Вскоре семинаристов начали «прокачивать» через крейсер «Аврора» и в плановом порядке учить патриотизму. А кто уклонялся от «корабельной повинности», тот попадал в чёрный список. Наивные экскурсанты с крестиками на шее робко спрашивали; как корабельные орудия могли помочь восставшим в ходе боев, ведшихся в уличных лабиринтах? Разве что бабахнуть по Зимнему? (Рекорд, достойный книги Гиннеса: один выстрел – и 70 лет разрухи.) И только в эпоху гласности был получен ответ: «Аврора» стояла под парами на случай подавления большевистского переворота. Взяв на борт Ульянова, Троцкого, Зиновьева и К°, крейсер должен был свалить в Швецию, к тамошним социал-демократам... «Шум – шир» («снят – назначен») В начале 1970-х годов ректором ЛДАиС был епископ Тихвинский Мелитон (Соловьёв). Участник Великой Отечественной войны, он к тому времени уже достиг преклонного возраста, и руководить сложным академическим хозяйством ему становилось всё труднее и труднее. Реальную административную власть сосредоточил в своих руках инспектор-протоиерей Владимир Сорокин, и владыка Никодим должен был мириться с этим. Но всему есть предел, и осенью 1974 г. последовал «шум – шир». (Так наши студенты-эфиопы говорили об очередном перевороте: «снят – назначен».) Мне довелось быть невольным свидетелем этого события. В то время митрополит Никодим находился в своей подмосковной резиденции на излечении от очередного инфаркта. Но и из Серебряного Бора он руководил «кадровыми перестановками». ... Слышу звон колокольчика и поднимаюсь на второй этаж. Владыка просит набрать ленинградский номер и соединить его с викарным епископом Мелитоном. Передаю трубку архиерею и деликатно направляюсь к выходу. Но святитель делает знак рукой: можно остаться, особых секретов нет. Начинается диалог: мягко, но настойчиво владыка даёт понять епископу Мелитону, что «ресурс исчерпан», и ради пользы дела нужно подать в отставку. По всему чувствуется, что на другом конце провода – некоторое смятение: вроде бы и пора отдать часть нагрузки, но, как-никак – это если и не удар, то щелчок по самолюбию. Минут десять ушло на уговоры, прежде чем владыка Мелитон «сломался». (Ещё несколько лет, вплоть до своей кончины, он по-прежнему был викарным архиепископом, и оставил у всех знавших его добрую о себе память.)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Св. Син. 4–17 Февр. 1898 г. Ц. Вед. 2. Один из епархиальных преосвященных просил Святейший Синод о разрешении викарному епископу выдавать ставленические грамоты рукополагаемых им священнослужителям и имеет установленную архиерейскую печать для приложения ее к ставленическим грамотам и другим документам. Святейший Синод, принимая во внимание, что означенный викарный епископ, по данной ему от епархиального преосвященного инструкции, заведует отдельною частью епархии кандидатов на священнослужительские места и рукоположения этих кандидатов в священный сан и что в существующих узаконениях нет препятствий к выдаче викарным епископом ставленических грамот лицам, им не только рукополагаемым, но и назначаемым на места, разрешил помянутому викарному епископу: 1) выдавать ставленические грамоты лицам, назначаемым им на священнослужительские места и рукополагаемым в священный сан, и 2) иметь установленную архиерейскую печать (опред. Св. Син. 1–25 Июн. 1911 г. Приб. Ц. Вед. г.). ж) Уставы и инструкции по разным частям церковного управления, напр.: уставы духовно-учебных заведений, инструкция благочинному, инструкция церковным старостам и инструкция настоятелям церквей. з) Указы Св. Синода, коими делаются какие-либо общие распоряжения по ведомству. (Есть сборник этих циркуляров А. Завьялова, изданный в 1901 году 2-м изданием). и) Свод Законов,– постольку, поскольку он допущен по применению к делам духовного ведомства, и i) Полное Собрание Законов. Примечание 1. Номоканон при Требнике, хотя и до сих пор продолжает издаваться у нас и в некоторых случаях может служить руководством при определении дисциплинарных взысканий лицам монашествующим за их проступки (Уст. Дух. Конс., ст. 196), тем не менее Св. Синод очень часто относился с сомнением как к отдельным статьям этого Номоканона, так и к целому его составу (напр., о родстве между кумом и кумою, ст. 211 и 212). Ныне после синодального издания Книги правил, он, по замечанию проф. Павлова, остается нужным разве только потому, что для некоторых правил, принятых как греческою, так и русскою церковию вне вселенского канона, у нас нет в славянском переводе другого источника, кроме Номоканона при Требнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

27 июля 1905 г. Император Николай Александрович подписал указ о необходимости подготовительных работ по вопросам, предложенным к рассмотрению на Поместном Соборе. Перечень этих вопросов был составлен К. П. Победоносцевым с учетом документов, появившихся в период обсуждения церковной реформы весной 1905 г., и отражал определенные итоги газетной полемики. Всем епархиальным архиереям до 1 декабря 1905 г. предлагалось подать докладные записки по указанным вопросам. Во исполнение этого указа 19 сентября 1905 г. при митрополите С.-Петербургском Антонии (Вадковском) создана была специальная Комиссия для обсуждения предложенных вопросов. В нее вошли викарные епископы Сергий (Страгородский) , Антонин (Грановский), Кирилл (Смирнов), а также протопресвитер о. И. Л. Янышев, профессор Петербургского университета протоиерей о. М. И. Горчаков, ректор Петербургской духовной семинарии архимандрит о. Сергий (Тихомиров) , преподаватели СПбДА по каноническому праву и историческим дисциплинам: архимандрит о. Михаил (Семенов), профессора П. Н. Жукович, И. И. Соколов , А. И. Бриллиантов ; от приходского духовенства смотритель духовного училища протоиерей о. Д. Т. Мегорский и священник о. И. Острогорский. Секретарями были назначены И. Острогорский и архимандрит Михаил (Семенов), активно привлекавшийся митрополитом Антонием для составления различных записок о церковной реформе. Первое заседание Комиссии проходило вечером 22 сентября в покоях митрополита Антония 1775 . Решено было создать две подкомиссии. В первую под председательством М. И. Горчакова вошли архимандрит Михаил (Семенов), П. Н. Жукович, И. И. Соколов , А. И. Бриллиантов , о. Д. П. Мегорский, И. Острогорский и викарные епископы. Во вторую (где рассматривался всего один вопрос – об усовершенствовании духовной школы) помимо о. И. Л. Янышева (председателя) вошли ректор СПбДС архимандрит Сергий (Тихомиров) , профессор СПбДА М. И. Каринский 1776 , инспектор духовной семинарии В. А. Мартинсон 1777 и смотритель духовного училища протоиерей о. Д. Д. Целиков. Подкомиссии было предоставлено право приглашать в свой состав компетентных в указанном вопросе лиц. 28 сентября о. Янышев подал заявление с просьбой освободить его от поста председателя, 30 сентября оно было рассмотрено в заседании академического Совета и тогда же председателем подкомиссии вместо него был назначен ректор СПбДА епископ Сергий (Страгородский) , формально в этой должности утвержденный 25 октября 1778 ; затем в протоколах председателем значится архимандрит Сергий (Тихомиров) , 12 октября назначенный ректором СПбДА 1779 . Из профессоров Духовной Академии к работе подкомиссии были привлечены Н. Н. Глубоковский и Н. К. Никольский (профессор по кафедре гомилетики, с 23 декабря 1905 г.– по кафедре русской церковной истории).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Таких викариев могут иметь не только архиепископы в окружных городах, но и простые епископы, живущие в других епархиях, в особенности престарелые, слабые здоровьем, вообще обременяющееся епархиальными делами и, конечно, заявившие об этом высшей церковной власти. Избираться в викарные епископы должны по соглашению между правителем епархии и самой епархией (т. е. представителями от духовенства и мирского общества епархии- на епархиальных съездах), утверждаться в должности святейшим Синодом (высшей государственной власти об этом не представляется надобности и докладывать); посвящаться – обычным способом епископского посвящения. На содержание викарных епископов нет надобности назначать какая-нибудь особенные ассигновки. В тех случаях, когда викаратство учреждается по добровольному соглашению местного епископа и самой епархии, и содержание его должно получаться из средств епископа и епархии. А в том случае, когда учреждение викариатства является необходимым, т. е. когда местный епархиальный епископ избирается вместе с тем а окружным архиепископом, причем в руках его соединяются и два оклада: епископский и архиепископский, ему не трудно будет удалить хоть половину одного из них на содержание викария. Впрочем, в иных случаях, где викаратство учреждается не столько по добровольному заявлению со стороны епископа и епархии, сколько по существенной необходимости, по особенной трудности и многосложности епархиальных дел, на содержание викарных могут быть отчисляемы и особенные оклады из общих церковных или государственных источников. Из викарных епископов могут подготовляться хорошие кандидаты для замещения полных епископских месть. Впрочем, они не должны считаться, по самому званию своему, непременными и преимущественными кандидатами на самостоятельный епископские места. Свободный выбор самих епархий в этом случае никак не должен быть стесняем. Не только в других епархиях, но даже в тех самых, где викарные епископы уже заведывали епархиальными делами, в случае упразднения епископской кафедры, вместе с викарными епископами (или даже и совсем помимо их) могут быть предъявляемы и избираемы и другие кандидаты на замещение полного епископского места: архимандриты, протоиереи, священники и даже достойные миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Еще в июле 1833 года, предчувствуя возможность возведения Лужинского в епископский сан, пр.Смарагд доказывал вред, какой может последовать от этого. «Если», – писал он 29-го июля обер-прокурору Нечаеву, – «назначен будет в Полоцк униатский викарий, (как там надеются, поддерживая чрез сие унию), то вредная для России уния паки и паки укрепляться будет» 417 . Другое его письмо к тому же Нечаеву от 25-го декабря еще более тревожно: «Сомневаюсь», – писал он, – «чтобы на будущее время понадобились мне священники 418 . Спрашиваете, почему так? А вот почему: достоверно слышу, что в Полоцк назначается униатский викарный епископ из здешних протопопов. Униаты наши вдруг на безмерное множество ступеней поднялись, торжествуют и гордятся; да начинают уже и посмеиваться над нами. Называют нас обманщиками. «Государь, говорят, хочет, чтоб процветала уния по-прежнему, а схизматики только людей обманывают. He слушайте, плюньте им в глаза. Каковы ксендзы схизматицкие, воры и обманщики, таков их и архиерей; а нам опять Царь дает нашего бискупа» и пр. Истинно не могу понять: отчего это? К чему? Для чего? Только скажу, что дело присоединения униатов теперь на долгое время должно приостановиться, и притом не могу теперь я ручаться, чтобы и присоединенные удержались в православии. Столь назначение сюда, без всякой совершенно нужды, викарного униатского вскружило головы безумным униатам. Оно столь же сильное влияние сделало в пользу униатства, сколь сильное имело влияние в пользу православия несуществование здесь униатского епископа. Простите моему неразумию, если скажу, что недальновидная и вредная для церкви мысль была в назначении сюда викарного униата. Скорблю о сем всей душой, потому что дело, по моим предначертаниям близкое к разрушению, ныне паки утвердилось и надолго, сколько знаю я дух здешней пагубной страны. Сделанную ошибку в назначении в уездный городишко униатского епископа не исправит и Д.Н. 419 . Впрочем, буди во всем воля Божия. Я желал бы, чтоб скорбь моя и мои мысли известны были и членам Св.Синода. Великая ошибка сделана. Как изволите после усмотреть на опыте» 420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

п. 168 . Некоторые викарные архиереи, в силу исключительных местных обстоятельств имеют более обширную компетенцию, так как они с подчиненными им духовыми правлениями, действительно ведут церковное управление в известном местном районе, именно викарии холмско-варшавской епархии – епископ Люблинский 169 , и викарий Иркутской епархии – епископ Читинский 170 . Наконец, возможно даже, что епископ, посвященный в качестве викария, управляет епархией, не подчиняясь главному епархиальному епископу и даже вне епархии этого последнего; в таком исключительном положении находится православный епископ, посвященный в епископа Ревельского, викария Рижской епархии, в действительности же для прохождения епископской должности в Японии, где он и пребывает. Должно сознаться, что институт викарных архиереев не без натяжек оправдываемый в римско-католическом церковном праве посвящением на фиктивные кафедры в странах неверных, не легко примиряется и с принципами восточного церковного права. До XVIII в. на Руси вообще строго соблюдался принцип, выраженный I вселенским собором 171 , что в одном городе, или, что тоже, в одной епархии 172 не должно быть двух епископов. В настоящее время викарный архиерей посвящается 173 во епископа одного из уездных городов данной епархии, в которой учрежден викариат 174 . Ho это не значит, чтобы епископ, получающий свой титул от того или другого уездного города в епархии, имел в своем церковном управлении этот город и принадлежащий к нему уезд. Обыкновенно викарный архиерей в отношении к этому уезду имеет не большие права, чем и в отношении ко всем другим уздам епархии, проживая в городе и помогая епархиальному епископу ведением той или другой отрасли общеепархиального управления. Следовательно, в посвящении епархиальных архиереев на кафедры, находящиеся в уздах, точно также действует фикция, как и в католическом посвящении епископов in partibus. С другой стороны, если бы предположить такой порядок вещей, при котором каждый викарный архиерей действительно управлял бы уездом, от которого он получает свой титул, то и при таком порядка трудность примирения викариата с правилом первого вселенского собора нисколько не облегчалась бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

– В чем должно проявляться пастырство архиерея? – Епископ переводится как надзиратель. Самая главная его роль – быть примером для священников и мирян в своей благочестивой жизни. Он также обязан помогать священникам, если у них не складывается тот или иной род деятельности. Ведь сегодня священник – это и пастырь, и учитель, и воспитатель, и строитель, и реставратор, и администратор, и пожарный. И наконец, никто не снимал с епископов ответственность за чистоту богословского учения. Епископ также является преемником апостолов, а апостол это тот человек, который всегда проповедовал слово Божие людям. Епископ должен ездить на приходы, разговаривать с прихожанами и проповедовать слово Божие каждому из них. Если мы говорим " каков поп, такой и приход " , то, наверное, можно сказать " какой епископ, такие и священники у него в епархии " . – Что тревожит современного архиерея? – Прежде всего меня беспокоит отсутствие времени: " Почему в сутках только 24 часа " . Проблем и дел очень много. Беспокоит всплеск негативных публикаций о Церкви, который произошел в прошлом году. Для меня очень важно преподавание в наших школах такого предмета , как Основы православной культуры. В сложившейся вокруг него ситуации ¬– во многом недоработка клириков и мирян. Но надо исправлять ситуацию, учитывая совершенные ошибки. Иначе мы скоро будем жить в другой стране. Поэтому меня пугает, что менее 50% выбирают изучение Основ православной культуры. Например, в Юго-Восточном округе Москвы, где я являюсь викарным архиереем, ОПК выбрало 40%. А ведь Православие, христианство, – основа всей русской культуры уже более тысячи лет. Меня беспокоит невнимательность священнослужителей к людям. Приходится разбираться в некоторых случаях, и видишь, что проблема могла быть решена гораздо проще, если бы священник более внимательно, неравнодушно отнесся к этому человеку. Ну и беспокоит меня свое собственное духовное состояние. Мы должны совершенствоваться, пытаться привести себя в соответствие с Евангелием и заповедями. Но я думаю, это беспокойство обычно для каждого христианина, имеющего совесть и христианское самосознание.

http://religare.ru/2_99473.html

Раздел 11. Епископский совет А) Епископ имеет право назначить Совет для помощи в его пастырской, миссионерской и образовательной работе, особенно в отношении пастырской работы в более удалённых и малочисленных общинах. Б) Епископский совет обладает совещательной ролью и обязан собираться не реже двух раз в год. Он включает в себя: 1. Других ассистирующих епископов или пресвитеров, избранных в соответствии с разделом 13 ниже. 2. Главного викария. 3. Двух пресвитеров, избранных епископом. 4. Двух мирян или членов диаконата, избранных епископом из числа членов Собрания. Избранные епископом в соответствии с пунктами 3 и 4 служат в Совете в течение одного года и могут возобновить своё служение в дальнейшем только по прошествию двух лет. Епископ имеет право приглашать на отдельные заседания Епископского совета и других людей. Он обязан назначать секретаря, ведущего поминутный протокол, который далее рассылается всем участниками заседания, председателю и секретарю Собрания. Раздел 12. Ассистенты епархиального епископа А) В случае если епископ примет решение о необходимости ему дальнейшей помощи в своей пастырской работе, он имеет право предложить Собранию рассмотреть вопрос о выделении зарплаты: 1. Не более, чем двум викарным епископам, 2. Одному или более пресвитерам, кандидатуры которых обязаны быть им выдвинуты сразу же. Б) Собрание обязано принять номинацию викарного епископа или пресвитера на эту должность не менее, чем двумя третями голосов присутствующих, и в случае если викарный епископ пройдёт номинацию, его имя должно быть отправлено в Священный Синод для избрания им. В) викарный епископ не обладает правопреемством, но может быть избран епископом в соответствии с процедурами, изложенными в настоящей статье. Статья III. Пресвитериат Раздел 1. Цель Пресвитериат является структурой, объединяющей вместе всех служащих в Епархии пресвитеров с целью оказания помощи епископу в исполнении им его пастырской деятельности в Епархии, для обсуждения общих проблем и предложения ему рекомендаций, как подобает Совету и Собранию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Сирийский католический епископ осудил бомбардировки, осуществленные французской авиацией 30.09.2015 15:36 Версия для печати Алеппо, 30 сентября. Отвечая на вопрос об ударе французской авиации с воздуха на силы «Исламского государства» в Сирии, католический епископ из Алеппо осудил военные меры Франции как «очередной эпизод в ряду неадекватных действий и выбора, сделанного западными державами». Жорж Абу Хазен, викарный епископ диоцеза латинского обряда в Алеппо, сказал в интервью информационному агентству Fides, что действия французских бомбардировщиков стали результатом «бессмысленных и противоречивых рекомендаций», передает «Седмица» . Несмотря на то, что Франция позиционирует свою военную кампанию в Сирии как предназначенную ослабить «Исламское государство», последнее, по словам епископа, «никогда бы не обрело такой силы, если бы у него не было поддержки и финансирования со стороны стран Запада». Сирийский католический епископ сказал, что бомбежка, предпринятая французами, разрушила период относительного мирного затишья в Алеппо, где люди уже пережили многие месяцы кровопролития и лишения. Он обвинил западные державы во вмешательстве в Сирии без ясного понимания ситуации и без какого-либо учета положения населения страны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Серафим (Александров) Скачать epub pdf В миру Дмитрий Александрович Александров, родился 19 октября 1866 года в селе Никитино Корсунского уезда Симбирской губернии. В 1889 году окончил Саратовскую духовную семинарию, в сентябре того же года назначен помощником епархиального миссионера Саратовской епархии. В 1890 г. был рукоположен в сан диакона, в 1891 г.– во священника. В 1894 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии. Составил пособие для проведения бесед с раскольниками, которая стала настольной у священников-миссионеров Саратовской епархии. Член IV отдела Предсоборного присутствия. В марте 1909 года назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории и клириком Рынково-Воскресенской церкви Витебска. С 1910 года – Оренбургский противораскольнический епархиальный миссионер. Издал ряд книг. Находясь в Оренбурге, тесно сотрудничал с “Оренбургскими епархиальными ведомостями”, редактировал их неофициальную часть (1915–1916) , публиковал статьи по миссионерской проблематике. В 1911 году возведен в сан протоиерея. 5 декабря 1914 г. был пострижен в монашество с именем Серафим, 6 декабря возведен в сан архимандрита. 14 декабря 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию в Оренбурге совершали епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) и викарный епископ Дионисий. Местопребыванием его был определен Оренбург. На первых порах, за ним остались его прежние обязанности – руководство миссионерской деятельностью. С принятием в 1915 году специальной инструкции викариям Оренбургской епархии, за епископом Серафимом также были закреплены уезды Оренбургский, Орский и Тургайская область. 24 марта 1916 г. назначен епископом Челябинским, викарием той же Оренбургской епархии. 7 апреля 1917 г. в здании городской думы епископ Серафим провел собрание духовенства, посвященное реформе церковного прихода на канонических основах в связи с политическими переменами в стране. Интерес к этому собранию был велик, и как отмечалось в прессе прошло оно “при громадном стечении слушателей”. Не меньший интерес у челябинцев вызвал проходивший в конце апреля – начале мая 1917 г. Челябинский окружной съезд духовенства и мирян. Епископ Серафим по просьбе собравшихся открыл съезд торжественным молебном в домовой церкви Челябинского епархиального училища. На съезде он активно высказывался по самым острым вопросам, стоявшим перед духовенством. Именно по его предложению съезд обсудил вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии. Епископу Серафиму принадлежало и радикальное предложение, “чтобы в каждом уездном городе был свой епископ, но не викарный”. Решение о создании самостоятельной Челябинской епархии, поддерживал он и в последующем, активно лоббируя его на Поместном Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010