Проблема церковного разделения русскими очень болезненно переживалась. Вот, как писал о расколе настоятель Воскресенской церкви в Рабате архимандрит Варсонофий: " У митр. Евлогия возникло недоразумение с Заместителем Российского патриаршего престола митр. Сергием. Здесь позволю себе кратко ввести читателя в курс этого недоразумения. Карловацкий Собор русских архиереев-беженцев в Сербии отринул акты, связывающие их с Московской патриархией и еще примешал к церковным вопросам чисто политические... Митр. Евлогий не согласился с мнением и решением собравшихся архиереев... Московская Патриархия защитила митр. Евлогия от неканонических деяний Карловацкого собора и возвысив его поставила во главу над Западно-Европейскими церквями... Митр. Сергий, Местоблюститель Патриаршего Престола, желая направить корабль церковный по тихому течению, чтобы не повторялись деяния политического характера в Заграничной церкви, запросил от митр. Евлогия и от всех священнослужителей подписку в том, что они не будут обращать церковный амвон в политическую трибуну. К этому времени прежние деятели Карловацкого Собора перебрались из Сербии в Париж и плотной стеной окружили доверчивого митр. Евлогия... (он) отринул требуемую подписку... и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриарха " И если авторитетность и абсолютная непререкаемость Вселенского патриархата обезопасила, как самого митр. Евлогия, так и возглавляемые им приходы, в том числе и в Северной Африке от политической борьбы и, несоответствующих церковной жизни склок и мирских страстей, по крайней мерк на все время земной жизни митрополита и канонического пребывания приходов в этой юрисдикции. То, с переходом церковных общин в лоно Матери - Московской церкви страсти разгораются с новой силой. Часто авторитет пастыря в церковно-политических вопросах, для прихожан, был решающим " Они слушали покойного своего пастыря и когда в 1945 году произошло воссоединение Высокопреосвященного Митр. Евлогия с Русской Православной Церковью, Рабатский приход, вместе с отцом настоятелем, последовал примеру архипастыря и с тех пор свято соблюдал и соблюдает единение с Матерью-Церковью Русской "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

В августе – начале сентября 1945 года митрополит Николай совершил поездку во Францию, где выполнил миссию по присоединению к Московскому Патриархату митрополита Евлогия Георгиевского, его викариев Западноевропейского Экзархата (в юрисдикции Вселенского престола) и митрополита Серафима (Лукьянова), возглавлявшего приходы Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе. Утром 10 августа 1946 года делегация РПЦ в составе постоянного члена Священного Синода Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Орловского и Брянского Фотия (Топиро), секретаря Патриархии Л.Н. Парийского и секретаря иностранного отдела Патриархии С.И. Филиппова вылетела из Москвы, и в 6 часов вечера самолет приземлился в Ле Бурже. 12 августа 1946 года, перед отпеванием митрополита Евлогия в Александро-Невском соборе Парижа, владыка Григорий говорил в своем слове: «Верный сын своей Матери – Русской Православной Церкви, почивший Владыка, как только позволили внешние обстоятельства, с окончанием второй отечественной войны, сразу и без колебаний стал на твердую и ясную позицию необходимости восстановления церковной и юридической связи с Московской Патриархией, связи, временно прерванной внешними событиями» . После 7 сентября 1945 года, когда совершилось воссоединение Митрополита Евлогия и Западно-европейских приходов с Московской Патриархией, все время естественно ожидалось получение отпускной грамоты от Вселенского Патриарха, который был извещен о воссоединении. Однако грамоты не получалось.«По приезде в Париж делегация застала такое положение: исполнение обязанностей Экзарха принял на себя архиеп. Владимир (Тихонитский), ссылаясь на завещание Митрополита Евлогия, написанное, как выяснилось, еще в 1943 году, т.е. за два года до воссоединения Митрополита Евлогия с Матерью Церковью Русской... В это же время в церковных кругах Парижа широко распространялись разговоры о наличии двойной юрисдикции – в отношении и Вселенского Патриарха, и Московского. Некоторые же лица, главным образом, из недр Православного Сергиевского Института в Париже, по мотивам далеко не церковного характера, сначала скрыто, а потом все более открыто высказывали свои симпатии к юрисдикции Вселенского Патриарха, отдаленность которого и ничем не проявляемая заинтересованность положением давала им полный простор для проявления своеволия... А проф. Карташев со всею безцеремонностью написал даже, что для них удобнее иметь двойное подданство: не понравится один, уходим к другому», – писал митрополит Григорий. Именно ему пришлось принять ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским экзархатом РПЦ [iv] .

http://bogoslov.ru/article/2908919

Следующий 1935 год показал, что административное единство РПЦЗ и Западноевропейского экзархата является неосуществимой мечтой. Митрополит Евлогий всеми способами подчеркивал свою зависимость от Вселенского Престола. Уже 27 января 1935 г. митрополит и его викарии рукоположили во епископа Херсонесского архимандрита Иоанна (Леончукова) 922 . Хиротония была совершена с благословения Константинопольского Патриарха без уведомления Зарубежного Синода 923 . Летом того же года митрополит Евлогий писал митрополиту Антонию, что только Константинополь может дать русскому православному зарубежью твердый канонический фундамент. Русская Зарубежная Церковь , по мысли митрополита Евлогия, должна войти в подчинение Фанара в виде митрополичьих округов 924 . Такой план для РПЦЗ был неприемлем и означал для нее развал. Последнюю попытку объединить Русскую Зарубежную Церковь и Западноевропейский экзархат предпринял Сербский Патриарх Варнава. 31 октября 1935 г. под его председательством в Белграде открылось Совещание, в котором приняли участие иерархи русской церковной эмиграции – митрополиты Антоний, Евлогий, Феофил (Пашковский), Анастасий (Грибановский) и епископ Димитрий (Вознесенский). Митрополит Феофил, с 1934 г. возглавлявший Североамериканскую митрополию, согласился на единство с Русской Зарубежной Церковью, тем более что полномочия его округу были предоставлены самые широкие. Такие же полномочия предполагались и для епархии митрополита Евлогия. Но последний сближаться с РПЦЗ не захотел 925 . К единому мнению стороны так и не пришли. Хотя митрополит Евлогий и подписал постановления Совещания, возвращаться в подчинение Зарубежного Синода он не собирался. В конце 1935 г. иерарх писал Патриарху Фотию: «Наши епископы почему-то хотят отторгнуть меня от юрисдикции Вашего Святейшества, но я и моя паства не согласимся на это, ибо в отеческом покровительстве видим единственную крепкую опору своего канонического существования» 926 . Поддерживавшая митрополита Евлогия пресса указывала на необходимость подчинения Константинополю всей русской церковной эмиграции. 29 октября «Возрождение» опубликовало статью, где «доказывало», будто Зарубежная Церковь изначально признавала права Константинопольской Патриархии на диаспору. В пример приводились события 1921 г., когда митрополит Антоний просил Константинопольскую Патриархию принять в свое ведение Русскую миссию в Китае. Газета отмечала, что таким же образом РПЦЗ должна отпустить в подчинение Вселенского Престола и митрополита Евлогия 927 . Отвечая на это, заведующий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ Ю.П. Граббе указывал, что причиной обращения в Константинопольскую Патриархию в 1921 г. явилось крайне опасное для русского имущества положение. Церковная собственность могла быть изъята большевиками, и миссии необходимо было покровительство, которое в тот момент ВЦУ обеспечить не могло. Другое дело – уход митрополита Евлогия, не обусловленный церковной необходимостью. Потому проведенная «Возрождением» параллель несерьезна 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

из РПЦ в К-польский Патриархат. Викарием Экзархата также является Клавдиопольский еп. Михаил (Стороженко). Богослужение в приходах ведется на церковнослав. и на западноевроп. языках. При Экзархате издается «Епархиальный вестник Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе» на рус. и французском языках. Лит.: По делу митр. Евлогия//ЖМП, 1931-1935. С. 24-30, 37-39, 75-80, 85-88; Елевферий (Богоявленский), митр. Церковный парижский откол. П., 1931; Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции//ЖМП. 1945. 10. С. 14-25; Журнал Свящ. Синода РПЦ от 9 авг. 1946 г.//Там же. 1946. 9. С. 7; Парийский Л. Н. После кончины митр. Евлогия//Там же. С. 35-38; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни/Восп., излож. Т. И. Манухиной. П., 1947. М., 1994п; Польский М., протопр. Очерк положения Рус. Экзархата Вселенской юрисдикции. Джорд., 1952; Куломзин Н. А., свящ. Церк. положение Экзархата Патриарха Вселенского в Зап. Европе: Завет митрополитов Евлогия и Владимира//ВРСХД. 1960. 56. С. 12-16; Александров И. О значении Рус. Экзархата Вселенского Патриарха в Зап. Европе//Там же. С. 17-20; Митр. Владимир, святитель-молитвенник. П., 1965; Тальберг Н. Д. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Джорд., 1966; После десятков лет взаимного разобщенья//ЖМП. 1995. 5. С. 53-54; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 134-139; Цыпин. История РЦ. С. 555, 560, 567-571, 593-594, 597, 605-606; Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего правосл. рус. Церквами в Зап. Европе, 1927-1930 гг.: Док-ты из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2. С. 75-110; 3. С. 105-124; 4. С. 124-145; 1999. 1. С. 218-261; Соловьев И. В. Дни примирения: (Попытка воссоединения Рус. Западноевропейского Экзархата с Московской Патриархией)//ЦИВ. 1999. 4/5. С. 232-245; Зорина М. А. Западно-Европейский Экзархат РПЦ в нач. 30-х гг. ХХ в.//АиО. 2003. 4(38). С. 325-336; Крикорьян С. Н. Архиеп. Сергий (Коновалов)//ЦиВр. 2005. 2(39). С. 235-246; Агеев Д., свящ. Экзархат правосл. рус. приходов в Зап. Европе: Хроника взаимоотношений с РПЦ//ЦИВ. 2007. 12/13. С. 5-53; Савва (Тутунов), иером. Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921-1946 гг.//Там же. С. 104-113; он же. Путь митр. Евлогия в последние два года жизни//ЦиВр. 2007. 1(38). С. 136-143; он же. «Независимая архиепископия» в Париже: 1965-1971 гг.//XVII ЕжБК. 2007. Т. 1. С. 304-307.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Споры о сущности и границах икономии многократно возникали в церковной истории и иногда приводили даже к разделениям и серьезным церковным смутам. Тем не менее, несмотря на частое обращение к теме икономии различных авторов, нельзя сказать, что в православном каноническом праве сформировалось какое-то однозначное и определенное учение об этом предмете. Скорее можно говорить о множестве различных подходов, каждый из которых был характерен для того или иного церковного деятеля, или же для той или иной исторической эпохи. Примерно та же ситуация неопределенности царит в научном подходе к изучению проблем, связанных с икономией. Несмотря на серьезные работы западных и греческих ученых , в православном церковном праве до сих пор не существует достаточно полного и подробного исследования данной проблемы. Такое положение вещей во многом связано с недостаточной исследованностью источников, многие из которых до сих пор не изданы и не доступны широкому кругу интересующихся. Например, до сих пор не издана «Малая книга» прп. Никона Черногорца – важнейший источник по вопросам икономии . Не издан и популярный в IX–X вв. флорилегий по икономии, сохранившийся в рукописи Vat. gr. 1137 . Пожалуй, самым известным из доступных трудов, посвященных церковной икономии, является трактат свт. Евлогия, патриарха Константинопольского (581–608), посвященный этому вопросу . Этот трактат исторически стал первым специальным сочинением о церковной икономии и лег в основу всех дальнейших византийских канонических работ на эту тему. Сам трактат свт. Евлогия об икономии не сохранился до нашего времени, тем не менее, до наших дней дошел подробный пересказ этого трактата в «Библиотеке» свт. Фотия, патриарха Константинопольского . Частичный пересказ трактата свт. Евлогия можно найти в письмах прп. Феодора Студита, а также в неизданной «Малой книге» прп. Никона Черногорца. Эти пересказы не всегда совпадают друг с другом, что ставит вопрос о реконструкции подлинного текста трактата свт. Евлогия. Такая задача, однако, не представляется возможной вплоть до публикации всех необходимых источников.

http://bogoslov.ru/article/1598312

На Валаам Ефрем прибыл весной 1900 г. и был зачислен в послушники. В одном из своих писем старец повествует об этом периоде своей жизни: «Было большое чудо, как Господь привел меня на Валаам... Я был в монастыре послушником, пел и читал в церкви. Вот искуситель начал меня искушать и ввел меня в уныние. И навел следующие помыслы: “Тебе лучше всего возвратиться в мир и идти домой ...” Тогда мне пришла мысль: поеду я к отцу Иоанну Кронштадтскому и попрошу у него совета... О. Иоанн прозрел духовными очами, что я нуждаюсь в его совете. Он приснился мне ночью, он пришел ко мне на Валаам, где я жил на Германовском острове в скиту, и разговаривал со мною всю ночь. На прощание о. Иоанн сказал мне: “Из тебя будет монах, и тебе дадут имя Евлогий”». После этого видения старец посещал Кронштадт два раза, после чего его «мирская жизнь показалась ничтожной » и он окончательно уехал на Валаам. 18 мая 1911г. послушник Ефрем был пострижен в монашество с именем Евлогий в честь св. Евлогия Едесского. Господь наделил о. Евлогия красивым тенором, поэтому основным его послушанием стало пение на клиросе. В 1926 г. монах Евлогий был рукоположен во иеродиакона, а во иеромонаха – уже на Новом Валааме в 1944 г. Являясь почитателем афонской традиции исихазма, старец был «большим делателем молитвы Иисусовой. Часто его видели в полном погружении в себя». С особым трепетом о. Евлогий относился к совершению Божественной литургии. Приходя заранее, иеромонах долго молился в притворе. Составитель жизнеописания старца игумен Герман (Валаамское общество Америки) рассказывает о следующем случае: «Однажды во время Литургии его (о. Евлогия. – Авт.) лицо так засияло ослепительным светом, что близстоящие священномонахи быстро бросили полотенце на его голову, дабы не ослепнуть и чтобы не было смущения. Но о. Евлогия это никак не смущало, он продолжал молиться по-прежнему. Проявление нетварного Божественного света, как видно на примере о. Евлогия, есть знак великой милости Божией за глубокое смирение». На глазах старца приходящие к нему за советом люди часто видели слезы, которые, по слову самого старца, есть «великая милость и дар Божий. Мы должны, – говорил о. Евлогий, – особенно благодарить Бога, что Он одарил нас, смертных, слезами, которые смывают с нас всю скверну греховную... Первый плод духовного подвига есть слезы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теме парижского раскола митрополита Евлогия (Геор­гиевского) Тальберг издавна уделял особое внимание. Еще в 1927 г. им была выпущена книга «Возбудители раскола». В этой публикации содержится немало материалов для размыш­лений об одном из церковных расколов, до недавнего вре­мени остававшегося как бы в тени, а в настоящее время даже приукрашиваемого умелыми гримерами. Ср. дневнико­вую запись 31.12.1945/18.01.1946 митрополита Мануила (Лемешевского , 1884–1968): «Угнетает меня та легкость снятия многолетнего запрещения, которое некогда митр. Сергий [Страгородский] наложил на митр. Евлогия и всю загранич­ную организацию. Отсюда вывод опасный. Что бы мы ни де­лали в запрещении священнодействия и т. д. – все это еди­ным росчерком пера ликвидируется со всеми вытекающими из сего запрещения последствиями» (Мануил (Аемегиевский), митрополит. Божий виноградник. СПб., 1999. С. 55). Весьма характерны выдержки из книги митрополита Евлогия «Путь моей жизни» (Париж, 1947): «Из Чехословакии о. Влади­мир Соколов явился ко мне в Париж и просил принять его в мою юрисдикцию» (с. 551); «...на общем собрании прихо­дов моей юрисдикции в Лондоне» (с. 620); «Когда возник у меня конфликт с митрополитом Сергием» (с. 519); «В этом году я сделал о. Алексия протоиереем» (с. 536); «Можно сказать без преувеличения: наши девочки своими ножками вытанцовали – выстроили чудный храм в Рабате» (с. 551). Приводящий эти выдержки в своей статье епископ (в то вре­мя еще протоиерей) Митрофан (Зноско-Боровский) справед­ливо подчеркивает, что «в этих выражениях ярко и предель­но точно отражена бездуховность создателя церковного раскола» (Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. В за­щиту правды: Статьи 1952–1977. Нью-Йорк, 1983. С. 95). Под­робнее о том, кем и на какие деньги создавался парижский раскол, кто писал воспоминания владыки Евлогия см. в кн.: Серафим (Кузнецов), игумен. Православный Царь-Мученик/Сост. С. Фомин. М.: Паломник, 1997. С. 506, 528–530. В 1934 г. в Белграде сам митрополит Евлогий признавался: «Вы не понимаете, в какое время мы живем: не мы рулем управля­ем, а те, кто сильнее нас». Приводящий эти слова о. Митро­фан свидетельствует: «Пишущий эти строки сидел все вре­мя у левой руки м[итрополита] Евлогия» (Указ. соч. С. 95–97).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Путь моей жизни «Путь моей жизни» — мемуары мит. Евлогия (Георгиевского) — одного из самых выдающихся епископов XX века. Эта книга — один из главных документов истории Православия в XX веке. Митр. Евлогий (Георгиевский)описывает жизнь дореволюционного духовенства, Государственную Думу, Первую мировую войну, Революцию, Гражданскую войну, Всероссийский Поместный Собор, жизнь и церковное устройство православной диаспоры, развитие Православия на Западе. «Путь моей жизни» мит. Евлогия (Георгиевского) — ценнейший документ истории Православной Церкви в XX веке. Митр. Евлогий особо останавливается на деятельности св. Патиарха Тихона, Антония (Храповицкого), Патриарха Сергия — людей, определявших судьбы русского Православия; на важнейших событиях религиозной и общественной жизни конца XIX — первой половине XX века. «Путь моей жизни» — воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Митрополит Евлогий Георгиевский Путь моей жизни Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной ПО ПОВОДУ ВОСПОМИНАНИЙ В феврале 1935 года И.П.Демидов сообщил мне, что ему удалось уговорить Митрополита Евлогия припомнить все свои автобиографические рассказы, чтобы составить из них книгу, и просил меня, от имени Владыки, обдумать, не согласна ли я изложить их в форме последовательного повествования. Это задание показалось мне немного сложным, но все же выполнимым. Осуществление его зависело от того, сумею ли я, не пользуясь стенографией, передать не только содержание рассказов Митрополита, изложив их от первого лица, но и запечатлеть его тихую, спокойную и художественно–образную речь, разнообразные оттенки мыслей, тонкую простоту и глубокую правдивость его повествовательного дара. Эти характерные черты рассказов Митрополита я подмечала, и не раз, за годы встреч с ним в Париже и теперь поняла, что мне надо, в меру возможного, приблизить текст к живой речи, чтобы сохранилась свежесть «сказанного» слова. Лишь при соблюдении этого условия воспоминания, не будучи продиктованными записями, не превращаясь и в историко–биографический труд, могли быть названы «автобиографией».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

А. Кордочкин Сщмч. Евлогий Кордубский. Памятная книга святых В 850–859 гг. в Кордубе пострадало 48 мучеников. Почти все они сами сделали первый шаг навстречу гонителям и собственной казни. О причинах этого явления было написано немало за последние десятилетия. 918 Описываемые Евлогием события были ответом на ассимиляцию христиан в мусульманском обществе, которое в первой половине IX в. стало заметным. Драма жизни Евлогия заключалась в сопротивлении не только мусульманскому, но и «умеренному» христианскому обществу. С точки зрения многих современников Евлогия, мученики, страдание которых он описывает, не святые, а провокаторы, которые обрушивают и без того хрупкий баланс христиан в мусульманской Кордубе и ставят других христиан под удар. Евлогий является автором и других трудов, которые ждут своего перевода на русский язык. 919 Его почитание в Кордубе началось сразу после мученической кончины. Его друг Павел Альвар посвятил ему молитвенные песнопения, называя его святым, 920 а через некоторое время после погребения Евлогия его мощи внутри храма перенесли на особое место для почитания. 921 В 883 г. эмир Мухаммед I по просьбе короля Альфонсо III разрешил выдать христианам мощи Евлогия и Леокриции, и пресвитер Дулькидий перенес их в Овьедо, где 9 января 884 г. их положили в крипту храма св. Леокадии, а в 1305 г. мощи перенесли в Святую часовню (Camara Santa), где им можно поклониться и сейчас. 922 Послание Евлогия Альвару Кордубскому Любезнейшему в Господе Иисусе Христе брату моему Альвару – Евлогий. Когда-то, брат мой, домашнее спокойствие упрочилось и заботы близких кончились, все мне больше благоприятствовало. Но внезапно всех взволновало мученичество блаженного Исаака, и весь город изумился необычности такового дела, начали все – как клирики, так и миряне, – усердно почитать совершившееся и возносить величайшими хвалами стойкость столь удивительного исповедника. Объединяющий божественный пыл многих воспламенил и побудил толпы верных сойтись на площади и, исповедав веру, проклясть врага Церкви, но тотчас все, устрашенные гневом беснующегося тирана, по неслыханной своей слабости изменили суждения и ушли, бранясь, и объявили вдохновителями великого преступления и тех, кто это сделал, и тех, кто им споспешествовал. Лишь очень немногие, как ты сам знаешь, отделились от кощунства таковых и из почтения к святым не изменили своего первоначального суждения. По этой причине я постарался приступить к своему труду и с Божьей помощью создать небольшую книгу про заключение мужей под стражу, чтобы принести будущим поколениям свое свидетельство и получить от них либо бесчестье за ложь, либо хвалу и славу, потому что мы за оправдание мучеников все же надеемся получить от Господа награду как защитник справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Однако, он скоро мог убедиться в нашей правоте, ибо был митрополитом Сергием объявлен уволенным за участие в протестах против гонения на Церковь в России. Но вместо того, чтобы тогда же признать свою ошибку и воссоединиться с нами, он ушел в подчинение Константинопольской Патриархии с прежними своими заявлениями. Такой ценой митрополит Евлогий, во что бы то ни стало, уклонялся от единения с нами. Поэтому, первые же шаги его к воссоединению нас глубоко порадовали и, как мы считали, давали основание, если не к немедленному принятию его в полное общение, то хотя бы к восстановлению с ним общения не полного, каковой вид общения указывается в 5–9 правилах Анкирского Собора. Упоминание сих правил в определении Архиерейского Синода было почему-то истолковано митрополитом Евлогием как приравнивание его к отступившим от христианской веры, а между тем из текста совершенно ясно, что ссылка в скобках на эти правила указывает только на существование в Церкви установленного ими вида общения, когда допускается совместная молитва , но не разрешается еще общение литургическое. «Так как я вносил в Синод предложение о принятии митрополита Евлогия в молитвенное общение, в виду обнаружившейся его воли к восстановлению единства, то я же теперь с глубокой грустью принужден, откровенно сказать, что последующие действия митрополита Евлогия и отказ его приехать на Собор такое общение затрудняют. «Когда митрополит Евлогий уезжал отсюда, я верил в то, что он постепенно будет преодолевать все препятствия к единству. Мне думалось, что не решаясь здесь давать слишком категорических обещаний, он будет по крайней мере подготовлять путь к единству. Но, с возвращением митрополита Евлогия в Париж, имел место ряд фактов, свидетельствовавших о том, что он снова стал во всем слушать тех людей, от которых нашел нужным скрыть свое намерение отозваться на мое приглашение приехать. Теплившаяся надежда на восстановление единства стала сменяться во мне горьким разочарованием, когда я читал беседу митрополита Евлогия с корреспондентом «Последних Новостей», полные пападок на Синод и Собор, статьи официального «Церковного Вестника», и, наконец, опубликованное в американских русских газетах письмо митрополита Евлогия, написанное через месяц после заседания Синода с его участием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010