Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен.  С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города. Здесь, в Гефсиманском саду, его и предал один из учеников по имени Иуда. Он привел с собой стражников и поцеловал Иисуса, чтобы те поняли, кого им надо хватать. Отсюда Его увели на мучения и смерть. И отсюда же, с Елеонской горы, Он вознесся на небеса после Своего Воскресения из мертвых. Фавор А вот гора Фавор расположена от Иерусалима очень далеко. В Евангелии название этой горы не упоминается, но в церковном предании именно с Фавором связано одно из важнейших событий в истории человечества. Здесь Иисус Христос впервые обнаружил перед людьми Свое Божество видимым образом. Нет, конечно, Он и раньше творил чудеса — исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых, останавливал бурю на море одним Своим словом. Но при этом внешне оставался для всех присутствующих обычным человеком, ничем не отличающимся от всех других людей. И вот пришел день, когда трое избранных Им учеников увидели воочию, Кто же был рядом с ними все эти годы: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречной совестью, от полноты любящей души, мог исповедать пред своим Спасителем и Господом: ей, Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя! И не только исповедать устами, но и засвидетельствовать исповедание это делами и жизнью, как сделал это ап. Петр. Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение и следующего высочайшего обетования: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим (Ин. 14, 23). Аминь. (Составлено по «Полному собранию проповедей» Димитрия, архиепископа Херсонского, т. I). Вознесение Господне Поучение 1-е. Вознесение Господне (Назидательные уроки из евангельского повествования о вознесении Господнем: а) скорбный путь жизни ведет на небо; б) Иисус Христос благословляет всякого христианина; в) мы должны поклоняться Господу духом и истиной; г) мы должны всегда радоваться о Господе и д) собираться в храм для молитв) I. B четыренадесятый день по воскресении Своем Иисус Христос вывел учеников Своих из Иерусалима, на гору Елеонскую, напротив Вифании, и, поднявши руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них, и в их глазах подниматься от земли, и облако взяло Его из виду их. Таким образом, Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога. Ученики все еще смотрели в след вознесшегося Господа, как предстали пред ними два мужа в белой одежде и сказали: «Галилеяне! Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который вознесся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда они воздали Ему, как Господу Богу, поклонение, и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали в храме, славословя и благословляя Бога. II. а) Мы сказали, что Иисус Христос пред вознесением Своим на небо вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и там вознесся на небо, но Он вознесся не в самой Вифании, а с Елеонской горы, при которой стояла эта весь (Мк. 11, 1; Деян. 1, 9–12). Почему же Господу угодно было вознестись с горы Елеонской, а не с другого места? Евангелист не объясняет этого, но, очевидно, долженствовала быть какая-нибудь причина, потому что Бог ничего не делает напрасно – без причины. Сказать наверное, какая это была причина, когда Господь умолчал о ней в Писании, нельзя. Может быть, Господь вознесся с горе Елеонской и для того, чтобы эта гора – свидетельница скорбей и уничижения Его, на которой Он молился пред страданием до кровавого пота и с которой взят был на крестную смерть, как преступник (Лк. 22, 39–54), была местом и божественного Его прославления. Может быть и то, что вознесением с этой горы Господь хотел напомнить апостолам, а вместе и нам, ту истину, что тесный – скорбный путь жизни, подобный тому, каким Он прошел с Елеона до Голгофы, ведет на небо – в жизнь вечную, и поэтому никто не должен уклоняться от него на широкие греховные распутия, ведующие в погибель (Мф. 7, 13–14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Облако» – вероятно, светлое – (сравн. Мф. 17:5 ) было здесь знамением особого присутствия Божия, особой Божественной силы, которою совершалось это славное последнее земное дело Господа. Деян.1:10 .  И когда они смотрели на небо, во время восхожде­ния Его, вдруг пред­стали им два мужа в белой одежде «Два мужа в белой одежде» – несомненно – ангелы (ср. Лук.24, 4 ; Мк. 16, 5 ; Матф. 28, 2 ; Иоан. 20, 12 ). «Мужами называет ангелов, – говорит по поводу этого бл. Феофилакт, – показывая событие в том виде, в каком оно представлялось зрению, так как ангелы и на самом деле приняли на себя образ мужей, чтобы не устрашить». Деян.1:11 .  и сказали: мужи Галилейские! что вы сто­ите и смотрите на небо? Сей Иисус, воз­несшийся от вас на небо, при­дет таким же образо­м, как вы видели Его восходящим на небо. С недоумением и удивлением должны были апостолы вперить свои взоры в небо, где только что скрылся от них Господь. Это недоумение, быть может, близкое к оцепенению, разрешают ангелы кротким и ласковым как бы упреком; «что стоите и смотрите?» Время обратиться от бесцельного уже созерцания высот воздушных к обычной действительности, где их ожидает полная кипучей деятельности жизнь апостольского призвания. «Придет таким же образом». Здесь разумеется, очевидно, второе славное пришествие Господа, о котором говорил ученикам и Сам Он ( Мф. 25:31 ), и которое будет в том же прославленном Его теле и тоже на облаках небесных ( Мф. 24:30 ). Деян.1:12 .  Тогда они воз­вратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находит­ся близ Иерусалима, в рас­стоянии субботнего пути. «Тогда», т.е. после полученного от ангелов вразумления, «они возвратились в Иерусалим». В Евангелии Лука добавляет к сему «с радостию великою» ( Лк.24:52 ). Упоминание горы Елеона, как места, откуда возвратились в Иерусалим апостолы по вознесении Господа, означает, очевидно, что эта гора была и местом вознесения. Дееписатель точно определяет при этом и местоположение названной горы, – очевидно, потому, что Феофил, для которого предназначалась книга, был незнаком с топографией Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отселе к северу на скат святой горы, в виду находится сад Гефсиманский и место, где было селение Гефсимания, из которого Пресвятая Богородица любила уединяться на гору Елеонскую, любимую Ее Божественным Сыном, – особенно посещать то место, с которого Он вознесся на небо. На пути от Гефсимании на гору вознесения указывают скалу, где отдыхала Пресвятая Дева, а по святом успении Своем сподобила утешить явлением Своим апостола Фому. Вблизи самой вершины вознесения, во время молитвы Своей, получила Она от архангела Гавриила извещение о скором преставлении Своем и ветвь райскую в знамение блаженной кончины, бессмертия и славы. Заступницы рода христианского. Памятниками сада Гефсиманского остаются восемь широковетвенных вековых масличных дерев – отростков тех дерев, кои скрывали Спасителя, когда Он здесь, перед наступлением страданий, скорбел, тужил и молился до кровавого пота, под которые сошел ангел подкреплять человеческое естество Сына Божия, и среди которых Он предан был Иудой. Пещера, где Спаситель молился перед наступлением страданий, отделяется одной стеной от погребального вертепа Пречистой Его Матери. Место, где опочили апостолы во время духовной предсмертной борьбы Господа, указывается от молитвенного вертепа Спасителя на расстоянии вержения камня ( Лк.22:41 ). У самой вершины среднего холма была последняя стезя Спасителя на земле; отселе вознесся во славу Свою Христос, Бог наш. В 4-ом веке равноапостольная Елена, украшая храмами святые места палестинские, соорудила великолепную церковь на месте вознесения. Когда предал Господь во власть агарян землю святую, суеверие магометанское простерлось и на гору Елеонскую: на месте храма Вознесения явилась мечеть; среди двора, в небольшом здании, показывают священный памятник сожития с человеками Сына Божия – след левой стопы, напечатленный на твердой природной скале в минуты вознесения. Северный холм Елеона называется горой мужей Галилейских. Здесь, когда в глазах апостолов поднялся Господь и облако взяло Его из вида их, явились им два ангела и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Паломничество по Святой Земле в конце XX века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 День третий. 12 сентября. Четверг. В полночь началась Литургия на Гробе Господнем. Владыка Евгений служил с греческим епископом. Когда мы шли вслед за Святым Евангелием вокруг кувуклии, то мысленно будто шли за Христом на Его проповедь. Матушки Горненской обители удивительно пели, как поют только в монастырях: с верой, надеждой, любовью. Мы все причащались… После Литургии греческий епископ пригласил владыку Евгения и нас в ризницу, где хранится частичка Животворящего Креста Господня в золотом ковчежце. Мы его касались!.. А вдоль стен ризницы стояли стеллажи с мощами святых угодников Божиих. Успела прочитать: святые праведные Захарий и Елисавета. Молите Бога о нас. В четвертом часу ночи возвращались мы по пустынному Иерусалиму в Миссию. А в девять часов утра архимандрит Никита привез нас на вершину горы Елеон. Гора Елеонская, или Масличная. Господь часто посещал эти места и любил там уединяться в ночное время для молитвы, о чем свидетельствует евангелист Лука: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его (Лк 22:39). Елеон имеет три вершины: южная называется Горою соблазна оттого, что там во время заблуждений Соломона совершались языческие жертвоприношения, северная вершина Елеона носит название Малой Галилеи оттого, что во время Спасителя на ней было малое подворье галилеян, там они останавливались, приходя в Иерусалим на праздники, третья вершина — восточная и самая высокая — это Гора Вознесения. Гора Елеонская драгоценна для нас, христиан: с нее Господь наш Иисус Христос с пречистою Своею плотию вознесся во славе на небо и сел одесную Бога Отца. И вывел их (то есть учеников) вон (то есть из Иерусалима) из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). После Вознесения Господня ученикам явились два ангела и сказали, что Господь так же придет на землю, как они видят Его возносящимся на небо.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

Скачать epub pdf Глава 18 Господь в саду Гефсиманском и взятие Его (1–12). Суд над Господом у первосвященников и отречение Петрово (13–27). Господь на суде пред Пилатом (начало: 28–40). 1. Ин. 18:1 . Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его. Мф. 26:36 п. Вышел за поток Кедрон: первосвященническую молитву Свою Господь произнёс на Иерусалимской стороне Кедрона (17:1; ср. 14:31) и по окончании её перешёл с учениками Своими за этот поток, на ту сторону потока – к горе Елеонской, или масличной. – Кедрон (что значит – чёрный) был незначительный ручей, который наполнялся водой только после сильных дождей, а в остальное время русло его было сухо или почти сухо. Он протекал так называемой Иосафатовой долиной и отделял Иерусалим от Елеона. – Где был сад: вероятно, с несколькими жилыми строениями (ср. Мф. 26 и парал. Мк.). Место называлось Гефсиманией. – Вошёл Сам и ученики Его: этим только кратким замечанием и ограничивается евангелист в сказании о пребывании Господа в саду Гефсиманском, до прихода туда Иуды с воинами и стражею. О молитве Господа в саду Гефсиманском он не говорит, конечно, потому, что предполагал известным это событие своим читателям из прежде написанных Евангелий (ср. Мф. 26 и далее и парал.). И вообще в истории страданий Господа Иоанн только восполняет сказания первых евангелистов частными чертами, и если говорит о некоторых частных событиях сей истории, рассказанных уже первыми евангелистами, то говорит, видимо, с целью восполнения их в каких-либо важных частных чертах. 2. Ин. 18:2 . Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Лк. 21:37 . Иисус часто собирался там: это часто относится не к последним только дням пребывания Господа в Иерусалиме, но и к прежним временам пребывания Его здесь. Сад принадлежал, вероятно, кому-либо из тайных последователей Господа, может быть, тому семейству, в доме которого совершил Он пасхальную вечерю, и потому Господь с учениками во всякое время имел свободный вход в этот сад. Тем вернее Иуда, бывший в начале вечери в этом святом обществе, мог рассчитывать, что Он после вечери удалится в это любимое место; быть может, упомянуто было о сем и на вечери. Во всяком случае, как видно из сказаний всех евангелистов, Иуда знал, когда повёл спиру в Гефсиманию, что Господь с учениками Своими там и – не ошибался в печальном расчёте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Чтобы все это стало реальностью, Спаситель приносит на Голгофе в жертву спасения людей Себя Самого. По окончании Первосвященнической молитвы, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его ( Ин.18:1 ). Этот небольшой ручей наполнялся водой только после сильных дождей, в остальное время его русло было сухим. Он отделял Иерусалим от Елеона. Гефсиманский сад находился на Елеонской горе. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими ( Ин.18:2 ). Господь любил в свободное время ходить туда со Своими учениками. Войдя в сад, Господь остановил апостолов, сказав им: Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною ( Мф.26:36-38 ). С Иисусом остались три самых близких и доверенных ученика, которые были также свидетелями Его славного Преображения на Фаворе (см. Мф. 17, 1-13 ). Им же предстояло стать свидетелями Его Гефсиманского подвига. Сын Девы Марии – Человек и Воплотившийся Бог – Богочеловек. Как Бог – бесстрастен и неподвластен страданию и смерти. Но человек, сын падшего Адама, смертен и подвластен скорбям и болезням – такова природа человеческая в мире греха. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел… Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!» Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Перед спасительным Своим страданием Он должен был пить чашу, как человек, а не как Бог. Посему, как человек хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни». Святой Афанасий Великий поясняет: «Человеческое по немощи плоти стремится отклонить страдания».

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Это, напоминают Святые Отцы, и предостережение каждому человеку, не приносящему достойных плодов покаяния и праведной жизни. Душа такого человека подобна бесплодной смоковнице. Но тут же милостивый господь и обещает всякому, имеющему истинную веру и с верой молящемуся, дать «все, что ни будите просить» ( Мк. 11:24 ). Дальнейшее место нашего посещения — гора Елеон, находящаяся к востоку от Иерусалима и отделенная от него Иосафатовой долиной и Кедронским потоком (от которого сегодня сохранились лишь остатки русла). Елеонская гора буквально утопает в зелени маслин, кипарисов, пальм. Еще с глубокой древности на ней росло множество оливковых, или масличных дерев. Поэтому она и получила название Елеонской, или Масличной горы. Вековые деревья мы увидели и сейчас на западном склоне горы — в Гефсиманском саду. Многие события Ветхого и, особенно, Нового Заветов связаны с Елеонской горой. Здесь Господь беседовал с учениками; сюда удалялся для уединенной молитвы, когда приходил из Галилеи; здесь, в Гефсиманском саду, провел страшную ночь перед крестным страданием в молитве ко Отцу. Здесь явился на сороковой день по Своем Воскресении, утешил апостолов, велел им никуда не отлучаться из города и ждать сошествия на них Духа Святаго: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). «И вывел их вон из города до Вифании… и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносится на небо» ( Лк. 24:50-51 ). «Облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). Когда Он возносился, явились апостолам два Ангела в белых одеждах, благовествуя последнее пришествие Господне: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:10-11 ). На вершине Елеона остался след Пречистой стопы Спасителя — камень, который расплавился при вознесении Господнем. С благоговением и горячей молитвой припали мы к этой святыне — Стопочке Господней, — благодаря Господа и воспевая: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…» Каждый, я думаю, почувствовал в это время соединенность наших душ с невидимым, но всюду сущим Божеством, приведшим нас, грешных, к Своим святыням. Сладостно отозвались в наших сердцах слова, которые в утешение Своим ученикам и христианам всех времен сказал Христос пред Своим Вознесением: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Явление, подобное виденному Елисеем над Илиею, совершилось теперь пред их глазами, но несравненно в славнейшем виде. Не колесница огненная, символ еще земной и означающий очищение человеческой природы, но облак славы, который прежде являлся только колесницей для Бога, поднял с Елеона от взоров учеников прославленную плоть Иисуса, Который, отходя, воздвиг руки Свои (обряд благословения жреческого), благословил учеников Своих (как Илия Елисея милотию, как Моисей начальников двенадцати колен). И только услышали апостолы от Ангелов в дополнение к ответу Господа и в утешение свое то, что слышали еще прежде от Него Самого, что так же Он некогда снидет снова на землю, как теперь восходит, но когда это будет, – не узнали. Четыредесятидневное обращение с ними Господа по воскресении столько уже приготовило их к сему явлению, что они с радостью его встретили и возвратились в Иерусалим, прославляя Бога. Теперь они уже не заслуживали более упрека ни в недостатке любви к Нему, какой слышали из уст Его на последней пасхальной вечери: «если бы возлюбили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу: ибо Отец Мой более Меня» ( Иоан. 14:26 ), – ни в недостатке упования на Него, в чем упрекал Он их тогда же, говоря: Я иду к Пославшему Меня. Никто из вас не спрашивает Меня, куда идешь? От того, что Я сказал вам сие, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (16:5–7). В настоящем состоянии они достойнее были того изображения, в каком представлял их Господь в Своей первосвященнической молитве (17:6–19): Я возвестил Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира... и они Слово Твое сохранили. Ныне уразумели, что все, что Ты дал Мне, есть от Тебя. Ибо слова, которые Ты дал Мне, я передал им; и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя и уверовали, что Ты Меня послал. 16 Иначе ев. Лука охарактеризовал бы его более определенными чертами. Поэтому едва ли справедливо предположение тех, которые считают Симеона сыном Гиллела, отцем Гамалиила, представителем Синедриона 17 Что это предположение, которым принимается то, что Иосиф и Мария, оставив Иерусалим, расположились остановиться своим пребыванием в Вифлееме, не есть предположение произвольное, ни на чем не основанное, предлагаем следующие причины: 1) только таким предположением объясняется то, что волхвы нашли младенца в Вифлееме; они не могли придти и поклониться Ему еще до путешествия Иосифа и Марии в Иерусалим: это раскрывается из обстоятельств их истории: а) времени от рождения до принесения Иисуса Христа в храм мало для их путешествия в Иудею; предположение, что звезда им явилась ранее рождения Иисуса, невероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Евангельская археология in Gallicantu включает также большую усадьбу с хозяйственными службами и фундаментами жилых строений – все, что может относиться предположительно к «дому Каиафы». Но главное – это лестница, по которой Христос Спаситель спускался с Сиона после Тайной Вечери и по которой Его влекли на суд Синедриона. Раскопки вскрыли высеченные в скале ступени, оказавшиеся частью террасной древнееврейской улицы, ведущей с Сиона к Силоамской купели. По этой лестнице дважды прошел Спаситель в последнюю ночь Своей жизни. В первый раз – когда уводил учеников после Тайной Вечери за Кедрон в Гефсиманский сад. И второй раз – когда, поруганного и связанного, влачили Его слуги первосвященников, чтобы ложно обвинить в богохульстве и приговорить к смерти. Святыни Елеона Масличная гора Елеон (Масличная гора) представляет собой небольшой горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Кряж состоит из трех вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), называется – по важнейшему совершившемуся здесь событию – Горой Вознесения, южная – Горой Соблазна (; «скандал» по-гречески как раз и означает не что иное, как «соблазн»). Название горы связано с тем, что на ней Соломон разрешил своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы – соблазн и скандал для иудеев, верующих в Единого Бога. Северная часть Елеона носит название Малой Галилеи. Здесь, по преданию, был постоялый двор, на котором останавливались пришельцы из Галилеи, в том числе св. апостолы. Именно к этому месту относятся слова Ангела, сказанные в Пасхальную ночь женам-мироносицам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите» ( Мк. 16:7 ). Обращенные к Иерусалиму западные склоны Елеона (считается, что гора находится от города на расстоянии «субботнего пути» – той тысячи шагов, которые разрешаются благочестивому иудею пройти в субботу), и сейчас сохранили остатки масличных (оливковых) рощ, от которых пошло название горы. Восточный склон переходит постепенно и почти незаметно в Иудейскую пустыню, так что Елеон и сегодня, как во времена апостолов, остается границей расширения Иерусалима в восточном направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010