Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич (8.03.1877, С.-Петербург - 20.08.1959, Рим), титулярный архиеп. Парийский, деятель рус. католичества. Происходил из дворянского рода. По окончании Императорского Александровского лицея состоял на дипломатической службе, в 1900-1906 гг. являлся помощником секретаря российского посольства в К-поле, где в 1905 г. перешел из Православия в католичество. В 1906-1909 гг. служил 2-м секретарем российского посольства при итал. правительстве в Риме. В 1909 г. вышел в отставку в чине коллежского советника, после чего поступил во франц. семинарию при папском Григорианском университете . 7 дек. 1913 г. болг. католич. епископом вост. обряда Лазаром Младеновым рукоположен во пресвитера в рим. ц. св. Афанасия при папской Греческой коллегии. По приглашению пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ) поступил на службу в Конгрегацию чрезвычайных церковных дел. В 1921 г. направлен в Париж в качестве секретаря апостольского нунция архиеп. Бонавентуры Черрети. За содействие в восстановлении дипломатических отношений между Папским престолом и Францией получил звание апостольского протонотария и награжден франц. правительством орденом Почетного легиона. В 1924 г. на Е. были возложены задачи по пропаганде католичества среди рус. эмиграции и организации в Париже рус. католич. прихода восточного обряда. С 1925 г. окормлял парижскую общину рус. католиков. В 1928 г. освобожден от должности секретаря нунциатуры, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем рус. католич. прихода вост. обряда во имя Пресв. Троицы в Париже. В янв. 1930 г. при поддержке папской комиссии по делам России «Pro Russia» , франц. ассумпционистов и англ. католич. об-ва св. Иоанна Златоуста Е. основал в Париже рус. католич. ж. «Благовест», являлся его издателем и редактором. В окт. 1930 г. участвовал в съезде рус. католич. духовенства визант. обряда в Риме. 31 окт. 1936 г. папа Римский Пий XI назначил Е. титулярным епископом Пионийским. Хиротонию, состоявшуюся 6 дек. в рим. ц. св. Антония при папской коллегии Russicum , совершили апостольский визитатор для славян визант. обряда в Польше титулярный Лебедский еп. Николай Чарнецкий , Бейрутский архиепископ Мелькитской католической Церкви Максим Сайег и Лунгрский епископ Итало-Албанской католической Церкви Джованни Меле. Не получив юрисдикции в отношении рус. католиков, в 1936-1959 гг. Е. занимал должность «рукополагающего епископа византийского обряда в Риме», проживая при папской коллегии Russicum и совершая рукоположения по визант. обряду ее выпускников, а также выпускников Греческой, Украинской и Румынской коллегий. Участвовал в различных католич. мероприятиях, связанных с вост. обрядом и Россией, в т. ч. возглавлял в Риме торжества, посвященные 950-летию Крещения Руси (1939) и паломничество рус. католиков по случаю юбилейного года в Рим (1950).

http://pravenc.ru/text/187289.html

Проблемы в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России обсудили в Москве 3 января, 2011. Редакция " Правмира " Участники заседания, прошедшего 30 декабря, обсудили текущие проблемы православно-католических отношений в России. Были рассмотрены вопросы, связанные с передачей имущества религиозного назначения, государственно-церковных отношений, функционированием общин византийского обряда в России Очередная встреча Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России состоялась 30 декабря в Институте философии, теологии и истории святого Фомы в Москве, сообщает « Благовест.Инфо ». Во встрече приняли участие представители Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, генеральный секретарь Конференции католических епископов России, первый секретарь посольства Святого Престола в Российской Федерации монс. Висвальдас Кульбокас и директор культурного центра «Духовная библиотека» Жан-Франсуа Тири. Диалог между Православной и Католической церквами начался после 1980 года, когда II Ватиканский собор признал наличие апостольского преемства у православных. В настоящее время на повестке дня православно-католического диалога в качестве основной стоит тема роли римского епископа в I тысячелетии. Помимо этого на периодически проходящих встречах обсуждаются как прочие экклезиологические, так и частные вопросы взаимодействия православной и католической церквей. Здание бывшего католического храма в Калининграде Участники заседания, прошедшего 30 декабря, обсудили текущие проблемы православно-католических отношений в России. Были рассмотрены вопросы, связанные с передачей имущества религиозного назначения, государственно-церковных отношений, функционированием общин византийского обряда в России. Стороны подчеркнули общность позиции по различным социально значимым вопросам, которая проявилась, в частности, в работе над поправками к принятому недавно закону о передаче имущества религиозного назначения. Стороны договорились о необходимости более тесного взаимодействия в ситуациях, когда передача имущества религиозного назначения может вызвать межконфессиональную напряженность, как то произошло, например, в Калининграде, когда депутатами областной думы было принято решение передать Русской Православной Церкви ряд бывших католических и протестантских храмов, что вызвало неудовольствие католиков.

http://pravmir.ru/problemy-v-otnosheniya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЗАПАДНОСИРИЙСКИЙ ОБРЯД в литургической науке одно из обозначений комплекса богослужебных традиций Сирии, Палестины и М. Азии, генетически связанных с регионом Зап. Сирия, прежде всего с Антиохией ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв» ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого «ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» средневек. слав., вероятнее всего древнерус., псевдоэпиграф, цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов ИКОНОСТАС преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма INSTITUTIO [лат.- установление], принятое в научной лит-ре наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери

http://pravenc.ru/rubrics/122642_10.html

Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики 2 ноября. ПРАВМИР. Скончался ученый-литургист архимандрит Роберт Тафт. Об этом сообщил на своей странице в Facebook  клирик Спасо-Преображенского собора в Киеве протоиерей Андрей Дудченко. «Упокоился архимандрит Роберт Тафт. Величайший литургист, иезуит восточного обряда, который узнал нашу православную литургию лучше нас, православных. Потрясающая работоспособность. Основой изучения литургики он называл знание древних языков, вслед за своим учителем Хуаном Матеосом. К сожалению, при жизни Тафта не успел выйти центральный том его исследования по истории литургии Иоанна Златоуста – об анафоре, который он готовил дольше всего. Но я слышал, что текст уже был готов , и Тафт вычитывал правки. Тафт шутил, что у него не осталось ни одной мысли, которая не была бы напечатана. Счастлив, что был знаком с этим великим учёным. Теперь он сослужит в небесной литургии», – сообщил священнослужитель. Архимандрит Роберт Тафт – иезуит, архимандрит восточного обряда, заслуженный профессор Папского Восточного института, один из крупнейших современных специалистов в области восточной литургики. Родился в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов). Более 20 лет отдал учебе и исполнению различных послушаний, прежде всего, в области преподавания. Преподавал во многих странах, от Ирака в 1950-е гг. до Болгарии уже в пост-коммунистические времена. С 1970 года главное место работы о. Тафта — Папский Восточный институт в Риме, где он долгое время занимал должность проректора (Vice Rector) и профессора восточной литургики, а также являлся главным редактором издаваемой институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta. Первой специальностью о. Тафта был русский язык и славянский богослужебный обряд. В 1960-е гг. под влиянием о. Хуана Матеоса он обратился к изучению языков и богослужения других христианских традиций. Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики, в том числе многотомного исследования «История литургии св. Иоанна Златоуста», продолжающего труд Хуана Матеоса по истории византийской литургии Слова.

http://pravmir.ru/skonchalsya-uchenyiy-l...

Власти Турции провели исламский обряд в соборе Святой Софии в Стамбуле впервые с 1934 года 7 июня, 2016. Новостная служба Декрет Ататюрка запрещал какие-либо религиозные церемонии в здании 7 июня. ПРАВМИР. В первый день священного исламского месяца Рамадана, после полуночи, турецкий государственный канал телевизионного вещания TRT провел прямую трансляцию мусульманского обряда из собора Святой Софии в Стамбуле. Имам провел полноценный исламский обряд, читая суры Корана в соборе Святой Софии, впервые с 1934 года. Министерство иностранных дел Греции осудило это решение как регрессивное и граничащее с фанатизмом, передает РИА Новости. Константинопольский Патриархат на произошедшее пока никак не отреагировал. Обряды будут повторяться ежедневно в течение всего месяца Рамадана. В первый день гостем церемонии стал глава Государственного управления по делам религии Мехмет Гиормез. Чиновник заявил, что передача из собора Святой Софии транслируется с разрешения Министерства культуры и туризма Турции, которому принадлежит музей «Айя София». В 1943 году по декрету основателя современного турецкого государства Ататюрка здание собора Святой Софии стало музеем и было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. До захвата Константинополя турками и падения Византийской империи собор в течение тысячи лет был крупнейшим христианским храмом мира. Затем собор был переделан в мечеть. После декрета Ататюрка с фресок и мозаик были сняты скрывавшие их слои штукатурки. Декрет запрещал какие-либо религиозные церемонии в здании. В 2006 году в музейном комплексе была выделена небольшая молельная комната для сотрудников. Многие христианские общины пытаются вернуть собору Святой Софии первоначальный статус. Руководство Турции много раз заявляло, что намерено сохранять музейный статус здания, чтобы его могли посещать последователи всех религий. Президент Турции Тайип Эрдоган несколько дней назад заявил, что во время месяца мусульманского поста Рамадан ежедневно в Святой Софии будут читать Коран. «Настойчивые, граничащие с фанатизмом мусульманские обряды в памятнике всемирного культурного наследия непонятны и являются проявлением неуважения и отсутствия связи с реальностью, — говорится в заявлении МИД Греции. Такие действия не совместимы с современными демократическими и светскими обществами, добавили в Афинах.

http://pravmir.ru/vlasti-turtsii-proveli...

Вопрос: В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря : Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 – 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо " Исус " стали писать " Иисус " , хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати. Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием - серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя. Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь.

http://pravoslavie.ru/6485.html

Епископ Запечский Постепенно жизнь в Усть-Выми наладилась. Установилась переписка с волей: епископ Афанасий ежедневно писал матери, которая передавала его письма в епархию. Кстати, сама Матрена Андреевна была неграмотной. Письма сына читал ей священник Иосиф Потапов, который и составлял ответы 46 . Кроме писем, епископ Афанасий получал довольно много посылок, что давало ему возможность поддерживать других ссыльных, причем не только верующих. Как-то раз он передал продуктовую посылку группе арестованных эсеров. Лидеры социал-революционеров были в затруднении: вопрос принятия помощи от церковников был вопросом идеологического плана. После продолжительной партийной дискуссии было решено: помощь принять. Очевидцы вспоминали, как один из партийных руководителей, лукаво поблескивая очками, со словами «Владыка благословил рыбкой» внес к голодному и обрадованному рядовому составу громадный поднос с котлетами. Ссыльным священнослужителям удавалось регулярно совершать богослужения. Ежедневно в келье епископа Афанасия собирались живущие поблизости священники. Службы были продолжительные, по всей строгости церковного Устава. Необходимость служить в маленьком помещении делала неуместными торжественные архиерейские облачения, поэтому епископ предпочитал служить в простой холщовой священнической фелони, только сверх нее одевал омофор. У него была простая матерчатая митра, без камней и украшений. Присутствовавший на этих домашних богослужениях Сергей Фудель впоследствии вспоминал: «В этом была какая-то мудрая мера. Служение в комнате предъявляет духовные требования и к внешности: пышность византийского обряда становится в комнате чем-то громоздким, ненужным и даже досадным» 47 . После окончания службы происходила совместная трапеза. Стиль общения был очень простым: епископ Афанасий не допускал даже намека на ту фальшивую елейность, которая почему-то многими считается каким-то хорошим тоном при общении с людьми духовного звания. Кто-то из сотрапезников впоследствии вспоминал, как епископ Афанасий, пародируя слащавый стиль обращения к архиереям, сказал, передавая сидящему рядом чайную ложку: «Возьмите эту ложечку, ею сам владыченька кушал».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь МАРИАНЕ (офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии), католич. монашеский орден МАРОНИТЫ приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия) Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Мелькитская греко-католическая Церковь], одна из Восточных католических Церквей, придерживающаяся византийского обряда МЕННИНИ Антонио (род. 2.09.1947), ватиканский дипломат, титулярный архиеп. Ферентский, офиц. папский представитель в РФ в 2002-2010 гг. МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (1865-1930), кард., гос. секретарь (1903-1914) МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена

http://pravenc.ru/rubrics/122074_24.html

Новости 3 января, 2011 В Марфо-Мариинской обители милосердия завершился сбор рождественских подарков для детей 3759 рождественских подарков для детей из Тульской, Калужской, Костромской и Тверской областей собрал в Марфо-Мариинской обители милосердия Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению 3 января, 2011 Проблемы в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России обсудили в Москве Участники заседания, прошедшего 30 декабря, обсудили текущие проблемы православно-католических отношений в России. Были рассмотрены вопросы, связанные с передачей имущества религиозного назначения, государственно-церковных отношений, функционированием общин византийского обряда в России 3 января, 2011 Свято-Германовский съезд православной молодежи РПЦЗ состоялся в Джорданвилле 25 декабря в Свято-Троицком монастыре и духовной семинарии РПЦЗ в Джорданвилле открылся ежегодный съезд православной молодежи, посвященный преподобному Герману Аляскинскому 3 января, 2011 Митрополит Ювеналий ответил на вопросы слушателей " Голоса России " Вначале митрополит пояснил, как в Московской епархии будет отмечаться праздник Рождества Христова. Помимо молитвы и причащения, по словам владыки в Ювеналия, Московской епархии есть и свои особые традиции 3 января, 2011 В ушедшем году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий удостоен права преднесения креста В настоящее время правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, (правда, только в пределах Украины) и митрополит Минский и Слуцкий Филарет 2 января, 2011 Архиепископ Иероним: " Греция может быть бедной страной, но у нее много богатых " " Нынешний момент уникален, и нам надо понять это, ибо мы нуждаемся в сотрудничестве во всех областях более, чем в любой другой период " , - заявил сегодня архиепископ Афинский и Всей Эллады Иероним в выступлении по радиостанции Скай во дворце Заппион. 1 января, 2011 В новогоднюю ночь в Чернигове сожжен палаточный храм святой Екатерины

http://pravmir.ru/category/news/page/556...

Новости Бенедикт XVI совершил мессу на стадионе в Аммане и побывал на берегу реки Иордан 11.05.2009 15:24 Амман, 11 мая, Zenit/Благовест-инфо. Папа Римский Бенедикт XVI совершил 10 мая мессу на городском стадионе столицы Иордании Аммана. По разным данным, на богослужение пришли от 20 до 30 тысяч верующих. Свою проповедь на стадионе понтифик посвятил тяжелому положению христиан в Святой Земле и во всем ближневосточном регионе. " Католическую общину (Иордании) глубоко затрагивают трудности и неопределенность, от которых страдают все люди Ближнего Востока, - сказал Папа, обращаясь к собравшимся по-английски. - Никогда не забывайте о великом достоинстве, которому вы обязаны своему христианскому наследию, всегда чувствуйте любовь и солидарность с вашими братьями и сестрами по всему миру " . " Верность вашим христианским корням, верность миссии Церкви в Святой Земле требует от каждого из вас особого мужества, мужества убеждения, родившегося из личной веры, а не только основанного на социальной принадлежности и семейных традициях " ,  - напомнил понтифик иорданским христианам. Папе сослужил Латинский патриарх Иерусалима Фуад Туаль. Обращаясь к Бенедикту XVI, прелат рассказал, что его страна (патриарх - гражданин Иордании) приняла более миллиона беженцев из Ирака, в том числе около 40 000 беженцев-христиан, и католические организации оказывают им помощь. В богослужении также участвовал глава халдо-католиков Ирака патриарх Багдадский Эммануил III Дeллu. 10 мая Бенедикт XVI также посетил Вади Харрар на берегу реки Иордан. Иорданские археологи считают что Вади Харрар - это библейская Вифания Заиорданская, где Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя. Хотя изначально это не было запланировано, в этой поездке Папу сопровождали король Иордании Абдалла II и королева Рания. Монарх рассказал гостю об археологических раскопках, которые правительство его страны ведет в Вади Харраре. Ученым удалось найти более 20 древних объектов - церквей, пещер и крестильных купелей, которые подтверждают, что Вади Харрар с ранних веков христианства был популярным местом паломничества. В планах Абдаллы II - построить в этом месте пять новых христианских церквей. Посетив берег Иордана, Папа благословил закладку двух из будущих церквей: одной латинского и одной - мелькитского (византийского) обряда.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010