружающего гнета, когда в бессилии бороться с ним человек готов бывает войти в сделки с совестью, светлый образ почившего, возобновленный в сознании, многих удержит от соблазна греха, осветит колеблющуюся душу, вызовет в сознании те идеалы, которым почивший служил... и сделка с совестью не состоится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Затем после пошлости первой империи, злоупотреблявшей одеколонами, парфюмерия бросилась вслед за Виктором Гюго и Готье к странам солнца: она создала восточные благовония, сверкающие пряностями». Чем далее, чем культура делалась сложнее, а другие искусства ее становились тоньше и замысловатее, тем живее развивалось и это искусство, не желая отставать от уровня века. «Покоряясь желаниям любителей и художников», последнее последовательно бросается на китайскую и японскую парфюмерию, «изобретает целые альбомы благоуханий, имитирует букеты цветов Такеока, получая от соединения лавенды и гвоздики запах Rondeletia, от сочетания пачули и камфары – особенный аромат китайской туши; из состава лимона, гвоздики и померанцевого эфирного масла – запах Hovenia du Japon». До какой виртуозности доходят современные люди в расшатывании своей нервной системы и в искусстве возбуждать феерическую работу воображения посредством этих наркотиков, то есть духов, красочно и картинно изображает цитированная мною выше глава из романа Гюисманса. Хотя и не ко всем людям она приложима, но ведь любая «барышня»-подросток и последняя публичная женщина, если и ничего не понимают в тонких ароматах Аткинсона и Любэна, Леграна и Писса, все же не меньше светских «львов» и «львиц» восхищаются водой, настоенной ремесленниками на розмарине и продаваемой по четвертаку в бакалейных лавках и на базарах. И они со страстью «душат» у себя носовые платки и под мышками. На этом можно бы и кончить, но скажу еще два-три слова ради тех, кто любит ссылаться в оправдание своих страстей на Евангелие. И в данном случае, такие места, как Мф. 6, 17 или Лк. 7, 37–38 , ничего не говорят в их пользу. В первом случае, «словами помажи главу твою, – говорит св. Иоанн Златоуст 301 – Господь не заповедал, чтобы мы непременно намащали себя, – не это повелел Он. У древних был обычай помазывать себя во время радости и веселия, как это видно из примера Давида и Даниила ( 2Цар. 12, 20 ; Дан. 10, 3 ). И Христос заповедует сими словами только всячески скрывать свой пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

— Я отвечу с другой стороны: я бесчувствия, воспитания в себе какого-то цинизма боюсь. А оно происходит через странные увещевания «Да плюнь!», «Да забей!», «Неважно, что о тебе подумают». Слушайте, до какой степени это неважно? Когда ты перестанешь реагировать на любые внешние раздражители и оценки, ты в кого превратишься? Ты сам с собой сможешь жить? Ладно, цинизм — это действительно некая защита. А полнейшее равнодушие? Конечно, к каким-то вещам надо спокойно и даже наплевательски относиться, себя поедом не есть за ерунду. Но душевной анестезией защищаться от переживаний — это из серии «лучшее средство от головной боли — это гильотина».     — Можно ли научиться «принимать» свою боль без ужаса, наблюдать ее как один из процессов в теле? — Можно. Нужно. Боль — часть жизни. В плане логики это, безусловно, правильно, вопрос, как это на практике применить. Проще, когда появляется вариант какой-то: «Я понимаю, что сейчас у меня химия, скорей всего, она будет мучением. И лучше, чтобы она была мучением, потому что если есть побочный эффект, есть и основной». Как-то надо в эту сторону настроиться, а не включать тотальное отрицание: «Не хочу, не хочу, не хочу».    — Многие сейчас вспомнили Виктора Франкла , его великую книгу о выживании в концлагере. Какие книги, фильмы, музыка помогают вам сейчас? — Когда я 24 февраля вернулся из аэропорта домой, ничего не мог слушать. Потом меня стало раздражать, что любой разговор не о политике начинается со слов «сейчас, может быть, не время говорить про наш концерт». Не время — не говори. «Сейчас, наверное, странно говорить о музыке». Странно — не говори. Я об этом много думал, написал несколько постов. Если ты в такой ситуации не имеешь права играть свою музыку, то большой вопрос: а раньше ты имел право ее играть? Получается, твое творчество было хорошо только при спокойной жизни? А сейчас оно вдруг таким образом отменилось? Обесценилось? А хорошее настоящее творчество как может обесцениться? Я с этим поборолся единственным доступным мне способом — написал колонку «Кровь для ушей: как снова начать слушать музыку и зачем это надо делать». В ней я сделал подборку: слушайте Малера, слушайте оперу «Лулу» Берга, написанную незадолго до Второй мировой, слушайте додекафонию. В додекафонии ни радостного, ни грустного нет по определению, потому что там нет ладов, ни мажорного, ни минорного. 

http://pravmir.ru/ne-nado-sprashivat-che...

Ощущать себя звеном в исторической цепи — значит чувствовать себя сопричастным и к великим, и к трагическим событиям нашей истории. И даже к ее ошибкам, чтобы не повторять их. И помнить, какой ценой нашей стране досталась Победа в Великой Отечественной войне. Если ты убиваешь память, ты убиваешь и человека. Ведь именно это и произошло сейчас у нас! Потому так важен для меня наш спектакль: Сталинградская битва — это и моя битва тоже, она для меня не умозрительна, я чувствую себя сопричастной к этому событию. — Вы ведь родом из Волгограда. — Да, я родом из Волгограда, но это не имеет значения. Я так же чувствую себя причастной и к блокаде Ленинграда, и к монголо-татарскому нашествию, и к крещению Руси… — В последние десятилетия распространился тезис «Родина — там, где тебе хорошо». Почему этот тезис порочен? — Для меня это абсолютная подмена. У Тарковского есть замечательные слова: «На свете есть гораздо более важные вещи, чем просто быть счастливым». Даже счастливым, а не то что довольным! Нужно быть человеком, привязанным к своим корням. Это не гарантирует тебе счастья, но это гораздо важнее! И потом, что значит «хорошо»? «Хорошо» в прагматичном смысле? Но такая трактовка сводит суть человека к получению удовольствий. Человек — более сложное существо, в нём не плоть первична, а дух. В этом контексте моё мировоззрение и ощущение — христианское, православное. — Как вы искали актёров на роли? — У меня в спектакле 14 мужчин и только две женщины. Это мужской материал. Мне очень важно было найти актёров со здоровым архетипом мужчины. И один знакомый так иронично спросил меня: «Ну что? Нашла?» Полина Агуреева — И что вы ответили? — Я действительно нашла! Заявляю ответственно. Все участники спектакля занимают одну позицию со мной, они горят материалом, для всех наш спектакль — личное человеческое высказывание. Потому что, знаете, за державу обидно. Правда! Мало того, что я нашла людей со здоровым мужским архетипом. Илья Шакунов, Леша Вертков, Николай Дмитриевич Чиндяйкин, Юрий Викторович Беляев, Ваня Добронравов, Федя Малышев, да вообще все наши актёры — очень харизматичные. И они — русские. В самом исконном смысле этого слова.

http://pravoslavie.ru/150806.html

Посмотрим же теперь, что дал каждый из рассматриваемых журналов за прошлый год. Начнём свой обзор с «Вопросов философии и психологии». Разнообразный материал, помещённый здесь в течение прошлого года, может быть распределён по следующим группам (при этом распределении мы не принимаем в расчет статей критико-библиографического характера, известий и заметок). а) Введение в философию представлено статьёй И.И. Лапшина «О трудности в мышлении» (кн. 55). б) К Истории философии могут быть, прежде всего, отнесены статьи, посвящённые памяти недавно умерших русских философов – Н.Я. Грота (в кн. 51 статьи: В. И. Ивановск ого «Очерки жизни и деятельности Н.Я. Грота», Д.В. Викторова «Памяти Н.Я. Грота, как профессора», Ю.И. Айхенвальда «Очерк этических воззрений Н.Я. Грота», П.П. Соколова «Н.Я. Грот, как мыслитель»), М.М. Троицкого (в кн. 52 статьи – А.С. Белкина «М.М. Троицкий» и В. Н. Ивановск ого «К характеристике М.М. Троицкого»), В. П. Преображенского (в кн. 54 статьи: кн. С.Н. Трубецкого «Памяти В.П. Преображенского», Н.А. Котляровского «Воспоминания о В. П. Преображенском »). Затем, к этой же группе должны быть отнесены статьи и по истории за- —560— падно-европейской древне-греческой философии: И.И. Житейского «В. Гумбольдт в истории философского языкознания» (кн. 51), И. И. Иванова «Поиски за миросозерцанием» (кн. 53, 52 и 55), Вл. С. Соловьева «Об авторе диалога Протагор» (кн. 53), П.И. Новгородцева «Об историческом и философском изучении идей» (кн. 54), Г.А. Рачинского «Трагедия Ницше» (кн. 55), Н. А. Иванцова «Лейбниц» и П.Д. Боборыкина «О ницшеянстве» (кн. 54). в) Статьи по Психологии: А. Нечаева «Экспериментальные данные к вопросу о внимании и внушении» (кн. 52), Вл. А. Вагнера «Физические страдания и чувства страха» (кн. 53), А. Ф. Лазурского «О взаимной связи душевных свойств и способах её изучения» (ib.), Ц.П. Балталона «Наблюдения и опыты по эстетике зрительных восприятий» (ib. и кн. 55), Н.В. Згурского «Психофизиологическая теория чувствований» (ib. и кн. 55). г) К Метафизике могут быть отнесены три статьи: в кн. 54 – Б.Н. Чичерина «Метафизика есть ли наука?», Л. М. Лопатина «К вопросу о бессознательной душевной жизни» и в кн. 52 – Г.И. Челпанова «Очерк современных учений о душе». д) По Натурфилософии – статьи: А.Н. Щукарева «Очерки по философии естествознания» (кн. 52) и И.Ф. Огнева «Витализм в современном естествознании» (кн. 54). е) По Эстетике: Н. Г. Дебольского «Об эстетическом идеале» (кн. 55) и В.Е. Гиацинтова «Об отношении искусства к действительности» (ib.). ж) По Философии права: Б.Н. Чичерина «Философия права» (кн. 51) и гр. Л.А. Комаровского «К вопросу о философии войны» (кн. 53). з) По Философии истории – статья Р. Ю. Виппера «Несколько замечаний о теории исторического познания» (кн. 53) и и) по Философии религии – Вл. С. Соловьева «Последняя лекция в С.-Петербургском Университете в 1882 году (кн. 54). 392

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О значении удерживающего и держай этот богослов не даёт никаких разъяснений и даже не упоминает об этом. Гервей, Бургидоленский монах, писатель 12 века, под отступлением разумеет отпадение – или всех народов от Римского царства, или множества церквей от Римского первосвященника, или множества людей от веры. – Удерживающее означает то, что нет ещё того, что будет перед пришествием антихриста: нет отпадения народов от Римской империи, нет отступления множества людей от религии, или от христианской веры, – отступления настолько сильного, что когда антихрист придёт, люди тотчас его примут. – Держай, по его мнению, означает Римское царство. Но это мнение он высказывает со следующим ограничением, которое было высказано ещё и раньше Августином: так как Апостол говорит Фессалоникийцам, что они знают то, о чём он говорит, то он и не захотел говорить им об этом ясно. А потому мы, которые не знаем того, что они знали, или совсем не можем, или едва-едва можем проникнуть в то, что сам он подразумевал в этом месте. – Тайна беззакония, по мнению Гервея, означает Нерона и подобных ему императоров, или же она заключается в сердцах неверующих. Она будет действовать дотоле, пока из самой Римской церкви, которая есть средоточие и сердце церквей, не произойдёт беззаконие, ради которого от неё отпадут многие церкви 551 . Ученик Гуго-а-сен-Виктора, знаменитый схоластический богослов 12 века, Пётр Ломбард говорит, что по учению Апостола Господь придёт для суда не прежде, как род человеческий отпадёт от римской власти; но это не значит, что после этого отпадения Господь придёт немедленно. Прикровенно говорит Апостол о разрушении Римской империи потому, что если бы он сказал об этом ясно, то возбудил бы Римлян на преследование Церкви. Или, продолжает Пётр Ломбард, Апостол говорит о духовной власти Римской церкви, или же об отступлении от веры; и смысл его слов будет такой, что Господь придёт на суд не прежде, чем сначала наступит отпадение церквей от духовного подчинения Римской церкви, или людей от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вы знаете, еще есть одно доказательство, мы когда начали делать этот фонд, и к нам обратились наследники Берлева и Еланской, предложили нам приобрести эти книги, этот архив, для меня как египтолога это просто нечто, это невероятное сокровище, когда знаешь суть этих имен, да? Мы стали говорить с нашими деловыми партнерами, и вдруг мы увидели совершенно невероятный отклик. Начиная от финансовой корпорации „Открытие“, которая стала генеральным меценатом этого мероприятия, то есть Вадим Беляев и Екатерина Геращева — добрые наши друзья, которые просто сказали: „Ребята, мы сделаем это, мы поможем“. И мы уже подумали, что все, действительно это получается, стали уже мечтать о том, что мы будем пополнять библиотеку. Вдруг стали приходить какие-то наши друзья на чашку чая вечером, летом, смотреть, как мы описываем эти книги. Говорят: „А современны книжки есть?“ — Я говорю: „Хочется, конечно, купить книги 10-го года и 11-го, но вот вам такая-то сумма денежек“. И в итоге получилось, что потекли люди по такой удивительной совершенно, хорошей дороге, которые, с одной стороны, и невероятно рады, что они могли помочь, а, с другой стороны, тоже внесли свой значительный вклад, что еще раз свидетельствует о том, что это актуально, и это нужно, и, в общем то, даже наши современники отнюдь совершенно не потеряны в этом мире поиска духовно-христианского. Елена Зелинская: Сергей, а Вас не удивило, когда Ваше начинание получило поддержку от других людей? Ведь сейчас как говорят, что все интересуются только собой, эпоха эгоизма, потребительства и так далее, и вдруг Вы рассказываете нам о совершенно духовном проекте и говорите о том, что его со всех сторон поддерживают, не странно ли это? Сергей Куприянов: Понимаете, Елена, дело все в том, что мы говорим о том, что у нас сейчас такие времена и такое общество, но получается так, что именно вот подобная картина рисуется только в России. Во всем мире ситуация обратная. И я думаю, что мы когда-то к этому придем — мы придем к тому, что люди, занимаясь собой и пытаясь каким-то образом заботиться о сегодняшнем дне, все равно начинают думать о знаниях, о вечном. Тоже вот маленький пример, исходя из того, почему Восток, и насколько это актуально. Когда мы задумывали провести в нашей библиотеке цикл, посвященный истории, времени и календарю, как бы вот простейшая вещь, в итоге…

http://pravmir.ru/v-poiskax-smysla-egipt...

Доктор Г.И. Гордон Борис Гусман В члены не принят 3 Рождественская ул., д. 19, кв. 24. Сотрудник журнала «Очарованный странник» Жирмунский В.И., приват-доцент. Казанская пл., д. 33, кв. 4 19 .XI, заседание Совета 9.XII С.И. Гессен Левченко Людмила Петровна Петроградская сторона, Большой прт., д. 1/16, кв. 37 Заседание Совета 9.XII М.И. и О.Ф. Туган-Барановские Через Ксению П лично Зерчанинов Александр Александр , студент Императорской Петроградской духовной академии Обводный канал, д. 17 9 .XII, заседание Совета 9.XII А.В. Карташев через проф. Зарина Был в секретариате во вторник Рей Иван Лукич, студент Императорской Петроградской духовной академии Обводный канал, д. 17 9 .XII, заседание Совета 9.XII А.В. Карташев (проф. Зарин) Федосеев Владимир Семенович, преподаватель истории в Ларинской гимназии и Тенишевском училище 6 линия, д. 39, кв. 13 Заседание Совета 9.XII В.В. Гиппиус, К.М. Аггеев (от Н.Н. Розенталь) Записка Ходаковская Ядвига Антоновна (курсистка) 16 линия, д. 71, кв. 10 24 .XI, заседание Совета 9.XII Ксения П (от М.Н. Фрица) Письмо на имя Ксении П Семенов Александр Николаевич Петроградская сторона, Кронверкский просп., д. 69, кв. 3 Заседание Совета 9.XII Ксения П (через М.Н. Фрица) Письмо на имя Ксении П Яковицкая Софья Брониславовна Конная ул., д. 11, кв. 33 Заседание Совета 9.XII Васильченко Александр Леонтьевич Васильевский остров, 15 линия, д. 62, кв. 10 Заседание Совета 9.XII Васильченко Мария Антоновна Васильевский остров, 15 линия, д. 62, кв. 10 24 .XI, 9.Х заседание Совета II Фриц Христина Збигневна Невский прт., д. 156, кв. 63 24 .XI, заседание Совета 9.XII Беляев Виктор Адрианович Эртелев пер., д. 3 Карташев, прямо в действительные Балашова Евдокия Петровна Крестовский остров, Белосельский пр., д. 7, кв. 5 Принята на заседании Совета 14.I Ксения П через Балашова Личная просьба Сабинина Мария Войцеховна Большая Монетная ул., д. 15, кв. 42 Ксения П , А.А. Мейер Записка А.А. Сабинина Лидия Евстафьевна Большая Монетная ул., д. 15, кв. 42 Сабинина Людмила Евстафьевна

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Сценарий Александр Новопашин написал при участии кинодраматурга Виктора Мережко. В картине заняты народный артист России Юрий Назаров, заслуженный артист России Юрий Беляев, Татьяна Абрамова, Лариса Шахворостова, актеры московского театра «Мастерская П.Н. Фоменко». Протоиерей Александр Новопашин окончил Московскую Духовную Семинарию. С 1997 года член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Возглавляет Православный центр по реабилитации наркозависимых в Новосибирске, включающий в себя пять мужских и одну женскую общины. C 2002 года член-корреспондент Европейской федерации центров по изучению современного сектантства (FECRIS). В 2009 году снял документальный фильм «Перелом» о проблемах наркомании в молодежной среде. В 2011 году по собственному сценарию снял документальный фильм «Царь болгарский». В 2013 году по собственному сценарию снял художественный фильм «Меня это не касается», посвященный теме наркомании. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 января, 2015 21 февраля, 2015 27 февраля, 2015 21 марта, 2022 17 августа, 2020 14 августа, 2019 29 декабря, 2018 3 октября, 2018 25 сентября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/novosibirskiy-svyashhe...

222 Кулжинский Иван Григорьевич писатель и педагог. Ск. 1883 г. В своих литературных произведениях он является противником прогрессивных стремлений, возникших в русском обществе с воцарением Государя Александра Литературная борьба партии охранителей с о. Феодором полно и жизненно-правдиво изображена в интересной статье проф. П. Знаменского : „богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни“, но об участии Кулжинского в этой полемике в статье Знаменского не упоминается. 224 Аскоченский Виктор Ипатьевич, бывший профессор Киевской академии, издатель журнала „Домашняя Беседа“. Ск. 1879 г. 225 Митрополит Филарет 15 февраля писал о. наместнику. „Года за два пред сим в иностранной газете Норд писано было, что для выкупа от помещиков крестьян употреблены будут сокровища церквей и монастырей. Теперь из Петербурга пишут об опасениях и между прочим, что первый удар падёт на высшее духовенство, монастыри и церкви. И это пишет не какой-нибудь лёгкий распространитель вестей“. 227 Составленный м. Филаретом проект манифеста напечатан в Собрании мнений и отзывов Филарета. Т. V. В присланном графом Паниным проекте манифеста митрополит признал нужным сделать значительные сокращения. „Проект уже довольно длинен и многосложен, писал он Панину 5февраля 1861 г. Манифест должен быть прочитан крестьянам. Их ум не приучен к долгому непрерывному вниманию. Посему изменённый мною проект я старался разделить на статьи сколько можно не длинные“. Замечательно, что названное в Петербургском проекте преобразование быта крестьян радостным Филарет не признал таковым. „Не упомянул я о радости, писал он, чтобы от лица царя не было произнесено слово, которому не сочувствовали бы многие из верноподданных. Предприемлемому обширному преобразованию радуются люди теоретического прогресса, но многие благонамеренные люди опыта ожидают оного с недоумением, предусматривая затруднения. Собр. мн. и отзывов м. Филарета. Т. V 596. Отмеченная П. С-чем особенность Филаретовской редакции манифеста – его неясность указывается и другими современниками. И. С. Аксаков писал: „манифест написан уродливо, на каком-то татарском языке“. М. П. Погодин отзывался о манифесте, что он написан пренелепо. См. Жизнь и труды Погодина. М. Барсукова. Кн. XVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010