Прочтите в 1-й части Добротолюбия у святого Григория Синаита в 17-й главе, в конце ее: «Аще не будет человек побежден... не может смириться». Там написано подробно и очень полезно. В вас я замечаю, что желаете жить в мире подобно отшельнической жизни, непадательно, и чтобы всегда душа была с Богом, и делаете вопрос: «Есть ли возможность в мире дойти до такого состояния, чтобы отсечь свои желания, как в уединении? И как начать такое дело?» И в то же время в ответ получили сильное сопротивление благим вашим намерениям; а вы, не имея сил духовных и смирения, не можете устоять в оных. Это значит, что вы выше меры и устроения своего предпринимаете или желаете исполнить подвиг в жизни вашей. Надобно начинать деланием заповедей Божиих, в Евангелии нам заповеданных, и при старании исполнять оные, видя свое поползновение и немощь, отнюдь не смущаться, а смиряться и каяться. А если бы вы и шли путем заповедей Божиих неуклонно, то опасайтесь с другой стороны опасности: враг не оставит вас обольщать высокоумием и мнением о своем исправлении, и тонко оными уловлять. А вы, еще не имея смирения, а видя себя исполняющую заповеди, незаметно можете уклониться в сии помыслы. Надобно почаще иметь в уме слово Господне: «Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы: еже должны бехом сотворити, сотворихом» ( Лк.17:10 ). Этим можете прогонять высокоумие. Но как мы далеко еще отстоим от исполнения заповедей Божиих, то и невольно должны смиряться и каяться, как пишет преподобный Марк Подвижник в слове о покаянии: «Мы требуем всегда покаяния, но нам хочется видеть свои исправления; как же святой Ефрем в молитве говорит: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!» Это не то, чтобы намеренно согрешать, – но видеть грехи и прежде соделанные и в настоящее время, и отнюдь не отчаиваться, а каяться, считая себя в уме последнейшим всех». Святой Петр Дамаскин в 3-й части Добротолюбия , после седьми деланий телесных, пишет на 18-м листе: «И тогда начинает ум зреть прегрешения свои, яко песок морской. И сие есть начало просвещения души и знак здравия ее». Видите, по совершении многих добродетелей видеть грехи свои, а не исправления. Прочтите 55-е слово святого Исаака Сирина , где он указывает прямо на заповеди Божии, а не советует искать высоких видений. Советую вам стараться исполнять заповеди, но не смущаться, когда случится в чем погрешить, но каяться и смиряться: когда будет в сердце залог смирения, то и будете иметь помощь от Бога к благим делам и к уклонению от противных. А причиною наших поползновений святой Иоанн Лествичник полагает гордость: «где совершилось грехопадение, там предварила гордость». Будем же стараться о приобретении смиренномудрия чрез наши немощи, ибо оно истребитель гордости, но мы даже и не замечаем в себе. Вы скорбите за осуждение ближних; если будем смиряться, то и не будем судить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Что это за перстный человек? Это блудник, лжец, злой, лукавый, лицемер, нелюбовный, злопамятный, лихоимец, хищник, неправедный, тщеславный, гордый, самомнительный, который, будучи таким же, как и все люди, думает о себе, что он не знает как выше их. Что это за небесный человек? Это святой, преподобный, праведный, как и Господь наш Иисус Христос . Ибо как естественный отец рождает себе чад по себе, так и второй Отец – Христос по Себе же рождает Себе чад святых, праведных, свободных и самовластных, как Сам Он, Отец их. Таковы признаки самовластия, как то, что сказали мы о перстном, служит признаком несамовластия. Из сего явлена суть, скажем словами возлюбленного Иоанна Богослова, чада Божия и чада диаволя ( 1Ин.3:10 ). Поелику таким образом только в желании нашем сохранилось самовластие наше, то нам надобно, во-первых, возжелать освобождения от рабства, потом взыскать освободителя нашего Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у Него себе свободы, ибо никого нет свободного, кроме Христа и свободника Христова. Христос милует нас и спасает от рабства, просвещая ум наш, да ясно зрит, или познает правое и святое, и силою нас снабжая избегать непотребного и творить потребное. Ибо и то, чтобы зреть правое, не в нашей состоит власти; но как для того, чтоб видеть нам видимое, потребен для нас свет солнца, так для того, чтоб видеть нам духовное, потребен для нас свет Христов, который, просвещая нас, снимает повязку тьмы с очей ума и дает ему ясно видеть правое и богоугодное. А затем преисполняет нас силою, коею освобождая нас от страстей, дает нам свободу верно следовать познанной святой воле Его. Се свобода о Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова/в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. - Изд. 2-е. - Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, (Типо-литография И. Ефимова). Выпуск первый - 1892. – 490 с.; Выпуск второй. – 1893. – 593 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, и Сей Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду ( Откр.4:2–3 ). 13 . Почему третье Лицо Св. Троицы, Дух Святой, изображается в виде голубя? И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь ( Лк.3:22 ). 14 . Не говорят ли против возможности и уместности изображения лица Божия следующие места Св. Писания: а) слова Самого Бога к Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ); б) слова ап. Иоанна: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ); в) слова ап. Павла: Господь господствующих Единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим.6:16 ) Бог есть Дух, и потому Его невозможно видеть, как Духа, т. е. духовного существа Божия, природы Божией никто не видел и видеть не может. Об этом и говорят приведенные выше слова. Но в различные времена Бог являлся людям в различных наружных видах, или подобиях, как сказано выше: в образе ангела [Аврааму], младенца, мужа, старца, голубя, так что человек в этих случаях видел только наружный вид или облик Божества, а духовной природы или существа Божия не видел. Так, например, Иаков говорит о себе: я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:10 ). О Моисее Бог говорил Аарону и Мариам: Устами к устам говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:8 ). Михей говорит о себе: Я видел Господа, Сидящего на престоле Своем ( 2Пар.18:18 , ср. Ис.6:1 и Дан.7:9 ; Откр.4:2–11 ). Посему нужно мыслить так, что и на святых иконах изображается не природа или существо Божие, которое по своей духовности невидимо и неизобразимо, а изображаются те наружные видимые явления Божества, в каких Бог благоволил открывать Себя человеку. Объяснение. Хотя Бог являл Себя таинственным образом названным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом и основанием для изображения в ветхом завете лица Божия; ибо только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, при котором они и удостоились таинственно зреть лице Божие; а весь народ израильский лишен был такового общения и зрения лица Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Да, от Бога были посланы ангелы к Пресвятой и Преславной Его Матери, и паче всех небесных Сил обретшей у Него благодать ( Лк. 1:30 ) – не для того, чтобы возвестить Божественное зачатие (как некогда Архангел Гавриил), но дабы возбудить Ее к Зачатому в Ней, в небесное царство, – и не для того, чтобы чрез благовестие соделать для земных пастырей явным непостижимое рождение, но взять для вечной славы и ввести в несказанную радость рожденного из Нее Господа. Зная многоразличную премудрость Божию ( Еф. 3:10 ), они, естественно, и пришли видеть избранную от древних родов для всемирного спасения, предвидя Которую пророческими очами, Праотец Ее, пророк Давид, во псалмах говорил: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему ( Пс. 44:11 ). Собрались зреть Ее и превознести тот пресветлый Божественный час, в который Единородный Сын Божий, Христос Бог наш, воссоединил человеческое естество с красотою и добротою Своего Божества, обожив Ее в Себе, – видеть благодатный Ее образ и прославить ипостасное Слово Отчее, воплотившееся из Нее от Духа Святого. Приходили песнословить прехождение Ее отсюда к премирному Богу, с естественным недоумением, каким образом соделалась Материю Создателя смертных Смертнорожденная, вместившая Невместимого, неопально зачавшая огонь Божества и родившая Творца всего, державшая на груди Носящего рукой все, обнявшая Назирающего землю и Творящаго ю трястися ( Пс. 103:32 ), питавшая Его – Дающаго пищу всякой плоти ( Пс. 135:25 ). Руководимые и укрепляемые вышней силой, спешили также со всей поднебесной и Божественные апостолы обрести Ту, чрез Которую они обретены Христом, – чистую Матерь; спешили достигнуть входа к Заре, смотрящей светоносными вратами, и обитающей на Сионе, чрез Которую прошел один всеистинный Животворящий Путь и нас возвел к Отцу Своему, Господь и Бог наш, говорящий в Евангелии: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною ( Ин. 14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И, как если бы кто посмотрел с неба, то в мгновение ока увидел бы все земное, как το: землю, холмы, море, реки, источники, людей, города, веси, сады и вообще всю земную тварь: так и тогда на горе открывшимися духовными очами ученики внезапно увидели все, что только можно было видеть, и даже болеее, чем можно: образ будущего небесного царствия и второго пришествия Христова, как сказано выше. Когда же ученики увидели небо свиваемым, луну угасающею, звезды падающими, землю колеблещуюся, горы отверзтыми, мертвых восстающими, ангелов предпоставленными, книги раскрываемыми и всех в трепете предстоящими, тогда они испугались этого видения, и, быв не в силах терпеть, пали на лица. Они, как говорит еванг. Лука, были отягчены сном, и их тленное естество не стерпело зреть нетленное, мертвенное тело – вынести видение бессмертного. Поэтому и надлежало Моисею и Илии прийти в лучших телах; они и явились во славе ( Лк. 9:31 ). Тогда без боязни и без смущения они стояли на горе; ученики же, ятые некоторым отягчением, или исступлением, пали, ибо Лука говорит: Петр и сущии с ним бяху отягчени сном ( Лк. 9:32 ). И еванг. Матфей говорит: сходящим им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ниному же поведите видения, дóндеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет ( Мф. 17:9 ). «О видении, – говорит (Господь), – никому не рассказывайте». Подобно этому, Моисей говорил на этой горе Синайской: «пойду и посмотрю на сие великое видение». Что больше и страшнее того, как видеть Бога в образе человеческом, сияющего лицом и блистающего, непрестанно испускающего лучи и говорящего к сущим с Ним: «так просияют праведники в воскресение, так они прославятся, преобразятся в этот Мой зрак, изменятся в сию славу, в этот образ, в такой свет, в такое блаженство, будучи сообразны и сопрестольны Мне, Сыну Божию»?! Услышав сказанное Христом на горе, ангелы ужаснулись, пророки чудились, ученики дивились, тварь, слыша преображение и обновление тления в нетление, веселилась, гора радовалась, страны красовались, веси прославляли, люди возвышались, моря воспевали, реки восплескали, Назарет возопил, Вавилон воспел, Нефеалим праздновал, холмы взыграли, пустыня процвела, Васан возвеселился.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Стараясь уничтожить народную веру в зооморфическую и антропоморфическую олицетворенность сил, стихий и явлений природы, церковные учители внушили народу, на основании греко-восточного христианского мировоззрения, что над каждой стихией, над каждым явлением природы Бог поставил особых духов, ангелов. Так в церквах русских с XI века читалось народу толкование Епифания Кипрского на книгу бытия, где подробно раскрывается мысль, что ангелы приставлены управлять стихиями и явлениями природы. Толкование это, особенно то место из него, где говорится об ангелах грома, молнии, ветра и проч., переписывалось в многочисленных сборниках и занесено было в такие сборники, которые преимущественно или даже исключительно наполнены статьями народного чтения. Так, например, читаем в Солов. Сборн. под « Епифания Кипрского архиепископа сказание, как Бог сотвори от начала до седьмого дни: в первый день небеса вышняя и землю и воду, от них же есть снег и град, и лед, и роса, и дух, и служащии пред ними суть сии ангелы: ангел духом и буре, ангел облаком и мгле и снегу, ангел студени и зною, и зиме, и осени, и всем духом, ангел земли, тьме» и проч. 3 Мысль эта, развитая учителями греко-восточными и сообщенная в их творениях славяно-русской церковной письменности, с самых первых веков стала догматом для наших книжников. Уже летописец Нестор с полной верой записал в своей летописи следующее событие, и по поводу его высказал свое убеждение в действительности присутствия ангелов в природе: «в лето 6618 было знамение в печерском монастыре в 11 день февраля месяца: явился столп огненный от земли до небеси и молния осветила всю землю и в небеси гром погремел в первый час ночи, и весь мир видел: а столп этот сперва стал на трапезнице каменной, такчто не видно было креста, и постояв мало, спустился на церковь и стал над гробом Феодосьевым, и потом ступил на верх как бы к востоку лицом, и потом невидим был. А это был не огненный столп, ни огонь, но вид ангельский: ибо ангел так является, иногда столпом огненным, иногда же пламенем, как сказал Давид: творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь пламен, и посылаются они повелением божиим, куда хочет Владыка и Творец всех ангелов и человеков: ибо ангел приходит, где добрые места и молитвенные домы, то огненным образом, то столпом, то другим видением, как можно видеть людям: ибо нельзя людям зреть естества ангельского, как и Моисей великий не возмог видеть ангельского естества, ибо водил их днем столп облачный, а ночью столп огненный: то это не столп водил их, но ангел шел перед ними ночью и днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

А насколько страдания Христовы превосходнее наших, сего не может выразить никакое слово: поскольку они суть страдания Господа, всесвободного Бога, Который не подвержен греху, – Бога неизменяемого, бессмертного, у Него же несть пременение, или преложения стен ( Иак. 1:17 ). Но, без сомнения, хотя Он грехи наша носит, и о нас болезнует; однако, Сам беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его ( Ис. 53:4, 9 ): ибо Он весь есть правда и освящение, избавление, и отгнатель всякого греха. И не взирай только на величие страданий Христовых, но почти достоинство Терпящего. Помысли: какая разница – видеть простого человека повешенным на дереве, и зреть Бога посреди разбойников? Помысли: кто когда-либо восхотел потерпеть такие страдания, для перенесения которых добровольно Христос явился в мир? И когда же это? – после Божественных знаний, после исцелений, после неслыханных врачеваний недугов, после благодеяний, которыми Он никогда не преставал ущедрять приходивших к Нему, немедленно разрешая должников, одним законополагая отпущение, других изымая от осуждения... А как не привести на память тех бедствий, которые Господь испытал в конце, именно, искушений, которые Он перенес прежде креста, – предания и льстивого лобзания, нашествия с оружием и дрекольми, приведения к Каиафе, лживых свидетельств, допроса пред судилищем, вопля, который подняли иудеи, возбуждая толпу: распни, распни Его, бичеваний, насмешек, заплеваний, заушений, тернового венца, хламиды червленной, отведения на Голгофу!?.. Что еще было на кресте? – Гвозди, пропятие на древе, оцет, желчь, копие, жребий, брошенный об одеждах, разделение их, поругания при кресте, когда одни, покивая главами, говорили такие слова: иныя спасе, Себе ли не может спасти ( Матф. 27:42 ), другие: аще ты еси Христос, спаси Себе ( Лук. 23:39 ); иные: уа, разоряяй церковь , и треми денми созидаяй ю: спасися Сам, и сниди с креста ( Марк. 15:29 ); другие: остави, да видим, аще приидете Илия спасти Его ( Матф. 27:49 ); иные: аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В очах яснели голубых. Как чтитель ревностный закона, К вратам ограды подойдя, Крестом он осенил себя И сделал три земных поклона. Вот в церкви он. Идет служенье, С кадильниц вьется фимиам, Сребром и златом блещет храм, И кротко-сладостное пенье Возносит души к небесам. В углу, от всех уединенно, Колена преклоня смиренно, Он стал. В богатых жемчугах Пред ним Марии лик сияет, Об угнетенных земляках Он к ней молитвы воссылает. Лицо горит, и, как алмаз, Как драгоценный перл, из глаз Слеза порою упадает. Так целый пост его встречали На каждой службе в церкви сей… Исповедь Наливайки Не говори, отец святой, Что это грех! Слова напрасны: Пусть грех жестокий, грех ужасный… Чтоб Малороссии родной, Чтоб только русскому народу Вновь возвратить его свободу – Грехи Татар, грехи Жидов, Отступничество Униатов, Все преступления Сарматов Я на душу принять готов. Итак, уж не старайся боле Меня страшить. Не убеждай! Мне ад – Украину зреть в неволе, Ее свободной видеть – рай!.. Еще от самой колыбели К свободе страсть зажглась во мне; Мне мать и сестры песни пели О незабвенной старине. Тогда, объятый низким страхом, Никто не рабствовал пред Ляхом; Никто дней жалких не влачил Под игом тяжким и безславным: Козак в союзе с Ляхом был, Как вольный с вольным, равный с равным, Но все исчезло, как призрак. Уже давно узнал Козак В своих союзниках тиранов. Жид, Униат, Литвин, Поляк – Как стаи кровожадных вранов, Терзают безпощадно нас. Давно закон в Варшаве дремлет, Вотще народный слышен глас: Ему никто, никто не внемлет. К Полякам ненависть с тех пор Во мне кипит, и кровь бушует. Угрюм, суров и дик мой взор, Душа без вольности тоскует. Одна мечта и ночь и день Меня преследует, как тень; Она мне не дает покоя Ни в тишине степей родных, Ни в таборе, ни в вихре боя, Ни в час мольбы в церквах святых. «Пора! – мне шепчет голос тайный, – Пора губить врагов Украйны!» Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа; Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода?

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Для настоящей духовной жизни нужно себя приучить соблюдать равновесие между проявлениями внутренней и внешней религиозности. Необходимо соблюдать закон – заповеди Божии и церковные уставы. Но этого мало. Если бы мы так стали работать для Господа, то в этой работе были бы подобны человеку, который, по словам Лествичника, «думает выплыть из пучины, гребя одной рукой». Нужно обладать еще смирением мытаря. Нужно ненавидеть возношение фарисея и падения мытаря. Мытарь вышел из храма более оправданным, но это еще не значит, что он уже в Царствии Небесном. Ефрем Сирин , учитель покаяния, автор великопостной молитвы «Господи и Владыка живота моего», заповедует нам в этой молитве зреть (видеть) наши прегрешения и не осуждать брата. Молитва и добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ. Тщеславие в своей основе есть, по единодушному определению Отцов Церкви, «упование на своё тщание», «отвержение Бога», «отгнание Его помощи». Ибо делая что-либо напоказ, я совершаю это вовсе не для того, чтобы воздать должное Богу, возвратить Ему приумноженный талант: «Это Твоё»,– но для того, чтобы люди меня хвалили. Этим я только утверждаю своё «я», ибо люди мне нужны здесь только для того, чтобы они мне воздали хвалу. Это «видимый» идол, по определению Святых Отцов. Я служу здесь не Богу, а людям, но и им-то служу не для них, а для себя. Фарисей уже отвергает Бога. Он приходит в храм и говорит: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Стало быть, я хорош. Ты меня создал, я ещё Тебя благодарю, Твоя помощь может быть нужна тому мытарю, но не мне, я ещё кланяюсь Тебе, но Ты мне уже не нужен». Это отношение человека, который во главу своей жизни ставит своё «я», свою добродетель. Фарисей исполняет закон и закон трудный, ибо нелегко следовать всем предписаниям закона, хотя бы и Ветхого, но тщетно это, ибо у него нет смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Духа в душах верующих, при самом их благодатном возрождении: таким образом дух царя преисполняется более всех других дарами Всевышнего Духа, дарами обильнейшими, благопотребными для его высокого и трудного служения. Не отсюда ли проистекают высшие качества духа, украшающие царей наших? Не от сего ли дух русских царей так велик, так крепок, так мудр и благ, так благороден и чист в своих чувствах и намерениях? Царь приемлет ныне скипетр и державу, знамения самодержавия: но прежде торжественно исповедует веру православную; потом во всем величии своего сана преклоняет колена пред Всевышним Царем, просит себе у него премудрости и правосудия и свое сердце передаёт в руки Его, наконец таинственно соединяется с Ним, в знамение того, что он не только «самодержавнейший», но и «благочестивейший» Государь; народ видит в нем Боговенчанного охранителя веры православной, – этого священнейшего достояния народного, этого главнейшего основания нравственной силы и общественного блага, а убежденный в том, что сердце царево в руке Божией, народ чтит и исполняет волю его, как волю Божию: и вот почему народ так покорен власти царя и законам, от него исходящим, так безгранично предан ему, – и нет жертвы, которой он не принес бы царю или за царя – до последней капли крови. Вот чем Россия могущественна, тверда и счастлива! Нужно ли представить высшее доказательство о силе царского миропомазания, чтобы показать истину в понятиях и чувствованиях русского народа? Прия, сказано в слове Божием, Самуил рог с елеем и помаза Давида, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом ( 1Цар. 16:13 ). Дух Божий носится над помазанным царем; как велик царь! Но и как должен быть велик народ, как велики судьбы народа, у которого так велики цари. При такой высоте царского сана и власти, при таких чувствах русского народа, какое зрелище ныне в Москве! И можно ли было бы вполне изобразить его? Не говорим о внешнем великолепии торжества, достойном великого царства: но как опишут нам то, что есть самого высокого в том торжестве – величественный образ царя, увенчанного, со всеми знаками державного сана, с печатью внешнего помазания на челе, образ уже не одним земным величием блистающий, во всем его блеске, но и осененный тем таинственным наитием свыше, о котором говорит слово Божие; вид бесчисленного ликующего народа, с его ничем неудержимым стремлением к царю, с его беспредельным восторгом, неумолчными кликами, в упоении величайшим для него счастьем – зреть своего венчанного царя и безгранично выражать ему свою любовь и свою радость: какое слово или перо опишет это? Это можно только видеть и чувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010