А вообще в латинской богослужебной традиции есть два периода литургического времени: один начинается за сорок дней до Рождества – это пост Рождества, или Адвент, затем Рождество, Эпифания, и шесть недель после Эпифании, как правило, на одну из недель после Эпифании падает начало следующего богослужебного цикла – Великий пост, пасхальное время и Пятидесятница. Сорок дней Великого поста плюс ещё пятьдесят дней Пасхи и Пятидесятница. А затем начинаются так называемые рядовые воскресные дни, которых уже по числу там двадцать с лишним; они доходят до начала следующего Адвента, до начала следующего Рождественского поста. Вот так устроен календарь. Поэтому мессы, которые писались в разное время, очень часто относятся к определённому воскресному дню или празднику. Это касается и других богослужебных текстов. Quaresimo haчuhaemcя даже, собственно, за 47 дней до Пасхи, потому что 40 дней Великого поста плюс Страстная неделя, uлu hebdomas major, как она по латыни называется. По–русски это Великая седмица, по–латыни это Б? льшая неделя, или Святая неделя. Так вот, это будет 47 дней. Ещё три недели прибавляются приготовительных к Великому посту: они называются тремя heдeлямu Sepmuagesimo, потому что они начинаются (первый воскресный день перед Великим постом) за 70 дней до Пасхи. Вот в это время откладываются обычные зелёные облачения и духовенство – священники и министранты, которые помогают при богослужении, облачаются в фиолетовое. С этого времени отменяется Аллилуйя, и поэтому перед чтением Евангелия во время Мессы, после градуала, вместо Аллилуйя, выводится так называемый Трактус. Это тоже, как правило, два стиха из псалмов или из псалмов и какого-нибудь пророка, но уже без Аллилуйя и с несколько другим распевом. Отменяется в начале мессы и nechь Gloria in excelsis Deo (Cлaba в вышних Богу). Итак, три самых заметных момента того, что приближается Великий пост, – это фиолетовые облачения, это отмена Аллилуйя, отмена nechu Gloria in exselsis Deo u практически полная отмена органа, орган на это время замолкает. За 47 дней до Пасхи haчuhaemcя Quaresimo, Великий пост, причём, если на Востоке и, таким образом, в православной церкви Великий пост связан с тем, что отменяется ежедневная Литургия и служится Литургия полная только по субботам и воскресеньям, то на Западе, наоборот, Великий пост – это ежедневная Литургия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Допустимо ли понимать, что 7 времен равно 2520 дней? Возможно, что 7 времен приблизительно равны 7ми годам, но не обязательно идентичны. В еврейском оригинале книги Даниила стоит слово – множественное число от – время, срок, (год), и в Септуагинте оно передается через καιρος – время, срок. Эти слова никогда не употребляются для обозначения годового цикла. Но если бы автор подразумевал конкретно 7 лет, употребилось бы другое слово – год, которому соответствует греческое слово ετος – год. Неужели Бог поверг в безумие Навуходоносора ровно на эти 2520 дней, с точностью до дня? Как очевидно, из книги Даниила и употребляемых слов это не следует, и о точности дней не говорится. Но где же Свидетели Иеговы нашли некое правило «день за год», чтобы перевести 2520 дней в 2520 лет? «Так как «семь времен» – пророческое понятие, к этим 2520 дням нужно применить библейское правило – «день за год». (Внимайте пророчеству Даниила! 1999 г., гл. 6, стр. 96). Во-первых, почему Свидетели Иеговы решили, что это правило действительно нужно применять именно здесь? Это не указано ни Свидетелями, ни в Библии. Во-вторых, как известно Свидетели Иеговы для вычисления 2520 дней ссылаются на книгу Откровение, где 3,5 времени равняются 1260 дням. Это тоже сомнительно, так как события 1260 дней ( Откр.11:3;12:6 ) и 7-ми времен ( Дан.4 ) между собой никак не связаны. Но если в книге Откровение есть такой однородный фундамент для этого вычисления, почему Свидетели Иеговы не переводят и эти 1260 дней из Откровения в 1260 лет? Как известно, раньше Рассел толковал 1260 дней именно как 1260 лет: « Церковь провела три с половиной символических года (день за год – 1260 буквальных лет) в состоянии пустыни». (Исследования Писаний, том 2, «Время приблизилось», глава 8, «Сперва придет Илия »). В-третьих, никакого такого правила «день за год» в Библии нет. В Библии встречаются лишь локальные и конкретные указания, почему один день может быть пересчитан как год ( Чис.14:34 ), также, как и один год принят за один день ( Иез.4 ). В отношении книги Даниила подобных указаний Библия не оставляет. Но почему бы тогда Свидетелям Иеговы не использовать принцип одного дня как 1000 лет ( 2Пет.3:8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Четыредесятницу. Отцы, написавшие песни, положили песнь в пятницу Лазареву: душеполезную совершивше Четыредесятницу». Сорокадневный пост пред Пасхою установлен Церковию для достойного покаяния и обновления нашего единения с Богом, в подражание сорокадневному посту Спасителя ( Мф.4:1 ), Который для нас есть главный образец в делах веры и благочестия. Пост называется Четыредесятницею, потому что продолжается сорок дней. Преобразовательные указания на пост св. Четыредесятницы были еще и в ветхозаветной Церкви – в сорокадневном посте пророков Моисея и Илии ( Исх.34:28 ; 3Цар.19:8 ). Прав. Церковь хранением Четыредесятницы подражает посту Христову, но не только количеством дней, но и временем начинания их. Как Иисус Христос , пред вступлением Своим на проповедь Евангелия, по крещении Своем удалился в пустыню и 40 дней провел в посте и молитве, так Православная Христова Церковь , после праздника Крещения Господня, вступает на сорокадневное поприще поста и молитвы, приготовляясь торжествовать свое спасение, запечатленное воскресением Христовым. Внушая христианам хранить Четыредесятницу по подражанию Господу, св. отцы Церкви часто упоминают об этом подражании в своих поучениях. В постановлениях Апостольских говорится: «после праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост Четыредесятницы, которая составляет воспоминание жизни Христовой и законодательства» 21 . «Четыредесятницы не пренебрегайте, говорит св. Игнатий Богоносец , ученик Апостольский, она служит подражанием жительству Христову» 22 . «Св. Петр, архиепископ Александрийский и мученик века, назначая срок кающимся, говорит: «да присовокупятся им епитимии еще четыредесять дней. Таковое число дней Господь Спаситель наш Иисус Христос, по крещении постившись, искушаем был от диавола: таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и да постятся» 23 . Амвросий Медиоланский пишет: «хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо, когда ты не постишься по примеру Господа, то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего 24 ? «Христос постился пред искушением, поучает св. Григорий Богослов , а мы постимся пред Пасхою. Христос постился 40 дней (ничего не вкушая), потому что Он Бог , а мы соразмеряем пост с силами» 25 . Блаженный Иероним говорит: «мы готовимся к таинству Господню сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Весьма интересные сведения почерпаем мы в агиографии и относительно самого византийского мореплавания. Как и мореходство античного мира, оно, лишённое наших путеводных средств, в значительной степени зависело от удачной случайности, и часто и сильно страдало от морских бурь. Только чрезвычайно удачными обстоятельствами объясняется такая, чисто баснословная, скорость переезда из Александрии в Британию в 20 дней, о которой мы читаем в житии Иоанна Милостивого 888 . Обычно византийцы плавали гораздо медленнее. Если пр. Николай Сионит при попутном ветре прошёл расстояние от Ликии до Аскалона в пять дней 889 , a Марк-диакон ехал в Аскалон из Солуни в течение 12 дней 890 , то пр. Никон Метаноите плыл с Крита до Эпидавра пять суток. Гераклид, о котором повествует житие пр. Льва Катанского, потратил на поездку из Константинополя в Сицилию 30 дней 891 . Пр. Мелания доплыла из Кесарии в Рим в 20 дней 892 , а пр. Епифаний добрался из Рима на Кипр только в 40 дней 893 . Обычно из Кесарии до Константинополя, как мы читаем в житии пр. Порфирия Газского, доплывали в 20 дней, причём Родос, где происходила остановка, оказывался как раз на средине пути 894 . Но бывали также удачные случаи, позволявшие сделать эту дорогу в 17, 12 или даже 10 суток 895 . Но случалось, и весьма нередко, что рейсы, вследствие неблагоприятной погоды, страшно затягивались. Так, например, однажды сирийский стратиг не мог дождаться из Константинополя своей свиты в течение целых 50 дней 896 . Опасность морских поездок возрастала с их продолжительностью. На близких расстояниях византийцы, как и древние греки, весьма охотно и смело бороздили «влажную дорогу» моря, своими лодками-кораблями с высокой кормой и носом, большими широким парусом и рулевым веслом 897 . Пропонтида и Геллеспонт были полны этими πλοα или σκφη 898 , которые отважно ныряли среди волн в виду берегов. Но далёкие поездки сильно осложнялись. Единственными путеводными знаками являлись звёзды, и недаром приступы многих житий стереотипно сравнивают святых с путеводными светилами, по которым плавают моряки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не случайно в Писании многие события, так или иначе связанные с испытаниями ради духовного возрастания в Боге, выражены числом «сорок». Так, после исхода из египетского рабства (воспоминанию об этом исходе, избавлении от рабства телесного и духовного и был посвящен праздник ветхозаветной Пасхи) народ иудейский странствовал по пустыне сорок лет и лишь по истечении этого срока удостоился войти в землю Обетованную. Пророк Моисей провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей ( Исх.24:18 ), дабы получить от Господа скрижали Завета – те самые скрижали, с которых, по сути, и начинается вся история Церкви, образованной Богом в Ветхом Завете и продолжающейся в Новом. Так же, сорок дней и сорок ночей, шел пророк Илия до горы Божией Хорива ( 3Цар.19:8 ), где получил откровение от Господа и удостоился Его посещения в веянии тихого ветра ( 3Цар.19:12 ); это откровение и чудесное посещение восстановили сильно пошатнувшуюся было, под властью нечестивых царей, ветхозаветную Церковь в Израиле. И Сам Господь наш Иисус Христос сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ) постился в пустыне, прежде чем выйти на проповедь Царствия Божия. Потому-то и мы перед праздником Пасхи строго постимся целых сорок дней, что символизирует полноту испытания и приуготовления к Божественному откровению и дару, а затем празднуем целых сорок дней, в ознаменование полноты священной и Божественной радости о Воскресении Господнем, открывающем дорогу для всеобщего воскресения и уничтожающем смерть. Ведь Пасха Христова – это исполнение всех ветхозаветных пророчеств и древних надежд, окончательный и вечный Исход из рабства смерти в обетованную землю Царствия Божия. Впрочем, и эти сорок праздничных дней, достигших сегодня своей вершины, также можно назвать периодом испытания и подготовки. Ведь после Воскресения Христова путь человечества к Богу еще отнюдь не завершен. Господь Своей крестной смертью, сошествием во ад и воскресением восстановил разрушенную некогда связь человека с Богом и вновь открыл нам утерянный путь в Царствие. Но недостаточно лишь стоять в самом начале проложенного пути – нужно еще пройти по нему, чтобы в конце обрести чаемое. Пасхальная радость на земле – не самоцель и не конечный пункт духовного путешествия человека, но последний этап подготовки к вступлению в Царствие Небесное, к окончательному и вечному соединению с Богом. И потому, как Господь по человеческой своей природе сорок дней готовился к проповеди – так и после воскресения Он еще сорок дней перед Вознесением пребывал с учениками и учил их о тайнах Царства Небесного.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Сорокоуст – церковное молитвенное  поминовение христианина в течение сорока дней.  Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т.к. «у Бога все живы». Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы: на Литургии, на молебнах и при чтении Псалтири . Число сорок – знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божьего . Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Как на Литургии совершается поминовение тех, о ком мы подали сорокоуст? Сорок Литургий подряд на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных Литургий. Нужно ли молиться самому, когда подал сорокоуст, или достаточно того, что помолится священник? 40 дней ежедневных молитв — это жертва любви родных и близких к Богу об усопшем. Поэтому не стоит забывать о важности личной (частной, домашней) молитвы. Можно и нужно в течение 40 дней (да и в любое другое время) молиться о тех, кто нам дорог. Можно совсем кратко своими словами или так: «Спаси и сохрани, Господи, раба Твоего…», «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, новопреставленного родственника моего…». За кого можно и нельзя подавать сорокоуст? Надо исходить из того, что Церковь молится за членов Церкви. Поэтому, конечно, желательно подавать за тех, кто участвует или участвовал при жизни в церковных Таинствах, исповедовался и причащался. Это обязательное условие. В строчках священнической молитвы, читаемой перед Литургией, о тех, кого на Литургии будут поминать, содержатся такие слова, обращенные ко Господу: «О их же снабдел еси честною Твоею Кровию». Но исходя из нашей немощи, Церковь относится снисходительно и принимает записки о людях, которые хотя бы крещены, чтобы мы могли за них помолиться. Конечно, нельзя подавать сорокоуст за некрещеных людей и за тех, о ком мы точно знаем, что он богохульник и атеист, совершенно не верит в Бога. За людей, которые самовольно ушли из жизни, бросили этот дар жизни Господу, то есть за самоубийц, подавать сорокоуст нельзя. Если только архиерей не благословит иное: бывают случаи, когда человек был не в себе, у него есть психиатрический диагноз. Как быть, если заказал сорокоуст в храме, где богослужения совершаются не каждый день?

http://azbyka.ru/sorokoust

Последним из Божественных повелений, обращенных к светилам, было поручение им управления «годами». Известно, что ныне существует несколько видов годов, зависящих от различных светил. Это солнечный (тропический) год – в течение которого Солнце возвращается к точке равноденствия (365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд); звездный – когда Солнце возвращается к одной и той же звезде (365 дн.6 ч.9 мин.10 с.); и, наконец, лунный (354 дня). Однако надо заметить, что Библия знает лишь год, длящийся 360 дней, и месяц – 30 дней ( Быт. 7, 11 и 8,4, и сравним оба этих стиха с Быт. 7, 24 и 8,3; а также Дан. 7, 24–25 ; Апок. 13,4–7 и 12,6 (1260 дней=3,5 года). Этот год иногда называют пророческим. Интересно, что и у древних народов, таких как индусы, персы, вавилоняне, ассирийцы, римляне и даже майя, год также считался длящимся 360 дней (10. стр.370–383). Вероятно, изначально год действительно длился 360 дней и состоял ровно из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. Однако, эта идеальная система нарушилась в день битвы Иисуса Навина при Гаваоне, когда Солнце остановилось на небесах (Иис. Нав. 10, 12–13 ); а также при пророке Исайи, по слову которого Господь возвратил тень Солнца на 10 ступеней ( 4Цар. 20, 10–11 ). Поэтому нам кажется бессмысленной попытка создать вечный календарь, не учитывающий того, что течение светил зависит от воли Творца, и предполагающий, что нынешний порядок вещей останется вечно неизменным. Всматриваясь в Божественные глаголы, замечаешь, что для описания дела творения Моисей трижды говорит о Боге Творце: «И сказал Бог.. И создал Бог... И поставил их Бог». По мысли святого Василия здесь указывается на участие всех Лиц Святой Троицы в деле творения. Подлинно это так: Бог Отец – Первопричина сотворенного, его Измыслитель (сказал Бог), Бог Сын – Причина созидательная (и создал Бог), а Бог Дух Святой – Причина, приводящая к совершенству (и поставил их Бог). Сын осуществляет волю Отца, а Дух завершает творение в добре и красоте. Эту истину яснее открывает Давид: «Словом Господним сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Таким образом, мы приближаемся к центру месяцеслова – к праздникам Рождества и Богоявления, которые в древности составляли единый праздник – Богоявление, и лишь впоследствии были разделены на два. Но не только в богословском смысле, но и в литургическом своем оформлении, безусловно, эти два праздника представляют собой очень крепкое, неразрывное единство. Богослужения этих дней совершенно симметричны: они имеют по пять дней предпразднства, в которые входят очень похожие сочельники, и только попразднство Рождества короче, чем Богоявления, но оно короче потому, что там появляется праздник Обрезания, и приходится совершить отдание Рождества раньше, чем хотелось бы, ради того, чтобы можно было праздновать Обрезание. К Рождеству Церковь нас готовит почти как к Пасхе: Пасха является центром всего года и, в первую очередь, центром Триодного круга, а Рождество и Богоявление являются центром месяцеслова. И Рождеству, и Пасхе предшествует сорокадневный пост. Правда, Рождественский пост легче и веселее Великого, там больше праздников, мягче устав в пище, но длится он 40 дней. В середине Рождественского поста, день памяти Саввы Освященного, назначается другая катавасия – только один день в этот период. Кроме того, и Рождество, и Богоявление имеют по пять дней предпразднства, а в эти пять дней назначено, как и в большинство других дней года, служить повечерие. Для этих повечерий Устав назначил особые каноны – всего их пять, и каноны эти симметричны тем канонам, которые поются на Страстной, на утрени со Вторника до Субботы: во Вторник двупеснец, в Среду трипеснец, в Четверг и Субботу полный канон, а в Пятницу – трипеснец. И вот в пять дней предпразднства и Рождества, и Богоявления (только не на утрени, а на повечерии) тоже назначены каноны в таком же точно порядке, только там двупеснец заменен трипеснцем. Итак, трипеснец, трипеснец, полный канон, трипеснец и еще раз полный канон. Интереснейшие параллели проводятся со страстными текстами. Например, краегранесие (акростих) в каноне. «Днесь же субботу пою великую...», т.е., в сочельник рождественский или богоявленский мы вспоминаем Великую Субботу, потому что Рождество и Богоявление суть центр месяцеслова, подобно тому, как Пасха – центр Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

21 . Услышати воздыхание окованных, разрешите сыны умерщвленных. С Евр.: «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти». Т.е. «чтобы пленные Иудеи (находящися в узах) возвратились на место умерщвленных» (Бл. Феод.). «Кто сии окованные, – говорит св. Афан., – как не те, которых ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идослужителями во грехах своих» (Св. Афанасий). 22 . С Евр.: «Дабы возвещали на Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме». 23 . С Евр.: «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». 24 . Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. «Когда сподобимся возвратиться, говорит пророк, и (ст. 23) соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе: тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость – даровать нам приложение лет и не предавать смерти (ст. 25) в преполовение дней наших. Путем крепости пророк называет свое возвращение, дарованное крепостию Божиею» (Бл. Феод.). Отвеща ему на пути крепости Его. «Ответствует пророческий лик, как вопрошавший Бога, – говорит св. Афанасий. – Путем крепости Его (Господа) называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал (лик пророков) знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный» (Св. Афан.). С Евр.: «Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои». 25 . Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. С Евр.: «Я сказал: Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов». Т.е. не дай нам умереть в половине жизни; «ибо Ты имеешь беспредельное бытие, и Тебе нетрудно и других соделать долговечными» (Бл. Феод.). По св. Афан., «преполовением дней своих или жизни своей, (пророческий лик) именует время, пока пребывает в одном видении пришествия (Христова). Посему молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его (лика пророческого). В роде родов лета Твоя. Пророческий лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я, как смертный. Ты же един, Владыка, пребудешь и в оные роды» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Архипастырь особо отметил успешный опыт проведения Дней духовной культуры России в Греции, приуроченных к торжествам по случаю 1000-летия русского монашества на Святой горе Афон. Этот удел Пресвятой Богородицы посетили Президент России, а также делегация Русской Православной Церкви в главе со Святейшим Патриархом. «Насыщенная программа Дней России в Греции привлекла большое внимание местных жителей, интересующихся духовной культурой единоверного народа, стала вкладом в укрепление отношений двух стран», засвидетельствовал председатель ОВЦС. В соответствии с планом на 2016 год успешно прошли мероприятия Дней в Республике Македонии. Программа Дней России в Словакии реализовывалась при поддержке и активном участии Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Оценивая динамику и направление развития проекта, владыка Иларион отметил тенденцию к усилению программы Дней России в зарубежных странах за счет мероприятий диалогового характера. «В предшествующие годы нам не удавалось провести столько конференций и круглых столов, как в нынешнем. Считаю это правильным вектором движения совместного проекта», выразил мнение иерарх Слова соболезнования в связи с трагической гибелью посла Андрея Геннадьевича Карлова также прозвучали со стороны заместителя министра культуры Российской Федерации А.Ю. Маниловой. Выступая на заседании, А.Ю. Манилова ознакомила присутствующих с отчетом о проделанной за год работе по проекту в рамках деятельности Министерства культуры России. Участники встречи обсудили вопросы совершенствования механизма взаимодействия в рамках реализации проекта Дней России в зарубежных странах. Были рассмотрены предложения со стороны Русской Православной Церкви, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства иностранных дел России по мероприятиям, проведение которых планируется в 2017-м и последующих годах. В ходе заседания ответственным секретарем Оргкомитета была избрана советник отдела по работе с международными организациями Департамента международного сотрудничества Министерства культуры России Е.Н. Лермонтова.

http://patriarchia.ru/db/text/4720506.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010