В житии преподобного Акакия Нового, память коего бывает апреля 12-го, между прочим пишется следующее: „некогда, читая слова святого Симеона– Нового Богослова, нашел я место, говорит о себе иеромонах Иона, где он выражается так: ежели христианин не увидит Христа здесь в настоящей жизни, не увидит Его и в будущей (слово 3). Пораженный такими словами, спросил я о них преподобного Акакия, и он отвечал: „да, чадо мое, не сомневайся в этом. Христианин должен еще здесь сердечными очами зреть Христа и вообразить Его в сердце своем ( Гал. 4:19 ), как сказал святой Апостол Павел: иначе невозможно.–А ты видал Христа? спросил я еще старца. –Видал, сказал он. Что ж Он тебе говорил и говорит? Он говорит: гряди по Мне, т.е. исполняй Мои заповеди; и однако ж, продолжал старец, я не последовал Ему, " –и заплакал горько и безутешно.–Каким же образом видит человек здесь Христа, чувственно или умственно? Спросил я опять старца. Умственно, отвечал он... Когда читаешь ты о высоких истинах слова Божии, и трогается сердце твое, не уклоняйся мыслью от этих истин, и как можно чаще читай Божественное Писание. Блажен, кто делает так, ибо он удостоится великих даров» (Пат. ч. 2, стр. 139–140). Итак несомненно, что когда человек читает Слово Божие и поступает по оному, тогда Господь посещает сердце такового и это конечно чувствует он и чрез сие, таким образом, духовными очами видит или созерцает Христа. Как это бывает, можно показать следующим примером. Про преподобного Феофила, именуемого мироточивым, говорится: „Иисус был дыханием его; Иисус был жизнью его; Иисус был всегда в сердце его. Феофил, подобно святому Павлу Апостолу, не жил более, но Христос жил в нем; а потому, подобно Павлу, удостоился Божественных даров Св. Духа, предвидел будущее, знал тайны сердечные и помышления человеческие, достиг в мужа совершенна и в меру возраста исполнены Христова, как говорит Апостол (Пат. ч. 2, стр. 63). Поэтому несомненно, что можно видеть Господа и что Сам Он, по слову Своему, любящим Его является. И это, как видели, бывает тогда, когда человек всем сердцем любит Его, исполняет Его заповеди и поучается в законе святом Его. Господь является в сердце таких людей; оживляет, укрепляет и поддерживает их Своим присутствием, и становится, так сказать, душою души их. Поэтому-то Давид и называет Бога Богом сердца своего. Боже сердца моего, и часть моя Боже, во век ( Пс. 72:26 ). Поэтому-то и Златоуст говорит, что Бог всегда близ есть: еще глаголющу ти Он речет: се приидох ( Ис. 58:9 ) (Злат. о молитве). В виду всего этого и потщимся приблизить к себе Господа исполнением закона Его и узреть Его чрез пламенную и постоянную любовь к Нему. И если бы когда-нибудь Он, милосердый, дал нам ощутить несомненный залог невидимого пребывания Его с нами, тогда постараемся обнять и удержать в себе этот драгоценный залог и пребыть с Господом навсегда. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Время Великого поста неразрывно связано с напряженным вниманием к своей душе и к тому, что в ней необходимо исправить,— время задуматься о покаянии. Где его начало, какова его роль в духовной жизни и в наших взаимоотношениях с Богом — мы попытались разобраться вместе с редактором нашей газеты игуменом Нектарием (Морозовым). Канатоходец. 1950. Автор: Изис Бидерманис — Отец Нектарий, для начала объясните, пожалуйста, что такое грех? — Сущность греха заключается в сознательном, но иногда и не вполне сознательном противлении человека воле Божией, которая самым полным и совершенным образом выражена в Евангелии. Все то, что в нашей жизни не соответствует Евангелию, все то, что в нас самих Евангелию противится,— это и есть грех. Можно сказать иначе: когда человек вступает в противодействие безмерной Божественной любви и замыслу Божиему о себе, он согрешает. А область проявления греха крайне широка, и сами эти проявления очень разнообразны. — Как научиться видеть свой грех, свои страсти? — Прежде всего, надо учиться быть внимательным к себе. Этот навык — одна их самых главных составляющих христианской жизни: всегда обдумывать, что и как сказать, какое действие совершить, какие последствия это будет иметь, и самое главное — как к этому отнесется Господь. Вот когда у человека такой навык появляется, ему гораздо проще бывает если не сразу справиться с собой и измениться, то, по крайней мере, понять, что в нем действует. Ведь страсть, пока человек не полагает ей никаких пределов, не обнаруживает себя по-настоящему. Но когда человек помещает ее, по выражению некоторых древних святых отцов, как неких скорпионов и пауков в банку и закрывает там, то есть не дает страсти реализовываться на деле, тогда он узнает ее силу. И постепенно у человека появляется представление о том, в каком состоянии находится его душа, он начинает видеть и страсти, и грехи свои, и какие-то греховные навыки, от которых ему бы хотелось избавиться. Преподобный Антоний Великий говорил о том, что необходимо как бы положить перед собою свои грехи и через них зреть на Бога — понять, что тебя от Бога удаляет.

http://pravoslavie.ru/69336.html

Поводы для радости Можно, что бы ни происходило, говорить себе: «У меня все хорошо, нет, даже замечательно. И я радуюсь!». И при этом не забывать улыбаться — точь-в-точь, как иностранцы. Но это не имеет ничего общего с той радостью, о которой говорит апостол. 9 июня, 2012 Можно, что бы ни происходило, говорить себе: «У меня все хорошо, нет, даже замечательно. И я радуюсь!». И при этом не забывать улыбаться — точь-в-точь, как иностранцы. Но это не имеет ничего общего с той радостью, о которой говорит апостол. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4) — одна из многочисленных заповедей апостола Павла. Заповедь важная, нужная — нам ведь и хочется радоваться; горевать — что за удовольствие. Вот только как исполнить ее… Можно, конечно, пойти по самому простому пути — что бы ни происходило, говорить себе: «У меня все хорошо, нет, даже замечательно. И я радуюсь!». И при этом не забывать улыбаться — точь-в-точь, как иностранцы, любящие демонстрировать чудеса современной стоматологии. Но это, во-первых, утомительно и рано или поздно наскучит. А во-вторых, не имеет ничего общего с той радостью, о которой говорит апостол. Радость — это прежде всего состояние сердца, а уж выражается оно как-то или тщательно скрывается — вопрос частный. И что-то должно это состояние вызывать, обуславливать. Радуется ведь человек всегда — чему-то или о чем-то. Собственно говоря, оттого-то и носит радость чаще всего характер сиюминутный, фрагментарный: есть что-то радующее, и радуемся, нет — нет и радости. А апостол Павел говорит об источнике радости постоянной — о Боге. Живи в Нем, помни о Нем все время, ощущай непрестанно Его присутствие в своей жизни, и ты узнаешь, что такое радость, которая всегда с тобой. Но, к сожалению, не так уж это и легко… Сердце наше слишком дебело, плотяно, и нам трудно бывает на каждое мгновение своей жизни зреть Господа мысленными очами. Однако есть у нас другие очи — те самые, которые даны нам, чтобы видеть окружающую нас жизнь. И, в частности, то в ней, что призвано напоминать о Боге. Таких вещей — свидетельств о любви, заботе, премудрости Божией — несчетное множество. И я бы хотел в нескольких словах сказать здесь лишь об одном виде свидетельствования — через людей, которых нам Господь посылает в утешение. То есть сказать о хороших людях.

http://pravmir.ru/povody-dlya-radosti/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как фаворский свет может быть нетварным, если он часть сотворенного Богом мира? 2 мин., 24.10.2022 Вопрос читателя: Здравствуйте! В Православии, в отличие от Католицизма, считается, что Фаворский Свет был нетварен. Свет является физическим объектом, так как апостолы Петр, Иаков и Иоанн могли видеть его своими плотскими глазами. Но как физический объект может быть нетварен, если Бог сотворил всю физическую реальность, включая человеческое тело Христа? Также в книге «Триады» святителя Григория Паламы, утверждается, что все божественные энергии нетварны, но НЕ все НЕ имеют начала. Мой вопрос: как что бы то ни было может быть нетварным, но иметь начало? Заранее благодарю за ответ! р.б. Игорь Отвечает протоиерей Михаил Самохин: Протоиерей Михаил САМОХИН Здравствуйте, Игорь! Проблема в Вашем рассуждении заключается в том, что Вы считаете, что всякий свет является физическим объектом тварного мира. Это ни на чем не основанное допущение. В статье «Свет Фавора» Петр Малков пишет: «Фаворский свет — свет нетварных Божественных энергий — конечно же, не есть материальный, чувственный. А потому, по Паламе, подобный свет не может быть воспринят обычным людским глазом. Значит, для того, чтобы суметь этот свет увидеть, человеку необходима какая-то иная, новая зрительная сила, в сравнении с обычным физическим зрением — ограниченным и способным видеть лишь материальное. Как говорит Палама, «если же (Фаворский свет) не (есть) чувственный, то это значит, что хоть апостолы удостоились воспринять его глазами, однако какой-то другой, не чувственной силой» [Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 28. С. 90.]. Однако такая, по выражению святителя Григория, «не чувственная сила» — как сила Святого Духа — не просто внешне подействовала на учеников, но именно изменила, преобразила их изнутри. По мысли святителя Григория, на Фаворе для того, чтобы апостолы смогли увидеть нетварную славу Христа, оказалась необходима коренная перемена способностей их телесных очей. «Ибо хоть и... был увиден телесными очами облиставший учеников на Фаворской горе свет, но это потому, что очи получили силу Духа, благодаря которой видели таковое». [Григорий Палама,святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 8, 20. С. 341.]. Глаза учеников по-прежнему по природе остаются тварными и ограниченными, по благодати же, действием Духа Святого, они преображаются, изменяются, обоживаются, начинают зреть Божественное и жить богоподобной жизнью.

http://foma.ru/kak-favorskij-svet-mozhet...

В.Н. Карагодин Избранник Божиеи Матери (предисловие редактора) Любимейший ученик преподобного Амвросия – схииеромонах Иосиф – стал преемником великих Оптинских Старцев, в полноте даров Духа Святого неся этот великий подвиг служения миру. Особо благоволила к этому смиренному труженику Любви Сама Царица Небесная: ещё в раннем детстве будущий схимник сподобился зреть её телесными очима; «Любимче мой!» – так Богородица обращалась к скромному послушнику, посетив его во время болезни. Из жизнеописаний Старца следует, что он по крайней мере дважды сподобился видеть Царицу Небесную, о чём имеются убедительные свидетельства. Но сколько раз послушники и духовные чада преподобного, взирая на него, вчера умирающего и вдруг укреплённого в силе Духа, вчера изнемогающего и вдруг исполненного тихой радостью и умилением – имели основания предполагать, что он сподобился благодатного видения!? Сам Батюшка положительно говорил о своём видении только в детстве. О посещении Девой Марией во время его болезни нам стало известно только со слов другого послушника преподобного Амвросия (что подтверждал не раз и сам о. Амвросий), благодаря дивному Промыслу Божьему, который таким образом хотел указать на своего избранника. Сам же о. Иосиф по своему глубокому смирению никогда не говорил о посещении Божьей Матерью, и когда его великий авва посылал к нему некоторых посетителей с вопросами: «Как выглядела Божья Матерь?» или «Похоже ли изображение на писанной иконе на Богородицу?» – всегда уклонялся от ответов. Так что сколько раз он сподоблялся небесного посещения: два, три или больше – сказать определённо нельзя. Но зато из его жития следует, что он непрестанно находился в молитвенном общении с Пречистой и в тех случаях, когда требовала необходимость, как последний довод говорил: «А что, если это не моя воля, а самой Царицы Небесной?» И все аргументы самонадеянного ума рассыпались от этих слов Великого Послушника. Если попытаться кратко, в нескольких словах передать образ незабвенного Батюшки, то, пожалуй, можно сказать следующее: это был Старец, который видимо излучал свет Божественной благодати. Весьма многие и многие свидетельствовали, что они видели телесными очами, как свет Божественной благодати почивал на Старце, как из его глаз буквально лились потоки лучей, как от его лика исходило яркое сияние. Этот Фаворский Свет Божественной жизни явственно озарил лицо праведника и в момент его блаженной кончины, чем привёл в трепет всех присутствующих. Этот дивный Фаворский Свет, свет Божественной кротости и смирения озаряет и всё житие Великого Старца, его поучения и письма, наполняя сердца жаждущих водой Жизни Вечной. Читать далее Источник: Избранник Божией Матери. Преподобный Иосиф Оптинский: житие и наставления/Ред.-сост. В.Н. Карагодин. - 3-е изд. - Москва : Синопсисъ, 2022. - 238 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

составитель Терещенко Т. Н. ЗРЕНИЕ БОГА Полной радости не бывает в этой жизни, где мы зрим Бога только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор. 13, 12 ). Настанет эта радость там, за гробом, когда мы увидим Господа лицом к лицу. Не все одинаково будут зреть Бога, но по мере восприемляемости каждого, ведь и зрение Серафимов отличается от зрения простых Ангелов. Одно можно сказать: кто не видел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там. Способность зреть Бога достигается работой над собой в этой жизни. Жизнь всякого человека-христианина можно бы изобразить графически в виде непрерывно восходящей линии, восходящей хотя бы и цыплячьими шагами. Только видеть это восхождение не дает Господь человеку, покрывает его, ведая немощь человеческую, зная, что, наблюдая за своим улучшением, человеку недолго и возгордиться, а где гордость, там и падение в бездну. Ужасную вещь задумали разные Франклины, предлагающие на особых табличках отпечатать, в чем успел ты за день, за неделю и т.д. Этим путем до ужасной прелести можно дойти, в бездну погибели рухнуть. Нет, наш путь иной – все мы должны стремиться к небу, к востоку, к Богу, но должны видеть грехи свои и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех, а всех – над собой. А вот это-то и трудно – все мы норовим заметить за другими – вот он в чем слаб, а я нет, я – паинька, я лучше него, и так – надо всеми. С этой-то чертой и надо-то бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога. Правда, лицом к лицу видели Бога единицы, вроде преподобного Серафима, но хоть отображенно видеть Его должны стремиться все без исключения. Если мы веруем во Христа и по силе стараемся исполнять Его заповеди, то хоть как бы в щелочку, а все же видим Его. Наше зрение Христа и зрение святых можно сравнить со способностью человека и орла смотреть на солнце. Орел высоко поднимается над землей, парит в небе и немигающими глазами смотрит на солнце. А у человека зрение к этому не приспособлено, человек не может вынести всей полноты света, а орел может. Так и с Божественным светом – те, у кого приспособлено к тому духовное зрение, будут видеть Его, а прочие – нет (прп. Варсонофий, 29). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Кто верные? Поучение в неделю о Фоме Не буди неверен, но верен ( Ин.20:27 ) Поучительный, братие, урок и пример оставил нам в своем лице св. апостол Фома. Предался он чрезмерной грусти об Иисусе Христе – распятом и погребенном, и дошел до того, что ему даже и общество людское стало в тягость, и его действительно нет с апостолами, когда им, собранным вкупе, явился воскресший их Учитель. Он отчуждился церкви апостольской и за то один из всех лишается счастья видеть Того, о Ком собственно и скорбел так сильно. Это его еще больше огорчает, и он чуть не впадает в совершеннейшее неверие. К счастью, во время опамятывается и наконец приходить в общее собрание верных. Конец известный: в соборе верных и он сподобляется зреть Господа Иисуса, и при этом получает от Воскресшего – хотя и кроткий, но все же упрек: не буди неверен, но верен! Итак, вот что значит предаваться скорби и унынию, особенно же уединяться от людей в таком настроении духа, – как раз дойдешь до неверия, вот, тем более, что значит уклоняться от единости св. Церкви и братского с нею общения». Хотя и о Господе скорбел ап. Фома, но уклонился от собора апостольского, – и лишился лицезрения Божия; а как явился в Церковь , то узрел Господа Иисуса. Так-то верно слово Христово: идеже бо еста два, или трие, собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ). Какое отсюда сильное побуждение для нас дорожить посещением храма Божия и общением с верующими! Мы и дорожим, бр., тем. – Тем не менее вопрос невольно просится на уста: «а нам что сказал бы Иисус Христос в случае, если бы явился хоть теперь вот – в наше собрание? Ублажил ли бы Он нашу веру?» Скажете: «того не знаем; но мы веруем в Бога и Господа Иисуса Христа несомненно. Поэтому, надо полагать, нас Он не назвал бы неверными, а верными. «Радуюсь тому, братие! Но, други мои, знаете ли, что говорить относительно веры св. Апостол Иаков? И беси веруют (что есть Бог), и даже трепещут пред Ним ( Иак.2:19 ). Однако – кто назовет их верными? Значит, верить, и только тому, что известно нам из Писания о Боге, не есть еще настоящая вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

«Когда приобретет кто волю (этика) , соответствующую страху Божию и правому образу мыслей (догмат) , тогда скоро приемлет он откровение сокровенного (мистика)». Откровением же сокровенного называет он «духовное ведение». Развивая далее эту мысль, св. Исаак говорит: «Духовное ведение есть ощущение сокровенного… и в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой (догматической , «правому исповеданию»), но утверждающая ту веру. Называют же ее верою созерцательною. Дотоле был слух [ 1 ], а теперь — созерцание, созерцание же (мистика) несомненнее слуха». «Твердость веры в Бога, — учит нас тот же великий подвижник, — не то, что здравое исповедание (догмат) , хотя оно и матерь веры; напротив того, душа видит (мистика) истину Божию по силе жития (этика) ». В полном согласии со своими предшественниками, преп. Макарием (IV в), св. Иоанном Златоустом (V b.) и св. Исааком (VII b.) ту же совместность трех элементов утверждает св. Симеон Новый Богослов (XI b.). Св. Симеон Новый Богослов «Только тот ум, — говорит св. Симеон, — который соединяется с Богом посредством веры (догмат) и познает Его чрез делание заповедей (этика) , только такой наивернейше сподобляется видеть Его и созерцательно (мистика) ». «Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа (догмат) никому невозможно спастись, но надобно и научиться слову истины и познать его (этика) . Благо есть научиться слову истины, и знать его необходимо; но надобно и крещение приять во имя Святой и Живоначальной Троицы для оживления души. Благо есть крещение приять и чрез него новую жизнь духовную, но надобно, чтоб и чувством ощущена была сия таинственная жизнь, или умное в духе просвещение (мистика) ». «Я говорю о тех еретиках, — пишет преп. Симеон в другом месте, — которые говорят, что в нынешние наши времена и среди нас нет никого, кто бы мог соблюсти заповеди Евангелия и быть, как были святые отцы: во-первых, верным (догматам) и деятельным (этика) , ибо вера в делах обнаруживается, как в зеркале является подобие лица; а потом мог бы быть созерцательным или Богозрителем, т. е. зреть Бога чрез просвещение от Духа Святого, или, прияв Духа, благодатию Его зреть Сына со Отцом (мистика) ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

О безмужном рождении говорится там же так: Тот, Кто мог создать от бездушного брения Адама, не мог ли чем более от живой девы живого младенца произвести? Если удобно было Богу создать жену от кости Адама, то не более ли удобно Ему в девической утробе вообразить человека? Невозможно у людей безмужной нетленной деве зачинать и рождать; но у Всемогущего Творца все возможно; ибо не изнеможет у Бога всяк глагол 14 . Одна неплодная жена, укоряемая своим мужем за неплодство, обратилась к святому Илариону и просила его, чтобы он помолился о разрешении неплодства ее. Святой, увидев ее, отвратился от нее. Тогда жена со слезами сказала ему: умилосердись надо мной, вспомни, наше естество Сам Спаситель почтил, облекшись от него в плоть человеческую 15 . О двух естествах во Иисусе Христе, Божеском и человеческом, так наставлял святой Варлаам царевича Иоасафа: Единородный Сын, Слово Божие – Бог , ради нашего спасения сшел на землю по воле Отца содействием святого Духа, без семени зачался во утробе святой Девы, Богородицы Марии, нетленно родился от нее, был совершенный Бог и совершенный человек. Он воспринял все человеческое естество, кроме греха, алкал, жаждал, спал, трудился, скорбел и за беззакония наши веден был на смерть 16 . Какая может быть большая радость роду человеческому, восклицает святой Андрей Критский , кроме той, что естество человеческое приобщается естеству Божию и ради соединения его в одном лице едино с Богом соделовается! Что может быть удивительнее того, как видеть, что Бог в женской утробе носим бывает? Бог, Которому престол небо, земля подножие, Которого небеса не вмещают, Который с Отцом имеет один престол вечности, вмещается в девической утробе! Может ли быть что удивительнее того, как видеть Бога в образе человека, не отлучающегося от свойственная Божества и зреть человеческое естество соединенным с своим Создателем, да всецел человек Бог совершится 17 . О причинах и цели воплощения говорится так: Никто не может видеть истинного Бога так, каков он сам в себе; ибо Бог есть огонь поядающий, и не может человек, живущий на земле, видеть лице Божие и остаться живым. Почему и воплотился Бог наш, и как младенец питаем был млеком, будучи совершен Божеством; был отроком, юношею, рос плотию в совершенного человека, – 33 года жил с человеками, обходил грады, страны и веси, благодетельствуя всем и избавляя от диавола 18 . Святой Златоуст от лица Предтечи говорит Господу Иисусу Христу: я знаю, что Ты, Владыка, восприял образ раба, да уврачуешь образ человеческий, знаю, что ты явился спасти нас 19 . Святая Мария египетская молилась пред иконою Божией Матери: я слышала, что Бог для того и соделался человеком, которого ты родила, да призовет грешных на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

...Бог смотрит на наше произволение и, судя по нему, подает дары (прп. Зосима, 91, 118). Источник. Если все невольное происходит от произвольного, по Писанию, то нет для человека такого врага, как он сам себе (прп. Марк Подвижник , 69, 38). Источник. В веке несовершенном нет совершенной свободы (прп. Исаак Сирин , 58, 136). Источник. Если скажем, что Бог обучает людей без их о том познания, то это значит уже сказать, что Бог хочет соделать их подобными волам и ослам и не имеющими ни в чем свободы... (прп. Исаак Сирин , 58, 163). Источник. Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. ...Невежественная свобода... есть матерь страстей... Ибо неуместной свободы конец – жестокое рабство (прп. Исаак Сирин , 58, 358). Источник. Остерегайся собственной своей свободы, предшествующей лукавому рабству (прп. Исаак Сирин , 58, 360). Источник. Не давай, человек, свободы какому-либо из чувств своих, чтобы не дойти до невозможности снова возвратиться к свободе (прп. Исаак Сирин , 58, 419). Источник. Бог, яко благий, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижною (свободною) (прп. Максим Исповедник , 91, 229–230). ...Человек был самовластен тогда, когда был свободен от греха; как же скоро предал он свободу свою, то вместе со свободою потерял и самовластие и стал рабом греха (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 60). Источник. Поскольку... только в желании нашем сохранилось самовластие ваше, то нам надобно, во-первых, возжелать освобождения от рабства, потом взыскать освободителя нашего Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у Него себе свободы: ибо никого нет свободного, кроме Христа и свободника Христова. Христос милует нас и спасает от рабства, просвещая ум наш, да ясно зрит или познает, правое и святое, и силою нас снабжая избегать непотребного и творить потребное. Ибо и то, чтобы зреть правое, не в нашей состоит власти; но как для того, чтобы видеть нам видимое, потребен для нас свет солнца, так для того, чтобы видеть нам духовное, потребен для нас свет Христов, который, просвещая нас, снимает повязку тьмы с очей ума и дает ему ясно видеть правое и богоугодное. А затем преисполняет нас силою, которою, освобождая нас от страстей, дает нам свободу верно следовать познанной святой воле Его. Такова свобода о Христе Иисусе Господе нашем... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010