Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии Статья преподавателя Регентской школы при Московской духовной академии И.Е. Кожевникова посвящена деятельности священноисповедника Виктора (Островидова) во время образования Ижевской епархии. Автор использует архивный материал и раскрывает малоизвестные моменты церковной истории 20-30 гг. XX века. Статья была опубликована в Сборнике студенческих работ/Под ред. А. К. Светозарского; Кафедра Церковной истории МПДА. - Сергиев Посад, 2010. Статья Священноисповедник Виктор (Островидов) широко известен интересующимся Церковной историей как деятель «правой церковной оппозиции» конца 20-х – начала 30-х годов двадцатого века. Однако, несмотря на интерес церковных и светских исследователей к личности владыки Виктора, в его биографии еще достаточно много белых пятен. Данная статья призвана заполнить информационный вакуум по одному из неизученных вопросов. Так, в историографии совершенно не затронут вопрос о деятельности епископа Виктора на Ижевской кафедре. Рассмотрение этой темы важно уже с той точки зрения, что Ижевская кафедра была единственной, которую Преосвященный занимал как правящий архиерей, а не викарий. Ижевский период деятельности епископа Виктора также важен для понимания динамики взаимоотношений владыки с Высшей Церковной властью. Большое количество неопубликованных документов сделало возможной публикацию отдельной монографии по обозначенной теме . Представляемая вниманию читателя статья посвящена истории вступления епископа Виктора на Ижевскую архиерейскую кафедру.

http://bogoslov.ru/article/1295104

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Виктор Глазовский, сщмч. - житие Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища. Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён. В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению Г.П.У. сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах. Святитель вернулся в Вятку, где имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентябре 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), Владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.

http://pravicon.com/info-1975

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай официально обратился к депутатам Глазовской городской Думы с предложением увековечить имя новомученика епископа Глазовского, Ижевского и Вотского Виктора (Островидова), пострадавшего в безбожные годы. 18 августа. ПРАВМИР. Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай официально обратился к депутатам Глазовской городской Думы с предложением увековечить имя новомученика епископа Глазовского, Ижевского и Вотского Виктора (Островидова), пострадавшего в безбожные годы. Как сообщает информационный портал удмуртской республики, увековечить его имя предлагается путем наименования улицы, площади, бульвара или сквера в честь Святителя Виктора. 14 августа текущего года исполнилось 90 лет со дня назначения епископа Виктора на Глазовскую кафедру. Глазов известен тем, что «в нем жил, служил Богу и молился великий поборник чистоты Православия священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский», — отметил в своем обращении Митрополит Николай. И напомнил, что в зимой этого года Архиерейским Собором был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». «Одним из пунктов этого документа является предложение о создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, а также инициирование наименования в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Считаю, что город Глазов должен стать первым в Удмуртской Республике, в котором должна появиться улица в честь Божьего подвижника святителя Виктора Глазовского», – сказал владыка. Справка: Священномученик Виктор (Островидов) — Епископ Глазовский, Ижевский и Вотский (в миру Константин Александрович Островидов). Родился 20 мая 1875 в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии. Кроме старшего сына Константина, в доме было ещё трое детей: Александр, Мария и Николай. Окончил Камышинское духовное училище (1893), Саратовскую духовную семинарию (1899), Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.

http://pravmir.ru/v-glazove-xotyat-nazva...

" Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя " церковью живой " , а в действительности " трупу смердящему " , и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными " Категорически отказался от какого-либо сотрудничества с обновленцами: " уполномоченного " обновленческого ВЦУ епископ Виктор не пустил к себе даже на порог. Епископ Виктор (Островидов). Вятская тюрьма. 1922 год 25 августа 1922 года епископы Павел (Борисовский) и Виктор и с ними несколько священников были арестованы и через несколько дней были доставлены в Москву. На допросе 28 августа владыка Виктор на вопрос следователя, кто составил послание против обновленцев, ответил: “Воззвание против ВЦУ и группы " Живой церкви " , обнаруженное при обыске, составлено мной и разослано в количестве пяти–шести экземпляров”. 5 сентября 1922 г. было предъявлено обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, распространении нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия. Из анкеты в следственном деле: " Состав семьи: брат Александр - помощник начальника пароходной кампании в Камышине, брат Николай - священник г.Дубовка, мать - Анна Ивановна (70 лет, старица), ее сестра Мария Ивановна (42 года, вдова, больная) - проживают в Камышине " . 23 февраля 1923 года был приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край Томской губ. Срок ссылки закончился 23 февраля 1926 года, и ссыльным архиереям было разрешено вернуться в Вятскую епархию . Весной 1926 года владыка Павел, возведенный после окончания ссылки в сан архиепископа, и епископ Виктор прибыли в Вятку. За время ссылки архиереев-исповедников епархия пришла в плачевное состояние. Один из викариев Вятской епархии, епископ Яранский Сергий (Корнеев) , перешел к обновленцам и увлек за собой много священнослужителей. Некоторые из них, хорошо сознавая пагубность обновленческого движения, не в силах были устоять перед страхом угрозы ареста и ссылки, когда примеры, сколь легко исполнялись эти угрозы, были у всех перед глазами; перейдя к обновленцам, они постарались скрыть это от своей паствы.

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

Виктор (Островидов), еп. Глазовский, вик. Вятской епархии Окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество во время учения в академии. По окончании академии состоял иеромонахом Иерусалимской духовной Миссии, затем, с 13 янв.1909 г. – смотрителем Архангельского Духовного училища. 22 сент.1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита. Управлял монастырем до самой революции. Был наместником Александро – Невской Лавры. 26 дек.1919 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией. В 1926 г. поручено управление Ижевской и Воткинской епархией. Во время обновленчества твердо стоял за православие, но в 1927 году оказался во главе оппозиции против митр. Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов. В августе или начале сентября 1927 года, получив для оглашения в Вятской и Воткинской епархиях декларацию митр. Сергия от 16–29 июля 1927 года, епископ Виктор счел эту декларацию «предательством Церкви Христовой» и, «чтобы не быть участником этого греха», он, не порывая пока с митр. Сергием и не прекращая возношения его имени за богослужением, отослал декларацию обратно. По его примеру декларацию не признали часть Воткинской епархии и четыре церкви в г. Вятке. Вслед затем епископ Виктор написал опровержение декларации, указывая, что «воззвание» своим содержанием удаляет человека от Бога, а в ноябре 1927 года отправил митр. Сергию письмо на ту же тему. Синод сделал еп. Виктору внушение, чтобы он, как викарий, подчинялся правящему епископу, а немного спустя его перевели в г. Шадринск викарием Свердловской епархии. Еп. Виктор считал, что подчинение постановлению Синода будет являться «как бы одобрением содеянного ими» и решился на настоящий разрыв. Было вынесено постановление, что Боткинская епархия прекращает молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Третья версия, наиболее близкая к истине — 20 мая 1878 года. Этот вариант датировки присутствует в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменией Софией (Розановой) , а также в житийном приложении к акафисту святителю Виктору Вятскому исповеднику , изданного без указания автора, но текст которого очень близок к тексту труда игумении Софии.   Все три версии ошибочны. Островидов Константин Александрович (имя владыки Виктора в миру) родился 21 мая 1878 года. Эту дату подтверждают как минимум четыре документа: 1)Аттестат об окончании Константином Островидовым Саратовской духовной семинарии (см. приложение I); 2)Ведомость о воспитанниках семинарий, явившихся к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию в 1899 году волонтерами ; 3)Сведения об окончивших курс в 1903 году студентах Казанской духовной академии, находящихся в Деле Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы; 4) Диплом об окончании Казанской духовной академии (см. приложение III). Итак, согласно с вышеприведенными документами, Островидов Константин родился в семье псаломщика Александра Островидова 21 мая 1878 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии.   II. Еще один проблемный вопрос — какую духовную академию заканчивал владыка Виктор?   Ряд авторов указывает на столичную Санкт-Петербургскую духовную академию. Это мнение встречается в статье В.Семибратова , у Л. Регельсона в книге «Трагедия Русской Церкви» , у митрополита Иоанна (Снычева) в книге «Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 годов ХХ столетия», у митрополита Мануила (Лемешевского) в книге «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы» и в «Актах Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России» .   Эта версия не находит документального подтверждения. Напротив, комплекс архивных документов десятого фонда Национального Архива Республики Татарстан свидетельствует о том, что Островидов Константин в 1899-1903 годах обучался в Казанской духовной академии.

http://bogoslov.ru/article/373834

31 мая председатель обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) Антонин (Грановский) направил В. письмо с изложением задач обновленчества («ликвидация... контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию... ликвидация патриарха Тихона».- Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 137) и с приглашением на обновленческий собор, к-рый должен был состояться в августе. В. обратился с посланием к вятской пастве, в к-ром разъяснял антиканоничность обновленческого раскола. 30 июня 1922 г. Вятский еп. Павел получил телеграмму от центрального комитета «Живой церкви» с требованием создавать местные группы данной организации, 23 авг. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ. Добиться содействия еп. Павла в созыве общегородского собрания духовенства, а также письменного ответа на вопросы ВЦУ к епархиальному архиерею уполномоченному не удалось. Тогда он отправился в Трифонов мон-рь в надежде получить поддержку В. Владыка уполномоченного не принял. На следующий день еп. Павел и В. составили послание к вятской пастве, в к-ром объявили ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от контактов с обновленцами. Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании послания Заместителя Патриарха сщмч. митр. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., в к-ром содержался призыв к епархиальным архиереям не подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно). 25 авг. 1922 г. еп. Павел назначил В. «временно управлять делами Орловского уезда на правах самостоятельного епископа с местожительством в г. Вятке в Трифоновом монастыре с именованием «епископ Орловский»... Глазовская кафедра объявляется свободной, до замещения ее делами Глазовской епархии заведует епископ Виктор» (Там же. Л. 315, 280). Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. 26 авг. 1922 г. еп. Павел, В. и неск. священников были арестованы. 30 авг. еп. Павел передал протоиерею вятского собора В.

http://pravenc.ru/text/158530.html

        См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Вопрос номера. Как справиться с чувством вины? Чувство вины сводит с ума. Что делать? Письмо в редакцию/ Екатерина , Хабаровск; На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — ноябрь 2019. - С.18-25. - (рубрика « Вопрос номера. Как справиться с чувством вины ?»).            См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА(раздел). – С.26-39. [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Великие дни . Ил.: Христос в Гефсиманском саду. Николай Ге, 1869-1880; Взятие Христа стражею. Илья Репин, 1886; Совесть. Иуда. Николай Ге, 1891//Фома. - – ноябрь 2019. – С.26-31. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Марка, глава 14» (С.26,28,30). публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166, 167,168,169, 170,172,173,175,177,178,179,181,182, 185,186,189,192,195, 196,197,198) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Школа «Фомы». Именины: Виктор. [Инфографика] . Значение имени : Происходит от латинского Victor — победитель; День памяти : 11 ноября; Святой мученик Виктор :   Житие. Был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161-180);  Другие святые и известные люди с именем Виктор : Мученик Виктор Коринфский (III век). Жил во времена гонений императора Декия (249-251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875-1934). Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленчеством. С 1928 года — в северных лагерях, где и скончался. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля (картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.). Виктор Иванович Тростников (1928-2017). Математик, философ и богослов (в 1980 г. в Париже вышла одна из его первых книг о православной философии «Мысли перед рассветом». Другие богословские труды: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории»...; Интересные факты: Подготовил Игорь Цуканов ; Ил.: Святой мученик Виктор. Икона; Император Марк Аврелий. Скульптурный портрет; Мученическая смерть Лонгина Сотника. Миниатюра. Константинополь, 985//Фома. - – ноябрь 2019. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

В письме от 8/21 июля 1928 года владыка Иларион писал: «Я ровно ничего не вижу в действиях митр. Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения… Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат» . Священноисповедник Виктор (Островидов) Архиепископ Иларион приложил немало усилий для вразумления отделившегося от митрополита Сергия епископа Виктора (Островидова), бывшего Глазовского, а затем Ижевского и Воткинского, временно управлявшего Вятской епархией, а в 1928 году угодившего на Соловки. Задача эта была весьма нелегкой. Ее не смогли решить до этого многие иерархи. Вот что говорил об этом сам владыка Иларион: «Который Глазовский, ну это прямо искушение одно. Говорить с ним не приведи Бог. У него всё будто навыворот, и всё говорит, что все родные за него, и ничего слушать не хочет… Ну совсем человек сбился и себя одного за правого почитает» . Митрополит Иоанн (Снычев) пишет, что стараниями соловецких иерархов и особенно архиепископа Илариона епископ Виктор примирился и вошел в общение с митрополитом Сергием (Страгородским), о чем письменно уведомил православных Вятской и соседних с ней епархий, призвав их последовать своему примеру, после чего раскол в этих областях скоро сошел на нет . Современные исследователи истории Русской Православной Церкви XX века свидетельство митрополита Иоанна (Снычева) о примирении епископа Виктора (Островидова) с митрополитом Сергием (Страгородским) под влиянием архиепископа Илариона (Троицкого) обыкновенно воспринимают как явную фальсификацию, поскольку ссылка на митрополита Мануила (Лемешевского) считается не заслуживающей доверия и не подтверждена документально, в то время как антисергианская позиция епископа Виктора (Островидова) широко известна и нашла отражение во многих источниках 20–30 годов XX столетия. В частности, на допросе 22 декабря 1932 года владыка Виктор говорил: «По своим религиозным убеждениям являюсь последователем патриарха Тихона, обновленчества и сергиевщины не признаю» . Тем не менее есть некоторые обстоятельства, которые представляют позицию епископа Виктора не столь монолитной и неизменной, как это может показаться на первый взгляд.

http://pravoslavie.ru/79180.html

В июле 1908 года старший иеромонах Иерусалимской духовной миссии Виктор находился в Киеве , где в течение двух недель, с 12 по 26 июля, проходил IV Всероссийский миссионерский съезд . На съезде он выступил с докладом об Иерусалимской миссии. 13 января 1909 года был назначен смотрителем Архангельского духовного училища . Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе, подал прошение об увольнении его от должности смотрителя духовного училища для поступления в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры , которое было удовлетворено 15 октября 1909 года . Архимандрит 22 ноября 1910 года был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита . В сентябре 1918 года был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде . До конца своей жизни оставался учеником и почитателем престарего профессора В.И.Несмелова , впоследствии руководителя Казанского филиала " Истинно-Православной Церкви " В 1919 году был арестован. В заключении пробыл недолго и вскоре был освобожден. Вятский викарий Епископ Виктор (Островидов) В декабре 1919 года был хиротонисан во епископа Уржумского , викария Вятской епархии . В январе 1920 года прибыл в Вятскую епархию. 27 мая 1920 года был арестован по обвинению в " агитации против медицины " . “Начало его деятельности, — писал епископ Николай (Покровский) , — не понравилось коммунистам; его проповедь, сам проповедник и высшая церковная власть, открывшая Уржумскую епископию, вышучивались в " Деревенском коммунисте " , чем, видимо, не смущался владыка и продолжал свое дело, свою проповедь, привлекавшую в храм народные массы. В среду на первой неделе поста, после литургии, в церкви владыку Виктора арестовали и отправили в заключение”. Епископ Виктор был приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Находился в заключении в течение 5 месяцев и был освобожден. В 1920 году назначен епископом Слободским , викарием Вятской епархии. С апреля по сентябрь 1921 года временно управлял Томской епархией . Документов, подтверждающих его прибытие в Томск в 1921 г., не имеется.

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010