В чин поставления на царство входило причащение новопоставленного императора в алтаре. В XVII в. цари Алексей Михайлович, Иоанн V и Петр I Алексеевич причащались во время поставления на царство по чину священнослужителей. Императрица Анна Иоанновна при венчании (1730) по инициативе архиеп. Феофана (Прокоповича) была введена в алтарь святыми вратами вопреки канонам православной Церкви, и причащалась по чину священнослужителей. Так же причащались во время коронаций императрицы Елизавета (1742) и Екатерина II (1762). Начиная с коронации Елизаветы императоры (и правящие императрицы) сами налагали на себя корону, ранее она возлагалась первенствующим архиереем. Имп. Павел I во время своей коронации (1797) причащался не просто по чину священников, но из своих рук, а не из рук епископа. Впоследствии Павел несколько раз причащался подобным образом, хотя обычно, кроме чина венчания, российские императоры причащались как миряне. За богослужением возносилось не только имя императора, но и имена членов императорской семьи. В составе служб содержалось множество прошений о царе и ссылок на царскую власть, после революции 1917 г. большинство из них были заменены прошениями о «православных христианах» или совсем исключены. В XVIII–XIX вв. статус «высокоторжественных» и «торжественных» церковных праздников имели т. н. царские дни: день венчания на царство императора, дни рождений и тезоименитств членов императорской фамилии и дни побед русской армии (викториальные), в 1862 г. в числе высокоторжественных дней оставлены день коронации императора, дни рождений и тезоименитств государя, государыни и наследника, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшие воскресные дни. Чины молебных пений. В 1766 г. Святейший Синод принял новое, переработанное «Последование в Неделю Православия», впоследствии претерпевшее незначительные изменения. В XIX в. было составлено несколько последований, вошедших в кн. «Последование молебных пений». XIX век был в ночь под 1.01.1800 встречен по указу имп. Павла I во всех петербургских церквах торжественным молебном «на новый век», причем начало века было определено императором неверно – XIX век начался в 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

54. Декабря 20. О порядке объявлений через Церковный Вестник постановлений и распоряжений по духовному ведомству. (Отменён в 1887 г. 19). 55. Декабря 20. Об издании заведением метахромотипии (Рабочий и К°) картин из священной истории (Ц. Вест. 1876 г. 2). 56. Декабря 21. С экземпляром Высочайшего Манифеста о благополучном разрешении Е. И. В. Государыни Великой Княгини Ольги Феодоровны Сыном, наречённым Алексием. 57. Декабря 28. По Высочайшему поведению, с новою Высочайше утв. формою возношений на ектениях Высочайших имён Августейшей Фамилии и дополнением к табели Высокоторжественных и Викториальных дней. 58. Декабря 80. Относительно приёмных и переводных испытаний лиц зрелого возраста, поступающих в семинарии на основании § 122 устава. 1. Января 22. С приложением новой формы возношения, как при Богослужениях, так и в прочих случаях Высочайших имён Августейшей фамилии. 2. Января 23. О применении примечания к ст. 79 Уст. Дух. Консист. к лицам монашествующим. (Ц. Вест. 5). 3. Февраля 11. О кончине Е. И. В. Благоверной Государыни Великой Княгини Марии Николаевны. 5. Октября 6. С экземпляром Высочайшего Манифеста о благополучном разрешении Е. И. В. Государыни Великой Княгини Марии Павловны Сыном, наречённым Кириллом. 6. Ноября 12. О дополнении табели высокоторжественных дней днями рождения и тезоименитства Е. И. В. Великого Князя Кирилла Владимировича. 7. Ноября 18. С препровождением Высочайшего Манифеста о совершеннолетия Е. И. В. Великого Князя Николая Николаевича. 8. Ноября 27. О совершившемся Св. Крещении Е. И. В. Великого Князя Кирилла Владимировича. 9. Декабря 24. О новых формах приходорасходных церковных книг и отчётных ведомостей. (Ц. Вест. 1877 г. 8 ср. Ц. В. 92 г. 439). 2. Марта 11. О кончине Е. И. В. Великого Князя Александра Владимировича. 4. Апреля 12. С экземпляром Высочайшего Манифеста о вступлении российских войск в пределы Турции. 5. Апреля 12. С экземпляром вседневных молитв о победе над врагами. 6. Мая 3. С экземпляром Высочайшего Манифеста о совершеннолетии Е. И. В. Великого Князя Сергия Александровича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3586 . – 3 сентября. О внесении в табель высокоторжественных дней празднования дня рождения и тезоименитства принца Иоанна По указу Её Императорского Величества, объявленному в сообщении Кабинета Её Императорского Величества о отправлении о рождении и о тезоименитстве внука Её Императорского Величества Благоверного Государя Принца Иоанна надлежащего ежегодного торжествования в августе месяце с будущего 1741 году, а именно о рождении 12-го и о тезоименитстве 29-го, и о поминовении по Благочествейшем Государе Царе и Великом Князе Иоанне Алексеевич е 28-го августа, Святейший Правительствующий Синод приказали : о вышеписанном для надлежащего исполнения при канцелярии Святейшего Синода в табель высокоторжественным Её Императорского Величества и Высочайшей Её Императорского Величества фамилии рождений, тезоименитств и прочим викториальным дням, и в реестр о бываемых повсегодно поминовениях блаженной и вечнодостойной памяти по государях царях, великих князьях и Императорах и Самодержцах Всероссийских, и их величества Высочайшей фамилии прочих персон в августе месяце написать, а к синодальным членам, в епархии к архиереям, в Московскую синодального правления Канцелярию, в Духовную Дикастерию и Санкт-Петербургское Правление, и в ставропигиальные монастыри ко властям послать указы – велеть по силе оного Её Императорского Величества указа в вышеозначенные дни с будущего 741 году отправление чинить, а именно: помянутого августа 12, в день рождения внука Её Императорского Величества Его Высочества Благоверного Государя Принца Иоанна, по литургии благодарный молебен с звоном, а 29-го, в тезоименитство Его ж Высочества, всенощное бдение и по литургии ж молебен с звоном, а 28-го числа по Благочестивейшем Великом Государе Царе и Великом Князе Иоанне Алексеевич е, купно в тот же день и по великом Государе Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче вместо 29-го дня поминовение отправлять неотменно, о чём для надлежащего ведома и Правительствующему Сенату ведение, и Кабинету Её Императорского Величества во известие сообщить по обыкновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Мая 23. О кончине Е. И. Величества Государыни Императрицы Марии Александровны. 4. Мая 28. О новой форме возношения Высочайших имён Августейшей Фамилии при Богослужениях. 5. Августа 13. О порядке выдачи состоящим при Московской Купеческой Управе комитетом пособий на воспитание у священноцерковнослужителей малолетних детей воинов, пострадавших в минувшую войну. 7. Сентября 22. Об отмене циркулярного указа Св. Синода от 27 августа 1875 г. 37, касательно особых отметок в выдаваемых воспитанникам духовно-учебных заведений увольнительных свидетельствах. 1. Марта 5. Об отправлении панихиды по преставившемся Государе Императоре Александре Николаевиче и о поминовении его в течении целого года. 2. Марта 2. С Высочайшим Манифестом о восшествии Е. И. Величества Государя Императора Александра Александровича на Прародительский престол Всероссийской Империи. 3. Марта 7. По именному указу о приведении крестьян к присяге. 4. Апреля 5. С посланием Св. Синода к чадам Православной русской церкви (Ц. Вести. 16). 5. Апреля 5. О принятии мер к предупреждению несовместных с духовным саном проступков в среде священнослужителей 6. Апреля 24. О прекращении молебствий, совершавшихся в дни спасения жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. 7. Мая 1. С препровождением Высочайшего Манифеста о призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Е. И. Величеству и Государству. 8. Мая 7. Относительно прогонных денег, путевого содержания и пособия, причитающихся духовным лицам, отправляющимся на службу из внутренних епархий в Сибирские (ср. Ц. В. 91 г., 239). 9. Мая 8. О возношении прилагаемых при сем прошений и молитвы во всех церквах во время Божественной литургии. 10. Июня 29. О новой табели высокоторжественных и викториальных дней. 11. О дополнении правил единоверия (по Церк. Вестн. 37). 12. Сентября 5. По делу об исключении воспитанников семинарии за предосудительные проступки. 13. Ноября 30. О совершеннолетии Их Имп. Высочеств Великих Князей Павла Александровича, Димитрия Константиновича и Михаила Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычай совершать в этот день поминовение умерших – очень древний и был известен уже во времена св. Златоуста и св. Амвросия Медиоланского . С 1689 года (Имен. ук. 27 июня) в русской церкви положено начало особенного поминовенья воинов (Полн. собр. зак., т. III, в следующие дни: 29-го августа (Ук. 1769г. 17 августа) и в Дмитровскую субботу пред 26-м октября. С 1548 года, по воле царя Иоанна Грозного и по благословению московского митрополита Макария, установлено ежегодно поминать в определенные дни умерших российских царей и цариц, императоров и императриц и прочих лиц царского семейства. Примечание. 19 февраля ежегодно и во всех приходских церквах должны совершаться – заупокойная литургия и панихида по в Бозе почившем Государе Императоре Александре II. Царские панихиды должны быть совершаемы в каждой церкви соборно, всеми наличными священниками, которые в эти дни никуда не должны отлучаться по частным своим делам (ук. 1734г. февраля 5). За поминовение умерших, особенно же за сорокоусты, священникам запрещено домогаться большой платы, но велено довольствоваться тем, что дадут (Регл. в приб. о пресвит., диак. и причет., п. 21; Ук. 1765г. февраля 17). Священники тех приходов, к которым принадлежит умерший, имеют право совершать панихиды по нем на кладбище (Ук. 1771г. ноября 29). Совершение панихид в царские и высокоторжественные дни воспрещено (Ук. Св. Син. 1724г. июня 11). §61. Молебны и крестные ходы Молебны и акафисты, равно как и все прочие службы церковные могут быть совершаемы только по печатным книгам, одобренным для совершения по ним богослужений, Св. Синодом, но без всяких прибавок сверх церковного устава (Ук. 1923г. 23 сен.). В дни высокоторжественные и викториальные следует во всех церквах отправлять благодарственный молебен, после которого должно быть возглашаемо «многолетие» (Пол. С. З. 1733г. сент. 29, Равным образом, по всем церквам должен быть совершаем молебен ежегодно 1-го января (Ук. 1765г. декабря 21). В 1862 году Высочайше разрешено царские молебны по случаю рождения и тезоименитства лиц царского дома (исключая дней рождения и тезоименитств Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника и Цесаревны) переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни (Ук.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Перезвон бывает несколько иной пред освящением воды (малым) во дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, или благовестят в каждый из колоколов, начиная с большого, по несколько раз. Перебрав все, опять начинают с большого. Таким образом, благовест водоосвящения отличается от благовеста ранней и поздней литургий, из которых одна предшествует, а другая последует водоосвящению. Ибо перед литургией благовестят в один колокол, и пред ранней ударяют в него редко, а пред поздней – часто. При погружении в воду креста во время водоосвящения бывает трезвон. Какой перезвон бывает пред водоосвящением, такой же бывает и перед посвящением во епископа, или архиерея 101 . Как при употреблении (и ныне в некоторых местах Греции) досок для созывания к Богослужению не во все дни и не для всех служб ударяли в одну и ту же доску 102 , такт, не по все дни и не для всех Богослужений бывает звон в одни и те же колокола. Сообразно различию служб праздников и других дней Богослужения, благовест и звон бывает в разные колокола таким образом: А. В колокол праздничный благовестят: 1) Во все двунадесятые праздники к всенощным бдениям и к литургии 103 . 2) Во все дни от утрени пятка Страстной седмицы, кроме часов Великого пятка, до утрени понедельника седмицы ап. Фомы 104 . 3) К великой вечерне во дни владычных праздников: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения креста Господня, также в Неделю (воскресение) апостола Фомы (великие прокимны). К повечерию в день Пятидесятницы благовест во вседневный колокол. 4) В вечер Недель (воскресений): сыропустной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Великой Четыредесятницы (т. е. в те дни, в которые бывают великие прокимны), и в Неделю (воскресение) ваий (положен вход), а также и в другие Недели 105 . 5) К утрени и литургии в понедельник Св. Духа, и во 2 и 3 дни по Рождестве Христове (26 и 27 дек.). 6) В дни царские и викториальные. 7) В дни храмовых праздников. 8) К великой вечерне или литургии, начинающейся вечернею, в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав экстракта, учинённого против доношения произведённого в Шведскую Корелию во священника Фёдора Софронова о освящении тамо церкви Николая Чудотворца да Илии Пророка и о удовольствии той церкви церковными сосудами, книгами и прочими по приложенному при оном доношении реестру, приказали : Выборгскому протопопу оную церковь , буде к освящению в готовности, по церковному чиноположению освятить, и к тому освящённый антиминс из Святейшего Синода отпустить с надлежащею запискою безденежно, да ко оной же церкви отправить напечатанную в 1730-м году книжицу благодарственного моления ко всещедрому Богу о восшествии на всероссийский престол и коронации Её Императорского Величества, да копии о высокоторжественных Её Императорского Величества и Высочайшей Её Императорского Величества фамилии и прочих днях со учинённой в Святейшем Синоде табели, какова (со исключением некиих викториальных дней) отправленному в Стокгольм священнику дана, да о поминовениях повсегодно бываемых блаженной и вечнодостойной памяти по преставльшихся государях, царях и великих князьях, и императорах, и самодержцах Всероссийских, и их Величества Высочайшей фамилии прочих персонах напечатанной книжицы реестров, також и с состоявшихся о том Святейшего Синода определений, каковы ж реченному Стокгольмскому священнику даны, что всё отослать ко означенному протопопу, а ему оное отдать отправленному в Шведскую Корелию священнику Фёдору Софронову с распискою, и ту расписку прислать Святейшему Синоду, а имеющуюся при помянутой церкви всякую церковную утварь и прочее осмотреть и описать, и у кого надлежит взять известие к содержанию той церкви на церковные требы, особливо же священно и церковнослужителям, почему какого доходу и откуда в приходе быть может, и каковые по вышеозначенному реестру требуются книги, и прочее, – то из тамошних доходов устроить возможно ль, також напредь сего какая церковная утварь имелась, вся ль оная ныне налицо или куда, кем и на что употреблено, и оной церкви и при ней священно и церковнослужителям по близости, и место расстояния, и способности под чьим ведомством быть принадлежно, справедливо рассмотреть, и о том о всём обстоятельное известие прислать в Святейший Синод при доношении немедленно, и о вышеписанном из Святейшего Правительствующего Синода к Выборгскому протопопу, а о том же для ведома и о сообщении куда надлежит, дабы оному протопопу в вышеписанном воспрещения не было, и в Коллегию Иностранных Дел послать указы. (Дело 1738 г. 408)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

р, в праздники храмовые обыкновенно совершается водоосвящение. с, в высокоторжественные дни по литургии отправляются молебствия, с возглашением многолетия Государю Императору и всему Его Августейшему Дому, во дни Рождения Высочайших Особ – молебствия благодарственные, во дни Тезоименитства Их – святому дневному, а в день Восшествия на престол и священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы – молебен особенный. т, во дни викториальные установленные в память побед над врагами, служатся по Литургии благодарные молебны, с возглашением многолетия Государю Императору и всему Его Августейшему Дому. г) Дни постные Пост (jejunium) у латинян, также как и у нас, полагается в качестве, количестве и времени вкушения пищи. В первом отношении заповедуется у них воздержание от мясной, а иногда и от сырной и молочной пищи; 141 во втором в постные дни полагается обед (unica comestio) около полудня и малый ужин (collatio) вечером; 142 в третьем неядение предписывается до полудня (с XIV века). 143 Латинская Церковь заповедует пост: а) в Четыредесятницу (Quadragesima) (кроме воскресных дней), с которою непосредственно соединяется пост страстной седмицы; б) в четыре времена года (quatuor tempora) (с V века), 144 и в) в навечерия (vigiliae) некоторых праздников; в этом отношении в западной Церкви нет единообразного правила. 145 Сверх сего, латинские монахи постятся в продолжение четырех недель пред праздником Рождества Христова, 146 которые называются пришествием (Adventus) т. e. И. Христа на землю. В некоторых местах пост по пяткам и субботам сих недель заменяет собою пост в упраздненные навечерия. 147 Могут быть также назначены Церковью на западе посты чрезвычайные, напр. во время юбилея, освящения храма, общественного бедствия и т. п. 148 Изъемлются от поста у латинян все воскресные дни, все время между Пасхою и Пятидесятницею и праздник Рождества Христова (с XIII века), если случится в пяток или в субботу. 149 В некоторых государствах, (напр. Неаполитанском Королевстве и Испании), папа разрешает мясоястие и в посты, за исключением немногих дней; запрещается только при этом смешение яств (promiscuitas epularum), т. е. запрещается есть мясо и рыбу за тем же обедом, 150 или мясо, яйца, молоко и сыр за ужином. 151

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Так «Народовещание» говорит: «достойно внимати и сему, яко иерей глоголяй: и сотвори убо хлеб... и прочее, аще в словесах тех и видятся настоящего хотети даров преложения, или пресуществления, обаче абие прилагает глоголя: преложив я Духом твоим святым... сим яве извествуя, яко уже прежде тии преложив, а не зде еще прилагаяй есть». Хойнацкий, «Западнорусская церковная уния в её богослужении и обрядах», стр. 95–96. 168 Чтобы не пестрить цитатами дальнейшего изложения дела всеобщего обучения духовенства, заметим здесь, что все оно содержится в упоминаемом выше Консисторском Архивном Деле 1798 г., 94: «Об учении священства в священнодействии, кой при посещении церковь (церквей) Его Высокопреосвященством Иерофеем оказались неумеющими и не по ударениям, в книге напечатанным, отправляемый Литургию» (на 126 листах). 169 Еще в Приказе от 7 августа 1798 года читаем такое наставительное предписание; «запасные дары для больных раздроблять в самые мелкие частицы», Агнец для сего заготовлять не в один только великий четверток, но и в прочие времена при священнослужении, когда потребно будет; содержать сию святыню как можно в прилежном и ежечастном смотрении, не допущая их к повреждению, от которого таковы дары действительно сохранятся, если хорошо высушены будут, ибо не высушенные порядочно и в две недели прийтить в порчь могут; однакожь при таковом, как церковные предания повелевают, сушении всемерно стараться не припаливать (§ 21). 170 Считаем необходимым заметить, что правительство описываемого нами времени особенно внимательно следило за неуклонным везде отправлением царских молебнов, панихид, а также за правильным произношением титула государя и всей императорской фамилии. Вследствие этого, воссоединившиеся с православием униатские церкви прежде всего снабжались «табелями» высокоторжественных и викториальных дней, книгами для молебствий, «панихидными реестрами», точными формами возношения Высочайших имен и т.д. Консисторское Архивное Дело 1796 г. 88. 1797, 84, и 1797 г. 93. 171 Мы особенно подчеркиваем эти слова митрополита Иерофея, как заключающие в себе глубокую практическую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царские Высокоторжественные дни относятся к разряду праздников, «имже бдение совершается». К этим дням принадлежат: день восшествия на престол Государя Императора, день коронования и свящ. миропомазания Государя Императора и Государыни Императрицы, дни рождений и тезоименитств Их Императорских Величеств и Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича. Согласно Табели, накануне всех этих дней положено всенощное бдение тем святым, которые случатся в эти дни (сн. 130 сн. I отд. и 401 стр. печатного оригинала), причем служба Месячной Минеи, если это бывает нужно, дополняется «по уставу из общия минеи» (см. Табель, 6 и 14 мая и 21 окт.). После литургии в эти дни полагается молебен 223 со звоном 224 : в дни восшествия на престол и коронования совершается особый назначенный на эти дни молебен (чин которого см. в «Последовании молебных пений», гл. 18), в дни рождений (и викториальные) – благодарственный молебен (чин которого см. там же, гл. 6), в дни тезоименитств – обычный молебен тому святому или святой, чьё имя наречено Высочайшей Особе; после молебна должно быть возглашаемо положенное многолетие. 225 Все Высокоторжественные события празднуются в те дни, в которые они случатся (сн. 197 сн.). Но «аще торжествам сим случится быти в великий пяток, или в великую субботу, или в первый день св. пасхи, подобает отправляти оные в понедельник светлыя седмицы 226 , по напечатанным в уставе о храмовых святых главам» 227 (Табель). «Во вся вышеописанные Высокоторжественные дни литургии и молебны отправляти яко архиереом, тако и монастырским настоятелем со освященным собором: такожде и в соборных церквах собором. 228 А в приходских градских и сельских, и слободских колико при коей священников имеется, обще без отменения 229 , кроме того, аще кто благословною коею виною воспрепятствован будет, сие есть: болезнию ни иною коею крайне недопущающею нуждею» (Табель; см. также выше, 732 стр. печатного оригинала). – «Молебствия же, кои положены» по Табели в торжественные царские дни, именно: «на дни рождений и тезоименитств Их Императорских Высочеств, прочих членов царствующего дома 230 , отправляти в ближайшие ко оным днем дни воскресные» 231 (Табель).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010