В Западно-Европейский экзархат Владыки Евлогия, с 1931 г. подчинявшегося Константинопольскому Патриарху, входило и несколько русских приходов, расположенных на территории Германии. Уже вскоре после прихода в 1933 г. национал-социалистов к власти эти общины стали подвергаться разнообразным преследованиям и ограничениям. При этом в качестве предлога использовался миф о том, что деятельность евлогианских приходов в Германии – важнейшее звено широкомасштабного заговора против III рейха с участием русских эмигрантов, направляемого и финансируемого международными еврейско-масонскими структурами и французской разведкой. Гестапо обвиняло митрополита Евлогия в принадлежности к масонству еще с 1913 г. Нацисты справедливо подозревали евлогиан в отсутствии симпатий к их режиму, его антилиберальной идеологии и агрессивным устремлениям в области внешней политики. Негативно относилась паства митрополита Евлогия и к расовой теории, прежде всего к культивируемой ненависти к евреям. Несколько православных евреев имелось среди преподавателей знаменитого Свято-Сергиевского богословского института в Париже под патронажем Владыки Евлогия, о чем нацистам было хорошо известно (так, например, 22 июня 1941 г. они арестовали и отправили в лагерь известного философа и богослова, профессора Льва Александровича Зандера). Правда, о какой-либо широкой оппозиционности евлогианской общины в самой Германии говорить нельзя. Ее духовенство отличал подчеркнутый аполитизм и глубокая сосредоточенность на религиозной жизни. Исключение составлял только вопрос об отношении к евреям . Глава германских евлогианских приходов архимандрит Иоанн (Шаховской) [iv] никогда не скрывал своего крайне негативного отношения к антисемитизму нацистской идеологии и политики. Аналогичная характеристика правомерна и в отношении его прихожан. Уже на второй год нацизма архимандрит Иоанн дал на него пастырский ответ, опубликовав в 1934 г. в Берлине брошюру «Иудейство и Церковь», где рассказал о несовместимости националистической религии и расизма с христианской верой [v] .

http://bogoslov.ru/article/2044123

Только такой ценой смог Сергий, наконец, составить Синод и зарегистрировать его у властей в мае 1927 г., то есть за месяц до публикации «Декларации». Легализован был только Синод, не Церковь в целом, не епархии (приходы регистрировались в местных Советах в индивидуальном порядке, как конгрегации, будто никаких епархий, да и центральной патриархии не существовало. К тому же власти использовали институт регистрации для закрытия и ликвидации значительного числа приходов). За рубежом митрополит Евлогий, понимая тяжелое положение митрополита Сергия, предложил ему такую формулировку подписки о лояльности для эмигрантского духовенства, в которой давалось бы только обещание не использовать амвон для политических деклараций. Карловчане же ответили на требование митрополита Сергия окончательным разрывом с Московской патриархией. 50 В 1929 г. возникли новые сложности между митрополитами Евлогием и Сергием, после того как Евлогий, по приглашению архиепископа Кентерберийского, участвовал в Англии в межконфессиональных молениях за гонимых верующих в СССР. Сергий утверждал, что это политика, и требовал от Евлогия обещания не повторять такие мероприятия. Евлогий отвечал, что, участвуя в этих молениях, он выполнял долг пастыря молиться за гонимых. Тогда митрополит Сергий потребовал отставки Евлогия, но епархиальный съезд духовенства и мирян уговорил Евлогия не уходить, а обратиться к Вселенскому Патриарху. В результате «парижская» епархия получила статус русского Западноевропейского экзархата Вселенской патриархии. Митрополит Сергий не признал законность этого акта и в 1931 г. наложил на Евлогия прещение, не признанное Вселенским престолом. Верным Московской патриархии остался архиепископ Вениамин, ставший во главе единственного прихода Московской патриархии в Париже, а позже и нескольких десятков церквей в Америке, где Москве также постепенно стали подчиняться приходы, пошедшие в 20-е гг. за обновленцами. Расколы справа В России новые расколы назревали еще до «Декларации». И в то же время ни один из этих расколов справа не был вызван непосредственно «Декларацией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на это 10 июня 1930 г. митрополит Сергий потребовал от Евлогия передать все обязанности архиепископу Владимиру и уйти на покой, а после отказа Владимира принять управление и прошения Евлогия о предоставлении временной независимой автокефалии (19), владыка Сергий наложил прещение на Евлогия и все подчиненное ему духовенство. Тех же, кто остался верен Московской Патриархии, митрополит Сергий просил перейти в ведение митрополита Литовского Елевферия, который оставался в московской юрисдикции. Лишь вмешательство Константинополя на время исключило напряженность в этом вопросе, т.к. Вселенский патриарх признал прещение Евлогия необоснованным и принял его в феврале 1931 г. под свою юрисдикцию. В результате связь РПЦ с ее европейскими приходами прервалась, а Парижская и Западноевропейская епархии стали экзархатом Вселенского престола. Схожая ситуация сложилась в Америке при митрополите Платоне. Американская митрополия провозгласила себя " автономной независимой Американской Православной Кафолической Церковью " , стремящейся к автокефалии. В 1933 году последовал запрет митрополита Платона, но он ему не подчинился. В 1935 году было выработано " Положение о РПЦ за границей " , ставшее основой для дальнейшего управления Зарубежной Церковью. Тем не менее, РПЦ за границей всегда настаивала на каноничности своего существования как неотъемлемой части Московского Патриархата (20. Русская Православная Церковь прошла очень тяжелый, трагический путь в XX столетии. И слава Богу, что сегодня, пусть и спустя столь много лет, прошлые обиды и обвинения забыты, а единство нашей Церкви восстановлено. Русь Святая, храни Веру Православную! ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Воскресная школа. N 8. 2001. С.15. 2. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М. 1995. C. 132. 3. Исключением являются случаи, когда епископы получали назначение от патриарха Тихона в другие епархии, как например: митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший главой русских приходов в Западной Европе, либо митрополит Платон, возглавивший русскую митрополию в Америке.

http://religare.ru/2_48694.html

Святейший Тихон на это разногласие не реагировал никак. Отсюда и началась смута и при настроении Владыки Евлогия она была неизбежна. Лично я сделал для него больше, чем кто-либо: я добился получения указа Патриарха и Синода о назначении его управляющим частью Петроградской епархии в Зап. Европе; я спас его положение в 1924 году, когда к Патриарху через меня была направлена на Владыку Евлогия жалоба с требованием его немедленного удаления и полной реорганизации управления Заграничной нашей Церкви. Но вместе в тем я всячески просил Святейшего Тихона, чтобы он не уничтожал Заграничного Синода, а позволил ему действовать. Он так и вел дело. Он не согласился с проектом Владыки Евлогия об единоличном управлении епархией и упразднении Синода, который я послал в Москву в январе 1924 года. Не согласился на это управление и Митрополит Петр, к которому Владыка Евлогий обращался с такою же просьбой в 1925 году. Я был очень рад, что Владыка Евлогий в 1922 году подписал положение об управлении заграничными епархиями на началах соборности. Это совершенно необходимо, так как при невозможности сношений с Россией заграничные епархии канонически обязаны иметь временную высшую церковную власть, что и указано было Московским Синодом и Патриархом в 1920 году. Вместе с тем, я никак не могу понять, почему Митрополит Евлогий один из всех заграничных епархиальных архиереев все время не ладит с Синодом и угрожает расколом (он мне об этом писал много раз). Все другие архиереи – Японский, Китайский и Харбинский, и я, когда управлял Финляндской Церковью, все добровольно и мирно подчинялись и Соборам, и Синоду, хотя я, например, и не обязан был делать это. Ведь Митрополит Евлогий такой же, как и все другие епархиальные архиереи, и вся Заграничная Церковь ему никогда не была подчинена. Ему дана была в управление только заграничная часть Петроградской епархии, и больше ничего, и главой Зарубежной Церкви он никак считаться не может. Епископ Серафим сравнивает поведение митрополита Евлогия со своим положением и своей реакцией в подобных обстоятельствах: У меня в Финляндии в 1923 году отняли более половины епархии без всяких оснований, вопреки моему протесту, и отнял чужой Патриарх – Константинопольский вместе с Финляндским правительством, и я из-за этого дела не устраивал никаких осложнений, ибо это было бы безрассудным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив: АГЗ. Титов Иларион (18657.9.1944, Розэ-ан-Бри, Франция), протоиерей. Бывший старообрядческий начетник, перешедший в Православную (никонианскую) Церковь , священник (16.5.1898), эмигрировал в Болгарию (1921), настоятель русской церкви на шахте Перника (19221929), переехал во Францию и принят в юрисдикцию митр. Евлогия (Георгиевского) (7.10.1929), сверхштатный священник Св.-Александро-Невского собора в Париже (7.10.19291.6.1930), настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (1.6.19301.7.1931), священник церкви при женской обители Нечаянной Радости в Ливри-Гарган под Парижем (1.7.193123.12.1931, вторично 1.7.19321.8.1932), настоятель Воскресенской церкви в Тулоне (1.8.19321.4.1937), протоиерей (7.1.1934), уволен за штат по старости (1937), настоятель Св.-Тихоновской церкви в Риуперу близ Гренобля (8.4.193815.3.1939), настоятель Крестовоздвиженской церкви в Сен-Морис под Парижем (15.3.193923.11.1940), вышел за штат по старости и поселился в приюте при женской монашеской общине в Розэ-ан-Бри близ Мелэна. Архив: Послужный список о. Ил. Титова (19291944). АЕУА Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Титов Иоанн Васильевич (18.3.1879, Пермск. губ. 18.10.1948, Париж, Франция), священник. Из семьи духовенства. Окончил Пермскую Духовную семинарию, священник (15.8.1901), служил на приходах в Екатеринославской епархии, священник Кунгурского собора, член III и IV Государственной Думы от Пермской губ. (19071916), во время предвыборной кампании был запрещен в священнослужении за отправление императору Николаю II телеграммы о смягчении участи приговоренных к расстрелу революционеров, вышел за штат, член Думской комиссии по делам Православной Церкви (19081913), в Думе принадлежал к фракции прогрессистов, поступил в С.-Петербургский университет без разрешения церковных властей, снял сан без положенного увещания (17.3.1912), редактор политической газеты левого направления, жил в Петербурге, после революции эмигрировал во Францию (1920), директор русского Парижского Банка (1922), просил у митр. Евлогия (Георгиевского) восстановления в иерейский сан, но ему было отказано (до 2-й мировой войны), в конце концов был назначен на должность 2-го псаломщика Св.-Николаевской церкви при русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа (4.3.1943), затем восстановлен в иерейский сан решением митр. Евлогия с поручением пастырского окормления русской церковной общины в г. Нанси (14.4.1943), после смерти митр. Евлогия перешел в юрисдикцию МП (1946), 2-й помощник настоятеля Св.-Николаевской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа (19461948).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Итак, фанариоты не имеют никакого канонического права подчинить ведению своего патриарха жителей бывшей России, не находящихся на их территории, церковными делами которых управляет теперь митрополит Сергий, тоже никем неутвержденный, кроме большвицких комиссаров». «Что же касается до запрещенного митрополита Евлогия и его последователей, которых таинства признаны законным собором 34 русских иерархов безблагодатными, то они и теперь остаются такими же изверженцами, каковыми являлись с 1927 года» (т. 7, стр. 251–2). 2/15 марта 1931 г. митрополит Антоний опубликовал послание к «боголюбезнейшим архипастырям, честному священству и возлюбленной во Христе пастве нашей Зарубежной Церкви». В ней изложены события церковной смуты, учиненной митр. Евлогием. Относительно происшедшего в позднейшее время сказано в нем следующее: «В 1930 году, летом, уже последовал указ митрополита Сергия об отстранении митрополита Евлогия, за участие в митинге против советской власти, а в декабре 1930 г. и полное увольнение митрополита Евлогия, упразднение его организации и назначение на его место Елевферия, митрополита Литовского и Виленского. Однако, митрополит Евлогий тут уже не подчинился. Акты патриарха Тихона и митрополита Сергия, как в отношении Высшего русского Церковного Управления и Архиерейского Синода, так и в отношении митрополита Евлогия, явно исходили под давлением большевиков и носили политический характер. Но Митрополит Евлогий, принуждал исполнять то, что было против нас и за него, требуя подчинения Голосу Матери Церкви, которая якобы страдает от неисполнения сих распоряжений. Но когда последовали акты против него, он отказался подчиниться им и стал приводить в пользу такового его действия, те доводы и мотивы, которые давным-давно были высказаны и приведены нашим Архиерейским Синодом. «Гордыня не позволяет бывшему нашему собрату осознать свои ошибки и смириться пред сонмом иерархов. А честолюбие толкнуло его на нарушение важнейших канонов Церкви и в заморье искать себе опору. Отсюда его обращение к Вселенскому Патриарху и подчинение своих церквей его юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

О иконе Евлогии и расслабленном Ученый один муж, именем Евлогий, горя любовью ко Христу, удалился от мира, раздал нищим все свое имение, оставил себе плохую одежду и немного денег (славянски злата) не привыкши с молода к труду и одинокой жизни, и равно тяготясь обществом, Евлогий встретил однажды на улице нищего, без рук и ног и сказал сам в себе, возьму сего человека на свое попечение, и буду покоить его до смерти, ради Господа, да спасуся. И вот взял в дом свой того расслабленного и заботился о нем во всех нуждах его, в продолжении пятнадцати лет, все равно как родного отца своего, мыл его, кормил и даже носил на руках своих. Враг рода человеческого, завидуя спасению Евлогия, по прошествии пятнадцати лет начал возмущать расслабленного, начал гневаться больной на своего благодетеля и словами оскорблять его, говоря: ты ушел тайно от своего господина, обокрал его, и, чтобы загладить грех свой взял меня к себе. Тогда Евлогий начал утешать его, прося открыть причину злобы его, обещая с своей стороны просить прощение, если он чем оскорбил его. Но больной отвращался от своего благодетеля, прося повергнуть его опять на распутие города, без помощи, наконец диавол до того исполнил ярости расслабленного, что сначала он стал просить перемены пищи, и когда получил удовлетворение сего желания, то требовал, чтобы вести более веселую жизнь, нежели какую проводил дотоле. Когда еще и последнее его желание было удовлетворено, он просто возненавидел Евлогия, говоря, что если бы владел руками, то лишил бы себя жизни, только бы избавиться от Евлогия. Не зная, что предпринять в сих обстоятельствах, Евлогий пошел искать совета у иноков, коим рассказал подробно всю историю, иноки отвечали ему: иди к великому Антонию, и сделай то и так, что и как прикажет тебе сей великий угодник Христов, чрез него, Антония, тебе ответит Сам Бог. И вот, Евлогий сказал больному, что отправляет его опять туда, где обрел его, положил его в корабль ночью, и отправился в монастырь великого Антония. Когда святому было поведано о пришествии Евлогия, то святой повелел поведать историю при всей братии, по окончании рассказа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка наших душ Памяти митрополита Евлогия 22.07.2021 1498 Фото: Предоставлено автором Время не просто бежит, а летит – год прошел незаметно… и не верится, что владыки Евлогия нет с нами. Он уже на небесах и оттуда внимательно следит за происходящим, молится за нас, грешных. Владыка Евлогий вошел в Попечительский совет фонда Андрея Боголюбского в 2011 году, тогда и состоялась наша первая личная встреча. Как известно, и жизненный опыт это подтверждает, самое верное впечатление – это первое. Неторопливость, рассудительность, желание вникнуть в суть вопроса и тихо сказать необходимое и нужное – в этом была суть общений с митрополитом Евлогием на протяжении девяти лет. Владыка не любил суеты и праздности, всегда был спокоен и приветлив. Глядя и слушая его, самому хотелось как-то усмириться, стать мягче, добрее, проникнуть в глубину происходящего и дарить любовь. Наши встречи с владыкой Евлогием проходили, в основном, перед Великим Постом. Если честно, то я сама стремилась попасть на встречу с ним именно перед Постом. Мы обсуждали дела и планы фонда, испрашивая благословения и совета на различные деяния. У митрополита Евлогия был необыкновенный дар, и это отмечают многие из его окружения – он не только сам стяжал благодать, но и щедро делился ею с другими. В этом состоит одна из целей христианского делания, христианской жизни, образцом которой был митрополит Евлогий. После наших встреч у меня словно вырастали крылья, и душа пела и летала, правда, хватало этого состояния не надолго, но и это так помогало в начале поста – укрепиться в вере, напитаться этим божественным духом, который исходил от владыки. Как высоко он поднялся к Богу, как получал столько благодати, что передавал ее другим?! Это удивительный факт, и мне посчастливилось прикоснуться к нему. Сегодня хочется вспоминать митрополита Евлогия именно как человека, молитвенника. Незабываемые ежегодные Крестные ходы на Боголюбскую икону Божией Матери, Крестный ход к храму Покрова-на-Нерли были организованы и пропитаны духом митрополита. Он укреплял нас в вере, направлял по нужной дороге. Последнее время владыка Евлогий часто вспоминал свое детство и рассказывал много интересного… И только приходится удивляться, как в такой самой простой семье мог родиться человек такой святости?! Уже в пять лет владыка знал свой путь. Приехав в Москву и посетив вместе с мамой Елоховский собор, он всю обратную дорогу бегал по вагону и всем сообщал, что будет священником. А уста младенца, как известно, глаголят истину...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/22/vl...

Но, несмотря на осуждение Фанара и резкую критику в его адрес, митрополит Антоний и помыслить не мог об объявлении Константинопольского Патриархата лжецерковью. Призыв афонского иеросхимонаха Феодосия не молиться за Патриарха митрополит оценивал как «один шаг от впадения в прелесть» и прямой путь к расколу. «Новый стиль для меня противен не менее Вашего, но еще противнее откол от Православия и его иерархии самолюбивых иноков», – вразумлял ревнителя глава РПЦЗ 914 . Попытку объединиться с митрополитом Евлогием Русская Зарубежная Церковь предприняла в середине 1930-х гг. В марте 1934 г. митрополит Антоний направил письмо митрополиту Евлогию с призывом восстановить общение, причем требований выйти из подчинения Константинополю ему не предъявлялось 915 . Митрополит Евлогий ответил теплым письмом, но в Югославию не поехал. Лишь в мае 1934 г., находясь в Берлине, вдали от своих парижских советчиков, западноевропейский экзарх принял приглашение. 15 мая 1934 г. в Сремских Карловцах состоялась встреча митрополитов Антония и Евлогия. Архипастыри слезно попросили друг у друга прощения, хотя окружение митрополита Антония от намеченного сослужения его отговорило. А парижские «друзья» митрополита Евлогия, узнав о событиях в Сремских Карловцах, тут же стали прилагать усилия, чтобы вновь поссорить примирившихся. Возвратившись в Париж, митрополит Евлогий заявил, что не планирует выходить из юрисдикции Фанара, и потребовал передачи в свое ведение приходов РПЦЗ в Западной Европе. В подобных претензиях не было логики. Настаивать на включении приходов РП ЦЗ в свою епархию иерарх мог только при условии своего присоединения к Зарубежной Церкви. Оставаясь же в ведении Константинополя, митрополит Евлогий должен был смириться с тем, что не все русские приходы захотят идти в подчинение грекам, а предпочтут находиться в русской структуре. Со своей стороны Зарубежный Синод потребовал от митрополита Евлогия покинуть юрисдикцию Вселенского Престола, мотивируя это тем, что он сохраняет общение с обновленцами 916 . Но митрополит Евлогий к таким ультиматумам оставался глух – по его мнению, подчинение Константинопольскому Патриарху давало ему стабильный канонический статус, в то время как Русская Зарубежная Церковь предоставить таковой ему не могла. Архиерейский Собор 1933 г. снял прещения с митрополита Евлогия во многом под давлением короля Югославии Александра и Сербского Патриарха Варнавы 917 . Но административное единство по-прежнему было недостижимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 августа (12 сентября) 1927 г. последовало ответное послание митрополита Евлогия митрополиту Сергию. Признав послание последнего, явно составленное чекистами, ведавшими церковными делами, голосом «Всероссийской церковной власти», он указывает, что в основе его «церковно-общественной деятельности в Западной Европе» лежат два руководящих начала: " первое – теснейшее, нерасторжимое единство с Матерью Русской Патриаршей Церковью», – и «сосредоточение церковно-общественной деятельности исключительно на религиозно-нравственном воспитании паствы, с невмешательством Церкви в политическую жизнь, (курсив мой) причем это последнее достигнуто мною путем долгой и тяжелой борьбы и ценой тяжких страданий. Такую точку зрения я всегда проводил и неуклонно буду держаться ее в будущем» 12 . Высказывается далее желание беречь «исстрадавшуюся Мать – Русскую Церковь и в своей деятельности всячески устраняться от того, что могло бы причинить ей вред. Церковь есть христианская совесть жизни, и только строго религиозно-нравственное, чисто христианское освещение ее явлений составляет задачу духовенства. И потому, в сознании своего долга пред Матерью-Церковью, во имя моей безграничной любви к ней, я обязуюсь твердо стоять на установившемся уже у нас, согласно заветам Святейшего Патриарха Тихона, положении о невмшательстве Церкви в политическую жизнь и не допускать, чтобы в подведомых мною храмах церковный амвон обращался в политическую трибуну...» Генерал П.Н. Врангель, бывший Главнокомандующий Добровольческой Армии, боровшейся против богоборческой коммунистической советской власти, ясно и твердо высказал свое мнение по поводу ответов Архиерейского Собора и митрополита Евлогия в письме к графу Д.А. Олсуфьеву, участнику Всероссийского Церковного Собора 1917–18 годов в Москве. «Что касается ответов Собора и митрополита Евлогия на послание митрополита Сергия», писал ген. барон Врангель 30 января 1928 г., «то, конечно, насколько ответ Собора достоин и определён, настолько же ответ митрополита Евлогия уклончив и двусмыслен. Несмотря на то, что, как я Вам говорил, я всемирно избегаю какого-либо вмешательства в зарубежные церковные нестроения, я счел своим долгом ответ Собора разослать всем чинам Зарубежной Армии, как образец твердого и мужественного голоса Зарубежной Церкви, не пожелавшей подчиниться безбожной власти, поработившей нашу несчастную Родину».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010