„Когда вышли со св. Дарами, описывает литургию этого дня очевидец о. А. Анисимов, вдруг полился такой сильный дождь, что сделалось смятение в храмовой скинии, которая, кстати заметить, была вся в дырах, и, при жидкости материала, плохо даже защищала нас от жгучих лучей, а от ливня ни мало. Все облачения на престоле и на служащих промокли до нитки. Антиминс чуть не плавал, лежа в луже воды. Св. Дары тем только и соблюли от роскиси и опреснения, что покрыли вчетверо сложенными покровцами. Архиерей то и дело переходили с места на место, да и мы, ища более удобного положения. Вода лилась нам за шею целым потоком, мы едва успевали протирать глаза от влаги, чтобы сказать возглас и прочесть молитву. Служебники порасплылись в руках. Сумятица страшная! Я стал было опасаться за надлежащий исход обедни, но владыка поставил мальчика с жезлом на том камне, на передней стороне которого совершалась литургия, и он, подпирая им впалый намет над св. Дарами, давал этим возможность воде скатываться больше в сторону от них, и таким образом мы окончили обедню. Впрочем, два архимандрита едва только приобщились, сейчас же, в виду архиерея, разоблачились и ушли, остался я да арабский священник. Владыка Епифаний (митрополит иорданский) разоблачился после всех“ 94 . „В вербную субботу, по окончании обедни на Елеоне, по словам того же о. Анисимова, ходят иногда с крестным ходом в Вифанию в пещеру Лазаря для поклонения, но теперь помешала этому ненастная погода. Впрочем, массы народа то и дело тянулись длинной вереницей туда и обратно“ 95 . В виду описанных физических и литургических весьма серьезных неудобств, Сионская церковь постаралась при первой к тому возможности перенести службы субботы Лазаревой с Елеона, который с воспоминаемым Церковью событием ни в какой прямой связи не стоит, в место более удобное для сего и гораздо ближе стоящее к центру тяготения в этот день для всех богомольцев-паломников – к пещере пр. Лазаря в Вифании. Таким вполне пригодным местом оказался храм „Встречи», находящийся под Елеоном, на расстоянии около версты от Вифании, построенный на том месте, где Марфа, сестра Лазаря, встретила Иисуса Христа, идущего в Вифанию к умершему Лазарю, и где Он сидел некоторое время в ожидании другой его сестры Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Более того, он хотел напомнить тоже часто забываемое и присутствующее лишь в церковных росписях на тему Акафиста представление о Божией Матери как Главе и Покровительнице женского монашества – подобно тому, как Спаситель почитается Главой и Настоятелем монашества мужского 1400 . И храм монастыря должен быть посвящен празднику, специально учреждаемому в память евангельского события – Целования Божией Матери и праведной Елизаветы в Горнем Граде Иудове. Создается новая историко-литургическая реальность. «4 декабря 1881. Идеи возможного устройства Богородичного скита с Игуменией не от мира сего. 11 декабря. Наречение Святейшей UГYMEHVI Горней. Отыскивание в секретной кивота для Нее. 12 декабря. Г-жа Соболева с благословением строить на ее счет кафедру ИГУМЕНСКУЮ в Горней церкви». Дневник описывает последовательно и события малого и полного освящений. «29 марта 1883. Приготовления всякого рода к предстоящему небывалому празднику. 30 марта. Целование Мариино. Встали до солнца. Молитвы. В 6 ч. Звон и шествие ко “храму”. Часы. Облачение 5 иереев, 4-х диаконов и владыки. Вложение в престольную доску мощей св. великомуч. Георгия, и миропомазание престола, а вместе с ним и полное освящение церкви». Аналогичную историю, как внешнюю, так и внутреннюю, сокровенную, можно восстановить по дневниковым записям для всех антониновских храмов и подворий. В своих церковно-строительных проектах Антонин предстает подлинным мастером сакральных пространств, создавшим русский Панафинеон в столице Эллады 1401 , предначертавшим идею храма Несения Креста над Порогом Судных Врат в Иерусалиме, вознесшим храм Вознесения и Русскую Свечу на вершине Елеона, положившим начало православному богослужению у Дуба Мамврийского в Хевроне, устроившим «приют Закхея» в Иерихоне, «дом праведной Тавифы» – в Яффе, православный «Горний Град Иудов» – в Айн-Кареме. Уникальны и порой весьма подробны рассказы о паломничестве в Святую Землю известных церковных и государственных деятелей – в том числе представителей Царствующего Дома. На Востоке, по условиям местного менталитета, паломничества членов правящих династий к святым местам были одной из наиболее эффективных форм дипломатии. Реальное русское присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке начинается с первого из августейших паломничеств (1859) и на протяжении всего своего развития (до 1914) неразрывно с ними связано.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Она родилась в арабской семье в Палестине. В монастырь пришла тринадцатилетней отроковицей. Это было в 1954 году. Арабов-христиан расположила к себе знаменитая игумения матушка Тамара – правнучка императора Николая I, дочь Великого князя Константина Константиновича Романова (придворного поэта «К.Р.»). Матушка Тамара принимала на воспитание в монастырь арабских христианских девочек. Будущей монахине Рафаиле настолько здесь понравилось, что она решила никуда отсюда не уходить. С юных лет проходила она школу послушания. Вместе с другими сестрами пела на клиросе, читала во время службы, готовила на трапезе, занималась сбором маслин, ухаживала в больнице за немощными, убирала монастырь от мусора, который кидали через забор соседи-мусульмане. Ни водопровода, ни канализации в те времена не было. На неделю каждой сестре выдавали два ведра воды – одно для питья, другое на хозяйственные нужды. Но в таких вроде бы тяжких условиях созидался костяк духовно крепких сестер Русского Елеона. Как-то она увидела, что игумения (в то время была матушка Феодосия) сидит на стульчике у собора вся в печали. Оказалось, некому пономарить: кто болел, кто был занят, кто не мог. Мать Рафаила утешила матушку и попросила благословения, чтобы впредь пономарить ей. И с тех пор почти 40 лет вплоть до самой кончины своей она неустанно пономарила в Спасо-Вознесенском соборе обители. А устав богослужения – могу подтвердить – знала она на зубок, разбираясь в самых замысловатых тонкостях храмового служения. Она говорила, что послушание всегда должно подкрепляться молитвой. Молитва придает духовных сил, и тогда весь труд освящается. Со слов матери Рафаилы, именно молитва Иисусова и молитва «Богородице Дево, радуйся» помогли ей освоить вышивание. Мало кто знает, что мощи преподобного Саввы Освященного, когда католики вернули их Иерусалимской Церкви в 1965 году, облачены были в пошитое монахиней Рафаилой облачение. Она же вышила голубой оклад для знаменитой чудотворной Монреальской Иверской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/154335.html

Эта стопа довольно хорошо сохранилась; впрочем, пальцев не видно. Кажется, Спаситель слегка прикоснулся к дикому камню, может быть, в то мгновение, когда Он обратил последний взор свой на Иерусалим. Благочестивое предание о вознесении Богочеловека с Елеона не противоречит благовествованию евангелиста Луки 136 , который говорит, что Господь Иисус вывел учеников из Иерусалима до Вифании и, подняв руки свои, благословил их; и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Ученики были выведены до Вифании, а не в самую Вифанию, стало быть, они остановлены были по ту сторону Елеона, на горном склоне, между Вифаниею и вершиною Елеонскою, ибо древняя Вифания была ближе к сей вершине, а нынешняя спустилась ниже, – к погребальной пещере Лазаря. Там Господь благословил учеников своих и сталь отдаляться; но куда? Очевидно, на самую вершину Елеона, где и коснулся Божественною стопою Своею и оставил след ее в память и утешение верующим во имя Его. Апостолы тотчас пришли на сие место и смотрели на небо во время восхождения Господа. Тогда вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали и пр. и пр. Тогда они возвратились в Иерусалим от горы, нарицаемый Елеон 137 . Из сих слов апостола Луки видно, что они были на Елеоне. Итак, благословение учеников Господом происходило в виду Вифании; по отступлении отсюда Он вознесся с Елеона, но в виду учеников. Стопа Спасителя, по указанию компаса, обращена на север. Итак, Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее. Россияне! На вас почиет благословение Господне; а вы и не думаете воздвигнуть великолепный храм над стопою благословившего вас Господа. Мусульмане попирают сие св. место и сквернят его, повергая туда пепел из своих трубок. Идите освободить сие место; и пусть ваше благочестие воздвигнет храм Спасителю там, где он некогда стоял и где разорило его нечестие галлов. С Елеонской вершины перешел я на гору Соблазна, так названную от идольских требищ и жертв, приносимых на сей горе еще во время Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Малоизвестный, к сожалению, поэт и прозаик Владимир Шуф выпустил книгу сонетов «В край иной» (СПг. 1906г). В предисловии он поясняет, что в книге «рассказана история души, ищущей Бога. От неверия и агностицизма, полного сомнений, от разбитых святынь прошлого длинный путь ведёт меня к вере в край иной. Я видел мир – это путь целой жизни, который привёл меня в Палестину…». Я проходил нагорные места. Там м аслины шумели в чаще сада, Там Он стоял, - как небо, благость взгляда, Как сладость роз, прекрасные уста. Виденья ли молитвенные грёзы, Мечты ль моей безгрешный, светлый сон, - В одежде белой встретился мне Он. Не терния, страдания и слёзы, - Цветок нашел я гефсиманской розы В святом саду, где путь на Елеон. Без Елеона не постичь Иерусалима. Конечно, в Старом городе величие Воскресения Христа, но это ещё и Скорбный путь, Голгофа, крики: «Распни Его», а Елеон – это только радость, сияние Вознесения, надежда и ожидание Второго пришествия. Здесь всё для молитвы: небо, простор, здесь легко дышится, далеко видится. Далеко в двух смыслах – видишь окрестные библейские дали и видишь свою жизнь до прихода в Святую Землю. А уж как дальше пойдёт жизнь – Бог весть, но всегда отныне в ней будет сияние Елеона. Отсюда совершился Вход Господень в Иерусалим. «Когда он приближался к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, что видели они». (Мф. 21, 1) На этих склонах звучали возгласы благодарения и прославления: « Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних» (Лк. 19, 37-38), слова, навсегда вошедшие в вечность. Зелёные ветви елеонских деревьев бросали люди под ноги Спасителю. Были и те, кто требовал от Спасителя: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». (Лк. 19, 39). Но как остановить Славу Всевышнего? Он ответил: « … сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Да, и вот эти камни, и природные, и надмогильные вопиют и доныне о Спасителе и о дне Входа в Иерусалим с Елеона. В них память о зелёных пальмовых ветвях, которые бросали под ноги Иисусу, а также горькая память и о том, что уже, меньше, чем через неделю, эти же люди, пусть не все, закричат: Распни Его». И высохли те ветви и превратились в пыль.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

III. Вслушайтесь в эти молитвы Церкви, когда будете молиться на празднике в храме и помолитесь от глубины души с умилением: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение». «Восшед на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови» (стихиры в день Вознесения, вечерня). «Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас» (Синакс.). (Извлеч. из «Воскресное чтение» за 1865–66 г., кн. 1, стр. 139–143). Приложение к беседе 1. Гора Елеонская Мы часто, по крайней мере, мысленно, посещаем место, любимое другом, благодетелем, отцом, на котором мы в последний раз простились с ними, приняли завещание друга, благословение родителя. Самая печаль при сем посещении бывает радостная, горесть усладительная. Посетим же мысленно гору Елеонскую, которую любил Господь Спаситель наш; на которой в последний раз простился Он с нами в лице Своих учеников и, благословив их, вознесся на небо. Священное Писание , Предание и свидетельства очевидцев изобразят нам гору Божию. приведут на память события, совершившиеся на ней, укажут многие места, служащие памятниками события. «Тогда выступит Господь... и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» ( Зах.14:3–4 ), «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» ( Деян.1:12 ). Вот местность Елеона, по свидетельству св. очевидцев: пророка и евангелистов. Отделяемая на одну версту от Иерусалима и потоком Кедрским, и долиной Иосафатовой, гора Божия возвышается над святым градом, – как страж и зритель его. Сюда удалялись из шумной некогда столицы иудейской для молитвы и уединенных бесед люди, искавшие единого на потребу; здесь Господь наш изрекал милостивые и грозные суды Свои. В глубокой древности времен ветхозаветных, у писателей богодухновенных, упоминается о горе Елеонской, и в таких случаях, кои имели влияние на Церковь Божию. Погибельный сын Давидов, Авессалом, восстает против отца, и – святой царь Израилев удаляется на средний холм Елеона, с небольшим числом приверженных к нему переходит долину Иосафатову и поток Кедрский, с горькими слезами, с непокровенной главой и босыми ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Горестное событие предызображало, что сим же путем пройдет некогда Божественный потомок Давида, с душой прискорбной даже до смерти, – с небольшим числом апостолов, перед наступлением страданий от первенца Божия – Израиля. Окрестности Елеона доселе являют следы двух плачевных прехождений: от быстрого, струившего чистую воду потока Кедрского уцелело одно глубокое русло; на роскошной долине Иосафатовой можно видеть только плач безуспешный и скорбь: она превратилась в мрачное, обширное кладбище. Южный холм Елеона – гора соблазна, оскверненный нечестием языческим, превратился с своими окрестностями в вечное запустение. Средний холм, охраняемый небесным Провидением, назначается для дел благочестивых, для событий великих. Провидя в своих созерцаниях, что Елеон будет любимым местом Спасителя, пророки, у самого восхода на гору, с юго-запада от оврага Кедрского избирали места для святых своих останков, – как бы желая хотя ими встретить надежду и утеху Израиля: в глубоких пещерах благочестивым путешественникам указывают гроба пророков. С пришествием Спасителя гора Елеонская облеклась неувядаемой славой. Господь почтил ее частыми Своими посещениями; ее глубокому безмолвию и уединению доверял Свои таинственные со Отцом беседы; там открывал небесные тайны Своим ученикам; там изрекал предвечные небесные определения. В прямом направлении к северу от гробов пророческих видна скала, с которой Спаситель, смотря на Иерусалим, плакал о предстоящей ему гибели: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37–38 ). Выше, к вершине вознесения, от тех же гробов, указывают развалины здания, разделенного на несколько келий, которых, говорят, было двенадцать. Здесь, по преданию, апостолы составили Символ веры , в руководство образующейся Церкви. Еще выше, по тому же направлению, стоящий на земле обломок колонны означает то место, где преподал Господь молитву Отче наш… Несколько выше и правее Иисус Христос, беседуя в последний раз со Своими учениками, предсказал кончину мира и Свое второе пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, матерью Иисуса, и с братьями Его. Единодушно пребывали в молитве и молении: общее обозначение того духовного религиозного настроения, в каком находились ученики Господа после Его вознесения, как и в Евангелии от Луки ( Лк.24:53 ). Возвратились с Елеона они с радостию великою ( Лк.24:52 ), и эта радость выражалась в единодушии и молитве. Притом они были как овцы среди волков; молитва и единодушие необходимы были для них и посему. «Прекрасно! Молитва – сильное оружие против искушений. Этому они, с одной стороны, уже достаточно научены были самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение; потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев» (Злат.). Наконец, молитва и моление были для них лучшим средством приготовления их к принятию обетованного им Духа и к исполнению того великого служения, на которое они призваны Христом. Вместе с апостолами упоминаются здесь жены; это, без сомнения те жены, которые сопутствовали Господу в Его путешествиях по Палестине с проповедью Евангелия и служили Ему имением своим, о коих повествует ев. Лука в своем Евангелии ( Лк.8:2–3 ), и которые пришли с Ним из Галилеи в Иудею на последний праздник Пасхи ( Лк.23:55 ; Лк.24:1 ). Между ними упоминает дееписатель выразительно о пречистой Матери Господа. Здесь были названы братья Господа (ср. прим. к Мф.1:25 ; Мф.13:55 и парал.), которые еще не так давно не веровали в Него, как Мессию ( Ин.7:5 и прим.), а теперь уже были в числе верующих. Были здесь, без сомнения, и другие верующие, о которых упоминается далее (ст. 16). 15. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал: 16. (Было же собрание человек около ста двадцати) мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. В те дни: между днем вознесения Господа и днем Пятидесятницы, в один из тех дней, когда было собрание учеников и последователей Господа (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

I век Рождение христианской Церкви Вот уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое разделило всю историю человечества на две части – до Рождества Христова и после него. Именно с Рождества Христова многие начинают отсчет истории христианства. Однако когда мы говорим о христианстве, то имеем в виду не христианство вообще. Говоря о христианстве, мы прежде всего подразумеваем христианскую Церковь . Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос на протяжении трех лет осуществлял Свое общественное служение. Он учил, творил чудеса, предвозвещая людям начало новой жизни. Христа слушало множество людей. Толпы собирались посмотреть на человека, в Котором многие видели долгожданного Мессию. Но это еще не была Церковь . Вокруг Спасителя сформировалась группа из двенадцати самых преданных учеников – будущих апостолов. Но и они до определенной поры еще были маловерны, духовно слабы. В последний период Своей жизни на земле Иисус Христос неоднократно повторял ближайшим ученикам о том, что скоро Его близкое общение с учениками закончится. Скоро вместо Христа к ученикам придет Утешитель, Дух истины. Он не только напомнит им учение Христово, но и научит их всему. Уже после Распятия и Воскресения из мертвых и незадолго до Своего Вознесения Иисус Христос дал такое повеление ученикам: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян. 1, 4–5 ). И добавил: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли ( Деян. 1:8 ). Единственный рассказ об основании Церкви Христовой сохранила Книга Деяний апостольских. Без осмысления того, что произошло в тот день, как это событие было воспринято религиозным сознанием очевидцев, иерусалимских христиан, нельзя понять дальнейшей истории спасительного служения Церкви. Возвратившись после Вознесения Спасителя с Елеона в Сионскую горницу, апостолы единодушно пребывали в молитве ( Деян. 1:14 ). Так продолжалось еще десять дней, пока не наступил праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

    Он как бы искал в нем признак жизни духовной... Обильные струи слез, показавшихся из очей Его, свидетельствовали, что искомого не обрелось... Над гробом Лазаря Он проливал слезы молча, а здесь рыдал над городом, который уже поздно было спасти от опустошения, рыдал над родным Его народом, который нельзя уже уберечь от тяжких грядущих бед... «О» , — воскликнул Он, — «если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это»  (и ныне, как прежде) «сокрыто от глаз твоих!»  (и только твоих) «Ибо придут на тебя дни»  (и Я уже вижу их: они недалеко), «когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего»  (Лк. 19:42-44), когда Бог через Меня предлагал тебе спасение! Перед Сердцеведцем будущее, как настоящее: Он видит, как этот, некогда возлюбленный народ отвергается Богом, как римские войска осаждают этот ликующий теперь Иерусалим, как рушатся стены его, горит храм, сотни тысяч Иудеев избиваются мечом, другие сотни тысяч отводятся в плен, в рудники, и весь Израиль, как пыль ветром, рассеивается по лицу земли и становится притчей и поношением для всех народов, — видит все это, и неудержимые слезы текут потоком из Божественных очей Его! Кто говорил, Кто плакал таким образом об Иерусалиме, Тот не был, как клеветали фарисеи, обольстителем народа, не желал бедствий Своему отечеству!... Настала минута двинуться дальше. В долине Кедронской, по зеленым горным скатам Елеона, теснились палатки и шалаши прибывших в Иерусалим дальних богомольцев; услышав отголоски радостных криков, узнав, что это Иисус грядет, и эти богомольцы толпами устремились туда же, так что когда Господь вошел в Иерусалим, то весь город пришел в волнение.  И КОГДА ВОШЕЛ ОН В ИЕРУСАЛИМ ,  ВЕСЬ ГОРОД ПРИШЕЛ В ДВИЖЕНИЕ . Всякому, кто еще не успел выйти из города, хотелось узнать: что значит это ликование? Всякий спрашивал  И ГОВОРИЛ: КТО СЕЙ?  Мысль, что это Иисус, не вдруг могла прийти тому, кто знал Его прежнее смиренное обращение и вместе — грозное определение синедриона.  НАРОД ЖЕ , сопровождавший Господа, особенно пришельцы из родной Ему Галилеи,  ГОВОРИЛ , радостно крича в ответ:  СЕЙ ЕСТЬ ИИСУС ,  ПРОРОК ИЗ НАЗАРЕТА ГАЛИЛЕЙСКОГО . Шествие направлено было прямо к храму, который всегда служил единственным и как бы естественным пристанищем Сына Божия. Так, впрочем, поступали и все путешественники, когда приходили на праздник, желая прежде всего явиться пред лицем Бога Отцов своих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010