прот. Иоанн Чижевский Отделение пятое. О Богослужении Глава I. О совершении Богослужения в церкви 1 . Епархиальное Начальство наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных и тех градских, которые имеют в причте более одного священника, совершаемо было ежедневно, а в имеющих одного священника и сельских сверх воскресных и праздничных дней сколь возможно чаще смотря по возможности (уст. дух. конс. ст. 34). Примечание 1. Благочинный должен наблюдать чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и Высокоторжественных дней совершали божественную литургию сколь можно чаще, особенно же не опускали преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы не случилось в продолжении оной торжественных и праздничных дней, а в двухштатных – ежедневно (Инстр. благ. § 10). Примечание 2. Причты двухштатных и трехштатных церквей, в то время, когда очередные занимаются священнослужением, как священники, так и диаконы и псаломщики должны ходить поочередно в церковь к пению на клиросе и к чтению (II. С. З. 22 мар. 1800 г. 19337). 2 . Во дни торжественные и викториальные во всех церквах непременно совершать благодарственные молебны (II. С. З. 17 мар. 1730 г. 5518), по окончании которых возглашать многолетие (II. С. З. 10 апр. 1766 г. 12618). – Указом Св. Синода от 2 марта 1862 г. (II. С. З. 5 февр. 37935) объявлено, что Высочайше повелено молебны, по случаю рождений и тезоименитств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Цесаревны, восшествия на престол и коронации, – совершат в те самые дни и числа, когда такие торжества означены в табели; молебны же по случаю рождений и тезоименитств прочих лиц Августейшего царского Дома переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни. В сии дни разрешается и погребение умерших. Этим же Высочайшим повелением разрешено прекратить празднование побед, кроме дня победы под Полтавою, в котором молебное пение должно быть совершаемо по-прежнему. При всех священнослужениях на многолетиях возглашать имена царствующих Государя и Государыни. Наследника Престола и весь царствующий Дом; если служения эти совершаются по случаю тезоименитства или рождения членов Императорской фамилии, то после имен Их Величеств и Его Высочества возглашать также имена тех Высочайших Особ, которых тезоименитство или рождение празднуется (ук. Св. Син. 30 нояб. 1864 года). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого. |
Объяснение знаков и сокращений 1.) Числа месяцев отличены следующими знаками, показывающими: а.) Дни праздничные, в которые, кроме особого Апостола и Евангелия на литургии, положены Паремии на вечерни и Евангелие на утрени (а какие именно празднества, это показано, под числ. месяц., на стр. 17–49); – праздник великий, преимущественно двунадесятый (один из 12). – праздник средний, и + – праздник меньший. Вместе с упомянутыми знаками: (звёздочкой) отмечены дни высокоторжественные и х – дни торжественные и викториальные. Дни седмичные и дни особенные (или же ряд их) означены следующими сокращениями: Вк. – Воскресенье. Пн. – Понедельник. Вт. – Вторник. Ср. – Среда. Чт. – Четверг. Пт. – Пятница. Сб. Субб. – Суббота. Нд., нед. – неделя. Седм. – Седмица. Р.Х. – Рожд. Христ. В.П. – Вел. Пост. 1 Вк. – 1-е Воскрес. В. или Вел. Пн. – Великий Понедельн. б.) Малые празднества в честь святых Божиих, в которые сказанных чтений (Паремий и Евангелий утренн.) не положено (кроме тех случаев, когда они местно, или по особенному случаю празднуются как большие): – день, в который служба празднуемыми Святыми отличается от обыкновенных дней великим славословием; –день, в который не бывает великого славословия, но на «Господи воззвах» положено празднуемым Святыми стихир шесть, тогда как в обыкновенные дни их полагается только три. Цифры, напечатанный курсивом, в Указании 2-м, означают недели особые в году, как-то неделю св. Отец, – пред Воздвижением и т.п. Цифры почернее означают такие праздники, в которые бывает пост – не в Посту, даже в Воскресенье (именно 29 авг. и 14 сент.). 2.) В указаниях церковных чтений из Св. Книг: а.) Цифра, за которой следует запятая, означает главу; а те цифры, за которыми следует точка – стихи этой главы. Тире (–) между цифрами, означающими стихи, показывает продолжение чтения от стиха до стиха. Если же эти цифры не соединяются сказанными знаком (–), то это значит, что остановясь на первом стихе, за которым прямо следует точка, надобно переступить к следующему, после него показанному; наприм., 1, 1–17. значит: главы 1-й от стиха 1-го до 17-го. Или. 15, 43–16, 8:от главы 15-й, стиха 43-го и до 16-й главы стиха 8-го.А переступка, на прим:7, 5.47–60 значит: прочитав 7-й главы стих 5-й, остановиться на нем, переступить (т.е. не читать – 6-го, 7-го, и т.д. до 46) и прямо после него читать с 47 до 60 стиха. Или: 10, 38–42.11, 27–28.значит: прочитав 10-й главы, от стиха 38 до 42-го, остановиться на этом последнем стихе и начать чтение в 11-й главе, от 27 до 28 стиха. |
праведного Филарета Дни св. праотцев Дни св. отцов и матерей Дни св. самобратий Дни св. чудотворцев Дни св. прозорливых Дни св. блаженных Дни св. Мироточивых Дни св. приснопоминаемых Дни св. Новых или Новоявленных Праздники церковные и храмовые Храма Воскресения Христова Праздники гражданские Обновление Царьграда Дни нового лета Начало индикта День Нового года Дни царские Дни (викториальные) побед и избавлений от бедствий Предисловие к 6-му изданию При недостатке руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней в Православной Кафолической Восточной Церкви, и при усердном желании многих знать знаменование, время, повод и цель установления священных дней, этот первый опыт изъяснения их, в шестой раз изданный, ясно показывает, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения. Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы мысли ее о священных днях, содержащиеся в Священном Писании , в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях Св. отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Сторонние пособия употребляемы были только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь . Протоиерей Григорий Дебольский Πολλο τς μν ορτς γουσι κα τ νματα ατν σασι. δ ποδσεις, δεν τχδησαν, γνουσιν. «Многие храняг праздники и названия их знают, а повода, по которому установлены они, не знают». Св. Иоанна Злат. беседа на Богоявление Начало, важность и разделение дней богослужения Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, кои все поведают ( Пс.18:2 ), – а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие, – и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания коих составляют предмет богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою. |
Пожары в Кремле 1701 и особенно 1737 года нанесли ему значительный вред; тогда от окружавших Ивановскую колокольню зданий огонь проник и в нее, некоторые из колоколов упали на землю и разбились и, не прежде, как в правление Герцога Курляндского и Принцессы Анны 1741 году, были подняты, перелиты и повешены на свое место 556 . В 1759 году сильный ветер сорвал с главы Ивановского столпа 75 медных листов 557 . В тоже время Архитекторы: Князь Д. Ухтомский, Карл Бланк и П. Никитин сомневались в прочности фундамента, вокруг коего рыли глубокие ямы, и наконец, после многих прений, согласно с мнением Мичурина, утвердили прочность и надежность фундамента колокольни. Архитектор Князь Д. Ухтомский 558 , сочинивший план соборной колокольни, сообщает нам следующее описание оной: «1. Церковь Св. Иоанна списателя лествицы, с трапезою. 2. Лестница ко второму ярусу. 3. Осмерик второго апартамента, где во время викториальных дней для фонтанов, вместо бассейнов, поставляемы бывают чаны, а при оных проходы к окнам. 4. Осмерик третьего апартамента и около площадки и при оном осмерике круглая лестница. 5. Палата под крыльцом, откуда входят к церкви Рождества Христова и погребная яма. 6. Лестница в площадки к сей церкви. 7. При ней крыльцо галереи, а под ней парапет с площади. 8. Палата под церковию Рождества Христова. 9. Палата запертая. 10. Входное крыльцо к церкви Рождества Христова. 11. Церковь самая и палата и при ней. 12. Главная лестница около четвероугольного столпа, что до звонарской палаты. 13. Палата, пристроенная к Ивановской колокольни, в которой ныне находится ведомства Московской губернской канцелярии подушный сбор». В 1812 году, когда взорванная неприятелями Филаретовская и Успенская части Ивановской колокольни превратились в громаду камней: тогда устоял ее столп, давший только трещину от главы до третьего яруса; по осмотре Архитектором Руско, трещина была пробрана, а вместо разрушенных зданий, построены новые в первобытном виде, но в измененном плане. Наполеон, наслышась о колоссальном кресте из чистого золота в Москве и полагая, что он осеняет Ивана Великого, хотел снять его; но долго не находил смелого охотника для исполнения. |
Праздники разделяются: 1) по времени: на недельные и годичные, подвижные и неподвижные 1 , 2) по месту: на общие и местные, 3) по предмету: на церковные и гражданские, 4) по важности воспоминаемых событий: на великие, средние и малые. Кроме того, праздники церковные разделяются на Господние (в честь Господа Иисуса Христа), Богородичные и в честь Святых. Праздники гражданские бывают: высокоторжественные, торжественные, викториальные и другие. Глава 2. Праздники недельные Из семи дней недели празднуется, как совершенный праздник, только один день Воскресный, или Воскресенье. Это древнейший праздник Христианской Церкви. Во времена Св. Апостолов он назывался единою от суббот, то есть, первым днем после субботы ( Деян. 20:7 ), также днем недельным ( Апок. 1:10 ). Древние Отцы Церкви называли его иногда днем солнца (так назывался соответствующий ему день у язычников), а чаще днем Воскресения Христова или просто днем Господним. Св. Апостолы и первые Христиане собирались в этот день для преломления хлеба, то есть, для причащения Святых Таин, и в тоже время уделяли часть имущества своего для бедных братий ( 1Кор. 16:2 ). В последствии Христианские Императоры запретили заниматься в воскресные дни судопроизводством, работами и вообще житейскими делами, кроме необходимых 2 . Древняя Христианская Церковь налагала духовное наказание на тех Христиан, которые, без достаточной причины, не были в храме три Воскресенья сряду 3 . В этот день запрещалось Христианам поститься, чтобы ознаменовать радость верующих о воскресении Христовом 4 ; также не позволялось преклонять колена во время Богослужения 5 , чтобы напомнить Христианам, что Иисус Христос воздиг падшее естество человеческое. Ночь на Воскресенье древние христиане проводили в бдении, пели псалмы, читали Св. Писание, слушали поучения, молились и приобщались Святых Таин. Ночь была избираема временем для молитвы и Богослужения потому, что первые три века Христиане подвергались нередко нападениям язычников. В последствии, хотя гонения прекратилось, но всенощные бдения всегда совершались и совершаются доныне на каждый воскресный день. |
8. Ноября 15. О благополучном разрешении Е. И. В. Великой Княгини Марш Павловны Сыном, наречённым Борисом. 9. Ноября 30. С препровождением Высочайшего Манифеста по тому же предмету. 10. Декабря 29. С дополнением табели высокоторжественных дней днями рождения и тезоименитства Великого Князя Бориса Владимировича. 1. Января 13. С Высочайшим Манифестом о совершившемся Св. Крещении Великого Князя Бориса Владимировича. 3. Ноября 24. О благополучном разрешении от бремени Е. И. В. Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Фёдоровны сыном Михаилом. 4. Декабря 1. О совершеннолетии Е. И. В. Государя Великого Князя Константина Константиновича. 5. Декабря 12. О совершившемся Св. Крещении Высоконоворожденного Великого Князя Михаила Александровича. 6. Декабря 12. По Высочайшему повелению, с дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 1. Января 15. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великой Княжны Анастасии Михайловны с Его Королевским Высочеством Наследным Великим Герцогом Мекленбург Шверинским Фридрихом Францем. 3. Февраля 6. С Высочайшим Манифестом по случаю заключения мирного договора с Оттоманскою Портою. 4. Февраля 19. О кончине Е. И. В. Великого Князя Вячеслава Константиновича. 5. Апреля 27. О совершеннолетии Е. И. В. Великого Князя Николая Михайловича. 6. Мая 12. О благополучном разрешении от бремени Е. И. В. Великою Княгиней Марией Павловною сыном, наречённым Андреем. 7. Мая 30. По Высочайшему повелению, с дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 8. Июня 13. О совершившимся св. крещении Высоконоворожденного Великого Князя Андрея Владимировича. 9. Декабря 15. О новой форме для консисторских ежегодных отчётов о переходящих суммах, подлежащих ревизии Государственного Контроля. 1. Января 12. О совершении молебствий об исцелении Е. И. Величества Государыни Императрицы Марии Александровны от постигшей Её болезни. 2. Февраля 5. О совершении во всех духовно-учебных заведениях молебствия в 19 день Февраля сего года, по случаю исполнения 25-летия со времени восшествия на престол Государя Императора. |
9. Декабря 7. По вопросу о правах сельского духовенства на пользование лесом из казённых и поступивших в надел крестьянам лесных дач. (Ср. Ц. В. 90 г. 228, 146) 10. Декабря 7. О преподании священнослужителям наставлений относительно проповедей по поводу общественных событий, или кончины общественных деятелей. 1. Апреля 17. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великого Князя Константина Константиновича с Е. И. В. принцессою Елисаветою Альтенбургскою. 2. Апреля 18. По делу о выписке книг и периодических изданий для семинарских библиотек. 3. Апреля 27. О совершении молебствия по случаю вступления в совершеннолетие Е. И. В. Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. 4. Апреля 29. О введении в действие с начала 1884 4 / 5 учебного года новых устава и штата православных духовных академий, Высочайше утв. 21 Апреля 1884 г. 5. Мая 11. По Высочайшему Манифесту о совершеннолетии Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича. 6. Июня 7. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великого Князя Сергия Александровича и Её И. В. Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны. 7. Июня 15. О способе составления увольнительных свидетельств, выдаваемых воспитанникам исключаемым из духовных семинарий и училищ. 8. Июля 12. О Высочайше утв. 12 Июня 1884 г. Правилах о церковноприходских школах (Ср. Ц. В. 91 г. 163). 9. Августа 20. Об изданных Обществом поощр. дух.-нрав. чт. брошюрах. 10. Августа 22. С приложением табели высокоторжественных и викториальных дней. 11. Октября 18. О совершении молебствия в день празднования 50-летнего юбилея служения Преосвященного Исидора, м-та СПБ.-го в священном сане. 12. Октября 19. О Высочайше утв. уставах и штатах духовных семинарий и училищ. 1. Января 10. С дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 2. Февраля 14. Об отпуске леса из казённых дач на постройку зданий для церковноприходских школ. 3. Марта 4. О закрытии Высочайше учреждённого Присутствия по Делам Православного Духовенства и изменения некоторых постановлений касательно устройства церковных приходов и состава причтов (Собр. Узак. 364). |
В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении темного народа путем общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 186 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и темную страницу об ее уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, не смотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унесшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 187 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлекшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путем собраний в доме Пашкова, по набережной Невы, у литейного моста, и путем издания дешевых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, по положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестят детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырех раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали еще с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верою Христовою, я 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесен на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высокоторжественных дней оставлено празднование рождений и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшие воскресные дни. |
В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении тёмного народа путём общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 363 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и тёмную страницу об её уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, несмотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унёсшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 364 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлёкшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путём собраний в доме Пашкова, на набережной Невы, у литейного моста, и путём издания дешёвых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, но положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестить детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырёх раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали ещё с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верой Христовой, и 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесён на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высоко-торжественных дней оставлено празднование рождения и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшее воскресные дни. |
| |