Слух об этом дошел до Вятки, где часть духовенства прекратила поминовение еп. Виктора. Но простой народ верил ему и уважал его, и недовольная митрополитом Сергием часть населения сгруппировалась около солидарных с епископом четырех церквей. В пятой церковное собрание удалило причт, не желавший порывать с митр. Сергием и обратился к еп. Виктору, который от себя прислал им священника. Это было уже вмешательством в дела чужой епархии, так как переведенный, еп. Виктор уже не имел права распоряжаться таким образом. Представители православного духовенства и мирян срочно привезли из Москвы своего епархиального архиерея, архиепископа Павла (Борисовского), отличавшегося не просто твердым, а и несколько суровым характером. Обеспокоенные этим оппозиционеры по телеграфу запросили совета у еп. Виктора. Он ответил такой телеграммой: «Ввиду приезда в Вятку архиепископа Павла, необходимо предложить ему принести покаяние и отречение от «воззвания», как поругания Церкви Божией и как уклонение от истины спасения. Только при исполнении сего условия можно входить с ним в молитвенное общение. В случае же упорства, прекратить возношение его имени при богослужении, что допускалось лишь до его приезда и выявления ожесточения его сердца». Еп. Виктор». Разумеется, архп. Павел отказался от предложенного ему «отречения» и, возвратившись в Москву, доложил о положении дел в Вятской епархии и о роли еп. Виктора. Так как архиепископ Павел большей частью отсутствовал из епархии, в Воткинск срочно назначили еп. Онисима (Пылаева), и ему же было поручено временное управление Вятской епархией. А еп. Виктору предложили дать объяснение, почему он не уезжает из Глазова и на каком основании касается Вятки. Еп. Виктор ответил горячим письмом, в основном опять против декларации. Он пишет: «Ваше ... «воззвание» ... от начала до конца исполнено тяжелой неправды и есть возмущающее душу верующих глумление над Святой Православной Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию». «Если бы мне даже предоставлена была свобода передвижения..., то я и тогда спросил бы себя: не придется ли мне за это послушание отвечать перед Богом, ибо оно по существу объединяет меня с людьми, от Бога удалившимися».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28 июня 1903 года Константин Александрович был пострижен в монашество с именем Виктор. А уже 29 и 30 июня над новопостриженным были совершены последовательно диаконская и иерейская хиротонии. Как монашеский постриг, так и обе хиротонии совершил архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). Необходимо отметить следующий факт: с точки зрения церковной дисциплины студента Казанской Духовной Академии мог постригать и рукополагать либо ректор академии — епископ Алексий, либо правящий Казанский архиерей — архиепископ Арсений; в «делах правления Казанской духовной академии о пострижении в монашество студентов академии» нет соответствующих документов о Константине Островидове, т.е. прошение преосвященному ректору о постриге он не писал. Таким образом постриг и хиротонии Константина архиепископом Антонием можно объяснить личным желанием Константина Александровича принять монашество и священство от авторитетного и любимого студенчеством архипастыря, известного воспевателя иночества. Есть и косвенное подтверждение этой догадки: XLIV курс КДА (на котором учился студент Островидов) был последним курсом набранным владыкой Антонием; студенты поддерживали связь с владыкой и после его перевода с поста ректора — ездили к нему в Уфу, а при выпуске прислали свой альбом, архиепископ ответил им пространным, проникновенным посланием. По окончании духовной академии иеромонах Виктор начинает свое служение Церкви на малой родине — в Саратовской епархии. Первого августа 1903 года резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Гермогена о. Виктор был назначен на должность противораскольнического миссионера. 18 марта 1904 года на заседании Саратовского епархиального комитета православного миссионерского общества под председательством преосвященного Гермогена было принято решение перепрофилировать миссионерскую деятельность иеромонаха Виктора не работу с инородцами. По решению Святейшего Синода от 5 декабря 1903 года 11735 Саратовскому епархиальному начальству разрешено учреждение Свято-Троицкого подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в городе Хвалынске. Согласно рапорту преосвященного Гермогена в Синод Хвалынское подворье по его благословению функционирует с 6 января 1903 года. Из переписки епископа Гермогена с иеромонахом Виктором видно, что последний возглавлял подворье с августа 1903 года. Официальное же назначение настоятелем Свято-Троицкого Хвалынского подворья о. Виктор получил лишь в январе 1904 года, после решения Святейшего Синода об открытии подворья. Заведуя подворьем, иеромонах Виктор заботился о благоустроении обители (в августе 1903 года просит благословения архиерея идти пешком в Сызрань за пожертвованной иконой ; занимается покупкой недвижимости для подворья , строительством храма ), об её духовном состоянии (командирует насельника подворья в Киев для поиска духовника ; проводит работу с послушниками ) и развитии миссии в миру (планировал открытие общежительной школы ).

http://bogoslov.ru/article/614333

13 августа 1918 г. епископ Геннадий подал рапорт владыке Вениамину о его предстоящем отъезде в Москву для участия в работе Всероссийского Поместного Собора, и на следующий день 14 августа митрополит освободил его от послушания наместника и председателя Духовного Собора Лавры, временно назначив на эту должность другого своего викария - епископа Лужского Артемия (в миру Александра Матвеевича Ильинского). Новый наместник также происходил с Русского Севера, он родился 30 июля 1870 г. в семье священника Архангельской епархии, в 1890 г. окончил Архангельскую Духовную семинарию и в 1898 г. - Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В июне 1915 г., уже после назначения ректором Уфимской Духовной семинарии, о. Александр Ильинский был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 30 июля 1917 г. архиеп. Петроградский Вениамин с другими архиереями хиротонисал его в г. Луга во еп. Лужского. Епископ Артемий также недолго исполнял должность наместника Лавры - до 4 октября 1918 г. Позднее в июне 1922 г., после непродолжительного ареста, он уклонился в обновленчество и даже в апреле-ноябре 1923 года управлял обновленческой Петроградской епархией. 4 декабря после принесения покаяния владыка был принят в Патриаршую Церковь в сане епископа. В 1924 и в 1937 гг. (уже в сане архиепископа Тобольского) он подвергался арестам, а 30 августа 1937 г. был расстрелян в г. Тобольске Омской области [xv] . Владыку Артемия на посту наместника Лавры сменил также будущий новомученик - святой епископ Виктор (Константин Александрович Островидов). Его хорошо знал митрополит Вениамин, лично предложивший кандидатуру тогда еще архим. Виктора Патриарху Тихону. 4 октября 1918 г. Первосвятитель прислал телеграмму об утверждении архимандрита в должности наместника, и в тот же день о. Виктор приступил к исполнению послушания. Официальный же указ Патриарха и Свящ. Синода о назначении архимандрита наместником последовал 18 ноября. Родился о. Виктор 20 мая 1875 г. в семье псаломщика Саратовской епархии, в 1899 г. окончил Саратовскую Духовную семинарию и в 1903 г. - Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, был пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха еще студентом. В 1904-1908 гг. он состоял членом, затем старшим иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, 15 октября 1909 г. поступил в число братии Александро-Невской Лавры, а 22 ноября 1910 г. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Петербургской епархии, где проявил себя с самой лучшей стороны. Еще в 1905 г. о. Виктор опубликовал две свои брошюры: «Заметки о человеке» и «Неделовые люди. Три лекции по поводу героев Максима Горького», привлекшие внимание церковной общественности [xvi] . Архимандрит отличался горячим прямым стойким характером, и митрополит Вениамин справедливо решил, что такой одаренный и мужественный пастырь подходит для руководства жизнью Лавры в смутную эпоху.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

4 апреля 1928 г. владыка Виктор был арестован в Глазове, а через месяц приговорен к 3 годам заключения в лагере и отправлен на Соловки. Там он участвовал в тайных богослужениях и даже хиротониях. Интересные воспоминания о епископе оставил отбывавший с ним срок в лагере академик Д.С. Лихачев: «…во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Владыка Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но вид имел сельского попика… От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь, и главное мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили. Однажды я встретил владыку (между собой мы звали его «владычкой») каким-то особенно просветленным и радостным… Вышел приказ всех заключенных постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу его одежду… Думаю, что сопротивлялся наш «владычка» без озлобления и свои страдания считал милостью Божией» [viii] . В мае 1930 г. епископа перевели с острова на материк – в лагерную командировку Май-Губа, а затем в апреле 1931 г. сослали на 3 года в Северный край. Там 12 декабря 1932 г. владыка был арестован по обвинению в участии в антисоветской организации ссыльного духовенства и 10 мая 1933 г. вновь приговорен к 3 годам ссылки. Свой последний срок еп. Виктор отбывал в с. Нерица Усть-Цилемского района Коми-Зырянской автономной области, где скончался 2 мая 1934 г. 1 мая 1997 г. мощи священномученика были обретены нетленными на кладбище с. Нерица, перевезены в Москву, а 2 декабря 1997 г. помещены в церкви св. кн. Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря г. Кирова (Вятки). В августе 2000 г. епископ Виктор был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви [ix] . 16/29 декабря 1919 г. был подписан акт о передаче должности наместника Александро-Невской Лавры архимандритом Виктором (Островидовым) архимандриту Николаю (Ярушевичу).

http://bogoslov.ru/article/3045404

  С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией . В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.   Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.   Более полную информацию о священноисповеднике Викторе можно найти в Православной энциклопедии и в различных изданиях жития владыки . Однако не хватает серьезной научной биографии исповедника. Существует и ряд спорных вопросов. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые факты из биографии преосвященного Виктора, которые нам удалось прояснить на основании документов, обнаруженных в Национальном Архиве Республики Татарстан.   I. Первым проблемным местом в биографии владыки Виктора является дата его рождения. В литературе встречается три различных версии этой даты.   Первая версия — 20 мая 1875 года. Эта версия отражена в статье Православной энциклопедии , посвященной владыке Виктору; в деянии Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ; в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменом Дамаскиным (Орловским) ; в статье В. Семибратова в Энциклопедии Земли Вятской . 1875 также указан, как год рождения еп. Виктора в биографических данных о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге «Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы» .

http://bogoslov.ru/article/373834

Шишкин, «испрашивая в Адмотоделе разрешение на въезд Епископа в Ижевск, не сказал, что последний обязан подпиской о невыезде из Глазова» [lv] . Результатом такой неосмотрительности приглашающей стороны стало то, что владыку два раза «приглашали в гости» [lvi] и, судя по всему, обвиняли еще и во «вторжении в Ижевск самовольно, в чем он (еп. Виктор. — К. И.) оправдывался предъявлением телеграммы Шишкина» [lvii] . Как размышлял настоятель Михайловского собора протоиерей Николай Тонков, дело могло обстоять так: «Открытию Ижевской епархии в январе-феврале месяце предшествовало разрешенное Адмотделом собрание для обсуждения вопроса об открытии епархии. А после аннулирования епархии, о чем власти были поставлены в известность, разрешения на собрание для обсуждения вопроса об организации епархии никто не брал, а посему местные власти открытия епархии не признают и епархиальным архиереем признать Ижевцам предлагают или епископа Алексия, или Симеона» [lviii] . Раздосадованный столь «теплым» приемом, епископ Виктор, уезжая, «выказал большое недовольство Александровским советом; иеромонаху Аркадию и иже с ним» [lix] , а также «категорически заявил, чтобы с жалобами и кляузами к нему не обращались» [lx] . За несколько дней до этих событий епископ Симеон (Михайлов) [lxi] запросил частным письмом у прот. Николая Тонкова, «занята ли Ижевская кафедра» [lxii] . На что получил ответ, что в Ижевске «открыта самостоятельная епархия, временное управление которой поручено… епископу Виктору [lxiii] впредь до назначения на Ижевскую кафедру постоянного архиерея» [lxiv] . Затем протоиерей Николай Тонков проинформировал епископа Симеона и о произошедшей с епископом Виктором в Ижевске историей [lxv] . Получив такой набор информации, епископ Симеон едет в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию и ходатайствует о собственном назначении на Ижевскую кафедру. Митрополит Сергий, видимо, для принятия решения хотел знать, не собирается ли сам епископ Виктор принять управление Вотской епархией на постоянной основе. Епископ Симеон сделал соответствующий запрос прот. Н. Тонкову, на что последний телеграфировал: «Епископ Виктор [неразборчиво] желания не изъявил» [lxvi] . После этого Митрополит Сергий своим распоряжением от 7/20 октября 1926 г. [lxvii] . предложил епископу Симеону принять во временное попечение приходы Ижевской епархии [lxviii] .

http://bogoslov.ru/article/1295104

С приездом епископа церковь переполняется народом... Местное население пропитано религиозным чувством и к советской власти относится в большинстве своей массы недоброжелательно, поэтому Уржумская ЧК находит появление в городе епископа нежелательным, а так-как епископ Виктор как личность не внушает доверия, по прибытии в Уржум не являлся в Отдел управления для регистрации своих документов, то Уржумская ЧК нашла необходимым провести у него обыск» . Не удовлетворившись февральским обыском, уржумские чекисты 16 апреля 1920 года конфисковали у владыки Виктора золотой напрестольный крест. Весной 1920 года в Уржуме разразилась эпидемия тифа, епископ Виктор призывал на проповедях окроплять свои дома святой водой. Подобное заявление было сочтено карательными органами недопустимым, владыка Виктор был арестован и 27 мая 1920 года осужден Вятским губревтрибуналом за «агитацию против медицины» к заключению в Вятский рабоче-исправительный дом до ликвидации войны с Польшей. Так трагично начался на Уржумской земле многострадальный путь святительского служения владыки Виктора, из четырнадцати лет которого, он провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием. Викарная кафедра просуществовала в Уржуме до 1930-х годов. Епископ Виктор (Островидов) скончался в 1934 году в ссылке . Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года он причислен к лику святых, как священноисповедник. Православная Церковь с особым благоговением относится к местам, запечатленным подвигами подвижников веры. И в Уржуме не забыт исповеднический подвиг епископа Виктора (Островидова), к 90-летнему юбилею открытия в Уржуме епископской кафедры и началу исповеднического пути Владыки, при Троицком соборе открыта часовня, освященная в честь священноисповедника Виктора, епископа Уржумского. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/614333

Согласно сведениям, собранным Коми областным (Зырянским) отделом ОГПУ, епископ Уржумский Авраамий и в изгнании оставался активным сторонником «тихоновского» направления в Коми области в числе семи ссыльных архиереев и одного священника. Тем временем на родину владыки Авраамия в город Глазов в 1926 году был сослан его близкий собрат по Вятской кафедре епископ Глазовский Виктор (Островидов). Они были знакомы еще со времени совместного пребывания в Казанской духовной академии и поддерживали теп­лые отношения, укрепившиеся в ходе борьбы с обновленцами. За единство Церкви В Вятской епархии произошло разделение между архиепископом Павлом (Борисовским), поддерживающим митрополита Сергия, и викарным епископом Глазовским Виктором (Островидовым). Осенью 1927 года епископ Виктор создал на территории Вятского края параллельную структуру органов церковного управления. На его сторону перешло значительное число приходов по всей Вятской епархии. На стороне викторовцев оказалось большинство монашествующих. В конце 1927 года Вотский обком3 с удовлетворением отмечал противоречия, «которыми раздирается духовенство» Спустя много лет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Синодальной комиссии по канонизации святых , в своем докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, посвященном вопросу прославления новомучеников, так выразил точку зрения Московской Патриархии на эти нестроения: «В действиях " правых " оппозиционеров, часто называемых " непоминающими " , нельзя обнаружить злонамеренных исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, " правые " группировки состояли из тех епископов и их приверженцев среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного митрополитом Петром заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита (потом Патриарха) Сергия , прекращал возношение имени заместителя за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но, порвав с заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра — Местоблюстителя Патриаршего престола. Поэтому к канонизации предлагаются и " правые " оппозиционеры, такие как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов; 1863-1937) и епископ Глазовский Виктор (Островидов; 1875-1934)»

http://patriarchia.ru/db/text/6038557.ht...

Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин После издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием и Синодом указа о разделении Воткинской епархии между 5 соседними епархиями в окт. 1927 г. еп. Виктор (Островидов) направил митр. Сергию письмо с критикой «Декларации» 1927 г. и с просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Синод сделал выговор архиерею, затем последовал указ о его назначении епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией, к-рому еп. Виктор не подчинился. 15 дек. на Ижевскую кафедру был назначен еп. сщмч. Онисим (Пылаев) с поручением временного управления Вятской епархией. Еп. Виктор не признал этого назначения, вскоре был запрещен в священнослужении, однако прещениям не подчинился и продолжал управлять приходами Вятской и Ижевской епархий. 22 дек. 1927 г. Глазовское духовное управление признало еп. Виктора своим архиереем, на территории Ижевской епархии приходы викториан действовали также в Ижевске и Воткинске. Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях», в частности, было подтверждено запрещение еп. Виктора. 4 апр. того же года архиерей был арестован в Глазове, приговорен к 3 годам лагеря. В 1929-1937 гг. Глазовская кафедра, по-видимому, не входила в Ижевскую епархию, но существовала самостоятельно. 22 февр. 1929 г. Заместитель Патриаршего местоблюстителя назначил епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией, Авраамия (Дернова) , 7 янв. 1937 г. возведенного в сан архиепископа. 10 мая 1937 г. архиерей был арестован, после чего Глазовская епархия слилась с Ижевской. В 1930 г. к викторианам присоединился отделившийся от митр. Сергия Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . 26 фев. 1930 г. постановлением Синода еп. Синезий был уволен от управления епархией, но продолжал служить в Успенской ц. Ижевска без согласия временно управлявшего тогда Ижевской епархией Нолинского еп. Георгия (Анисимова) . Определением Заместителя Патриаршего местоблюстителя от 4 июня 1930 г. еп. Синезий был запрещен в священнослужении, покаяния не принес, продолжал служить в Успенской и Свято-Троицкой церквах в Ижевске, пользовался любовью правосл. удмуртов. Своим архиереем еп. Синезия признавало ок. 15 приходов Ижевской епархии (а также ок. 80 общин в соседних епархиях). 24 мая 1931 г. епископ был арестован. С кон. 1934 г. викториан окормлял сосланный в Северный край еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик) . Массовое закрытие храмов и разгром викторианского движения произошли во 2-й пол. 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/293818.html

470 храмов; обновленцам удалось удержать лишь ок. 40 церквей. Освобожден в нач. лета 1927 г., видимо, в связи с договоренностью заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия с властями о легализации высших и епархиальных органов управления РПЦ на условиях установления над ними гос. контроля. Проживал в Москве. Был включен митр. Сергием в постоянный состав Временного Священного Синода . 29 июля того же года вместе с др. членами Синода подписал «Декларацию» 1927 г. , в к-рой была выражена лояльность по отношению к советскому режиму. Временно управлявший Вятской епархией в отсутствие П. еп. Виктор (Островидов), ставший к тому времени правящим Ижевским архиереем, не принял «Декларацию» и отказался исполнять указания Синода и П. по обнародованию этого документа. 12 дек. 1927 г. П. прибыл на короткое время в Вятку. Накануне его прибытия еп. Виктор переслал из Ижевска свое обращение, в к-ром призвал духовенство Вятской епархии прекратить поминовение П. за богослужением, если он не принесет «покаяние и отречение» от «Декларации», к-рая расценивалась как «поругание Церкви Божией и уклонение от истины спасения» (Акты свт. Тихона. С. 535-536). В ответ 14 дек. П. выступил с посланием к пастве, в котором объяснил, что подписал «Декларацию» ради того, чтобы, «не поступаясь нимало Православием и канонами церковными, создать во вверенной мне Вятской епархии вполне легализованное гражданской властью управление, а верному мне духовенству - обстановку мирного пастырского труда». Также П. обращал внимание на то, что Синод, в состав которого он входил, «ходатайствовал об облегчении участи лиц, осужденных в административном порядке по гражданско-церковным делам» (Там же. С. 538-539). В кон. дек. 1927 г. еп. Виктор прекратил общение с митр. Сергием и Московской Патриархией. В результате «викторианского разделения» в Вятской епархии под упр. П. остались 335 приходов, а 135 церквей перешли к викторианам. П. участвовал в организации Вятского епархиального совета, в янв. 1928 г. вернулся в Москву, откуда продолжал осуществлять управление епархией.

http://pravenc.ru/text/2578477.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010