српске у загребу      Свечаном у Хрватском народном казалишту у Загребу, у уторак, 21. априла 2015. Године, стотине година од прве српске елементарне школе при цркви у Загребу и десет година од Српске православне опште Кантакузина Катарина      се позиву Митрополита господина др у свечаним ложама предивног загребачког дома и културе нашли су се Републике Хрватске Колинда и бивши Републике, г. и проф. др Иво Затим, изасланица Републике Српске православне цркве: Епископ бачки г. Епископ британско-скандинавски г. Епископ и г. Епископ г. Епископ далматински г. Епископ г. Епископ г. Герасим, Епископ крушевачки г. Давид, Епископ г. викарни Епископ г. Изасланик кардинала надбискупа загребачког био монс. Иван Шашко, а позиву се одазвао и апостолски у Загребу монс. Алесандро Дерико. присутни су били изасланик Хрватског сабора г. Давор Министра знаности, и спорта Владе Републике Хрватске проф. др Роко министра рада и мировинског сустава г. Божидар градоначелника Града Загреба Весна Кусин, изасланик Републике Српске г. Миладин саборски заступници проф. др Милорад Пуповац, г. Миле Хорват, г. Драган Црногорац, г. Здравко Ронко, као и уважена господа директори владиних за односе са црквама и Хрватске, и Републике Српске Шиме Милета и Драган присутнима били су представници у Загребу: рабин М. Домаш, г. Тома Магда и г. Мраз из Савеза баптистичких цркава у Овом свечаном присуствовали су представници дипломатског кора Босне и Херцеговине, Грчке, Француске, Америчких Држава, Норвешке, и Одазвао се позиву ректор загребачког свеучилишта проф. др Дамир Борас и ректор Хрватског католичког свеучилишта проф. др док Католички богословни факултет у Загребу проф. др Из градске за присутна била мр Катарина а српска друштва и Привредник су Чедомир и Никола Уз српске националне присутан био г. Саша ВСНМГЗ, представници невладиних и других васпитних и образовних установа у Загребу, свештенства и монаштва Никодим дошао са матурантима Света Три Радо су се позиву одазвали универзитетски професори из Загреба, бивши ученици и Школе и Цркве у Загребу из Хрватске, Босне и Херцеговине, особе из културног, друштвеног и живота, као и Хрватског народног казалишта интендант Дубравка Вргоч.

http://pravoslavie.ru/78957.html

Помимо викарных епископов-помощников или коадъюторов, к-рые назначаются лишь в особых случаях, во всех епископальных (диоцезальных) куриях католич. Церкви лат. обряда существует должность генерального В. (vicarius generalis), к-рый является помощником правящего епископа по осуществлению правительственных, и в частности адм. прав епископа. До XIV в. генеральные В. назначались лишь в вакантные диоцезы. Затем они стали назначаться и в те диоцезы, где присутствует епископ. При этом, однако, назначение или неназначение генерального В. предоставлялось усмотрению диоцезального епископа, принудить его к такому назначению папа мог лишь в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или при обширности еп-ства. Действующий Кодекс предусматривает существование должности генерального В. во всех еп-ствах (CIC 475. 1). Если в еп-стве (диоцезе) есть епископ-коадъютор или епископ-помощник, то таковой и становится одновременно генеральным В. (CIC 406. 1) либо епископским В. (vicarius episcopalis; должность учреждена после Ватиканского II Собора - Юркович. С. 116). В большинстве же еп-ств, где викарных епископов нет, генеральный В. назначается, а также при необходимости увольняется самим правящим епископом из числа пресвитеров. Ранее он мог и не иметь священного сана, но должен был непременно принадлежать к клиру, т. е. иметь тонзуру. Если правящий епископ сочтет целесообразным, он может, помимо генерального В., назначить одного или неск. епископских В., полномочия к-рых отличаются от полномочий генерального В. тем, что они осуществляют их лишь применительно к части еп-ства, или к определенной группе верующих, напр. к монашествующим, или по определенному кругу вопросов. Генеральные и епископские В. назначаются из лиц в пресвитерском сане, «не моложе 30 лет, имеющих степень доктора или лиценциата канонического права или богословия или, по крайней мере, подлинно сведущих в этих науках, известных приверженностью учению Церкви (sancta doctrina), честностью, благоразумием и опытом ведения дел» (CIC 478. 1). При этом генеральный или епископский В. не может быть одновременно каноником-пенитенциарием либо находиться в родстве с диоцезальным епископом до 4-й степени включительно. Полномочия генеральных и епископских В. упраздняются в случае наступившей вакантности епископской кафедры.

http://pravenc.ru/text/158444.html

Мониторинг СМИ Епископ Петроний о перенесенном коронавирусе: «Я осознал, насколько человек слаб и уязвим» 20.02.2021 01:32 Епископ Петроний. Фото: basilica.ro Епископ Петроний, в миру Петру Флоря, – архиерей Румынской Православной Церкви, епископ Сэлажский (митрополия Клужа, Марамуреша и Сэлажа). Родился 30 ноября 1965 г в г. Тыргу-Муреш; получив богословское образование, стал преподавателем катехизиса, позднее был рукоположен в сан священника, а в сентябре 2000 г. решением Священного синода Румынской Церкви избран викарным епископом Орадийской епархии с титулом «Сэлажский». В октябре 2007 года было принято решение об учреждении самостоятельной Сэлажской епархии путём выделения ее из Орадийской епархии. В марте 2008 года Петроний стал правящим архиереем этой епархии, кафедральным городом которой является Залэу. В конце минувшего года у епископа Петрония был диагностирован новый штамм коронавируса. Состояние архиерея стремительно ухудшалось; он был госпитализирован и провел в больнице более месяца. Сейчас самый тяжелый период уже позади, однако последствия болезни ощущаются и поныне. О своей болезни и опыте выздоровления епископ Петроний рассказал румынскому онлайн-изданию Basilica.ro. «Пока обходиться без кислородного концентратора по ночам не получается, –рассказывает епископ. – Если выпадает загруженный день, и сил нужно больше обычного, то кислород в крови падает ниже 90%, и снова без концентратора не обойтись». Насыщение крови кислородом – первоочередной фактор, который отслеживают у тех, у кого подтвержден диагноз SARS-CoV-2. Чаще всего проблемы начинают возникать, когда уровень сатурации опускается ниже 93%, а пульс поднимается выше сотни. При выписке врачи предупредили, что на полное восстановление уйдет несколько месяцев, и все это время без вспомогательных средств будет не обойтись. Сейчас епископ Петроний готов справляться «с любыми задачами, которые выпадут на его долю», однако то, что когда-то было привычным, теперь стало настоящим испытанием. «Хотя я активно двигаюсь каждый день, теперь мне приходится останавливаться и делать передышки, – рассказывает епископ. – Но самое сложное — это лестницы. Теперь я поднимаюсь по ним гораздо медленнее, и с каждым этажом уровень кислорода в крови падает. Что ж, придется запастись терпением».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности провел семинары о церковной помощи наркозависимым в трех викарных округах Москвы 23 ноября 2023 г. 13:33 Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Камышловский Мефодий провел семинары о церковной помощи наркозависимым в Западном, Восточном и Северо-Западном викариатствах города Москвы. В семинарах приняли участие 128 человек — священники и сотрудники приходских социальных служб. Участники семинаров узнали, в чем специфика работы с наркозависимыми в отличие от помощи алкоголезависимым, что сегодня представляет собой система церковной помощи наркозависимым, какие этапы социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, почему очень важно работать не только с зависимыми, но и с их близкими, а также куда наркозависимый человек или его близкий в первую очередь может обратиться за помощью. В ходе семинаров епископ Мефодий рассказал, как он пришел в тему помощи наркозависимым, поделился практическим опытом помощи наркозависимым, ответил на вопросы участников семинаров. Он также представил горячую линию помощи наркозависимым 8 (800) 600-16-93, на которой дежурят компетентные церковные специалисты. Звонок на линию бесплатный и анонимный. Также епископ Мефодий раздал всем участникам семинаров для размещения в храмах плакаты-объявления о церковной помощи зависимым, где указаны сайт  противнарко.ру и горячий телефон линии помощи наркозависимым. «Эта встреча была важна как для священнослужителей, так и для социальных работников нашего прихода. Владыка Мефодий очень хорошо раскрыл суть страсти наркомании и алкоголизма, обозначил, что лежит в их основе. Замечательно, что владыка делится своим огромным опытом, и практическим, и методологическим. Видно, что он погружен в эту тему и реально знает, как к этой проблеме подступить, как оказать помощь и поддержку зависимому человеку. Отлично, что есть конкретные контакты, куда людям можно обратиться за помощью. Мы эту информацию разместили у себя в храме. Очень важно, чтобы наркозависимый, который пришел в храм за помощью, встретил любовь и поддержку и понял, что в Церкви ему могут помочь», — рассказал участник семинара, настоятель Патриаршего подворья при храме апостола Андрея Первозванного в Метрогородке г. Москвы священник Михаил Кривошеев.

http://patriarchia.ru/db/text/6079467.ht...

Полагая, что сие начертание мое получится накануне праздника, всеусерднейше поздравляю со спасительными днями оного и от сердца, искренно преданного Вам, желаю всех благ – по желанию христолюбивого сердца Вашего – от щедрот воплотившагося Господа. С чувствами особливого высокопочитания и совершенной преданности честь имею быть Вашего Превосходительства преданнейший слуга: Полоцкий Епископ Смарагд, Смиренный 18-го Декабря, 1833 г. П о л о ц к 12 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь и Благодетель! За наставление касательно употребления 10 тысяч, отпущенных на первоначальное устроение униатских церквей, покорнейше благодарю. Если, впрочем, покупать на те деньги утвари и иконостасы, то скоро придется опять просить денег, ибо все обращенные церкви остаются доселе еще не устроенными. Благодарю также и за отыскивание для Полоцкой епархии священников, но истинно не знаю: чем и как они здесь жить будут? И уверяю Ваше Превосходительство святительским словом, что долго никто здесь жить не станет по своей охоте, ибо если о.Паисий и рассказывал что-либо о бедности здешнего края, но едва ли все пересказать можно. Нужно воскресить Иеремию и восплакать! Впрочем, я сомневаюсь, чтобы на будущее время понадобились мне священники. Спрашиваете: почему так? А вот почему: достоверно слышу, что в Полоцк назначается униатский викарный епископ из здешних протопопов. Униаты наши вдруг на безмерное множество ступеней поднялись, торжествуют и гордятся, да начинают уж и посмеиваться над нами. Называют нас обманщиками. «Государь, – говорят, – хочет, чтобы процветала уния по-прежнему, а схизматики только людей обманывают. He слушайте, плюньте им в глаза! Каковы ксендзы схизматицкие воры и обманщики, таков их и Архиерей, а нам опять Царь даст нашего бискупа!» и пр. Истинно не могу понять от чего это? к чему? и для чего? Только скажу, что дело присоединения униатов теперь на долгое время должно приостановиться, а притом не могу теперь я ручаться, чтобы и присоединенные удержались в православии. Столь назначение сюда, без всякой совершенно нужды, викарного униатского вскружило головы безумным униатам. Оно столь же сильное влияние сделало в пользу униатства, сколь сильное имело влияние в пользу православия несуществование здесь униатского епископа. Простите моему неразумию, если скажу, что недальновидная и вредная для церкви мысль была в назначении сюда викарного униата. Скорблю о сем всей душой, потому что дело, по моим предначертаниям близкое к разрушению, ныне паки утвердилось и надолго, сколько знаю я дух здешней пагубной страны. А что униатская консистория пишет сама от новоприсоединившихся клеветнические просьбы и посылает их то в Коллегию, то к Министру, то это не что иное есть, как усилие мятежнического духа поставить все на своем. Ложь легко опровергнуть, а сделанную ошибку – в назначении в уездный городишко униатского епископа не поправит и Д.Н. 1289 . Впрочем, буде во всем воля Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

в) по поручению Епархиального Архиерея освящает антиминсы и храмы и рукополагает священнослужителей, г) посещает при объезде приходов уроки в церковно-приходских школах, д) в случае надобности созывает и ведет на местах пастырские и миссионерские собрания, е) посещает духовные учебные заведения, ж) принимает и выслушивает на местах доклады, просьбы и жалобы оо. благочинных, настоятелей, других священно- и церковнослужителей, разных церковнодолжностных лиц, делегаций приходов и отдельных лиц и приходских организаций, рассматривает все недоразумения на местах и принимает меры к устранению недоразумений и водворению мира и согласия в приходе, з) делает на местах распоряжения по делам неотложным и срочным, не имеющим общеепархиального значения, и) делает по окончании объезда своему Епархиальному Архиерею подробный доклад о внешнем и внутреннем состоянии посещенных им приходов, к) имеет право представлять Епархиальному Архиерею свои соображения и предложения относительно улучшения разных сторон церковно-приходской жизни и деятельности. Пр. 88. Независимо от посещения приходов епархии по нарочитому поручению Епархиального Архиерея, викарный епископ может совершать богослужения в других приходских и монастырских храмах епархии в определенном районе с общего благословения Епархиального Архиерея. Равным образом, викарный епископ в случае получения им такого полномочия от своего правящего, дает разрешения на браки в приходах означенного района (кроме случаев разрешения таких браков, кои находятся в компетенции Синода). Разрешает недоуменные вопросы из церковной жизни и практики, с которыми могли бы обратиться оо. настоятели этого района или даже оо. благочинные. Пр. 89. Путевые расходы Викарного епископа по служебным делам или по делам заинтересованных лиц оплачиваются означенными приходами или лицами. В некоторых случаях, при нарочитых командировках викарного епископа Правящим Архиереем, путевые расходы его могут быть оплачиваемы из епархиальных средств, если приходы не в состоянии покрыть эти расходы полностью или частично.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерархию священнодействия составляют следующие степени: епископ, пресвитер, диакон, субдиакон, аколуф, экзорцист, лектор и остиярий. С точки зрения отношения всех названных степеней к совершению Евхаристии, они подводятся под две категории: священников (jsacerdotes – таковы епископы и пресвитеры) и служителей (ministri – начиная от диакона вниз по иерархической лестнице). С точки зрения несения особых канонических обязанностей (напр. безбрачия), те же самые степени подводятся под категории высших и низших степеней (ordines majores et ordines minores). Епископы не обнимаются этим делением, так как никогда не возникало сомнения в том, что они должны соблюдать все канонические обязанности во всех их полноте. Таким образом, к высшим степеням причисляются: персвитеры, диаконы и субдиаконы, к низшим аколуфы, экзорцисты, лекторы и остиарии. Все эти названия в древности означали действительные должности (ср. выше стр. 15 и 16). В настоящее время четыре ordines minores имеют только номинальное значение: при совершении богослужения прислуживают мальчики, но двигаться вверх по иерархической лестнице можно только последовательно, переходя с одной степени на другую. Низшим степеням предшествует еще тонзура, т. е. пострижение, которое состоит в том, что на темени головы выстригается кружок, который должен оставаться выстриженным и при дальнейшем движении по иерархическим степеням, так что по тонзуре всегда можно различить католического клирика от мирянина (также было и на древнем востоке; таково же было и «гуменце» у древнерусского духовенства). Иерархию правительственную в католической церкви составляют: папа, патриарх и примас, митрополит, епископ или прелат с епископской юрисдикцией (каковы напр. монашеские власти, или пробсты и деканы изъятых от подчинения епископам монастырей и капитулов) архипресвитер, парох. Оба иерархические порядка (т. е. hierarchia ordinis и hierarchia jurisdictionis) не совпадают между собой. Несовпадение выражается в том, что 1) лица, занимающие одинаковую степень в иерархии священнодействия, имеют существенно-различный объем церковно-правительственной власти, как папа, митрополит, епископ; 2) лицо, имеющее власть священнодействия, может не иметь юрисдикции, как викарный архиерей, или викарный священник; 3) лицо, осуществляющее епископскую юрисдикций, может не иметь епископского сана, как коадъютор, капитулярный викарий, апостолический викарий (последний в странах, управляемых конгрегацией пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Статья IV. Епархиальное собрание Раздел 1. Цель Епархиальное Собрание является структурой, в которой епископ, члены клира и миряне совметно принимают участие в управлении епархиальной жизнью, «говоря правду в любви». Раздел 2. Функции Собрание: А) Обсуждает и принимает решение по вопросам, касающимся политики Епархии в целом. Б) Инициирует, обсуждает и утверждает меры по укреплению православной христианской веры, свидетельства, миссии и жизни Епархии. В) Обсуждает пути улучшения отношений с другими христианами в рамках принципов, изложенных епископом. Г) Обсуждает сотрудничество и обмен информацией с внешними структурами. Д) Обсуждает финансовые меры по достижению этих целей, утверждает епархиальный бюджет и устанавливает размер вкладов со стороны епархиальных приходов. Е) Выдаёт Совету полномочия на приобретение, использование и утилизацию епархиальной собственности. Ж) Избирает неофициальных членов Совета и Суда, всех членов ревизионного и электорального комитетов, а также членов всякой комиссии, созданной по решению и определению Собрания. З) Избирает из рядов Епархии священников и мирян в качестве представителей на Поместном соборе Московского Патриархата. Раздел 3. Президент Собрания А) Президент обязан открывать и закрывать заседания, на нём также лежит ответственность по проверке правомерности решений Собрания. Он обладает, как обычным избирательным голосом, так и решающим голосом в случае равенства голосов. Б) Президентом Собрания является епископ или, в его отсутствие, старший из присутствующих викарных епископов или, в их отсутствие, главный викарий. В) Епископ не может председательствовать при обсуждении предложения своей отставки по возрасту в соответствии со статьёй II, разделом 3 Устава Московского Патриархата (1988), а также при всех последующих дискуссиях Собрания по вопросам, связанным с его отставкой. Все подобные дискуссии обязаны проводиться в отсутствии епископа под председательством либо одного из викарных епископов, либо главного викария. Г) По окончании обсуждения поданного епископом заявляения об отставке согласно статье II, разделу 3 Собрание имеет право либо не предпринимать никаких действий, либо подать петицию Священному Синоду с просьбой временно не принимать отставку епископа. При последнем решении Собрание обязано назначить дату нового обсуждения данного вопроса. Обсуждение должно проводиться в отсутствии епископа. В случае если Собрание и на этот раз примет решение ходатайствовать перед Священным Синодом о непринятии последним отставки епископа, оно обязано вновь назначить дату последующего обсуждения по данному вопросу с теми же самыми альтернативами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОАДЪЮТОР [лат. coadjutor - помощник], епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной. К. является титулярным епископом (episcopus titularis), до 1882 г. он именовался «епископом в странах неверных» (episcopus in partibus infidelium), т. е. был лишен юрисдикции над титулярной кафедрой. Упоминания о католич. К. как о викарных епископах (см. Викарий ) встречаются с XIII в. (см., напр.: Registrum Epistolarum Fratris Johannis Peckham, Archiepiscopi Cantuariensis/Ed. Ch. T. Martin. L., 2012. Vol. 1. P. 142), однако как самостоятельный институт К. были канонически закреплены лишь в Кодексе канонического права 1917 г., где статусы К. и др. викарных епископов-помощников (episcopi auxiliaris) впервые были разграничены. Основанием для этого стало наделение К. правом наследования кафедры правящего епископа (ординария), помощником которого его назначает папа Римский (CIC (1917). 350); при этом главной причиной назначения К. указывалась невозможность исполнения правящим епископом своих функций (CIC (1917). 351 § 4).В действующем Кодексе канонического права 1983 г. сохраняется статус К. как епископа-помощника, наделенного особыми полномочиями, в т. ч. правом преемства кафедры (CIC. 403 § 3). В отличие от др. епископов-помощников К. чаще всего назначается Папским престолом в случае, когда правящий диоцезальный епископ достиг преклонных лет или тяжело болеет. К. помогает правящему епископу в управлении диоцезом, замещает его в отсутствие в диоцезе или при наличии препятствий к осуществлению управления кафедрой (CIC. 405 § 2), занимает должность генерального викария диоцеза (CIC. 406 § 1), участвует вместе с правящим епископом в решении особо важных вопросов (CIC. 407 § 1). К. должен постоянно проживать на территории диоцеза (CIC. 410). При вакации кафедры после смерти правящего епископа К. становится епископом того диоцеза, в который он был назначен (CIC. 409 § 1). Ист.: CIC (1917); CIC. Лит.: Юркович И., пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135. В. В. Тюшагин Рубрики: Ключевые слова: БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором

http://pravenc.ru/text/1841582.html

в) по поручению Епархиального Архиерея освящает антиминсы и храмы и рукополагает священнослужителей, г) посещает при объезде приходов уроки в церковно-приходских школах, д) в случае надобности созывает и ведет на местах пастырские и миссионерские собрания, е) посещает духовные учебные заведения, ж) принимает и выслушивает на местах доклады, просьбы и жалобы оо. благочинных, настоятелей, других священно- и церковнослужителей, разных церковнодолжностных лиц, делегаций приходов и отдельных лиц и приходских организаций, рассматрает все недоразумения на местах и принимает меры к устранению недоразумений и водворению мира и согласия в приходе, з) делает на местах распоряжения по делам неотложным и срочным, не имеющим общеепархиального значения, и) делает по окончании объезда своему Епархиальному Архиерею подробный доклад о внешнем и внутреннем состоянии посещенных им приходов, й) имеет право представлять Епархиальному Архиерею свои соображения и предложения относительно улучшения разных сторон церковно-приходской жизни и деятельности. Пр. 88. Независимо от посещения приходов епархии по нарочитому поручению Епархиального Архиерея, викарный епископ может совершать богослужения в других приходских и монастырских храмах епархии в определенном районе с общего благословения Епархиального Архиерея. Равным образом, викарный епископ в случае получения им такого полномочия от своего правящего, дает разрешения на браки в приходах означенного района (кроме случаев разрешения таких браков, которые находятся в компетенции Синода) и разрешает недоуменные вопросы из церковной жизни и практики, с которыми могли бы обратиться о. о. настоятели этого района или даже оо. благочинные. Пр. 89. Путевые расходы Викарного епископа по служебным делам или по делам заинтересованных лиц оплачиваются означенными приходами или лицами. В некоторых случаях, при нарочитых командировках викарного епископа Правящим Архиереем, путевые расходы его могут быть оплачиваемы из епархиальных средств, если приходы не в состоянии покрыть эти расходы полностью или частично.

http://drevo-info.ru/articles/26565.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010