Среди ученых, активно развивавших это философско–богословское течение, – мюнстерский профессор и священник Альберт Штёкль (1823–1895) 720 , профессор Немецкого коллежа в Риме иезуит о. Йозеф Вильгельм Карл Клёйтген (1811–1883) 721 , венский профессор Мартин Грабманн (1875–1949) 722 , лувенский профессор философии Морис де Вульф (1867–1947) 723 , профессор томизма там же и архиепископ Мешлена Дезире–Фелисьен–Франсуа–Жозеф кардинал Мерсье (1851–1926) 724 ; еще один лувенский профессор иезуит Жозеф Марешаль (1878–1944) 725 ; иезуит Луи кардинал Бийо (1846–1931) 726 ; известный богослов и многолетний сотрудник издания «Общества Иисуса» Civilta Cattolica иезуит Маттео Либераторе (1810–1892) 727 ; каноник кафедрального собора в Неаполе и профессор о. Гаэтано Сансеверино (1811–1865) 728 , профессор в Брессаноне и Падуе иезуит Джованни Мария Корнольди (1822–1892) 729 , основатель кафедры церковной истории в университете Фрибурга (Швейцария) и ее первый профессор бельгийский доминиканец Пьер Мадонне (1858–1936) 730 , профессор Католического института в Париже доминиканец Антонэн–Жильбер Сертийянж (1863–1948) 731 , седевакантистский епископ доминиканец Мишель–Луи Жерар де Лорье (1898–1988) 732 , профессор университета Монпелье Эме Форе (1898–1983) 733 , директор Католического института в Париже и Сен–Сюльпис философ и богослов монсеньор Альбер Фарж (1848–1926) 734 , французский иезуит, профессор Папского Грегорианского университета Жозеф де Финанс де Клэрбуа (1904–2000), перешедший в католичество французский философ Жак Маритэн (1882–1973) 735 , французский доминиканец Режинальд Гарригу–Лагранж (1877–1964) 736 , доминиканский богослов Мари–Доминик Шеню 737 , о коем речь пойдет ниже; профессор Сорбонны, Гарварда, Торонтского университета, Коллеж де Франс, член Французской академии и гроссмейстер Ордена Почетного легиона, философ и историк Этьен Жильсон (1884–1978) 738 ; аргентинский прелат Октавио Николас Деризи (1907–2002) – викарный епископ Ла Платы и профессор местных семинарии и университета, а также университета в Буэнос-Айресе 739 , и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Незабываемые минуты… Я почувствовал себя архипастырем — духовным вождем многострадального холмского народа. Между мною и толпою, взаимно, словно побежал ток… Сладостное ощущение родственной близости с  паствой: я — и мои дети, Господом мне дарованные, за которых мне держать ответ перед Богом и  историей. И  тут же трепетное смущение: справлюсь ли? Сумею ли поднять, улучшить душу моего народа  — или своими ошибками лишь принесу ему вред? Еще думал: вот святыня — Холмская Богоматерь  — свидетельница всех слез и  стонов Холмщины… Если меня выбрали в  духовные руководители всего края, мне оказана великая милость и  надо ее оправдать, достойно Господу послужить… Богоматерь со мною, Она поможет в  устроении судьбы моего народа. Вот мысли и  молитвы этих минут. Торжественно совершалась литургия с  моим участием уже в  сане епископа. Я  осенил народ благословением, и  мне пели: «Ис пола эти деспота…» По окончании литургии, по церковному чину, первенствующий епископ говорит поучение и  вручает новому епископу жезл. Епископы удалились из храма, а  я с  жезлом в  руке благословлял народ. Бесконечной чредой всё подходили и  подходили молящиеся под благословение… По окончании этого обряда меня ввели в  архиерейский дом; мне пропели: «Ис пола эти деспота…»Моя хиротония, вероятно потому, что она была в  Холмщине первой, действительно обратилась в  народное торжество. Многие потом этот день вспоминали с  чувством духовной радости. Деревенские парни, с  национальными флагами в руках, гарцуя на разубранных цветами конях, хоть и без седел, кавалькадой окружили мой открытый экипаж. Такую, бывало, поднимут вокруг меня пыль, что я  весь белый. Келейники негодуют, кнутами отгоняют всадников… «Как вас запылили!..»   — сокрушается потом какая-нибудь матушка сельского священника, глядя на меня. А я в ответ: «Мы сами пыль и прах… ведь пыль-то эта пшеничная!» Мне хотелось народ расшевелить, направить по религиозно-национальной линии, особенно детей и  молодежь. Холмские деревни не в  пример нашим: едешь, бывало, в  России по деревням — всюду песни, детский гвалт… а  тут  — все как пришибленные.

http://pravoslavie.ru/3429.html

В России один митрополитский округ: Могилевский. Центральное руководство делами римско-католической Церкви в России и Финляндии сосредоточено в особом учреждении, которое называется римско-католической Духовной Коллегией, учрежденной в конце 18 столетия (в С. Петербурге). Она состоит, под председательством архиепископа Могилевского (митрополита римско-католических церквей в России), из двух членов (епископа и прелата) и нескольких заседателей, избираемых кафедральными капитулами по одному от каждой епархии на 3 года, из числа прелатов или каноников. Дела, поступающие в Коллегию из епархии митрополита и решенные им лично, рассматриваются и решаются в Коллегии без его присутствия. При Коллеги состоит Прокурор и канцелярия. Все дела, требующие рассмотрения или решения светского правительства, представляются Коллегией Министру Внутренних Дел, который через ее прокурора наблюдает за ходом дел, делает ей свои предложения и дает заключения. С Правительствующим Сенатом Коллегия сносится через донесения только по судебным делам и получает от него указы; с Министрами Внутренних дел и Юстиции она сносится представлениями. 5) Епископы. Во главе церковного управления в епархиях стоят епископы. Обычное и нормальное избрание епископа совершается кафедральными капитулами. Но бывают назначения кандидатов на епископство и в иных различных формах, напр., от Верховной Власти в государстве или от Папы; во всяком случае, избранный тем или иным способом епископ утверждается Папой. В помощь епископу Капитулы избирают и назначают епископов суфраганов, соответствующих нашим епископам викариям. Иногда такие епископы получают право преемствовать своему епархиальному начальнику (епископ коадъютор). Другим главным помощником епархиального архиерея служит кафедральный Капитул. Это Коллегия духовных лиц при кафедральном соборе, составляющая Совет или сенат епископа (пресвитерский Совет в древней вселенской Церкви). Капитул состоит из определенного числа прелатов (т.е. первенствующих членов), каноников и викарных священников. Прелаты и каноники назначаются архиереем, при утверждении гражданским правительством, из местных духовных лиц, имеющих церковную степень не ниже иподиакона и богословскую ученую степень. Капитул должен участвовать в архиерейском богослужении, давать архиерею советы в управлении епархиальными делами или свое согласие (в некоторых делах, напр., касающихся самого капитула или церковного имущества, это согласие обязательно для архиерея). Когда архиерейская кафедра бывает вакантной (если в ней нет епископа-коадъютора), Капитул избирает временно управляющего епархией викария, до времени назначения преемника умершему или выбывшему епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Что же касается о. Ляде, то он мог бы получить пособие в случае, если бы Св. Синод отпустил не 700 руб., а 1200, согласно ходатайству на помощника миссионера. Но раз просимая сумма уменьшена на 500 руб., не наша вина, что о. Ляде должен остаться без пособия, которое в размере 700 руб. делить на двоих, как можно бы 1200 руб., нельзя» 56 . Владыка Антоний согласился с предложением архимандрита Митрофана, и 9 октября Аркадий Остальский был назначен уездным миссионером 57 . Сразу же после этого назначения он принял участие в происходивших в Почаеве с 11 по 20 октября миссионерских курсах, руководителями которых были викарный Епископ Владимир-Волынский Фаддей и епархиальный миссионер архимандрит Митрофан, а слушателями – священники, учителя церковно-приходских школ и дополнительный класс при Почаевской второклассной школе – всего около пятидесяти человек. Занятия на курсах происходили утром и вечером. Утром курсисты слушали лекции, а вечером устраивали примерные собеседования. Предметом занятий было «О преподавании Закона Божия в начальной школе» (Епископ Фаддей) и «Обличение католичества и сектантства» (архимандрит Митрофан). Всем курсистам были розданы Библии , по которым слушатели находили тексты, приводимые сектантами, отмечали их, делали соответствующие заметки и знакомились с разбором. Курсисты слушали лекции с предельным вниманием. Особенно интересно и оживлённо происходили вечерние примерные собеседования. На каждом таком собеседовании один из учителей приводил сектантские возражения, а кто-либо из священников делал их подробный разбор. Цель беседы – создать картину публичного состязания с сектантами, что, благодаря старанию участников, удавалось вполне. Примерные беседы были следующими: «О священной иерархии», «О Священном Предании», «О почитании святых икон, святого Креста», «О святых таинствах», «О молитвах за умерших», «О почитании святых угодников», «О храмах» и «О постах». Примерные беседы обнаружили весьма хорошие миссионерские способности, как у некоторых священников (среди которых был и Аркадий Остальский) , так и у учителей. Архимандрит Митрофан, руководивший примерными беседами, каждый раз подвергал их подробному разбору. Все участники курсов жили в номерах лаврской гостиницы, где получали чай, завтрак и ужин, а обедали в монастырской столовой 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Подчиненные единоверческому викарному епископу единоверцы принуждены будут жить под влиянием двух, не всегда сходных направлений – епархиального архиерея и его викария, от него, однако, зависимого. Потом, викарные епископы не могут управлять делами единоверцев других епархий. В каждой епархии, таким образом, придется просить архиерея, но это не по силам: в некоторых епархиях единоверческих церквей меньше десятка. Засим, единоверческие викарные епископы ввиду естественной и вполне понятной из предыдущего бедности своих кафедр не займут такого положения, которое могло бы привлекать на их места выдающихся лиц. Эти места не будут далее переходными к самостоятельным кафедрам, а потому будут заниматься людьми средними. Епископ, делающийся викарным единоверческим архиереем для того, чтобы с течением времени сделаться самостоятельным православным епископом, в глазах единоверцев потеряет всякое доверие и авторитет. Единоверие, наконец, не столь нуждается в архиерейском единоверческом служении, в поставлении священников исключительно от руки единоверческого архиерея, сколь оно нуждается в однообразном управлении, невозможном при многих викарных архиереях. Единоверие более всего жаждет просвещенного архипастырского, авторитетного, неизменного и строго постоянного влияния на его духовенство, опустившееся до уровня простых требоисправителей. Единоверческие викарные архиереи, набранные из необразованных единоверческих протоиереев, не произведут особенного подъема в Единоверии, не проявят необходимой в настоящее время инициативы в примирении со старообрядцами-отщепенцами и не обнаружат его зиждительной силы, заключающейся не в обрядовых его особенностях, а в устоях строго-монастырской благочестивой жизни. Оживить Единоверие, поддержать в нем, для проведения в действительность, идеалы старо-русской церковной общины может только сам Св. Синод с его светлым взглядом на Единоверие, как то же Православие, но с некоторыми особенностями от прочих приходов Русской Церкви. Единоверие страдает от своей разрозненности. Оно рассеяно по всей России. В каждой епархии каждый единоверческий приход занимает изолированное положение по отношению к другому единоверческому приходу. Нет ничего удивительного, что некоторые из них уже не имеют того привлекательного образа, какой они носят. По отдельности каждый из них не может отстоять и сохранить своего облика; при неблагоприятном в данном случае давлении со стороны епархиальной власти и ее органов он теряет его. Ввиду своего религиозно–нравственного разделения члены данного прихода охотно примыкают к общему течению приходской жизни. Но каково течение этой жизни, говорят события минувших и грядущих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/k...

3а консисторией и священники также смотрят на епископа. От сего происходит то, что являвшиеся в Полоцк по вызову епископа шли прежде на совет какого-либо члена консистории и, сообразуясь с наставлением последнего, оставляли без исполнения приказания первого. Это стесняло епископа и делало его нерешительным и слабым в действиях. – При церквах греко-унитских совсем почти нет сведущих причетников. Органы уничтожены, а петь не кому: посему священники считают для себя извинительным править мшу. Епископ Лужинский года за три представлял митрополиту о необходимости завести дьяческую школу. Митрополит одобрил предположение викария и велел устроить школу по примеру Литовской: а семинарское правление, не сказав викарию, представило о затруднениях к заведению школы. Коллегия написала: воздержаться». – От 30 декабря: «Политика польских помещиков относительно священников унитских двоякая: одни лишают пособия священников, устроивших иконостасы, а другие слишком стали щедры, чтобы дать им почувствовать, чего они могут лишиться и что приобретут, когда по примеру православных священников останутся с одними крестьянами. Знатные помещики сами уклоняются от непосредственного влияния на крестьян: везде действуют управляющие-шляхтичи. Эти безнравственные и жестокие приставники, удовлетворяя и своей ненависти к России, стараются угодить своим помещикам противлением православию, и чем упорнее действуют против нас, тем исправнее кажутся в глазах помещиков. Лужинский действует довольно усердно. Но ему не помогают. Ректор (семинарии) Шелепин всегда молчит. Быховский – противник православия. Прочие в консистории привыкли на все отвечать: как хочет ксендз-бискуп». Кончина митрополита Булгака. – Назчачение Литовского епископа Иосифа председателем греко-унитской коллегии. – В начале 1838 года скончался митрополит Булгак (на 80-м году от рождения) и один из викарных Иосифа, Пинский епископ Иосафат Жарский, противник воссоединения. «Таким образом само время устранило по униатской иерархии два больших препятствия делу воссоединения» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А. Предписать протоиерею М. Васильеву в месячный срок представить сведения, куда девалось имущество Св.-Владимирского Братства, которое было оставлено на попечении Комиссии из трех лиц: протоиерея М. Васильева, эконома Обижаева и секретаря Лукьянова, а также выслать Преосвященному Епископу Дамиану печать Братства. Б. Допросить эконома Братства Обижаева Дим. Григорьевича об имуществе Братства. По заявлению Преосвященного Епископа Дамиана протоиерей Васильев должен ему не менее 1 200 турецких лир. По получении этих денег Преосвященный Дамиан обязуется дать на издательство «Церковных Ведомостей» 15 000 дин. 67 Иерусалим Отдельно можно сказать о контактах Архиерейского Синода с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. До 1917 года Иерусалим находился в составе Османской империи, а затем перешел под управление Великобритании. Поэтому Архиерейский Синод по вопросам имущества Миссии находился в контакте с британскими властями и архиепископом Кентерберийским. Для устроения дел Русской Духовной Миссии Архиерейский Синод направил в Иерусалим Преосвященного Аполлинария, епископа Белгородского. 68 В 2 за 1922 год имеется письмо Преосвященного Аполлинария, Еп. Белгородского от 17/30 августа о положении дел Русской Духовной миссии в Иерусалиме, в каковом письме Преосвященный просит отозвать И.Д. Начальника Миссии архим. Мелетия из Иерусалима. 69 Зимой 1923 г. епископ Аполлинарий просил Архиерейский Синод разрешить ему выехать в Америку, где митрополит Платон, управляющий Северо-Американской епархией, предполагал назначить его викарным епископом. В свою очередь, Архиерейский Синод благословил епископа Аполлинария на отъезд в Америку, но предложил уехать не ранее окончания порученного ему дела в Иерусалиме. Позже некоторые жители Иерусалима ходатайствовали об оставлении епископа Аполлинария в Иерусалиме, каковая просьба и была исполнена. 70 Позже владыка докладывал Синоду о положении дел в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 71 Из рапорта вновь назначенного Начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Иеронима, в котором он извещает о прибытии к месту назначения и просит Синод выслать ему доверенности на ведение дел Миссии, мы узнаем интересную подробность. Архиерейский Синод извещал, что об организации Русского Архиерейского Синода доведено до сведения всех восточных православных Патриархов, в том числе и Иерусалимского, еще в сентябре 1922 года. 72 Позже, 3/16 марта 1924 года, епископ Белгородский Аполлинарий вновь испрашивал благословение на свой отъезд в Америку, к месту нового служения. 73

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) разбирает недоумения и проекты уездных церковных собраний; 9) обсуждает вопрос о разных сборах на нужды края, духовно-просветительные и благотворительные; 10) возбуждает ходатайства перед высшей властью и 11) выражает пожелания при избрании кандидатов на епископскую кафедру своей епархии. Постоянным выразителем голоса епархиального церковного собрания служит епархиальный церковный совет при епископе. Совет объединяет в себе все теперешние учреждения: консисторию, совет и правление училищ, миссионерский комитет, попечительство, правление свечного завода, епархиальный училищный совет и другие, которые уже должны упраздниться. В состав совета входят: а) 6 членов, назначенных по усмотрению епископа: три духовных лица и трое мирян; б) 6 от епархиального церковного собрания, причём ректор семинарии, смотрители духовных училищ, председатель совета женского училища входят непременными членами только по духовно-учебным делам, и один член назначается от монастырей. Желательно, чтобы во главе совета состоял викарный епископ или уже, за отсутствием последнего, лицо по усмотрению епископа. Все члены совета получают определённое содержание, лучше казённое. При совете имеется канцелярия. Правитель дел канцелярии избирается советом, а утверждается епископом. Канцелярия состоит из разных отделов; в каждом отделе – делопроизводитель и писцы. Правитель дел, делопроизводители и писцы состоят на государственной службе, при казённом содержании. Делопроизводители и другие лица канцелярии избираются советом, им же и утверждаются. Председатель совета руководит всеми отделами совета, остальные члены заведуют лишь отделами, кои могут распределяться на: а) административные или церковно-распорядительные, б) церковно-хозяйственные, в) церковно-просветительные, г) церковно-благотворительные и д) миссионеро-проповеднические. Председатель совета состоит и председателем каждого отдела, а заведующий старший член отдела – помощником председателя, по своему отделу. Во главе епархиальной Церкви стоит епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Синодального отдела по благотворительности открыл очередные курсы помощников больничных священников 11 ноября 2019 г. 11:22 9 ноября 2019 года в Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского , в городе Москве открылись вторые по счету курсы помощников больничных священников. На курсы зачислены 98 волонтеров с высшим образованием, которые успешно прошли собеседования. В течение трех месяцев 14 опытных больничных священников, психологи, социальные работники, сестры милосердия, эксперты по паллиативной помощи расскажут слушателям о специфике духовной и социальной помощи в больнице. Первое занятие по традиции провел председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , председатель московской епархиальной Комиссии по больничному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Викарный архиерей рассказал слушателям о смысле посещения больных, о том, как разделить с человеком его страдание, и о том, как устроить душу, способную на сочувствие. «Господь заповедал нам посещать больных и сказал, что мы таким образом приходим к Нему. Многие люди в болезни нуждаются в помощи, сочувствии, в том, чтобы их посетили. Когда человек заболевает, он становится другим: меняется настроение и его внутренне устроение. Он нуждается в помощи и радуется, когда его навещают, — сказал епископ Пантелеимон. — Эта радость распространяется и на того, кто посетил больного. Об этом свидетельствуют врачи, сестры милосердия и наши помощники». Посещение больных, по словам викария Святейшего Патриарха, помогает вспомнить о Боге и расставить приоритеты, лишает ложных иллюзий и заставляет задуматься о важных вещях. «Мы начали организовывать это служение еще и потому, что многие люди, которые лежат в больницах, ничего не знают о Христе. Это самое главное знание, которое может поддержать человека в страдании и болезни, помочь преодолеть все трудности. Нигде как в больнице люди так не расположены говорить о вечных и насущных вопросах бытия», — подчеркнул председатель Синодального отдела.

http://patriarchia.ru/db/text/5529690.ht...

23 мая/5 июня 1922 г. Понедельник. Духов день. С утра опять по молитвослову прочел службу. В 12-м часу позвали гулять. Отец Сергий, Ковшаров и Парийский гуляли раньше. Парийский устроился и с нами. Дернова не видно. Левицкого сегодня тоже нет. Вероятно, их выпустили. Парийский (секретарь митрополита. - Л.А. ), по молодости, горячности темперамента и избалованный близостью к митрополиту, непримиримым тоном возмущался тем, что епископ Алексий снял отлучение с Введенского и вступил в управление епархией. По нему, митрополит не считает себя уволенным, потому что все временное высшее управление будто бы незаконно. Из Москвы будто бы во вторник привезена копия патриаршей резолюции, которая говорит только о поручении трем лицам (священникам) передать при посредстве Нумерова (секретарь Патриарха. - Л.А. ) дела митрополиту Агафангелу. И только. На этом основании митрополит отказался признать законность его увольнения. Собрание викарных епископов тоже высказалось за недостаточность полномочий у Временного Высшего Управления. Тут возникает целый ряд недоумений: 1) Какая же редакция патриаршей резолюции подлинная: а) переданная Парийским (где, не упомянут даже епископ Леонид), б) сообщенная мне Введенским (где говорится о Леониде и о кооптации) или в) сообщенная мне Боярским (из 4-х епископов, нескольких священников и 3 мирян)? 2) Если подлинна редакция Парийского, то могла ли группа с Преосв. Леонидом вступить в Управление из-за невозможности прибыть митрополиту Агафангелу? И если не канонически, то " по нужде " ? 3) Если могла вступить " по нужде " , то, как смотреть на увольнение ею митрополита? Законно ли? 4) Если увольнение незаконно, то вступление епископа Алексия в управление может рассматриваться как временное, особенно под давлением квалифицирования отказа Балаевым, как шага контрреволюционного. Но тогда - как смотреть на снятие им отлучения с Введенского? Как это указывается правилами и практикой? Мог ли он снять, если уверился, что наложение было вызвано недоразумением (не было документа от Патриарха). А если не так (если подлинна все-таки редакция Парийского), то мог ли (по практике древней) Преосв. Алексий снять отлучение и вообще ради спокойствия Церкви?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010