прот. Иоанн Чижевский Отделение пятое. О Богослужении Глава I. О совершении Богослужения в церкви 1 . Епархиальное Начальство наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных и тех градских, которые имеют в причте более одного священника, совершаемо было ежедневно, а в имеющих одного священника и сельских сверх воскресных и праздничных дней сколь возможно чаще смотря по возможности (уст. дух. конс. ст. 34). Примечание 1. Благочинный должен наблюдать чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и Высокоторжественных дней совершали божественную литургию сколь можно чаще, особенно же не опускали преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы не случилось в продолжении оной торжественных и праздничных дней, а в двухштатных – ежедневно (Инстр. благ. § 10). Примечание 2. Причты двухштатных и трехштатных церквей, в то время, когда очередные занимаются священнослужением, как священники, так и диаконы и псаломщики должны ходить поочередно в церковь к пению на клиросе и к чтению (II. С. З. 22 мар. 1800 г. 19337). 2 . Во дни торжественные и викториальные во всех церквах непременно совершать благодарственные молебны (II. С. З. 17 мар. 1730 г. 5518), по окончании которых возглашать многолетие (II. С. З. 10 апр. 1766 г. 12618). – Указом Св. Синода от 2 марта 1862 г. (II. С. З. 5 февр. 37935) объявлено, что Высочайше повелено молебны, по случаю рождений и тезоименитств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Цесаревны, восшествия на престол и коронации, – совершат в те самые дни и числа, когда такие торжества означены в табели; молебны же по случаю рождений и тезоименитств прочих лиц Августейшего царского Дома переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни. В сии дни разрешается и погребение умерших. Этим же Высочайшим повелением разрешено прекратить празднование побед, кроме дня победы под Полтавою, в котором молебное пение должно быть совершаемо по-прежнему. При всех священнослужениях на многолетиях возглашать имена царствующих Государя и Государыни. Наследника Престола и весь царствующий Дом; если служения эти совершаются по случаю тезоименитства или рождения членов Императорской фамилии, то после имен Их Величеств и Его Высочества возглашать также имена тех Высочайших Особ, которых тезоименитство или рождение празднуется (ук. Св. Син. 30 нояб. 1864 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

Объяснение знаков и сокращений 1.) Числа месяцев отличены следующими знаками, показывающими: а.) Дни праздничные, в которые, кроме особого Апостола и Евангелия на литургии, положены Паремии на вечерни и Евангелие на утрени (а какие именно празднества, это показано, под числ. месяц., на стр. 17–49); – праздник великий, преимущественно двунадесятый (один из 12). – праздник средний, и + – праздник меньший. Вместе с упомянутыми знаками: (звёздочкой) отмечены дни вы­сокоторжественные и х – дни торжественные и викториальные. Дни седмичные и дни особенные (или же ряд их) означены следующими сокращениями: Вк. – Воскресенье. Пн. – Понедельник. Вт. – Вторник. Ср. – Среда. Чт. – Четверг. Пт. – Пятница. Сб. Субб. – Суббота. Нд., нед. – неделя. Седм. – Седмица. Р.Х. – Рожд. Христ. В.П. – Вел. Пост. 1 Вк. – 1-е Воскрес. В. или Вел. Пн. – Великий Понедельн. б.) Малые празднества в честь святых Божиих, в которые сказанных чтений (Паремий и Евангелий утренн.) не положено (кроме тех случаев, когда они местно, или по осо­бенному случаю празднуются как большие): – день, в который служба празд­нуемыми Святыми отличается от обыкновенных дней великим славословием; –день, в который не бывает великого славословия, но на «Господи воззвах» положено празднуемым Свя­тыми стихир шесть, тогда как в обыкновенные дни их полагается только три. Цифры, напечатанный курсивом, в Указании 2-м, означают недели особые в году, как-то неделю св. Отец, – пред Воздвижением и т.п. Цифры почернее означают такие праздники, в которые бывает пост – не в Посту, даже в Воскре­сенье (именно 29 авг. и 14 сент.). 2.) В указаниях церковных чтений из Св. Книг: а.) Цифра, за которой следует за­пятая, означает главу; а те цифры, за которыми следует точка – стихи этой главы. Тире (–) между цифрами, означающими стихи, показывает продолжение чтения от стиха до сти­ха. Если же эти цифры не соединяют­ся сказанными знаком (–), то это значит, что остановясь на первом стихе, за которым прямо следует точка, надобно переступить к сле­дующему, после него показанному; наприм., 1, 1–17. значит: главы 1-й от стиха 1-го до 17-го. Или. 15, 43–16, 8:от главы 15-й, стиха 43-го и до 16-й главы стиха 8-го.А переступка, на прим:7, 5.47–60 зна­чит: прочитав 7-й главы стих 5-й, остановиться на нем, переступить (т.е. не читать – 6-го, 7-го, и т.д. до 46) и прямо после него читать с 47 до 60 стиха. Или: 10, 38–42.11, 27–28.значит: прочитав 10-й главы, от стиха 38 до 42-го, остановиться на этом последнем стихе и начать чтение в 11-й главе, от 27 до 28 стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

праведного Филарета Дни св. праотцев Дни св. отцов и матерей Дни св. самобратий Дни св. чудотворцев Дни св. прозорливых Дни св. блаженных Дни св. Мироточивых Дни св. приснопоминаемых Дни св. Новых или Новоявленных Праздники церковные и храмовые Храма Воскресения Христова Праздники гражданские Обновление Царьграда Дни нового лета Начало индикта День Нового года Дни царские Дни (викториальные) побед и избавлений от бедствий Предисловие к 6-му изданию При недостатке руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней в Православной Кафолической Восточной Церкви, и при усердном желании многих знать знаменование, время, повод и цель установления священных дней, этот первый опыт изъяснения их, в шестой раз изданный, ясно показывает, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения. Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы мысли ее о священных днях, содержащиеся в Священном Писании , в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях Св. отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Сторонние пособия употребляемы были только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь . Протоиерей Григорий Дебольский Πολλο τς μν ορτς γουσι κα τ νματα ατν σασι. δ ποδσεις, δεν τχδησαν, γνουσιν. «Многие храняг праздники и названия их знают, а повода, по которому установлены они, не знают». Св. Иоанна Злат. беседа на Богоявление Начало, важность и разделение дней богослужения Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, кои все поведают ( Пс.18:2 ), – а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие, – и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания коих составляют предмет богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пожары в Кремле 1701 и особенно 1737 года нанесли ему значительный вред; тогда от окружавших Ивановскую колокольню зданий огонь проник и в нее, некоторые из колоколов упали на землю и разбились и, не прежде, как в правление Герцога Курляндского и Принцессы Анны 1741 году, были подняты, перелиты и повешены на свое место 556 . В 1759 году сильный ветер сорвал с главы Ивановского столпа 75 медных листов 557 . В тоже время Архитекторы: Князь Д. Ухтомский, Карл Бланк и П. Никитин сомневались в прочности фундамента, вокруг коего рыли глубокие ямы, и наконец, после многих прений, согласно с мнением Мичурина, утвердили прочность и надежность фундамента колокольни. Архитектор Князь Д. Ухтомский 558 , сочинивший план соборной колокольни, сообщает нам следующее описание оной: «1. Церковь Св. Иоанна списателя лествицы, с трапезою. 2. Лестница ко второму ярусу. 3. Осмерик второго апартамента, где во время викториальных дней для фонтанов, вместо бассейнов, поставляемы бывают чаны, а при оных проходы к окнам. 4. Осмерик третьего апартамента и около площадки и при оном осмерике круглая лестница. 5. Палата под крыльцом, откуда входят к церкви Рождества Христова и погребная яма. 6. Лестница в площадки к сей церкви. 7. При ней крыльцо галереи, а под ней парапет с площади. 8. Палата под церковию Рождества Христова. 9. Палата запертая. 10. Входное крыльцо к церкви Рождества Христова. 11. Церковь самая и палата и при ней. 12. Главная лестница около четвероугольного столпа, что до звонарской палаты. 13. Палата, пристроенная к Ивановской колокольни, в которой ныне находится ведомства Московской губернской канцелярии подушный сбор». В 1812 году, когда взорванная неприятелями Филаретовская и Успенская части Ивановской колокольни превратились в громаду камней: тогда устоял ее столп, давший только трещину от главы до третьего яруса; по осмотре Архитектором Руско, трещина была пробрана, а вместо разрушенных зданий, построены новые в первобытном виде, но в измененном плане. Наполеон, наслышась о колоссальном кресте из чистого золота в Москве и полагая, что он осеняет Ивана Великого, хотел снять его; но долго не находил смелого охотника для исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Праздники разделяются: 1) по времени: на недельные и годичные, подвижные и неподвижные 1 , 2) по месту: на общие и местные, 3) по предмету: на церковные и гражданские, 4) по важности воспоминаемых событий: на великие, средние и малые. Кроме того, праздники церковные разделяются на Господние (в честь Господа Иисуса Христа), Богородичные и в честь Святых. Праздники гражданские бывают: высокоторже­ственные, торжественные, викториальные и другие. Глава 2. Праздники недельные Из семи дней недели празднуется, как совершенный праздник, только один день Во­скресный, или Воскресенье. Это древнейший праздник Христианской Церкви. Во времена Св. Апо­столов он назывался единою от суббот, то есть, первым днем после субботы ( Деян. 20:7 ), также днем недельным ( Апок. 1:10 ). Древние Отцы Церкви называли его иногда днем солнца (так назывался соответствующий ему день у язычников), а чаще днем Воскресения Христова или просто днем Господним. Св. Апостолы и первые Христиане собирались в этот день для преломления хлеба, то есть, для причащения Святых Таин, и в тоже время уделяли часть имущества своего для бедных братий ( 1Кор. 16:2 ). В последствии Христианские Императоры запретили заниматься в воскресные дни судопроизводством, работами и вообще житейскими делами, кроме необходимых 2 . Древняя Христианская Церковь налагала духовное наказание на тех Христиан, которые, без достаточной причины, не были в храме три Воскресенья сряду 3 . В этот день запрещалось Христианам поститься, чтобы ознаменовать радость верующих о воскресении Христовом 4 ; также не позволялось преклонять колена во время Богослужения 5 , чтобы напомнить Христианам, что Иисус Христос воздиг падшее естество человеческое. Ночь на Воскресенье древние христиане проводили в бдении, пели псалмы, читали Св. Писание, слушали поучения, молились и приобщались Святых Таин. Ночь была избираема временем для молитвы и Богослужения потому, что первые три века Христиане подвергались нередко нападениям язычников. В последствии, хотя гонения прекратилось, но всенощные бдения всегда совершались и совершаются доныне на каждый воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

8. Ноября 15. О благополучном разрешении Е. И. В. Великой Княгини Марш Павловны Сыном, наречённым Борисом. 9. Ноября 30. С препровождением Высочайшего Манифеста по тому же предмету. 10. Декабря 29. С дополнением табели высокоторжественных дней днями рождения и тезоименитства Великого Князя Бориса Владимировича. 1. Января 13. С Высочайшим Манифестом о совершившемся Св. Крещении Великого Князя Бориса Владимировича. 3. Ноября 24. О благополучном разрешении от бремени Е. И. В. Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Фёдоровны сыном Михаилом. 4. Декабря 1. О совершеннолетии Е. И. В. Государя Великого Князя Константина Константиновича. 5. Декабря 12. О совершившемся Св. Крещении Высоконоворожденного Великого Князя Михаила Александровича. 6. Декабря 12. По Высочайшему повелению, с дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 1. Января 15. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великой Княжны Анастасии Михайловны с Его Королевским Высочеством Наследным Великим Герцогом Мекленбург Шверинским Фридрихом Францем. 3. Февраля 6. С Высочайшим Манифестом по случаю заключения мирного договора с Оттоманскою Портою. 4. Февраля 19. О кончине Е. И. В. Великого Князя Вячеслава Константиновича. 5. Апреля 27. О совершеннолетии Е. И. В. Великого Князя Николая Михайловича. 6. Мая 12. О благополучном разрешении от бремени Е. И. В. Великою Княгиней Марией Павловною сыном, наречённым Андреем. 7. Мая 30. По Высочайшему повелению, с дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 8. Июня 13. О совершившимся св. крещении Высоконоворожденного Великого Князя Андрея Владимировича. 9. Декабря 15. О новой форме для консисторских ежегодных отчётов о переходящих суммах, подлежащих ревизии Государственного Контроля. 1. Января 12. О совершении молебствий об исцелении Е. И. Величества Государыни Императрицы Марии Александровны от постигшей Её болезни. 2. Февраля 5. О совершении во всех духовно-учебных заведениях молебствия в 19 день Февраля сего года, по случаю исполнения 25-летия со времени восшествия на престол Государя Императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Декабря 7. По вопросу о правах сельского духовенства на пользование лесом из казённых и поступивших в надел крестьянам лесных дач. (Ср. Ц. В. 90 г. 228, 146) 10. Декабря 7. О преподании священнослужителям наставлений относительно проповедей по поводу общественных событий, или кончины общественных деятелей. 1. Апреля 17. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великого Князя Константина Константиновича с Е. И. В. принцессою Елисаветою Альтенбургскою. 2. Апреля 18. По делу о выписке книг и периодических изданий для семинарских библиотек. 3. Апреля 27. О совершении молебствия по случаю вступления в совершеннолетие Е. И. В. Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. 4. Апреля 29. О введении в действие с начала 1884 4 / 5 учебного года новых устава и штата православных духовных академий, Высочайше утв. 21 Апреля 1884 г. 5. Мая 11. По Высочайшему Манифесту о совершеннолетии Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича. 6. Июня 7. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великого Князя Сергия Александровича и Её И. В. Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны. 7. Июня 15. О способе составления увольнительных свидетельств, выдаваемых воспитанникам исключаемым из духовных семинарий и училищ. 8. Июля 12. О Высочайше утв. 12 Июня 1884 г. Правилах о церковноприходских школах (Ср. Ц. В. 91 г. 163). 9. Августа 20. Об изданных Обществом поощр. дух.-нрав. чт. брошюрах. 10. Августа 22. С приложением табели высокоторжественных и викториальных дней. 11. Октября 18. О совершении молебствия в день празднования 50-летнего юбилея служения Преосвященного Исидора, м-та СПБ.-го в священном сане. 12. Октября 19. О Высочайше утв. уставах и штатах духовных семинарий и училищ. 1. Января 10. С дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 2. Февраля 14. Об отпуске леса из казённых дач на постройку зданий для церковноприходских школ. 3. Марта 4. О закрытии Высочайше учреждённого Присутствия по Делам Православного Духовенства и изменения некоторых постановлений касательно устройства церковных приходов и состава причтов (Собр. Узак. 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении темного народа путем общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 186 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и темную страницу об ее уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, не смотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унесшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 187 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлекшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путем собраний в доме Пашкова, по набережной Невы, у литейного моста, и путем издания дешевых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, по положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестят детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырех раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали еще с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верою Христовою, я 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесен на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высокоторжественных дней оставлено празднование рождений и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшие воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении тёмного народа путём общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 363 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и тёмную страницу об её уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, несмотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унёсшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 364 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлёкшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путём собраний в доме Пашкова, на набережной Невы, у литейного моста, и путём издания дешёвых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, но положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестить детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырёх раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали ещё с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верой Христовой, и 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесён на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высоко-торжественных дней оставлено празднование рождения и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшее воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010