Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола. С 8 апр. 1921 г. рус. правосл. приходы в Зап. Европе, согласно указу Патриарха Московского и всея России св. Тихона и соединенного присутствия Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета, находились в управлении архиеп. бывш. Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). Под архиерейским окормлением митр. Евлогия пребывали общины, состоявшие в основном из рус. беженцев, на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, а также Марокко. С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где его кафедральным храмом стала парижская ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Париже были организованы органы епархиального управления, имевшие самостоятельное значение в церковной жизни; был основан Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , превратившийся в крупнейший центр рус. богословской науки и духовного образования. Викарием митр. Евлогия в Центр. Европе с 1922 г. являлся Пражский еп. Сергий (Королёв) ; в 1924 г. было учреждено Берлинское вик-ство во главе с еп. Тихоном (Лященко) ; в 1925 г. управляющим вик-ством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце стал архиеп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит). В 1926 г. викарием митр. Евлогия был назначен переехавший в Лондон архиеп. Серафим (Лукьянов ; впосл. митрополит). С сер. 20-х гг. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци пытался подчинить себе митр. Евлогия или вывести из-под его управления часть приходов. В 1926 г. было принято решение об образовании на основе Берлинского вик-ства самостоятельной Берлинской епархии РПЦЗ. Митр. Евлогий не признал это решение, однако в юрисдикцию РПЦЗ перешла значительная часть рус. приходов в Германии. После происшедшего в 1927 г. окончательного разрыва с зарубежным Архиерейским Синодом от митр. Евлогия к РПЦЗ перешла и небольшая часть рус. приходов в др. странах Зап. Европы, и т. о. образовалась параллельная Западноевропейская епархия РПЦЗ с центром в Париже. В 20-х гг. находившиеся под упр. митр. Евлогия приходы пребывали в юрисдикции РПЦ и именовались «Западноевропейская епархия» или «Западноевропейская митрополия», хотя с т. зр. Московского Патриархата речь шла о пользовавшихся правами ставропигии отдельных приходах и храмах на территории Зап. Европы, временно порученных митр. Евлогию.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Евлогий и его клир подписали присягу о политической нейтральности в отношении советской власти, «карловчане» начали захватывать приходы, находившиеся в юрисдикции митр. Евлогия, что было явным нарушением канонов, тем более что, будучи неканоничным, Синод никакой юрисдикции не имел и иметь не мог. Более того, Синод присвоил себе право запрещать в служении епископов, находившихся в юрисдикции Московской Патриархии. В 1927 году «карловчане» наложили на митр. Евлогия запрещение в служении, обвиняя его в неповиновении, на что последний ответил, что, т.к. он никогда не находился в подчинении Синоду, это запрещение является недействительным. 764 Пути митр. Евлогия и Архиерейского Синода разошлись в январе 1927 года, когда карловацкие епископы «низложили» митр. Евлогия и запретили евхаристическое общение с ним под предлогом, что он якобы учинил раскол, демонстративно покинув Архиерейский Собор в 1926 году. Каноническое разрешение этого вопроса было получено от Вселенского Патриарха, к которому митр. Евлогий обратился как к высшему судье в споре с другими православными епископами. Автор убежден, что односторонние действия и митр. Евлогия, и Константинополя были неканоничны. 765 Иерархическое подчинение Западноевропейской епархии митр. Евлогия Константинополю было расценено РПЦЗ как «продажа себя грекам». Автор соглашается с тем, на что не без оснований указывали иерархи РПЦЗ, что сама каноническая последовательность Вселенской Патриархии была весьма подозрительной. Эта позиция ярко иллюстрируется следующими примерами. Константинополь незаконно вмешался в конфликт Святейшего Патриарха Тихона с обновленцами и неканонически признал обновленцев как Русскую Православную Церковь . Д.В. Поспеловский считает, что неканоничность действий самой Вселенской Патриархии сделала обращение митр. Евлогия также уязвимым с точки зрения каноничности. Сомнительным было и создание Константинополем в 1920 году самостоятельного протокарловацкого ВЦУ русских эмигрантов. 766 Другой зарубежный исследователь, Энтони Эдвард (Владимир) Мосс, является выразителем совершенно противоположной точки зрения, причем настолько резкой, что она даже названа его именем: крайняя точка зрения Мосса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий не отменит своего указа, то выйти из подчинения Московской Патриархии, но сохранит поминование мит. Петра. После всего, что имело в жизни Русской церкви до этого, подобная добавка казалась ни от чего не гарантирующей: не так ли поступили карловчане, григорьевцы и иосифляне. Мит. Евлогий, допуская постановку этого вопроса на рассмотрению своего съезда, совершал служебное преступление. А председательство на съезде самого мит. Евлогия не соответствовало элементарной объективности. После подобного постановления евлогиане, по силе статей 14 и 15 постановлений Двукратного Собора, делались формальными раскольниками. Однако, и после этого высшая церковная власть не дала места гневу или силы какому либо закулисному влиянию. Мит. Сергий даже выразил согласие пересмотреть вопрос об увольнении мит. Евлогия, но при трех условиях: 1) обещании со стороны мит. Евлогия не нарушать данного обязательства относительно политических выступлений, 2) признать свою поездку в Лондон ошибкой, 3) осудить постановления своего съезда. Ответ мит. Евлогия и некоторые другие обстоятельства (обязательство перед Константинопольским Патриархом о невнесении политики в церковь ) показывают, что для него неприемлемым оказалось только осуждение постановлений июльского съезда 1930 года. Беззаконность этих постановлений между тем является самым бесспорным во всем, что имело место за последнее время в жизни заграничных приходов. Отсюда ясно, что отделение от Русской церкви или раскол соответствовал видам руководящих групп в «евлогианстве». После этого не было для мит. Сергия и Патриаршего Синода иного выхода, как подтвердить увольнение мит. Евлогия и даже наложить на него прещения. Прещения были наложены на мит. Евлогия только частично, но с преданием его суду, чего требовал и сам мит. Евлогий. Если сопоставить ход событий, связанных с делом мит. Евлогия, с обстоятельствами раскола григорьевцев, то нельзя не заметить, что мит. Сергий действовал против последних гораздо решительнее и быстрее, а между тем григорьевцы были легализованы гражданской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некий старец, придя в одно селение, чтобы продать свое рукоделие, встретил простолюдина, который, окруженный нищими и убогими, возвращался с работы в свой дом. Старец вместе с другими вошел к нему, и простолюдин омыл всем ноги, всех накормил, напоил и успокоил. Узнав, что это был каменотес Евлогий, который каждый день всю заработанную плату делил с бедными, старец подумал, что если бы этот человек был богат, сколько бы он сделал добра! И стал молить Бога, чтобы Он дал Евлогию богатство. Молитва старца была услышана, и Господь сказал ему: «Евлогию лучше оставаться так, как теперь. Но если хочешь, Я дам ему богатство, только поручишься ли за него?» «Ей, Господи, – отвечал старец, – от рук моих взыщи душу его!» На другой день Евлогий, по обычаю придя на работу, начал ударять киркою в каменную скалу и, пробив отверстие, увидел в скале пещеру, наполненную золотом. Задумался Евлогий и решил золото перенести домой. И вот уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото. Затем он удалился в Византию, купил дворцы, сделался вельможей. Прошло два года. Однажды старец видит во сне, что Евлогий изгоняется от лица Господня. Ужаснулся отшельник и пошел в то селение, где в первый раз встретил Евлогия. Долго ища и не находя его, он обратился к одной старице с вопросом: «Нет ли у вас в селении какого нищелюбца?» Старица сказала ему: «Увы, был у нас такой, каменотес, но теперь он стал вельможей и ушел от нас». Старец воскликнул: «Что я сделал, ведь я убийца!» Он сел на корабль и отправился в Византию. Найдя дом Евлогия, он сел у его ворот и стал ждать выхода хозяина. Дождался: выходит Евлогий, окруженный рабами, гордый, надменный. Старец пал перед ним и воскликнул: «Помилуй, я что-то хочу сказать тебе!» Но Евлогий вместо ответа приказал бить старца. Встретил он в другой раз Евлогия и опять был бит. Встретил в третий, и опять ему, старцу, нанесли раны по приказу Евлогия. В отчаянии старец решил вернуться домой, сел на корабль и тут упал без чувств. В это время во сне он снова видит Господа с гневным лицом, окруженного Ангелами, и Господь повелевает им изринуть старца от Своего лица как виновника в погибели Евлогия. Но явилась Матерь Божия и стала умолять Господа о прощении. Тогда Господь сказал старцу: «Впредь не проси того, чего не должно. Я возвращу Евлогия в его прежнее положение». Радостно проснулся старец и со слезами возблагодарил Господа и Пречистую Его Матерь. Что случилось? Умер в Царьграде царь Иустин, любивший Евлогия, а новый приказал отобрать его имение в казну, а самого его убить. Евлогий бежал и наконец достиг своего села. Первым его делом было пойти к скале, не найдется ли в ней опять золота. Но золота не нашлось. Тогда он пришел в себя, сделался нищелюбцем и страннолюбцем. Старец, узнав об этом, прославил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ист.: Деяния Русского Всезаграничного церк. собора. Сремски Карловцы, 1922. С. 26, 36, 50-51, 54-55; Мефодий (Герасимов), архиеп. По поводу церк. нестроений. Харбин, 1927; Определения Архиерейского Синода РПЦЗ по делу о восстановлении мира и единства в Зап.-Европейской епархии//Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1934. 7. С. 11-12; Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей от 9/22 августа с. г. г.] по поводу перехода Митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата//Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1938. 11/12. С. 181-183; Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции//ЖМП. 1945. 10. С. 14-25; С. 268-269; Акты свт. Тихона. С. 174, 184-185, 193, 194, 314, 315, 861, 862; По делу митр. Евлогия//ЖМП, 1931-1935. С. 24-30, 37-39; Зандер Л. А. Наш дорогой владыка//ЦИВ. 2002. 9. С. 189-190. Лит.: Горчаков М. К., кн. Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия. П., 1929-1930, 2 вып.; Ломако Г., прот. К вопросу о нашем церковном разделении//Церк. Вестник Западно-Европейской епархии. П., 1934. 3. С. 10-20; 4. С. 9-19; 5. С. 11-21; 6/7. С. 15-17; он же. Единство Церкви и церковные разделения рус. зарубежья//Там же. 1937. 9/10. С. 4-12; 11/12. С. 14-17; Днепров Р. Памяти митр. Евлогия//ЖМП. 1946. 9. С. 30-34; Зеньковский В. В., прот. Памяти митр. Евлогия//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 19-22; Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. П., 1960; Тальберг Н. Д. К 40-летию пагубного Евлогианского раскола. Джорд., 1966; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 119-129; Зернов Н. М. Юрисдикционные споры в Рус. Церкви эмиграции и 1-й Всезарубежный собор в Карловцах в 1921 г.//Вестн. РХД. 1974. 4(114). С. 119-146; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 31-33; 46, 47, 120-124, 134-139, 220-226, 230-232; Шавельский Г. И., протопр. Восп. последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996. Т. 1. С. 165, 168, 170, 172-174, 176-177, 179-181; Т. 2. С. 34, 384, 389, 390; Соловьев И. В. Дни примирения: (Попытка воссоединения Рус. Зап.-Европ. Экзархата с Моск. Патриархией)//ЦИВ. 1999. 4/5. С. 237-239; Лев (Жилле), архим. Памяти митр. Евлогия//Вестн. РХД. 2007. 1(192). С. 242-246; Струве Н. А. Двойное покушение на митр. Евлогия и его наследие//Там же. 2007. 1(192). С. 236-241; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церковные деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ.: М.; П., 2007. С. 191-193.

http://pravenc.ru/text/187191.html

Николая Крутицкого в Париже (2.9.1945), но ответа от KII на просьбу об отпущении под юрисдикцию МП не получил, и продолжал считать себя экзархом КП. Член совета Российского общества Красного Креста в Германии (24.7.1921), почетный член Общества русских студентов для упрочнения славянской культуры (9.11.1923), почетный член Парижского Комитета Русской организации Красного Креста помощи беженцам (17.3.1924), почетный председатель Комитета социальной помощи русским эмигрантам (19241940), почетный член Св.-Серафимовского братства в Белграде (12.10.1925), действительный член Русской академической группы (25.2.1927), почетный член общества «Русского Очага» в Париже (10.7.1928), почетный член общества «Икона» (1.3.1929), почетный член Союза ревнителей памяти русских воинов, павших на французском фронте (27.1.1930), почетный председатель Женского содружества Нечаянной Радости при храме в Бийянкуре, удостоен знаком отличия Русского Красного Креста (7.3.1924) и сербским орденом Св. Саввы 1-й ст. (20.2.1936). Соч.: О нашей православной русской церковности. Вюнсдорф, 1922 Церковь и государство. Труды учредительной конференции русского народно-монархического союза, Мюнхен, 1922 Путь моей жизни. П., 1948 (2-е изд. М., 1994; фр. изд. П., 2005). Архив: Послужный список митр. Евлогия ( 19211946). АЕУА Переписка с разными людьми и др. документы. ГАРФ, ф. Р-5919, оп. 1, 157 ед. хр. (19181929) Переписка св. Тихона патриарха Всероссийского и митр. Евлогия (Георгиевского) (19211922). Публ. и комм. Н.Б. Лазарева. Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 6 Из переписки митр. Сергия и митр. Евлогия (19271929). Церковь и время. М., 1998, 14; 1999. 1 Из писем митр. Евлогия (Георгиевского) к архиеп. Иоанну (Поммеру) . Публ. и прим. К). Сидякова. Вестник РСХД. 2002. 183. Лит.: Ковалевский П.Е. 25-летний юбилей митр. Евлогия. ЦВ. 1928. 1 Ковалевский П.Е. К юбилею митр. Евлогия. Возрождение. 8.1.1928 Ковалевский П.Е. Епископский юбилей митр. Евлогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранилось также шесть писем из переписки Альвара с Иоанном Севильским конца 840-х гг. Друзья обсуждали основы латинской грамматики и риторики, знатоком которой считался Иоанн, вопросы христологии и тринитарности, касались некоторых обстоятельств частной жизни. В своей деятельности Альвар уделял большое внимание популяризации латинского языка, вестготско-римской книжной культуры. Перу Альвара принадлежат несколько латинских поэм. В 854 г. Альвар приступил к созданию труда «Indiculus Luminosus» («Светлый перечень»), стремясь представить на его страницах аргументированные доказательства необходимости мученических выступлений. В 859 r., сразу же поспе мученической гибели своего друга Евлогия, он описал его жизнь в сочинении «Житие Евлогия». Основной текст разбит на две части: повествование о жизни и деяниях Евлогия и подробное описание его мученических страданий (passio). Завершает «Житие» личное обращение Альвара к погибшему другу (молитва). Житие дополняют рассказ о перемещении останков Евлогия в храм св. Зоила, гимн и эпитафия. Работая над житием, Альвар опирался на вестготско-римскую литературную традицию, обращаясь к широкому кругу авторов – Амвросию Медиоланскому , Аврелию Августину , Иоанну Кассиану , Иерониму Стридонскому и др. Язык Альвара в целом отличает близость к разговорной латыни, Альвар также склонен к архаизации и искусственному усложнению фраз. О последних годах жизни Альвара известно немного. Он работал над сочинением «Confessio» («Исповедь»), следуя одноименным творениям блж. Августина и Исидора Севильского . В своих письмах кордубскому епископу Саулу, датируемых 861 г., Альвар жаловался на тяжелый недуг, который мог стать причиной его смерти. Жизнь и мученические страдания святейшего мученика Евлогия, пресвитера и учителя нашего, который принял смерть в год 897 испанский эры, 904 в год вознесения Христова 859, в правление царя Мухаммада, 905 11 марта Приступая к описанию страданий за веру святейшего мученика и учителя нашего Евлогия я решил, что прежде жизнь его должна быть изложена в правильном порядке, а затем уже славный его конец с тем, чтобы читателям стало ясно, сколь великим он был, и лишь после этого – что он по заслугам получил свой мученический венец победы. В начале своего труда я, полагаясь на помощь Господа и Спасителя нашего, заявляю, что не услышанное и сомнительное, a только увиденное и проверенное мною буду описывать, поскольку, милостью

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ценные документы по истории РПЦ и зарубежного русского Православия отложились в личных фондах ГА РФ. К ним относятся фонды: митрополита Евлогия, А. В. Карташева , протоиерея Петра Булгакова, священника Иннокентия Серышева. В фонде митрополита Евлогия (Георгиевского) (Ф.Р. – 5919) отложилось 157 дел, начиная с 1918 г. Среди них находятся пирьма митрополита Антония из Афона (3 письма), письма Великого князя Николая Николаевича (3 письма), письма Патриарху Тихону (6 писем), письма П.Б. Струве, Г.Н. Трубецкого, письма дочери Ф.М. Достоевского Л.Ф. Достоевской, большая подборка документов о положении РПЦ в России «Дело митрополита Сергия и церковные события 19271928 гг.», обращения митрополита Евлогия и другие документы. Машинописные копии писем архиепископа Евлогия Патриарху Тихону отложились в фонде Министерства юстиции РСФСР (Ф. – 353). В этом же фонде отложились и копии писем митрополита Антония Патриарху Тихону. Переписка Патриарха Тихона и митрополита Евлогия была опубликована в 2000 г. 496 Личный фонд богослова, историка Церкви А.В. Карташева (Ф.Р. – 7354) включает 46 дел за 19201933 гг. Документы фонда систематизированы по четырем разделам: 1 . Переписка. 2 . Статьи Карташева и других лиц. 3 . Документальные материалы по церковным вопросам. 4 . Документы об эмигрантских организациях. .В фонде сосредоточены документы по истории Православия за рубежом и в России, к которым относятся ответ митрополита Антония бывшему епископу Евдокиму (В.И. Мещерскому), краткие сведения о высшей богословской школе в Париже, проект устава Сергиевского подворья, обращение парижской православной общины к председателю Совета министров Франции о необоснованности претензий Архиерейского Синода РПЦ за границей на церковное имущество в Париже, письма П.Б. Струве Великому князю Николаю Николаевичу о расколе Зарубежной Церкви и несправедливости нападок на митрополита Евлогия и др. 497 В фонде протоиерея Иннокентия Серышева (Ф.Р. – 6994), включающем 55 дел за 19201935 гг., отложились рукописи книг И. Серышева «Народное движение на Алтае», «Сущность великого народного восстания в Сибири»; статей «Наши под Южным Крестом», «Из истории библиотеки «Orients»»; автобиографические материалы; переписка с Н.Н. Алянчиковым, Я.А. Глебовым, Е.М. Перловым и др.; статьи протоиерея П.И. Булгакова и др. Для историков русского Православия в Японии интересен будет фонд настоятеля русской церкви в Токио протоиерея Петра Булгакова (Ф.Р. – 5973). В его составе 156 дел за 1890–1930 гг., среди которых имеются статьи П.И. Булгакова «Высокопреосвященный епископ Японский Николай и епископалы», «Христианство в Японии» и др.; переписка с Патриархом Тихоном о положении Церкви в Японии, митрополитом Антонием, А.И. Гучковым и другими корреспондентами; формулярный список прот. Петра о прохождении службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА АГЗ. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни; Прот. И. Малиженовский. ПР. 1968. 2. Малинин Иоанн (30.7.188831.3.1934, Париж, Франция), священник. Во время Гражданской войны полковой священник Марковского полка, эмигрировал через Константинополь в Болгарию, переехал во Францию (1925), принят в юрисдикцию митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Галлиполийской церкви в Париже (1.3.19261.2.1927), откололся от митр. Евлогия и перешел в юрисдикцию РЗЦ (1927), 1-й настоятель Знаменской церкви в Париже (26.2.19277.5.1929), вышел за штат по болезни с приписанием к Знаменской церкви (7.5.1929), обслуживал церковь при детском приюте вел. кн. Елены Владимировны, член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ (192712.10.1929). Архив: Послужный список о. И. Малинина (19261927). АЕУА Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1,19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Малиновский Александр (дата рождения не установлена – после 1966, Шелль, Франция), протоиерей. Эмигрировал во Францию, состоял в юрисдикции РЗЦ, священник (кон. 1930-х гг.), рукоположение совершил архиеп. Серафим (Лукьянов) в Париже, настоятель церкви в г. Ажене (кон. 19300-х гг.1943), перешел в юрисдикцию митр. Евлогия (Георгиевского) (18.8.1943), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Марселе (1.3.194515.5.1946), настоятель той же церкви (15.5.19461948), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП (1946), перешел обратно в юрисдикцию РЗЦ (15.12.1948), протоиерей (22.7.1949), помощник настоятеля Св.-Георгиевской церкви в Марселе (19491958), настоятель той же церкви (19581963), вышел за штат, поселился в старческом доме Русского Красного Креста в г. Шелль под Парижем и обслуживал его домовую церковь на правах настоятеля (1963 – после 1966). Архив: Послужный список о. А. Малиновского (19431946). АЕУА. Малолетенков Николай (21.4.1874, Москва 13.4.1953, Париж, Франция), протоиерей. Из семьи ремесленников. Окончил Московское коммерческое училище и Высший сельскохозяйственный институт в Берлине, работал в кооперативных союзах Московской губ., заведующий Кассой мелкого кредита, гласный Дмитровского городского собрания и уездного земства, эмигрировал во Францию (1920), работал на Юге Франции сельскохозяйственным инструктором, потом ночным сторожем, окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1944), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (8.8.1943 – согласно отчетам епархиального совета, 26.1.1944 – согласно послужному списку), священник (7.4.1944), рукоположение совершил митр. Евлогий в Париже, настоятель Воскресенской церкви в Гренобле (8.6.194430.12.1946), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП (1.10.1946), настоятель церкви Всех Святых в Аннеси (13.7.194713.4.1953), протоиерей (20.4.1952).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Анастасий приезжал в Париж уговаривать митр. Евлогия вернуться в Зарубежную Церковь . В создании её последний принимал участие и в 1922 г. Первый указ об установлении нового порядка управления заграничною Церковью, согласно указу 1920 г., разсылался по епархиям с подписью: «за председателя митрополит Евлогий». Видел я владыку непосредственно после завершительной беседы его с последним. Он вынес безнадежное впечатление. Те, кому раскол был нужен, крепко держали в своих руках митр. Евлогия, одно время заколебавшегося. В середине января 1927 г. Архиерейским Собором наложено было прещение на митроп. Евлогия и на следовавшее за ним духовенство. В Париж указ пришел в начале февраля. Тяжело переживал раскол вел. кн. Николай Николаевич. Верующий и церковный, он понимал важность Зарубежной Церкви и осуждал смуту. С самого начала, он старался способствовать прекращению ея. Наложенное запрещение коснулось и его духовника, прот. Г. Спасского, ранее не защищавшего митр. Евлогия. Даже более, – еще в январе 1927 г. прот. Спасский осторожно признавал неправильность митр. Евлогия и вполне отрицательно относился к тем, кто сгрупировались вокруг созданного в Париже Богословского института. Помню на квартире у св. кн. М. К. Горчакова, в моем присутствии, он с одобрением отзывался о статье Н. Е. Маркова «Реформатор Православия», напечатанной 15 янв. 1927 г. в «Двуглавом Орле». В ней обличался прот. С. Булгаков . При мне же кн. Горчаков вел в тот же день с о. Георгием переговоры о возможности его настоятельства в приходе, который надо было бы создать в Париже при увольнении митр. Евлогия и возложении на него прещения. Несколько позднее выяснилось, что прот. Спасский останется с митроп. Евлогием. Повидимому это его решение было неожиданным и для вел. кн. Николая Николаевича. Запрещенный священник не мог служить в его домовой церкви в Шуаньи. Он поделился своею скорбью с архиепископом Анастасием, сначала письменно, потом и лично, когда владыка в конце марта 1927 г. прибыл в Париж и укрепил его в стоянии за каноническую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010