Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси Вообще снам не нужно верить. И святые отцы говорят даже об особой «добродетели неверования снам» (Блаж. Диадорх, в «Добротолюбии»). Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. Это было в год раздора митрополита Антония и митро­полита Евлогия. Я уехал из Парижа в Канны; там служил ежедневно. И однажды вижу сон. Будто я в каком-то огромном городе. Кажется, в Моск­ве… Но на самой окраине. Уже нет улиц, а просто разбро­санные кое-где домики… Место неровное… Глиняные ямы. А далее бурьян и бесконечное поле. Я оказываюсь в одном таком домике, скорее, в крестьянской избе. Одет в рясу, без панагии архиерейской, хотя и знают, что я — архиерей. В избе человек 10—15. Все исключительно из простонародья. Ни богатых, ни знатных, ни ученых. Молчат. Двигаются ле­ниво, точно осенние мухи на окне, перед замерзанием на зиму… Я не говорю — и не могу говорить: им не под силу слушать ни обличения, ни назидания, ни вообще ничего бо­жественного. Душа их так изранена — и грехами, и бедстви­ями, и неспособностью подняться из падения, — что они точ­но люди с обожженной кожей, к которой нельзя прикос­нуться даже и слегка… И я, чувствуя это, молчу… Довольно того, что я среди них, что они не только меня «переносят», но даже «запросто» чувствуют себя со мною (однако не фа­мильярно, ничего вольного), не стесняются, «своим» считают. «Только ты молчи, — безмолвно говорят мне их сердца, — довольно, что мы вместе… Не трогай нас: сил нет». Мне и грустно за себя, что ничего не могу сделать, а еще больше их жалко: несчастные они. Вдруг кто-то говорит: — Патриарх идет. А точно они и ранее ждали его. Мы все выходим наружу. Я среди группы. Глядим — почти над землей двигается Святейший Тихон. В мантии архиерейской, в черном монашеском клобуке (не в белом патриаршем куколе). Сзади него в стихаре послуш­ник поддерживает конец мантии. Больше никакой свиты… И не нужно: души больные, пышность излишняя неперено­сима им.

http://pravoslavie.ru/37817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ» иконографический сюжет в основе к-рого лежит повесть Скитского Патерика (известен в древнерус. письменности с XIV в. как особая редакция Сводного и Азбучного Патериков) «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию», рассказывающая о блж. Евлогии, видевшем во время бдения на Пасху ангелов, певших службу вместе с монахами и раздававших им по окончании богослужения различные дары. Из прозрачных корзин ангелы доставали золотые, серебряные и медные монеты, просфоры и куски просфор, кого-то из братии помазывали из золотого сосуда миром, других кадили из золотой кадильницы фимиамом, иные уходили, ничего не получив, а нек-рые оставляли дары в храме и выходили с пустыми руками. В рассказе Патерика дано объяснение видения, смысл к-рого в том, что ангелы символически открывают меру духовной пользы разных монашеских подвигов и соответствующих им наград - т. е. духовных даров. Золото получают совершающие бдение в среду, пятницу, воскресенье и Господские праздники с вечера до утра, серебро - те, кто служат от полуночи до утра, медные деньги достаются подвизающимся в пении и псалмах, просфоры - усердным в чтении книг, куски просфор отдаются новоначальным, помазуются миром послушливые, кадятся те, «кто только в церкви в чувство приходит», оставляют дары увлекающиеся «еллинскими книгами и учениями» и тем самым утрачивающие духовную пользу, получаемую в церкви. Видение преподобного Евлогия. Икона из Введенского мон-ря в Сольвычегодске. 1565 - 1596 гг. (ГТГ) Видение преподобного Евлогия. Икона из Введенского мон-ря в Сольвычегодске. 1565 - 1596 гг. (ГТГ) В XIV в. в росписи храмов, особенно монастырских, появляются назидательные истории и рассказы о подвигах монахов, известные из Патериков. В нартексе ц. св. Николая мон-ря Йошаница близ Светозарева (Сербия, ок. 1400), в одной из плохо сохранившихся композиций, расположенной в люнете на зап. стене нартекса, изображена сцена, содержание к-рой близко к рассказу о блж. Евлогии: в центре из открытых ворот здания вереницей выходят монахи, направляясь к 3 ангелам, сидящим справа от ворот. В левой части изображен монах, к-рому 3 др. ангела указывают на происходящее. Расположение этих сюжетов в нартексах или зап. частях храмов связывают с отмеченным в Типиконах правилом чтения в этой части храма глав из Патериков на утренях Великого поста.

http://pravenc.ru/text/158402.html

Сон о патриархе Вообще снам не нужно верить. Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. 22 февраля, 2012 Вообще снам не нужно верить. Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. 22 февраля 1992 года произошло обретение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России . С 1927 года считалось, что тела Патриарха нет в его могиле в Донском монастыре: либо оно сожжено чекистами в крематории, либо тайно захоронено где-то монахами. Но, пролежав в сыром склепе 67 лет, мощи были обнаружены почти полностью сохраненными. И путь служения Патриарха Тихона, и явление его мощей пришлись на времена смут. Встреча, которую описал митрополит Вениамин (Федченков) , пришлась также и на время его внутренней душевной смуты. Архиеп. Вениамин (Федченков). Фото 1934 г. Сон: про видение мною патриарха Тихона Вообще снам не нужно верить. И святые отцы говорят даже об особой «добродетели неверования снам» (Блаж. Диадорх, в «Добротолюбии»). Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. Это было в год раздора митрополита Антония и митрополита Евлогия. Я уехал из Парижа в Канны; там служил ежедневно. И однажды вижу сон. Будто я в каком-то огромном городе. Кажется, в Москве… Но на самой окраине. Уже нет улиц, а просто разбросанные кое-где домики… Место неровное… Глиняные ямы. А далее бурьян и бесконечное поле. Я оказываюсь в одном таком домике, скорее, в крестьянской избе. Одет в рясу, без панагии архиерейской, хотя и знают, что я — архиерей. В избе человек 10—15. Все исключительно из простонародья. Ни богатых, ни знатных, ни ученых. Молчат. Двигаются лениво, точно осенние мухи на окне, перед замерзанием на зиму… Я не говорю — и не могу говорить: им не под силу слушать ни обличения, ни назидания, ни вообще ничего божественного. Душа их так изранена — и грехами, и бедствиями, и неспособностью подняться из падения, — что они точно люди с обожженной кожей, к которой нельзя прикоснуться даже и слегка… И я, чувствуя это, молчу… Довольно того, что я среди них, что они не только меня «переносят», но даже «запросто» чувствуют себя со мною (однако не фамильярно, ничего вольного), не стесняются, «своим» считают.

http://pravmir.ru/son-o-patriarxe/

Когда это послание святого Папы Льва было прочитано на IV Вселенском соборе, то все святые отцы воззвали: - Святой апостол Петр глаголет устами Льва. Таким образом, отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Наряду с антиохийским вероизложением 433 года и двенадцатью анафематствованиями против Нестория, оно легло в основу вероисповедания. Не только тогда, но и после грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов, и среди них у вышеупомянутого блаженного Евлогия, патриарха Александрийского. В то время как еретики сильно хулили послание Льва и возражали написанному в нем, Евлогий крепко защищал его, чем приятен был святому Льву, уже отшедшему в то время из этой жизни и предстоящему вместе со святыми пред Богом. Об этом тот же святой Софроний повествует: " Святой Феодор, епископ города Дарны в Ливии рассказал нам следующее: когда он был кувикуларием святого патриарха Александрийского Евлогия, он видел во сне мужа священнолепного и светлого, который сказал ему: - Возвести обо мне патриарху Евлогию. Феодор спросил: - Кто ты, владыко, и как мне сказать о тебе? Тот ответил: - Я - Лев, Папа Римский. Войдя к патриарху Евлогию, Феодор сказал ему: - Святейший и блаженнейший Папа Лев, Первосвятитель Римский, хочет войти к тебе. Услышав это, патриарх Евлогий, быстро поднявшись, вышел ему навстречу; совершив молитву, они поцеловались и сели. Тогда блаженный Лев обратился к святому патриарху Евлогию: - Знаешь ли ты, зачем я пришел к тебе? Тот отвечал: - Нет. Лев сказал ему: - Я пришел благодарить вас за то, что вы хорошо и сильно защищали мою грамоту, изъяснили мое понимание, заградили ею уста еретиков и объяснили, таким образом, грамоту, которую я писал брату моему Флавиану, патриарху Константинополя, во обличение злочестивой ереси Нестория и Евтихия. Знай же, брат, что не только я работал и трудился над этой грамотой, но также и святой первоверховный апостол Петр прочитал и исправил ее, а более всех ее освятил Сам Христос Бог наш - проповедуемая нами Истина " . Подобное видение имело место не один раз: блаженные отцы - Лев и Евлогий трижды сходились и беседовали друг с другом пред духовными очами Феодора; об этом, повторенном троекратно видении он возвестил святому Евлогию. Услышав это, святой Евлогий прослезился и, простерев руки к небу, воздал благодарение Богу, говоря:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

10. Авва Ефрем, будучи еще отроком, видел сон или видение, будто на языке его взошла виноградная лоза, взросла и наполнила всю поднебесную. Она была весьма благоплодна, и птицы небесные прилетали и ели плоды ее виноградные, и чем более ели, тем более умножались плоды ее. 11. Некто из святых старцев однажды зрел в видении сходящий с неба по повелению Божию сонм Ангелов со свитком в руках, то есть с книгою, писанною внутри и вне. Они спрашивали друг друга: кто должен получить ее? И одни говорили – тот-то, а другие – другой. Им сказали: истинно святы и праведны и они, но книги сей никто не может получить, кроме Ефрема. И увидел старец, что они отдали свиток Ефрему. Вставши утром, он услышал Ефрема, и как бы источник бил из уст его, когда он слагал речи. Тогда познал старец, что исходящее из уст Ефрема есть от Духа Святого. 12. Рассказывал нам ученик аввы Евлогия: старец послал нас в Александрию продавать рукоделие и дал нам заповедь, не пребывать там более трех дней. Если же, говорит, пребудете более, то я чист от греха вашего. Мы спросили его: как же другие монахи, день и ночь обращаясь с мирянами в городах и селах, не вреждаются? Тогда, отверзши неложные уста свои, старец сказал нам: поверьте мне, чада! После того, как я стал монахом, провел в Ските, не выходя, тридцать восемь лет. По прошествии же тридцати восьми лет пошел я с аввою Даниилом к папе Евсевию в Александрию по одной нужде. Войдя в город, увидели мы множество монахов и я узрел, что одних вороны били по лицу, других обнимали нагие жены и шептали им на ухо, иных заушали мальчики, тоже нагие, и мазали человеческим калом, а еще какие-то, видел я, придя с ножами, отрезали плоти человеческие и давали монахам есть. Из сего познал я, что, какой подпадает монах страсти, такие демоны и витают близ него и беседуют с ним в мысли. Потому, братия, не хочу, чтоб вы медлили долго в городе, дабы не смутили вас помыслы или лучше – демоны. 13. Говорили об авве Зеноне, что он, живя в Ските, вышел ночью из келлии своей к озеру и, заблудившись, ходил три дня и три ночи. Утомившись и изнемогши, он пал и ожидал смерти. Но вот стал пред ним отрок, держа в руках хлеб и сосуд воды, и сказал ему: встань, поешь. Но старец, вставши, стал молиться, думая, что это призрак. Тот сказал ему: хорошо ты сделал. И он помолился в другой и в третий раз. Тот опять сказал: хорошо ты сделал. Тогда старец взял и поел. После сего тот говорит ему: сколько ходил ты, настолько ты далек от келлии своей, но встань и последуй за мною. И он тотчас очутился у келлии своей. Старец сказал ему: войди, сотвори нам молитву! Но когда старец вошел, тот стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вскоре Евлогий нашел клад. После этого он стал заботиться только о том, как бы скрыть от властей богатство. Вскоре ему удалось переправить клад в К-поль, а затем и самому перебраться в город (в царствование имп. Юстина), где он стал важным сановником. Спустя 2 года Д. снова было видение, в к-ром ангел спросил подвижника, знает ли он, что стало с Евлогием и как Д. будет отвечать за свое поручительство. Узнав о том, где находится Евлогий, Д. попытался вернуть его к прежней добродетельной жизни, но слуги, охранявшие Евлогия, по приказу господина избили подвижника. Д. продолжал молиться за спасение Евлогия. Вскоре тот впал в немилость, лишился всего богатства (возможно, он был причастен к восстанию «Ника» - ODB. Vol. 1. P. 584) и возвратился в свой город. Евлогий не решился рассказать правду о себе и говорил всем, что был в паломничестве в св. места. Он вернулся к своему прежнему обычаю, стал принимать нищих и бродяг. Спустя неск. лет Д. рассказал ему, что именно он стал причиной его внезапного и недолгого богатства. Преподобные Даниил Скитский и Марк. Фреска в наретексе парекклисиона свт. Николая мон-ря Ватопед. 1802 г. Преподобные Даниил Скитский и Марк. Фреска в наретексе парекклисиона свт. Николая мон-ря Ватопед. 1802 г. С циклом рассказов о Д. связаны одни из первых историй о юродивых. Рассказ о Марке, притворявшемся сумасшедшим, иногда рассматривается как самостоятельное Житие (BHG, N 2255). Кроме того, в одном из эпизодов «Жития аввы Даниила» содержится известная и характерная история о «тайных слугах Господа» (см.: Delehaye H. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l " Antiquité. Brux., 1927. P. 208-232. (SH; 17)). Игумения жен. мон-ря, где Д. вместе с учениками остановился на ночлег, пожаловалась ему на вечно пьяную монахиню, лежащую в беспамятстве посреди обители. Ночью Д. увидел, что эта монахиня ревностно молилась, но, завидев кого-нибудь из сестер, снова притворялась пьяной. Тайна была раскрыта, и настоятельница покаялась во всех обидах, к-рые нанесла ей по незнанию.

http://pravenc.ru/text/171189.html

Совет Архиепископии на своем чрезвычайном собрании 9 июня 2006 г. под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила ознакомился с этим решением и с теми рассуждениями, что побудили Вселенского Патриарха обратиться к своему Экзархату приходов русской традиции в Западной Европе, чтобы включить в его состав Преосвященного епископа Василия и желающих последовать за ним церковных общин. Высокопреосвященный архиепископ Гавриил объявил, что проявляя пастырскую заботу и желая обеспечить им нормальную литургическую и духовную жизнь, он принимает в лоно Экзархата Преосвященного епископа Василия и те приходы Великобританских островов, которые выразят подобное желание. Совет Архиепископии считает, что прием этих приходов является важным этапом как для жизни самого Экзархата, так и в целом – для развития Православия в Западной Европе. Прежде всего это решение позволяет восстановить историческую преемственность, поскольку вплоть до окончания Второй Мировой войны русский Успенский приход в Лондоне находился в юрисдикции митрополита Евлогия. С другой стороны, Совет принял во внимание, что многие приходы, основанные впоследствии блаженной памяти митрополитом Антонием в духе живого свидетельства Христовой Истины и при использовании в богослужениях как русского, так и местного языка, разделяют с нашей Архиепископией и общее видение экклезиологии, и общую задачу укоренения Православия в странах нашего проживания, и те же представления о духовной и литургической жизни в согласии с русской православной традицией, и ту же верность принципам Московского Собора 1917-1918 гг., и тот же опыт канонической, административной и управленческой практики (как на уровне епархии, так и на уровне приходов, и в взаимоотношениях между приходами и епархией). Поэтому совершенно понятно, что Преосвященный епископ Василий и эти общины естественным образом призваны войти в лоно Экзархата, чтобы иметь возможность продолжить свою литургическую и духовную жизнь в мире, благочестии и чистоте веры. В этих условиях и в соответствии с патриаршим и синодальным решением приходы и общины Великобританских островов будут устроены в

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Совет Архиепископии считает, что прием этих приходов является важным этапом как для жизни самого Экзархата, так и в целом – для развития Православия в Западной Европе. Прежде всего это решение позволяет восстановить историческую преемственность, поскольку вплоть до окончания Второй Мировой войны русский Успенский приход в Лондоне находился в юрисдикции митрополита Евлогия. С другой стороны, Совет принял во внимание, что многие приходы, основанные впоследствии блаженной памяти митрополитом Антонием в духе живого свидетельства Христовой Истины и при использовании в богослужениях как русского, так и местного языка, разделяют с нашей Архиепископией и общее видение экклезиологии, и общую задачу укоренения Православия в странах нашего проживания, и те же представления о духовной и литургической жизни в согласии с русской православной традицией, и ту же верность принципам Московского Собора 1917-1918 гг., и тот же опыт канонической, административной и управленческой практики (как на уровне епархии, так и на уровне приходов, и в взаимоотношениях между приходами и епархией). Поэтому совершенно понятно, что Преосвященный епископ Василий и эти общины естественным образом призваны войти в лоно Экзархата, чтобы иметь возможность продолжить свою литургическую и духовную жизнь в мире, благочестии и чистоте веры. В этих условиях и в соответствии с патриаршим и синодальным решением приходы и общины Великобританских островов будут устроены в лоне Экзархата в особое викариатство, управление которым поручается Преосвященному епископу Амфипольскому Василию в качестве викария с широкими полномочиями в соответствии с постановлениями Московского Собора 1917-1918 гг. Эти постановления дают возможность открывать в границах уже существующей епархии викариатства на правах полусамостоятельности (см. Постановления от 26 июля/8 августа 1918, " О учреждении новых епархий и викариатств " , ст. 6, и от 2/15 апреля 1918, " О викарных епископах " , ст.ст. 1 и 2). Подобное устройство позволяет вернуться к порядку, существовавшему при блаженной памяти митрополитах Евлогии и Владимире, которые предоставляли некоторым из своих викарных епископов широкие пастырские полномочия на географически определенных территориях, не дробя при этом наш церковный организм, который должен хранить свое единство и внутреннюю связь любви и братского общения под покровительством Вселенского Престола.

http://religare.ru/2_30617.html

Однако и в этом пространном сочинении собственно психосоматическим приемам молитвы посвящено всего два кратких рассуждения (I, 2 и II, 2), в которых дается преимущественно богословское и духовно-аскетическое их обоснование, но одновременно признается и опасность злоупотребления. В целом же «Триады» развивают обширную тему Бого-человеческих отношений. Палама, несомненно, знал что в своем первоначальном значении слово «исихаст» есть синоним слова «анахорет». Но в варлаамовой критике ему отчетливо слышались общебогословские недоумения. Можно ли утверждать, что человек призван к богообщению и обожению ( θωσις)? Участвует ли в обожении человеческое тело, как таковое? На чем основано видение Божественного света? И если богообщение возможно, будет ли оно общением с самой Божественной сущностью? Если же нет, то верно ли, что «энергии» – это Сам Бог, или, другими словами, «нетварны» ли они? Эти вопросы и ответы на них определили содержание паламитского богословия, как и предмет дискуссии, развернувшейся на соборе 1341 г., но они были много шире, чем собственно исихастский вопрос. В 1341 г. Варлаам подвергся официальному осуждению за нападки на психосоматические методы молитвы, и в этой ситуации не нашел поддержки практически ни у кого. Даже Акиндин, возглавлявший антипаламитскую партию в Константинополе в период гражданской войны 1341–1347 гг., с самого начала открыто выступил против варлаамовой критики 1189 . Поэтому можно утверждать, что дебаты вокруг собственно исихазма имели место лишь в краткий период между 1337 и 1341 гг. Все, что последовало затем, было затянувшимся спором о богословской формуле, к которой прибегал Палама, чтобы выразить традиционное учение об «обожении». В этот спор были вовлечены все общественные группы. Речь шла не об исихастской духовности. Хотя большинство монахов приняло сторону Паламы, видные представители иночества имелись и в противоположном лагере – например, монахиня Евлогия Хумнина, принадлежавшая к царствующему дому и духовно окормлявшаяся у свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Самым ранним известным примером этой иконографии в рус. искусстве является фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502), написанная на сев. стене перед входом в жертвенник. На условном архитектурном фоне изображена большая группа монахов, среди к-рых стоят ангелы, одних помазывающие елеем, другим вручающие монетки и просфоры. В центре композиции - престол, на к-ром лежит крест, окруженный голубым сиянием. Помазуемые и склоняющиеся к кресту монахи изображены с обнаженными головами, остальные - в клобуках; с нимбами - только ангелы. Новым по сравнению с визант. традицией изображения монашеских циклов является расположение назидательного сюжета не в нартексе, а в вост. части наоса, причем размеры и место композиции в Ферапонтове ставят ее в один ряд с циклом Вселенских Соборов. Возможно, в росписи Рождественского собора отразились особенности, сложившиеся в искусстве 1-й четв. XV в. Фрагментарная сохранность памятников не позволяет судить об этом с уверенностью, но дошедшие до нас фрески ц. Успения на Городке (в Звенигороде), где на зап. гранях вост. столпов представлены сцены «Явление ангела прп. Пахомию» и «Беседа Варлаама и Иоасафа», свидетельствуют о том, что сюжетные композиции монашеского цикла могут помещаться в предалтарной зоне. Во 2-й пол. XVI в. иконография «В. Е.» (иконы ГРМ, ГТГ) была дополнена нек-рыми деталями. Сцена изображается на фоне церкви с 3 куполами, на фасаде к-рой помещен образ Богоматери «Воплощение» в медальоне. В соответствии с текстом повести на престоле стоит большой золотой сосуд с миром, ангелы держат корзинки, сосуды с елеем, раздают просфоры и свитки. На развернутых свитках в руках Евлогия и 3 ангелов написаны назидательные обращения к монахам. Два монаха по сторонам престола и Евлогий изображены с нимбами. На рисунке из Сийского иконописного подлинника (XVII в.) «В. Е.» представлено в иконографическом типе, близком ферапонтовской росписи: нет изображения храма, все монахи, кроме Евлогия в левом углу, изображены без нимбов, они идут чередой, с непокрытыми головами, принимая помазание и дары из корзин, стоящих на престоле в соответствии с церковным чином елеопомазания и раздаяния благословенных хлебов. Подпись под рисунком: «Ангели раздавают златники и сребреники и покропляют с верою послушающих неседальна Богоматере» - связывает «В. Е.» с Акафистом Богородицы. Возможно, такая связь возникла под влиянием росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, в к-рой сцена из Патерика соседствует с иллюстрациями Акафиста.

http://pravenc.ru/text/158402.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010