Март 1856 года Письмо Ваше от 25 мая получил. Пишете, что Вы по получении моего письма, несмотря на радость, грустили целую неделю; и еще есть в душе Вашей остаток грустного расположения. Грусть эта происходит от душевного врага, всеми мерами старающегося сделать человеку препятствие на пути спасения, а частью и оттого, что, может быть, Вы думали о себе, что уже приобрели некий успех духовный, но, увидев себя обнаженным, как сами пишете, болезнуете теперь о сем душой Вашей. Скорбь сия хотя и облекается в благую личину, но явно носит отпечаток ветхого человека, для которого неприятно видеть себя обнаженным. Лучше видеть себя таким, нежели находиться в самообольщении; и не в Вашем (только) устроении необходимо зреть всегда свою немощь и худость и иметь незабвенное памятование прежних согрешений, потому что от сего невольно мы понуждаемся к смирению. Я же, со своей стороны, благодарил Бога за то, что Вы не отвергли совета, предложенного Вам от учения святых отцов. В Ваших обстоятельствах это хороший признак и даже может послужить для Вас надежным средством к избавлению от прелести вражией, если только до конца пребудете в таком настроении духа. Сами можете видеть в житиях и учении святых отцов, что душевный враг всегда утверждал сети своей прелести на самомнении человека и последовании его собственному разумению и мнимо благим желаниям. Еще пишете, что Вы не видите в себе тщеславия и гордости и желали бы знать признаки оных. Самое то, что не примечаете в себе сих страстей, есть признак, что они содержат душу Вашу, облекая ее тьмой и мраком, которые, как в видимых предметах, так и в мысленных, равно препятствуют видеть предлежащее. Ясно свидетельство сему в 23-й степени «Лествицы», как премудрый старец поучал духовно брата, чтобы не гордился, а он, слепотствуя умом, отвечал: «Прости мя, отче, во мне нет гордости». Старец же продолжал: «Да чем же ты, чадо, более можешь доказать свою гордость, как не сими словами, что во мне нет гордости». Тьма, по слову Василия Великого , есть отсутствие света. И в духовных вещах за отсутствием света смирения мрак гордости покрывает душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ни делом, ни мыслею нераздельное Слово не отделяется от Отца (56,278). Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия добродетели (5,318). Христос… Сам первый на деле показал ученикам возможность делать то, что Сам заповедал (45,195). Учение заповедей Господних должно принимать как такое учение, которое доставляет нам Жизнь Вечную и Царство Небесное… (3,404). Кто соблюдает закон – чтит частицу Божества, какую имеет в себе во всяком деле, слове и движении ума, сколько можно более чист от всего попираемого и не оскверняется ничем преходящим, а напротив того, самую персть влечет с собою к небу, тот в награду за труды (подлинно самое великое и премудрое таинство!) станет богом по усыновлению, однако же исполненным Высшего Света, начатки которого пожинал он, в некоторой мере, еще здесь (12,125). Чрез исполнение заповедей Божиих возвращается внутрь нас, как некий многочастный плод, – любовь, милостыня, благоутробие, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца, посредством которой сподобляемся мы зреть Бога. И в чистом уже сердце воссиявает благодать и просвещение Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Богу, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами света, освобождает души от тьмы и отселе еще, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни, хотя мы того и не знаем (58,15). Где со тщанием исполняются заповеди Божий, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После сего явления Спасителя приходит и совершенная любовь (58,112). Чем более кто преуспевает в делании заповедей Божиих, тем более очищается, осиявается и просвещается, сподобляется видеть откровения великих тайн, коих глубины не видел никогда и совершенно не может никогда видеть из тех, кои не восподвизались прийти в такую чистоту (58,133). Те, которые покорствуют Богу и соблюдают неуклонно заповеди Его, те и временных благ причащаются в меру, с воздержанием благодаря за них Бога, и от этих видимых и временных благ возводятся к оным невидимым и вечным за то, что подвигнулись Царю всех Богу и соблюли повеления Его. Те же, которые поступают противно заповедям Божиим, находятся на противной Богу стороне, вместе с диаволом, поскольку сделались врагами Бога (58,376).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием, — и в естествознании, и в высшей математике, и в истории, и в юриспруденции, и в экономике, и в филологии, и в медицине. Рассудочная наука, не ведущая ничего, кроме чувственного наблюдения, эксперимента и анализа, есть наука духовно слепая: она не видит предмета, а наблюдает одни оболочки его; прикосновение ее убивает живое содержание предмета; она застревает в частях и кусочках и бессильна подняться к созерцанию целого. Русский же ученый призван созерцать жизнь природного организма; видеть математический предмет; зреть в каждой детали русской истории дух и судьбу своего народа; растить и укреплять свою правовую интуицию; видеть целостный экономический организм своей страны; созерцать целостную жизнь изучаемого им языка; врачебным зрением постигать страдание своего пациента. К этому должна присоединиться творческая свобода в исследовании. Научный метод не есть мертвая система приемов, схем и комбинаций. Всякий настоящий, творческий исследователь всегда вырабатывает свой, новый метод. Ибо метод есть живое, ищущее движение к предмету, творческое приспособление к нему, " изследование " , " изобретение " , вживание, вчувствование в предмет, нередко импровизация, иногда перевоплощение. Русский ученый по всему складу своему призван быть не ремесленником и не бухгалтером явления, а художником в исследовании; ответственным импровизатором, свободным пионером познания. Отнюдь не впадая в комическую претенциозность или в дилетантскую развязность самоучек, русский ученый должен встать на свои ноги. Его наука должна стать наукой творческого созерцания — не в отмену логики, а в наполнение ее живою предметностью; не в попрание факта и закона, а в узрение целостного предмета, скрытого за ними. 4. Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, христиански-православное по своему духу и творчески содержательное по своей цели. Для того чтобы создать такое правосознание, русское сердце должно увидеть духовную свободу как предметную цель права и государства и убедиться в том, что в русском человеке надо воспитать свободную личность с достойным характером и предметною волею. России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. Это открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и настоящего русского братства. Но все это может осуществиться только через сердечное и совестное созерцание, через правовую свободу и предметное правосознание.

http://pravoslavie.ru/367.html

Как дерзну я, нечистый человек, очистить Бога безгрешного? Как дерзну простереть руку свою на верх Содержащего вся? Как дерзну прикоснуться Тому, пред Кем трепещут полки ангельские? Как дерзну приступить к Тому, к Кому не смеют приближаться серафимы, почему и взывают со страхом: „свят, свят, свят! Воистину, исполнь небо славы Твоей и земля – чудес Твоих»! Как дерзну приступить к Неприступному, пред Которым трепещут херувимы и все вои горних Сил? Как дерзну крестить Творца естества? как дерзну крестить Того, Кого ужаснулось небо? Как дерзну крестить Того, пред Кем Иордан обратился вспять? Как дерзну крестить Того, Кого купина не могла зреть, (распалялась, а не сгорала)? Как дерзну крестить Того, Кого видев (насколько может видеть естество человеческое) Авраам нарек себя землею и пеплом? Как дерзну крестить Того, с Кем Иаков боролся, и ублажается как благословенный? Как дерзну крестить Того, Кого усрамился Иосиф сотворить беззаконие и стал учителем вселенной? Как дерзну крестить Того, Кого имея помощником Иисус Навин разрушил Иерихон до основания? Как дерзну крестить Того, Кого видев Исаия сам нарек себя окаянным, – Кого видев Иезекииль к земле припал? Как дерзну крестить Того, пред Кем трепетал Даниил, сподобившийся того великого видения? Как дерзну крестить Того, Кому угодив Енох был преставлен на место покоя? Как дерзну крестить Того, Кого видев небрегомого иудеями Илия утвердил небо железными ключами? Как дерзну крестить Того, ради Кого тот же Илия взошел на колеснице огненных коней? Как дерзну крестить Того, Кого умолив Елисей прешел Иордан посуху? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Сампсон челюстью сокрушил войско и, как чистый пред Богом, остался непобедимым? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Гедеон с малою дружиною разбил мадиамлян? Как дерзну крестить Того, Кому Давид, помолившись, убил Голиафа? Как дерзну крестить Того, Кого родила чистая Дева Мария, и по рождении пребывшая Девою (ибо Того, Кого святые мужи не могли достойно видеть, родила чистая девическая утроба, как восхотела)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Воистину золотые слова златословесного учителя, столь сильно и энергично всех нас предостерегающие и, вместе с тем, столь  многое  из происходящего в наше время в мире нам объясняющие! Ни на что так не падок слабодушный, невнимательный к себе человек, как на удовлетворение своих страстей и похотей – и ничто не дает ему для этого столько возможностей, как  деньги.  Вот почему диавол, для проведения своих адских, губительных для человека планов в мире, и находит себе адептов и послушные ему орудия, главным образом, через деньги. Есть, правда, у диавольского зла своя таинственная мистическая природа, которая способна пленять некоторых людей в безоговорочное послушание диаволу, так сказать, безвозмездно, но, по большей части, как об этом свидетельствует опыт и как это подтверждают многие жизненные факты, особенно в нынешнее время,  диавол, чрез своих верных слуг покупает своих приверженцев, становящихся его сознательными или безсознательными орудиями, проводниками его предначертаний в мире, за деньги. Всякая страсть, как учат св. Отцы Церкви и подвижники христианского благочестия, в том числе и страсть к деньгам – сребролюбие -,  ослепляет  человека, и он перестает видеть Бога, Которого могут зреть лишь  «чистые сердцем»,  то есть  свободные от порабощения страстям  люди. И вот, такие люди,  купленные диаволом предатели, новые «Иуды Искариотские», и осуществляют в мире диавольский план «дехристианизации» христиан – отведения христиан от Истинной Христовой Церкви, – что в последнее время, как мы не можем этого не видеть, приняло особенно грандиозные размеры – поистине в мipoboм масштабе. А что особенно ужасно и не может не производить самого угнетающего впечатления, это то, что в число этих современных «иуд-предателей» все больше и больше вступают в наше время не только обыкновенные рядовые «христиане», но и носители высоких церковных званий, облеченные иногда даже высшим саном, которые лицемерно и искусно  прикрывают  свое предательство разными обманными лозунгами, вводя в заблуждение невежественных и не разбирающихся в глубоких вопросах веры и Церкви людей, коих они к тому же духовно  ослепляют  льстивой проповедью легкости спасения без всяких трудов и подвигов, без настойчивой работы над собой для искоренения своих страстей и похотей, а иногда, в свою очередь, привлекают их к себе разными «подачками»: будучи сами «купленными рабами», и других «покупают», всем угождая и стараясь быть для всех «приятными».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Того, ради Которого на земле поношение, бесчестие, гонение, страдание терпели, Того Самого увидят уже не верой, но лицом к лицу; прославятся, вознесутся, возвеличатся, увенчаются с Ним, как уды с главой, как меньшие братья с первородным своим. Как сильно желание человека, уязвленного любовью к Богу, увидеть Его! Томится он этой жаждой, восклицая с пророком: имже образом желает елень на источники водная, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюся лицу Божию ( Пс. 41, 2–3 ). Тогда утолит человек алчбу свою и жажду свою прохладит непрестанным видением прелюбезного Бога: ныне, – говорит боголюбивая душа, апостол Павел, – ныне видим, якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу ( 1Кор. 13, 12 ), верою бо (ныне) ходим, а не видением ( 2Кор. 5, 7 ). Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же Своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше и радости нашей никтоже возмет от нас. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его явленное, стоим пред Ним и обращаемся к Нему в молитве, Кому же молимся, поклоняемся и поем, – не зрим. Тогда же и Самого лицом к лицу узрим и будем без сытости зреть Его, яко же Он нас (см.: 1Ин. 3, 2 ), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: Якоже мати утешает дитя свое, тако утешу вы… узрите и возрадуется сердце ваше ( Ис. 66, 13. 14 ). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные. Легкие, светлые, одухотворенные, по слову апостола: сеется в тление, восстает в нетлении: сеется не в честь, восстает в славе: сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор. 15, 42–44 ). Господи, мы не умеем еще терпеть поношение, бесчестье, гонение, страдание ради Тебя. Наше сердце не уязвлено любовью к Тебе так, чтобы появилось сильное желание видеть Тебя, томиться этой жаждой, подобно оленю, стремящемуся к источникам вод. Господи, прости нас за отсутствие нужных качеств в нашей душе, которыми пробуждается и укрепляется желание видеть Тебя, нашего Благодетеля, как дитя видит отца, и узрев, возрадоваться сердцем своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

— Здесь, юноша, — сказали они ему, — хорошее место для исполнения твоего намерения, здесь ты можешь получить желаемое и вскоре будешь причтен к прекрасному лику иночествующих. Поручив его игумену, они отошли в путь. Игумен несколько раз спрашивал, откуда он и какого рода, но ничего не мог узнать: раб Божий скрывал свое отечество и свой дом и не желал никому открывать себя. Однако, видя, что он юноша добронравный, тихий, кроткий, смиренный и послушливый, постриг его в новоначальный чин. Матерь же блаженного Луки весьма скорбела о нем: она не могла перенести разлуки с своим возлюбленным сыном, на которого смотрела как на единую утеху своего вдовства и как на отраду в печали, и горько плакала о нем, взывая к Богу: — Увы мне, Господи! Свидетель моего вдовства и сиротства, — сначала Ты опечалил меня, отняв смертью от меня друга, которого Ты сочетал со мною супружеством, после чего подверг меня бедам вдовицы, которые для меня ужасней самый смерти, — ныне же Ты удалил от глаз моих того, кто в столь великих бедах был для меня отрадою, и теперь я не знаю, где могу увидеть его — единственную зарю моей многобедственной жизни. Теперь мне следует вместе с Давидом воскликнуть: «Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня» (Пс.37:11). И почему отрок так далеко от нас удалился? Разве мы возбраняли ему непрестанно служить Тебе, Владыке нашему? Или разве мы приказывали ему исполнять какие-либо домашние работы, заставляя его чрез то пренебрегать обычными его молитвами? Разве учила я его любить более плотское, нежели духовное, земное — больше небесного, временное — больше вечного? Я научилась от родителей своих быть матерью не только по плоти, но и по духу, и хотела сына своего видеть совершенным в добродетелях; я ему предоставляла больше времени для молитвы, нежели на услужение мне; для меня было радостию, — видеть возлюбленное мое чадо, если не всегда, то по крайней мере хотя некоторое время: — для меня довольно было только слышать от соседей похвалу его добронравию, и этим утешать свою печальную душу. Итак, Владыко Царю, не презри слёз очей моих, но услышь их, и благоизволи утолить мою великую печаль; утолишь же Ты ее тогда, когда снова подашь очам матерним зреть возлюбленное чадо: тогда я, найдя сына своего, соберу всех и исповедую величество Твое, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ибо кто увидит корабль, в море снаряженный и идущий к берегу, непременно заключит, что есть на нем кормчий, управляющий его движением; так точно должно думать, что есть Бог Правитель вселенной, хотя Он и невидим плотскими глазами по Его бесконечности. Если человек не может взглянуть на солнце, это весьма малое в сравнении с вселенной тело, по чрезмерному его жару и силе, то не меньше ли еще смертный человек может зреть неизреченную славу Бога? Как гранатовое яблоко, снаружи покрыто кожицей, имеет внутри много ячеек и вместилищ, отделенных друг от друга тонкими плевами, и содержит в себе много семян: так все творение содержится духом Божиим 11 и этот дух вместе с творением содержится рукою Божией. И как зерно гранатного яблока, в нем содержащееся, не может видеть то, что вне кожицы, будучи само внутри: так и человек, который вместе со всем творением содержится рукою Божией, не может видеть Бога. Далее – царя земного, хотя не все видят, но признают его бытие и знают о нем по его законам, распоряжениям, властям, войскам и изображениям. А ты не хочешь таким же образом познавать Бога из Его дел и силы? 12 6 . Рассмотри, мой друг, дела Его – преемственные смены года и перемены воздуха, благочинное течение звезд, правильное последование дней и ночей, месяцев и годов, разнообразную красоту семян, растений и плодов, многоразличные виды животных четвероногих, птиц, гадов и рыб, речных и морских, также данный животным инстинкт к рождению и воспитанию потомства не для их собственной пользы, а для употребления человека, – Промысл Божий, приготовляющий пищу для всякой плоти, то подчинение, которое определено животным в отношении к человеческому роду, – течение приятных потоков и неиссякающих рек, периодическое выпадение росы и дождей, разнообразное движение небесных тел, восход утренней звезды, предвестницы появления полного светила, союз Плеяды и Ориона, течение Арктура и прочих звезд по небесному кругу, коим всем многоразличная премудрость Божия дала собственные имена. 13 Сей Бог единый сотворил из тьмы свет, хранилища южного ветра 14 и сокровища бездны и пределы морей, и сокровища снега и града, собирает воды в сокровищах бездны 15 и мрак в его сокровищах, и изводит свет приятный и вожделенный из сокровища его, возводит облака с края земли и умножает молнии для дождя, посылает гром для страха и предвозвещает взрыв грома посредством молнии, чтобы никто не умер от внезапного страха, и самую силу молнии, сходящей с небес, умеряет так, чтобы она не сожгла земли, ибо если бы молния взяла всю силу свою, то сожгла бы землю, и гром, предоставленный самому себе, разрушил бы все на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   Даже в нашем падшем состоянии не может ли нам напом­нить о рае и нашем изгнании из него окружающая нас приро­да? В животных нетрудно увидеть страсти, над которыми мы должны быть владыками, но которые, в значительной степени, обладают нами; а в мирном шепоте леса (где находило убежище так много подвижников) не можем ли мы видеть напоминание о рае сладости, изначально предназначенном для нашего обита­ния и питания и по-прежнему существующем для тех, кто, вме­сте с апостолом Павлом, способен подняться, чтобы зреть его? ГЛАВА VI. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (Быт. 3:1—16)   Теперь, будучи предуготовлены святоотеческим учением о Шести Днях творения, о творении первого человека и его оби­тании в раю, мы можем понять повествование о его грехопаде­нии из третьей главы книги Бытия. Ясно, что как и все прочее в этой Богодухновенной книге, это есть повествование истори­ческое, которое, однако, должно быть понимаемо в первую оче­редь духовно.    (Быт.3:1) «Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог».    «Змий» этот является еще одним образом, в котором наш современный рационалистический ум склонен видеть аллего­рию. Но вновь неумолимо реалистичны в своем понимании его Отцы. Свят. Иоанн Златоуст учит:    «Не смотри на теперешнего змея, не смотри на то, что мы избегаем его и чувствуем к нему отвращение. Таким сначала он не был. Змей был другом человека и из слу­живших ему самым близким. Кто же сделал его врагом? Приговор Божий: «Проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных (…) и вражду положу между тобою и между женою» (Быт. 3:14—15). Эта-то вражда и разруши­ла дружбу. Дружбу разумею не разумную, а ту, к которой способно бессловесное животное. Подобно тому, как те­перь собака проявляет дружбу, не словом, а естественны­ми движениями, так точно и змей служил человеку. Как животное, пользовавшееся большой близостью к челове­ку, змей показался диаволу удобным орудием (для обма­на)... Итак, диавол говорит через змея, обманывая Адама. Прошу вашу любовь слушать мои слова не кое-как. Воп­рос не легкий. Многие спрашивают: как говорил змей, человеческим ли голосом, или змеиным шипением, и как поняла Ева? До преступления Адам был исполнен мудро­сти, разума и дара пророчества... Диавол заметил и муд­рость змея, и мнение о нем Адама, — потому что после­дний считал змея мудрым. И вот он говорил через него, дабы Адам подумал, что змей, будучи мудрым, сумел пере­нять и человеческий голос» (О сотворении мира, VI, 2, сс. 800—801).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Не будьте горды, ненавистливы, завистливы, скупы, то есть не соизволяйте нимало на эти страсти. В начале поддадитесь хоть бы на мгновение – диавол войдет в вас и будет вас палить тою или другою страстью; больно будет. Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан, и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду, ненависть и другие страсти, нарушающие спокойствие и безопасность ближнего. Он дает человеку лукавое сердце и лукавый глаз, чтобы везде видеть предлоги к страстям, в самых невинных лицах и предметах. Бог наш есть Отец Светов – Сына и Духа, вечно в Нем Сущих. Во Едином Божестве – Три Сияния. Чрез Сына Божия все получило преведение и переход из небытия к бытию. Ведайте, что есть Ангелы добрые и духи злые, и [как] первые принимают великое участие в спасении людей (см. канон Ангелу-Хранителю), так другие всячески стараются погубить человека, и весьма часто погубляют невнимательных и преданных душою какому-либо пороку, нерадящих о своем спасении. Многие несчастные примеры между людьми, преданными страстям, объяснить можно не иначе, как участием – и самым сильным – злых духов. Апостол предостерегает и говорит: трезвитесь, бодрствуйте [ 1Пет. 5,8 ]. Обязанность наша – чтить Ангелов добрых и горящих к нам, бренным, любовию и всячески ненавидеть злых духов и всех дел их, отрицаться сатаны и всех дел его и прочее. Время драгоценно: дни ваши сосчитаны; известно и то, сколько должны бы вы были сделать добра в эти дни и не сделали. Дорожите же крайне временем и не убивайте его безрассудно. Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой [ Пс. 38,5 ]. Разум – для мира чувств, сложного, где нельзя видеть всей души одним приемом зрения, а нужны процессы – понятий, суждений, умозаключений, аналогий, наведения 124 . Мыслительная способность – страж сердца, или души. Не прежде что-либо из мира мысленного (в этой жизни) и вещественного дойдет до сердца, как побывавши хоть на мгновение в мышлении: разум не допустит – и до сердца не дойдет. А разум пропустил – и гости в сердце. Так диавол, убийца наших душ, входит в сердце не иначе, как чрез помыслы, пленяя душу их благовидностию. Когда мы достигнем тихого и безопасного пристанища, где воры не подкапывают и не крадут [ Мф. 6,20 ] имения наших душ, когда даст нам Господь Спаситель живот вечный, когда никто не может похитить нас из руки Его [ Ин. 10,29 ], – тогда страж наш, разум, ум, будет от нас взят, как пестун по достижении нашего совершеннолетия, как земной руководитель; останется сердце наше с своим духовным зрением или умом, или все равно – душа наша, которая прямо будет зреть Бога, без посредства понятий, суждений и умозаключений. Чистые сердцем... Бога узрят [ Мф. 5,8 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010