И пришедши, т.е. в Иерусалим с горы Елеонской, по вознесении Господа, ученики Его, или все свидетели вознесения, взошли в горницу, где и пребывали: слово, переведенное у нас словом горница, означает верхнюю комнату дома; здесь, более удаленные от шума уличного, они беспрепятственнее могли предаваться молитве и молению (ст. 14) и приготовляться к крещению Духом Св., о котором говорил им Господь (ст. 5), как имеющим вскоре последовать. Вероятно, эта горница была в доме, владельцы которого были расположены к Господу и ученикам Его, и сами были последователями Его; может быть та же горница, где была совершена тайная вечеря (большая горница, Лк.22:12 ). – Где и пребывали: речь идет не о постоянном, безысходном пребывании учеников в этой горнице, не расходясь; выражение общее, характеризующее вообще внешнее состояние (внутреннее – в ст. 14) учеников Господа по Его вознесении до Пятидесятницы. Оно значит: по возвращении с Елеона ученики Господа не разошлись каждый в место свое, но взошли в известную горницу, которая с тех пор и стала местом постоянных их молитвенных собраний, где они и пребывали в молитве и молении. В своем Евангелии Лука говорит, что, возвратившись с Елеона, ученики Господа пребывали всегда в храме ( Лк.24:51 ), прославляя и благословляя Бога; здесь же говорит, что они пребывали в горнице. Но эти указания не стоят в противоречии или разногласии между собой: из сопоставления их открывается, что ученики Господа пребывали в молитве и в храме и в горнице известного частного дома, т.е. были или в храме или в горнице в постоянной молитве к Богу. Они всегда были в храме, как благочестивые богочтители во времена общественных молитв в храме, где их благочестивое чувство находило удовлетворение и усладу в священнодействиях еще не замененного иными священнодействиями богослужения; в остальное время они пребывали в собрании в горнице, проводя время, как и в храме, в молитвах и молениях. Такие собрания были, без сомнения, по временам, но очень часто, что и обозначается словом пребывали. Имена апостолов перечислены здесь те же (за исключением отпавшего Искариота) и почти в том же порядке, как и в Евангелиях (ср. Мф.10:2–4 ; Мк.3:17–18 ; Лк.6:14–16 и прим.). Это перечисление здесь имеет цель – в начале книги указать те лица, которые составляли средоточие первого христианского общества, и деяния которых предполагает дееписатель описывать в книге своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

" Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? " - в этом вопросе кроткий упрек ученикам: незачем им оставаться так долго в таком бездеятельном положении - надо готовиться к предстоящему им ответственному делу, на которое они призваны вознесшимся Господом. Все мысли учеников, как и всех, конечно, искренних последователей Христовых, должны быть направлены отныне на ожидание Его Второго славного пришествия на землю, и вся жизнь должна быть подготовкой к нему. " Придет таким же образом " - второе пришествие Господа будет подобно Его вознесению, то есть Господь явится опять в Своем прославленном теле и видимым для всех образом. Значит, нельзя понимать второе пришествие только иносказательно, символически, как некоторые рационалисты его понимают. Сам Господь в Евангелии (Матф. 24:30) говорил, что Он явится " на облаках небесных с силою и славою великою. " Это же подтверждают теперь и Ангелы. Итак, второе славное пришествие Господа телесное, видимое, будет также несомненно, как было Его телесное вознесение. " Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон " . . . Из этого видно, что вознесся Господь с горы Елеонской, которая находилась к востоку от Иерусалима. Так как Феофил не знал, видимо, Палестины, св. Лука поясняет, что гора Елеонская находилась в расстоянии субботнего пути: по учению раввинов, в субботу разрешалось пройти не более 2000 шагов, то есть около версты. . Таково расстояние было во время странствования евреев по пустыне от крайних палаток еврейского лагеря до скинии. Иосиф Флавий также определяет расстояние Елеона от Иерусалима, указывая то 5 то б стадий, что как раз составляет около нашей версты. Гора Елеонская, которая была свидетельницей величайшего унижения Господа при Его аресте в Гефсиманском саду, сделалась теперь свидетельницей его высочайшего прославления - восхода на небеса, как Сына Божия, к Небесному Своему Отцу. Избрание Матфея (1:13-26). По возвращении с Елеона все одиннадцать Апостолов, которых Дееписатель полностью перечисляет по именам, пребывали, по заповеди Господа, вместе в горнице, то есть в верхней комнате дома, где удаленные от уличного шума они беспрепятственнее могли предаваться молитве, готовясь к принятию Св. Духа. Может быть, это была та же самая горница, где была совершена Тайная Вечеря.

http://sedmitza.ru/lib/text/430508/

Тогда: получив вразумление и обетование от ангелов. – Возвратились в Иерусалим, с радостью великой, как говорит ев. Лука в своем Евангелии ( Лк.24:52 ; см. прим.). – С горы, называемой Елеон и пр.: о местоположении горы Елеонской см. прим. к Мф.21:1 . Выражение указывает, по связи речи, что преславное вознесение Господа последовало с этой горы, иначе непонятно было бы, зачем потребовалось бы дееписателю упомянуть здесь о ней именно. Так как Феофил, для которого написана эта книга (ст. 1), кажется, не знаком был лично с топографией Палестины и в частности Иерусалима (см. предисловие к Евангелию от Луки, 2), то, упомянув о Елеоне, как месте вознесения Господа, писатель делает замечание о местоположении его в отношении к Иерусалиму, говоря, что он находится близ Иерусалима, в расстоянии только субботнего пути. Раввинская строгость относительно покоя в субботний день, простиравшаяся до крайних мелочей, как то видим и из Евангелий, не дозволяла совершать длинные путешествия в день субботний, чтобы не нарушать покоя субботы; дозволялось в субботу пройти не более 2000 шагов, т.е. около версты (см. прим. к Мф.24:20 ); такое пространство называлось субботним путем или путем субботы. Определение такого именно пространства основывалось будто бы на том, что таково было расстояние от крайних палаток еврейского лагеря до скинии, во время странствования евреев по пустыне при Моисее. Флавий определяет расстояние Елеона от Иерусалима то 6 стадиями (несколько более версты), то 5 стадиями (несколько менее версты); субботний путь длиннее несколько, чем то и другое из указываемых Флавием расстояний; это, конечно, зависит от того, с какого пункта горы вести счет. Может быть дееписатель ведет счет от той вершины горы, с которой совершилось вознесение Господа, и от того вышло расстояние длиннее, чем по счету Флавия. В Евангелии от Луки ( Лк.24:50 ) говорится, что Господь вывел учеников своих из Иерусалима до Вифании и вознесся, но это не противоречит рассматриваемому указанию книги Деяний на Елеон или одну из вершин Елеона, как на место вознесения Господа: ибо в Евангелии не сказано, что именно вблизи Вифании воспоследовало вознесение; оно значит только, что место вознесения находилось на пути из Иерусалима в Вифанию; рассматриваемое же место книги Деяний точнее определяет местоположение события вознесения – на горе Елеонской, на одной из вершин ее. Вифания отстояла на 15 стадий от Иерусалима ( Ин.11:18 ; ср. прим.), т.е. около 2½ верст; путь субботний равнялся около 1 версты, следовательно вознесение последовало с места, лежащего почти на полпути от Иерусалима до Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   Такое нерешительное состояние мыслей и чувств могло продолжаться долго не только на Елеоне, а и по возврате с него: между тем как наступающие дни были весьма драгоценны, долженствуя служить приготовлением к принятию св. Духа. Надлежало вразумить учеников в тайну того, что они видели; и се, егда взирающе бяху на небо, мужие два сташа пред ними в одежде беле. Вид и одежда были человеческие, но взор, глас и величие ангельские. Мужие Галилейстии, так вещали небожители, что стоите, зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте, Его, идуща на небо. То есть, небожители преподавали таким образом ученикам урок подобный тому, какой, за минуту перед тем, они слышали от самого Учителя. Что стоите, зряще на небо? Зачем хотите продлить зрелище, коему сама рука Божия положила конец облаком, сокрывшим от вас вознесшегося на небо Учителя? — Он до времени должен быть сокрыт от взора всех, и вы первые должны покориться сему распоряжению — перейти из области видения в область веры. Учитель кончил свое великое поприще, а ваше еще не начиналось. Если любите Его, то обратитесь к делу, им заповеданному, для коего Он уготовлял вас; если жалеете о разлуке с Ним, то ведайте, что Он паки приидет так же, как отшел. В ожидании сего, не оставляйте талантов, вам преданных; делайте прилежно в вертограде до Его возврата, дабы было с чем предстать перед лицом Его. — Вняв гласу небожителей, Апостолы немедленно возвратились с Елеона в Иерусалим, в то же место, откуда пошли, и возвратились уже не с печалию, а с радостию, как замечает Евангелист, великою. Радовались славе Учителя, вознесение коего еще более, нежели восстание из гроба, показывало, что Он как от Бога изшел, так и к Богу отшел, и что Ему точно дана всякая власть не только на земле, но и на небе. Радовались собственному предназначению, видя, что они призваны на дело Божие, великое и святое, несказанно благотворное для всего рода человеческого. Радовались самому явлению Ангелов и вести от них принятой, которая показывала, что отшедший Учитель не прервал с ними общения любви, что в нужных случаях они будут принимать наставления свыше. Благословение вознесшегося Господа, еще до сошествия Духа Св., уже, можно сказать, подняло всех учеников от земли и устремило души и сердца их горе. Ибо, вместо прежних мечтаний о земном царстве Учителя, в продолжение всех последующих дней до самой Пятидесятницы, мы увидим их постоянно занятыми богомыслием, проводящими время в молитве и благочестивых собеседованиях (Деян. 1:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Господь остановился, посмотрел на предметы, которым особенно удивлялись ученики; казалось, Сам разделяя их мнение о чрезвычайной прочности, богатстве и величии храма (Мк.13:2); но в ту же минуту, вопреки их ожиданию, еще сильнее и яснее подтвердил прежнюю угрозу:   «аминь, аминь глаголю вам, не имать остатися здесь камень на камени, иже не разорится!»..»   Решительность и сила, с какими произнесены были эти слова, отзывались непреложным приговором вечных судеб. Ученики не смели более нарушать безмолвия Учителя, Который Своими беседами и действиями заставил размышлять целый Иерусалим и Сам не менее других погружен был в размышление. Молча прошли водяные ворота, молча перешли поток Кедрский, молча взошли на одну из вершин Елеона, которая была прямо против храма (Мк.13:3).   Тем сильнее работало воображение учеников! Самая страшная сторона в ожидании народном, которой доселе они или не верили, или верили, но по-своему, с ограничениями, слабо, – представлялась теперь во всей своей ужасной действительности! «Если храм подвергнется такому разрушению, то что останется целым? Значит, все должно испытать величайшую перемену, быть разрушено до основания». Мрачность подобных мыслей озарялась одной надеждой, – что во времена Мессии все потери будут вознаграждены стократ, явится Иерусалим новый, храм великолепнейший, Богослужение чище и святее.   При такой надежде даже можно было желать, чтобы неизбежное зло совершилось как можно скорее, чтобы скорее явилось и ожидаемое добро. «Пока не будет разрушен этот злополучный храм, Учителю нельзя взойти на престол Израильский. Когда же это будет?» Таким вопросом, естественно, оканчивались все предположения и догадки. Любопытство, тем живейшее, чем казалось оно законнее, овладело особенно Петром, Иаковом, Андреем и Иоанном, которые, привыкнув издавна быть свидетелями самых сокровенных деяний Учителя, более других переживали, если не понимали в Его беседе что-нибудь.   Когда Учитель, взойдя на гору, сел отдохнуть на любимом месте Своем, эти четыре ученика, пользуясь отдалением прочих, отдыхавших по разным пригоркам, завели с Ним разговор о беседе Его и тотчас перевели речь на храм, который был прямо напротив них и представлялся отсюда во всем величии и красоте.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=598

П.В. Безобразов Е. И. Крупенниковой от 5 августа 1843 г. Елена Ивановна! Я получил ваше письмо. Вы удивлены известием о внезапном появлении моем в Одессе. Не удивляйтесь. У перелетной птички нет постоянного гнездышка. Всегда вновь она веет его там, куда инстинкт, или произвол, или ветер ее заносит. Так у человека Божия, отрекшегося от мира сего, нет заветного приюта. Он охотно переходит туда, где указывается ему временное пребывание или перстом Божиим, или вдохновением собственного сердца его. По первому указанию я оставил запад и прибыл на север, а по второму иду на восток. Но лучше говорить с вами яснее. В прошлом году по воле Божией меня вызвали из Вены, а в нынешнем по давнему святому желанию своему я решился поклониться яслям, кресту и гробу Господа нашего Иисуса Христа. Итак, я бреду с странническим посохом в землю обетованную, в те святые места, кои полюбил я еще в раннем детстве, когда учился священной истории. Во мне пламенеет желание видеть и облобызать землю, освященную стопами Спасителя грешников. Пройду по ней с Библией в руках, смирив ум и дав волю одним чувствованиям сердца. На вершинах Сиона, Елеона, Кармила, Фавора, Синая, на берегах Иордана и Галилейского озера, в саду Гефсиманском, у дуба Мамврийского, у Вифлеемских яслей, на Голгофе, забыть все земное, беседовать с Богом и с Иисусом, сложить в своем сердце Его святое слово, выплакать очи от умиления и покаяния, вдохновиться истиной и добром на остальные годы жизни, я не знаю выше сего блаженства на земле. Хочу упиться им досыта. Вот святое опьянение! Я на пути в Иерусалим. Наступит сентябрь, и меня уже не будет в Одессе. Не знаю, долго ли я пробуду на Востоке, или, быть может, мне свыше суждено и кости свои положить в зыбучих и раскаленных песках Ливии, либо Аравии. Что же? Я – пшеничка Божия; где бы ни посеяли меня, везде я оживу, лишь бы сподобиться мне умереть о Господе. Как истинный духовник, я не мог быть холодным истуканом. Плакать вместе с плачущими, каяться с кающимися и своими воздыханиями поощрять их к сердечному сокрушению о грехах, я почитал своей священной обязанностью. Но в глазах мирских людей и святое кажется грешным. О люди, люди! Кто вразумит вас? Кто исправит вас? Из некоторых выражений в письме вашем видно, что душа ваша страдает сильно. Жаль мне вас. Мужайтесь, терпите, молитесь, уповайте, очистите душу покаянием и умастите ее смирением. Не слушайте внушений самолюбия и оскорбленной гордости. Твердите, как можно чаще, слова Господа: «Блажени миротворцы». Променяйте Москву на деревню. Прощайте, до свидания. Да благословит, да утешит и да укрепит вас Господь на многострадальном поприще вашем. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Давид шёл в глубоком молчании, поникнув венценосную главу свою, посыпанную перстию. Но к довершению его несчастия, к усугублению его горести, при самой подошве Елеона является к нему некто Семей, сын Иемениев, отдалённый потомок Саула, один из близких к нему царедворцев, и встречает и сопровождает его, идя о страну горы, не изъявлением ему своей верности и преданности, но жестокими упрёками и укоризнами; не благословениями и благожеланиями, но ужасными проклятиями раздирающими душу его, и без того растерзанную. Изыди, изыди, муж кровей и муж беззаконный, вопиет он в след его. Возврати на тя Господь вся крови дому Сауля, понеже воцарился еси вместо его, и даде Господь царство в руце Авессалома, сына твоего: и се ты в злобе твоей, яко муж кровей ты, – и вместе с словами мечет в него и окружающих его грязь и камни ( 2Цар.16:7–8 ). Казалось бы, что в сию минуту терпение Давида должно было истощиться и печаль его, удручающая душу, разрешиться сильным негодованием на вероломство и злобу человеческую, но Давид продолжает сохранять прежнее своё молчание и не прежде нарушает оное, как когда один из скудной, его свиты, тронутый с одной стороны жалким положением царя своего, а с другой – низкою неблагодарностию и злобою беспримерною его подданного, вызывается наказать наглеца вероломного отъятием главы его. Почто проклинает пес умерший сей, говорит он, господина моего царя? ныне пойду и отъиму главу его. Но что сказал царь оскорблённый? Думаете ли, что он охотно согласился на вызов сей? Ах, нет. Давид слишком занят был своим внутренним состоянием, чтобы думать о внешней обиде. Что мне и вам, други мои? сказал он окружающим его. Оставьте его, пусть проклинает он меня, ибо Господь повелел ему проклинать Давида; и кто после сего может сказать ему: для чего ты поступил таким образом? Вот сын мой, изшедый из чрева моего, ищет души моей, а кольми паче сын Иемениев. И так, оставьте его проклинать меня, ибо Господь повелел ему. Быть может, Господь призрит на смирение мое и возвратит мне благая, вместо клятвы его во днешний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И жадной рукою берешь». «Твоими устами, лукавый, Я буду тебя обличать: Ты ведал души моей нравы, Что все я люблю забирать, Так что ж моего серебра ты Отдать не хотел в оборот? Ведь я, возвратившись, богатый С того получил бы доход», Так гордому царь отвечал, Потом предстоящим сказал: «Бездельника злого лишаю И мины единственной я, Тому эту мину вверяю, Кто десять скопил для меня. Кто много богатства имеет, К тому еще больше течет, У тех же, кто малым владеет, Последнее прочь отойдет. Врагов же моих, что желали Тогда меня царства лишить И даже послов отправляли О том, кого надо, просить, Ко мне их сюда приведите И передо мною сейчас Их злую толпу заколите». Окончив Спаситель разсказ, К столице Свой путь продолжал. Когда ж подошел Повелитель созданья К Висфагьи и рядом лежащей Вифаньи, К горе, что народ Елеонскою звал, Двух учеников Он, избравши, послал, Такое посланникам дав повеленье: «Идите в лежащее против селенье, При входе найдете осленка вы в нем, Никто на осленке не ездил на том, Ко мне, отвязавши, его приведите. Коль будут вам то запрещать, вы скажите, Что требует сам Вседержитель осла». Отправилась эта чета и нашла Все, как от Христа только что услыхала, Но как лишь осленка отвязывать стала, Хозяева начали то возбранять, Но так отвечали они, как сказать Учил перед тем их Владыка созданья. Приведши животное то, одеянья Свои возложили они на него, И сел Иисус на осленка того. И, как все, к столице свой путь направляли, Одежды тогда пред Христом постилали. Когда ж с Елеона спускался народ, Все ученики Иисуса в час тот В восторге и радости Господа стали За все чудеса прославлять, что видали, И чтили Христа громогласной хвалой: «Ты Царь достославный, Мессия святой, Идешь Ты нам славу, и мир, и спасенье Дать именем мощным Владыки творенья». Тогда фарисеи Христа запретить Просили такия хвалы возносить. Он молвил: «Они прекратят прославленье, Так будут хвалить Меня эти каменья». Когда же увидел Иерусалим, То молвил Спаситель, заплакав над ним: «О если бы ведал ты в эти мгновенья

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-lu...

Наконец он увидел ее рыжую голову между белых апостольников и подозвал ее. Только тогда сестры расступились и пропустили ее к пророку. — Это, Илия, одна из моих учениц, ее зовут Евгения. Благослови ее. Пророк Илия ласково благословил девушку. — Ты ее предупредил? — спросил он Эноха. — Зачем? Ее светильник всегда полон масла, она из мудрых дев. Вот ее жених… — Жених? — старший пророк внимательно поглядел на Дженни, потом отвернулся и задумался, прикрыв глаза. — Жди своего жениха сегодня с вечера у Кедрона, — вдруг сказал он. — Жди сколько будет надо. Если перейдет Кедрон — спасется, — сказал он. В Гефсиманию спустились монахини с Елеона и мирские, жившие на горе. Увидев воскресших пророков, они смеялись и плакали от счастья, подходили к ним под благословение, от радости плакали и обнимали друг друга. Дженни тоже кто-то обнимал и поздравлял. Она была единственным печальным человеком в этой толпе, но и она радовалась как могла. Пожимая руки и отвечая на объятия, Дженни почему-то вспомнила вдруг, как она когда-то не смела прикоснуться даже к Ланселоту, как боялась подойти близко к любому человеку, чтобы нечаянно не вдохнуть воздух, которым дышали другие. В толпе ее едва разыскала сестра Елена. — Евгения, иди к воротам, там к тебе твои друзья опять пожаловали! Дженни побежала вниз, перепрыгивая через три ступеньки. У ворот она увидела Ванду с Ингой и красивого стройного мальчика лет четырнадцати. — Вот, привели нашего Пятика, хотим его с отцом Алексеем познакомить и с матушкой Елизаветой. Но с тобой — в первую очередь, конечно. Пятик, это Дженни! — Здравствуй, Пятик! — Какая вы красивая, Дженни! Я рад за нашего Ланса. — Вы только подумайте, какой кавалер вылупился из нашего задиры! — всплеснула руками Ванда. — Вы очень вовремя пришли, дорогие, — сказала Дженни. — Идемте скорее наверх. Знаете, кого вы сейчас увидите и услышите? Воскресших пророков Илию и Эноха! А наверху шла проповедь. Люди тесными рядами сидели на земле и на камнях. Девушки с Пятиком подошли и сразу же услышали главные слова: — Время кончилось, братья и сестры! Все сроки исполнились, остались уже не годы и месяцы и даже не дни, а часы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Среди этой обширной мечети есть огромный камень, неизвестно чем поддерживаемый аршина два от земли. Дервиш говорил нам, что с этого камня Магомет вознесся на небо, и когда он, т. е. Магомет поднимался, то и камень поднялся от земли и шел за ним, но Ангел удержал камень. С боку на этом камне есть углубление человеческой руки; турки говорят, что это след руки Ангела, удержавшего камень, и говорят, что камень и теперь на воздухе. Этот камень окружен стенкой. В мечети нет никакого украшения; стоит обратить внимание только на одни окна, выложенные цветами из каких-то разноцветных камней. Говорят, что брат Австрийского императора давал туркам за одно окошко 5000 наполеондоров (5000 червонцев), но турки не отдали его и за эту цену. Из этой мечети мы заходили в другую, где в числе прочих колонн есть две таких, между коими турки проходят и верят, что кто протеснится между этими колоннами, тот и в царствие небесное войдет. Чтобы не ожесточить Дервиша, прошедшего прежде, мы тоже поступили так, хотя, разумеется; не верили в это. Все мы прошли свободно, за исключением одного петербургского протоиерея, которому проход был не по корпусу, что и было предметом смеха дервиша. Внутри эта мечеть украшена лучше Омаровой, в ней есть и кафедра для чтения Корана (турецкого закона). При стенке есть на камне след человеческой стопы: дервиш говорил, что это след Иисуса Христа и что будто бы он спрашивал христианского священника, который ответил ему, что след Иисуса Христа непременно должен быть на этом месте. Вышедши отсюда, мы заходили еще во святая святых, где имела пребывание малолетняя Богоотроковица Мария. Здание это также принадлежит туркам; внутри не на что смотреть; заслуживают внимания одни только каменные колонны, выделанные из цельного камня. Вышедши отсюда и пришедши на угол городской ограды, дервиш водил Нас в глубокое подземелье, где, говорил он, было обрезание Богочеловека. По выходе из подземелья, дервиш выводил нас на ограду, окружающую Иерусалим и, указывая чрез Иосафатову долину на Елеонскую гору, говорил: «что в день страшного суда будет проведена проволока из вершины Елеона на Иерусалимскую ограду и кто из людей пройдет по этой проволоке, тот и в царствие небесное войдет; а кто упадет в Иосафатову долину, тот пойдет во ад».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010