Великолепный фрагмент дает мытаря и фарисея и снабжен надписью – в иконке «притча Евангельская о мытаре и фарисее» (Русский музей, XVI в.): мытарь, одетый дьяком, сложив сокрушенно на груди руки и глядя вниз, подходит к входу в храм (новгородского прекрасного типа); с др. стороны входа горделивый боярин-фарисей, в тюбетейке, с высоким посохом, почти игуменским, на него указывает пальцем. «Притча о лествице» в малой иконе (Русский музей) передает сюжет по греческой грубой композиции: вверху, на облаках Деисус со Святителями и преподобными мужами и женами, на облачном поле. Внизу храм, у него Иоанн Климак и группа монахов, созерцающих подвиг: монахи лезут по лествице добродетелей на небо, их пытаются сдерживать и стаскивать демоны, монахам помогают ангелы, другие ангелы копьями низвергают демонов обратно в ад. «История хромца» в тексте написана целиком на окладе малой иконы (Русский музей), а внутри полей нарисована во фряжской новгородской манере. Вверху над горами в звезде и круге Спас Вседержитель, перед ним ангел, приведший юношу преклоняющегося, справа в пещерке сидит молодой хромец; ниже оба юнца в группе с ангелом и удаляющимся Христом; здоровый несет хромца в пещерку; один укладывает другого в гроб, ангел ему помогает; Христос встречает обоих в раю, за вратами. Все это нарисовано легко и привычно и носит характер начала XVI в. Наиболее замечательным памятником мистико-дидактических икон является четверосоставная икона Русского музея, ныне состоящая только из 3-х распиленных досок, т.к. четвертая доска была, по-видимому, разрушена ранее. Сохранились доски с сюжетами: Евлогиево видение, Лествица Иоанна Климака, или Духовная и История о хромце. Здесь образцовый рисунок, строгий и чуждый вывертов и кривляний, скупой в складках и моделировке, блестящие, даже еще пестроватые, благодаря обилию киновари, краски, умудренные двухцветные рефлексы, тонкие полутона и пробелы с оживками на лицах и руках. Палаты еще имеют простой, своего рода греческий тип, если не считать излишней высокости арок и корпусов. На храме в «Видении Евлогия» представлено в кругу на красном фоне «Знамение Божией Матери» как герб Новгорода. Повсюду обилие красно-шоколадного цвета в монашеских и святительских ризах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Что-то было в его служении, в самой его угловатости и порывистости первобытное и стихийное, что-то от древнего жреца или ветхозаветного первосвященника. Он не просто совершал традиционный во всех своих мелочах «отстоявшийся» обряд. Он до конца, до предела растворялся в нём, и впечатление было такое, что литургия служится в первый раз, падает с неба и возносится от земли впервые. Хлеб и чаша на престоле, огонь свечей, кадильный дым, эти руки, воздвигнутые к небу: всё это было не просто «службой». Тут что-то совершалось со всем мирозданием, что-то предвечное, космическое – «страшное и славное» – в славянском значении этих богослужебных слов. И мне кажется, не случайно писания о.Сергия так часто уснащены и как бы утяжелены литургическими славянизмами, сами так часто начинают звучать как богослужебная хвала. Это не стилизация. Ибо богословие о.Сергия, на последней своей глубине, именно и прежде всего «литургическое» – раскрытие опыта, данного в богослужении, передача той таинственной «славы», что пронизывает его, того «таинства», в котором оно укоренено и «эпифанией» которого оно является. Явление Бога, но потому и мира в его Божественной первозданности, Божественных корней творения, предназначенного к тому, чтобы Бог наполнил его и стал «всяческим во всех». 111 И это пишет тот, кто считал труды Булгакова «громоздким философским зданием»! 112 Присущее Шмеману ощущение центрального значения Божественной литургии в жизни и богословии Булгакова мы будем встречать во многих других воспоминаниях о нём. Оно есть в речи митрополита Евлогия на его похоронах, где упоминается его рукоположение и последнее служение литургии, оба – в понедельник после Троицы, в день Святого Духа. 113 Оно встречается и в воспоминаниях сестры Иоанны Рейтлингер. 114 Замечательно, что именно Булгакову о. Борис Бобринский приписывает священническую – возможно – поговорку о том, что «всё своё богословское видение он черпал со дна евхаристической Чаши». 115 Всё это, как мне кажется, говорит о том, что чтобы услышать Булгакова-богослова, нам нужно уловить, каким о.Сергий был священником. Булгаков прежде всего – литургический богослов, и не потому, что пишет о литургии, но потому, что пишет из литургии. Это можно найти уже в его сочинениях ранних лет священства. Пример – в самих предметах его так называемой «малой трилогии», – «Купина неопалимая», «Друг жениха», «Лестница Иаковля» – о Богоматери, Иоанне Крестителе, или Предтече, и об Ангелах. Выбор Богородицы и св.Иоанна Предтечи явно обязан иконографической традиции, в особенности иконе, называемой «Деисус» («Предстояние»), на которой по сторонам от восседающего Христа расположены Богородица и св.Иоанн с молитвенно простертыми руками. Они – двое самых близких Христу, и эта близость проявляется в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Отрицательно отвечая в газете на вопрос о том, можно ли будет приложиться к святыне во время юбилейных торжеств в честь князя Андрея Боголюбского, о. Иннокентий поясняет: «Это (процесс наблюдения, поиска новых методик реставрации, консервация памятника – прим. «Благовест-инфо») будет продолжаться несколько лет, в течение которых икона не будет доступна для поклонения. Затем святой образ будет возвращен на исконное место». Что за исконное место имеет в виду в данном случае архимандрит, пока сказать трудно: будет ли это Боголюбовский монастырь, построенный на месте, где эта икона была явлена князю Андрею, или речь идет об экспозиции музея. Юлия Зайцева Справка (по материалам «Википедии»). Боголюбская икона – особо почитаемый Русской Православной Церковью образ Богородицы, написанный в XII веке по повелению князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными. По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы во Владимиро-Суздальские земли из Вышгорода, князю в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы Андрею Боголюбскому (ныне Боголюбово) был основан монастырь, и князь повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ затем был поставлен в Боголюбове вместе с самой Владимирской иконой в Боголюбовском замке. Празднование иконе установлено 18 июня по юлианскому календарю (1 августа н. ст.). Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Думается, что во многом указанную загадку можно объяснить из известного евангельского повествования о встрече Господа с богатым юношей (Мф.19:16-21; Мк.10:17-27; Лк.18:18-27). В истории церковной письменности это повествование изъяснялось постоянно, хотя и понималось по-разному. В Церкви, начиная с истоков ее бытия, наблюдается отрицательное отношение к богатству, а, соответственно, и сильное тяготение к буквальному пониманию этого повествования. Достаточно вспомнить первохристианскую общину, когда все верующие «были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:44-45). Такой пафос нестяжания ярко определил и все бытие монашества. Не случаен тот факт, что буквально воспринял указанное евангельское повествование, согласно свт. Афанасию Великому, отец монашества - преп. Антоний, продавший все доставшееся ему наследство от родителей . Примеру преп. Антония затем последовали сотни и тысячи  богатых и знатных христиан, решивших отречься от мира и принять на себя ангельский лик монашества. Естественно, в Церкви всегда существовали и богатые. Обращаясь именно к таковым христианам, свт. Василий Великий предостерегает их: «Чем больше у тебя богатства, тем меньше любви» . Следует отметить, что в церковной традиции имеется и немало примеров духовного понимания повествования о богатом юноше. Так, Климент Александрийский полагал, что его не следует толковать в узко буквальном смысле, поскольку здесь речь идет об изгнании из души ложных представлений (τα δογματα) о деньгах и имуществе, вожделение их и «сочувствие» к ним. Для александрийского учителя материальные блага являются как бы «орудием», которым можно пользоваться и искусно, и дурно. Главная задача их – служить человеку, а не господствовать над ним. Евангельское повествование, поэтому, соотносится в первую очередь со страстями души, а не с богатством, как таковым. К подобному небуквальному изъяснению названного евангельского повествования склонялся и блаж. Августин . Важно подчеркнуть, что у отцов Церкви внимание преимущественно акцентировалось на нравственном аспекте богатства. В частности, свт. Иоанн Златоуст констатирует великую власть богатства и влияние его на духовное преуспеяние: «Хотя бы мы в остальных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели» . Подобное нравственное видение материального благосостояния и позволяет Златоустому отцу понимать истинный смысл слов Господа: «трудно богатому войти в Царство Божие». Вследствие чего, как говорит св. Иоанн, «Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему» . Поэтому главная борьба за уничтожения зла, связанного с богатством, разворачивается в душе человека, который должен преодолеть в себе мучительную страсть сребролюбия и любостяжания. Подобная точка зрения Златоустого отца недалека в принципе от точки зрения Климента Александрийского.

http://pravoslavie.ru/42875.html

Во фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий и его товарищи дали совершенное воплощение всех требований исихастского учения о духовной живописи. Здесь отразились и споры вокруг ереси жидовствующих: ясно выражена идея Божественной природы Христа, особо прославлена Богородица и святые подвижники, подчеркнуто значение для Церкви Вселенских Соборов, которые все изображены в нижнем ярусе росписей – как та опора, на какой зиждется все церковное учение. Фрески Дионисия дают живое представление о неземной красоте, о духовной сосредоточенности, проницательной мудрости христианского подвижничества. Поскольку храм посвящен Богородице, фрески раскрывают перед верующими Ее сакральную роль в Священной Истории: Богоматерь прославляется как Та, через Которую в мир пришел Спаситель, как посредница между горним и дольним мирами, как Небесная Царица и как покровительница Русской земли. Из сюжетов, связанных с земными деяниями Христа, выбраны Его чудеса и притчи, раскрывающие святость Сына Божия и основы христианского вероучения. Как пример прямого антиеретического изображения можно рассматривать сюжет «Видение Евлогия», где видно, как на совершаемом богослужении каждому монаху помогает в совершении обряда Ангел. Это ответ еретикам, отрицавшим церковную обрядность. Красота духовная, красота святости лучше всего может быть сознана и прочувствована при созерцании образа святителя Николая Мирликийского в южной части алтаря. Фрески Ферапонтова монастыря – последняя работа Дионисия. Фрагментарно сохранились его более ранние создания: росписи в одном из приделов Успенского собора Кремля, несколько икон, среди которых выделяются житийные иконы святителей московских Петра и Алексея. (Житийная икона – особый тип живописного повествования о житии святого: в центральной части такой иконы дается изображение самого подвижника, а в небольших самостоятельных по сюжету «клеймах», окаймляющих центральное поле, повествуется о различных эпизодах его жития). Обе иконы выделяются из круга им подобных необыкновенной щедростью в использовании белого цвета, отчего впечатление радостной светоносности изображений московских митрополитов становится особенно сильным. Это свойство присущее цветовой палитре Дионисия, что заметно и в иконах, сохранившихся от иконостаса ферапонтовского собора, и в иконах, оказавшихся ныне в экспозиции различных музеев, прежде всего Русского музея в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Иногда мерещится, что в новую Россию (а она грядет), как встарь, придется идти вновь со словом милосердия и человечности. Но вот одно видение особенно волнует. ...Прошли годы... Останки... Все соединено в одну, воистину теперь братскую могилу, и над ней возведен храм Спаса на крови. Какой-то день в году заведен - поминовения усопших... Несметная толпа пришла поклониться... Весь этот день торжественная служба. Служит ее Патриарх новой, вольной России; добрыми, многострадальными глазами глядя через очки... Молятся за всех: и зде лежащих, но и за тех, которые разбросаны по всей России... А последнее желание - о нем и сказать жутко - если бы матери-праведницы в этот день помолились не только за своих детей, но и за мучителей их, за страшные непросветленные души, томящиеся во мгле. Тогда была бы победа окончательно и безоговорочно. ...Вот это лишь единственное место - примирительное, братское. А прочее - только о борьбе, крови, мести. Спаси, Господи, брата Бориса. Много ли таких за границей? Может быть, молчат? Боятся здешнего общественного мнения, как боятся другие там? Есть основание к такому доброму предположению. Еще одно и то же самое... Непосильная тяжесть и нравственная измученность. Да и выводы разные: один - об активности, а другой - наоборот. Из доклада Митрополита Евлогия. Из России один священник пишет: Мы Сергия все признаем. Вам за рубежом осуждать легко, а поживите у нас. И увы! Никто, никто, ни один не винит себя в совершившемся... Только другие виноваты... А те говорят обратное... Кто же прав? Неужели Господь виноват? Он же допустил все... Его Промысл во всем... Так неужели мы изгнаны невинно? Возможно ли? А тем более: неужели мы изгнаны за правду? За Христа? За святость? " Это было бы великим самомнением... И... ложью. Но никто не винит себя... Ослепли... Сорокоуст на родине ПЕРВАЯ ЛИТУРГИЯ 24 октября/6 ноября, 1948, Рига, женский монастырь Прошло времени 21 год после того, как я писал первый сорокоуст по однородному предмету: о родине, о лояльности. Теперь обстоятельства поставили этот (и другие) вопрос снова, но уже в реальной обстановке: я - на родине, т. е. там, о чем думалось в Югославии теоретически, а теперь это ставится практически.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

День склонялся к вечеру. Ехали мы полями, лугами; мелькали села, церковки… Народ, по воскресному дню, высыпал на лужки, девушки в живописных национальных костюмах водили хороводы… Очаровательные идиллические картины! Словно светлое видение дорогой Холмщины… На одной из станций какой-то буковинский православный священник увидал нас в окно и спрашивает: " Вы русские епископы? " Узнав, что мы русские, очень обрадовался и вошел к нам в вагон. " Мы все русское так ценим, так любим, а украинцев мы ругаем… " — сказал он и при этом, действительно, выругался крепким народным словом… Наутро мы прибыли в Яссы. О приезде нашем мы предупредили из Черновиц. Нас встретили и повезли к митрополиту Пимену. Подъезжаем, — и тут не обыкновенный архиерейский дом, а великолепный дворец. Богатство, до роскоши… И вновь мы входим в величественные покои в нашем бедном одеянии. Митрополит Пимен встретил нас любезно. Когда я сказал ему, что его дворец прекрасен, он нам объяснил, что каждая епископская резиденция в Румынии одновременно является и резиденцией королевской семьи, когда она посещает какой-нибудь епархиальный центр. Он показал нам королевские покои в своем дворце, поразившие нас богатством убранства: шелка, бархат, золото, гербы… Эта тесная связь правящей династии с Церковью сказывается и тем, что в румынских храмах среди икон вешают портреты короля в военной форме и королевы в европейском платье. Правда, не у алтаря, а на противоположной, западной стене, смежной с притвором, там, где наши русские иконописцы изображали Страшный суд… Мы приехали утром (нам отвели помещение во дворце), до завтрака оставалось время, и нам предложили осмотреть сад. Он был большой, прекрасно возделанный. Мы полюбовались садом, виноградниками, где виноград уже поспел, и, по предложению митрополита, прошли с ним в собор к мощам мученицы Параскевы (покровительницы Молдавии), которые хранятся в чудесной раке. Завтрак у митрополита отличался изобилием и изысканностью яств. Он потчевал нас молдаванским вином собственных виноградников. После трапезы мы осматривали ясские церкви, отличающиеся пышностью: много позолоты, блеска, живописи — за счет стильности и художественных образцов церковного искусства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

История Русской Православной Церкви в Америке тесно связана с именем митрополита Платона (Рождественского). Первоначально для решения возникших проблем Патриарх Тихон намечал отправить в Америку архиепископа Евлогия (Георгиевского). Однако, узнав, что Зарубежное ВВЦУ направило в Америку митрополита Платона (Рождественского), Патриарх согласился с этим назначением. В своем письме от 12 июня 1921 г. он выразил надежду, что это назначение водворит там мир. 297 Интересно, что митрополита Платона в Америке уже хорошо знали, так как с 1907 по 1914 год он был здесь архиереем. 298 В сентябре 1922 г. состоялся III Всеамериканский Церковный Собор, избравший его митрополитом Американским и Канадским, что утвердил и Архиерейский Синод в Сремских Карловичах. Патриарх Тихон в сентябре 1923 г. издал указ о назначении митрополита Платона управляющим Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией. Об этом он свидетельствовал на допросе 21 марта 1925 г.:«...в сентябре 1923 г. я послал указ с подтверждением о назначении Платона митрополит [ом] Американским». 299 Однако в силу ряда причин легитимность этого назначения долгое время подвергалась сомнению, как со стороны Архиерейского Синода, так и со стороны Московского Патриархата. В журналах заседаний Архиерейского Синода содержится разнообразная информация, касающаяся дел в Северо-Американской епархии. Одно из первых упоминаний касается епископа Алеутского и Аляскинского Антония. Весной 1924 года протоиерей Пантелеев из Ситхи от имени православной Аляски просил об оставлении епископа Антония (Дашкевича) на Аляскинско-Алеутской кафедре. В своем ответе Синод отметил, что епископ Антоний уволен на покой по болезни, в связи с личным настойчивым прошением. 300 На заседании Синода в октябре 1924 года рассматривались доклад и письменный меморандум епископа Алеутского и Аляскинского Антония, где он изложил свое видение проблем в Северо-Американской епархии. Меморандум решено было представить предстоящему Собору архиереев Русской Православной Церкви за границей. 301 Предыстория этого доклада такова. Уже в 1921 году сведения о нестроениях в американской Церкви достигли Москвы. Патриарх Тихон решил послать в связи с этим в Америку ревизию. Ревизором был назначен находившийся в это время в Берлине митрополит (тогда архиепископ) Евлогий, который от выполнения этого поручения уклонился. В свою очередь Временное Высшее Церковное Управление отправило ревизовать Североамериканскую епархию Антония (Дашкевича), им же новоназначенного епископа Алеутского и Аляскинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На правой стороне образ Спасителев, писан на полотне, стоящей. Образ воскресения Христова, образ соловецких чудотворцов – все на красках; на левой стороне обр. распятия Господня, на полотне, об. св. мученик Фрола и Лавра, обр. Николая Чудотворца – писаны все на красках; вверху депсус со апостолы и пророки, паникадило медное; 6 лампад медных больших и малых. В олтаре: Евангелие напрестолнее, обложено красным бархатом, средина и по углам евангелисты сребрянные, позлащенные; на нижней деке средина и по углам и застежки сребрянные же; на престоле, крест благословящей, обложен сребром, позлащенной, покров на престоле – средина красной бумажной пестреди, около отлас черной, крест мишурной белой; дароносица оловянная, сосудов служащих 2 потира, 2 дискоса, 2 звезды, 2 лжицы, 4 блюдца оловянные, да 2 копия железные; покровы: 1 средина бархатная, у одного – черного, а у дву – красного бархату, поля лаудану красного, на нем кресты прозументовые, золотыя; ковшик костяной, обложен сребром у которого руковедь отломлена; 2 чашки малые медные, 2 вилки стекляные; за престолом крест и образ Богородичен на краске, пядничных образов 24 разных, писаны на красках; укропник, лоханца, кандейка, и стоканец – медные, 4 подсвешника малых медных, 2 кадила медных, 3 подсвешника выносные белого железа, подсвешник древянной, кадильница медная ж. Да в церкви же за правым крыласом обр. Николая чудотворца на полоти, писан на краске: да в той же церкви под образами 6 пелен ветхих. В трапезе: 2 деисуса на красках; в келарской 6 образов пядничных на красках же. В паперте: обр. св. Евлогия, другой св. Макария видение, писаны на красках». «В исподнем партаменте, в церкви Николая чудотворца: в ней двери царские, а двои пономарские – писаны на красках; возле царских дверей образ Вседержителя; настоящей обр. святителя Николая чудотворца, на нем 2 венца серебряные, басмянные, без цат; обр. пресв. Богородицы Владимерския, обр. св. пророка Божия Илии, обр. Спасителев, обр. воскресения Христова – все писаны на красках; об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О жизни иноков в Кельях см. Истор. прав, монашества на Востоке. П. Казанский. 1854, ч. II, 98-163. Глава 145 Жизнь блж. Геннадия, патриарха Константинопольского, и о чтеце его Харисии Или исправь его, или отлучи. Мы прибыли в киновию на расстоянии девяти миль от Александрии и нашли там двух старцев, которые сказали нам, что они были пресвитерами Константинопольской Церкви. Они нам рассказывали о блаженном Геннадии, патриархе Константинопольском, что он отличался величайшею кротостью, чистотою и воздержанием. Многие докучали ему из-за одного клирика, весьма дурного поведения, по имени Харисий. Призвав клирика, патриарх пытался вразумить его, но вразумления нисколько на него не действовали. Тогда приказал наказать по правилам отеческим и церковным. Но наказание не принесло ни малейшей пользы: дело доходило до волхвования и убийства… Вот патриарх призывает к себе одного из апокрисиариев, посылает его к св. Елевферию (Харисий был чтецом при его храме) и поручает ему сказать: «Св. Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» Апокрисиарий отправился в храм св. мученика Елевферия и стал перед жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: «Святой мучениче Христов, патриарх Геннадий объявляет тебе через меня, грешного: «Твой воин много грешит. Или исправь его, или отлучи!» И на другой день нечестивец был найден мертвым… Все были поражены ужасом и прославили Бога. К главе 145 Об окрестностях Александрии см. кн. Истор. прав, монашества, ч. II, 190. Геннадий был патриархом Константинопольским от 458 до 471 г. Память его 31-го августа. Об апокрисиариях см. прим. к гл. 88. Апокрисиарию патриарха приходилось отправляться в Вифинию, потому что св. мученик Елевферий, пострадавший при императоре Максимиане, был погребен в своем имении, в Вифинии, при реке Сангаре. Св. мученик сам при жизни своей устроил и церковь. Харисий служил при храме. Вифиния – провинция на севере Малой Азии. Глава 146 Видение Евлогия, патриарха Константинопольского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010