В Москве с давних времен церкви были поделены на «сОроки». В каждом сороке числилось от 10 до 43 церквей, а самих сороков не более 20–30, хотя издревле говорили о Москве как о городе «сорокА сорокОв церквей». Сороки превратились в благочиннические округа, хотя прежнее наименование их как «сорокИ» сохранилось. В состав сороков не включались кремлевские соборы. В 1797 г. были учреждены монастырские благочиннические округа: для надзора за монастырями архиереями было поручено назначать из числа монастырских настоятелей от одного до трех благочинных, в зависимости от числа монастырей в епархии. В 1828 г. они получили от Св. Синода на этот счет особую инструкцию. В начале XIX в. числилось свыше 2,2 тыс. благочиннических округов. До конца синодального периода численность их практически не менялась. В 60-е годы XIX в. при благочинных стали создаваться благочиннические советы из настоятелей вверенных им приходов. Но к началу 80-х гг. они были существенно ограничены в своих полномочиях, а затем и совсем упразднены 14 . Викариат С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) – помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. Назначались они от случая к случаю. Статус викария четко не был определен. По поручению епископа они ставили церковнослужителей, осуществляли надзор над церковно-приходскими школами и женскими монастырями 15 . В XIX в. викариям стало вверяться управление отдельных частей епархий под наименованием викариататсв. Так, в Московской епархии в начале XIX в. было уже 4 викариатства. В 1865 г Св. Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами В связи с этим численность викариатств существенно возросла. Если в 1799 г. их насчитывалось 5, в 1851 г. – 11, то в 1891 г. – 38, к 1917 г. – уже 70 16 . Викарный епископ носил титул «викарного преосвященного» и именовался по названию уездного города, который становился центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священнослужителей в пределах своего викариатства, однако он не имел ни кафедрального собора, ни консистории. Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому они полностью подчинялись. Епископ давал им поручения по своему усмотрению, ибо никаких предписаний о круге компетенции викариев не было, и статус их не был определен. 3. Православное духовенство: придворное, военное и при русских посольствах за рубежом

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Генеральный викарий и оффициал. Епархиальное управление ведется через генерального викария, или через генерального викария и оффициала (там, где состоялась специализация административных и судных дел). Юрисдикция этих лиц признается викарной в техническом смысле (см. выше стр. 188), откуда вытекает между прочим тот вывод, что каждый новый епископ назначает нового генерального викария и официала, хотя фактически может оставить и прежнего, как знакомого с делами, во всяком случае их права будут уже вытекать из нового уполномочения или поручения. Как при генеральном викарие, так и при официале могут образоваться совещательные коллегии (викариат, официалат или консистория); но образование таких коллегий не есть нечто требуемое и регулируемое законом, а зависит от усмотрения епископа, хотя в некоторых местах подобные коллегии поставлены весьма самостоятельно, напр. в ближайших к Риму диэцезах Италии епископ, вместе с членами суда, образует коллегию, решающую дела на началах строго коллегиальных, а в Бреславле составленное епископом учреждение решает дела, даже не обращаясь к епископу за утверждением решений. Членами ординариата могут быть и миряне. В северно-американских диэцезах, где вообще нет особых учреждений для администрации и суда, епископ на епархиальном соборе должен избрать 3–5 сведущих духовных лиц, мнение которых и должен выслушивать при решении дел. В протестантской Германии церковное деление, соответствующее нашей епархии, есть церковная провинция. Церковно-правительственный орган в провинции есть консистория, состоящая под председательством мирянина, из духовных и светских лиц; кроме того для надзора существует должность генерал-супер интендента, которому иногда даже усвояется титул епископа. Общественное церковное представительство в пределах церковной провинции выражается через периодически (через 3 года) созываемый провинциальный синод, из посылаемых уездными синодами депутатов, духовных и мирян, причем монарх может назначить известное число членов (напр. в Пруссии 1/6 общего количества членов провинциального синода). В промежуточное время между закрытием состоявшегося синода и между созванием нового действует комитет провинциального синода. Комитет участвует также в делах провинциального церковного управления, содействуя консистории и усиливая собой личный ее состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

назначив того же архиепископа Ираклия митрополитом всех униатских приходов в России. «Митрополит Ираклий Лисовский не был сторонником окончательного слияния Униатской церкви с Православной, но возник­новению этой идеи он, безусловно, содейст­вовал» (44). Однако в гораздо большей степени возникновению этой идеи способствовало усер­дие не по разуму латинского духовенства, базилиан и польских землевладельцев, направлен­ное на обращение униатов в католическую веру. «Именно латинизация Униатской церкви приве­ла её в XVIII – первой трети XIX в. к расколу и тем самым способствовала быстрому сближению с Православием» (44). Но подобное же усердие не по разуму православных, особенно светских властей, нередко служило тормозом воссоедине­нию и вызывало протесты со стороны униатов, не желающих «веру ломать». В качестве примера можно привести случай происшедший 18 де­кабря 1834 г. в белорусском городке Вилейке, когда приехавшие туда из Минска православные священники-миссионеры не сумели убедить местных униатов перейти в Православие. «После этого, по приказу минского вице-губернатора, русские солдаты в сопровождении полицейских чинов пригнали в Вилейку всех униатов из окрестных деревень и заставили их присоеди­ниться к Православной Церкви, а униатский священник был вывезен из Вилейки при помощи солдат. Униатские епископы запротес­товали против насильственного обращения униатов, после чего подобные случаи не повто­рялись» (3), хотя менее грубые случаи адми­нистративного воздействия, конечно, проис­ходили и после этого. Грешил администри­рованием и православный Полоцкий епископ Смарагд (Крыжановский). Известно, что униат­ский епископ Иосиф (Семашко) обращался в С.-Петербург с «особой запиской», в которой отмечал торопливость в действиях епископа Смарагда. Мстиславский епископ ИОСИФ (Семашко) был в то время викарным епископом и предсе­дателем консистории униатской Белорусской архиепископии и имел право присутствовать на заседаниях Коллегии в Петербурге, можно сказать, был вторым по авторитету и значимос­ти человеком в Униат­ской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вверяя себя сему вниманию Вашего Высокопревосходительства, имею счастье быть Вашего Высокопревосходительства, милостивого государя, покорнейшим слугою. /Подп./: Епископ Мелитопольский Кирилл. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 694, л. 169–172. 136. Донесение и.д. поверенного в делах в Константинополе Е.П. Новикова директору Азиатского департамента МИД Н.П. Игнатьеву Константинополь, Буюкдере 27 августа 1863 г. Весьма конфиденциально Копия Милостивый государь, Николай Павлович! При последнем свидании моем с Иерусалимским Патриархом Кириллом, тому назад несколько дней, Его Блаженство объявил мне, что он намеревался быть сам у меня, чтобы переговорить со мною конфиденциально о некоторых слухах, дошедших до него из Иерусалима. А именно: святогробские наместники писали ему, что начальник Духовной Миссии нашей, епископ Мелитопольский Кирилл, получил из Св. Синода приказание возвратиться в Россию и ехать прямо в Казань для вступления в должность тамошнего викарного архиерея, а на его место в Иерусалим назначается будто бы архимандрит Антонин 203 . Уведомляя меня о сем, Патриарх выразил мне сожаление, что такая важная перемена в управлении иерусалимскою нашею Миссиею последовала без предварительного дружеского с ним сношения, что, сколько он может судить из донесений своих наместников, вызов епископа Кирилла имеет характер решения окончательного и что ему неизвестны причины такого распоряжения, хотя он и подозревает, что побудительным к оному поводом послужили какие-нибудь личные жалобы на нашего епископа, но с чьей стороны, он не знает. Его Блаженство намекнул при этом, что так как назначение начальника нашей Духовной Миссии в Иерусалим последовало не от Св. Синода, а от Министерства иностранных дел, то и для отозвания его, как факта, относящегося к нашей дипломатической деятельности, потребно распоряжение императорского министерства. Я заметил Патриарху, что сколько мне известно, он постоянно предпочитал простого архимандрита епископу в звании начальника нашей Духовной Миссии, и что, если справедливы сообщенные ему из Иерусалима слухи, то предполагаемый исход дела должен быть ему приятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Письмо ставило два весьма сложных вопроса, во-первых, о росписании всех епархий, сообразно разделению государства на губернии и области, во-вторых, о распределении прихожан по приходам так, чтобы число приходских церквей в епархиях соответствовало населенности, с тем, чтобы священнослужители по приходам могли иметь достаточное содержание, но без тягости народной. Оба вопроса оказались очень серьезными и не из легких. Поэтому Св. Синод, не отлагая дела надолго, снесся с Сенатом и на 15 мая назначил первое общее заседание, а до этого времени постарался собрать нужные сведения. По справкам оказалось: а) три самостоятельных и два викарных архиерея жили не в губернских, а в уездных городах своих губерний: Ростовский – в Ростове Ярославской губернии, Славянский – в Полтаве Екатеринославской губ., Белгородский – в Белгороде Курской губернии; новгородский викарийепископ Олонецкий жил в Олонце, между тем как губернским или присутствующим городом Олонецкой губернии назначался Петрозаводск, московский викарийепископ Севский жил в Севске, тогда как губернским городом выбран Орел; б) шесть архиереев, в том числе один малороссийский, жили в уездных городах чужих епархий и губерний, а именно: Крутицкий – близ Москвы на Крутицах, Коломенский – в Коломне Московской губернии, Суздальский – в г. Суздале Владимирской губернии, Устюжский – в г. Устюге Вологодской губ., Переяславль-Залесский – в Переяславле Залесском Владимирской губернии , Переяславский (малороссийский) в Переяславле, Киевской губернии. В то время как в Московской и Владимирской губерниях было по три самостоятельных архиерея, в Вологодской губернии – два, а в Калужской, Тульской, Харьковской, Пензенской, Симбирской, Невельской, Выборгской, Саратовской, Пермской, Уфимской, Колыванской, Рижской, Кавказской и Таврической области, в области Войска Донского, а также в Полоцкой и малороссийской Новгород-Северской не было ни одного архиерея. 781 Тогда же были наведены справки о расстоянии губернских городов, не имевших архиерейских кафедр, от их кафедральных городов, или от ближайших к ним кафедр, а также о расстоянии некоторых соседних кафедр друг от друга, например, Устюга от Вологды и Архангельска. 782 Вместе со справками о расстоянии безкафедральных губернских городов от кафедральных в Св. Синоде собрали сведения о некоторых губернских монастырях, где бы, в случае надобности, можно было поместить новых архиереев. 783

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По возвращении в Петропавловск я составил акт обследования «Костромы» и отправил его в правление «Добровольного флота». В ответ дирекция пароходства прислала мне благодарность и сообщила, что за оказанную услугу пароход «Кострома», непригодный для дальнейшей эксплуатации, передается в дар Камчатскому благотворительному братству. Впоследствии в селении Карага, неподалеку от места аварии парохода «Кострома», я устроил зимовку деревенской школы из материалов, снятых с «Костромы». Остов же этого злополучного судна я, в свою очередь, подарил местному населению. Этот случай еще раз наглядно показывает, что представляла из себя Камчатка в описываемые мною годы. «КАМЧАТСКИЙ НЕГР» По возвращении из Петербурга на Камчатку я снова горячо взялся за просветительско-пастырскую деятельность. Оба раза – и в 1910-м и в 1915 годах – я считал своим долгом останавливаться на некоторое время во Владивостоке и там при встрече с архиепископом Евсевием сообщать ему подробности моего пребывания в Петербурге. Между прочим, 14 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие во Владивостоке Камчатского благотворительного братства. К этому времени императорским рескриптом Камчатский орденский знак был разрешен для ношения военными и морскими чинами наряду с государственными орденами и заносился в воинский формуляр. Однако наряду с успехами, достигнутыми в создании Братства, были и обидные, до смешного нелепые случаи, порождаемые невежеством, незнанием этой обширной области нашей Родины, и не только среди столичной знати, но и среди тогдашних общественно-политических деятелей. Возвращаясь ко времени моего пребывания в Петербурге в связи с хлопотами по утверждению Братства, я хочу рассказать о некоторых эпизодах, свидетельствующих о пренебрежительно-невежественном отношении тогдашнего столичного общества к малым народностям и отдаленным окраинам Российского государства. Однажды, когда я пребывал в состоянии душевной удовлетворенности в связи с утверждением Камчатского благотворительного братства, ко мне в келью в Александро-Невской лавре пришел викарный епископ Никандр Ямбургский. По поручению митрополита Антония он передал мне его распоряжение и благословение в ближайшее воскресенье выступить в зале столичного епархиального дома с докладом о Камчатке и о моей пастырской деятельности. Я знал, что в Петербурге, на Стремянной улице, в епархиальном здании есть огромный лекционный зал, в котором обычно собирается много народа. Меня это несколько озадачило. Я растерялся и пытался отказаться от этого предложения, но епископ Никандр был неумолим. Он пояснил мне, что послушать сообщение о Камчатке явится весь состав членов Святейшего Синода, в том числе три митрополита и архиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Филадельфия – самый незначительный и малоизвестный из «городов Апокалипсиса». Викарный епископ Филадельфии входил в состав в Сардисской митрополии, а в XIII веке, при Андронике Палеологе епископ Филадельфийский получил статус митрополита. Начиная с XI века, город не раз захватывался турками, и вновь возвращался в Византийскую империю. В 1401 году город был взят Тимуром, который в наказание за оказанное сопротивление построил стену из трупов своих пленников. Даже после полного разрушения Филадельфии удалось восстать и отстроиться, а на начало ХХ-го века в городе по-прежнему был свой митрополит и одна из самых больших христианских общин в Турции (Османской империи). Смирна как основной порт Анатолии несколько утратила своё значение с перенесением столицы империи в Константинополь в IV веке, но оставалась очень важным экономическим и религиозным центром региона, уступая только Ефесу. В 1084 году сельджуки захватили Смирну и использовали ее как базу для военно-морских набегов. В течение 300 лет Смирна несколько раз переходила из рук в руки, т.к. имела чрезвычайно выгодное географическое положение. Даже тогда, когда город вновь завоёвывался турками, цитадель Смирны неизменно оставалась христианской. На начало XX века Смирна имела самую большую христианскую общину на территории Османской империи. Возвращаясь к истории Малоазийского региона, следует отметить, что закат Византийской империи начался набегами сассанидов в начале VII и арабов – в 40;ИИ-40;ИИИ вв., принесших массу бедствий, хаоса и повергших земли Западной Анатолии в «тёмные века». Население городов и деревень подвергалось уничтожению, люди покидали свои дома и мигрировали в более безопасные регионы. Земли оставались необработанными, ремесленники не могли продавать свою продукцию. На руинах древних городов появлялись наспех построенные жилища и небольшие крепости. Малое количество монет и высококачественных изделий мастеров на руинах построек этого периода говорит о полном крахе древней цивилизации. Хотя некоторые из городов постепенно восстановились, «Золотой век» позднеримской и византийской Анатолии подошёл к концу. В скором времени этот регион стал местом борьбы Византии с турецкими завоевателями, и был даже короткий период, когда здесь правил Тимур. В начале XV века оттоманы включили эти земли в свою быстрорастущую империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

А что я не еретик – это я постараюсь изложить в прилагаемых книгах ясно. Всякий должен видеть, что они – плод долговременных трудов, известным образом, хотя, повторяю, и лениво, выработанного настроения, а не результат желаний испуганного воришки загладить свою вину. И это бы неплохо, но не надежно, как и апостол говорит... Нет, я не хочу скрывать моих грехов личных и общественно-служебных, и как в древности люди приносили общественное покаяние, так и я ныне этим самым прошением прошу вменить мне, как таковое» 419 . «Надо описать все подробно, не скрывая, т. е. не наговаривая на себя и не дозволяя думать другим, что много осталось необъясненным и поэтому много еще за мной вины. Все произошло из послушания, и наклонность была к «догматике»... Для обсуждения декларации, которую надо было подписывать, собирались несколько раз. Фактических данных, как и где и что происходит, не было (те же, кто заправляли всем этим, ни в каких данных не нуждались, ибо все данные получали в ГПУ); епископ Макарий говорил, что благочестивый съезд Москвы признал ВЦУ, а ему (т. е. «благочестивому съезду». – Прим. П. П.) виднее... Помнится... несколько раз менял редакцию, но: «Пишите, что вам диктуют и что вы с нами». При этом подавали свою политику необходимым поступком... Но когда принимали пятый пункт, я отказался – «Филькина грамота». После сего уже ясно было – надо ехать в Небесный Иерусалим. Взял билет и поехал. Заявление подал ему же не потому, понятно, чтобы от него зависел, а чтобы бросить им в лицо, что я их отлучаю и ничего не имею с ними общего. Не оправдываюсь, но надо сказать для выяснения дела (ибо это касается веры), что я никогда не учил, не учу... и не жил так, чтобы заниматься церковной политикой. Я следую в жизни Великим Варсонофиям, Пименам и другим, которые учат о плаче (что допускает уже такие случаи, когда люди, достигшие края совершенства, имеют еретические мысли: старец о. Мелхиседек... заблуждался в вопросе о причащении («Древний Патерик») и не потерял своих святости и совершенства, так как это было не злостно, а от простоты), а не учат непосредственно догматике и церковным спорам. И хотя был я епископ, но обладал природной простотой, не видел, что настали уже времена первохристианские, когда при известных обстоятельствах викарному можно самому забирать бразды правления и садиться на престол своего начальника, отстраняя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Все эти обвинения не только несправедливы, но даже недобросовестны, прямо сказать, лживы, потому что противоречат здравому смыслу и фактам, которые как в свое время были для всех очевидны, так и теперь всем и каждому известны, именно: 1. Православные священники в Лифляндии в то время не могли иметь никакого прямого влияния на латышей и эстов, ибо большая их часть не понимала простонародного языка; православных церквей было тогда не много, – только по городам; богослужение в них никогда, не совершалось на народном языке. Кафедра викарного епископа открыта была в Риге незадолго пред тем с ясно высказанною целью – обращения рижских старообрядцев к русской церкви. Что первый рижский викарный епископ именно так и понимал свое назначение и не мало тревожил старообрядцев, этому много и теперь живых свидетелей в самом их обществе, – много и письменных свидетельств в консистории и в канцелярии генерал-губернатора. А чтобы тогдашний рижский епископ Иринарх принимал какие-либо меры к обращению лютеран в православие, на это лютеране никогда не могли, не могут и теперь представить никаких доказательств, потому что этого совсем не было. 2. Если бы русское духовенство привлекало латышей и эстов к православию раздачею им денег, то деньги на это оно получало бы или от правительства, или употребляло бы свои собственные. Правительство не только денег для подкупа латышей и эстов духовенству не отпускало, но, как увидим ниже, сначала даже допускало местных начальников – немцев строго наказывать тех латышей и эстов, которые изъявили свое желание перейти в православие. Невозможно также предположить, чтобы русское духовенство подкупало народ своими собственными деньгами. Если бы оно и возымело охоту тратить на то собственные деньги, оно не могло бы этого сделать, потому что, как всякому известно, доходы русского духовенства столь ограничены, что ему едва достает их на собственное содержание. 3. Обещаниям льгот, по крайней мере, до 1845 г., если бы такие обещания и давало духовенство, народ должен был бы скоро перестать верить, потому что действительность слишком ярко тому противоречила. От имени правительства награждали, как увидим ниже, медалями и деньгами, но не тех крестьян, которые объявили желание принять православную веру, а тех, которые их от того отговаривали. Остававшиеся твердыми в намерении присоединиться к православию не только не получали в действительности никаких льгот, но претерпевали, напротив того, всяческие стеснения: их лишали хозяйства, брили им лбы, сажали в тюрьмы, подвергали жестоким телесным наказаниям. Этих средств, употребленных местной и одобренных высшей администрацией, кажется, достаточно было для вразумления крестьян, что от правительства нечего им ждать льгот за присоединение к православию, как о том от имени правительства несколько раз тогда было публиковано и объявлено в отдельности каждому присоединяющемуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, викарные епископы были высланы из Петрограда вовсе не «по данному делу», по которому судебное решение вовсе не выносилось, а в соответствии с пунктом 2 части III Отчетного доклада Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) от 16 февраля 1923 года: «Намеченных питерским ГПУ пять наиболее реакционных церковников, руководителей автокефального движения , выслать». Что же касается о. Мануила, то он, как и все прочие арестованные и отпущенные без суда, ни архиереем, ни руководителем автокефального движения не являлся, а значит и высылке не подлежал. 10. « " В конце января епископ Мануил прибыл в Москву и явился к Тучкову для переговоров о делах Ленинградской епархии " , - цитирует Кривошеева книгу Левинского. - Здесь почему-то наши " историки " не задают себе вопроса, зачем он явился к Тучкову, а не к Патриарху Тихону, ведь с ним надо вести " переговоры о делах Ленинградской епархии " » . Хотя прямого утверждения о сотрудничестве с органами здесь не звучит, однако любой «проницательный» читатель сразу догадается: зачем же еще правящему архиерею нужно встречаться с «главпопом» Тучковым, если не с целью доноса. Между тем владыка, естественно, у Патриарха был. И столь же естественно для того времени, что Патриарх-то и направил владыку Мануила к секретарю антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) и одновременно ее куратору от ГПУ , как направлял к Тучкову всех архиереев с теми церковными вопросами, на которые требовалось разрешение именно светских чиновников. 11. Сотрудничество владыки Мануила с ГПУ, по мнению автора статьи, якобы подтверждает и тот факт, что « по приезде в Петроград из Москвы [после хиротонии] епископ Мануил не был арестован», а, по признанию самого преосвященного Мануила, «побывал в Смольном, в церковном отделе, был у Прокурора, был в местном райисполкоме (пр[оспект] 25 Окт[ября], ул. Фонтанка) и посетил 6 октября ГПУ. Имел там собеседование с т[оварищем] Коршуновым, которому и выдал обязательство, которое я нерушимо старался соблюдать и, кажется, нигде не нарушил...» Что же означают эти визиты? «Вероятно, " собеседование с товарищем Коршуновым придавало смелости епископу Мануилу и вселяло уверенность в том, что репрессии его не коснутся. Остается неразрешенным вопрос, о чем было это собеседование. Возможно, что сотрудничество с ОГПУ началось не в конце 1927 г., как утверждают некоторые исследователи, а гораздо ранее, и по побуждению самого епископа. Может быть, поэтому и Е.А. Тучков " говорил всегда о нем с раздражением ».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010