Заискивая перед государством, «воззвание» митрополита Сергия отлагает надежду на Христа; «воззвание есть прискорбное отречение от своего спасения или отречение от Самого Господа Спасителя». Стремление владыки Сергия любой ценой сохранить легальные структуры управления Церковью — следствие богословских заблуждений митрополита. Его «декларация» «смотрит на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека (языческое философское учение о спасении), или иначе как на основание царства Божия на земле, а для осуществления его, безусловно, необходима внешняя организация». От этих-то заблуждений и пожелал дистанцироваться епископ Виктор со своей паствой. «Мы с детскою простотою веруем, что сила Церкви не в организации, а в Благодати Божией». Спасает Христос. Так писал епископ Виктор в то время, когда многие архиереи и священники, обладавшие не столь горячим «религиозным темпераментом», лишь присматривались к происходящему и взвешивали аргументы. Епископ Дамаскин (Цедрик) принял решение о разрыве с митрополитом Сергием двумя годами позже, после долгих раздумий и обсуждений. Для него отложение епископа Виктора, громко прозвучавшее в 1927 году, было свершившимся богословским фактом, контекстом для осуществления личного выбора. Светлый лик Церкви Сотрудники ОГПУ настойчиво расспрашивали святителя Виктора о его «церковной платформе». Когда этот вопрос был повторен в четвертый или пятый раз подряд в разных вариантах, владыка ответил: «Я служитель спасения, и те, кто ищет духовного вечного своего спасения, могут найти у меня всегда помощь в уяснении истины». Вязание священнослужителями сетей в Соловецком лагере. 1920-е гг. Знал ли святитель Виктор заповедь преподобного Серафима : «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»? Может быть, и не знал, но в личном общении и пастырском душепопечении он исполнял именно эту заповедь. Да и мог ли поступать как-то иначе пастырь, знающий о том, что людские души спасаются действием Божией благодати? Что спасает Христос. Светлый образ эрудированного, очень простого и радостного владыки Виктора не раз описан в новейшей агиографии. Известны слова Дмитрия Сергеевича Лихачева , всю жизнь хранившего память о епископе, встреченном им в лагерной юности:

http://blog.predanie.ru/article/ne-lyuba...

Духовенство на Соловках делилось на «сергианское»… и «иосифлянское», поддерживавшее митрополита Иосифа, не признавшего декларации. Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодежь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но вид имел сельского попика… От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь. Другой юный узник Соловецкого лагеря на всю жизнь запомнил прощальное наставление епископа Виктора: …почему сюда власти попов да монахов согнали. Отчего это мир на них ополчился? Да не люба ему правда Господня стала, вот дело в чем! Светлый лик Христовой Церкви — помеха, с нею темные да злые дела неспособно делать. Вот ты, сынок, об этом свете, об этой правде, что затаптывают, почаще вспоминай, чтобы самому от нее не отстать. Богословские аргументы епископа Виктора сыграли немалую роль в становлении церковной оппозиции митрополиту Сергию. Не менее важную роль сыграла в этом сама личность святителя Виктора и его пастырский пример. Осмысление Вехой в осмыслении «церковной оппозицией» нового опыта существования можно считать 1933–34 годы. Годы затишья после разгрома оппозиции органами ОГПУ. Это осмысление обогатило нас ценным (хоть и малоизвестным) интеллектуальным наследием. Важный импульс к обмену мнениями иерархов катакомбной Церкви вновь дал епископ Виктор, ничуть не изменивший ни своих взглядов, ни своего темперамента. По пути из тюрьмы в ссылку он задержался на пару недель в Архангельске для общения с единомышленниками. Как рассказывала юная свидетельница этих встреч, на них «велись беседы о необходимости написать Сергию о запрещении служить и быть главой Церкви. Инициатором этих бесед был епископ Виктор». После отъезда епископа было получено его послание, объявляющее «бывшего митрополита Сергия лишенным молитвенного общения с нами и всеми верными Христу».

http://blog.predanie.ru/article/ne-lyuba...

Одновременно тем же постановлением 76) налагаются аналогичные меры прещения и на другого викария Ленинградской епархии – епископа Копорского Сергия [Дружинина], тоже совершающего священнослужение в состоянии запрещения и ведущего раскольническую деятельность, подобную той, которой занимается его собрат – Гдовский викарий. Принимающий меры к объединению всей вообще оппозиции митрополит Иосиф в вышеуказанных Ленинградских викариах – епископах Димитрии [Любимове] и Сергии [Дружинине] – находит полное понимание и поддержку своего отношения к Заместителю и возглавляемому им высшему церковному управлению. «Ленинградская оппозиция» в скором же времени вливается в группу других недовольных Заместителем иерархов, и все вместе, под главенством «раздражённого» митрополита Иосифа бывшего Одесского, составляют иерархическую основу «иосифлянского раскола», собиравшегося уйти в «катакомбы», а в действительности – в подавляющем большинстве своём – арестованного гражданской властью, расстрелянного и рассеянного по различным местам заключения и ссылок. 28 . Епископ Виктор [Островидов]. «Вотская оппозиция». 1927 г. – 1928 г. Приблизительно одновременно с вышеуказанными расколами оказывает неповиновение Заместителю митрополиту Сергию, в связи с назначением на другую кафедру, и уклоняется в раскольническую деятельность временно управляющий Свердловской епархией, епископ Шадринский Виктор. Этот иерарх не только сеет «...смуту, распространяемую им в народе рассылкой посланий, но и клевету на Первоиерарха Православной Русской Церкви, подрывая тем авторитет Высшей Церковной Власти – во вред общецерковному делу». Будучи за таковую антицерковную деятельность определением Заместителя и Патриаршего Священного Синода 201 от 10(23) декабря 1927 г. запрещённым в священнослужении и преданным соборному суду архиереев, епископ Виктор продолжает священнодействовать архиерейски и даже рукополагать «клириков для епархий, ему не подчинённых», благодаря чему является уже вместе со своими последователями тем «самочинным сборищем непокорных пресвитеров, епископов и не наученным народом», о котором говорит св. Василий Великий в 1-м правиле и о чем Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1. «Второе письмо» («Отзыв») митрополита Казанского Кирилла [Смирнова] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 28–30(7) октября (10–12 ноября) 1929 2. Енисейск 2. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя β Патриархии. Париж, 1933 Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Долгом почитаем известить Преосвященных Архипастырей, пастырей и всех верных чад Св. Православной Патриаршей Церкви Российской о появлении в самое последнее время в нашей многострадальной Церкви новой смуты, нового раскола. Бывший Глазовский епископ Виктор [Островидов], назначенный для управления Свердловской (Екатеринбургской) епархией, раздираемой смутами и от обновленцев, и от григорьевщины, не имеющей к тому же и правящего архиерея, забыв монашеское послушание и данные им пред рукоположением во епископа обеты, не только отказался исполнить возложенное на него послушание и данное ему назначение, но и, вопреки церковным канонам, отделился от нас, порвал чрез то связь с Матерью Св. Православной Церковью и Её законною иерархиею, – дерзает совершать рукоположения клириков для приходов иных епархий без согласия и сношения с епископами тех епархий. Своими деяниями епископ Виктор не только вносит дезорганизацию в жизнь нашей Церкви, но и рассылаемыми и распространяемыми повсюду посланиями сеет смуту, лживо обвиняя митрополита Сергия и Временный Патриарший Синод в отпадении от Православия, разрушении Церкви и в нарушении церковных ка- нонов, за изданное нами 16(29) июля 1927 г. Воззвание, или Обращение. Запрещённый за свои деяния в священнослужении епископ Виктор продолжает служение и самочинное управление Вятской епархией. Вслед за этим викарий Ленинградской епархии – епископ Гдовский Димитрий [Любимов] и заштатный епископ Копорский Сергий [Дружинин], руководствуясь какими-то беспредметными предчувствиями и туманными подозрениями и не имея к тому решительно никаких оснований, заявили 13(26) декабря 1927 г., что они порывают молитвенное общение с Заместителем Патриаршего Место- блюстителя, митрополитом Сергием, обвиняя последнего и Патриарший Синод в том, что якобы они посланием своим от 16(29) июля 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Оно смотрит на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека (языческое философское учение о спасении), а для осуществления его, безусловно, необходима внешняя организация» 3 . За сим святитель Виктор ссылается на свою статью «Новые бо­гословы», опубликованную им еще в 1912 г. в старообрядческом журнале Церковь , где он «обличал это заблуждение в лице митрополита Сергия и известно­го Антония Храповицкого » 4 . Хотя статья опубликована была под псевдонимом «Странник», предосторожность не помогла, и нерасположение обоих святитель Виктор, по его словам, еще «долго на себе испытывал» 5 . Из «Ответов» все-таки не совсем понятно, как связана сотериология митрополита Сергия и митропо­лита Антония с необходимостью «внешней организации» для Церкви, тем более что митрополит Антоний отнесся к церковной позиции митрополита Сергия в 1927 г. ничуть не менее критично, чем сам святитель Виктор. Не дает прямого ответа на этот вопрос и его статья. Суть ее тезисов сводится к тому, что в Русской Церкви появилось новое богословское направление, ко­торое возглавляют архиепископы Антоний Волынский и Сергий Финляндский, «ученые труды которых будто бы можно считать возрождением подлинного свя­тоотеческого учения» 6 . Между тем они отрицают необходимость «сверхъесте­ственного действия» в спасении человека, так как это, с их точки зрения, «будто бы уничтожает значение за личным произволением самого спасающегося чело­века, и, подменяя его жизненный нравственный подвиг каким-то магическим действием над человеком, тем неизбежно разрушает и самое спасение» 7 . Исходя из этого, они отрицают и самоценность Крестной смерти Христа для искупления и очищения человека, и смотрят на нее лишь как на внешнее свидетельство Бо­жественной любви к падшему человечеству. Разбирая затем учение архиеписко­па Сергия о действии таинства Крещения и доказывая, что он некорректно ци­тирует святых отцов, в частности свт. Феофана Затворника , «Странник» заклю­чает: «Новые богословы, думая чрез искусственное расширение нравственной самодеятельности человека оживить христианство , в действительности только повторяют печальную судьбу известных еретиков XVI века – социниан» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

6 января 1903 года подворье в честь Живоначальной Святой Троицы было официально учреждено. Под новую обитель город отвел пустовавшие несколько лет строения бывшего тюремного замка Хвалынска. Острог находился в центре города, и там уже с 1880-го года действовал храм в честь иконы Божией матери «Живоносный источник». Вместе с подворьем были основаны и две миссионерские школы в крупных старообрядческих центрах уезда – сельце Подлесное (в непосредственной близости к староверческим монастырям на Черемшане) и селе Сосновая Маза, а также скит в лесу неподалеку от города. Церковь в мужском лесном ските 21 марта 1903 года Гермогена назначили правящим архиереем Саратовско-Царицынской епархии, а в августе подворье возглавил выпускник Казанской Духовной Академии священноисповедник Виктор (Островидов; †1934). Священноисповедник Виктор Островидов С именем отца Виктора связаны первые годы существования подворья. На его плечи легли не только многочисленные ремонтные и строительные работы, благоустройство территории, но и поиск насельников. 16 октября 1903 года он писал Гермогену: « Ваше Преосвященство! Будьте милостивы, отпустите о. Анатолия на месяц к себе на родину. По пути он поживет в Киеве у Ионы или в какой-либо пустыни и привезет оттуда нам старца или хорошего иеромонаха. Вы предлагали мне самому ехать, но думаю, что полезнее и для меня, и для монастыря пребывать в стенах обители безвыездно. Любящий Вас грешный Ваш послушник иеромонах Виктор ». В 3-х верстах от города, в живописном лесном ущелье у родника полным ходом шло обустройство скита. Настоятель горел в созидательном труде и докладывал епископу не только о внешней стороне жизни подворья, но и духовной: « Христос Воскресе! Поздравляю Вас, Ваше Преосвященство, с светлым праздником Христова Воскресения и среди суеты воздыхаю к Богу о том, чтобы Он сохранил Вас в спокойствии. Давно бы надо написать Вам, но что-то все нездоровится и физически, и духовно. Телом при пасхальном обильном утешении, однако, чувствую измождение, а духовно овладевает временами уныние, лень. Много смущают и мои послушники, которые хотя и ведут себя хорошо, но все-таки дух-то видится в них иной, чем раньше, и все духовное их видимо тяготит, а сколько ведь потрачено трудов. Сейчас еду в скит, там отдохну немного. Бог если благословит, с будущего года мы откроем при подворье монастырскую общежительную школу, как в древнее русское время, а все взрослые монахи будут жить в скиту. Об этом поговоримте после. Думаем на днях еще приступить к постройке в лесу новой кельи. Как-то Бог благословит нам начать новую церковь. Все готово, а средств пока еще ни копейки ».

http://pravmir.ru/hvalyinskaya-krepost-s...

Прибывшие в епархию архиереи-исповедники сразу же принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, почти в каждой проповеди они разъясняли верующим о пагубности обновленческого раскола. Архиереи обратились к пастве с посланием, в котором писали, что единственным законным главой Русской Православной Церкви является Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) , и призывали всех верующих отойти от раскольничьих группировок и объединиться вокруг митрополита Петра. Начался массовый возврат приходов в Патриаршую Церковь. Обеспокоенные обновленцы потребовали от архиереев прекратить свою деятельность против них, но архиереи отказались вести с ними какие бы то ни было переговоры. 14 или 16 мая 1926 года еп. Павел был снова арестован вместе с архиепископом Вятским и Слободским Павлом (Борисовским) . Владыку Виктора обвинили в том, что он содействовал и помогал архиепископу Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди, которые, по мнению, властей, имели контрреволюционное содержание. Оба архиерея были перевезены в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через некоторое время архиереи были переведены из внутренней тюрьмы в Бутырскую . Архиереи обвинялись в " создании нелегальной епархиальной канцелярии " . Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 20 августа 1926 года постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Место пребывания можно было до некоторой степени выбирать самому, и архиепископ Павел выбрал город Александров Владимирской губернии, где он когда-то был викарным епископом, а епископ Виктор — город Глазов Ижевской губернии Вотской области, поближе к своей вятской пастве. Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы владыка встретился с заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом Ижевским и Воткинским , временно управляющим Вятской епархией . ОГПУ, узнав, что владыка еще в Москве, потребовало, чтобы он не позже 31 августа покинул город. В этот день преосвященный Виктор выехал в Глазов.

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

Виктор выступили с совместным посланием к вятской пастве. Правящий и викарный епископы объявили ВЦУ самозванным и неканоничным и предостерегли верующих от общения с обновленцами. 25 авг. П. и еп. Виктор уведомили Вятский губисполком о том, что «Вятская епархия объявляется автокефальною, т. е. самостоятельною поместною церковью, независимо от... т. н. Временного Церковного управления (г. Москва)...». Заявление об автокефалии было сделано в связи с арестом патриарха Тихона и на основании послания патриаршего местоблюстителя митрополита Ярославского священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г.; оно означало не отделение епархии от канонической Церкви, а ее переход на временное самоуправление в условиях захвата центральных церковных структур в Москве обновленцами. 26 авг. 1922 г. П. и еп. Виктор были арестованы и этапированы в Москву, где содержались в Бутырской тюрьме. Архиереев обвинили в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , а также в связях с подпольными монархическими группами и в распространении воззваний патриарха Тихона и митр. Агафангела. 23 февр. 1923 г. П. был приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Нарымский у. Томской губ. В ссылке он сблизился с высланным туда же Ярославским митр. Агафангелом. 12 апр. 1924 г. патриарх Тихон в связи с переговорами о легализации высших органов управления РПЦ ходатайствовал перед гос. властями об освобождении П. в числе др. осужденных архиереев. 21 мая того же года патриарх включил его в состав нового Синода; в тексте патриаршего указа П. был упомянут как архиепископ. 1 июля того же года патриаршим указом деятельность Синода была прекращена ввиду отказа властей в его регистрации. Весной 1926 г., по отбытии срока ссылки, П. вернулся к управлению Вятской епархией. Вместе с освобожденным еп. Виктором (Островидовым) П. сумел за короткий срок возродить правосл. Вятскую епархию. После массового возвращения приходов из обновленчества у православных насчитывалось ок.

http://pravenc.ru/text/2578477.html

того же года, управлял правосл. приходами Яранска и уезда. В апр. 1925 г. в связи с планами обновленцев собрать «поместный собор» еп. Нектарий написал обращение к вятской пастве, в к-ром говорилось: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюсь и анафематствую оное. Богомерзкий разбойничий так называемый собор 1923 г. в Москве со всеми его постановлениями анафематствую; со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не иметь и церковного общения» (цит. по: Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 501). В мае 1925 г. еп. Нектарий был арестован. Весной 1926 г. архиеп. Павел вернулся в Вятку (21 мая 1924, находясь в ссылке, он был введен в состав Свящ. Синода - Акты свт. Тихона. С. 318-319). 14 мая того же года архиерей был снова арестован. Одновременно арестовали еп. Виктора (Островидова). Он был лишен права проживания в крупных городах и в авг. 1926 г. поселился в Глазове. Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) назначил Виктора епископом новоучрежденной Ижевской и Воткинской епархии. В 1926 г. в Котельниче в ссылке пребывал митр. Казанский и Свияжский сщмч. Кирилл (Смирнов) , в кон. года он был арестован и вскоре препровожден в Москву. С 20 дек. 1926 по 16 сент. 1927 г. в Малмыже находился еп. Малмыжский, вик. В. е., Георгий (Анисимов) , управлявший по резолюции митр. Сергия Малмыжским вик-ством и «Уржумской епископией» (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 88. Л. 58). Летом 1927 г. архиеп. Павел был освобожден из ссылки, к-рую отбывал во Владимире, прибыл в Москву, был утвержден митр. Сергием управляющим В. е., включен в состав Временного Священного Синода , управлял епархией из Москвы. Вместе с др. членами Синода 29 июля 1927 г. архиеп. Павел подписал «Декларацию» . Ее издание вызвало у части духовенства и церковного народа, в т. ч. в В. е., замешательство, во мн. приходах священники отказывались возглашать ее с амвона. В числе не принявших «Декларацию» был еп. Виктор (Островидов), выступивший с резкой критикой документа. Вскоре последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода об упразднении Воткинской епархии и распоряжение митр. Сергия о назначении Виктора (Островидова) епископом Шадринским, временно управляющим Свердловской епархией. Еп. Виктор назначения не принял, остался в Глазове. В дек. 1927 - янв. 1928 г. в Вятке находился приехавший из Москвы на открытие временного Вятского епархиального совета архиеп. Павел. Он попытался убедить еп. Виктора принять «Декларацию», однако не достиг цели. Еп. Виктор распространил по епархии послание, в к-ром призывал прекратить поминовение архиеп. Павла за богослужением. Вернувшись в Москву, архиеп. Павел обратился в Синод с жалобой на еп. Виктора. Синод, рассмотрев дело, назначил на Воткинскую кафедру еп. сщмч. Онисима (Пылаева) , арестованного вскоре после прибытия в епархию.

http://pravenc.ru/text/161163.html

14 сентября 1921 года был назначен епископом Глазовским , викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В Вятке владыка был постоянно окружен народом, который видел в никогда не унывающем и твердом архипастыре поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни. После каждого богослужения люди окружали его и провожали до кельи в Трифоновом монастыре. Дорогой он неторопливо отвечал на все многочисленные вопросы, которые ему задавали, всегда и при любых обстоятельствах сохраняя дух благожелательности и любви. В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский) и обвинен в том, что изъятые из храмов ценности не соответствуют указанным в официальных описях. Временно в права исполняющего обязанности управляющего Вятской епархией вступил епископ Виктор. К нему и направил свое письмо 31 мая председатель обновленческого ВЦУ епископ Антонин (Грановский) : “Позволяю себе осведомить Вас о главном руководящем принципе нового церковного строительства: ликвидация не только явных, но и потайных контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию, прекращение всяких оппозиций ей и ликвидация патриарха Тихона, как ответственного вдохновителя непрекращавшихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний. Собор, на который возлагается эта ликвидация, предполагается созвать в половине августа. Делегаты Собора должны явиться на Собор с ясным и отчетливым сознанием этой церковно-политической задачи”. В ответ на действия обновленцев владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, которое было одобрено и подписано освободившимся к тому времени епископом Павлом и разослано по храмам епархии: " Други мои возлюбленные, это слово Господа и Его апостолов ныне, к великой скорби нашей, исполнилось в нашей Русской Православной Церкви. Дерзко отвергнув страх Божий, кажущиеся иерархами и иереями Церкви Христовой, составив из себя группу лиц, вопреки благословения Святейшего Патриарха и отца нашего Тихона, в настоящее время усиливаются самозванно, самочинно, воровски захватить управление Русской Церкви в свои руки, нагло объявляя себя каким-то временным комитетом по управлению делами Церкви Православной... "

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010