Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. Так израильтяне оплакивали Моисея сорок дней. Вообще число сорок есть число знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Евреи питались в пустыне манною сорок лет; Моисей постился сорок дней и сорок ночей, приемля закон от Бога; Илия провел сорок дней и сорок ночей в путешествии к горе Хориву; Господь Иисус Христос после Своего крещения провел в пустыне сорок дней и сорок ночей, а после Своего воскресения также в продолжении сорока дней учил Апостолов тайнам царствия Божья. Основываясь на предании Апостолов, узаконивших в церкви Христовой древний обычай иудеев – оплакивать умерших сорок дней, св. церковь справедливо и благочестно с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве так точно и св. церковь , принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие царство небесное. Святой Макарий Александрийский , рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения, Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения. Симеон Солунский пишет (глава 372): «Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, и с тою целью, чтобы и умерший восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом» 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Второе исчисление дней Четыредесятницы, употребляемое в восточной же церкви, отлично от первого. Авва Дорофей , в поучении о постах, приложенном в книге Ефрема Сирина , Четыредесятницу разделяет на два отдела: 1) по образу поста Христова, он сорок дней берет не из одних шести постных недель сряду, но исключает все субботы и воскресные дни частию из сырной, частию из Страстной недели, и таким образом сорок дней составляет из восьми недель; 2) в число десятины всего года он полагает 36 дней с половиною, начиная с понедельника первой недели до самой Пасхи, или до самого того часа, когда Христос восстал из гроба, с исключением также из первых шести недель всех суббот и воскресных дней. В доказательство сего приведем здесь слова его из книги Ефрема: «в законе», пишет он, «Господь повелел сыновом Израилевым, да на коеждо лето одесятствуют вся, елика аще притяжут; и делая это, они благословлены были во всех делах своих. Зная это, святые апостолы заблагорассудили на помощь и благодеяние душам нашим передать нам нечто большее и высочайшее, то есть отделить десятую часть всей жизни нашей и посвятить ее Богу, дабы мы благословенны были в делах наших и очищали грехи свои, сделанные в течение каждого года. Посему они и положили от трех сот шестидесяти пяти дней года освятить эти семь недель; таким образом и отделили их. Но отцы после рассудили прибавить к ним еще одну неделю (сырную) отчасти для того, чтобы в ней научиться и как бы приготовиться нам к трудам поста, а отчасти – и почитая число постных дней, которые постился Господь наш. Ибо из восьми недель, с исключением суббот и недель, составится число сорок (не считая здесь и поста святой Великой субботы, которая отдельно почитается, как самая священная и одна постная из всех суббот в году). А в семи неделях, кроме суббот и недель, тридцать пять дней; приложивши пост святой Великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получим тридцать шесть дней и полдня, что и составит десятую часть триста шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая часть трех сот есть – тридцать, шестидесяти – шесть, пяти дней – полдня, и так и будет тридцать шесть дней с половиною. Это есть десятина, так сказать, всего года, десятина, которую освятили святые апостолы для покаяния и очищения, как я сказал, грехов всего года». §8

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О девятинах Девятины (по-гречески енната) Божественная Церковь установила совершать по преставившемуся с молитвами, раздачей милостыни и бескровными жертвам, молясь ко Господу Богу, чтобы душа усопшего молитвами и предстательством девяти Ангельских ликов вселилась в Небесные обители и удостоилась стать сообщницей Ангельского ликостояния. О сороковинах Число сорок в Священном Писании особенно почитаемо. Сорок дней был всемирный потоп ( Быт. 7 ). В Ветхом Завете говорится об умершем Иакове: и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней ( Быт. 50, 2–3 ), ибо так определялся в то время день погребения. Моисей, прежде, чем получить скрижали закона Божия, пребывал на горе пред Господом сорок дней ( Исх. 24 ). Илия сорок дней шел к горе Божией Хориву ( 3Цар. 19 ). Сорок дней очищается женщина после того, как родит ( Лев. 12 ). Христос Бог наш постился сорок дней в пустыне ( Мф. 4 ). Сорок дней Он пребывал со своими учениками после Воскресения, укрепляя их в вере в Свое Воскресение ( Деян. 1, 3 ). Сорок дней святого поста предлагает нам Святая Церковь , Матерь наша, для очищения от греха. Из этого ясно, что святое число сорок означает как бы духовную баню для очищения от грехов и предуготовление для принятия Божией благодати. Поэтому с давних времен Святая Церковь придерживается этого святого обычая и в сороковины (по-гречески тессаракостии) возносит молитву и приносит за умершего бескровную жертву Богу, чтобы Он его сохранил и управил. И как Моисей после сорока дней поста получил закон от Бога, и как Илия через сорок дней пришел к горе Божией Хориву, и как Христос, пребывая сорок дней в молитве и посте, победил диавола, так и преставившийся, вооруженный Божией благодатью после сороковинных молитв Святой Церкви и приношений, победит врага и дойдет до Небесной Горы, где получают награду хранители Закона Божия. О годовщинах Годичное поминовение (по-гречески етисион мнемосинон) совершается по таким причинам: ПЕРВАЯ: Что мы должны всячески исполнять предание святых Апостолов. Читай об этому Беседу святого Дамаскина об умерших 3 Беседу Златоуста на Послание к Филиппийцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Кто же говорит обо всем этом? Ученик Павлов, достопочтенный и великий Лука, так начавший свое повествование: первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима ( Деян.1:1–4 ). Видишь ли, что Господь в продолжение сорока дней по воскресении Своем говорил на земле о царствии Божием, жил вместе с Апостолами, участвовал в трапезе их? Повелел им: сказано, не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян.1:4–5 ). Сие говорил Спаситель в течение сорока дней. Они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их ( Деян.1:6–9 ). Видишь ли, как Иисус Христос сорок дней прожил с Апостолами иа земле, и уже после сорока дней вознесся иа небеса? Но посмотрим, после Пятидесятницы ли ниспослан им Дух Святой? При наступлении, говорит Лука, дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них ( Деян.2:1–3 ), Видите ли верное доказательство того, что Христос пробыл на земле (по воскресении) сорок дней, и что Апостолы (в это время) чудес не творили? Ибо, как им было творить чудеса, когда они еще не получили благодати Святого и Животворящего Духа? Видите ли, что после сорока дней вознесся Иисус на небо? Видите ли, опять, что через десять дней (после вознесения) Апостолы начали чудеса творить? Ибо, по исполнении дней Пятидесятницы, ниспослан был Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Вообще с Рождества Господа до смерти Коммода протекло 194 года 1 месяц и 13 дней. (6) Некоторые из историков указывают не только год, но и день рождения Спасителя, утверждая, что он родился на 28-м году царствования Августа в 25-й день месяца Пахона. (146, 1) Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. (2) Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11-й день указанного месяца. (3) Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16-м году царствования Тиберия Цезаря, в 25-й день месяца Фаменофа; другие же – в 25-й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19-й день месяца Фармуфи. Иные из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи. (5) Добавим к нашей летописи и число дней, минувших, по словам Даниила, от разрушения Иерусалима до его окончательного падения […], и еще 7 лет 7 месяцев, завершающих царствование Веспасиана. Ведь если сложить первые два года этого царствования и 17 месяцев, 8 дней царствований Гальбы, Отона и Вителлия, (6) то получается 3 года и 6 месяцев, составляющих половину той недели, о которой говорит пророк Даниил. (7) А он сказал, что пройдет 2300 дней со времени внесения Нероном «мерзости» в святой город до его разрушения. (8) Именно это показывают приведенные ниже слова: «Доколе продлится видение – отнятая жертва и попущенный грех запустения, и будут попраны сила и святое? И сказал ему: до вечера и утра дней две тысячи триста, и восстановится святое» ( Дан. 8:13–14 ). (9) Эти 2300 дней составляют 6 лет и 4 месяца, половина которых относится к царствованию Нерона и составляет половину недели пророка; другую же половину этой недели занимают годы царствования Гальбы, Отона и Вителлия и два года царствования Веспасиана. (10) Вот почему Даниил говорит: «Блажен претерпевающий и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней» ( Дан. 12:12 .), ибо именно до этих дней продолжалась война и потом прекратилась. (147, 1) Это число упоминается и в другом месте той же главы, откуда мы привели предыдущие слова. Вот это место: «И от того времени, как минует ежедневное жертвоприношение и будет опущена мерзость запустения, пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен претерпевающий и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней» ( Дан. 12:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Для того, чтобы решить так или иначе это возражение, необходимо выяснить вопрос, что означает по еврейскому счету выражение: «после восьми дней». Аналогичный места Св. Писания не только разъясняют нам эти затруднения, но и научают нас правильному евангельскому счислению. Возьмем напр. свидетельство двух евангелистов по одному и тому же случаю. Один евангелист, повествуя о преображение Господа, говорить: «после сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» ( Лк. 9:28 ); другой евангелист, говоря о сем же событии, говорит несколько иначе, а именно: «по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17:1). Оба эти места, говорящие об одном, и разъясняют нам, что в промежутке времени между тем днем, когда это было сказано, и тем днем, когда это исполнилось, прошло шесть целых дней, всего же было восемь дней. Точно также надо исчислять время и в евангелии Иоанна, о котором у нас идет теперь речь, и будет ясно, что с того дня недели, в который Господь впервые им явился, до вечера следующего первого дня недели выйдет как раз то число дней, т. е. восемь дней. Если же согласиться с субботниками, что это уже приходилось не на воскресенье, а на понедельник, то будет необходимо считать тот день уже девятым, а не восьмым и это опять противоречило бы принятому в Слове Божием порядку исчисления дней. Порядок же Слова Божия таков: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Спрашивается: в какой же день – в третей или четвертый Он должен воскреснуть? Другие места Св. Писания и совершившийся факт воскресения именно в третий день не только разъясняет нам это затруднение, а и научают нас правильному счислению дней (Мф. 16:21; 1Кор. 15:4 ). Таких месть в Писании много ( Быт. 17:12; 21:4 ; Лк. 2:21 ; Втор. 14:28; 26:12; 1 . Нав. 9:16–17 ; 2Кор. 10:5, 12 ). Все эти места с очевидностью доказывают, что евреи в подобном случае считали и тот день, с которого начинается счет, и тот день, которым он кончается. Итак «после восьми дней» не значить в девятый, а по окончании восьмого дня вечером.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Вообще с Рождества Господа до смерти Коммода протекло 194 года 1 месяц и 13 дней. (6) Некоторые из историков указывают не только год, но и день рождения Спасителя, утверждая, что он родился на 28–м году царствования Августа в 25–й день месяца Пахона. ( 146 , 1) Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. (2) Они говорят, что крещение Господа последовало на 15–м году царствования Тиберия Цезаря в 15–й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11–й день указанного месяца. (3) Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16–м году царствования Тиберия Цезаря, в 25–й день месяца Фаменофа; другие же — в 25–й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19–й день месяца Фармуфи. Иные из них говорят, что он родился 24–го или 25–го дня месяца Фармуфи. (5) Добавим к нашей летописи и число дней, минувших, по словам Даниила, от разрушения Иерусалима до его окончательного падения […], и еще 7 лет 7 месяцев, завершающих царствование Веспасиана. Ведь если сложить первые два года этого царствования и 17 месяцев, 8 дней царствований Гальбы, Отона и Вителлия, (6) то получается 3 года и 6 месяцев, составляющих половину той недели, о которой говорит пророк Даниил. (7) А он сказал, что пройдет 2300 дней со времени внесения Нероном «мерзости» в святой город до его разрушения. (8) Именно это показывают приведенные ниже слова: «Доколе продлится видение — отнятая жертва и попущенный грех запустения, и будут попраны сила и святое? И сказал ему: до вечера и утра дней две тысячи триста, и восстановится святое».   (9) Эти 2300 дней составляют 6 лет и 4 месяца, половина которых относится к царствованию Нерона и составляет половину недели пророка; другую же половину этой недели занимают годы царствования Гальбы, Отона и Вителлия и два года царствования Веспасиана. (10) Вот почему Даниил говорит: «Блажен претерпевающий и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней»   , ибо именно до этих дней продолжалась война и потом прекратилась. ( 147 , 1) Это число упоминается и в другом месте той же главы, откуда мы привели предыдущие слова. Вот это место: «И от того времени, как минует ежедневное жертвоприношение и будет опущена мерзость запустения, пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен претерпевающий и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней».   

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

2 . Можете ли и вы поступить подобно тому, как поступали святые Зиновий и Плакилла, в своей жизни? Число 40 в Библии и Церковном Предании В Священном Писании мы нередко читаем о событиях, которые связаны с числом 40. 40 Потоп и Исход Ной переждал в ковчеге ужасный потоп, который покрывал всю землю после дождя, шедшего 40 дней и 40 ночей. Когда Моисей вел свой народ по исходе из Египта, сыны Израиля скитались по пустыне в течение 40 лет, пока не достигли Обетованной земли Ханаанской. Спаситель приуготовляется к служению и завершает его Христос постился в пустыне 40 дней и ночей, приготавляясь к работе Господней. После Своего Воскресения от смерти, Он оставался на земле 40 дней, вплоть до Своего Вознесения на небо. Периоды постов и Церковных празднеств В Церкви период Рождественского поста длится 40 дней. И время, следующее за праздником Рождества Христова до Сретения Господня, тоже равно 40 дням. Великий пост также длится 40 дней, но семь дней Страстной Седмицы добавляются ко времени этого поста в память о смерти и Воскресении Спасителя. В течение 40 дней между Пасхой и Вознесением мы продолжаем петь пасхальные песнопения, радуясь спасительному Христову Воскресению. В Церкви, помимо дней предпразднства, предшествующих торжеству, устанавливаются и дни попразднства, которые мы проводим, продолжая ликовать, радуясь празднику. Икона праздника остается в эти дни в центре храма, на аналое, и убирается в последний день, называемый днем отдания праздника. Времена пред и попразднства могут быть и совсем небольшими: иногда восемь дней или даже один день, обыкновенно они одинаковой продолжительности для данного праздника. Искушения Иисуса Христа Мы читали о некоторых людях Ветхого Завета, кто столкнулся с тяжелыми испытаниями в бесплодной пустыне. Авраам и его семейство следовали за гласом Господним из своего благоустроенного оживленного городка через неведомую пустыню, пока не достигли холмов Ханаана. Исаак и его сын Иаков находились в пустыне, когда неожиданно повстречали Бога и узнали Его волю по отношению к себе и народу Божию. Моисей, живя веселой жизнью Египетского вельможи, убежал в пустыню после того, как убил египтянина, избившего беззащитного еврейского раба. Он узнал Бога и сам услышал, что Господь хочет от него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как изменить нашу жизнь в Великий пост — беседа епископа Пантелеимона (Шатова) Епископ Пантелеимон (Шатов) — о Великом Посте и наших задачах в нем 14 марта, 2016 Епископ Пантелеимон (Шатов) — о Великом Посте и наших задачах в нем Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в одной из своих бесед в Марфо-Мариинской обители с Друзьями милосердия рассказал об особенностях великопостных богослужений, о череде великопостных праздников, о смысле и значении Великого поста. Сегодня мы вновь публикуем важный разговор о посте. Зачем установлен Великий пост Мы начнем нашу беседу с главы из «Душеполезных поучений» Аввы Дорофея – «О святой четырядесятнице». В этом поучении Авва Дорофей объясняет зачем установлен Великий пост: В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, — чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу. Мы все знаем сколько в году дней, и десятая часть – это 36,5 дней. И мы знаем, что пост длится 48 дней. Но вычитая субботы и воскресенья, которые не относятся к Великому посту, мы получим как раз 36,5 дней поста: Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост Святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трёхсот шестидесяти пяти дней года. Великий пост – это наша десятина Богу, наше служение Богу и ближним. В эти дни нужно сменить некий приоритет, который есть в нашем сознании, изменить наше сердце. Великий пост установлен для того, чтобы мы видели наши грехи, чтобы мы могли по-настоящему покаяться в грехах.

http://pravmir.ru/kak-izmenit-zhizn-v-po...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010