Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Богословские споры у кулера Св. Викентий Леринский Мы часто вступаем в бесконечные трудноразрешимые богословские дискуссии с представителями других христианских конфессий. Это может происходить в институте, на работе, в гостях у друга, когда кто-нибудь неожиданно делает подобное заявление: «А мой пастор не признает крещения в младенчестве» или «Литургия – это скучно, это всего лишь одно бесполезное повторение одного и того же, поэтому мы оставили только пение гимнов и проповедь». Вы можете спорить с этим круглые сутки и не придете с вашим коллегой или другом к общему мнению. Тем не менее, вы можете успешно выражать позицию Православной Церкви по этим нескончаемым богословским вопросам, ибо в отношении их Церковь имеет единое мнение. Но как узнать в чем заключается данная позиция? Куда обратиться за помощью? Обратимся к преподобному Викентию Леринскому. Он родился в Галлии (территории современной Франции) предположительно в конце четвертого века. Преподобный Викентий был монахом, который жил недалеко от южного побережья Франции на острове Лерин, который сегодня называется Сент-Онора. Самое известное его сочинение «Памятные записки» написано около 434 года. Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Давайте попробуем посмотреть на примере, как он применяется. Рассмотрим смешной случай. На работе вы подходите к кулеру с водой и слышите, как кто-то говорит: «Истинным христианам позволительно вкушать только сырой картофель и воду». Вы думаете про себя: «Как это соотносится с Каноном святого Викентия?» Вы прокручиваете в уме слова: «вера, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Каждое из этих слов играет важную роль в процессе распознания утверждения.

http://pravoslavie.ru/38186.html

1531 Γ. Воссий первым доказал, что это предание ошибочно, в своем убедительном трактате 1642 г. Даже римские богословы, такие как Кеснель, Дюпен, Пажи, Тиллемон, Монфокон и Муратори, признают эту ошибочность. Келлнер приводит девятнадцать доказательств против того, что автор символа веры – Афанасий, два или три из которых настолько вески, что он мог бы обойтись без всех остальных. См. самые важные из них в моем трактате о символах, l с, р. 592 ff. 1533 См. список этих мнений в Waterland, vol. iii, p. 117, в Köllner и в моем собственном трактате. Большинство высказывается в пользу Вигилия из Тапса, в Африке, 484 г.; другие – в пользу Викентия Леринского, 434 г.; Уотерленд – за Илария Арелатского, около 430 г.; другие же говорят неопределенно, что автор был из Северной Африки, из Галлии или из испанской церкви VI или VII зека. Гарви недавно, но необоснованно, отнес его сочинение к 401 г. и заявил, что автором был епископ Виктриций Руанский (Hist, and Theol. of the Three Creeds, vol. ii, p. 583 f.). Он полагает, что Августин цитирует данный символ веры , но этот отец церкви нигде не упоминает о существовании подобного символа; напротив, автор символа берет несколько фрагментов из De Trinitate Августина, также как из Викентия Леринского и других источников. См. примечания к символу веры выше и мой трактат, р. 596 ff. 1534 О согласии книг евангельской церкви с Афанасьевским символом см. в моем трактате, р. 610 ff. Лютер называет его самым весомым и великим произведением церкви со времен апостолов. В английской церкви его до сих пор поют или декламируют в соборах. Протестантская епископальная церковь Соединенных Штатов, напротив, исключила его из своей Книги общих молитв. (Все, что говорится здесь о происхождении и времени возникновения Афанасьевского символа веры , следует сверять с обновленными данными, изложенными автором в его труде Creeds, i, 36. Последние исследования не позволяют нам считать его составленным раньше VIII или VII века. Первый комментарий к нему приписывается Венантию Фортунату, 570 г., но его подлинность вызывает сомнения, ее отрицают Гизелер, Фоулкс и другие. Большинство англиканских авторов последнего периода, в том числе Стэнли, Свейнсон и Ламбли, приписывают символ неизвестному автору из Галлии, жившему между 750 и 850 г., вероятно, во время правления Карла Великого [ум. в 8141. Харди и Оммени выступают за более раннюю дату. Проблема еще не решена окончательно. Символ состоит из двух частей, одна из которых посвящена Троице, а другая – воплощению, и позже некто третий объединил эти части вместе. Вторая часть была найдена отдельно во фрагменте проповеди о воплощении в Трире, в рукописи середины VIII века, впервые опубликованной профессором Свейнсоном в 1871 г. и снова – в 1875 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Понимая динамику развития этого опыта и опираясь на единый дух Предания, мы оказываемся способны понять мысли отдельных участников грандиозного процесса исторической жизни Церкви – её отцов и учителей, понять также и значение отдельных течений мысли в этом едином и совокупном потоке. 3.2.2. Исторический рост Предания Историческая жизнь Церкви и, вместе с тем, развитие её Предания проходит в своём росте определённые стадии; однако каждый из этих этапов есть момент в жизни Церкви как неделимого целого, он относится к всецелой Церкви и к всецелому Преданию. Знаменитый образ исторического развития церковного богословия и всего Предания приводит прп. Викентий Леринский (V в.): «Пусть возрастают и в высшей степени пусть преуспевают, по годам и векам, разумение, ведение, мудрость как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своём роде, то есть в одном и том же учении, в одном и том же смысле, в одном и том же понятии. Религия, дело души, пусть уподобляется в этом отношении телам. Сии хотя и раскрывают и развивают члены свои с приращением лет, однако остаются теми же, какими были прежде. Цветущий возраст детский и зрелый возраст старческий весьма различны между собою; но стариками однако же делаются те же самые, кои были детьми, так что хотя рост, сложение и наружность одного и того же человека изменяются, однако естество у него, несмотря на это, одно и то же, личность одна и та же. Члены у младенцев небольшие, а у юношей большие, однако же те же самые. Сколько членов у малюток, столько же и у мужей, а какие только являются после с летами жизни, те прежде уже были в зародыше, так что в старцах не обнаруживается потом ничего нового, – такого, чего не скрывалось бы уже прежде в детях» (прп. Викентий Леринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. 1:23) Таким образом, сама Церковь , а вместе с тем и её богословие, а шире – всё церковное Предание, подобны человеку; возрасты младенчества, возмужания, зрелости и т. д. сменяют друг друга, при этом в каждом историческом возрасте сохраняется прекрасная и богодарованная полнота «органов» церковной жизни – Божественных догматов, устрояющих церковное бытие. Вместе с тем, каждое время наполняет эти «органы» чем-то своим, новым, особенным, личным, соборно-ипостасным. В каждый исторический момент времени перед Церковью встают определённые задачи, характерные именно для этого этапа её исторического пути. 3.2.3. Общие закономерности исторического развития богословия

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

А поэтому понимание и изъяснение Писания совсем не есть «интеллектуальная гимнастика», а исследование в духе и истине, то есть непрестанное стяжание благодати разумения, неразрывно сопряженное с подвижническими трудами и скорбями духовной брани. Согласно святоотеческому воззрению, экзегеза не может не быть душеполезной, ибо если она не приносит пользу душе человека, духовно не назидает и не служит ему проводником в жизнь вечную, то она становится медью звенящей или кимвалом звучащим ( 1Кор. 13, 1 ). 616 Печатается по: Раннехристианская и византийская экзегеза: Сб. статей. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 3–25. 617 См. определение догмата у митрополита Макария (Булгакова) : догмат «есть Истина откровенная, содержащаяся в Св. Писании или Св. Предании или в обоих вместе, потому что других источников для христианской религии нет, и учение, не заключающееся в этих источниках, никогда не может быть христианским догматом» (Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. М., 1999. С. 7). 618 Пономарев П. П. Святые отцы и писатели Церкви о Священном Предании//Преподобный Викентий Леринский. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 122. 619 Пономарев П. П. Святые отцы и писатели Церкви о Священном Предании//Преподобный Викентий Леринский. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 121. 620 См. на сей счет наблюдение: «Самое общее основоположение новозаветного толкования Ветхого Завета заключается в учении о втором Лице Святой Троицы Господе нашем Иисусе Христе как Слове, бывшем искони у Бога ( Λ γος σαρκος) и в последние дни соделавшемся плотию ( Λγος νσαρκος) – Ин. 1, 1–14 . Из этого основоположения развиваются все частнейшие основоположения, на которых зиждется новозаветное толкование» (Корсунский И. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885. С. 16). 628 По словам Л. И. Писарева, «важно отметить, что утверждение за ветхозаветным Откровением авторитета, поколебленного в полной степени гностиками и отчасти евионитами, проводится во всех творениях мужей апостольских с замечательным единодушием и решительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  Цит здесь и далее по Тареев М.М. «Христианская философия. Писание, предание и святоотеческое учение». [Электронный ресурс.] URL: http://www.odinblago.ru/tareev_filosof_1/2 . Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.). Важно заметить, что принцип «согласия Отцов», вопреки распространенному мнению, под всеобщностью голосов понимает принцип «решительного большинства». Кроме того, как следует из самого текста «О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики» преп. Викентия Леринского, consensus patrum совсем не обязательно должен существовать по всякому догматически значимому вопросу. Цит. по Тареев М.М. «Христианская философия. Писание, предание и святоотеческое учение», с. 74. Митр. Макарий Булгаков также уточняет: «Должно также допустить, что согласное учение всех архипастырей и вообще пастырей Церкви, хотя бы они и не были созваны на Собор, пребывая каждый на своем месте, и, следовательно, согласное верование всей Церкви касательно истин Божественного откровения, равно непогрешимо, как и определения вселенских Соборов» («Введение в православное богословие», § 140). Тареев М.М. «Христианская философия. Писание, предание и святоотеческое учение», с. 75. Там же, с. 77. Там же, с. 74. Комментарии ( 4): Роман, Воронеж 30 мая 2020г. 19:25 Автор статьи и Тареев, по- видимому, не понимают, что такое " согласие отцов " . Читайте св. Викентия Леринского. Отдельные разногласия у отцов не означают отсутствия согласного святоотеческого учения по вопросам веры. Да и многие примеры несогласия отцов приведены некорректно. Не было несогласия между свв. отцами " новоникейцами " и " староникейцами " , не было несогласия между " доникейскими субординатистами " и никейскими отцами; некорректны примеры про папский примат. Человек приводящий такие примеры " несогласия " лишь показывает свою некомпетентность в вопросах богословия и истории Церкви. Иерей Леонтий, Чикаго 06 июня 2020г. 00:51 Простите , но критика Ваша не понятна Автор в статье приводит четкие примеры несогласия именно по вопросам веры. Так же как бы это не приятно было бы признать в основном статья не в бровь а в глаз, она вскрывает уязвимое место нашего Современного Православного богословия. А то что автор цитирует не корректно, хорошо подскажите как корректно и на чем основывается Ваше утверждение , вышлите пожалуйста ссылку на источники. Поймите правильно я не устраиваю баталию , просто действительно интересно. Если Вы предоставите их , я отблагодарюсь и буду спокойно спать.

http://bogoslov.ru/article/6028406

На филиппинском острове Минданао встретили Пасху Москва, 11 апреля 2018 г.      9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, по благословению управляющего приходами Московского Патриархата в Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископа Солнечногорского Сергия, клирик Петрозаводской епархии Русской Православной Церкви священник Станислав Распутин совершил Божественную литургию в общине в честь преподобного Викентия Леринского в деревне Саласан (остров Минданао, Филиппины), сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ . Богослужение совершалось на трех языках: церковно-славянском, английском и себуано.      Готовясь к встрече Светлого Христова Воскресения, прихожане общины преподобного Викентия Леринского за три недели возвели храм, вокруг которого, по Пасхальной традиции, был совершен Крестный ход.      После Божественной литургии священник поздравил прихожан с наступившим праздником Пасхи, и в своем слове раскрыл духовное значение Пасхальных традиций, а также передал прихожанам пасхальные подарки от архиепископа Солнечногорского Сергия.      Богослужение завершилось небольшим концертом в исполнении прибывшего на праздник Пасхи хора из Украины. После концерта прихожан и гостей прихода ждало пасхальное угощение.      Справка: Трудами инициативной группы священников с 2015 года в юрисдикцию Московского Патриархата начали переходить аглипайские общины острова Минданао. В 2015-2016 годах осуществлялась работа по катехизации принимающих православие филиппинцев, приезжающими клириками Русской Православной Церкви совершались периодические богослужения, строились новые храмы, переводились на язык себуано богослужебные и духовные тексты. За неимением возможности постоянного окормления приходов священниками, миссионеры обучили старост общин совершать богослужение мирским чином. Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 21 октября 2016 г. (журнал 99) назначил архиепископа Солнечногорского Сергия управляющим приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе и в Республике Филиппины.

http://pravoslavie.ru/112132.html

III 6). Соединение и взаимопроникновение природ во Христе было столь тесным, что, согласно прп. Иоанну, «Бог и Иисус существуют в одной и той же сущности» (in una eademque substantia Deum et Jesum esse - Ibid. III 6, 7). IV. Прп. Викентий Леринский обычно использовал для описания таинства соединения природ во Христе такие выражения, как «восприятие плоти» (suscipere/adsumere carnem - Common. 14), «человек соединился с Богом» (unitum hominem Deo - Ibid. 16), «Бог стал человеком» (Deum factum hominem - Ibid. 16) и др. По мысли прп. Викентия, это соединение произошло «в самой утробе Св. Девы» (in ipso Virginis utero - Ibid. 15, 16), или «в самом девственном зачатии» (in ipsa virginali conceptione - Ibid. 15). Подобно блж. Августину, прп. Викентий поясняет это соединение антропологической аналогией (душа - тело): так же как в человеке иное - тело, иное - душа, но и душа, и тело - один и тот же человек, состоящий из двух различных природ - души и тела,- так и во Христе иное - божество, иное - человечество, но и божество и человечество - «один и тот же Христос в обеих сущностях» (unus idemque Christus in utraque substantia - Ibid. 13). Единство Лица, или Ипостаси, Христа прп. Викентий подчеркивает такими выражениями, как «один и тот же Бог и человек» (unus idemque Deus et homo - Ibid. 13), «единство Лица» (unitas personae - Ibid. 13, 15, 16), «единичность одного и того же Лица» (singularitas unius ejusdemque personae - Ibid. 13), «по Лицу» (per personam) Бог стал человеком (Ibid. 13), «ипостасно» (subsistendo) Слово Божие соединилось с человеком (Ibid. 14), «Лицо ипостасное и пребывающее» (persona substantiva ac permanens - Ibid. 16) и др. При этом само Лицо Бога Слова было Лицом человеческой природы Христа (Deus Verbum… ipse persona hominis existeret), и Лицом «не притворным, а истинным» (non simulatoria, sed vera), «не по подражанию, а ипостасно» (non imitativa, sed substantiva - Ibid. 14). Далее, согласно прп. Викентию, «во Христе были две истинные и совершенные сущности, но одно Лицо, чтобы ни различие природ не привело к разделению единства Лица, ни единство Лица не привело бы к стиранию различия сущностей» (Ibid. 16). Кроме того, прп. Викентий подчеркивает совершенство и полноту двух природ во Христе. Христос - это «совершенный Бог и совершенный человек (perfectus Deus, perfectus homo)» (Ibid. 13). Во Христе особенности каждой из двух природ (proprietas uniuscujusque naturae) всегда сохраняются и никогда не смешиваются и не разрушаются (non corruptibili confusione - Ibid. 13; non confundendo - Ibid. 14). При восприятии человеческой природы не произошло никакого превращения божественной природы Бога Слова (non conversione naturae - Ibid. 16), к-рая осталась неизменной (incommutabili sua manente substantia - Ibid. 14).

http://pravenc.ru/text/155236.html

На Великдень 11 2018 р. 16:15 9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, по благословению управляющего приходами Московского Патриархата в Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископа Солнечногорского Сергия клирик Петрозаводской епархии священник Станислав Распутин совершил Божественную литургию в общине в честь преподобного Викентия Леринского в деревне Саласан на филиппинском острове Минданао. Богослужение совершалось на церковнославянском и английском языках, а также на языке себуано. Готовясь к встрече Светлого Христова Воскресения, прихожане общины преподобного Викентия Леринского за три недели возвели храм, вокруг которого был совершен традиционный пасхальный крестный ход. По окончании Литургии отец Станислав поздравил прихожан с праздником Пасхи и передал пасхальные подарки от архиепископа Солнечногорского Сергия. Хор с Украины дал небольшой концерт, после чего прихожанам и гостям прихода было предложено праздничное угощение. Трудами инициативной группы священников с 2015 года в юрисдикцию Московского Патриархата начали переходить христианские общины острова Минданао, основанные в начале ХХ века Григорио Аглипаем. В 2015-2016 годах осуществлялась работа по катехизации принимающих православие филиппинцев, клириками Русской Православной Церкви совершались богослужения, строились новые храмы, переводились на язык себуано богослужебные и духовные тексты. За неимением возможности постоянного окормления приходов православными священниками миссионеры обучили старост общин совершать богослужение мирским чином. Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 21 октября 2016 года ( журнал 99 ) назначил архиепископа Солнечногорского Сергия управляющим приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе и в Республике Филиппины. Исполняя волю Священноначалия, архиепископ Сергий предпринял усилия по возрождению действовавшего с 1934 года Иверского прихода в Маниле и направлению постоянного клирика в столицу Филиппин, а также организации пастырского попечения о православных соотечественниках, пребывающих на Филиппинских островах и обращенных в Православие местных общин. В настоящее время в городе Давао создается административный и духовно-учебный центр для координации деятельности по пастырскому окормлению членов общин Московского Патриархата на острове Минданао, катехизации филиппинцев, решивших принять православную веру, и подготовки кандидатов для обучения в духовных школах Русской Православной Церкви. Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5178247...

Естественно, в каждом случае будут приводиться примеры отсутствия консенсус патрум по многим, очень важным, значимым догматическим проблемам. Итак, принцип согласия отцов – как правило, его возводят к Викентию Леринскому. Он не является святым восточной Церкви, он является святым западной церкви, но, тем не менее, он писал через несколько лет спустя после Третьего Вселенского собора, и произнес знаменитую фразу, что вера Церкви это есть вера в то, что верилось всегда, всеми, повсюду: Quod ubique, qoud semper, quod ab omnibus. Но нужно понимать, по поводу чего говорил Викентий Леринский. Он говорил как раз о тех вещах, которые не были решены Вселенскими Соборами. То есть Вселенские Соборы имеют для него непогрешимую значимость, а вот те вопросы, по которым еще Вселенские Соборы не успели высказаться – вот там, как считает Викентий Леринский, действует вот этот принцип согласия отцов. Мы можем так переформулировать этот принцип: согласие отцов – это согласие всех или большинства святых отцов по основным догматическим вопросам. Я бы так переформулировал этот принцип консенсус патрума – думаю, что отец Георгий не будет против такой формулировки возражать. Теперь давайте рассмотрим эту формулировку в каждой ее составляющей: что такое основные догматические вопросы, что такое и кто такие святые отцы, какую роль имеет большинство, и что такое консенсус. По всем этим вопросам я выскажусь, и после каждой этой части будет предоставлена мною возможность отцу Георгию оппонировать. Итак, начнем как раз с вопроса, что есть основные догматические вопросы, и как раз этот вопрос напрямую пересекается с проблемой, заданной отцом Георгием – что, если не консенсус патрум – то что, то где учение Церкви? Так вот, всеми, и всегда и всюду признается непогрешимость исключительно только лишь Вселенских Соборов. В Чине Крещения вообще, как мы знаем, только Никео-Цареградский Символ веры предусмотрен, поэтому экуменические собрания вообще ограничиваются Символом веры и даже апостольским Символом веры, включая то, что последующие постановления Вселенских Соборов не требуются при Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Все так делают? Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. 25 марта, 2010 Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Перевод статьи Everybody’s Doing It специально для портала «Правмир» выполнила Марина Леонтьева. Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Богословские споры у кулера Святой Викентий Леринский учил, что если вера исповедуется всегда, везде и всеми, то она истинна. Священник Питер Гиллквист Мы часто вступаем в бесконечные трудноразрешимые богословские дискуссии с представителями других ветвей христианства. Это может происходить в институте, на работе, в гостях у друга, когда кто-нибудь неожиданно делает подобное заявление: «А мой пастор не признает крещения в младенчестве» или «Литургия – это скучно, это всего лишь одно бесполезное повторение одного и того же, поэтому мы оставили только пение гимнов и проповедь». Вы можете спорить с этим круглые сутки и не придете с вашим коллегой или другом к общему мнению. Тем не менее, вы можете успешно выражать позицию Православной Церкви по этим нескончаемым богословским вопросам, ибо в отношении их Церковь имеет единое мнение. Но как узнать в чем заключается данная позиция? Куда обратиться за помощью?

http://pravmir.ru/vse-tak-delayut/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010