Авва Дорофей, наставник многих святых, в Поучении 15 богомудрствует о святых постах таким образом: " В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они были благословляемы во всех делах своих (см.: Исх. 23; Лев. 27; Чис, 18; Втор. 12, 14, 26 и 28). Зная сие, святые апостолы установили и передали нам в помощь как благодеяние душам нашим еще нечто большее и важнейшее: чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу, дабы получать нам благословение на все дела наши и каждый год очищаться от грехов, содеянных нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трехсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель Святой Четыредесятницы " . Таким образом, апостолы отделили эти семь недель, к которым со временем отцы сочли за должное прибавить еще одну неделю, во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей седели приучались и как бы приуготовлялись к оному, а во-вторых, для того, чтобы почтить сорокадневный пост, которым постился Господь наш Иисус Христос. Отняв от восьми недель субботы и воскресенья, и получаем сорок дней. При этом пост святой Великой Субботы было принято почитать особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. Семь же недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней, приложив к которым пост святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной Пасхальной ночи, и получаем тридцать шесть с половиною дней, что и составляет во всей точности десятую часть трехсот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трехсот дней есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина (Светлого) дня. Вот те тридцать шесть с половиною дней, так сказать, десятина всего года, которую и освятили нам апостолы для покаяния и очищения от грехов, содеянных в течение всего года. Итак, блажен, братия, тот, кто хорошо и как должно сохраняет себя в сии святые дни. Ибо, хотя и случится кому, как человеку, согрешить по немощи или по нерадению своему, то Бог дает тому сии святые дни для того, чтобы он мог со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться для очищения от грехов, которые соделал в продолжение всего года. Тогда душа его освободится от тяготы и, таким образом очистившись, он достигнет святого дня Воскресения и неосужденно причастится Святых Христовых Тайн, соделавшись чрез покаяние в сей святой пост новым человеком. Таковой в радости и веселии духовном, при помощи Божией, будет праздновать всю Святую Пятидесятницу, ибо Пятидесятница, как говорят отцы, есть покой и воскресение души; в ознаменование сего покоя мы во всю Святую Пятидесятницу не преклоняем колен.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

В 1884 году мы шли путем поверочным от 747 римского года (от года зачатия Иоанна Крестителя) к 823 году (году разрушения Иерусалима). В настоящий раз идем обратным путем, не от события к маяку, но от маяка к событию, от 823 года к 747-му. Так как нам и устно и печатно возражали, что из текста евангелия от Матфея не видно, чтобы волхвы явились на поклонение Спасителю чрез два года если не от рождения, то от зачатия Его (хотя, по нашему убеждению, это весьма видно); то данное это в настоящий раз мы не будем брать во внимание, а воспользуемся только совершенно уже несомненными данными, каковы: 1) день рождения, а следовательно и зачатия Спасителя, по которому с несомненною точностью можно, при свете свидетельства св. евангелиста Луки, определить и день зачатия Крестителя; это – 25-ое октября. 2) Согласно свидетельству того же евангелиста день этот следовал за последним днем осьмой из 24-х священнических очередей при храме. 3) По свидетельству Талмуда в день разрушения храма Титом, 22 июля 823 года от основания Рима вступала в отправление богослужения первая очередь. На основании этих данных вопросу о годе Рождества Христова придали мы форму математической задачи и за решением её обратились к одному нашему знакомому, Н. А. Бобровникову. «В Иерусалиме, писали мы, богослужение поочередно и понедельно отправляли 24-ре священнических рода (очереди). 22 июля 823 года (от Рима) вступила в отправление богослужения первая очередь. В каком году (между 745–755 от Рима) начало девятой очереди падало на 25-е октября?» Ответ (письменный же) на этот вопрос последовал следующий: «10 дней июля + 31 августа + 30 сент. + 24 окт.=95 дней; 25 окт. 823 года был пятый день 14 очереди (95=7 х 13 + 4). В неизвестном году 25 октября был первый день девятой очереди. 95 – 7 х 8=39. Начало девятой очереди подвинулось от неизвестного года до 823 на 39 дней. 365¼=2 х 7 х 24 + 29¼ В каждом году совершалось две полных смены и оставалось еще 29¼ дней. Таким образом начало каждой очереди подвигалось ежегодно на 29¼ дней. Положим, что от года, когда начало девятой очереди падало на 25-е октября, до 823-го прошло х лет. В это время, кроме полных смен (по две на каждый год), осталось еще дней вне полных смен 29¼ x. Из этих дней образовалось несколько (к) полных смен по 7 х 24 дней в каждой и 39 дней: причем начало каждой очереди (а следовательно и девятой) должно подвинуться на 39 дней против того года, когда начало девятой очереди падало на 25-е октября. Таким образом получим неопределенное уравнение:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Об этом же говорит и евангелист Лука еще более ясно: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» ( Лк. 9, 28–29 ). Но каким образом согласуются друг с другом один, ясно говорящий, что между возвещением и явлением прошло восемь дней, а другой – «по прошествии дней шести»? Слушайте и узнаете. На (Фаворской) горе было восемь, а представлялось, что шесть; эти трое – Петр, Иаков и Иоанн, вошедшие со Христом, увидели бывших там и беседующих с Ним Моисея и Илию; так что всех вместе было шесть; но, конечно, вместе с Господом невидимым образом также находились и Отец и Дух Святой; Первый – свидетельствующий Своим гласом, что Он – Сын Его возлюбленный; Второй же – сияющий в светлом облаке и являющий в отношении Себя и Отца сопряженность и единство Света, потому что богатство их состоит в сопряженности и в едином излучении Сияния. Таким образом, шесть являются восемью. Итак, как тогда шесть в отношении восьми не представляли никакого разногласия, так ни евангелисты, один, говоря: «По прошествии дней шести», а другой: «После сих слов, дней через восемь», не согласуются друг с другом, но как бы дают нам некий образ, таинственно и в то же время наглядно выраженный через то и другое из этих чисел. Вполне справедливо можно обнаружить, что богопроповедники всецело взаимно согласуются: ибо Лука говорит «восемь дней», не противореча этим Матфею, сказавшему «по прошествии дней шести», но включая в это число и тот день, когда эти слова были произнесены, и тот день, в который Господь преобразился; что и Матфей дает понять разумно изучающим дело, поэтому и пишет «по прошествии», что обозначает следующий день после произнесения Господом вышеприведенных слов ( Мф. 16, 27–28 ), чего нет у Луки, потому что он не говорит: «После восьми дней», как это говорит Матфей, но – «дней через восемь». Таким образом, в смысле повествования между евангелистами нет никакого расхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Субботствующие указывают и на иные места Писания, где говорится, что верные Господу чтили или посещали синагогу в субботний день, что мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк. 23, 56 ), а Апостолы проповедовали в день субботний ( Деян. 13, 14; 13, 42; 17, 2; 18, 4 ). С какой же целью Апостолы посещали синагогу уже после Христова воскресения? Конечно же, чтобы там проповедовать иудеям о Христе, и при этом они свято чтили первый день недели – воскресенье. Первое явление воскресшего Господа произошло в день, следующий за субботой ( Ин. 20, 19 ). По прошествии восьми дней ( Ин. 20, 26 ) ученики Христовы были теперь уже вместе с Фомой, и явился им Господь во второй раз. Субботствующие рассуждают, что второе явление Господа случилось не в первый день недели, так как только семь дней после дня воскресного приведут нас к тому же дню через неделю, а значит, явление Спасителя имело место не в первый, а во второй день недели. Для того чтобы разрешить возникший вопрос, необходимо выяснить, что означает в еврейском счете выражение «после восьми дней». В Священном Писании есть места, разъясняющие эти затруднения. Достаточно рассмотреть свидетельства двух евангелистов об одном и том же событии. У евангелиста Луки сказано: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» ( Лк. 9, 28 ). Апостол Матфей об этом событии говорит несколько иначе: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел на гору высокую одних» ( Мф. 17, 1 ). Оба эти места, говорящие об одном событии, разъясняют нам, что в промежутке времени между тем днем, когда это было сказано, и днем, когда это исполнилось, прошло целых шесть дней, всего же было восемь дней. Так же следует исчислять время и при сообщении о явлении воскресшего Господа у евангелиста Иоанна: «по прошествии дней восьми» ( Ин. 20, 21 ). Из сказанного становится очевидным, что с того дня недели, в который Господь впервые явился, до вечера следующего первого дня недели выйдет как раз указанное число дней – восемь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Толкование на ст. 10–11 А.Жданов . «Чт.в общ.», 1890 И «имети будете скорбь до десяти дний». Преследование, воздвигнутое против христиан искусителем, приведет, по предречению Господа, к тому, что их будут заключать в темницу (  φυλακ ), несомненно, по повелению язычес­кой власти и, по всей вероятности, по наветам иудейской синагоги. Кро­ме лишения свободы, угрожающего некоторым членам Церкви (  ξ υμν τνες, ср. Лк.11:49 ; Ин.16:17 ; Апок.11и др.), и вся Церковь должна будет испытать на себе бедствия, гонения в продолжение дней десяти. Срок про­должительности гонения определяется различно, потому что выражение μερων δκα имеет множество различных толкований, из которых боль­шинство основывается на употреблении числа десять в Священном Писа­нии Нового и преимущественно Ветхого Завета. Известные нам толкования сводятся к следующим двум основным группам. Десять дней понимается в смысле переносном или символическом и означает: 1) нео­пределенный и вместе с тем продолжительный срок; 2) неопределенный и краткий срок; 3) число 10 есть символ численной полноты и означает строго определенный, полный период времени, соответствующий высшим промыслительным планам Провидения, и притом период малой продол­жительности; 4) 10 дней ­­ 10 лет; 5) 10 дней ­­ 10 гонений против всей Цер­кви; 6) 10 дней ­­ 10 эпох или периодов гонений от основания Церкви до кончины мира; 7) 10 дней ­­ всегда, потому что десять дней соответствуют десятословию, а соблюдение заповедей десятословия обязательно до тех пор, пока стоит мир. И очень немногие толкователи понимают в собствен­ном, буквальном смысле. Так как Иисус Христос словами 10 стиха имеет ввиду поддержать бод­рость духа и мужество смирнян, то в десяти днях невозможно видеть ука­зание на продолжительное время гонения и тем более на непрерывность его до самой кончины мира (пункты 1, 6, 7): если бы смирняне поняли слова Христа в этом именно смысле, то они скорее должны были бы поте­рять всякую энергию духа и впасть в состояние безнадежности. Не находя основания для символического толкования, разумеем под μερων δκα или ровно десять дней, или несколько дней, немногим боль­ше, немногим меньше десяти – безразлично.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Если кто повинен в блудном мечтании во сне, тот должен в тот день быть без Причастия, делая сорок поклонов и говоря пятидесятый псалом и «Господи, помилуй» сто раз (41). Повинный в малакии должен сорок дней быть без Причастия (42). Лжец должен сорок дней оставаться без Причастия (43). Клеветник также – сорок дней (44). Богохульствовавший – всяким образом и как бы то ни было – должен не говорить сорок дней, делая ежедневно пятьдесят поклонов (45). Если монах великосхимник подвергнется сладострастию, то должен оставаться без Причастия пять лет, а если малосхимник, то лишается Причастия два года; то же самое определение должно иметь силу и относительно монахинь (47). Если монах напился пьян, впал в блуд, то должен быть без Причастия два года (48). Если он будет смеяться при народе, то должен остаться без причастия сорок дней (49). Если он изблюёт вследствие пресыщения, то также должен быть без Причастия сорок дней (50). Если великосхимник станет ходить без кукуля, то должен быть без Причастия сорок дней, ибо таковой не имеет власти без знаков святой схимы работать, или спать, или ходить когда-либо и куда бы то ни было (51). Если кто станет противоречить своему настоятелю или какому-либо брату своему, то должен быть без Причастия сорок дней (52). Если монах будет пировать вместе с мирянами, то должен быть без причастия сорок дней (53). Если монах или монахиня убегут из своего монастыря, то епитимией они имеют лишение Причастия на двенадцать лет… (54) Монах, евший или пивший прежде окончания собрания (богослужения), должен совершить во время трапезы пятьдесят поклонов (55). Если монах присутствует в собрании церкви и к концу (богослужения) не окажется, – помимо повеления высшего или кроме великой необходимости, – то он должен совершить сорок поклонов и произнести «Господи, помилуй» сорок раз (56). Если какой-либо монах спит на своём ложе без пояса, он должен совершить пятьдесят поклонов (58). Монах, засмеявшийся в собрании (богослужении), должен совершить сорок поклонов (61).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

     Авва Дорофей, наставник многих святых, в Поучении 15 богомудрствует о святых постах таким образом: " В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они были благословляемы во всех делах своих (см.: Исх. 23; Лев. 27; Чис, 18; Втор. 12, 14, 26 и 28). Зная сие, святые апостолы установили и передали нам в помощь как благодеяние душам нашим еще нечто большее и важнейшее: чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу, дабы получать нам благословение на все дела наши и каждый год очищаться от грехов, содеянных нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трехсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель Святой Четыредесятницы " .      Таким образом, апостолы отделили эти семь недель, к которым со временем отцы сочли за должное прибавить еще одну неделю, во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей седели приучались и как бы приуготовлялись к оному, а во-вторых, для того, чтобы почтить сорокадневный пост, которым постился Господь наш Иисус Христос. Отняв от восьми недель субботы и воскресенья, и получаем сорок дней. При этом пост святой Великой Субботы было принято почитать особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. Семь же недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней, приложив к которым пост святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной Пасхальной ночи, и получаем тридцать шесть с половиною дней, что и составляет во всей точности десятую часть трехсот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трехсот дней есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина (Светлого) дня.      Вот те тридцать шесть с половиною дней, так сказать, десятина всего года, которую и освятили нам апостолы для покаяния и очищения от грехов, содеянных в течение всего года.      Итак, блажен, братия, тот, кто хорошо и как должно сохраняет себя в сии святые дни. Ибо, хотя и случится кому, как человеку, согрешить по немощи или по нерадению своему, то Бог дает тому сии святые дни для того, чтобы он мог со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться для очищения от грехов, которые соделал в продолжение всего года. Тогда душа его освободится от тяготы и, таким образом очистившись, он достигнет святого дня Воскресения и неосужденно причастится Святых Христовых Тайн, соделавшись чрез покаяние в сей святой пост новым человеком. Таковой в радости и веселии духовном, при помощи Божией, будет праздновать всю Святую Пятидесятницу, ибо Пятидесятница, как говорят отцы, есть покой и воскресение души; в ознаменование сего покоя мы во всю Святую Пятидесятницу не преклоняем колен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Из этих слов Фотия, по нашему суждению не совсем очевидно, в чем собственно упрекает он римлян; а потому считаем нужным сделать следующее замечание для большей ясности вопроса. Нужно знать, что Фотию казалось, что Римская церковь не соблюдает положенного церковью сорокадневного поста, когда она начинала свой пост четыредесятницы неделею сырною. Западным полемистам, поэтому, предлежала задача доказать: каким образом у них соблюдается ненарушимо пост четыредесятидневный, когда первая неделя поста у них не была неделею постною. Это именно и делает Ратрамн Корвейский. Он с точностью доказывает, что Римская церковь верно хранит сорокодневный пост, хотя по видимому она, как выходило это по взгляду востока, и не соблюдала его. Ратрамн, прежде всего, указывает, что великий пост должен быть сорокодневным по примеру сорокодневного поста Иисуса Христа, Моисея и Ильи. „Отсюда, замечает он, и вышло обыкновение церкви поститься пред Пасхой 40 дней». Затем он раскрывает, каким образом при различном числе недель, из которых состоит у различных церквей пост, выходит, однако у всех одинаково пост сорокодневный. „Это число (40 дней), пишет он, почти все церкви Христовы посвящают посту, но, однако не все сходятся в числе недель, посвящаемых посту; это зависит от следующей причины. Не все постятся каждый день в неделе, иные разрешают себя только в воскресные дни, а другие не только в воскресные, но и субботние; некоторые даже разрешают себя от поста и по пятницам». Отсюда возникали три вида постов: седминедельные, осьминедельные, девятинедельные. Седминедельный пост собственно состоял из 6 недель с присоединением нескольких дней седьмой недели: именно – „кто постится (в продолжение шести недель) каждый день в неделе, за исключением воскресных дней, у тех не выходит числа сорока дней: целых четырех дней не хватает до числа 40. Отсюда, чтобы выходило это число 40, проводят в посте не шесть недель, а семь. Правда и шесть недель составляют не 40 дней, а 42 дня, однако если мы исключаем из числа 42 дней воскресные, то постных дней будет 36; чтобы вышло полное число 40, для сего проводят в посте еще 4 дня седьмой недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Сорокадневный пост перед Пасхой установлен Церковью для достойного покаяния и обновления нашего единения с Богом, в подражание сорокадневному посту Спасителя (Мф. 4, 1), Который для нас есть главный образец в делах веры и благочестия. Пост называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней. Преобразовательные указания на пост св. Четыредесятницы были еще и в ветхозаветной Церкви — в сорокадневном посте пророков Моисея и Илии (Исх. 34, 28; 3 Цар. 19, 8). Прав. Церковь хранением Четыредесятницы подражает посту Христову, но не только количеством дней, но и временем начинания их. Как Иисус Христос перед вступлением своим на проповедь Евангелия по крещении своем удалился в пустыню и 40 дней провел в посте и молитве, так Православная Христова Церковь, после праздника Крещения Господня, вступает на сорокадневное поприще поста и молитвы, приготовляясь торжествовать свое спасение, запечатленное воскресением Христовым. Внушая Христианам хранить Четыредесятницу по подражанию Господу, св. отцы Церкви часто упоминают об этом подражании в своих поучениях. В постановлениях Апостольских говорится:«После праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост Четыредесятницы, которая составляет воспоминание жизни Христовой и законодательства». «Четыредесятницы не пренебрегайте, — говорит св. Игнатий Богоносец, ученик апостольский, — она служит подражанием жительству Христову». Св. Петр, архиепископ александрийский и мученик 4 века, назначая срок кающимся, говорит:«Да присовокупятся им епитимий еще четыредесять дней. Таковое число дней Господь Спаситель наш Иисус Христос, по крещении постившись, искушаем был от дьявола: таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и да постятся». Амвросий медиоланский пишет:«Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего?» «Христос постился пред искушением, — поучает св. Григорий Богослов, — а мы постимся пред Пасхою. Христос постился 40 дней (ничего не вкушая), потому что Он Бог, а мы соразмеряем пост с силами». Блаженный Иероним говорит:«Мы готовимся к таинству Господнему сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только субботы сложились следующие практики: 1. При 6 неделях по 6 дней в неделю (без сб.) получался 36-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 37 дней. 2. При 7 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 35-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 36 дней. 3. При 8 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 40-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 41 день. Первоначально фактическое несоответствие строго 40-дневному сроку компенсировалось представлениями о Великом посте как о десятине времени, приносимой Богу в течение года (36 из 365 дней), о чем замечательно написано в 15-м «Душеполезном поучении» аввы Дорофея . «Семь седмиц без воскресений и суббот становятся тридцатью пятью днями. Итак если добавить пост в великую субботу и половину яркой и светлой ночи, то становятся тридцатью шестью с половиной днями, что является десятой частью триста шестидесяти пяти дней в году с большой точностью» . Впоследствии в Византии появилось осознание целостности поста (ср. у свт. Кирилла Александрийского: «Для доказательства достаточен постоянный сорокадневный пост») и необходимости включения или неисключения в этот срок выходных дней. Такая позиция в более строгом виде привела к консолидации восточной практики, для реализации которой стало достаточно 6 недель (6 на 7=42 дня), и в менее строгом виде – западной, для реализации которой достаточно 7 недель (7 на 6=42 дня) , в то время как восьминедельный срок (8 на 6=48 или 8 на 7=56) оказался излишним. 2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире древних восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из 8-ми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших великому посту. Яковитская монофизитская церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская – пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры.

http://bogoslov.ru/article/4446196

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010