Затем он вместе с духовенством и гостями посещает музей святителя Луки: силами энтузиастов этот музей был создан и ныне действует в городской библиотеке имени И.Фешина. Здесь совершается молебен святителю. Затем в районном Доме культуры - демонстрация документального фильма об архиепископе Луке, концерт и, главное,- вручение медицинским работникам премии Епископа Балашовского и Ртищевского имени святителя Луки «За многолетний труд, верность профессии и нравственный подвиг». Эта премия учреждена Балашовской епархией пять лет назад. Как пояснил руководитель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению священник Сергий Киреев, по согласованию с главными врачами входящих в епархию районов премию, подразумевающую также и денежное вознаграждение, получают врачи, фельдшеры, медсестры и младший медперсонал - санитарки, причем последних награждено уже немало. «Стараемся поддержать главным образом сельского медработника,- сказал отец Сергий,- его жизнь - это действительно подвиг». По словам сотрудницы библиотеки имени И.Фешина Галины Даренской, музей святителя Луки не пустует - каждую неделю проходят экскурсии и для школьников, и для взрослых. Помнят святителя Луку и в районной больнице: улица, на которой она стоит, носит его имя, в 2011 году на доме, в котором он жил (это тоже территория больницы), установлена мемориальная доска. В больнице имеется стенд, рассказывающий о святом хирурге. Каждое воскресенье после Божественной литургии в Рождественском храме Романовки совершается молебен святителю Луке Крымскому. Священноисповедник Виктор (Островидов, †1934), епископ Глазовский Село Золотое Красноармейского района Саратовской области (Балашовская епархия) С протоиереем Борисом Ищенко мы беседовали как раз в день памяти священноисповедника Виктора (Островидова). Отец Борис служит сейчас в том самом старинном храме, в котором служил псаломщиком отец святого, Александр Островидов, и в котором в 1875 году крестили младенца Константина - будущего епископа Глазовского и Воткинского.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/7/s...

игумения София (Розанова). Киров (Вят­ка), 2004 и “Житие священномученика Михаила Тихоницкого”/Сост. священник Андрей Дудин. Киров (Вятка), 2003. Над текстом работала М. Журинская. Священноисповедник епископ Глазовский Виктор (Островидов) мая 1878 — †19 апреля/2 мая 1934 Прославлен на Юбилейном архиерейском Соборе 2000 г. 1 Память празднуется 19 апреля/2 мая (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) 20 мая 1878 г. в семье псаломщика Александра Островидова родился сын, окрещенный Константином, в будущем — епископ Виктор. Его ранние годы прошли в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии. Здесь в храме во имя Святой Троицы (храм сохранился доныне) мальчик помогал своему отцу на службах; много лет спустя престарелый отец помогал совершать служение сыну-иеромонаху. Десяти лет Константин поступил в приготовительный класс Камышинского духовного училища. Кончив училище в 1893 г., он поступил в Саратовскую Духовную семинарию, а после ее успешного окончания в 1899 г. — в Казанскую Духовную академию. Кандидатское сочинение писал на тему “Брак и безбрачие”; став кандидатом богословия, получил право преподавать в семинарии. 28 июня 1903 г. был пострижен в мантию владыкой Антонием (Храповицким) с именем Виктор, 29 рукоположен во иеродиакона, а 30 — в иеромонаха. С 1 августа иеромонах Виктор становится противораскольничьим миссионером Саратовской епархии, а в январе 1904 г. — настоятелем Свято-Троицко­го общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображен­ского монастыря в Хвалынске; это подворье должно было иметь миссионерский характер и со временем стать самостоятельным монастырем. Даже очень недолгое служение здесь отца Виктора сделало его имя известным и почитаемым; уже через несколько месяцев он был переведен, и толпы народа провожали его в печали. Отец Виктор был человеком одаренным и образованным в области гуманитарного знания. Его лекции о Максиме Горьком, читанные в Саратове Великим постом 1904 г., собрали большую аудиторию; в зале музыкального собрания люди стояли в проходах, заполнили хоры и фойе.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

во еп. Бендерского, вик. Кишиневской епархии; с 18.07.1995 еп. Абаканский и Кызылский. Виктор (Богоявленский) в 1919 г. хирот. во еп. Барнаульского; с 1923 г. архиеп. Омский; † 2.11.1928. Виктор (Олейник) 4.12.1988 хирот. во еп. Калиниского и Кашинского (с 19.07.1990 Тверской и Кашинский); с 25.02.1996 в сане архиепископа. Виктор (Островидов) 26.12.1919 хирот. во еп. Уржумского, вик. Вятской епархии; с 1923 г. еп. Глазовский, управ. Вятской епархией; с 1927 г. еп. Шадринский, вик. Свердловской епархии; с 1928 г. в Соловецком лагере; † 2.05.1934 в ссылке. Виктор (Пьянков) 25.03.1990 хирот. во еп. Тапасского, вик. Таллинской епархии; с 20.07.1990 еп. Подольский, вик. Московской епархии. Виктор (Святин) 6.11.1932 хирот. во еп. Шанхайского; с февр. 1933 г. еп. Пекинский и Китайский; с сент. 1938 г. в сане архиепископа; с 1945 г. воссоединился с РПЦ; с 31.05.1956 архиеп. Краснодарский и Кубанский; с 20.06.1961 в сане митрополита; † 18.08.1966. Викторин (Беляев) 3.06.1973 хирот. во еп. Пермского и Соликамского; с 3.09.1974 еп. Венский и Австрийский; с 13.05.1975 еп. Алексинский, вик. Тульской епархии; с 11.07.1977 еп. Тульский и Белевский; с 19.04.1978 еп. Виленский и Литовский; с 9.09.1982 в сане архиепископа; с 10.04.1989 на покое; † 17.03.1990. Виссарион (Зорин) в сент. 1923 хирот. во еп. Симбирского (Ульяновского); перешел в «григорианский раскол». Виссарион (Стретович) 24.08.1992 хирот. во еп. Коростенского, вик. Житомирской епархии; с 1993 г. еп. Овручский и Коростенский. Виталий (Введенский) 15.08.1920 хирот. во еп. Епифанского, вик. Тульской епархии; с мая 1922 г. в обновленческом расколе; 2.03.1944 принес покаяние; с 1944 г. архиеп. Тульский и Белевский; с 1946 г. архиеп. Дмитровский, вик. Московской епархии; † 25.03.1950. Свт. Владимир (Богоявленский) с 23.11.1915 митр. Киевский и Галицкий; убит 7.02.1918. Владимир (Горьковский) 5.09.1927 хирот. во еп. Богучарского, вик. Воронежской епархии; с 6.03.1928 еп. Керченский, вик. Таврической епархии; с 1.03.1929 еп. Акмолинский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Необходимо отметить, что епископ Виктор только в августе был освобожден из внутренней тюрьмы ОГПУ в Москве, где находился под следствием с мая 1926 г. [xxxiii] .  20 августа Особое Совещание Коллегии ОГПУ вынесло решение по следственному делу: лишить Островидова Виктора Александровича права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства на три года [xxxiv] . Епископ Виктор выбрал таким местом город Глазов Вотской автономной области. По дороге из Москвы в Глазов владыка Виктор заехал в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию, который дал ему «поручение [xxxv] , руководствовать Вятской епархией вместо епископа Симеона, отозванного в Чебоксары» [xxxvi] . Таким образом, являясь викарным Глазовским архиереем, епископ Виктор имел на правах временного управляющего в своем распоряжении две епархии: с 6/19 августа 1926 г. Вятскую [xxxvii] и с 3/16 сентября того же года Ижевскую. Сарапульский епископ Алексий отреагировал протестом на новое преобразование Ижевского викариатства в самостоятельную епархию. Получив известие об этом, епископ Алексий отправляет митрополиту Сергию телеграмму: «Ижевским благочинным получена от Шишкина из Москвы телеграмма вновь открыта епархия неужели Вы это сделали без отзыва епархиального архиерея» [xxxviii] . Как содержание текста телеграммы, так и наличие в архивном деле нескольких черновиков последней говорят о неожиданности для Сарапульского епископа такого решения Высшей Церковной власти и судорожной на это решение реакции. Получив текст распоряжения митрополита Сергия от 3/16 сентября 1926 года, епископ Алексий 22 сентября «разразился» претенциозно-обвинительным докладом в адрес митрополита. Приведем текст этого доклада. «Получив Ваше распоряжение от 3/16 сентября 1926 г. об открытии Вами Ижевской самостоятельной кафедры и прочитав его, я пришел в недоумение, которое и намерен и считаю долгом Вам высказать:

http://bogoslov.ru/article/1295104

После начала Первой мировой войны «проживающим вблизи обители, в г. Супрасле, семьям воинов оказывалась монастырем помощь деньгами и хозяйственными припасами: дровами, картофелем, бураками и тому подобным. В монастырской печатне было изготовлено и роздано народу и проходящим войскам по 10 000 листков и брошюр, имеющих отношение к войне. Деньгами пожертвовано и направлено в разные места 775 руб. 23 коп. и, наконец, значительное количество вещей...» л. 15], — писал в своем Отчете за 1914 год архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков). Летом 1915 года братия Супрасльского монастыря вместе со святынями была эвакуирована в Москву, в Высоко-Петровский монастырь . Архимандрит Авраамий был освобожден от обязанностей наместника обители и в 1916 году уехал в Глазов к своему брату-­священнику. В Гражданскую войну он постоянно менял место жительства до 16 октября 1920 года, когда был назначен настоятелем Вятского мужского Трифонова монастыря, где после «красного террора» оставалось всего два иеромонаха. Епископ Уржумский В начале 1920-х годов руководство большевистской партии и Главное политическое управление (ГПУ) вело широкомасштабную работу по разрушению системы церковного управления Русской Православной Церкви. 9 мая 1922 года был арестован Патриарх Тихон . Воспользовавшись этим, группа священников-обновленцев организовала самопровозглашенное «Высшее церковное управление» (ВЦУ) и разослала своих представителей во все епархии. В начале августа 1922 года в Вятку прибыл эмиссар ВЦУ священник Утробин. Он не нашел поддержки у епископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского) и епископа Глазовского Виктора (Островидова), отказавшихся признать ВЦУ в качестве высшей церковной власти и подчиниться обновленцам. В ночь на 27 августа епископы Павел и Виктор вместе со своим окружением были арестованы и отправлены в Бутырскую тюрьму Москвы. Весной 1923 года последовали новые аресты среди «тихоновского» духовенства Вятской епархии . 19 августа 1923 года члены монастырского совета Трифонова монастыря города Вятки обратились к Патриарху Тихону с просьбой хиротонисать отца Авраамия во епископа Уржумского ввиду ареста архиепископа Вятского Павла (Борисовского) и епископа Уржумского Виктора (Островидова).

http://patriarchia.ru/db/text/6038557.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ВИКТОР Краснов († 1918), крестьянин, мч., (пам. 29 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВИКТОР Матвеевич Матвеев (1871-1937), мч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИССАРИОН Мефодиевич Селинин († 1.05.1918), сщмч. (пам. 18 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР Павлович Четверин (1874 – 1918), сщмч. (пам. 20 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_25.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАЗОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, с центром в г. Глазове (Удмуртия), существовала с 14 мая 1935 по кон. 1943 г. В авг. 1926 г. в Глазов после неск. арестов был сослан священноисп. еп. Виктор (Островидов) , вскоре назначенный епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (см. Ижевская епархия ). В кон. 1927 г. еп. Виктор отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . 22 дек. Глазовское духовное правление постановило «воздержаться от общения» с митр. Сергием и «разделявшими его взгляды епископами», признать еп. Виктора своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским» (впрочем, он решил сохранить за собой титул епископа Ижевского). Живя в Глазове, еп. Виктор пользовался большим влиянием на местные приходы и на храмы в др. частях Ижевской и Вятской епархий, вслед за ним также отделившиеся от митр. Сергия. 4 апр. 1928 г. еп. Виктор был арестован в Глазове, 18 мая приговорен к 3 годам заключения в концлагере. После его ареста началось возвращение приходов в юрисдикцию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В янв. 1928 г. в Глазове поселился вернувшийся из ссылки викарий Вятской епархии Уржумский еп. Авраамий (Дернов) , к-рый обратился к Вятскому архиеп. Павлу (Борисовскому) с просьбой принять его в епархию и не считать противником ни митр. Сергия, ни архиеп. Павла. Письмо было рассмотрено на заседании временного Вятского епархиального совета 11 янв. 1928 г. и в силу его значимости для епархиальных дел (еп. Авраамий считался человеком близким еп. Виктору) было разослано в копиях по благочиниям. Не имея возможности управлять Уржумским викариатством , еп. Авраамий предполагал уйти на покой и в кон. дек. 1928 г. подал соответствующее прошение митр. Сергию (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192). Однако к этому времени церковная ситуация в Глазовском у. изменилась: в кон. 1928 - нач. 1929 г. 3 благочиннических округа, принеся покаяние в подчинении еп. Виктору, присоединились к митр. Сергию. Котельнический еп. Никифор (Ефимов), временно управлявший в нач. 1929 г. Вятской епархией, обратился 14 февр. к митр. Сергию с рапортом, в к-ром просил разрешить еп. Авраамию управлять выходящими из раскола приходами Глазовского у. с временным предоставлением статуса правящего архиерея (Там же. Д. 17. Л. 36). В нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 февр., к-рым Авраамию, еп. Уржумскому, поручалось «временно окормлять присоединившиеся приходы Глазовского уезда с непосредственным сношением с Патриархией» (Там же. Д. 1. Л. 64; Д. 81. Л. 19). Под управлением еп. Авраамия оказалось ок. 30 храмов в Глазове и в неск. селах Глазовского у. (ранее, 3 мая 1927, все др. церкви Глазовского у., сохранившие верность митр. Сергию, его указом были переданы Ижевской епархии).

http://pravenc.ru/text/165077.html

«Еще страшнее и печальнее становится, когда припомнишь причины, побудившие Вас отпасть от Церкви... Вы раньше были в общении с митр. Сергием ... исполняли все его поручения ... когда Вы управляли бесконтрольно Вятской епархией. Когда же Вам указали, что Вы только викарий и ... для пользы Церкви Вас перевели в Свердловскую епархию, то тут-то и открылась Ваша греховная человеческая природа ... Вы подняли церковный бунт и открыто не подчинились воле своего первого епископа. В оправдание свое стали обвинять митр. Сергия в каких-то отступлениях от канонов, но каких именно, Вы и сами не можете уяснить, ибо таких отступлений нет». К этому нужно прибавить, что еп. Виктор, по-видимому, и раньше относился с предубеждением к митр. Сергию. Своему другу, еп. Уржумскому Авраамию (Дернову) он пишет: «Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время, и он потрясет Церковь ». А сам еп. Виктор, начав возражать, по его словам «с сыновней любовью», в пылу полемики переходит все к более сильным выражениям. Он называет митрополита Сергия и единомышленных ему епископов отступниками, лукавствующими, говорит, что они покланяются велиару, что они лишены благодати и т.д. А если такие выражения употреблял епископ, то чего же можно было ожидать от солидарных с ним простых верующих. К концу 1927 года под руководством еп. Виктора объединились недовольные митрополитом Сергием приходы в Вятке, Ижевске, Вотске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Иранском уездах. Оставшиеся верными митрополиту Сергию священники переносили от своих агрессивно настроенных противников всевозможные оскорбления. О разделении узнали и в других епархиях. По поручению троих епископов и десяти священнослужителей, живших в г.Краснококшайске, епископу Виктору писал Нижне-Чирский епископ Захария (Лобов), писал вышеупомянутый старый его друг еп. Авраамий. Но еще до получения этого последнего письма еп. Виктор вошел в тесную связь с ленинградскими иосифлянами. Получив от них ложную информацию о том, что Соловецкие епископы на их стороне, он еще больше укрепился в своих взглядах. «Что я сказал плохого?» – писал он еп. Захарии, посылая ему копию своего воззвания. Ответ еп. Захарии, по-видимому, не застал его: в конце апреля 1928 года он уехал на Соловецкие острова, поручив возглавляемые им приходы иосифлянскому епископу Димитрию (Любимову) в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Спасает человека от этой двойственности только Христос. «Который умер смертию всех людей… и Своим воскресением осуществил в мире спасительный закон всеобщего воскресения». Казанская Духовная Академия славилась подготовкой миссионеров. Ее выпускник Константин Островидов (после окончания академии принявший постриг с именем Виктор) в студенческие годы был старостой и активнейшим участником философского кружка профессора Несмелова. В те же годы тот же кружок посещал слушатель миссионерских курсов Дмитрий Цедрик, будущий епископ-священномученик Дамаскин. По окончании Академии иеромонах Виктор занял должность противораскольнического миссионера Саратовской епархии, затем был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской духовной миссии. Иеромонах Дамаскин (Цедрик) в это же время ревностно занимался миссионерством среди народов Дальнего Востока. В 1908 году иеромонах Виктор сделал большой доклад о положении Иерусалимской миссии. Доклад яркий, очень актуальный для осмысления межправославного диалога и по сей день. Единство вселенской Православной Церкви вне всяких национальных интересов… должно быть поставлено во главу возможной общей нашей деятельности на Востоке. Только этот догмат единства… может дать Церкви Православной как внутреннюю крепость, так и силу борьбы со всяким иноверием, наводнившим и Палестину, и нашу собственную страну. Интересная деталь: каким образом правильное устроение Иерусалимской миссии в духе «догмата единства» должно было помочь в «борьбе со всяким иноверием» внутри России? Очень просто. Одно лишь «наглядное созерцание общности исповедания Православной Церкви», «теплое молитвенное обращение к Богу вместе со всеми стоящими пред Гробом Господним» способно «тронуть душу» русского паломника-старообрядца. «Безжизненность, в которой раскольники пребывают теперь, падет сама собою, и благодать Божия оживит их мертвые сердца; заставит их как бы впервые зажить, задышать единою православною верою», — утверждал иеромонах Виктор. Епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) (1877–1937)

http://blog.predanie.ru/article/ne-lyuba...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИКТОР Иванович Моригеровский (1872--1938), свящ. сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Павлович Смирнов (1875-1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Николаевич Яворский (1873 - 13.01.1938, Харьков), сщмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), свящ. ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_9.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010