Разделы портала «Азбука веры» Добрый день. Хотела уточнить такой вот вопрос: возможен ли брак между православной и католиком? Мой потенциальный муж католик. Я православная, вся моя семья тоже, часто хожу в церковь Поэтому, для меня очень важно правильно поступить. Похожие вопросы 4 Ответа Конечно, такие браки не приветствуются. Просите мужа принять Православие, современные верующие католики часто соглашаются на такой переход. По канонам нельзя. Надо, чтобы он принял православие. Попробуйте объяснить ему, что православие отличается от католицизма тем, что не уклонилось от изначального Символа Веры, признает главой Церкви не Папу, а Христа, и отвергает нынешние либеральные нововведения. Раньше весь христианский мир был православным, но потом от него откололись католики, затем появились протестанты и прочие. У нас с католиками есть множество общих, дораскольных святых. Следовательно, если он европеец или американец, то его предки тоже были православными. Только не нашего, византийского, а западного обряда. С уважением, Здравствуйте! Официальная позиция Русской Православной Церкви — можно. Последний принятый официальный документ 2017 года устанавливает это следующим образом: “III. Браки с инославными христианами Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству. Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

http://azbyka.ru/vopros/vozmozhen-li-bra...

Российские ученые обвиняют В.Полосина в фальсификации исторических фактов и разжигании межрелигиозной розни 19 августа 2006 г. 13:06 Доктор исторических наук, сотрудник Института всеобщей истории РАН Игорь Чичуров опроверг заявление советника главы Совета муфтиев России Вячеслава Полосина о том, что у византийских воинов-христиан было якобы принято отбирать у пленных турчанок младенцев, варить их и окроплять полученной жидкостью правую руку, чтобы она была непобедимой. В интервью, опубликованном на днях, В.Полосин отметил, что оправдание эти воины находили непосредственно в Библии, где сказано: «Не мир я принес вам, но меч». «Господин Полосин взял это из легендарного (в нехорошем смысле) сообщения в хронике преподобного Феофана Исповедника IX века, где действительно описывается такой варварский обряд. Но, во-первых, в хронике не сказано, какой именно веры были те, кто этот обряд совершал, а во-вторых, совершенно неоправданно один-единственный эпизод называть обычаем», — заявил И.Чичуров «Интерфаксу» в пятницу. Он привел прямую цитату с описанием данного эпизода из книги «Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»: «Маслама, приступя к Пергаму, окружил его осадою, и Божиим попущением взял по сатанинскому наваждению; ибо жители сего города по внушению одного волера привели одну беременную женщину при самых родах ее и разрубили, потом извлекши из утробы младенца, сварили его в горшке и в этой богомерзкой жертве все желавшие воевать омочили свои перчатки с правой руки и за это преданы были во власть врагов». «В этом отрывке совершенно определенно видно осуждение данного обряда с христианской стороны. Град Пергама потерпел наказание за то, что его жители разово прибегли к такому обряду», — подчеркнул профессор. Он также выразил мнение, что сделанная В.Полосиным интерпретация текста византийского историка и указание на эту ситуацию как на обычай может быть квалифицирована как разжигание межрелигиозной розни. «Я расцениваю упоминание этого эпизода в таком контексте как находящееся на грани разжигания межрелигиозной и межнациональной вражды. Господин Полосин должен иметь в виду, что грамотные юристы могут вменить в этом случае соответствующие претензии», — сказал И.Чичуров.

http://patriarchia.ru/db/text/133844.htm...

Кто зажигает Благодатный огонь? Исторические детали и богословие обряда в 12 тезисах Архимандрит Феогност (Пушков) Кандидат богословия, заштатный клирик Луганской епархии УПЦ, автор многочисленных публикаций на богословские темы. Подпишитесь на наш Телеграм Приближается праздник Пасхи , и у православных христиан начнутся ежегодные споры о природе Благодатного огня (который на самом деле в иерусалимской традиции носит официальное название «Святой свет»). О его естественном происхождении говорилось уже много раз. Так в 1949 г. светило русской литургической науки Н. Д. Успенский прочел доклад «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую субботу в Иерусалиме» , а в 2019 г. сам настоятель храма Гроба Господня в Иерусалиме архиепископ Иерапольский Исидор (Факицас) дал интервью греческому церковному журналисту Деметросу Аликакосу, в котором честно сказал: «Это я зажигаю Святой свет» (необходимо включить русские субтитры). Несмотря на это, многие фанатично настаивают на сверхъестественном происхождении этого огня. Для тех, кто не может себе позволить чтение объемных научных исследований и просмотра многочасовых интервью, архимандрит Феогност (Пушков) в 12 тезисах излагает историю этого обряда и богословский смысл, а также объясняет, почему именно с точки зрения христианского богослужения Благодатный огонь не может и не должен быть сверхъестественным. 1. Традиция зажжения и благословения пасхального огня пришла из древности Зажжение и благословение пасхального огня (в вечер субботы — при начале Бдения Пасхи) является неотъемлемой чертой всех древних литургических обрядов Церкви. Своими корнями она восходит к иудейской традиции зажжения вечерней субботней свечи, что ознаменовало прекращение суток субботы, субботнего покоя и начало новой трудовой седмицы. Но поскольку речь идет о траурной Великой субботе («когда ото всех дел своих в гробнице опочил единородный Сын Божий», согласно тексту одной великосубботней византийской стихиры), то и обряду возжжения огня предшествовал день «строгого воздержания от использования огня». В восточных культурах знаками траура являются строгий пост, т. е. отказ от пищи, питья, секса и даже омовения; траурная одежда; отсутствие музыки, шуток и любого увеселения; погашенные очаги. Поэтому после «плача на погребение Христа» (на рассвете субботы) гасились все огни в храме (в иерусалимской традиции оставался только неугасимый свет лампады на самом ложе Гробницы). 2. Пасхальная часть бдения совершалась не с полуночи, а с заката солнца Великой субботы

http://blog.predanie.ru/article/kto-zazh...

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Сан-Паулу) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Благовещения Божией Матери — небольшой храм Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в Сан-Паулу в Парке Независимости Бразилии. В 1949-2013 года службы в храме проводили грекокатолики. Содержание История [ править править код ] Церковь была основана в 1892 году португальским католическим священником Жозе де Алмейда Силвой на холме в окружении леса. Жозе де Алмейда Силва умер в 1918 году, ещё некоторое время часовня была открыта для желающих помолиться, но в 1924 году была закрыта. Новый этап развития церкви связан с прибытием в Сан-Паулу католических священников византийско-славянского обряда. Первая община, принадлежавшая к «русскому апостолату» была основана в 1949 приехавшими из Европы русскими эмигрантами. В 1954 году бразильскими католическими монахинями им было передано здание для устройства здесь прихода византийского обряда. Следует отметить, что в Сан-Паулу в то время находилось основная часть русских эмигрантов, живших в Бразилии. Иконы для иконостаса написал Михаил Лобанов, его же кисти принадлежит образ святителя Николая Чудотворца. Иконы двенадцати праздников — работы художника Николая Мишаткина. Запрестольную икону священник Фёдор Вилькок привез из Китая. Две большие клиросные иконы, изображающие святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского выполнил художник Дмитрий Измайлович. Благовещения Пресвятой Богородицы на Ипиранге стала центром русскоязычной католической общины византийского обряда в Бразилии. Церковь становится известна как «igrejinha dos russos». По словам диакона Маркелла Пайвы: «Многие верующие провели всю свою жизнь, полагая, что они находсятся в каноническом православном приходе, но на самом деле это был униатский приход». С приходом тесным образом был связан Интернат для русских мальчиков св. Владимира в Иту. С 1969 по 1996 община издавала газету «Друзьям и знакомым» («Comunicação aos Amigos e Conhecidos»), инициатором издания был, приехавший в 1969 Викентий Пупинис, священник иезуит литовского происхождения. В 1972 общину посетил епископ Андрей (Катков).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Православие западных обрядов: история и современность РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_81329.html 06 декабря 2010 Андрей Гайосинскас Православие западных обрядов: история и современность Портал Religare предлагает вниманию читателей исследование Андрея Гайосинкаса, посвященное истории и современному состоянию православных общин, служащих литургию по западным обрядам. Это явление возникло в 19-м веке и получило развитие в 20-м в связи с нежеланием части католиков и англикан следовать либеральным тенденциям в своих церквях. Судьба православия западных обрядов (множественное число в заглавии статьи связано с тем, что существует не менее четырех форм западных литургий, которые могут использоваться в этих общинах) складывалась очень непросто – значительное число этих приходов находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, но существует и некоторое количество приходов, не признаваемых Поместными Православными Церквами. Вниманию читателя предлагаются исторические сведения о православных приходах западных обрядов независимо от их канонического статуса, но большая часть статьи посвящена общинам, находящимся в общении с Православными Церквами. А. Щ. Православие западных обрядов: история и современность Интерьер Церкви св.Георгия (Лоуренс, США, Антиохийский патриархат) У абсолютного большинства населения православие ассоциируется с духовным наследием Византии – литургией св. Иоанна Златоуста, иконами, золочеными куполами и священниками в золотистых рясах. И только те, кто серьезно интересуются историей Церкви, знают о существовании целого направления в православии, опирающегося на западные образцы духовности, и использующие различные западные литургии. Случайный посетитель и не догадается, что находится в православной церкви, а решит, что попал в консервативную католическую или англиканскую общину (т.к. богослужение совершается лицом к престолу). В православных храмах западного обряда сохранена вся стилистика западных христианских церквей. Облачения священников, литургия, музыкальная традиция будут говорить посетителю, что он якобы находится среди католиков или англикан. Православие западного обряда относительно малочисленно, весьма раздроблено и разнородно, но оно имеет принципиальное значение как для самосознания православной церкви, так и для православного свидетельства на Западе. До конца 19-го века православное богослужение было замкнуто на византийском обряде, об использовании дораскольных литургий западного образца давно уже никто и не помышлял. Как ни странно, именно с либерально настроенными католиками-раскольниками связано начало существования западно-православных общин, тогда как последние лет сорок православие западных обрядов привлекает в основном консервативных англикан.

http://religare.ru/2_81329_1_21.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Знаю догматы и молитвы, но сложно понимать службу. Что делать? 2 мин., 05.04.2024 Вопрос читателя: Добрый день. Есть желание получить опыт воцерковления, вероучения (Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Иоанн Кронштадтский прочитаны) и основные молитвы знаю хорошо, есть постоянная практика личной молитвы, крещен при рождении, в молодости был несколько раз на исповеди, достаточно близок к православию по мировоззрению. Ограничивает сложность Византийского обряда и сложность чина литургии, церковнославянский не знаю и воспринимаю процентов на 20. Что можете рекомендовать в таком случае, когда все у человека есть и все понятно и доступно, но присутствие в храме и понимание обряда вызывает сложности (в детстве рос в Сибири, в городе храмов не было)? Павел Ответ священника: Иерей Евгений ЧЕБЫКИН Здравствуйте, Павел. Ну, во-первых, наверное скажу, что сложность нашего богослужения можно легко компенсировать регулярностью его посещения, во-первых, и интенсивностью участия в нём, во-вторых. Постарайтесь для начала приучить себя посещать различные православные богослужения регулярно. Не только воскресные литургии, но и вечерние службы в будние дни и в праздники. Особенно — в период Великого поста, когда в храме у нас совершаются, если можно так выразиться, уникальные богослужения. Например, Литургия Преждеосвященных Даров. При этом Ваше изучение строя православного богослужения будет намного эффективнее, если у Вас появится возможность нести послушание на клиросе или в алтаре. Там главные особенности всех наших богослужений усваиваются намного проще. Чтобы получить благословение на несение подобного послушания, Вам необходимо поговорить об этом с настоятелем того храма, который Вы сможете посещать регулярно в течение года. К слову сказать, это необязательно должен быть самый ближайший к месту Вашего жительства храм. Тут возможны варианты. Помимо этого, Вы также можете читать литургические исследования, в которых рассматривается история формирования и развития наших служб. Поверьте, это очень интересно и назидательно.

http://foma.ru/znaju-dogmaty-i-molitvy-n...

HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архимандрит Георгий (Капсанис) О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-католической церквей Каждый, кто внимательно изучит стадии, что прошли отношения православных и римо-католиков, заметит, что у Ватикана есть план, который будет постепенно осуществляться, пока не случится «объединение». Митрополит Перистерионский Хризостом уточняет, о каком объединении идет речь: «Братья-католики прямо или косвенно дают понять, что Православная Церковь может объединиться с Римско-Католической посредством консолидации, подобной и параллельной тем процессам, которые существуют между ней и униатами». Папа Иоанн Павел II и католик византийского обряда архимандрит Сергий Гаек Проявление дружеского расположения некоторых кругов внутри Православной Церкви к Римскому папе вызывало бы меньше озабоченности у большого числа неравнодушных православных людей, если бы были заметны какие-либо изменения в политике Ватикана. Однако уния все более набирает обороты, первенство и непогрешимость папы декларируются по всякому поводу и без, а ватиканская дипломатия делает все возможное, чтобы способствовать объединению с православными на основе решений Флорентийского и II Ватиканского Соборов, призвавших православных братьев-«схизматиков» вернутся в лоно «истинной» папской Церкви. Папизм, учитывающий не только решения семи Вселенских Соборов единой Церкви до схизмы, но, прежде всего, связанный постановлениями четырнадцати собственных «вселенских» Соборов, не может искать другого пути к объединению с православными, кроме их «возвращения». Так, в решениях II Ватиканского Собора, несмотря на некоторые незначительные шаги Ватикана в сторону православных, догматы о первенстве и непогрешимости папы нисколько не ограничиваются и не замалчиваются, но, напротив, им придается еще большая значимость по сравнению с решениями I Ватиканского Собора. «II Ватиканский Собор не преминул придать еще больший авторитет положению папы, причем до такой степени, что некоторые его восторженные почитатели на Соборе давали понять, что главой Церкви является уже не Христос, а Петр, а через него и папа» . Что же касается изменения взглядов Римско-Католической Церкви, то следует иметь в виду, что «речь идет об изменении внешней политики и общественного образа Римской Церкви, а не о внутренней реформе ее вероучения» .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Архив Пн Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс 23 августа 2005 г. 11:37 По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт. Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из сыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников. В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины. По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Св. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца — св. Симеона Мироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Архимандрит Георгий (Капсанис). О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-Католической Церквей (версия для печати)/Православие.Ru О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и Римско-Католической Церквей Православие.Ru , 5 марта 2008 г. Архимандрит Георгий (Капсанис) Папа Иоанн Павел II и католик византийского обряда архимандрит Сергий Гаек / Проявление дружеского расположения некоторых кругов внутри Православной Церкви к Римскому папе вызывало бы меньше озабоченности у большого числа неравнодушных православных людей, если бы были заметны какие-либо изменения в политике Ватикана. Однако уния все более набирает обороты, первенство и непогрешимость папы декларируются по всякому поводу и без, а ватиканская дипломатия делает все возможное, чтобы способствовать объединению с православными на основе решений Флорентийского и II Ватиканского Соборов, призвавших православных братьев-«схизматиков» вернутся в лоно «истинной» папской Церкви. Папизм, учитывающий не только решения семи Вселенских Соборов единой Церкви до схизмы, но, прежде всего, связанный постановлениями четырнадцати собственных «вселенских» Соборов, не может искать другого пути к объединению с православными, кроме их «возвращения». Так, в решениях II Ватиканского Собора, несмотря на некоторые незначительные шаги Ватикана в сторону православных, догматы о первенстве и непогрешимости папы нисколько не ограничиваются и не замалчиваются, но, напротив, им придается еще большая значимость по сравнению с решениями I Ватиканского Собора. «II Ватиканский Собор не преминул придать еще больший авторитет положению папы, причем до такой степени, что некоторые его восторженные почитатели на Соборе давали понять, что главой Церкви является уже не Христос, а Петр, а через него и папа» . Что же касается изменения взглядов Римско-Католической Церкви, то следует иметь в виду, что «речь идет об изменении внешней политики и общественного образа Римской Церкви, а не о внутренней реформе ее вероучения» .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Вспоминая Роберта Тафта Он был честный ученый и честный верующий. Жизнь его была глубоко молитвенна и литургична 5 ноября, 2018 Он был честный ученый и честный верующий. Жизнь его была глубоко молитвенна и литургична 2 ноября скончался ученый-литургист архимандрит Роберт Тафт – иезуит, архимандрит восточного обряда, заслуженный профессор Папского Восточного института, один из крупнейших современных специалистов в области восточной литургики. Об отце архимандрите вспоминает инокиня Васса (Ларина), писавшая под руководством Тафта докторскую работу. Я училась в институте православного богословия Мюнхенского университета и написала магистратскую дипломную работу на тему царского начала (двупсалмия) утрени. Я получила самую высокую оценку, но эта тема была далека от научных интересов наших профессоров, и один из них посоветовал мне показать работу Роберту Тафту, о котором я еще не знала. Вспомнила только, что видела это имя на книге в русском переводе о византийском синтезе. Роберт Тафт в молодости В итоге я позвонила отцу Роберту в Италию. Меня поразило, что он ответил сразу сам, что у него нет секретаря. Я почему-то начала с ним говорить по-русски, и он мне начал отвечать по-русски. Позднее я услышала его свободный немецкий и красивый американский английский. Уже тогда, при первом разговоре я почувствовала, что говорю с великаном культуры и духа. Отец Роберт, если можно так сказать, был американским аристократом, он потомок президента Тафта — 13 президента Соединённых Штатов. Племянница отца Роберта в данный момент — кандидат в сенаторы Штата Аризона, его брат был мэром большого города в Род-Айленде. Юный Роберт Тафт с матерью и сестрой Я попросила Тафта прочитать мою работу. Он согласился, попросил прислать ее, и я выслала по почте, в распечатанном виде. С нетерпением ждала несколько месяцев и вот получила развернутый ответ в электронном виде – на пять-шесть страниц. Он сделал много критических замечаний, в том числе, что целая первая треть работы не нужна и её надо опустить, а в конце своего отзыва написал, что когда я все исправлю, он хотел бы опубликовать эту работу: она показалась ему интересной, и что он хотел бы меня пригласить ещё выступить с докладом на конференция литургистов в Айхштедте. 

http://pravmir.ru/vspominaya-roberta-taf...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010