Сейчас в Спасо-Вознесенском монастыре подвизается около 150 монахинь разных национальностей: арабки, русские и румынки, а монастырь все-таки остается русским. Уже цитировавшееся интервью с матушкой Вероникой кончается словами: «Благодать и красоту атмосферы обители можно почувствовать только во время наших монашеских служб, наполненных особым молитвенным духом». Жалко, что нам это не было дано — постоять на службе на Елеоне, ведь за несколько дней на Святой Земле так много нужно успеть. А теперь, перед спуском с Елеонской горы, мы отправляемся на смотровую площадку, откуда открывается панорама Иерусалима. Про себя пою, повторяю слова песни моего давнего корреспондента иеромонаха Романа (Матюшина): Иерусалим, Иерусалим, Горькая моя мечта. Иерусалим, Иерусалим, Город моего Христа. Древние стены Иерусалима видны отсюда отчетливо (хотя большая часть стен не такая уж древняя — воздвигнута уже во времена мусульманского владычества), хорошо видны «Золотые ворота». Всего в Иерусалим ведут восемь ворот, и одни из них — а именно «золотые» — замурованы наглухо. Так мусульмане боролись с предсказанием о том, что Христос придет на последний Суд именно через эти ворота. Ищем среди моря домов из светло-желтого камня два серых купола храма Воскресения, малый над Голгофой, большой над Гробом Господним — это наш Иерусалим, христианская его часть. Но, конечно, в первую очередь в панораме бросается в глаза золото купола мечети Омара. Построена она на месте великого Иерусалимского храма Соломона. Матушка Евфалия показывает нам огромную лестницу — вероятно, по ней поднималась Божья Матерь при введении во храм. Отсюда, с Елеона, с большой высоты и достаточного отдаления видно, каким громадным был Иерусалимский храм, куда несколько раз приходил Господь на Пасху. Стену плача — все, что осталось от храма со времен Христа — отсюда не видно, она располагается с западной стороны города . Кстати, султан Омар, сам того не желая, по сути дела спас Гроб Господень. Захватив Иерусалим, он не вошел в Храм храмов, а молился поодаль, на этом месте и воздвигли «Золотую мечеть», и не тронули христианский Храм. А если бы вошел и помолился, то мечеть воздвигли бы на Голгофе, и снести ее было бы невозможно . Бог может управлять поступками человека и помимо его воли.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Под ними еще один археологический слой – остатки римского военного лагеря. Вся площадка оформлена как историко-археологический заповедник, пройти в который можно через Мусорные (или Маврские) ворота. Пандус вдоль западной стены ведет на верх Храмовой Горы, калитка справа – в археологическую прогулочную зону. Прогулка по Кедрону Кедронский овраг начинается у подножья горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, затем идет вниз, на юг, вдоль восточной стены Старого Города, отделяя его от горы Елеон. Эту часть Кедрона называют еще по-другому «долиной Иосафата» – по находящемуся здесь мавзолею древнего царя, чье имя в переводе с еврейского означает «Бог судит»). Первое, что здесь бросается в глаза, это скопление кладбищ – мусульманских, тесянящихся под самой городской стеной, и еврейских – по противоположным, елеонским, склонам оврага. Это – Юдоль плачевная. Здесь, по библейскому обетованию, состоится Страшный Суд. Мы выходим из города через Львиные ворота и направляемся в сторону Елеона. Первое, что мы видим на своем пути, – греческая церковь , посвященная первомученику архидиакону Стефану. На этом месте, по греческому православному преданию, был он побит камнями в 34 г., через год после Распятия и Воскресения Спасителя. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В византийские времена почитание первомученика совершалось в другом месте – за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где императрица Евдокия возвигла в 460 г. посвященную ему базилику. А эта церковь в долине Кедрона бы ла построена Иерусалимским Патриархатом совсем недавно, в 1969 г. Справа от здания можно видеть несколько сохранившихся каменных ступеней древней лестницы, шедшей с горы Елеонской, раскопанных в 30-е гг. прошлого столетия русским археологом Григорием Лукьяновым. Долина Иосафата Пройдя базилику Гефсиманской Молитвы и свернув в направлении к юго-восточному углу городских стен, мы увидим в глубине долины четыре монумента. Первый из них называется «Мавзолей Авессалома» и связывается в литературе с историей гибели мятежного сына Давида (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Древний Святогробский патриарший Типикон потерял свое жизненное практическое значение и сделался достоянием библиотеки, как красноречивый памятник безвозвратно минувшего счастливого прошлого времени Сионской Церкви. Его место занял другой, более упрощенный, выработанный отчасти в Святогробском храме, но более всего практиковавшийся в соседнем с Святогробским храмом монастыре Богородицы Спудеев или Тщания, построенном на том месте, где стояла пречистая Богоматерь, потщавщаяся видеть Сына своего распинаема. 22 Этот-то Церковный Устав или Типикон, попав в лавру пр. Саввы Освященного и будучи там в значительной степени обработан и дополнен, и получил у нас название Иерусалимского Типикона обители пр. Саввы Освященного. И у монахов–спудеев, и в обители преподобного Саввы Освященного, и повсюду, куда был принят в богослужебную практику этот последний Устав, как руководство, служба Страстей Христовых не могла уже совершаться так, как она совершалась в Иерусалиме клиром Сионской Церкви, потому что не было налицо тех святых достопокланяемых мест и тех драгоценных реликвий, какими некогда владела древняя Сионская Церковь – Матерь всех церквей – Божие жилище. Сложный и полный движения и жизни чин Страстей Христовых, принятый в целом своем виде из Иерусалимской Церкви и весьма незначительно дополненный в Константинопольской Церкви, пришлось волею–неволею ограничивать тесными пределами соборных или приходских храмов, лишить присущего ему драматизма и массовых паломнических движений, чем отличался этот чин в древности в Иерусалиме. Теперь все внимание молящихся в наших храмах сосредоточено было на священнослужителях, воспроизводящих в евангельских повествованиях шаг за шагом всю трогательную повесть страданий нашего Спасителя в эту ужасную ночь, и на пение умилительных по содержанию антифонов, седальнов, блаженств, тропарей трипеснца и стихир на стиховне и хвалитех. О бывшем некогда непрерывном передвижении клира и народа с места на место: с Сиона на Елеон, с Елеона в Гефсиманию, снова на Сион на место покаяния апостола Петра, в город на Лифостротон и к Голгофе, отчасти напоминают нам лишь непрерывные каждения священнослужителями храма и молящихся во время седальнов и постепенное удаление в алтарь с середины храма архипастырей и пастырей, по прочтении им назначенного евангельского чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В те времена вершина Елеона была лишена всякой растительности, но о. Антонин решил превратить ее в цветущий сад. Дневник архимандрита за 1873 г. позволяет восстановить подробности: «9 января. Отправление на Елеон ящика с 60 кипарисами. Зазеленеет Св. Гора. 11 января. Поездка на Елеон. Кипарисные соображения. Будущие рощи, аллеи, куртины, парки и все другие пространства». Параллельно осуществлялись археологические открытия. «18 января. Продолжая рыть к северу от золотой мозаики, напали на базу стоявшей когда-то тут колонны. Похоже на базы Вифлеемских колонн. Значит, несомненно, напали на древнюю церковь . 24 января. При мне откопали базу и бруски колонны, как раз vis-a-vis с открытою прежде. Ясно, что мы напали на развалины небольшой базилики. Эта пара колонн была первая от алтаря, восточная стена которого совнутри, по древнему обычаю, одета была золотою мозаикою. Приятно убедиться, что это была греческая и, след(овательно), несомненно православная церковь ». Вскоре было начато строительство храма, затянувшееся на годы. То не хватало средств, то началась Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Наконец, в 1881 г. храм уже был завершен, и о. Антонин заботится о его внешнем и внутреннем убранстве. Интересна запись в дневнике, датируемая четвергом, 13 марта. «За окном шум непогодный. 12 часов (ночи). Черчение будущего иконостаса Елеонского, целомраморного, длившееся часа до третьего» Приведенные записи доказывают авторство самого архимандрита Антонина в проектировании как храмов и колоколен основанных им монастырей, так и их внутреннего убранства. О том же свидетельствует управляющий Иерусалимским консульством В. А. Максимов: «Что касается красоты воздвигаемых зданий, можно только хвалить строителя, придумывающего и приготовляющего планы без помощи архитектора». Непосредственными исполнителями его архитектурных идей на Елеоне стали мастера-итальянцы: Антонио Лонгодорни, который, по словам о. Антонина, «выстроил мою Елеонскую башню своими руками всю от первого камня до последнего», Джованни-Батиста Бизелли, выполнивший «невиданный в Святой Земле еще до нас купол церкви в 24 окна», и Гектор Белатти, автор росписи купола... Но с освящением церкви придется ждать еще 5 лет – лишь 8 июня 1886 г. храм был освящен «во имя ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, без приурочения какого-нибудь храмового праздника». В русских официальных источниках церковь стали именовать Спасо– Вознесенской, а неофициально называли и называют просто Вознесенской, как и хотел о. Антонин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В ветхозаветные времена на вершине возжигались огни – в знак наступившего новолуния, и совершались соответствующие «календарные» жертвоприношения. Склоны горы еще в ханаанский, добиблейский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго Храмов (X в. до н. э. – I в. н. э.) представители еврейской духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы, становившиеся подчас подлинными памятниками архитектуры – вроде Мавзолея Авессалома. Древние кладбища и ныне используются для погребений. Отделяющий город от Елеона большой овраг в разных местах на всем своем протяжении носит разные названия. С севера, от горы Скопус до Гефсиманской Гробницы Божией Матери он называется долиной Кедронской. Название «Кедрон» происходит от еврейского слова «кедар» (темнота). Т. е. Кедрон – «темный», ибо протекает в темной долине. Затем Кедрон идет вниз, на юг, вдоль восточной стены Старого Города, отделяя его от горы Елеон. Эту часть Кедрона называют еще по-другому долиной Иосафата – по находящемуся здесь мавзолею древнего царя, чье имя в переводе с еврейского означает «Бог судит». Первое, что здесь бросается в глаза, это скопление кладбищ – мусульманских, теснящихся под самой городской стеной, и еврейских – по противоположным, елеонским склонам оврага. Это – Юдоль плачевная. Здесь, по библейскому обетованию, состоится Страшный Суд. В самой глубине оврага вьется высохшее русло Кедронского потока (не более 2–3 м шириной). Даже в зимний период дождей мы, в отличие от паломников прошлого века, можем слышать лишь глухой подземный рокот Кедрона, поскольку ручей давно заключен в трубы. Долина Иосафата, которую многие, в память о Страшном Суде, представляют в огромных размерах, на самом деле не превышает в длину вдоль восточной стены Иерусалима и 1 км. А в ширину если и составляет в северной своей части, напротив Гефсиманских ворот, «субботний путь иудея», то дальше становится все уже, не достигая в своем продолжении и 200 шагов ширины. Не отвечает долина ни своему «темному» названию – она сплошь усыпана белыми камнями и надгробиями, ни романтическим представлениям о ее крутизне (гора Мориа на 700 м возвышается над уровнем моря, ложе Кедрона залегает лишь на 50 м ниже, да и вершину Масличной горы отделяют от него не более чем 140 м, хотя и довольно резвого подъема). Церковь первомученика Стефана

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Первая церковь --Церковь--Мать --Русская Православная Церковь Московского Патриархата.. РПЦ МП. В настоящее время РПЦЗ представляет собой церковь, которая сохраняет Русский мир в дальнем зарубежье, по всем частям света. Эта церковь --особая, традиционалистская, консервативная, которая не приемлет никаких модернистских, обновленческих,тем более, экуменических явлений, захлестнувших наш православный церковный мир. Эта церковь -- много интернациональная, с богатейшими традициями архиерейского, священнического и монашеского подвига. Царская Россия в самой континентальной России исчезла, но ее дух, традиции, порядки, законы, преданность монархическому православию сохранила именно Русская Православная Церковь Заграницей. Да, пока Царя-Императора-Божьего помазанника в России нет, по тяжким грехам нашим. Но есть глава Российского императорского Дома, действующий с1920-ых годов под молитвенным покровом РПЦЗ..И это уже вселяет надежду на скорое возрождение настоящей Российской Романовской Богопомзанной монархии в России, которая , конечно будет конституционная, но будет обязательно ! И все это молитвенному подвигу РПЦЗ. Я помню, что часто посещая ставропигиальный Святой Русский Елеон на Святой Земле, который входит в непосредственную юрисдикцию РПЦЗ, я еще застал там вот этот дух старой, царской России, который выражался во всем --в красоте убранства Вознесенского собора и других храмов, в красоте убранства знаменитой Елеонской трапезы с храмом Филарета Милостивого, в этой уникальной старой и простой мебели в виде стульев с изогбенными спинками и старыми шкафами, которые источали еще запах лакированного старого дерева. А какие уникальные лица старых монахинь Русского Елеона я увидел тогда !, Последние, уходящие постепенно в путь всея земли, воспитанницы Матушки Игумении Тамара, великой княжны Романовой-Багратион -Мухранской, уносящие с собой святую память о своей великой учительнице и об уникальном Отце Димитрии (Биакае), начальнике той, старой Русской Духовной Миссии Зарубежом и духовнике всех обителей РПЦЗ на Святой Земле. Без Русской Православной Церкви Заграницей старая Россия за границей в изгнании и рассеянии не была бы сохранена. То факт, что Великий русский мир в Европе, в Азии, в обоих Америках, в Африке существует и развивается, мы в территориальной России обязаны РПЦЗ и ее величайшим подвижникам благочестия. С праздником наступления 100-летия образования Русской Православной Церкви Заграницей !

http://ruskline.ru/opp/2020/11/14/episko...

Работы на раскопках должны были прекратиться – у о. архимандрита иссякли все средства. Но как раз в это время г-жа В. пожертвовала на нужды Елеона 100 золотых и у о. Антонина воскресла мечта построить на Елеоне русскую церковь во имя Вознесения. Две тысячи франков было почти ничто для такой постройки, но отчего к ним не могли прибавиться новые тысячи так же, по-видимому, случайно, как явились эти две тысячи! При расчистке места было найдено кругом несколько древних полов. Под одним из них оказался слой хорошей земли, годной для постройки. Когда он был выбран рабочими, то открылся большой мозаичный пол древней церкви, местами, к сожалению, попорченный. Таким образом, на русском месте на Елеоне, занимающем всего три десятины, были найдены четыре пола древних храмов и пять цистерн. Из этого можно судить о значении этой местности в церковной жизни Иерусалима времен Византийской империи. Война 1877 г. прервала уже начатую постройку церкви. Лишь в 1878 г. миссия вернулась в Иерусалим и работы возобновились. С куполом вышла задержка. В Иерусалиме каменщики не умели класть купола иначе, как на столбах. Сберегая место внутри церкви, о. архимандрит хотел положить купол прямо на стены. Дело не трудное, но в Иерусалиме лишь случай помог о. архимандриту напасть на какого-то итальянца, решившегося взяться за эту слишком смелую, по мнению местных мастеров, постройку. Купол удался отлично, – оставалось расписать его. О. архимандрит хотел написать в куполе картину «Вознесение Господне», но где было взять художника для этого? Затруднение, незнакомое в Европе, удесятерявшееся тем, что нужно было все это сделать без ведома греков и греческого патриарха, которые вовсе не желали допустить на Елеоне русскую церковь Вознесения: греки сами строили церковь Вознесения рядом на Новой Галилее и прекрасно понимали, что в их церковь Вознесения русские поклонники не пойдут, если на Елеоне у русских будет своя церковь этого праздника. Перед подобными затруднениями начальник русской миссии был совершенно бессилен – приходилось опять выжидать годами и надеяться на счастливый случай. Я рассказываю все это, чтобы показать, как трудно было русскому человеку сделать что-нибудь в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Палестина вызревала и созидалась как некое сакральное пространство русского вхождения в реалии Святой Земли. В Иерусалиме Антонин встретился с редким, может быть, единственным на земле напластованием сакральных пространств – ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. Антонину посчастливилось не только удачно включиться в этот процесс «сакрального проектирования», но и поставить – для своего времени – своеобразные авторские «точки»: открыв (почти назначив) Порог Судных Врат на Крестном пути, «увидев», а затем построив и освятив Русскую Свечу на Елеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроив «приют Закхея» в Иерихоне, дом праведной Тавифы – в Яффе, православный «Горний Град Иудов» в Айн-Кареме. Поразительно и другое: как за сумасшедшим ритмом «трудов и дней» начальника Миссии он ни на день не забывал, и не упускал ни одной возможности что-то найти, купить, исследовать, освятить храмом или часовней. ... На самой макушке Елеона высится 64-метровая четырехъярусная колокольня, которую в Иерусалиме называют «Русская Свеча». С площадки верхнего, четвертого, яруса ясно видна на востоке блестящая синь Мертвого моря. По преданию, одной сажени не хватило Антонину, чтобы на западе можно было увидеть Средиземное. В 1886 г. архимандрит записал в дневнике: «Долго сидел там на своей высокой колокольне и раздумывал о временах далеко-будущих. Роды родов будут подниматься на высоту, где я сижу, а о чем будут думать они?.. Верно, не о том, кто доставил им случай полюбоваться на целокупный образ вечно-вещей Палестины» 127 . Из числа последующих начальников Русской Духовной Миссии подлинным продолжателем дела Антонина может быть признан только архимандрит Леонид (Сенцов Михаил Иванович; 1858–1918). Он родился в Рязани, в купеческой семье. Окончив Высшее Московское Техническое училище, долго служил инженером-механиком на фабрике в Орехово-Зуеве, но, почувствовав влечение к монашеству и церковному подвигу, в 1898, в возрасте 40 лет, резко меняет свою жизнь и поступает в Московскую Духовную Академию. Участник знаменитого паломничества группы профессоров и студентов во главе с ректором Академии епископом Арсением (Стадницким) в Святую Землю летом 1900 г., Сенцов стал одним из соавторов изданной по итогам путешествия книги «В стране священных воспоминаний».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разумеется, работы А.А. Дмитриевского , в том числе вошедшие в настоящий том, не могут и не должны восприниматься сегодня читателем как истина в последней инстанции. Иногда в них встречаются досадные неточности и спорные оценки, многое известно сегодня лучше, многие архивы стали доступны, многое – на расстоянии – видится и понимается яснее. И, однако, ученые вновь и вновь будут обращаться к статьям и очеркам историка, без которых невозможны современные исследования Русской Палестины, и которые сами стали по праву памятником русской исторической мысли. Державные защитники и покровители Святой Земли и августейшие паломники у Живоносного Гроба Палестина, Обетованная Земля, приуготовившая Царю царей убогий вертеп, страшную Голгофу и тридневное ложе в «новом гробе» в саду благообразного Иосифа Аримафейского, делается Святой Землей для людей всех стран, племен и языков, украшенных славным именем «христианин». В пламенном усердии к этим драгоценным христианским святыням, в восторженных порывах видеть и лобызать их соревнуют цари и подданные, мужи и жены, юноши и дети. Во главе царственных паломниц к Живоносному Гробу Господню история по всей справедливости ставит блаженную мать императора Константина Великого св. равноап. Елену, вознамерившуюся за сына царя и своих царственных внуков – боголюбезных кесарей – возблагодарить Бога на месте «идеже стоясте нозе Его» ( Пс.131:7 ). В своем высоком подвиге царственная паломница, смирением и благочестием превосходившими всякое человеческое представление, приводила в восторг и умиление очевидцев и современников 10 . Сын ее, св. император Константин, под влиянием неизгладимых отрадных впечатлениий матери-паломницы не знает пределов своей царской щедрости для благотворений и милостыни в Св. Землю, и все веками накопленные богатства государственных сокровищниц империй, Западной и Восточной, были открыты им для украшений вновь воздвигнутых по желанию матери храмов Иерусалима, Вифлеема, Елеона и других св. мест 11 . Пример св. царицы Елены не остался без достохвальных подражаний, как в славной Византии и в христианских странах Западной Европы, так и в нашем возлюбленном отечестве, просвещенном светом Христовой веры сравнительно с народами этих стран в позднее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Гробницы вы строите древним пророкам, Стараетесь тщательно их украшать. «Не стали б участвовать в деле жестоком Убийства пророков святых принимать, Когда бы мы жили во время былое, Как наши отцы проливали кровь их», - Так вы говорите, гробницы те строя, И так выдаете себя вы самих, Что вы сыновья тех злодеев свирепых, Что кровь проливали Господних рабов; Нет! Вы не избегните дел их нелепых, Дополните меру своих вы отцов; О, злые! Ехидны лютой порожденье! Геенны как можете вы избежать? Вот дам Я пророкам и мудрым веленье Ученье святое Мое возвещать, Но будете гнать вы всех их безпощадно, В своих синагогах безжалостно бить, Убьете иных и распнете злорадно, Чтоб кровью невинной себя осквернить, Так чтобы вся кровь на вас пала святая, Какую безумно людской род пролил, От Авеля крови святой начиная И кровью кончая Захарьи, что был Убит в самом храме былою порою. Да взыщется кровь с вас Господней рукою! Иерусалим безраздельный, мятежный, Запятнанный кровью пророков святых! Как часто хотел Я с любовию нежной, Собрать к Себе чад непокорных твоих! Чтоб взять их под сень Своей мощной десницы И так их укрыть, защитить и согреть, Как это птенцам своим делают птицы, Но ты все призывы решился презреть. Вот дом ваш пустым оставляю теперь Я, И ты не увидишь Меня до тех дней, Когда Мне воскликнешь, оставив неверье: «Будь благословен Ты, Владыка царей, Спасти всех во имя Господне, Грядущий!» Глава 24 Когда вышел из храма Господня Мессия И Свой далее путь направлял, То с восторгом на зданья Ему храмовыя Лик апостолов тут показал. И сказал Он, восторги его умеряя: «Не всегда красотой им сиять: Не оставив и камня на камне, их злая Разорит неприятелей рать». А когда на вершине Он сел Елеона, То спросили они у Него: «Когда ж эта краса будет вся разорена И какия событья того Будут признаки, также и века скончанье И явления в мир Твоего?» Отвечая на то, Повелитель созданья, Так заметил им прежде всего: «Берегитесь всемирно тогда заблужденья, Ибо многие в дни те придут, Что Христами себя назовут без зазренья

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-ma...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010