3/16 сентября 1926 года епископу Глазовскому Виктору (Островидову) распоряжением заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) было поручено архипастырское попечение о вновь открытой Ижевской епархии . Викарная Ижевская кафедра Сарапульской епархии [iv] выделялась из состава последней в самостоятельную епархию согласно формулировке указа: «…в виду настойчивых ходатайств православных общин г. Ижевска и некоторых уездных… а главным образом в целях положить конец Ижевской церковной смуте» [v] . Чтобы понять смысл аргументации указа, а также чтобы ввести в историю об Ижевской церковной самостоятельности, что важно для понимания дальнейшего развития событий в упомянутой епархии, необходимо дать экскурс в историю вопроса. Викарная епископская кафедра в Ижевске открыта 28 июня/11 июля 1921 года указом Высшего Церковного Управления за 985 с наименованием епископа «Ижевским» и местопребыванием по городу титулатуры [vi] . Идея же образования самостоятельной Ижевской епархии принадлежит, вероятнее всего, епископу Сарапульскому Алексию (Кузнецову), который в ноябре 1923 года обратился с подобным проектом к Святейшему Патриарху Тихону (Беллавину). Епископ Алексий пишет в этом докладе: «Будучи центром в торговом, промышленном и административном отношениях Ижевск является объединяющим центром и в церковном отношении, и параллельно с централизацией гражданских областных управлений выдвигает потребность и церковного епархиального управления в целях развития миссионерской деятельности среди инородцев-вотяков, которые до сих пор, как некогда Самаряне, допускают двойственность в религиозных верованиях: исполняя обряды и освящаясь Св. Таинствами Православной церкви, они в то же время допускают по-прежнему моления в рощах с жертвоприношениями. В силу вышеизложенного весьма благовременно открыть в г. Ижевске кафедру самостоятельного Епархиального Архиерея» [vii] . Однако Святейшим Патриархом Тихоном подобное преобразование было сочтено несвоевременным. Ходатайствовал епископ Алексий об открытии Ижевской епархии и перед Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским), но последний по этому вопросу заявил, «что ломать епархии не будет и в каком виде принял их, в таком и сдаст» [viii] . Реальным же двигателем в деле преобразования Ижевского викариатства Сарапульской епархии в самостоятельную кафедру явилось нежелание «непримиримой» части Ижевского духовенства и верующих находиться в церковном подчинении Сарапульскому епископу Алексию.

http://bogoslov.ru/article/1295104

Сперва Архиереи оного именовались Санкт-Петербургскими и Шлиссельбургскими, потом, с 1770 года, Архиепископ титуловался Санкт-Петербургским и Ревельским по 1775 год, а в сем году начал писаться Новгородским и Санкт-Петербургским; с 1799 года преемник его Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским; с 1801 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским, а с 1803 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. В 1745 году та же Государыня Императрица учредила Епископство Галицкое и Костромское, продолжающееся доныне под названием Костромского и Галицкого. В 1764 году, Января 13, в помощь Московскому Митрополиту учреждена Викарная СЕВСКАЯ Епархия, в которой Епископы сперва именовались Севскими и Брянскими, а потом, с 1788 года, Севскими и Орловскими; но в том же 1788 году Епархия сия сделана самоместной под именованием Орловской и Севской, а Викарию Московскому положено именоваться Дмитровским (см. ниже). В 1775 году учреждена Епархия СЛАВЕНСКАЯ. Первый и второй Архиепископ именовались Славенскими и Херсонскими, третий с 1786 года Екатеринославским и Херсониса Таврического, а с 1789 года ещё и Блюстителем Молдо-влахийской Ексархии. Четвёртый был с 1792 года Митрополит, а с 1799 года Архиепископы и именовались Новороссийскими и Днепровскими, а с 1803 года – Екатеринославскими и Херсонскими и Таврическими. В 1783 году по трактату с Грузией присоединена к России Екзархия Грузинская, и Католикос оной пожалован навсегда Членом Святейшего Синода. В 1785 году, Июля 27, учреждена Епархия НОВГОРОДОСЕВЕРСКАЯ. Епископу велено именоваться Новгород-Северским и Глуховским. Епархия сия в 1799 году по состоявшемуся штату упразднена. В том же 1785 году учреждена быть Викарной Митрополита Киевского Епархия ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ, с наименованием Епископа оной Переяславским и Бориспольским (смотри выше и ниже). В 1787 году учреждена Епархия ФЕОДОСИЙСКАЯ, Викарная Екатеринославская, но в 1799 году упразднена. Епископы оные именовались Феодосийскими и Мариупольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2 . Суздальский и Тарусский. 3 . Смоленский и Брянский. 4 . Рязанский и Муромский. 5 . Тверской и Кашинский. 6 . Астраханский и Терский. 7 . Псковский и Изборгский. 8 . Сибирский и Тобольский. 9 . Архангельский в Москве. Епископы: 1 . Коломенский и Каширский. 2 . Карельский и Орешецкий. Статья IV. Степени Архиереев, бывшие после 1700 года Митрополиты: 1 . Киевский, Галицкий и всея Малой России. 2 . Великоновоградский и Великолуцкий. 3 . Казанский и Свияжский. 4 . Астраханский и Терский. 5 . Ростовский и Ярославский. 6 . Псковский в Изборгский. 7 . Смоленский и Дорогобужский. 8 . Сибирский и Тобольский. 9 . Крутицкий. 10 . Нижегородский и Алатырский. 11 . Рязанский и Муромский. 12 . Белгородский и Обоянский. 13 . Суздальский и Юрьевский. Архиепископы: 1 . Черниговский и Новгород-Северский. 2 . Вологодский и Белоезерский. 3 . Тверской и Кашинский. 4 . Коломенский и Каширский. 5 . Вятский и Велико-Пермский. 6 . Холмогорский и Важский. 7 . Устюжский и Тотемский. Епископы: 1 . Звенигородский. 2 . Тамбовский. 3 . Воронежский. Статья V. Степени Архиереев Великороссийских местных и Викарных по штату, в 1764 году состоявшемуся А) Местные: 1 Класса 1 . Новгородский. 2 . Московский. 3 . Санкт-Петербургский. 2 Класса 1 . Казанский. 2 . Астраханский. 3 . Тобольский. 4 . Ростовский. 5 . Крутицкий. 6 . Псковский. 7 . Рязанский. 8 . Тверской. 3 Класса 1 . Смоленский. 2 . Нижегородский. 3 . Белоградский. 4 . Суздальский. 5 . Вологодский. 6 . Коломенский. 7 . Вятский. 8 . Архангелогородский. 9 . Устюжский. 10 . Воронежский. 11 . Иркутский. 12 . Переславский. 13 . Костромской. 14 . Владимирский. 15 . Тамбовский. Б) Викарные: 1 . Новгородский-Олонецкий. 2 . Московский-Севский. Статья VI. Степени всех Архиереев Великороссийских и Малороссийских, местных и Викарных по штату, в 1799 состоявшемуся А) Местные: 1 Класса 1 . Киевский. 2 . Новгородский. 3 . Московский. 4 . Санкт-Петербургский. 2 Класса 1 . Казанский. 2 . Астраханский. 3 . Тобольский. 4 . Ярославский. 5 . Псковский. 6 . Рязанский. 7 . Тверской. 8 . Екатеринославский. 9 . Могилёвский. 10 . Черниговский. 11 . Минский. 12 . Подольский. 3 Класса 1 . Калужский. 2 . Смоленский. 3 . Нижегородский. 4 . Курский. 5 . Владимирский. 6 . Вологодский. 7 . Тульский. 8 . Вятский. 9 . Архангельский. 10 . Воронежский. 11 . Иркутский. 12 . Костромской. 13 . Тамбовский. 14 . Орловский. 15 . Полтавский. 16 . Волынский-Житомирский. 17 . Пермский. 18 . Пензенский. 19 . Слободский-Украинский. 20 . Оренбургский. Б) Викарные: 1 . Киевский Чигиринский. 2 . Новгородский Старорусский. 3 . Московский Дмитровский. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 1. - 1807. - XI, 643, X, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Митрополия Швейцарии основана в 1982 г., включает в себя приходы Швейцарии и Лихтенштейна. Ее кафедра, которую сейчас занимает митрополит Дамаскин, расположена в Женеве. Митрополит является также экзархом Европы. У него есть один викарный епископ — Лампсакийский. Митрополия Швейцарии играет одну из ключевых ролей в Константинопольском Патриархате, благодаря главным образом Православному центру в Шамбези — деревушке неподалеку от Женевы, в которой также расположена резиденция митрополита. Этот центр был основан при Патриархе Афинагоре на случай, если бы Константинопольскому Патриарху пришлось покинуть Стамбул. Также он стал центром экуменической деятельности Константинопольского Патриархата — в том числе благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей. Община греков в Италии появилась очень давно — еще в 1498 г., после падения Византийской империи. Тем не менее, митрополия Италии была учреждена лишь в 1991 г., а в 1998 г. признана итальянскими властями. Кафедру, которая является также экзархией Южной Европы, занимает митрополит Геннадий. Она находится в Венеции — как в силу того, что греческая община в этом городе имеет долгую историю, так и потому, что Ватикан не допускает присутствия кафедры православного епископа в Риме. Митрополия дважды в месяц издает журнал «Православная жизнь». Митрополия Торонто до 1996 г. была частью Американской архиепископии, в 1996 же году стала отдельной митрополией, включившей в себя всю Канаду. Она возглавляется митрополитом Сотирием, который имеет также викарного епископа Христофора с титулом Андидского. Кафедра митрополии расположена в Торонто. Митрополия Буэнос-Айреса основана в 1996 г. Ранее она была частью Американской архиепископии. В нее входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай, Колумбия, Перу и Эквадор. Митрополит — ныне Геннадий — является экзархом Южной Америки. Его кафедра находится в Буэнос-Айресе. Он имеет викарного епископа с титулом Асского. Митрополия Панамы, как и предыдущие, изначально была частью Американской архиепископии, а в 1996 г. стала отдельной епархией. Она включает в себя все страны Центральной Америки: Панаму, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Андорру, Сальвадор, Белиз, а также Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Багамские острова, Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Доминиканскую республику и Ямайку. Центр митрополии находится в Мехико, Мексика. Ее глава митрополит Афинагор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В древности перемещение епископов с кафедры на кафедру в принципе не допускалось. Епископ – жених Церкви, в которую поставлен. Согласно 14-му апостольскому правилу, «непозволительно епископу оставляти свою епархию и во иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве, когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению». Исключения допускались, но в древности они были редки. Помощниками правящих епископов в 4 в. были хорепископы, которые ставились в малых городах и еще чаще в селах. В 57-м правиле Лаодикийского Собора, однако, запрещалось ставить новых хорепископов. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в некоторых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упраздненных епархий – титулярные епископы, которые впоследствии послужили прообразом викарных епископов, но древние хорепископы, в отличие от викарных епископов нового времени, управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии. Помощниками епископа в управлении епархией были также пресвитеры, особенно те, которые служили в кафедральном храме. В 3 в. при кафедрах везде почти существовали пресвитериумы, своего рода пресвитерские советы. В 4–5 вв. обязанности отдельных членов пресвитериума находят свое закрепление в канонах (Гангр. 7, 8; Феоф. 10; 4 Всел. 2, 3, 23, 25, 26). Особенно часто в этих канонах упоминается должность эконома. Как институт наиболее полное развитие пресвитериум получил в Константинопольской Церкви, по примеру которой устраивались пресвитериумы и в других Церквах Византии. Среди должностных лиц константинопольского пресвитериума были: эконом; сакелларий, заведовавший монастырскими делами; скевофилакс – ризничий; хартофилакс – хранитель официальных документов; сакелий, на попечении которого находились приходские церкви и приходское духовенство; протэкдик – главный ходатай по церковным делам; протопресвитер – ему вверялись богослужебные дела и испытание ставленников в пресвитеры и диаконы; иеромнимон, помогавший протопресвитеру в заведовании богослужебными делами; канстризий – помощник скевофилакса (ризничего); референдарий – посредник между епископом (патриархом) и государственной властью; логофет – счетовод и помощник протэкдика и хартофилакса; ипомниматограф – помощник хартофилакса, заведовавший нотариальными делами. За исключением протопресвитера, все эти должностные лица могли быть и не пресвитерами, а диаконами. 34.4.Епархиальное управление в истории Русской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

19 июля 1796 года последовал указ об учреждении, викарной епископской кафедры на острове Кадьяке. 1125 В указе отмечено миссионерское значение новоучреждаемой кафедры и высказана надежда, что с учреждением викарной Иркутской епископии на острове Кадьяке распространение православной веры среди народов, обитавших «в части Северной Америки», пойдет еще успешнее. Иркутскому викарию давался титул епископа «кадьякского и, прочих прилежащих к тому островов». В виду высоких задач и цели Кадьякской епископии, русское правительство нашло неудобным содержание её возлагать на компанейцев, оно положило кадьякскому епископу с его штатом казенное содержание, как прочим викариям, в размере 4030 руб; 80 коп. в год. Епископом назначался начальник кадьякской миссии архимандрит Иоасаф с тем, чтобы посвящение его совершено было в Иркутске. На проезд его с островов в Иркутск для посвящения и обратно, а также на первоначальное обзаведение положена особая сумма в 2000 руб. Таким образом, правительство, можно сказать, внимательно отнеслось к материальному обеспечению Кадьякского викариатства. При этом необходимо заметить, что указом об открытии Кадьякской епископии в миссию определен специальный переводчик из тобольских купцов Осип Прянишников с окладом 225 руб. в год. 1126 Прошло около трех лет со времени указа, от 19 июля 1796 года, до тех пор, пока в марте 1799 года в Иркутске состоялось посвящение архимандрита Иоасафа в епископа кадьякского. Это посвящение в истории Русской Церкви является едва-ли не исключительным, так как было совершено только одним иркутским и нерчинским епископом Вениамином I (Багрянским). Вскоре после посвящения, епископ Иоасаф в том же 1799 году отправился в далекий путь к месту служения со свитой в 12 человек и богатой, по преданию, ризницей. До Охотска путешественники доехали благополучно. В Охотске они пересели на компанейский корабль «Феникс». В дальнейшем пути пучина моря поглотила несчастный «Феникс» и его пассажиров. Когда, где и при каких обстоятельствах случилась катастрофа, осталось вечной тайной, так как никто не спасся из бывших на корабле. Из того, что близ острова Кадьяка – резиденции епископа, морские волны не раз выбрасывали свечи, воск и обломки разных вещей, имевших церковное назначение, можно полагать, что гибель «Феникса» и его пассажиров произошла у самой цели плавания епископа Иоасафа с штатом. Вместе с епископом погибли известный миссионер и сотрудник мученика Ювеналия – иеромонах Макарий и иеродьякон Стефан. Между погибшими был архиерейский певчий, брат знаменитого американского миссионера на острове Уналашке Иннокентия (Вениаминова) , впоследствии епископа Камчатского, а затем митрополита московского. Вероятно, тогда же погиб переводчик Прянишников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Епархиальная власть г. Саратова предоставляла еп. Дамиану возможность решения узких и второстепенных вопросов (дела об определении псаломщиков, о пострижении послушниц в монастырях и разрешении браков несовершеннолетним и в степенях родства) - в рамках полномочий викарного епископа. Но полноценное управление Царицынским уездом требовало постоянного присутствия епископа в Царицыне и более широкого круга полномочий, выходящих за рамки викарного. С определённой долей отчаяния, епископ Дамиан писал в докладной записке: «С такими узкими полномочиями, какими облекает меня епархиальная власть, царицынцы не желают иметь епископа; упомянутые функции можно выполнять мне и в г. Саратове, не оставляя Спасо-Преображенского монастыря. Жизнь в этом крае бьёт бурным ключом, и я без надлежащих полномочий не в состоянии буду проявить никакой инициативы; с первых дней служения создаётся положение безвыходное. По всем вопросам в делах приходских с функциями миссионерскими, просветительными, благотворительными, в делах по всякого рода организациям - коллективам, братствам, попечительствам, в делах по замещению множества священнослужительских вакансий, о чём вопиют верующие по всей епархии, а также в сношениях с гражданским ведомством и пр., - я буду неправомочен, и на все просьбы должен буду говорить: «не имею права». Это поведёт к большим служебным осложнениям и нежелательным трениям между Царицыном и Саратовом, трениям, которые и без того были всегда и ныне существуют». Исходя из сказанного Дамиан просит Св. Патриарха предоставить ему «как епископу г. Царицына более широких полномочий, по крайней мере в двух уездах - Царицынском и Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском, путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской; остальные вышеупомянутые уезды и округа сами возбудят ходатайство о перечислении их в церковном отношении к Царицыну. В настоящее время сделать это трудно, потому что всякие собрания по уездам запрещены». И далее указывает ещё несколько веских обстоятельств в пользу открытия самостоятельной кафедры: «1) Отдалённость от Саратова Царицынской территории и затруднительность в путях сообщения, особенно зимою; 2) положение г. Царицына, как крупнейшего торгово-промышленного пункта Юго-Восточной России; здесь металлургический завод с 20 тыс. рабочих, здесь центр всяких религиозных течений; 3) с переименованием Царицына в губернский город, он сделается и центром административным».

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Священный сан Число лиц Архиепископ Епископ Архимандрит Протопресвитер Митрофорный протоиерей Протоиерей Иеромонах Иеродиакон Диакон Без сана Итого: Источник: составлено автором по данным т. 3, с. 161–170] Таблица 12. Состав Первого Казанского миссионерского съезда по внешней миссии 1910 г. по должности участника, чел. Должность Число лиц Примечание Епархиальный архиерей Викарный архиерей миссионерской епархии Еп. Мамадышский (поз. 12 в списке) Викарный архиерей Из них 1 чал. – ректор КазДА (поз. 10 в списке) Архиерей на покое Настоятель Большого Успенского собора в Москве Чиновник особых поручений при Обер-Прокуроре д.с.с. Скворцов В.М. (поз. 16 в списке) Благочинный инородческого округа Начальник скита иеромонах Серафим (Кузнецов) (поз. 67 в списке) Член епархиального миссионерского комитета Настоятель Касимовской миссии Начальник Киргизской миссии Епархиальный миссионер Миссионер, уездный миссионер, миссионер Киргизской миссии Секретарь Духовной консистории Секретарь братства св. Гурия Ректор духовной семинарии Профессор Духовной академии Профессор Казанского университета Плюс 1 чел. – совместитель из числа профессоров КазДА (поз. 20 в списке) Доцент Духовной академии Директор учительской семинарии Инспектор народных училищ Казанской губернии Епархиальный наблюдатель ЦПШ Уездный наблюдатель ЦПШ Заведующий миссионерской школой Заведующий второклассной ЦПШ при учительской семинарии Законоучитель духовной семинарии Законоучитель крещено-татарской школы Преподаватель духовной семинарии, епархиального училища, духовного училища Преподаватель миссионерских курсов Протоиерей Иеромонах Иеродиакон Студент Казанской Духовной академии В сане иеромонаха (поз. 66 в списке) Слушатель миссионерских курсов Книгоноша Православного Миссионерского общества Студент Петербургского университета Скворцов М.В. (поз. 169 в списке), предположительно сын Скворцова В.М. Мирянин Итого: Источник: составлено автором по данным т. 3, с. 161–170] Главной задачей Съезда определялось: «сделать смотр своим силам миссионерским, сплотить и вдохновить их – воодушевить общество любовью и рвением к святому делу спасения коснеющих во тьме язычества и греховных прелестях мусульманства» с. 5–12]. Ключевым противником православной миссии был определен исламский прозелитизм, а одними из ключевых положительных направлений – развитие Среднеазиатской миссии и решение проблем татарского народа, особенно принявших православие.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Должность «викарий» существует в католич. Церкви и на уровне диоцезального, или епископского, управления. Причем носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католич. Церкви в этом значении термина напоминают В. в Русской Православной Церкви. Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т. к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией, иначе говоря, кафедра, наименование к-рой они носят в своем титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им еп-ств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов - episcopi in partibus infidelium (епископы в странах неверных) - сохранялось до кон. XIX в. Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го прав. Вселенского I Собора , к-рое не допускает существования 2 епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны др. епископа, в особенности в совершении рукоположений, то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католич. Церкви в правосл. Церкви, в частности Русской, они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют свое служение. В католич. Церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских еп-ств и одновременным удалением католич. епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближ. Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Зап. Европы с ее относительно обширными еп-ствами (диоцезами). Впосл. эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католич. епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской Церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католич. Церкви в наст. время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) Церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр.

http://pravenc.ru/text/158444.html

В пределах своей епархии епископ является: 1) Главным религиозным учителем и выразителем религиозного сознания церковной общины. Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии, и от него исходит право проповеди, принадлежащее священникам, так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церквах его епархии. Кроме проповеди, епископ наблюдает за религиозным просвещением своей паствы, в качестве блюстителя чистоты веры и нравственности епархиальный епископ охраняет свою паству от суеверий и отпадения от православной веры. 2) Как главный первосвященник епископ имеет право совершать в пределах своей епархии все священнодействия; некоторые же из священнодействий (рукоположение на все церковно-иерархические степени, освящение новосозданных церквей или, по крайней мере, антиминса для них) могут быть совершаемы исключительно епископом. 3) Епископ есть главный администратор, блюститель церковного порядка и судья в своей епархии. Так как власть каждого епископа ограничена пределами его епархии, то всякому епископу запрещается самовластно действовать в чужой епархии, именно проповедовать и совершать богослужебные акты, в особенности же рукополагать клириков и присваивать чужие приходы. Кроме того, каждый епископ обязан подчиняться высшей церковной власти. В Синодальный период архиерей управлял епархией при помощи викарных епископов и Духовной Консистории. Викарии имели право поставлять церковнослужителей, а по поручению епархиального архиерея – и священнослужителей. Ведению викариев подлежали отдельные отрасли епархиального управления. Духовные Консистории являлись присутственным местом, через которое архиерей управлял епархией и вершил в ней духовный суд. Членами Консистории были представители черного и белого духовенства. Для производства дел при Консистории существовала канцелярия, которую возглавлял светский чиновник секретарь. По всем епархиальным делам Консистория составляла предварительные решения и представляла их на утверждение епархиальному архиерею. Епархиальное управление русской церкви в период 1917 – 2000 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010