Мы не узнаем, какой глубины была Его скорбь и тревога за людей, которые не поняли ни смысла Его крещения, ни слов Иоанна – но знаем только, что сразу после крещения Господь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему предстоит пострадать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после крещения, стали для него временем, проведенным в одиночестве и молитве. Ведь можно попытаться представить, как чувствует себя, к примеру, невиновный человек, который добровольно пошел в тюрьму ради спасения близких и теперь ждет от своего народа заведомо несправедливого суда, причем приговор ему уже известен – смерть. Такой человек наверняка скорбит и, может быть, от горя не хочет даже есть – но дело здесь, конечно, вовсе не в качестве еды или религиозных нормах. Вот и Христу не требовался пост в нашем привычном понимании, когда мы прилагаем какие-то усилия своей воли, чтобы отказаться от пищи и принудить себя к молитве. Господу не требовалось Себя ни к чему принуждать – но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, которым обладал еще на земле, если и употреблял позже для еды и пиршества – то только для того, чтобы поддержать силы или за беседой привести еще одного человека к покаянию. Поэтому нельзя сказать нечто вроде «Бог постился сорок дней – точнее будет обозначить, что сорок дней Христос только молился. Причем в Евангелии сказано, что Он взалкал ( Мф.4:2 ) лишь напоследок – и отсюда видно, каково было напряжение Его духовных и душевных сил во время молитвы – сорок дней Он не вспоминал о том, что голоден. А если кого-то смущает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Христос попросту ничего не ел!) – то достаточно сказать, что в медицине зафиксированы случаи и гораздо более долгого полного голодания, чем сорок дней, так что ничего фантастического в этом вовсе нет. Пост Христа – это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой. Ограничение себя в еде ни в коем случае нельзя понимать как «очистительную диету для тела» – ведь на самом деле это средство очистить разум и душу. А еще сорокадневный пост Спасителя – единственный эпизод в Евангелии, о котором можно твердо сказать, что здесь Христос был абсолютно один – а значит, о произошедшем в пустыне Он Сам рассказал позже Своим ученикам. Но что же там произошло кроме, собственно, самого поста? «Заклятый друг»

http://azbyka.ru/iskushenie-xrista-v-pus...

Тогда, по слову св. Ефрема, вам разумно будет пришествие мучителя. Есть много старообрядцев, которые поступают противно учению св. Ефрема, не тщатся о «боговедении», о познании Святой Троицы и силы креста Христова, о стяжании благодати Святаго Духа и освящении таинствами, также о «разуме», то есть как сохранить разумно внутреннего человека, но только заботятся о ведении антихриста, при каждой почти беседе только о нем одном и хотят беседовать. Таковые никогда не могут и об антихристе сказать истину, но заблуждают в ложные пути, потому что прежде не осияли себя светом боговедения и разума. А на вопрос твой о разноречии числа дней последнего антихриста что могу ответствовать по милости Божией, ответствую. Разноречие это состоит в следующем: в одном месте царствование антихриста определяется на 1290 дней, а в другом на 1260. И это, по моему мнению, не есть какая случайная ошибка, то есть от описки писца происшедшая, но тому есть причина. Пророк Даниил в главе 12-й писал предсказания о мучительстве на иудеев от Антиоха, бывшего прообразом последнего антихриста, а вместе и об антихристе, как во Антиохе преобразуемом. Исчисляя дни мучительства Антиохова над иудеями Даниил начинает исчислять их от времени наиболее видного события – прекращения у иудеев всегдашней жертвы, имевшего последовать при Антиохе, и от того времени до окончания злобы мучительства Антиохова над иудеями указует летами три лета с половиною: время, времена и полвремене, временем нарицая лето, или год, временами – два лета, а полвременем – пол-лета, или полгода. А так как в действительности мучительство Антиоха должно было продлиться долее, то архангел у Даниила сказал о нем определеннее количеством дней 1290. Но у него же, пророка Даниила, в 7-й главе, где говорится о царствовании последнего антихриста, продолжение сего царствования определено на три лета с половиною, а днями уже не исчисляется. По иудейскому исчислению три лета с половиною имеют в себе 42 месяца, или изменения луны, а дней 1260. Так и св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе, в главе 13-й, определяет мучительство зверя, то есть антихриста, на 42 месяца, а днями не определяет; о проповеди же пророков, во главе II-й, сказует, быти ей на 1260 дней. Впоследствии у писателей церковных оба указанные исчисления священного писания о числе дней мучительства антихристова приводятся безразлично, иногда по Апокалипсису, иногда по 12-й главе пророка Даниила, где говорится собственно об Антиохе, как прообразе антихриста, то есть и 1260 и 1290 дней. Церковные писатели не на то обращали внимание, что находится некоторая разница в днях, а на то, что в писании прямо определяется, сколько будет царствовать антихрист. Вот, что я мог, ответствую на ваш вопрос; а если вы сами что более разумеете, скажите нам, как и мы своими мыслями с вами делимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Рассудив так, они освятили нам из трех сот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем Отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю: во – первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приготовлялись к нему, во-вторых, для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос . Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост великой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом приложив пост Великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трех сот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трех сот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина (Светлого дня). Вот, как мы сказали, тридцать шесть дней с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую…освятили святые апостолы для покаяния и очищения грехов всего года» (Преподобный Авва Дорофей . Поучение 15. О святой Четыредесятнице. Душеполезные поучения и послания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1900. С. 169–170). 12 То, что Великий пост к четвертому веку действительно распространился повсеместно в христианском мире, подтверждает вдохновенная проповедь преподобного Ефрема Сирина (+373), жившего в городе Эдесса на юге Мессопотамии. Приведем из неё, пусть и обширный, но очень поучительный фрагмент: «…Возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностью и с чистым сердцем, потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас от земли и возносит на высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

В общем принято считать разницу между ними круглым числом в 11 дней. Предположим, что в каком-либо году юлианский и лунный годы начнутся одновременно, в одно число месяца, тогда к началу следующего юлианского года из второго лунного года пройдет уже 11 дней, или, что то же, к началу следующего юлианского года луна будет иметь возраст 11 дней, к началу третьего юлианского года пройдет 22 дня лунного года, а к началу четвертого – 33 дня, или один полный месяц и 3 дня, и т. д. Таким образом, с каждым следующим годом эта разница настолько увеличится, что к началу двадцатого юлианского года возраст луны будет иметь 29 суток – один неполный месяц. Тогда в каждом двадцатом юлианском году, то есть по истечении 19-летнего периода, фазы луны будут приходиться в те же числа месяцев, что и 19 лет назад. Возьмем для примера 1941 год (начало 15 индиктиона), который был первым годом девятнадцатилетнего лунного круга. К началу 1941 года основание, то есть возраст луны, составлял 14 дней, к началу 1942 года и второго лунного года возраст луны составлял 25 дней и т. д., и только по истечении 19 лет, в 1960 году, в первый год следующего лунного круга, основание опять составляло 14 дней, а в 1961 году – основание 25 дней. Такое же совпадение было в 1979 году и будет в 1998 году и т. д. Значит, в каждом двадцатом году оба года, и юлианский и лунный, снова начинаются в одно и то же число, как и в начале первого года обращения великого индиктиона. Этот девятнадцатилетний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как это было 19 лет назад, в Пасхалии называется кругом луны. Золотое число обозначает порядок данного года в кругу луны. При введении юлианского года встретились затруднения в определении новолуний и полнолуний, которые у древних римлян имели значение для совершения торжественных жертвоприношений. Это послужило побуждением к введению лунного круга. Начало лунных кругов, как и кругов солнечных, римские хронографы относили за 4713 лет до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другие толковники число 2.300 вечеров-утр понимают в значении полных 2.300 суток. Прежде всего они не находят никакого достаточного основания к тому, чтобы счёт вечеров-утр разделять и из 2.300 вечеров-утр делать 1.150 дней. Ближайшее основание, приводимое защитниками первого мнения, опровергается защитниками последнего тем, что предметом пророческого откровения в данном месте служат не одни жертвы, а вообще предание врагу на попрание и святилища, и народа; а это попрание продолжалось гораздо долее, нежели 1.150 дней. Относительно числовых данных, приводимых в подтверждение первого понимания, они замечают, что числовое данное 7:25 (три с половиной времени) определяет деятельность не Антиоха Епифана, а антихриста, не говоря уже о том, что оно само по себе требует более точного определения в своей продолжительности. Что же касается до числовых данных 12 гл. (1.290 и 1.333 дней), то эти данные определяют только наиболее злодейственный период деятельности Антиоха Епифана против общества Господня, но никак не весь тот период его боговраждебной деятельности, какой определяется числом 2.300 вечеров-утр. Начальным пределом для счёта 1.290 и 1.335 дней должно служить по тексту книги окончательное прекращение истинного богослужения при храме и поставление там идольского жертвенника; тогда как начальным пределом для 2.300 вечеров-утр должны служить ещё предшествующие враждебные действия Антиоха Епифана, начавшиеся гораздо ранее прекращения истинного при храме богослужения. Соглашаясь со своими противниками в том, что выражение: вечеров-утр употреблено ангелом не без отношения к утренней и вечерней жертве, через которую день должен был быть посвящаем Господу, они в то же время говорят, что это выражение стоит в тесной зависимой связи с местами книги Быт. (1:5, 8, 13 и далее), где дни седмицы творения определяются и считаются по наступлению вечеров и утр, и где каждые вечер и утро обозначают особый, отдельный день (и был вечер и было утро – день первый и пр.), и что понимание выражения 2.300 вечеров-утр в смысле 1.150 противно еврейскому словоупотреблению. Там, где еврей хочет отдельно обозначить составные части дней: день и ночь, там он ведёт отдельный счёт той и другой части; он говорит: 40 дней и 40 ночей ( Быт.7:4, 12 ; Исх.2;4, 18 ; 3Цар.19:8 ), 3 дня и 3 ночи ( Ин.2:1 ; Мф.12:40 ), но не 80 или 6 ночей – дней (Keil, 352–253).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

(В Писаниях) мы находим, что апостолы получили крещение до страданий Христовых, крещение Иоанново. И Спаситель до страданий Своих не дает им другого крещения, чтобы не упразднить проповеди Иоанновой и не дать иудеям повода к нападкам, что Он ввел свое особое крещение из гордости перед Иоанном Крестителем, но позволяет ученикам иметь залог воды, сохраняя для них (на будущее время) благодать Духа. Поэтому, как не имеющим еще Духа, говорит по воскресении: « примите Духа Святого », и прибавляет: «идите во Иерусалим и ждите там, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ». Не водой опять, потому что они уже получили (крещение водой), но Духом Святым; не прибавляет воду к воде, но восполняет неполноту тем, чего не имели. « Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым »; вместо того, чтобы сказать: «через десять дней». Какая нужда в такой отсрочке? Зачем отсрочка? Десять дней полагаются между обещанием и исполнением: это — для испытания веры апостолов. Когда благодать бездействовала и никто не являлся, вера их подвергалась испытанию, сохранят ли они доверие к Обещавшему. Обещал и сказал (Господь): « через несколько дней ». Не определил точно (числа) дней, но просто — « через несколько дней ». Не все предоставляет нам знать Спаситель, но указывает держаться меры божественного определения. Что слышишь, поучайся; чего не разумеешь, не допытывайся. « Вы будете крещены Духом Святым ». Когда Дух Святый сошел на апостолов в день Пятидесятницы, то наполнил весь дом, где они сидели, чтобы они были крещены Духом Святым, как в воде. А с невидимым соединяет видимое явление, т. е. разделение языков. Таким образом, они были крещены Духом Святым. И что креститься Духом Святым было то же самое, что принять Духа Святого, подтверждает другое повествование. Когда Петр был укоряем учениками: «зачем ты пошел к эллинам и огласил их и дал им крещение и таинства?», он отвечал: «Я был в городе Иоппии, и некто Корнилий сотник прислал за мной, и я, придя, проповедовал учение; но в то самое время, когда я говорил, сошел на них Дух Святый, как на нас вначале».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Видите, что Апостольские постановления прописывают одну седмицу поста. Но это не потому, что у нас сейчас самый короткий пост – кстати, Петропавловский пост колеблется от 42 дней до 8 дней, – и это не потому, что пост бывает 8 дней, а потому, что седмицу постились – только Страстную седмицу. Вот тот рудимент: у нас отдельно существует Четыредесятница, а отдельно Страстная седмица – это есть соединение двух параллельных практик, двух параллельных традиций. В одной Церкви постились сорок дней, в другой Церкви постились неделю. Были Церкви, где еще меньше постились, но это мы увидим дальше. Антиохийский патриарх Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Заметьте: «за семь дней» до праздника Петра и Павла. Это XII век. То есть до XII века вот этого правила, которое сейчас кажется незыблемым, совершенно не было. Было календарное явление. Но когда вы слышите те или иные постановления и видите среди них разницу, то помните, что раньше не было Интернета, не было телефона и православные Церкви в Африке, в Южной Америке, в Европе развивались очень автономно. Те традиции, которые возникали, могли столетиями не быть ознакомлены с другими традициями. Поэтому иногда закреплялось железными правилами то, чего в другой версии Православия вовсе не существовало. Как, например, здесь: «Кто не постится неделю до праздника Петра и Павла, да будет отлучен». Правило это серьезное. Можете набрать в Интернете слово «квадризимит». Квадризимиты – это были такие еретики. О чем же они говорили? Против квадризимитов восставал блаженный Августин, а особенно блаженный Иероним и еще пара каких-то авторитетов. Они говорили о том, что пост должен длиться сорок дней, потому-то их и называли квадризимиты, то есть сорокадневники (скорее, сорокоединичники). Так вот, когда-то это было ересью страшной. Блаженный Иероним выступал против квадризимитов.

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

  Таким образом, мы приближаемся к центру месяцеслова — к праздникам Рождества и Богоявления , которые в древности составляли единый праздник — Богоявление, и лишь впоследствии были разделены на два. Но не только в богословском смысле, но и в литургическом своем оформлении, безусловно, эти два праздника представляют собой очень крепкое, неразрывное единство. Богослужения этих дней совершенно симметричны: они имеют по пять дней предпразднства, в которые входят очень похожие сочельники, и только попразднство Рождества короче, чем Богоявления, но оно короче потому, что там появляется праздник Обрезания, и приходится совершить отдание Рождества раньше, чем хотелось бы, ради того, чтобы можно было праздновать Обрезание. К Рождеству Церковь нас готовит почти как к Пасхе: Пасха является центром всего года и, в первую очередь, центром Триодного круга, а Рождество и Богоявление являются центром месяцеслова. И Рождеству, и Пасхе предшествует сорокадневный пост. Правда, Рождественский пост легче и веселее Великого, там больше праздников, мягче устав в пище, но длится он 40 дней. В середине Рождественского поста, день памяти Саввы Освященного, назначается другая катавасия — только один день в этот период. Кроме того, и Рождество, и Богоявление имеют по пять дней предпразднства, а в эти пять дней назначено, как и в большинство других дней года, служить повечерие. Для этих повечерий Устав назначил особые каноны — всего их пять, и каноны эти симметричны тем канонам, которые поются на Страстной, на утрени со Вторника до Субботы: во Вторник двупеснец, в Среду трипеснец, в Четверг и Субботу полный канон, а в Пятницу — трипеснец. И вот в пять дней предпразднства и Рождества, и Богоявления (только не на утрени, а на повечерии) тоже назначены каноны в таком же точно порядке, только там двупеснец заменен трипеснцем. Итак, трипеснец, трипеснец, полный канон, трипеснец и еще раз полный канон. Интереснейшие параллели проводятся со страстными текстами. Например, краегранесие (акростих) в каноне. «Днесь же субботу пою великую…» т. е., в сочельник рождественский или богоявленский мы вспоминаем Великую Субботу, потому что Рождество и Богоявление суть центр месяцеслова, подобно тому, как Пасха — центр Триоди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского  сочельника (7–17 января 2025г. включительно). Они называются также святыми вечерами. Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина , произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского . Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок: I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет. IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такая позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) . (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник. Три периода святок их богослужебные особенности

http://azbyka.ru/svyatki

«Мы ведь не ангелы бесплотные, – так обыкновенно любят говорить люди в свое оправдание, – пить-есть хотим, обуться-одеться нужно; как же нам не заботиться о куске хлеба насущного?» Ах, если бы это было действительно так, если бы мы заботились только о хлебе насущном, о том, без чего жить нельзя! Но в том-то и беда наша, что под хлебом насущным нередко разумеем прихоти свои, и заботы свои доводим до того, что и Бога забываем, и ближнего знать не хотим. А подумать бы: много ли человеку нужно, например, пищи, чтобы он был жив и здоров, чтобы мог трудиться во славу Божию и на пользу ближнему? На этот вопрос отвечают нам святые постники, отвечают не словами, а примером своей постнической жизни. Раскроем жития их и посмотрим, как и чем они питались. Вот преподобный Иларион принимает пищу иногда через три, иногда через четыре дня. Преподобный Савва вкушает через пять дней, а святой Симеон Дивногорец еще в самом нежном детском возрасте, шести лет от роду, уже постится по семь дней. Всю свою жизнь потом он держится правила – вкушать через три дня, иногда через семь, иногда через десять. Преподобный Ор вкушал раз в неделю; так же постился и преподобный Макарий Александрийский во время Святых Четыредесятниц. Преподобный Иоанн постник , патриарх Константинопольский, во все время своего святительства в продолжение всей недели не имел стола, и только в воскресенье вкушал немного огородных овощей. Преподобный Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудной пищей. Потом к одной неделе приложил он и другую, и вкушал уже через две недели. Преподобный Петр Афонский постился сперва две недели, а после постоянно вкушал через сорок дней пищу, которую приносил ему Ангел Божий. Преподобный Виссарион часто проводил без пищи целую неделю, а иногда и сорок дней. Преподобный Симеон Юродивый, хотя и ел иногда, прикрывая свою святость перед людьми, мясо и другие лакомства, но зато очень часто проводил в посте целую неделю, а нередко и сорок дней. Преподобный Симеон Столпник сначала вкушал в неделю один раз; но потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней и, хотя у него были хлеб и вода, однако, он не прикоснулся к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010