С конца 1929 года за границей началось движение протеста против религиозных гонений в СССР. Положение карловчан в этом вопросе было несравненно более легким, так как они уже были в расколе и на попытку мит. Сергия вернуть их в церковь ответили отказом. В этом отношении гораздо труднее было положение мит. Евлогия, как давшего подписку о неучастии в противо-советских выступлениях. Независимо от подписки, в силу своего исключительного положения в Зап. Европе мит. Евлогий, по существу и по требованиям церковных канонов, не мог в данном случае действовать только по своему усмотрению. Не допустимо было его участие и по соображениям моральным, так как за него церковная власть несла ответственность перед гражданской властью в России. С другой стороны безответственные элементы его паствы поддержали и даже требовали от мит. Евлогия участия в молениях – протестах. Противники мит. Евлогия учли всю сложность положения и повели работу со своей стороны. По-видимому, мит. Евлогий в этих трудных обстоятельствах не без колебаний поддался двойному давлению: со стороны части его паствы и его церковных противников. На трудном экзамене на верность Русской церкви, как ее до сих пор понимал сам мит. Евлогий, он испытания не выдержал. Приняв участие в молениях протестах, он подводил Высшее Церковное Управление под ответственность, не зависимо от того, признавал ли он лично ту власть, перед которой церковная власть была ответственна за своего представителя. Участие мит. Евлогия в протестах необыкновенно осложняло положение Патриаршего Управления в Москве, бросало на последнее подозрение в неискренности и даже интригах за границей и способно было достигнуть как раз обратных результатов. Уже новогоднее послание мит. Евлогия, на 1930 год, свидетельствовало о переломе в настроении его и скорее походило, и по содержанию и по стилю, на документ политического свойства, чем архипастырское обращение к своей пастве 72 . Последующие его шаги не оставляли никакого сомнения в решении следовать по пути карловчан. В таких условиях мит. Сергию и его Синоду не оставалось иного выхода из положения, как резко подчеркнуть свое расхождение с мит. Евлогием. Эту задачу и преследовали две беседы мит. Сергия с советскими и иностранными корреспондентами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раньше всего, еще до начала войны между Германией и СССР, свое отношение к преследованиям евреев высказали многие русские священники-эмигранты в различных странах Европы, принадлежавшие к двум юрисдикции – митр. Евлогия в Париже и карловчане. В Западно-Европейский Экзархат митрополита Евлогия входило и несколько русских приходов, расположенных на территории Германии. Как уже говорилось, вскоре после прихода национал социалистов к власти эти общины стали подвергаться разнообразным преследованиям и ограничениям. При этом в качестве предлога использовался миф о том, что деятельность приходов Русского Западно-Европейского Экзархата в Германии – важнейшее звено широкомасштабного заговора против Третьего рейха с участием русских эмигрантов, направляемого и финансируемого международными еврейско-масонскими структурами и французской разведкой. Гестапо обвиняло митрополита Евлогия в принадлежности к масонству еще с 1913 года 644 . Нацисты справедливо подозревали «евлогиан» в отсутствии симпатий к их режиму, его антилиберальной идеологии и агрессивным устремлениям в области внешней политики. Негативно относилась паства митрополита Евлогия и к расовой теории, прежде всего к культивируемой ненависти к евреям. Несколько евреев имелось среди преподавателей знаменитого Свято-Сергиевского богословского, института в Париже под патронажем владыки Евлогия, о чем нацистам было хорошо известно (вскоре после оккупации столицы Франции они арестовали профессоров Зандера и Зеньковского). Правда, о какой-либо широкой оппозиционности евлогианской общины в самой Германии говорить нельзя. Ее духовенство отличал подчеркнутый аполитизм и глубокая сосредоточенность на религиозной жизни. Исключение составлял только вопрос об отношении к евреям 645 . Глава германских евлогианских приходов архимандрит Иоанн (Шаховской) никогда не скрывал своего крайне негативного отношения к антисемитизму нацистской идеологии и политики. Аналогичная характеристика правомерна и в отношении его прихожан. Уже на второй год нацизма архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монахиня Мария (Стахович), духовная дочь иеросхимонаха Михаила (Питкевича), лично знала старца: «Хорошо помню о. Евлогия! Смиренный он был! Все на конюшне послушание нес с лошадьми. И они его знали. Как увидят издалека, так галопом мчатся к нему. Точно разговаривали с ним... Он был весь в молитве, хотя и служил часто, и письма писал далеким паломникам... Он жил своим, чисто монашеским миром. Миролюбствовал и был молчальником, но при надобности говорил дельно». За три года до своей кончины старец почти потерял зрение. Это мешало ему участвовать в совершении богослужений, однако он приходил помолиться и причаститься Святых Христовых Таин почти на каждую литургию. До последнего дня о. Евлогий, несмотря на ухудшение зрения, писал письма своим духовным детям и топил печь в нижней церкви. На 94-м году жизни 7 мая 1969 г. старец скончался и был погребен на кладбище Нового Валаама в Финляндии. При жизни самым любимым занятием о. Евлогия была переписка с духовными чадами. В архивах Валаамского и Ново-Валаамского монастырей хранятся неопубликованные письма иеромонаха Евлогия к его духовным детям. В финляндской обители находятся как подлинники, так и копии писем, но они не были кодифицированы. В 2000–2001 гг. архивариус Валаамского монастыря иеродиакон Онуфрий (Маханов) сделал в АФВМ копии большей части писем о. Евлогия и привез на Валаам, где они были собраны в два дела и кодифицированы. Всего собрано около 100 писем, написанных с 1946 по 1965 г. и адресованных как монашествующим, так и мирянам. Среди адресатов – «дочь духовная матушка Мария», «мать Серафима», Евпраксия Петровна, Мария Николаевна. Письма содержат наставления в христианском аскетизме, размышления о подвиге крестоношения в современных условиях, поздравления с праздниками Пасхи и Рождества Христова, различные пожелания, описания монастырской жизни. Часто старец поучал словами почитаемого им св. прав. Иоанна Кронштадтского , при этом уточняя, что слова принадлежат не ему, а именно о. Иоанну. Ведущими темами эпистолярного наследия старца являются борьба со страстями и терпение скорбей: «Не бойся борьбы (со страстями. – Авт.) и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь к Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в противностях, то есть в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних, в болезнях, скорбях и лишениях».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с публичными выступлениями митр. Евлогия на тему религ. гонений в СССР, к-рые были восприняты как участие в политической деятельности, уволил его от управления западноевроп. приходами с поручением временного исполнения должности викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому). Архиеп. Владимир отказался принять это назначение. 21 июля того же года митр. Евлогий обратился к митр. Сергию с письмом, в к-ром сообщил о выходе из его подчинения и восприятии всей полноты власти, присущей епархиальному архиерею, впредь до восстановления нормальных сношений с высшей властью Русской Церкви. В авг. в обращении к пастве митр. Евлогий заявил, что «мы... не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью». 24 дек. 1930 г. митр. Сергий и Временный Патриарший Синод РПЦ подтвердили указ об увольнении митр. Евлогия и постановили упразднить Епархиальный совет в Париже. Управление западноевроп. приходами было поручено Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому) . Однако большинство приходов отказались выполнить указ Заместителя Местоблюстителя и остались в подчинении митр. Евлогия. Митр. Евлогий принял решение обратиться с ходатайством к К-польскому Патриарху о переходе в его юрисдикцию, хотя прежде отвергал претензии К-польской Церкви на управление приходами рус. диаспоры. 17 февр. 1931 г. К-польский Патриарх Фотий II издал томос о принятии подчиненных митр. Евлогию приходов в юрисдикцию К-польского Патриархата в качестве самостоятельной, самоуправляющейся рус. правосл. церковной орг-ции, которая составляла «временно единую особую экзархию Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы». При этом в заявлении, сопровождавшем публикацию томоса в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии», митр. Евлогий трактовал новое положение лишь как «временный перерыв официальных административных сношений с митрополитом Сергием». Вступая в юрисдикцию К-польского Патриархата, по словам митр. Евлогия, «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви». Как символ сохранения связи с Русской Церковью в приходах Экзархата наряду с К-польским Патриархом в богослужебном порядке упоминались Патриарший Местоблюститель митр. сщмч. Петр (Полянский) , а с 1937 г.- «всё епископство православное Церкви Российской».

http://pravenc.ru/text/182573.html

Очень близкое сходство с патриархом Ефремом в его отношении к нашему Леонтию имеет другой патриарх восточной церкви св. Евлогий Александрийский , живший во второй половине VI-ro столетия, (патриаршествовал с 580 – 607 г.) 586 . Евлогий написал много сочинений, но в своем полном составе они не дошли до нас. Сохранились только: 1) одна речь, 2) трактаты ( κεφλαια πτ) о двух природах во Христе и 3) небольшие фрагменты из различных его сочинений 587 , Об утраченных же трудах можно судить но подробным рецензиям о них Фотия в его Библиотеке 588 . По содержанию своему сочинения Евлогия полемического характера и направлены против тех же самых еретиков, с какими боролся и Леонтий Виз. Фотий перечисляет сочинения Евлогия против Евтихия, против севириан, против агноитов, феодосиан, гайанитов и акефалитов. Главное положение, какое защищает Евлогий в отношении Лица Г. Иисуса Христа, высказывается им в таких словах: «исповедую одного Господа Христа в двух природах нераздьльных и неслитных ( ν δο φσεσιν δισιρτοις κα συγχτοις), в совершенном Божестве и совершенном человечестве» 589 . Этот тезис Евлогий находит совершенно согласным как с учением св. Кирилла вообще и с его формулой: μα φσις, в частности, так и с учением Халкидонского собора, который прошел срединою ( καθ’ ατ τ μσον) между крайностями, остановившись на следующем изложении Флавиана: «исповедуем, что Христос после воплощения состоит из двух природ в одной ипостаси, одной личности, признавая единого Христа и единым Сыном 590 . Христология патр. Евлогия приобретает особенную силу убедительности от того, что она весьма насыщена доказательствами из свящ. писания и из святоотеческой литературы. Из наблюдений над этими цитатами можно установить некоторый не безъинтересные для нас заключения. И во 1-х, оказываются не только одинаковыми с Леонтием и Ефремом имена цитируемых Евлогием авторов, но встречаются иногда и прямо сходные по содержанию и формулировке места у всех трех писателей. Не говоря о том, что все христологические термины, как-то: φσις, πστασις, πρσωπον, νωσις καθ’ πστασιν, σιματα и т. д. совершенно тожественны у этих писателей, даже целые выражения, как: » οκ στο φσις πρσοπος или νυπστστος, σρξ μψυχομν ψυχ λογικ κα νοερ ε ς στν Χριστς κα ο δο κα σνθετος ατο πστασις» и др. 591 оказываются повторяющимися почти буквально и у Ефрема 592 и у нашего Леонтия 593 . У Евлогия также, как и у Ефрема и Леонтия есть упоминания о Симеоне Столпнике и Варадате 594 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Так надеялся Евлогий на Промысл Небесный, питающий всех от человека до червя! Добродушный старец, удивляясь добродетелям его, думал: «Евлогий бедный питает каждый день столько нищих; что же бы сделал Евлогий богатый? Ах! Он был бы пища всем голодным, одежда всем нагим!» И начал день и ночь просить Бога, чтобы Евлогий для счастья других сделался богат; соединив молитву свою с постом, он так изнемог, что едва был жив. Наконец, Бог услышал молитву старца и известил его следующим образом: старец заснул, вдруг видит себя в церкви Воскресения; видит некоторого Богоподобного Отрока, на камне сидящего, подле него стоял Евлогий. Потом Отрок сказал: «Если отдашь сам себя порукой за Евлогия, то наделю его богатством». – «От рук моих взыщи душу его», – отвечал старец и увидел, что двое из предстоявших начали в пазуху Евлогия сыпать золото. Тут старец воспрянул от сна своего, благодаря Бога, что услышана молитва его. Между тем Евлогий жил по-прежнему. Однажды поутру, выйдя на работу свою, ударил он киркой по камню и почувствовал, что он пуст; ударил в другой раз и увидел скважину; ударил в третий раз, и из камня посыпалось золото. Евлогий ужаснулся и не знал, что делать с сокровищем? В тот день ни один нищий у Евлогия и даже сам Евлогий не вкушал пищи. Назавтра он купил лошадей и под видом перевозки камней привёз домой золото и ужинал один. Долго Евлогий был в беспокойных размышлениях... Наконец, нанял корабль и отправился в Царьград; там задарил всех вельмож и сам сделался вельможей, купил огромный, великолепный дом и жил так, как прежде, без всякой бережливости, то есть, каждый день угощал людей знатных и сильных. Старец, который испросил у Бога богатство Евлогию, ничего не знал о том; но спустя два года опять увидел во сне Святолепного Отрока и подумал: где-то Евлогий? Но что же узрел после того? Некто злообразный изгоняет Евлогия от лица Отрока... Старец пробудился от сна и, воздохнув, сказал сам себе: «Увы! Я погубил душу мою!» Потом оделся и пошёл в ту весь 28 , где прежде жил Евлогий; он долго ждал, пока придёт питатель бедных и пригласит его в дом свой, но тщетно! Наконец, выйдя из терпения, спросил у одной старушки: «Есть ли здесь кто-нибудь, принимающий странников?» – «Нет, – отвечала она с тяжким вздохом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В Движении мы привыкли относиться с уважением к своим идеологическим противникам и искать соборно ответы на недоуменные вопросы. Это желание понять позицию меньшинства совершенно отсутствовало на епархиальном съезде. Я был принуждён прийти к грустному заключению, что наше рядовое духовенство и миряне не были по настоящему готовы к подлинному осуществлению соборности. Почти сразу после епархиального собрания состоялся очередной местный съезд Движения во Франции в Клермоне (13–21 июля 1930). Конференция была многолюдной, в центре всех обсуждений стоял вопрос об отношениях с Москвой. Кроме митрополита Евлогия среди нас было два епископа: Сергий и Вениамин. Последний всё больше склонялся к мысли принять все условия, поставленные митрополитом Сергием, чтобы сохранить связь с Россией. Среди руководителей Движения такую же позицию занимал И. А. Лаговский. Но все мы хотели спасти наше единство; к счастью нам удалось добиться этой цели. Движение в Западной Европе в своём большинстве стало на сторону митрополита Евлогия, но оно осталось открытым для сторонников Москвы. Лаговский, после долгих колебаний, остался в Движении, продолжая вносить свой ценнейший вклад в наше общее дело, но Клермон 1930 года был последним съездом, в котором участвовал епископ Вениамин. Отход владыки от нашей работы был для нас большой потерей. Он был особенно хорош с молодёжью, умея лично подойти к каждому. Его яркие талантливые рассказы о монастырях, старцах и православном быте знакомили эмигрантское юношество со всем тем лучшим, что церковная жизнь давала нашему народу до революции. Вскоре (июль 1930) получен был указ из Москвы, устраняющий митрополита Евлогия от управления епархией и назначающий архиепископа Владимира (Тихоницкого 1873–1953) на его место. Однако архиепископ Владимир отказался вступить в управление, так как всецело разделял позицию митрополита Евлогия. Окончательный разрыв произошёл в начале 1931 года, когда митрополит литовский Елевферий согласился взять на себя окормление тех немногих приходов в Западной Европе, которые решили остаться в каноническом подчинении Москве. Сам же митрополит Евлогий со своими двумя викарными епископами Владимиром и Сергием пражским (Королёвым 1871–1952) были приняты в юрисдикцию патриарха константинопольского его грамотой от 17 февраля 1931 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Резко обрушиваясь на «церковный переворот 26 января 1927 г.», как ими именовался акт Архиерейского Синода о запрещении Митрополита Евлогия в священнослужении, Главный Совет подсказывал большевикам и возможность захвата имущества при наличии сугубого подчинения Митрополита Евлогия Патриаршему Управлению. «Возврат к церковному положению, существовавшему до попытки церковного переворота, диктуется, как общим «беженским» положением всего Зарубежья, так, в частности, имущественными интересами русских заграничных приходов, опирающихся в своей борьбе за церковное имущество на непрерывно правовое преемство между Российской, Синодальной и Патриаршей, Церковью, с одной стороны, и Митрополитом Евлогием, как прямым ставленником, с другой стороны. Всякое колебание идеи и факта этого правового преемства противоречит церковно-имущественным и церковно-национальным интересам всего Зарубежья и должно быть, поэтому, решительно отвергнуто». Резолюция эта находится в тесной связи с гнусной клеветнической кампанией, которая велась тогда против «монархистов». Толпу смущали ложными слухами, что подчинение Митрополита Евлогия Архиерейскому Собору (пять лет это подчинение существовало) грозит отнятием церковного имущества большевиками. Тогда как раз наоборот – подчинение это затрудняло домогательства большевиков. В Соед. Штатах пока Митрополит Платон подчинялся Архиерейскому Собору – понимаемому иностранцами, как церковное управление, независимое от большевиков – имущество церковное оставалос за ним. После же отрыва Митрополита Платона от Собора, суды стали присуждать имущества большевикам. Забегая для ясности вперед, укажем, что именно теперь, когда, в итоге постановлений о подчинении «Патриаршей Власти», получилось послание Митрополита Сергия, главные сторонники Митрополита Евлогия считаются с возможностью захвата большевиками церковного имущества. «Худшее, что может случиться для Церкви здесь, это – утрата храма на рю Дарю, куда Москва может назначить своего представителя. Тогда Митрополиту Евлогию пришлось бы управлять отсюда с Подворья. Но лучше потерять храм на рю Дарю, чем потерять всю или почти всю паству», пишет проф. Глубоковский в 2 «России» от 3 сентября с. г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Я согласен. – А что случилось? – спрашивает отец Евлогий. – Я пошел к иконе преподобного Амвросия Оптинского и стал жаловаться: «Вот, преподобный, куда меня отправляют…» И вдруг икона оживает и от нее голос: «Иди». Потом отца Евлогия уже рукоположили к нам на Владимирскую кафедру. Всюду, откуда его переводили, люди провожали его со слезами на глазах. И на отпевании и погребении нашего архиерея люди плакали. Плакали владыки, священники, матушки, певчие. Эта земная скорбь неизбежна, и может время уврачует наши слезы. Но потеряв отца на земле, мы приобрели на небе Ходатая и Заступника. И мы в этом не сомневаемся ни на секунду. Владыченька – ты наш Предстатель! Как путеводная звезда… Пред Господом за нас Ходатай, Отныне и вовеки навсегда! Сейчас ты видишь, как народ рекою Из пламенных и любящих сердец, Склонился над гробницею твоею… Ведь ты для всех воистину отец! Как могикан, ты покидаешь землю, И простираешь сердце в небеса… Вступая на вселенское служенье Во имя Духа, Сына и Отца. P.S.Oдhaжды на праздничной трапезе во Мстерской женской обители, Владыка Евлогий неожиданно меня спросил: – Какой подарок приготовила матушке Фомаиде на праздник? Подарка у меня не было, и я прочла стихотворение «Дух Святой», которое написала накануне вечером. Когда я подошла в конце трапезы под благословение владыки, то он произнес слова, которые меня очень удивили. – Да, – сказал владыка, – послушал я твои стихи, а ведь их так много… Я пожала плечами… Это было мое единственное стихотворение. Но после слов владыки, как будто хляби небесные раскрылись. И – пошли стихи по молитвам дорогого владыки Евлогия. А теперь и в его память. Слово митрополита Евлогия о милосердии с служении монахов «В истории монашества мы встречаем одних иноков с кротким и смиренным житием, исполненным евангельского духа, других сильными в молитвах за мир, за Церковь, за Отечество, третьих милосердными, благотворительными. … [Даже] иноки-отшельники, хотя и предпочитали безмолвие в подвиге, однако, не исключали служение миру в виде молитвы о нем и благотворения ему, если располагали чем-либо. «Мы, иноки, – говорит преп. Исаак Сирин, чтим безмолвие, не исключая милосердия». Безмолвники уходили только от мятежа мирского, а не от исполнения заповеди о любви к ближним как основного завета Евангелия Христова.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/26/pamyat...

В эмиграции поднялось сильнейшее возмущение. Положение сторонника митрополита Сергия владыки Евлогия стало тягостным. Опять зазвучали голоса, требующие немедленного разрыва с Москвой. Но и на этот раз митрополит Евлогий со смирением и пониманием отнесся к новому шагу Москвы и смог удержать от раскола свою паству. “Я старался защитить его (митрополита Сергия), — пишет митрополит Евлогий, — говорил, что его слова не ересь, не грех церковного порядка, не отпадение от веры, а поступок политический, и что нам все же лучше от Москвы не отрываться Поддерживать связь с Москвою стало трудно и успокоить негодующую паству, взывая к ее состраданию, невозможно” 11 . Русское духовенство за рубежом с начала 30-х годов стало активно участвовать в мероприятиях инославных экуменических организаций. Митрополит Евлогий с подведомственным ему духовенством видели в этих контактах прежде всего возможность свидетельствовать о Православии инославным, а также получить моральную и материальную помощь церковных и общественных деятелей международного масштаба для русских заграничных приходов. Но главной их целью было облегчение положения Церкви в СССР. Однако случилось так, что участие митрополита Евлогия в 1930 году в Англии в межконфессиональных молениях за гонимых верующих в СССР привело к полному разрыву с Москвой. Митрополит Сергий потребовал от митрополита Евлогия обещания не повторять подобные мероприятия, осудить поездку в Англию и впредь не вмешиваться в политику. На что Евлогий отвечал, что участвуя в молениях, он выполнял свой долг молиться за гонимых, “что моление в Англии имело не политический, а религиозный характер: это был протест религиозной и вообще человеческой совести против страшных гонений на Церковь в советской России…”. Вскоре митрополит Сергий своим Указом 1518 от 11 июля 1930 года уволил митрополита Евлогия от управления Русской Церковью в Западной Европе с предписанием передать все епархиальные дела архиепископу Владимиру (Тихоницкому). Но последний принять назначение отказался и послал в Москву соответствующее заявление 12 .

http://pravmir.ru/zapadno-evropeyskiy-ek...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010