29¼ х=7.24 к + 39; откуда: 117 х=672 к + 156, или: х=(672 к + 156)/117=(224 к + 52)/39=(224 к + 39 +13)/39 По условию задачи числа к и х должны быть целые; поэтому должны быть отброшены все предположения для к, начиная с к=1 и до к=12 включительно, потому что тогда деление даст остаток, и нужно взять для к число 13, потому что при к=13 остаток=0. Полагая к=13, имеем: х=(224 13 + 52)/39=(2964/39)=76, то есть: между двумя помянутыми моментами прошло 76 лет без 95-ти дней. P. S. Если известно, в какой день недели был разрушен Иерусалим, то можно проверить, не произошло ли путаницы в смене очередей или не ушел ли Захария ранее конца своего служения, не дослужив нескольких дней. Это, сколько мне кажется, единственный способ примирить полученный сейчас вывод с христианской хронологией». Н. А. Бобровников не знал нашего мнения относительно года Рождества Христова; потому что в предварительной беседе с ним я умолчал об этом, а заметил только, что решение задачи должно будет иметь весьма важное значение для христианской хронологии. Теперь нам остается только сделать окончательный вывод из решения задачи, т. е. 76 лет без 95 дней (=75 лет и 270 дней) вычесть из 822 лет и 203 дней (с 1 генваря до 22 июля 823-го года). 821 г. и 365 + 203=568 дней – 75 лет и – 270 дней 746 лет и 298 дней. Это означает, что зачатие Иоанна Крестителя последовало в 298-й день 747-го года от основания Рима, или 25-го октября этого года. Следовательно, зачатие Спасителя (чрез пять месяцев) падает на 25-е марта, а рождение на 25-е декабря 748 года. Живший в 3-м веке основатель александрийской эры, Юлий африканск ий, в своих вычислениях приходил к тому же самому результату. По его вычислениям Рождество Христово последовало чрез 5499 лет от сотворения мира. Но год этот он относит не к последнему (четвертому), а к первому году 197 олимпиады. Таким образом год этот соответствует в действительности 5502 году (вместо 5508 года) от сотворения мира. 94 Разность=6 г. Относя год Рождества Христова к 748 году вместо 754-го от основания Рима, мы также отодвигаем год Рождества Христова на 6 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Вместе с тем время шло, и мы видим, что в начале ХХ века календарный вопрос встал и в Православной Церкви. На так называемом Всеправославном совещании в Константинополе в 1923 году была предложена реформа календаря и пасхалии, а также так называемый новый юлианский календарь. Он еще более точный, там ошибка в один день набегает приблизительно за сорок тысяч лет, то есть это уже огромные периоды времени, которые в нашем человеческом опыте мало ощутимы и в истории, и в хронологии. Также была предложена реформа пасхалии, но она не была реализована. Более того, календарная реформа привела к расколу в некоторых Церквах, появлению так называемых старостильных расколов, прежде всего в самой Греческой Церкви. Поэтому сейчас западные христиане празднуют неподвижные праздники, свои праздники пасхального круга по григорианскому календарю – и католики, и протестанты. У православных же ситуация намного сложнее. Есть Церкви, которые празднуют неподвижные праздники (например, Рождество, Богоявление, Благовещение) по юлианскому календарю (Русская, Сербская, Иерусалимская, Грузинская Церкви, буквально несколько лет назад на юлианский календарь вернулась Польская Православная Церковь ). Все остальные Церкви используют так называемый новый юлианский календарь. Сейчас он совпадает с григорианским и будет совпадать до 2800 года. Но все Православные Церкви празднуют Пасху по александрийской пасхалии. Эта пасхалия основана на юлианском календаре, поэтому получается некая разорванность литургического сознания. Единственным исключением в семье Православных Церквей является Финляндская Православная Церковь, которая, находясь в лютеранском окружении и будучи, так скажем, государственной Церковью, с 20х годов ХХ века вначале получала разрешение от Константинополя на каждый год на празднование Пасхи по григорианской пасхалии, а сейчас она единственная из Православных Церквей празднует Пасху по григорианской пасхалии. – Какая сегодня разница между юлианским календарем и григорианским? – В настоящее время эта разница составляет 13 дней. Когда папа Григорий XIII проводил в XVI веке эту реформу, разница была в десять дней. Поэтому реформа даже в то время в католической Европе вызвала довольно много смущений, поскольку десять дней просто выбрасывались из календаря (за 4 октября шло 15е). Конечно, возникли вопросы, как выплачивать зарплату, долги, платить проценты по займам и так далее, куда эти десять дней делись. Но затем эта разница продолжала увеличиваться, сейчас она составляет 13 дней. В связи с разным устройством високосных дней, системой високосных дней в юлианском и григорианском календарях эта разница увеличится еще на один день и составит 14 дней в 2100 году.

http://azbyka.ru/kalendar-i-pashaliya

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Пост начинается 28 ноября  и продолжается до 7 января , длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий Пост) или Малой четыредесятницей. История От 1 до 5 дней (III–VIII вв.). Во II веке появился пост предпасхальный, продолжительность которого варьировалась в пределах 1–2 дней. По аналогии с этим постом в III веке 5 января был установлен и однодневный пост перед Богоявлением, которое в то время представляло собой совмещенное празднование Рождества Христова и Крещения. Таким образом, Крещенский сочельник – древнейшая основа рождественского поста. В IV–VI вв. праздник Рождества Христова был отделен от Крещения, в связи с чем появился аналогичный сочельник и у Рождества Христова. Вскоре период подготовки к празднику Рождества Христова был расширен до 5 дней; этот процесс был аналогичен тому, как в III веке из 1–2 дней предпасхального поста возникла Великая седмица. В частности, указание на предрождественский пост усматривают в словах святителя Иоанна Златоуста (хотя в буквальном смысле в приведенной ниже цитате о посте не говорится): «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать» ( «Против аномеев» слово 6е ). 5 дней для мирян, 40 дней для монахов (IX–XI вв.). Примерно в IX веке появляется Рождественский пост в современном виде. Его появление связывают с расцветом монашества после победы над ересью иконоборчества. Действительно на ранней стадии Рождественский пост в составе 40 дней был присущ только монашеской традиции; он упоминается в ранних редакциях Студийского устава. При этом на ранней стадии (IX–XI вв.) этот пост был достаточно мягким: собственно постными были только дни, когда не совершалась литургия (аналог аллилуйных служб, предусмотренных нашим Уставом, но не совершаемых на практике). В то же время в дни субботние и воскресные, праздничные и почитаемых святых на трапезе разрешалась не только рыба, но и молоко и яйца. А если учесть, что мясо как возможная пища в монастырских уставах не рассматривается, получалось, что указанные дни вообще не имели никаких специальных ограничений, связанных с постом. На Руси такая студийская традиция пощения сохранялась вплоть до XIV века, пока господствовал Студийский Устав.

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post

мнению Феодорита это сказывается со стороны пленных так: когда, говорит, мы так будем счастливы, что возвратимся, то и народы и цари соберутся и станут удивляться Твоей силе. И тогда и мы будем столько веселиться, что станем просить Твою благодать о даровании нам прибавления лет и непопущении на нас смерти в половине времени нашей жизни. Иди так: помысли, Владыка, как кратковременна наша жизнь и не раздели мне ее, предназначая одну половину для плена, а другую для возвращения, но скоро возврати. Исихия: Нечто подобное ему показывая, Христос говорит: пришел час прославиться Сыну человеческому, чем указывает на время креста, который прилично называется путем крепости, потому что крепость и неложная сила креста есть воскресение из мертвых, для которого проложило путь таинство креста. Афанасия: Желает узнать, достигнет ли жизнь его тех дней, в которые Единородный имел вочеловечиться на земле. 24. Не возведи мене во преполовение дней моих. Возведением Давид называет здесь разлучение души с телом, которая ведется чрез воздух. Половина дней есть несовершенство, т. е. бесплодность дней жизни, данных человеку от Бога для делания и принесения плодов добродетели; ибо дни жизни даются для того, чтобы люди приносили плоды и не умирали бесплодными, или без всякой добродетели. Итак, нищий и малодушествующий молится о том, чтобы не умереть бесплодным, но жить еще и приносить плоды добродетели. Или нищий говорит сие, имея в виду сказанное в 54-м псалме: Мужи кровей и лести не доживут до половины дней своих, где и смотри великого Василия: Смерть посылается по исполнении пределов жизни, которые для каждого назначил праведный суд Божий, благовременно предусматривая пользу для каждого из нас. Исихия: Возведением называет преставление от сей жизни; ибо это есть восход души. Итак, он молится о том, чтобы не была представлена добродетель несовершенною, называя всецелою жизнью жизнь совершившуюся в добродетели, а половиною ее—не совершенную и не полную. Дидима: Возводится в половине дней тот, кто не совершенно и не так как должно приносит здесь плоды добродетели; а это измеряется не временным продолжением; потому что я тогда отхожу, подобно Аврааму в полноте дней, когда скончаюсь при познании истины и добродетелей.— Афанасия: Половина дней жизни его значит то, что он в то время не достигнул еще созерцания явления Христова. Итак, он молился, чтобы все время его исполнилось, и если возможно еще далее продлилась жизнь его, чтобы таким образом мог удостоиться видеть самое событие вещей; ибо тогда только могла жизнь его достигнуть совершенной полноты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Вся Церковь и все её чада, всякого состояния и чина, да постятся, и с горячею любовию да просят и умоляют Бога. Да постятся и молятся в это время поста богатые, и да уделяют милостыни сиротам, бедствующим и нищим. Да постятся и молятся в сей святой пост нищие, умоляя Спасителя нашего, чтобы удовлетворил их нуждам. Да постятся и молятся Христу во время поста сего сироты, взывая к Богу, чтобы стал для них Отцом и Господом. Много да постятся вдовы, умоляя Христа, чтобы вместо мужей Он пропитал и охранял их во вдовстве. С помощью сего святого поста человек возносится на небо и воспаряет в рай, если только постится в совершенной чистоте. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает он дверь Своего милосердия» (Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Часть 4. О посте (138). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 108–110). 13 Полный Православный Богословский энциклопедический словарь. Посты. Т. 2. Издательство П. П. Сойкина: Репринт Б. м. и г. С. 1866. 14 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийской церкви. С. 332. Он же приводит рассуждения известного западного полемиста 9-го века монаха Ратрамна Корвейского (+868) о тогдашних традициях Великого поста на Востоке и Западе и полемику вокруг него, с аргументами которой было бы небезынтересно познакомиться: «Семинедельный пост собственно состоял из шести недель с присоединением нескольких дней седьмой недели: именно – «Кто постится (в продолжение шести недель) каждый день в неделе, за исключением воскресных дней, у того не выходит числа сорока дней: целых четырех дней не хватает до числа 40. Отсюда, чтобы выходило это число 40, проводят в посте не шесть недель, а семь. Правда, и шесть недель составляют не 40 дней, а 42, однакож если мы исключаем из числа 42 дней воскресные, то постных дней будет 36; чтобы вышло полное число 40, для сего проводят в посте еще 4 дня седьмой недели. Постятся же на этой последней не 6, а 4 дня для того, чтобы по присоединении этих дней к 36 получилось 40 (такова была практика латинской Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Путешествие П. из Милета в Кесарию было небогато событиями: упоминаются лишь 2 остановки, сделанные для того, чтобы пообщаться с местными церковными общинами,- в Тире и Птолемаиде . В 1-м городе он задержался на неделю, во 2-м - на день (Деян 21. 1-8). В Милете П. со спутниками удалось найти корабль, который шел в нужном направлении; миновав 2 крупных острова, они пристали в Патаре. Здесь путешественники пересели на др. корабль. Семидневная остановка в Тире могла быть вызвана не столько желанием П. пообщаться с местной общиной, сколько необходимостью разгрузить корабль. О решимости П. дойти до Иерусалима свидетельствует повествование ап. Луки о пребывании П. в Кесарии Приморской . Этот город служил главным опорным пунктом рим. власти в Палестине. Здесь постоянно проживал прокуратор, управлявший Иудеей от имени императора, был расквартирован рим. легион. Население города состояло преимущественно из «эллинов» ( Ios. Flav. Antiq. III 9. 1), но к моменту прихода туда П. в Кесарии уже была христ. община. В повествовании о пребывании П. в Кесарии автор кн. Деяний вновь обозначает свое присутствие при помощи местоимения «мы» (Деян 21. 8-14). Ап. Лука сообщает, что в Кесарии П. остановился в доме «благовестника» Филиппа . Затем говорится о приходе прор. Агава из Иудеи, о котором уже упоминалось в кн. Деяний (ср.: Деян 11. 28). Он предсказывает арест П. (Деян 21. 10-14). Ап. Лука сообщает о «многих днях» пребывания П. со спутниками в доме Филиппа. Однако вряд ли П. там надолго задержался, учитывая, что к Пятидесятнице он хотел успеть в Иерусалим. Совр. ученые отмечают, что в общей сложности ап. Лука упоминает более 13 дней между Пасхой и Пятидесятницей: 7 дней праздника опресноков (Деян 20. 6); 5 дней пути в Троаду (Деян 20. 6); 7 дней в Троаде (Деян 20. 6); 3 дня до Милета (Деян 20. 13-15); 2 дня от Милета до Коса и от Коса до Патары (Деян 21. 1); 7 дней в Тире (Деян 21. 3-4); один день в Птолемаиде (Деян 21. 7). К этому следует добавить неск. дней пребывания в Милете (не менее 3, учитывая необходимость сходить в Эфес за местными пресвитерами), путь от Патары до Тира (ок. 5 дней) и неск. дней в Кесарии (Деян 21. 10) (см.: Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2961-2962; сходные расчеты приводит уже свт. Иоанн Златоуст, ср.: Ioan. Chrysost. In Act. 45. 2).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Согласно Священному Писанию , существует четыре поста, во время которых следует обращаться к Господу через воздержание и слезное покаяние. И хотя подобает молиться и воздерживаться все дни, в это время следует еще сильнее предаваться посту и покаянию. Первый же пост сорокадневный, который, согласно древним книгам, берет начало от поста Моисея и Илии и из Евангелия, поскольку столько же дней постился Господь, показывая, что Евангелие не расходится с законом и пророками 17 . Ведь в лице Моисея понимают закон 18 , в лице же Илии – пророков, меж которыми на горе явился во славе Христос, чтобы еще яснее стали слова апостола о Нем: «Имеющий свидетельство от закона и от пророков» 19 . В какое же время года было сообразнее установить соблюдение сорокадневного поста, если не в близкое и не в примыкающее [ко времени] страстей Господних? Ведь в нем заключается та самая трудная жизнь, состоящая в умеренности, чтобы мы воздерживались от мирских соблазнов, живя лишь манной, то есть небесными и духовными предписаниями. Жизнь эта потому состоит из сорока дней, что наше блаженство было создано за десять дней (семь дней включает сотворение, которое примыкает к Создателю, а через Него в целом мире провозглашается единство Троицы, возвещенной заблаговременно); и потому что мир продуваем четырьмя ветрами, строится из четырех элементов, и его разнообразит смена четырех времен года, а десять, помноженные на четыре, дают сорок 20 . Как показано, это число [дней] нужно воздерживаться от всех мирских наслаждений, поститься и жить в чистоте и в умеренности. Можно и по-другому объяснить священное таинство, почему этот пост длится сорок дней. Ведь по закону Моисея всему народу вообще предписано воздавать Господу Богу десятину и начатки плодов 21 . Итак, когда это решение побуждает нас поручить Божьей благодати начатки наших стремлений и результаты наших трудов, все эти положенные по закону десятины идут в счет Великого поста (ведь весь год лишается десятой части в 36 дней 22 , не считая воскресных дней, в которые пост разрешается) 23 , который мы называем воскресеньем, а язычники – днем Солнца»). Таким образом, из поста исключаются первое и последнее воскресенье (т.к. на него приходится праздник Пасхи), итого остается 4 воскресных дня и 36 постных.]. В эти дни, как бы в счет десятины за весь год, мы устремляемся в церковь и радостной жертвой воздаем Богу плоды наших деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В дальнейшей своей речи Ратрамн старается доказать, что хотя латинская церковь по числу недель и менее постится, но она не только не уступает по отношению к пощению церкви восточной, но даже превосходит ее; ибо ее пост строже. Ратрамн говорит: „пост есть выражение смирения, а в этом отношении римляне, как и вообще западные постятся более, чем константинопольцы в продолжение седмиц поста. Ибо у западных не только в оные не поется аллилуиа, но и отменяются празднества в честь мучеников, и это начинается здесь за девять недель до пасхи, дабы тем с большею радостью встретить пасху, чем с большим смирением шествовали к ней 657 . Отсюда, замечает Ратрамн, пусть греки научатся лучше порицать самих себя за то, что не знают, что обычай пощения не у всех церквей однообразен, что нет никакого божественнаго закона, которым бы вынуждались к подобному единообразию, но что каждая церковь поступает в сем случае как ей угодно, именно следуя примеру предков. В заключение своих рассуждений о четыредесятнице, Ратрамн предлагает утонченные, мистические толкования числа дней, в продолжение которых западная церковь соблюдает пост пред пасхой. Он говорит: „Римляне постятся пред пасхой шесть недель, за исключением дней воскресных. Таким образом, постятся всего 36 дней, прибавляя к ним еще четыре дня седьмой седмицы, да исполнится число четыредесятное. Причина, почему так делают они, и достопочтенна и совершенно наглядна. Солнечный год состоит из 365 дней. Если отделим от этих дней десятую часть, то она будет равна 36 дням. И так постясь, мы как бы приносим десятину подвигов наших Богу. Не в том смысле приносим эту десятину, что мы в остальное время года живем для самих себя, ограничиваясь этою десятиною, когда живем для Бога; но в том, что греша в продолжении целого года, очищаем себя от грехов, служа в эти дни Господу. Но поскольку на западе христиане стараются указанные 36 дней дополнять, так чтобы выходила четыредесятница, то не мешает указать, почему заботятся поститься именно 40 дней. Если поставим в связь авторитеты евангельский и подзаконный, то поймем, почему мы должны поститься в продолжении сорока дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Постятся же на этой последней неделе не 6, а 4 дня для того, чтобы по присоединении этих дней к 36 получилось число 40 653 . Но если кто разрешает себя от поста не только в воскресные дни, но и в субботние и однако желает соблюсти четыредесятидневный пост пред Пасхой, таковые начинают пост за восемь недель до Пасхи. Ибо постятся на каждой неделе только 5 дней, (а 5X8 составляют 40); поэтому им и предписывается пост четыредесятницы из восьми недель 654 . Но и это число недель недостаточно для тех христиан, которые не постятся не только в субботу и воскресенье, но и в пятницу, потому что в этом случае четыредесятницы не выйдет. Отсюда таковые начинают пост за девять недель, и таким образом, на каждой неделе постятся 4 дня (за исключением воскресенья, субботы и пятницы), и 4X9=36. И хотя числа 40 у них не выходит, однако они считают свой пост четыредесятницею 655 . По этой причине – замечает Ратрамн – не имеется основания ставить в упрек римлянам разности недель поста, ибо что Греки выполняют в продолжение восьми недель, постясь только по пяти дней в неделю, то самое церковь латинская и римская выполняют в продолжение шести недель, прибавляя к ним четыре дня седьмой недели (выходит полная четыредесятница. И если Греки в продолжении восьми недель постятся по шести дней на каждой неделе подобно римлянам и некоторым латинянам, то постятся уже не 40 дней, а гораздо более, ибо 8X6=48. Отсюда пусть увидят Греки, что если они именно столько дней постятся пред Пасхой, какому же это авторитету они следуют; ни Спаситель, ни Илия, ни Моисей – никто из них не постился столь продолжительно. Если же у них четыредесятница состоит из 40 дней, то на каком же основании они порицают западных христиан, когда эти постятся столько же, сколько и они сами» 656 . Нужно заметить здесь, что восточная церковь хотя и содержала пост из восьми недель, однако, в сущности, не преступала числа четыредесяти дней, потому, что у нее кроме воскресенья считались днями не постными и субботы, и таким образом: 8X7=56–16=40.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

843 И после дня Покрова Богородицы (1-го октября), праздника не двунадесятого, на другой день совершается память Блаж. Андрея юродивого, который видел покров Матери Божией над Церковью. 844 Например, после дня Воздвижения креста Господня (14-го сентября), Входа Богородицы во храм (21-го ноября), Преображения Господня (6-го августа). 850 Отсюда и можем понять, почему праздник Благовещения имеет только один день попразднства? Потому, что он всегда случается или в дни Великого поста, или Пасхальной седмицы. О днях попразднства Рождества Богородицы сказано в Типиконе: «Празднуем праздник сей пять дний, за еже близь быти празднику святого Воздвижения честнаго креста» (Тип., 8-го сент.). Из Типикона видим, что после праздника Благовещения Богородицы, когда он случится в Страстную седмицу и Светлую седмицу, не бывает вовсе попразднства: «Аще случится», сказано в Типиконе, «отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или в Неделю ваий, или в один от дней Страстные седмицы или Светлыя, тогда отдания Благовещения несть, а поются стихиры и канон попразднства и Архангела в мимршедших днях шестой Недели» (Типикон, послед. 26-го марта, в конце устава о бдении Благовещения). Точно так и попразднство Сретения продолжается включительно до 9-го февраля, которое есть день отдания. Но если этот праздник случается на Неделях и седмицах – блудного сына и мясопустной, то дней попразднства с отданием менее 7-ми. Заметим при этом, что когда Типикон говорит, что празднуется праздник столько-то дней, например, праздник Рождества Богородицы 5-ть дней, то Типикон не вносит, в число этих пяти дней дня предпразднства, а начинает счет со дня праздника до отдания его. Так, отдание праздника Рождества Богородицы бывает 12-го сентября, а предпразднство его бывает 7-го сентября. С 7-го же до 12-го числа, включительно, будет не пять, а шесть дней. Точно так же сказано в Типиконе о празднике Входа Богородицы во храм: «вестно буди, яко празднуется праздник сей пять дний», и о празднике Успения Богородицы, – что он празднуется 9-ть дней (См. 21-е ноября и 15 августа). С предпразднством же им будет – одному 6-ть, а другому 10-ть дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010