Во главе епархиального управления в американско-епископальной церкви, как и в других христианских церквах с трехчинной церковной иерархией, стоит епископ. При своем вступлении на епископский престол, он должен быть в возрасте не менее тридцати лет и избирается епархиальной конвенцией, состоящей из представителей приходов, входящих в состав епархии, для которой он избирается. Избранное таким образом лицо затем получает удостоверение от диоцезальной конвенции в своем избрании, каковое удостоверение потом пересылается в палату епископов и палату депутатов генеральной конвенции. После санкции со стороны первой и второй совершается хиротония во епископа. Церковные каноны , по мнению одного из представителей американско-епископальной церкви, требуют, чтобы по крайней мере три епископа совершали епископскую хиротонию, но это требование не имеет безусловного характера: оно соблюдается лишь для большей несомненности продолжения апостольского служения в церкви. Собственно же одного епископа достаточно для действительности таинства хиротонии 515 . Точно также не имеет безусловного характера, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, и то церковное постановление, чтобы для каждой церковной степени существовало особое поставление, в силу чего запрещается хиротония во епископа прямо, помимо промежуточных степеней. Не будучи законной, подобная хиротония, по мнению американских богословов, однако же должна быть считаема действительной, потому что в епископском служении включены функции пресвитерского и диаконского служений 516 . При каждом епархиальном епископе по законоположениям американской церкви может состоять ассистент или викарийепископ, который и должен наследовать настоящему епископу после смерти его. Кроме викарных епископов в американско-епископальной церкви существует еще институт запасных (provisional) епископов. Это – епископы, избираемые на случай более или менее продолжительного отсутствия действительного епископа в епархии. В случае возвращения настоящего епископа в свою епархию такие временные епископы обычно становятся викарными епископами и после смерти действительных епископов наследуют им в епархиальном служении. И, наконец, для местностей, в которых только еще совершается насаждение христианства и которые еще не имеют строго организованного устройства, в американско-епископальной церкви существует еще институт миссионерских епископов (domestic missionary bishops). После преобразования миссионерских округов в настоящие епархии такие епископы становятся епархиальными епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

А что этот способ неудовлетворителен, об этом свидетельствует, по-видимому, весьма верно следующее заявление одним из консисторских наших практиков: “следствия, производимые духовными следователями по проступкам и преступлениям лиц духовного звания, очень часто не удовлетворяют самым элементарным требованиям законов о следствиях. Причиной этому (этого) бывает главных образом то, что духовным следователям не дано никакого наказа или правил, которыми они должны руководствоваться. Сами духовные консистории, предписывая какому-либо духовному лицу произвести следствие, редко указывают законы, на основании которых оно должно быть произведено. Поэтому неудивительно, что многие духовные следователи в производстве следствий (то же конечно и дознаний) руководствуются не столько законами, сколько своим личным усмотрением” 236 . И вот следствие, произведенное таким образом, полагается в основу всего дальнейшего судебного процесса, состоящего лишь в том, что столоначальник под руководством секретаря составил из следствия записку, или экстракт (в роде обвинительного акта) и на основании этой записки члены присутствия выскажут свое мнение, викарный епископ (буде таковой имеется) – свое и в заключение постановит решение епархиальный епископ. Выходит, таким образом, что постановляющие приговор не видят лиц и не слышат голоса тех, кого судят; они знают о них только по бумагам следствия. Посему что бы ни представлялось в защиту или только оправдание удержания такого порядка судопроизводства в духовных консисториях даже до настоящего времени, мы руководствуясь исключительно каноническою точкою зрения, вынуждены сказать, что это – не канонической процесс. Пусть читатель приведет себе на память те выдержки из апостольских уставов о церковном судопроизводстве, который мы представили в своей статье “епископально-общинное епархиальное устройство” 237 , и он согласится, что мы правы. Истинно-канонический процесс требует, чтобы при суде обращаемо было внимание прежде всего на лицо обвиняемого, обвинителя и свидетелей, и что приговор церковного суда должен иметь в виду не абсолютное возмездие нарушенного закона, а прежде всего спасение т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Епископ Никон, в миру Олег Миронов, обучался в бухгалтерской школе, служил в армии под Иркутском и затем в Иркутске же устроился рабочим в свечную мастерскую. В ту пору Иркутскую кафедру возглавлял митрополит Мефодий (Немцов). С ним и связал свою судьбу Олег Миронов, переехав вместе с вл. Мефодием в Воронежскую епархию и став в 1993 году его викарным епископом. Через год еп. Никон возглавил одну из крупнейших кафедр Русской Церкви. Сразу по приезде энергичный и предприимчивый еп. Никон выбрал наступательную тактику. В Екатеринбургской епархии началась грандиозная чистка. В заштат были отправлены священники, неспособные эффективно вести «коммерческо-хозяйственную деятельность». Чаще это были рукоположенные вл. Мелхиседеком необоротистые интеллигенты, у которых практическая сторона жизни всегда вызывает много проблем. Власть жестко сконцентрировалась в руках молодого владыки. Резко увеличились доходы епархии. Епархиальный секретарь о. Владимир Зязев откровенно подчеркивал, что чистка носила экономический характер. Его любимая присказка — «нет бедных приходов, есть ленивые попы». Крутость епископа породила различные толки. В местной прессе 4 его обвиняли в неимоверных налогах с приходов, изъятии ценных икон, утвари. Насколько это соответствовало действительности, мы не беремся судить. Нас интересует лишь то, что так или иначе эти разговоры стали фактом общественного мнения. Энергичные действия нового епископа спровоцировали появление оппозиции внутри епархии. «Кочетковские» общины фактически ушли в подполье, а часть мирян и священников, отправленных в заштат, принялась публично выражать возмущение по поводу тех или иных епархиальных акций, сжиганием, например, в сентябре 1994 года книг А. Меня, А. Шмемана, И. Мейендорфа, И. Ильина. Стали появляться независимые клубы околоправославной интеллигенции, что было характерно для 70-х, 80?х годов и исчезло в начале 90-х. Еп. Никон приехал в епархию с явным намерением опереться на местную власть, военные, промышленные и коммерческие структуры. Он начал искать активных контактов и доказывать лидирующую роль епархии в духовной жизни края. В 1995 году еп. Никон разослал первым лицам города письма, в которых объяснял неверующим чиновникам, что «епископ есть живой образ Бога на земле», и пытался внушить, что ему принадлежит роль блюстителя духовной жизни региона. Средства массовой информации иронизировали по поводу этого послания, а власти, по-прежнему, не спешили с передачей имущества и финансовой помощью.

http://religare.ru/2_7152.html

Кроме созданных Комитетом Красного Креста духовных учебных заведений двух лазаретов и перевязочного отряда в ряде духовных школ были открыты собственные лазареты, в том числе в девяти семинариях: Вологодской, Могилевской, Московской, Петроградской, Полтавской, Смоленской, Одесской, Черниговской и Тифлисской. Содержались они на средства преподавателей и учащихся, а лазарет при Одесской семинарии – исключительно на средства учащихся. Во многих семинариях действовали санитарные отряды из воспитанников для переноски раненых с вокзалов, а в некоторых были организованы в каникулярное время «рабочие дружины» для помощи семьям фронтовиков (23.С.84). Другой формой, в которой выразился патриотизм воспитанников семинарий, стало устройство досуга для раненых воинов. Семинаристами устраивались вечера и концерты для них как в госпиталях, так и в помещениях семинарий. Так, в Казани посещали госпитали с концертными программами семинарский хор и оркестр семинаристов-балалаечников. 7-го и 14-го декабря в помещении столовой Казанской духовной семинарии были проведены патриотические вечера. Первый из них состоялся с целью сбора средств для раненых солдат. Вечер начался театральной постановкой. Силами воспитанников была поставлена драматическая хроника А.Н. Островского «Кузьма Захарьин Минин-Сухорук». Затем последовало концертное отделение, в состав которого вошли гимны союзных государств и патриотические песни. Наконец, несколько воспитанников выступили с декламацией, двое из них – с патриотическими стихотворениями собственного сочинения. На вечере присутствовали два викарных епископа – Чистопольский, ректор Казанской духовной академии, Анатолий (Грисюк) и Чебоксарский Леонтий (барон фон Вимпфен), – родители и родственники учащихся, преподаватели и воспитанники семинарии. Епископ Леонтий выступил даже «со стихотворением-импровизацией, выразившим общий дух вечера и благодарность его юным участникам» (7.С.12). Повторно вечер был проведен уже для самих раненых. 215 человек из числа раненых собрались в семинарскую столовую из разных госпиталей Казани. Вечер почтили своим присутствием епископ Леонтий (фон Вимпфен) и командующий войсками Казанского военного округа.

http://bogoslov.ru/article/4327534

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода преосвященному Тихону, епископу Костромскому и Галичскому (О повсеместном совершении молебствий в ночь под Новый год). По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение о совершении в ночь под Новый год торжественных молебствий в церквах. И, по справке, приказали: Признавая установившийся в некоторых епархиях порядок совершения в ночь под Новый год торжественных молебствий полезным и имеющим благотворное влияние на верующих, так как этими молебствиями православные русские люди удерживаются от укрепившегося, особенно в городах, пагубного обычая встречи Нового года вином, плясками и иными увеселениями, Святейший Синод определяет: в целях более широкой борьбы с указанным пагубным обычаем благословить повсеместное, по мере возможности и по просьбам прихожан, совершение означенных молебствий в ночь под Новый год в монастырских, приходских и домовых храмах; о чем, для объявления по духовному ведомству, послать Московской и Грузино-Имеретинской Святейшего Синода конторам, епархиальным преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и исполняющему обязанности заведывающего придворным духовенством печатные циркулярные указы. Июня 6 дня 1911 года» Так был подведен итог дискуссиям о молебствиях в новогоднюю ночь. И хотя решение Святейшего Синода не устанавливало безусловной обязательности ночных новогодних молебнов («по мере возможности и по просьбам прихожан»), мотивация этого предписания была разумной и злободневной. Духовенство оценило пользу такого установления: например, в ночь на 1 января 1916 года новогодний молебен служился во всех церквах города Костромы А на новолетие 1917 года в Богоявленском кафедральном соборе Костромы молебен дважды совершался архиерейским чином. Всенощное бдение вечером 31 декабря 1916 года и новогодний молебен в 12 часов ночи в соборе служил викарный епископ Кинешемский Севастиан (Вести; 1870–1929). Утром же 1 января 1917 года Божественную литургию в соборе совершил епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков; 1864–1924), возглавивший затем новогодний молебен с участием всего духовенства города Костромы

http://pravmir.ru/molitva-v-novogodnyuyu...

Шпачинский. С. 36–39. Шпачинский. С. 309 и след., 313; Знаменский, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 77–79, 85–89. Однако среди епископов Украины были и несогласные с принципом выборности, всячески старавшиеся его отменить, например, Иродион Жураковский, епископ Черниговский (1722–1734), и Белгородский епископ Иоасаф Горленко (1748–1754) (Знаменский. Ук. соч. С. 184, 188, 191). Шпачинский. С. 296 и след. Должность викарных священников была постепенно отменена только при Гаврииле Кременецком (1770–1783) и Самуиле Миславском (1783–1796). Оба многое сделали, чтобы преобразовать управление по великорусскому образцу. ПСЗ. 4. 2352; этот указ был подтвержден в 1722 г. (ПСЗ. 6. 3911; ПСПиР. 2. 439); ср.: Духовный регламент. Ч. 2. Пункт 8. ПСЗ. 6. 3932, 4120; 7. 4190. Ст. 18; ср.: Розанов. 2. 1. С. 69 и след.; 2. 2. С. 29 и след. ПСЗ. 6. 4022; 10. 7204, 7734; 11. 8291; ПСПиР. 6. 2409, 2420. Знаменский, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 174. Тем не менее принцип выборности, например, в Петербурге, довольно часто применялся еще в 40-е гг. (Ист.-стат. Петербург. 5. С. 33, 35, 37). Знаменский. Ук. соч. С. 198. «Инструкция благочинным» митрополита Платона Левшина все же признавала за приходами право избирать ставленников в присутствии благочинных (Розанов. 3. 1. С. 51), но практически это право использовалось, по-видимому, редко (Знаменский. Ук. соч. С. 198). ПСЗ. 24. 17958. Ст. 18. Этот указ Святейшего Синода от 7 мая 1797 г. появился, вероятно, на основании указа Павла I генерал-прокурору от 4 мая того же года, согласно которому административным ведомствам запрещалось принимать какие-либо прошения от населения (ПСЗ. 24. 17956). ПСЗ. 24. 18016. ПСЗ. 33. 26347; подтвержден в 1820, 1823 и 1832 гг. (ПСЗ. 37. 28373; 38. 29711; 2 ПСЗ. 5. 3869; ср.: 1. 213). Курсив автора. Знаменский, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 209 и след. ПСЗ. 4. 2308, 2352; 6. 3932, 4120; 7. 4190. ПСЗ. 7. 4190. Ст. 18. Интересно мнение по этому вопросу И. Т. Посошкова (1652–1726), публициста петровского времени, имевшего собственное суждение об отрицательных и положительных сторонах петровской «европеизации». В своем сочинении «О скудости и богатстве» (1724 г.) он пишет: «А по моему мнению, аще бы кой ставленик и в школе учился, обаче надлежит его испытати, каков он в разуме и во всяком рассуждении, да тогда уже его посвящать бы. А буде который и грамматике учился, а смыслу и рассуждения несть в нем,

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

С этими словами она ушла во внутренние покои дворца. Прошло не менее получаса, пока открылась дверь и вернувшаяся Мария Феодоровна сказала на ходу: — Отец Нестор, поздравляю вас! Теперь у вас есть Камчатское братство, у вас есть покровитель — цесаревич Алексий. В этот момент у Императора с докладом находится обер-прокурор Лукьянов. Я говорила со своим сыном по телефону и узнала, что на заданный Государем вопрос о Камчатке, о количестве находящихся там церквей, их состоянии, а также о нуждах православных христиан, о вашей миссионерской работе Лукьянов не мог дать обстоятельных, исчерпывающих ответов. Поэтому Государь Император велел вам, отец Нестор, совместно с обер-прокурором Синода рассмотреть устав Камчатского благотворительного братства и утвердить его архиерейскими подписями, когда возобновится сессия. Аудиенция закончилась принесением Императрице благодарности с моей стороны. Камчатский негр Я возвращался в отведенную мне келию Александро-Невской Лавры, охваченный противоречивыми мыслями. С одной стороны, меня радовал благоприятный исход начатого мною дела, но в то же время как патриота, горячо любящего свою Родину, меня повергало в уныние то безразличие, бездушие, которое я почувствовал при встрече с Лукьяновым, ограниченным бюрократом, не живущим интересами России. Невежественная неосведомленность его и подобных ему сановников, да и другой столичной публики о состоянии богатейшего и к тому же пограничного края, каким являлась Камчатка, ужасали меня… Иногда дело доходило до анекдотической ситуации. Однажды, когда я пребывал в состоянии душевной удовлетворенности в связи с утверждением Камчатского благотворительного братства, ко мне в келию в Александро-Невской Лавре пришел Ямбургский викарный епископ Никандр. По поручению митрополита Антония он передал мне его распоряжение и благословение в ближайшее воскресенье выступить в зале столичного епархиального дома с докладом о Камчатке и о моей пастырской деятельности. Я знал, что в Петербурге, на Стремянной улице, в епархиальном здании есть огромный лекционный зал, в котором обычно собирается много народу. Меня это несколько озадачило. Я растерялся и пытался отказаться от этого предложения, но епископ Никандр был неумолим. Он только пояснил мне, что послушать сообщение о Камчатке явятся все члены Святейшего Синода, в том числе три митрополита и архиереи.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

А между тем лучше бы церковные деньги, вместо покупки книг, давать вдовам, сиротам, солдаткам, по правилу св. церкви, гласящему так: «церковная имения нищих имения суть, и тыя паче подобает снабдевати». Однако пастырская свирель сыграла песню; попы выслушали ее; потом эхо замолкло, и по прежнему осталась тьма, мало освещенная семинарскими тусклыми лампадками. Продолжаю свое слово о митрополите Арсении. Он, нехотя, согласился на некоторые мероприятия высшей церковной власти, и одни из них, еще не перешедшие в дело, осуждал, а другие не выполнял. Особенно ему не нравились те меры, кои получили свое начало не в духовно-иерейской среде. Так, он не сочувствовал тому распоряжению по духовному ведомству, которым, согласно с мнением государственного совета, высочайше утвержденным 22 мая 1867 года, запрещалось предоставление священно- церковно-служительских мест за сиротами умерших священников, диаконов, дьячков и пономарей, иногда даже женского пола, и всякие обязательства ново поступающих на эти места поддерживать осиротевшие семейства. Митрополит сознавал всю каноническую законность этого мероприятия, но сердце склоняло его к прежнему порядку, в котором милость преобладала над правдой. Его трогало несчастье осиротевших семейств, вдов и малолетних детей, остававшихся по смерти отцов без всяких средств к жизни. Христианину было тяжело оставить их на произвол судьбы и не подать им руку помощи, тем паче, что безземельное, бездомное духовенство создано было не епископами, а государством. Единственное средство к облегчению невыносимого зло-страдания сирот в руках архиерея была передача опроставшегося места или сыну, или зятю умершего, или обязательство новопоступающего на место уделять на время сиротам небольшое пособие из своих доходов. Преосвященный Арсений хорошо помнил свое детство, проведенное в сиротстве и нужде; и это воспоминание, до старости живое в нем, побуждало его облегчать тяжелую судьбу сирот духовного звания и законность приносить в жертву человеколюбию. Посему указ, запрещавший передавать церковные места по родству или утверждать их за сиротами, а равно и обязывать новопоступающих клириков выделять часть из доходов осиротевшим семействам, не выполнялся при Арсение в киевской епархии со всевозможной точностью. – Что касается до меня, как викарного епископа, то я в подобных случаях действовал так, что и волк (указ) был сыт, и овца (сирота) цела, предоставляя праздное место за осиротевшим семейством месяца на два, на три, на полгода, с рассрочками этих сроков, смотря по обстоятельствам, потому что и мне, росшему в большой нужде, жаль было сироток и вдовиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В состав Архиерейского Собора на основании ныне действующего Устава с правом решающего голоса входят только те викарные епископы, к-рые возглавляют синодальные учреждения и духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами (III 1). Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами», - это те архиереи, к-рые, будучи по титулу В. Московского Патриарха, управляют приходами РПЦ на канонической территории Православной Церкви в Америке , таковыми в наст. время являются епископ Зарайский, управляющий приходами Московского Патриархата в США, и архиепископ Каширский, управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде. Ранее таковые викарные епископы не были членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III 1). В РПЦ сохраняется обычай, по к-рому викарные епископы в отличие от правящих в своем титуле имеют наименование одного города. Только часть В. в наст. время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд В. Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. В. в РПЦ, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов. В РПЦ в 2004 г. было 25 кафедр викарных епископов: Верейская, Видновская, Дмитровская, Егорьевская, Зарайская, Истринская, Каширская, Клинская, Красногорская, Люберецкая, Можайская, Орехово-Зуевская, Подольская, Сергиево-Посадская, Раменская - в Московской епархии, Тихвинская - в С.-Петербургской, Людиновская - в Калужской, Шацкая - в Рязанской, Балтийская - в Смоленской, Керченская, Сергиевская - в Сурожской, а также в Украинской Православной Церкви: Васильковская и Почаевская, Вышгородская, Переяслав-Хмельницкая - в Киевской, Изюмская - в Харьковской епархиях. Институт викарных, или титулярных, епископов существует и в др. правосл. Церквах, но само наименование «викарный епископ», «викарий» появилось в нек-рых из них, очевидно, по примеру Русской Церкви. Викарные епископы поставляются, в частности, в Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Американской Церквах. В нек-рых др. Церквах, напр. К-польской и Александрийской, их именуют титулярными епископами. При этом в соответствии с уставами этих Церквей В., как правило, входят в качестве полноправных членов в Соборы с участием клириков и мирян, но в нек-рых из них (Сербской, Болгарской, Американской) они не входят в Архиерейские Соборы, имеющие в этих Церквах различные наименования.

http://pravenc.ru/text/158444.html

17 сентября 2014 г. 16:30 Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор . Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Высокопреосвященный архиепископ Хотинский Мелетий . Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка). Викарным архиереем Горловской епархии епископом Краснолиманским назначен Преосвященный епископ Алипий (Погребняк). Викарным архиереем Одесской епархии епископом Арцизским определено быть архимандриту Виктору (Быкову), викарным архиереем Хустской епархии епископом Угольским назначен преосвященный епископ Антоний (Боровик). Синод принял положение о стипендии им. Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) для лучших студентов киевских духовных школ. Принят Устав религиозной организации Миссия «Синодальный отдел УПЦ по делам семьи». Образована новая общецерковная структура — Митрополичий совет по культуре в составе Синодального отдела Миссия «Церковь и культура» и новообразованного Синодального просветительского отдела (их главами стали соответственно игумения Серафима (Шевчик) и протоиерей Георгий Коваленко). Синодальный информационно-просветительский отдел преобразован в Синодальный информационный отдел под руководством викария Киевской митрополии епископа Ирпенского Климента . Кроме того, с учетом необходимости эффективной, скоординированной и системной деятельности Церкви в сфере гуманитарного обеспечения, а также организации и поддержки социальных инициатив в украинском обществе образован Синодальный отдел Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам под руководством протоиерея Владислава Дыханова. К этому подразделению присоединен ранее существовавший Отдел по благотворительности и социальному служению. Ликвидированы Комитет по биоэтике и этическим вопросам и Синодальный отдел по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов, функции которых возложены на смежные подразделения.

http://e-vestnik.ru/news/sinod_upts_8311...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010