Для основной массы православных людей в современной России конфликт между «иосифлянами» и «сергианами» — это, в лучшем случае, страница из учебника истории. Кажется, что никакого противостояния будто бы и не было. Формально конфликт урегулирован даже на уровне святцев – имена и тех, и других есть в соборе новомучеников Российских. А то, что духовенство когда-то «делилось» на какие-то группы, и то, что за принадлежность к «непоминающим» можно было оказаться на Соловках или лишиться жизни, словно бы признано ничего не значащим «преданьем старины глубокой». Мало ли кого и за что преследовала безбожная власть?.. И все же, рискнем предположить, что без понимания того, что происходило в Русской Церкви восемьдесят с лишним лет назад, мы едва ли можем в полной мере понимать день сегодняшний. Виктор Вятский При крещении его нарекли Константином. Потомственный священнослужитель, сын сельского псаломщика, он закончил семинарию в Саратове, Духовную академию в Казани. Когда-то способного и «пылкого» юношу заметил ректор КазДА, легендарный «уловитель студенческих душ в монашество» епископ Антоний (Храповицкий). Внимание «аввы Антония» дало молодому человеку путевку в жизнь – в 1903 году, уже после перевода владыки Антония из Казани на Волынскую кафедру, 25-летний выпускник Академии Константин Островидов был пострижен им в монашество с именем Виктор. Уже на следующий день после пострига состоялась хиротония Виктора в иеродиакона, а еще через день – в иеромонаха. Епископ Виктор (Островидов) и иподиакон Александр (Ельчугин) Начитанность иеромонаха Виктора, его способность к миссионерской деятельности были востребованы в дореволюционной Церкви. Уже в 25 лет он был настоятелем прихода, после двух лет настоятельства провел три года в составе Русской Духовной миссии в Иерусалиме, по возвращении на родину в возрасте 32 лет стал архимандритом и настоятелем Троицкого Зеленецкого монастыря под Петербургом. Когда случился октябрьский переворот, архимандриту Виктору было 40 лет. Образованный, принципиальный, горячий проповедник — он стал одним из тех бесстрашных ревнителей веры, в которых так нуждались новопоставленный Патриарх Тихон и вся Церковь в годы «красного террора».  Когда русские епископы один за другим погибали от рук воинствующих безбожников, когда многие священнослужители стремились «залечь на дно» и всячески скрывали свою принадлежность к православию, архимандрит Виктор автоматически оказался на передовой: в кровавом 1919 году он был призван на архиерейское служение и сделан епископом Уржумским, викарием Вятской епархии. В дальнейшем вся его жизнь и служение были связаны с православными приходами Вятской земли.

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

Когда архиепископ Иларион был увезен из Соловков, епископ Виктор, как и многие другие, вернулся к антисергианству Вероятность временного изменения отношения епископа Виктора (Островидова) к предстоятельству в Русской Церкви митрополита Сергия (Страгородского) под влиянием общения с архиепископом Иларионом (Троицким) можно проиллюстрировать примером епископа Нектария (Трезвинского): «Находясь на Соловках, епископ Нектарий под влиянием старшего архиерея Илариона (Троицкого) принял декларацию митрополита Сергия. Однако 8 февраля (1929 г. – А.Г. ) отказался от подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя» . Судя по всему, с епископом Виктором (Островидовым) случилось нечто подобное. Под влиянием архиепископа Илариона (Троицкого) епископ Виктор возобновляет общение с митрополитом Сергием (Страгородским) (ориентировочно – в конце 1928 г.), но по отбытии владыки Илариона из Соловецкого лагеря возвращается к прежним взглядам. Окончание срока заключения священномученика Илариона совпало с прибытием в лагерь в конце октября катакомбного епископа Максима (Жижиленко). «Прибытие на Соловки владыки Максима чрезвычайно усилило (и до этого преобладавшее) влияние “иосифлян”… Архиепископ Иларион (Троицкий) вскоре был увезен из Соловков, а с ним вместе исчезли и “сергианские настроения” у многих» , в том числе, вероятно, и у епископа Виктора (Островидова). Рейтинг: 7.3 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Иоанн (Снычев),  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд-во Сретенского монастыря, 1999. С. 20.   Иоанн [Снычев] , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский): Биографический очерк. СПб, 1993. С. 104.   Иоанн [Снычев] , митрополит. Церковные расколы Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия. Самара, 1997. С. 272–273.  Там же. С. 326.  Там же. С. 325–326.  Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды/Сост. Л.Е. Сикорская. М., 2010. С. 251.

http://pravoslavie.ru/79180.html

В 2018 году его имя внесено в списки собора святых Архангельской митрополии и собора Удмуртских святых . 15 апреля 2018 года в городе Уржуме , на первой архиерейской кафедре священноисповедника Виктора (Отсровидова), была освящена обновленная часовня в честь святителя, в северо-западной башне комплекса Свято-Троицкого собора. Часовня была построена в честь 90-летия пребывания святого на кафедру и начала его исповеднического подвига . Награды Молитвословия Тропарь, глас 4 Правды Божия поборниче и расколов обличителю, исповедниче Христов святителю Викторе, яко пресветлое светило добродетельми просиявый и изгнание претерпевый, упасл еси паству твою в православии и благочестии. Радуется днесь земля Вятская, в нюже восхотел еси возвратитися цельбоносными мощами твоими, празднующи любовию святую память твою. Моли о нас Бога, с верою к предстательству твоему прибегающих. Кондак, глас 8 Победе тезоименитый, святителю преславне Викторе, победил еси гонителей твоих немощную ярость. Разум имея богопросвященный, хитросплетения ложная обличал еси, овец твоих в ограде церковной соблюдая. Темже увенчался еси от Бога венцем драгоценным. Не престай моляся спастися душам нашим. Использованные материалы   Иеромонах Виктор. Иерусалимская Миссия. Харьков, 1909. С. 3–4.   Определение Св. Синода от 15 октября 1909 года за ведомости. 1909. (24 октября), с.393.   По данным ПСТБИ, после освобождения вернулся в Вятский район Нижегородского края   Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.133-135   Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/    " Святейшим Патриархом установлено празднование Собора святых Удмуртской земли " , официальный сайт Ижевской епархии, 4 июня 2018,   В Уржуме освятили часовню в честь святителя Виктора (Островидова), Редакция текста от: 02.05.2022 14:57:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ВИКТОР (ОСТРОВИДОВ) " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

Кажется, богословские взгляды действительно влияли на личный выбор человека во времена церковных кризисов. При первом серьезном потрясении (каковым стал обновленческий раскол 1922 года) трещины между нашими героями пролегли по наметившимся много раньше пунктирным линиям. Молодые епископы Виктор (Островидов) и Дамаскин (Цедрик) стали бескомпромиссными борцами с обновленчеством. Митрополит Сергий (Страгородский) перешел в обновленчество, но потом принес покаяние перед патриархом и вернулся в «тихоновскую» Церковь. Бывший саратовский протоиерей Иосиф Кречетович горячо принял обновленчество и быстро дослужился до женатого митрополита. А в 1927 году временно возглавлявший патриаршую Церковь митрополит Сергий издал свою печально известную «декларацию» о полной лояльности советской власти и осуществил чувствительные перемены в строе и стилистике управления Церковью. И тогда епископ Ижевский и Вотский Виктор (Островидов) узнал предсказанную им же самим опасность: «Я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время, и он потрясет Церковь. Так оно и вышло». Владыка Виктор вернул митрополиту Сергию его «декларацию», отказавшись от ее оглашения в своей епархии. А в декабре того же 1927 года не подчинился указу о расформировании Вотской епархии, не принял новое назначение в Шадринск и прервал молитвенное общение с митрополитом. За епископом последовала его паства. Епископ давал подробные объяснения своим действиям. Сближение Церкви с гражданской властью противоречит природе Церкви, поскольку «цели деятельности всякой гражданской власти исключительно материально-экономического направления, и хотя внешне могут быть моральны, но чужды веры в Бога или даже враждебны Богу». «Декларация» митрополита Сергия «видит в Церкви внешнюю политическую организацию, которую объединяет с гражданской организацией власти СССР». Тогда как «Церковь Христова по самому существу своему никогда не может быть какою-либо политическою организацией, а иначе она перестает быть Церковью Христовой, Церковью Божией, Церковью вечного благодатного спасения».

http://blog.predanie.ru/article/ne-lyuba...

-Сегодня мы совершали ему службу с акафистом,- сообщил нам отец Борис,- как и каждый год. И поскольку этот год - год столетия революции, мы в школе провели урок на тему «Святые Саратовской земли». Вместе с учителем ОПК Валентиной Петровной Дородновой рассказали о Соборе Саратовских святых, а также, конечно, о священноисповеднике Викторе. Мне представляется, что именно Церковь должна сейчас помочь детям понять, что тогда, в семнадцатом году, произошло, и чем это обернулось. Подвиг простых священников, то, с какой верой, верностью и самопожертвованием прошли они свой жизненный путь - это достойный пример для воспитания подрастающего поколения. Константин Островидов окончил Саратовскую семинарию и затем Казанскую духовную академию. В 1903 году пострижен в монашество с именем Виктор. Был настоятелем Хвалынского подворья саратовского Спасо­-Преображенского монастыря, наместником Санкт­-Петербургской Александро­Невской Лавры, затем сменил несколько викарных епископских кафедр в Вятской епархии. Решительно противостоял обновленцам: «... умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой " , а в действительности „трупу смердящему " , и не иметь какого­либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными». Не подчинился он и Декларации митрополита Сергия о лояльности к советской власти, называя этот документ «отречением от спасения». Священноисповедник Виктор пережил целый ряд арестов, ссылок, лагерный срок на Соловках, где работал бухгалтером на канатной фабрике и участвовал в подпольных богослужениях. «...Удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский (Островидов). Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его и не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие (...) От него исходило какое­то сияние доброты и веселости.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/7/s...

Но пока служб не было, ключи от храма находились у верующих, и они пускали ссыльных священников и мирян в храм для спевок. 13 декабря 1932 года был арестован в ссылке, этапирован в Сыктывкар . 10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ за " участие в контрреволюционной организации " приговорило владыку к трем годам ссылки в Северный край. Владыка этапом был отправлен в тот же самый Усть-Цильмский район, но только в еще более отдаленное глухое село Нерицу . Его поселили в доме председателя сельсовета, помогал его семье в простых хозяйственных работах. Владыка беседовал с крестьянами о вере, часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы. Вскоре он простудился, заболел воспалением легких. В больницу его не смогли отправить из-за разлившейся реки. Скончался 2 мая 1934 года. Был похоронен в с. Нерица на сельском кладбище. Хоронила его монахиня Мария. Священноисповедник Виктор епископ Глазовский Летом 1997 года на сельском кладбище среди дремучих таежных лесов москвичи отыскали крест, на котором по дереву было выцарапано: " Епископ Виктор (Островидов) " . 1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора. " Сельчане окружили могилу, с их стороны то и дело доносились насмешки, скептические замечания. Когда верующие дошли до крышки гроба, обнаружилось, что гвозди истлели, время не пощадило даже железа. Перед тем, как открыть домовину, отец Дамаскин отслужил панихиду, потом осторожно приоткрыл крышку. Мощи святителя Виктора явились нетленными в славе несказанной. Местные жители были тому свидетелями. Они стояли примолкшие, потрясенные, некоторые неумело осеняли себя крестным знамением. И тогда к отцу Дамаскину подошел Марьян Марьяныч и сказал: " Батюшка, народ желает креститься " Останки епископа-исповедника препроводили в Москву , а 2 декабря 1997 года состоялось перенесение мощей святителя Виктора в Александро-Невскую церковь Вятского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря . Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

Оно носит пассивный характер. Эту мысль я и хотел выразить в данном месте. — Я хочу спросить вас еще раз: значит, “исповедничество” рекомендуется только в случаях насилия власти над верующими в делах веры или при гонениях? — Да, только при насилиях и гонениях; оно может быть и независимо от гражданской власти. — Какая причина выпуска вами данного документа, трактующего о праве деятельности Церкви в защиту истины Божией против гражданской власти и с призывом к “исповедничеству”? — Формальным поводом послужило выступление с посланием митрополита Сергия, по моему мнению, в угоду земным интересам. Я не хочу сказать, чтобы в данный момент оно было необходимо; некоторое утеснение (отсутствие правящих органов и так далее) со стороны гражданской власти было, и я считаю, что путь “исповедничества” был бы более правильным. 18 мая 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам заключения в лагере. Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление священномученику епископу Димитрию (Любимову) . В июле владыка прибыл на Попов остров и затем в Соловецкий лагерь особого назначения . Начался исповеднический путь святителя в узах. Епископа определили в 4-е отделение лагеря, расположенное на главном Соловецком острове, и назначили на работу бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях - " рискуя быть запытанными и расстрелянными, владыки Виктор (Островидов); Иларион (Бельский) ; Нектарий (Трезвинский) ; Максим (Жижиленко) не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершали тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов " . По воспоминаниям Д.Лихачева, находившегося в лагере вместе с владыкой, " от него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили " . Профессор Андреев, находившийся в Соловецком концлагере вместе с владыкой, вспоминает: " Владыка Виктор был небольшого роста...

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

ВИКТОР Николаевич Никифоров († в июле 1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Васильевич Элланский (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Краснов († 1918), крестьянин, мч., (пам. 29 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВИКТОР Матвеевич Матвеев (1871-1937), мч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИССАРИОН Мефодиевич Селинин († 1.05.1918), сщмч. (пам. 18 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Павлович Четверин (1874 – 1918), сщмч. (пам. 20 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ВЛАДИМИР Холодковский (ноябрь 1895 , Каменский завод Камышовского уезда Пермской губернии (ныне в черте г. Каменска-Уральского Свердловской области) – 13 августа 1937, Челябинская область), священник, священномученик (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот.

http://pravenc.ru/rubrics/122344_8.html

В исполнение обязанностей по должности смотрителя Архангельского духовного училища иеромонах Виктор вступил 30 января 1909 года. А уже 31 января 1909 года определением Святейшего Синода за 15 был награжден наперстным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода, повторно. Вскоре в Архангельской епархии оценили потенциал нового смотрителя училища, окончившего Духовную Академию с миссионерским уклоном и имевшего опыт миссионерской работы в Саратовской епархии, и, 4 марта 1909 года о. Виктор был утвержден епископом Архангельским и Холмогорским Михеем членом комиссии по делам раскола. Не имея сердечного расположения к духовно-учебной службе и чувствуя себя на ней крайне тяжело, иеромонах Виктор 26 сентября 1909 года пишет прошение митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию об освобождении его от должности смотрителя и приеме в братию Александро-Невской Лавры. Митрополит Антоний рапортом от 29 сентября выразил со своей стороны согласие принять иеромонаха Виктора в число братии Лавры. 16 октября 1909 года указом 8245 о. Виктор был уволен с должности смотрителя Архангельского духовного училища и переведен в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. По распоряжению преосвященного Михея от 24 октября иеромонах Виктор исполнял обязанности смотрителя Архангельского духовного училища до прибытия нового смотрителя, т.е. по 8 ноября. Всего год прожил о. Виктор в Александро-Невской Лавре и, 22 ноября 1910 года указом Святейшего Синода 16542 был назначен настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого третьеклассного монастыря с возведением в сан архимандрита. Это назначение состоялось «вопреки воле наместника Лавры» архимандрита Феофана. В 1910 году Зеленецкий монастырь имел 13 насельников: игумена, 5 иеромонахов, 3 иеродиаконов, 3 монахов и 1 послушника; в монастыре было два каменных храма, пять деревянных и одна каменная часовня. При предшественнике архимандрита Виктора — архимандрите Серапионе в монастыре проводились активные работы по украшению обители: в соборном храме делалась новая роспись стен и золочение иконостаса, а также позолота крестов на храмах, колокольне, часовнях и св. вратах. Золочение крестов и иконостаса было завершено уже при настоятельстве о. Виктора, об этом говорят дела по освидетельствованию работ. За восемь лет настоятельства архимандрит Виктор четырежды менял казначея и ризничего , а в сентябре 1917 даже провел выборы на должность ризничего.

http://bogoslov.ru/article/614333

В это время в Вятской земле приходы массово возвращаются под управление митрополита Сергия В это время в Вятской земле совершается массовое возвращение православных приходов под управление митрополита Сергия. В частности, в Глазовском уезде «викторианство… к концу 1928 года не только перестало доминировать над сергианством, но и практически шло к самоликвидации. Отход от епископа Виктора произошел в организационном плане так же массово и быстро, как и в декабре 1927 года от митрополита Сергия» . «К февралю 1929 года “четыре благочиннических округа вышли из раскола и воссоединились с Патриархией”. В Глазове, по словам епископа Никифора, городское духовенство и духовное управление “принесли покаяние пред митрополитом Сергием и приняты им в общение”. К июлю еще три прихода Глазовской епископии отреклись от Виктора» . Нам также известно, что в создавшейся ситуации некоторые бывшие последователи епископа Виктора обращались к нему с призывами к покаянию и прекращению инициированного им разделения. Так, «уже в октябре 1928 года благочинный О.В. Лобовников по поручению своего округа обратился к епископу Виктору с письмом. В нем настаивали, чтобы владыка принес покаяние перед высшей церковной властью за себя и духовенство и прекратил произведенный им раскол. В противном случае, как указывал автор письма, духовенство Глазовской епископии планировало искать выход из раскола самостоятельно, помимо епископа Виктора» . Возможно, что письмо такого рода и было послано владыкой Виктором, но пока кроме свидетельства митрополита Иоанна (Снычева) подтверждения этому предположению мы не имеем. Преосвященный Сергий: о владыке Викторе “молиться за богослужением… допустимо” Косвенным подтверждением того, что епископ Виктор (Островидов) в 1929 году находился в общении с митрополитом Сергием (Страгородским), является тот факт, что «3 сентября 1929 года временно управляющий Глазовским викариатством епископ Уржумский Авраамий обратился с рапортом к епископу Вятскому Стефану, в котором спрашивалось, как молиться о бывшем епископе Глазовском Викторе, допустимо ли возносить его имя за богослужением. Затрудняясь ответить на этот запрос, епископ Стефан переправляет его в Москву митрополиту Сергию». Показателен ответ, полученный от митрополита Сергия в октябре 1929 года, в котором говорилось, «что молиться как “о частном лице, конечно, допустимо, но возношение его имени на том месте, где поминается правящий архиерей, совершенно неуместно, тем более что и Глазовским епископ Виктор не состоит уже давно”» . Как видно из текста, речь идет лишь о недопустимости поминовения епископа Виктора как правящего архиерея, между тем как молиться о нем за богослужением, «конечно, допустимо», то есть владыку Виктора здесь преосвященный Сергий воспринимает как законного члена Церкви, лишь чуждого управления Глазовской епархией. Вряд ли отмеченное отношение можно согласовать с упоминанием «жесточайших прещений, наложенных митрополитом Сергием на “непокорных”» .

http://pravoslavie.ru/79180.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010