Зеркало треснуло Совсем недавно привычным занятием интеллигенции была охота за иконами в разоренных провинциальных церквах. Но одновременно коллекционировали «Вестники РХД» и ждали возрождения. Это было всего двадцать лет назад. Будущие менеджеры, что сегодня негодуют на алчность попов, вчера горевали о разорении имущества батюшек. Что же поменялось? 19 апреля, 2012 Совсем недавно привычным занятием интеллигенции была охота за иконами в разоренных провинциальных церквах. Но одновременно коллекционировали «Вестники РХД» и ждали возрождения. Это было всего двадцать лет назад. Будущие менеджеры, что сегодня негодуют на алчность попов, вчера горевали о разорении имущества батюшек. Что же поменялось? В условиях гражданской смуты рушить и Церковь как последнюю моральную скрепу общества — опрометчиво, если не сказать больше. И хотя призыв к нестяжательству можно лишь приветствовать, будет вовсе славно, если мораль сия будет применяться не выборочно, но повсеместно. Золото и пурпур византийского обряда — это сияние небес и кровь Христова, но князь Владимир объяснений богословов не знал, в выборе религии руководствовался красотой службы. Поскольку эстетика Корбюзье в то время еще не овладела умами, красотой почитались богатство и пышность. Князь выбрал церковь, которая наглядно являет могущество. Европейские храмы того времени были просты — лишь спустя два века после выбора Владимира аббат Сюжер убедил, что богатство и изощренность храма — ко славе Господней; так возникла готика. Православный храм всегда был пышен, а обряд — велеречив. Православные не баптисты, не квакеры и не сайентологи. Православный храм не протестантский молельный дом, в котором можно находиться, не снимая головного убора (квакерский обычай). Православный храм поражает величием. Роскошь не прихоть того или иного архипастыря — это дань обряду. Патриарх — по чину, а не по алчной прихоти (хотя иногда это совпадает, тяга к роскоши может быть особенностью человеческой) — облачен в драгоценные ризы и живет богато. Власть и слава собора и архипастыря уравновешены в православии несуетным равенством в мире общины, смиренным батюшкой, нищим, как и его паства, деревянной церковью в селе. Православная икона порой грозит, а часто блещет величием (Христос во славе, или Спас Ярое Око), но образ Покрова Богородицы (католический аналог — Мадонна Мизерикордия) утешает и согревает. Пренепорочная укрывает целебным своим омофором всех — нищих и властных, классовых врагов, представителей воюющих корпораций.

http://pravmir.ru/zerkalo-tresnulo/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Киевский, отрок, мч. - житие Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда " путь из варяг в греки " . На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги). Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

http://pravicon.com/info-2466

Коммюнике Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви 7 июля 2023 г. 10:13 30 июня 2023 года в Минском епархиальном управлении состоялась встреча Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина со специальным посланником Папы Римского, префектом Дикастерии по делам Восточных Церквей архиепископом Клаудио Гуджеротти и апостольским нунцием в Республике Беларусь архиепископом Анте Йозичем. После публикации на официальном интернет-портале Белорусской Православной Церкви новости о состоявшейся встрече, в Минское епархиальное управление стали поступать обращения православных верующих и общественности с просьбами проинформировать более подробно о ее итогах, в связи с чем сообщаем следующее. После обмена приветственными словами архиепископ Клаудио Гуджеротти поделился своими воспоминаниями о служении в Беларуси в ранге апостольского нунция (15.08.2011-13.11.2015), а также о своем неоднократном личном общении с приснопамятным митрополитом Филаретом (Вахромеевым) , первым Патриаршим экзархом всея Беларуси. В ходе беседы были затронуты вопросы положения христианства в современном мире, религиозная ситуация в Украине. Особое внимание было уделено принятому 30 марта 2023 года решению Папы Римского об учреждении Апостольской администратуры для верующих византийского обряда в Беларуси. Согласно нормам Кодекса канонического права Римско-Католической Церкви (канон 371, § 2) Апостольская администратура приравнивается по статусу к диоцезу (епархии), что, в свою очередь, предполагает учреждение иерархии и рукоположение в епископский сан апостольского администратора. Принятое в отношении белорусских греко-католиков решение вызвало недоумение у православного населения Республики Беларусь, поскольку данное решение не способствует утверждению мира на белорусской земле, но напротив может внести напряженность в межрелигиозные отношения в Беларуси. Об этом Белорусская Православная Церковь официально уведомила представителей Римско-Католической Церкви.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Кризис литургического благочестия Почему бытие Церкви во времени предполагает её изменение 23 марта, 2015 Почему бытие Церкви во времени предполагает её изменение 21 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась вторая открытая лекция инокини Вассы (Лариной) «Современный кризис литургического благочестия». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой». «Правмир» предлагает читателям краткое изложение этого выступления. Кризис литургического благочестия Слово «кризис» происходит от греческого κρσις – поворотный пункт, решающий момент. Любой кризис может привести как к росту, так и к распаду, в зависимости от того, как мы отвечаем на этот вызов. Богослужебный кризис возникает, когда внешние формы продолжают существовать, но перестают исполнять свои функции. Примеры внешних форм в богослужебной системе византийского обряда: Часы – богослужение суточного круга. Когда служатся часы, например, 3-й и 6-й перед литургией, то обычно в это время священник совершает исповедь, люди ставят свечи, хор устаивает спевку и так далее. Внешняя форма продолжает существовать, но перестает исполнять свои функции, свое назначение. Казалось бы, можно предложить не совершать часы, как, например, они не совершаются у греков, но мы настаиваем на исполнении внешней формы. При этом ежедневное переживание памяти о страстях Христовых у нас отсутствует. Пассия. Замена того, что уже есть в уставе – службы Страстной пятницы. Благодарственный молебен. Сразу после Евхаристии служится благодарственный молебен. Зачем, когда только что была Евхаристия? Причем в это время можно наблюдать, как активизируются верующие, для многих это благодарение понятнее Евхаристии. Анамнеза (anamnesis)  В чем цель божественной литургии? Сам Господь говорит об этой цели: «сие творите в Мое воспоминание». Цель – воспоминание, анамнеза. Но возможно ли каждое воскресение быть в храме за литургией и не сотворить этого живого воспоминания, соделанного ради нашего спасения Троичным Богом?

http://pravmir.ru/izmeneniya-v-tserkvi-p...

Новости Обнародована программа апостольского визита Папы в Венгрию и Словакию 21.07.2021 15:53 Рим, 21 июля. Ватиканский зал печати обнародовал программу 34-го апостольского визита Папы Франциска в Будапешт и в Словацкую Республику, который будет проходить с 12 по 15 сентября, сообщает Vatican News . Поездка понтифика начнётся утром 12 сентября: самолёт с Епископом Рима вылетит из аэропорта Фьюмичино и прибудет в Венгрию в 7 часов 45 минут. После официального приёма в аэропорту Будапешта состоится приветственная церемония в столичном Музее искусств и встреча с поместными епископами. В 10 часов Папа Франциск встретится с представителями Экуменического совета Церквей и некоторых иудейских общин. Перед полуднем, на Площади героев в Будапеште, Папа возглавит заключительную мессу 52-го Международного евхаристического конгресса, и это станет последним этапом его краткого визита в Венгрию. В 14 часов 30 минут Епископ Рима покинет страну и через час приземлится в международном аэропорту столицы Словакии. После официального приёма понтифик отправится в резиденцию апостольской нунциатуры, где примет участие и экуменической встрече, а затем в частном порядке побеседует со своими собратьями из Общества Иисусова.  На следующий день, 13 сентября, в президентском дворце Братиславы состоится приветственная церемония и визит вежливости к президенту Республики; Папа обратится с речью к представителям властей, общественных организаций и дипломатического корпуса. На 10 часов 45 минут запланирована встреча с епископами, священниками, монашествующими, семинаристами и катехизаторами в кафедральном соборе Святого Мартина. Во второй половине дня Папа посетит в частном порядке братиславский «Вифлеемский центр», встретится со словацкой иудейской общиной, а вечером – в резиденции апостольской нунциатуры – с президентом парламента и первым министром. В среду 14 сентября Епископ Рима отправится на самолёте в Кошице, а затем – в Прешов, где возглавит Божественную литургию византийского обряда, после которой встретится в местной цыганской общиной и – на местном стадионе – с молодёжью. Вечером понтифик вернётся самолётом в Братиславу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Формирование чина Великого входа и его богословское осмысление в византийской традиции. Часть 4 Глава 2. Богословское осмысление Великого входа 2.1. Жанр и традиция литургического толкования Жанр толкования на литургию имеет своим источником тайноводственные поучения IV века, произносившиеся для оглашенных – людей, вступающих в Церковь. Первоначально такие поучения имели форму проповеди, но вскоре были записаны и получили широкое распространение. Особенно известными стали гомилии таких выдающихся церковных деятелей, как святители Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст. Их творения оставались полезным учебным пособием и в тот период, когда в обычай вошло крещение в детском возрасте и акцент сместился с собственно катехизации на наставление и христианское просвещение молодых людей. Целью тайноводственных поучений было объяснить слушателям значение церковных таинств, дать представление о совершаемом при этом чинопоследовании и о его духовном содержании. Для истолкования таинств применялся тот же метод, что и в установившейся к этому времени традиции библейской экзегезы. Священное Писание рассматривалось как имеющее и буквальный, и духовный смысл. Например, практически все события Ветхого Завета могут восприниматься как относящиеся ко Христу, как исполнившиеся в Нем и таким образом обретшие в Нем свое истинное значение. Этот духовный смысл библейского повествования часто имеет ничуть не второстепенную, а, как минимум, равную буквальному смыслу ценность. Для составителей мистагогий было естественным применять этот метод к словам и действиям богослужения. В их понимании литургия, как и Священное Писание, была путем, ведущим к Богу, путем обретения опыта божественной жизни. Жанр мистагогического комментария во все времена сохранял тесную связь с литургическим обрядом, являясь важным свидетелем его изменения. Совокупность толкований на Божественную литургию составляет, таким образом, один из важнейших источников для изучения литургии верных византийского обряда. С другой стороны, со временем символизм стал существенно влиять не только на осмысление евхаристического богослужения, но и на форму его совершения, и некоторые из литургических комментариев предопределили позднейшие изменения в чине Божественной литургии и, в частности, Великого входа .

http://pravoslavie.ru/32083.html

Вышел в свет выпуск 46 сборника «Богословские труды» 20 октября 2015 г. 11:57 Вышел в свет выпуск 46 сборника «Богословские труды». Ответственный редактор Е.С. Полищук, научные редакторы М.М. Бернацкий, А.Г. Дунаев. К читателям обратился председатель редколлегии митрополит Волоколамский Иларион : «Очередной выпуск сборника «Богословские труды» продолжает наметившуюся в последние годы тенденцию сотрудничества со специалистами наших ведущих духовных школ, отечественных и зарубежных вузов, Российской академии наук и Общецерковной аспирантуры и докторантуры, что обеспечивает традиционно высокий уровень научных исследований. Публикация текстов источников осуществляется как в переводе, так и на оригинальных языках. Раздел «Переводы источников» представлен переводами святых отцов Церкви. М.Г. Калинин выполнил перевод Слов 71, 75 и 76 — трех мистических трактатов прп. Исаака Сирина, которые сохранились только в восточно-сирийских рукописях, а в западно-сирийских манускриптах, греческом, славянском и русском дореволюционном переводах эти слова отсутствуют. Перевод четырех посланий прп. Симеона Нового Богослова выполнен А.Г. Дунаевым по новейшему критическому изданию. М.М. Бернацкий сделал комментированный перевод главы из «Исповедания веры» прп. Никодима Святогорца, одного из главных источников по истории спора о тленности Тела Христова в таинстве Евхаристии, разгоревшегося в стане колливадов во 2-й пол. XVIII в. В разделе «Исследования» публикуются три научные работы фундаментального характера. Статья А.Ю. Виноградова и Ш. Гугушвили «Очерк истории Абхазского католикосата. Часть 1. VIII-X вв.» посвящена одной из крупных Церквей на христианском Востоке, история которой остается малоизвестной, а вопрос о времени возникновения католикосата является одним из самых спорных в кавказоведении. В 1-й части своей работы авторы реконструируют его историю вплоть до XI в. В статье «К истории славянского богослужения византийского обряда в начальный период (кон. IX — нач. X в.): Addenda et corrigenda» А.М. Пентковский на основании изучения нового археологического материала и результатов сравнительного изучения славянских литургических рукописей существенно развивает и уточняет выводы, сделанные им в предыдущей статье, опубликованной в юбилейном выпуске БТ 43-44.

http://patriarchia.ru/db/text/4249086.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Григорий III Лахам, патриарх Мелькитской католической Церкви. Фотография. Нач. XXI в. Григорий III Лахам, патриарх Мелькитской католической Церкви. Фотография. Нач. XXI в. [Мелькитская греко-католическая Церковь; араб.        ; лат. Ecclesia Melchitarum], одна из Восточных католических Церквей , придерживающаяся византийского обряда ; образовалась в результате перехода в унию части Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) в 1724 г. Современное состояние Глава М. к. Ц. носит титул «Патриарх Антиохии и всего Востока, Александрии и Иерусалима» (с 29 нояб. 2000 - Григорий III Лахам); он избирается Синодом М. к. Ц., после чего его утверждает папа Римский и ему вручается паллий . Патриаршие престолы: Антиохийский (в Дамаске), Александрийский (в Каире; охватывает Египет и Судан) и Иерусалимский. Две основные резиденции патриарха находятся в Ливане: зимняя - в Рабуа, летняя - в Айн-Тразе. Собор Девы Марии в Сан-Паулу. 2-я треть XX в. Собор Девы Марии в Сан-Паулу. 2-я треть XX в. К юрисдикции М. к. Ц. относятся 13 диоцезов на Ближ. Востоке: в Сирии (митрополии Халеба (Алеппо); Босры и Хаурана; Хомса, Хамы и Ябруда; архиеп-ство Латакии [и Тартуса]), в Ливане (митрополии Бейрута и Библа (Джубайля); Тира (Сура); архиеп-ства Баальбека; Панеады (Кесарии Филипповой; Банияса; центр в Марджъуюне); Сидона (Сайды [и Дайр-эль-Камара]); Триполи; Захле и Эль-Фурзуля [и Бекаа]), в Израиле (архиеп-ство Акки, Хайфы, Назарета и всей Галилеи), в Иордании (архиеп-ство Петры и Филадельфии (Аммана) [и всей Трансиордании]), а также 3 патриарших экзархата (в Ираке, Кувейте и Турции). В диаспоре М. к. Ц. имеет 5 диоцезов: в Бразилии (еп-ство Сан-Паулу), в США (еп-ство Ньютона), в Канаде (еп-ство Монреаля), в Австралии и Нов. Зеландии (еп-ство Сиднея), в Мексике (еп-ство Мехико); 2 апостольских экзархата (в Венесуэле и Аргентине) и отдельные приходы в Европе (Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме, Сен-Жюльен-ле-Повр в Париже, ц. свт. Николая Мирликийского в Марселе, ц. свт. Иоанна Златоуста в Брюсселе и др.). По данным на 2014 г., в М. к. Ц. насчитывались ок. 1,67 млн чел., 491 приход, 33 епископа, 580 священников, 260 монахов, 566 монахинь.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Новости Апостольский экзархат для католиков восточного обряда в Болгарии преобразован в епархию 14.10.2019 16:17 Епископ Христо Пройков. Фото: Михаела Катеринска/ segabg.com Ватикан, 14 октября. В пятницу 11 октября в Ватикане было официально объявлено о том, что Папа Римский Франциск повысил статус апостольского экзархата в Софии для католиков византийско-славянского обряда, проживающих в Болгарии, до уровня полноценной епархии, предоставив ей название «Епархия святого Иоанна XXIII в Софии для католиков византийско-славянского обряда в Болгарии». Первым епархиальным архиереем Папа Римский назначил прежнего экзарха — епископа Христо Пройкова, сообщает « Седмица » со ссылкой на пресс-службу Ватикана. Первого иерарха для верующих византийского обряда из Болгарии, желающих принять унию с Римом, назначил Папа Пий IX в 1861 году. По инициативе апостольского делегата архиепископа Анджело Ронкалли, позднее ставшего Папой Римским под именем Иоанна XXIII, в 1926 году в Болгарии был создан апостольский экзархат. Сегодня он объединяет примерно 10 тысяч верующих. Епископ Христо Пройков родился в 1946 году в столице Болгарии Софии. После завершения богословского образования в 1971 году был рукоположен в сан священника. В 1980-1982 годах изучал каноническое право в Папском Восточном институте. В конце 1993 год Папа Иоанн Павел II назначил его коадъютором тогдашнего экзарха Мефодия Стратева и 6 января 1994 рукоположил его в сан епископа. В 1995 года епископ Христо Пройков возглавил экзархат в Софии, в настоящее время также возглавляет Межобрядовую епископскую конференцию в Болгарии. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Греко-католический монастырь во главе с настоятелем вернулся к Православной вере и перешел в юрисдикцию Православной Церкви в Америке HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Греко-католический монастырь во главе с настоятелем вернулся к Православной вере и перешел в юрисдикцию Православной Церкви в Америке Предстоятель Американской Православной Церкви Блаженнейший Герман, архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады, 27-28 октября посетил бывший католический монастырь Восточного обряда Святого Креста, где присоединил к Православной Церкви наместника архимандрита Григория Уендта и братию монастыря. Митрополита Германа встречает архимандрит Григорий с братией монастыря / Майами, 1 ноября 2003 года Предстоятель Американской Православной Церкви Блаженнейший Герман, архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады, 27-28 октября посетил бывший католический монастырь Восточного обряда Святого Креста, где присоединил к Православной Церкви наместника архимандрита Григория Уендта и братию монастыря. Прошение о присоединении к православной вере поступило от аббата монастыря еще в марте 2003 года. До этого монастырь в течении множества лет пребывал в юрисдикции Русинской католической епархии византийского обряда штата Нью-Джерси. В ответ на обращение в апреле месяце монастырь, братство при нем и духовную школу в которой обучаются около 300 студентов, посетили протопресвитер Роберт Кондратик и священник Девид Брум. После основательного исследования Священный Синод Православной Церкви в Америки принял решение о присоединении монастыря к православной вере. Вечером 27 октября в часовне монастыря, украшенной уникальными фресками с сюжетами из земной жизни и чудесами Господа нашего Иисуса Христа, была совершена Вечерня. Во время Божественной литургии 28 октября Блаженнейший Митрополит Герман совершил чин присоединения архимандрита Григория, иеромонаха Дамиана вместе с монастырским братством к православной вере. Православное духовенства и верующие со всех концов Соединенных Штатов тепло приветствовали братьев возвратившихся к православной вере. Подробности и фотогаллерея события на сайте www.oca.org Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010