27 июня 2011 года лидеры многочисленных христианских конфессий в Америке сами обратились к президенту США с просьбой оказать содействие в решении израильско-палестинского конфликта . Иерусалим является святым городом для христианского мира. На сегодняшний день не все христиане могут посетить его святыни, располагающиеся в большинстве своем как раз в восточной части города, — так, например, граждане ряда арабских стран (например, Сирии и Ливана) не могут въезжать на территорию Израиля. В первую очередь это касается жителей Палестины.   Иерусалим: вид на Храмовую гору и Старый город с Елеона   Большая часть палестинского населения — мусульмане. Какая судьба ждет святыни Иерусалима, не будет ли затруднено их посещение христианами, что ждет самих христиан в Палестине в случае создания палестинского государства? Вопрос о разделении Иерусалима — политический, а не религиозный Священник Павел Аль-Алаам, Бейт Джала (пригород Вифлеема): Для палестинцев, конечно, получение Восточного Иерусалима — это мечта. Но это вопрос политический, а не религиозный. Сейчас христианское и мусульманское население живет в согласии. Что будет в случае передачи Восточного Иерусалима Палестине — не знаю. Желательно установить международный статус святых мест Протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата, автор концепции Русской Православной Церкви по охране религиозных памятников. Хочется надеяться, что вне зависимости от государственного и политического устроения жизни в Святой Земле, там всегда будет обеспечен доступ верующих разных религий к священным для них местам, а также будут обеспечены права исторических религиозных общин. При этом надо заметить, что в свое время и наша Церковь, в лице Святейшего Патриарха Кирилла в бытность его Председателем Отдела внешних церковных связей, и многие другие религиозные общины мира говорили о том, что было бы крайне желательным установить некий особый международный статус святых мест. Об этом же недавно говорил министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров.

http://pravmir.ru/razdel-ierusalima-chto...

Автобус объезжает стены Иерусалима, Геля пугливо смотрит на их зубчатые башни. Дорога опять устремляется вниз, с правой стороны за окном автобуса открывается долина, вся сплошь покрытая могильными плитами, конца и края им не видно. И вот уже видна Елеонская гора. Радостно горят на солнце луковки храма святой Марии Магдалины, и над всей горой возвышается величественная колокольня. «Ее называют здесь “русская свеча”, — говорят матушки Геле. — Она стоит в русском Вознесенском монастыре, и звон ее колоколов слышен по всей округе. Мы едем в этот монастырь, а еще матушка благословила показать тебе Иерусалим с Елеона, со смотровой площадки, так что сначала мы пойдем туда». Вид Иерусалима захватил сердце девочки, он показался ей каким-то сказочным городом. Особенно загадочно-сказочным и страшным был рассказ о центральной точке панорамы Иерусалима — мечети с золотым куполом. Матушки сказали, что на этом месте праотец всех верующих Авраам готов был принести в жертву своего сына. Теперь посреди мечети, отгороженная решеткой, высится большая величественная скала, по преданию — та самая, на которой Авраам приносил в жертву Исаака. Эту мечеть считают одним из самых красивых зданий в мире. Многие колонны и золотые украшения мечети были перенесены в нее халифом Омаром из храма Гроба Господня. Смущенная страшными и таинственными образами, шла Геля за матушками, но при этом все время оглядывалась назад, чтобы еще раз увидеть золотой купол, древние стены города, серые купола храма Гроба Господня вдалеке, конус Сиона и море могильных плит. Оглянувшись, как она сказала самой себе, в последний раз, она замерла от прекрасного видения. С правой стороны от золотого купола стоял величественный православный храм, и облеченная в порфиру царица всходила по его ступеням (позднее Геля узнает, что на этом месте царицей Еленой был построен собор в честь Введения во храм Божией Матери, которое совершилось здесь). Девочка не могла оторваться от дивного видения, сердце ее выпрыгивало из груди от радости. «Разгадка тайны храмовой горы! Здесь стоял богородичный храм, он освятил всю эту гору! И хоть он и разрушен, Ангел храма не покидает своего места и хранит его!» — обращаясь к матушкам, воскликнула Геля, еще не отрывая глаз от видения. Никто ей не ответил, а когда она обернулась, то увидела, что матушек нет поблизости, и она в одиночестве стоит на узенькой улице на склоне Елеона. В смятении она стала озираться вокруг и даже попробовала крикнуть: «Сестры, где вы?» Почувствовала, что кто-то сильно толкнул ее. И проснулась. Поезд резко затормозил, пропуская встречный. Сон кончился, а в душе осталось смутное чувство — радости от дивного видения и страха потерянности, одиночества в незнакомом месте.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

В юж. части Храмовой горы, приблизительно на месте позднейшей мечети Аль-Акса, вероятно, в нач. VI в. был построен храм Иакова, брата Господня. На мадабской карте он изображен в виде базилики с 2-скатным перекрытием. Возможно, к нему относятся ранневизант. архитектурные детали (стволы колонн, капители и др.), в наст. время выставленные рядом с мечетью. Вид на Храмовую гору с Елеона Вид на Храмовую гору с Елеона Интерьер собора Вознесения Господня Елеонского мон-ря. Архит. архим. Антонин (Капустин). 1873-1881 г. Фотография. 2008 г. Интерьер собора Вознесения Господня Елеонского мон-ря. Архит. архим. Антонин (Капустин). 1873-1881 г. Фотография. 2008 г. На горе Офел, у юго-зап. угла Храмовой горы, раскрыт (раскопки Б. Мазара 1968-1978) обширный жилой квартал, неск. раз перестроенный на протяжении IV-V вв. Сначала он не имел общей планировки, но к концу ранневизант. периода застройка уже велась по единому плану. Двухэтажные каменные дома имели перистильный план с колоннадой по периметру внутреннего двора. Крыши крыли деревом или черепицей, поставлявшейся не менее чем 10 разными мастерскими. Под зданиями сооружали цистерны с сетью глиняных труб для сбора дождевой воды; как исключение встречаются гиппокауст (отопление пола) и бассейны для омовения. Одно из зданий квартала, у подножия Тройных ворот Иерусалимского храма, интерпретировано Э. Мазар ( Mazar E. Temple Mount Excavations Unearth the Monastery of the Virgins//BAR. 2004. Vol. 30. N 3. P. 20-32) как упомянутый диак. Феодосием (ок. 530) мон-рь Дев ( Wilkinson. 1977. P. 66), что не принято археологами Б. Мазаром и Бен-Довом. Мон-рь состоял из 3 зданий: монашеского корпуса с церковью с мозаичным полом на 2-м этаже, связанной с ним цистерны (севернее) и большого дома на 30 комнат для паломников (восточнее). Монастырский корпус почти квадратный (сторона ок. 18 м), с внутренним двором, окруженным 10-15 помещениями в 2 и 3 этажа (считая подземный). В панцирной кладке использованы плохо отесанные камни и блоки, а также кладка общественного здания эпохи Ирода. Возможно, это известное по Мишне (ок. 200) здание «судилища (Малый синедрион) у входа на Храмовую гору» (Мишна. Санхедрин. 11. 2), т. к. здесь найдены фрагменты надписи, содержащей часть слова «старейшины» ( Mazar E. 2003. Vol. 2). Комплекс пострадал при персах, после чего нек-рое время использовался как синагога: место христ. символов заняли семисвечник и др. иудейские изображения.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мироносица Святого Русского Елеона К 100-летию со дня рождения монахини Феоктисты (Ягнам) 18.07.2022 794 Время на чтение 5 минут   15 июля, по старому стилю, а  по новому стилю, 28 июля  2022 года, на праздник Святого Равноапостольного Князя Владимира и Крещения Киевской Святой Руси,  исполнилось бы ровно 100 лет со дня рождения выдающийся подвижнице Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Святом Граде Иерусалиме монахине матери Феокстисте (Ягнам). Матушка отошла ко Господу 10 лет назад, в свои почтенные 90 лет, и оставила очень глубокий подвижнический след в жизни Святой  Елеонской  русской обители, как настоящая, истовая современная  жена-мироносица  Христова, ревностно преданная Спасу и Господу нашему Иисусу Христу и всей Его Православной Церкви Русской. Помню видеофильм о Русской Православной Церкви Заграницей 1990 года. Еще было далеко до исторического воссоединения РПЦЗ с РПЦ МП. Вражда еще сохранялась.  Но один из сюжетов фильма  демонстрировал монашескую жизнь Спасо-Елеонского женского монастыря в Иерусалиме. Показывают знаменитую монастырскую трапезную  Храма Филарета Милостивого. Во главе игуменского стола восседает, нет не игуменья, а ее наместница (заместитель) благородного и почтенного вида,   пожилая монахиня с наперстным крестом – мать Феоктиста (Ягнам). Да, она была одним из неповторимых символов Святого Русского Елеона. Без малого 50 лет служила мать Феоктиста в должностях первой помощницы и наместницы (заметителем игумении)  пяти настоятельницам  Святого Русского Елеона – Матушкам-игуменьям Тамаре, Феодосии, Параскеве, Варваре и Иулиании. Это своеообразный  рекорд  такого  служения на Елеоне, который  до сего времени, не  преодолен.  А всего родному русскому православному монашеству мать Феоктиста отдала более 70 лет своей праведной жизни. Зачастую, мать Феоктиста, прямо руководила  всей  жизнью Елеонского монастыря,  как  наиболее опытная, грамотная, строгая  и подвижничекая монахиня  в святом монашеском делании.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/18/...

Посему, перебравшись в Елеонский монастырь, в 1948 году, по причине израильско-арабской войны, вместе со своей 8-летней родной племянницей Ларисой, нынешней 82-летней  монахиней Тамарой (Хури) и игуменьей Тавифой, инокиня Елена стала ярчайшей подвижницей этой величайшей православной обители мира. После Елеонской игумении Павлы (Клюевой), в 1951 году, на должность настоятельницы Елеона приходит игуменья Тамара, в миру – великая княжная императорской крови Татьяна Романова-Бгартион-Мухранская. Дочь великого князя Константина Константиновича Романова. Троюродная сестра Всероссийского Императора-Страстотерпца Николая Александровича Романова. Родные братья матушки Тамары, Иоанн, Константин и Игорь были зверски замучены большевиками вместе с Преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и инокиней Варварой в Алапаевской шахте 18 июля 1918 года. С приходом Матушки Тамары и начальника Миссии отца Димитрия Биакая на Русский Елеон, начинается на целые 25 лет, по словам оставшихся в живых русских Елеонских арабок, золотая эпоха в жизни этой великой святой обители. Первой помощницей и последующей наместницей Матушки Тамары в 30-летнем возрасте, становится  инокиня Елена, впоследствии монахиня Феоктиста. На массивном надгробии матери Феоктисты выбита эпитафия: «Состояла наместницей  игумении Тамаре 25 лет».   Вместе с Матушкой Тамарой и Отцом Димитрием монахиня мать Феоктиста создала целое воинство знаменитых на весь православный мир  Елеонских русских арабок, которые составили славу и почет Святого Русского Елеона!   Из воспоминаний елеонской арабской монахини Вероники, одной из последних воспитанниц Матушки Тамары:      «Матушка Феоктиста была очень грамотной, она получила хорошее образование и воспитание в колледже в Берзете. Кроме родного арабского она знала английский и русский. Ее жизнь была связана с матушкой Тамарой, которой она была очень предана. Может, это и не всем нравилось в монастыре, но к этой деятельности подвигало великолепное знание ею нескольких языков и в первую очередь арабского. Ни игумения Тамара, ни отец Димитрий не знали арабского языка, а языком всех учреждений в арабском селении Атур, где находится наш монастырь, был только арабский. Матушка Феоктиста была настоящей и очень скромной монахиней. Она никогда не говорила о мирских делах, никого не осуждала и, если и разговаривала с мужчинами, то никогда не смотрела им в лицо. Несмотря на ежедневную занятость, она вела уроки вышивки и сама составляла узоры для вышивания. Она была еще и художницей,

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/18/...

Малоизвестный, к сожалению, поэт и прозаик Владимир Шуф выпустил книгу сонетов «В край иной» (СПг. 1906г). В предисловии он поясняет, что в книге «рассказана история души, ищущей Бога. От неверия и агностицизма, полного сомнений, от разбитых святынь прошлого длинный путь ведёт меня к вере в край иной. Я видел мир – это путь целой жизни, который привёл меня в Палестину…». Я проходил нагорные места. Там м аслины шумели в чаще сада, Там Он стоял, - как небо, благость взгляда, Как сладость роз, прекрасные уста. Виденья ли молитвенные грёзы, Мечты ль моей безгрешный, светлый сон, - В одежде белой встретился мне Он. Не терния, страдания и слёзы, - Цветок нашел я гефсиманской розы В святом саду, где путь на Елеон. Без Елеона не постичь Иерусалима. Конечно, в Старом городе величие Воскресения Христа, но это ещё и Скорбный путь, Голгофа, крики: «Распни Его», а Елеон – это только радость, сияние Вознесения, надежда и ожидание Второго пришествия. Здесь всё для молитвы: небо, простор, здесь легко дышится, далеко видится. Далеко в двух смыслах – видишь окрестные библейские дали и видишь свою жизнь до прихода в Святую Землю. А уж как дальше пойдёт жизнь – Бог весть, но всегда отныне в ней будет сияние Елеона. Отсюда совершился Вход Господень в Иерусалим. «Когда он приближался к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, что видели они». (Мф. 21, 1) На этих склонах звучали возгласы благодарения и прославления: « Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних» (Лк. 19, 37-38), слова, навсегда вошедшие в вечность. Зелёные ветви елеонских деревьев бросали люди под ноги Спасителю. Были и те, кто требовал от Спасителя: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». (Лк. 19, 39). Но как остановить Славу Всевышнего? Он ответил: « … сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Да, и вот эти камни, и природные, и надмогильные вопиют и доныне о Спасителе и о дне Входа в Иерусалим с Елеона. В них память о зелёных пальмовых ветвях, которые бросали под ноги Иисусу, а также горькая память и о том, что уже, меньше, чем через неделю, эти же люди, пусть не все, закричат: Распни Его». И высохли те ветви и превратились в пыль.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

Во время трапезы происходить чтение по обычаю монастырскому; за столом сидят чинно, разговоров не дозволяют себе. Я обедал в патриархии раз пять и всегда видел одинаковый благочинный порядок. В среду и пяток кушанье было без масла, и вина не поставлялось, – на Востоке существует обычай подавать вино на стол, но в среду и пяток не подают. В понедельник мне не случилось обедать в патриархии; а слышал, что за трапезой и в понедельник здесь соблюдается пост, как в среду и пяток. Я порадовался, что в патриархии пост среды и пятка соблюдается так строго. Дом Богоотцев Иоакима и Анны Того же дня, т.е., 20-го сентября, из патриархии мы пошли на Елеонскую гору. По пути зашли к месту, где, по преданию, был дом Богоотцев Иоакима и Анны. На том месте в древности была церковь во имя св. Богоотцев Иоакима и Анны. Теперь она возобновлена французами. Старое здание ими оставлено в целости, – к похвале их сказать, они соблюдают памятники древности. Это место французам подарено турками в благодарность за Севастопольскую войну. Когда мы сходили с горы, на которой стоит Иерусалим, к Гефсимании, близко к подошве горы, нам показали место скалистое, на котором побит был камением св. первомученик и архидиакон Стефан. Гора Елеонская Как только сойдешь с горы, на которой стоит Иерусалим, начинается подъем на гору Елеонскую: их разделяет только поток Кедрон. При подошве Елеона село Гефсимания, где гроб Пресвятые Богородицы: о нем я буду писать после. При той же подошве Елеона, за потоком Кедрон, от гроба Пресвятой Богородицы в нескольких саженях есть пещера, в которую, по преданию, Господь наш Иисус Христос, после тайной вечери, пришел со св. своими апостолами. О пещере священные евангелия ничего не повествуют; но о местности той, где обретается пещера, Матвей евангелист повествует сице: прииде… Иисус в весь, нарицаемую Гефсимания (зач. 108). Лука: и изшед, иде по обычаю в гору Елеонскую: по нем же идоша ученицы его (зач. 109). Иоанн: и сия рек Иисус, изыде со ученики Своими на он пол потока Кедрска, идеже бе вертоград, в оньже вниде Сам и ученицы Его (зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

III. Вслушайтесь в эти молитвы Церкви, когда будете молиться на празднике в храме и помолитесь от глубины души с умилением: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение». «Восшед на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови» (стихиры в день Вознесения, вечерня). «Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас» (Синакс.). (Извлеч. из «Воскресное чтение» за 1865–66 г., кн. 1, стр. 139–143). Приложение к беседе 1. Гора Елеонская Мы часто, по крайней мере, мысленно, посещаем место, любимое другом, благодетелем, отцом, на котором мы в последний раз простились с ними, приняли завещание друга, благословение родителя. Самая печаль при сем посещении бывает радостная, горесть усладительная. Посетим же мысленно гору Елеонскую, которую любил Господь Спаситель наш; на которой в последний раз простился Он с нами в лице Своих учеников и, благословив их, вознесся на небо. Священное Писание , Предание и свидетельства очевидцев изобразят нам гору Божию. приведут на память события, совершившиеся на ней, укажут многие места, служащие памятниками события. «Тогда выступит Господь... и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» ( Зах.14:3–4 ), «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» ( Деян.1:12 ). Вот местность Елеона, по свидетельству св. очевидцев: пророка и евангелистов. Отделяемая на одну версту от Иерусалима и потоком Кедрским, и долиной Иосафатовой, гора Божия возвышается над святым градом, – как страж и зритель его. Сюда удалялись из шумной некогда столицы иудейской для молитвы и уединенных бесед люди, искавшие единого на потребу; здесь Господь наш изрекал милостивые и грозные суды Свои. В глубокой древности времен ветхозаветных, у писателей богодухновенных, упоминается о горе Елеонской, и в таких случаях, кои имели влияние на Церковь Божию. Погибельный сын Давидов, Авессалом, восстает против отца, и – святой царь Израилев удаляется на средний холм Елеона, с небольшим числом приверженных к нему переходит долину Иосафатову и поток Кедрский, с горькими слезами, с непокровенной главой и босыми ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По вечеру греки на св. Голгофе поют повечерие; поклонники, желающие причаститься св. таин, вычитывают правила ко св. причащению и каноне на св. Голгофе, или у гроба Господня. Утреня начинается в греческой церкви с одиннадцати часов, и под ряд следует литургия во гробе Христове: кончается в три часа. Тут, на литургии во гробе Господнем, я попросил преосвященного епископа иорданского Епифания помянуть и Екатерину Ивановну блаженной памяти. Сколько я пробуду во св. граде и сколько потребуется времени на поклонение св. местам, я и сам не знаю; только излишнего времени проводить даром не намерен . Уведомьте меня. Я думаю, что ваше письмо меня еще захватит здесь, если поскорее ответите. Адрес пишите на имя здешнего генерального российского консула В.Ф.Кожевникова для передачи мне. Если случится быть в Москве, передайте от меня почтение доброму нашему казначею Алексею Иванычу, скажите, – что я не забыл его, служа на гробе Господнем». Третье письмо от 15-го октября: «Как вы пребываете начальные дни одинокой вашей жизни? Я уверен, что расположение на Бога облегчает вам печаль и дает утешение сердцу. Дай Бог, чтобы то было в преизобилии! О себе я вас уведомлял, что я прибыл во святый град благополучно. Затем в один месяц едва мог осмотреть ближайшие окрестности его, а именно: Гефсиманию, Елеон, Вифанию, Горняя, село Скудельниче, Силоамский источник, гробы царей и пророков, Хеврон, Мамрийский дуб, св. Вифлеем, место пастырей, пруды Соломона, источник Филиппа, где он крестил каженика, святый Иордан, четыредесятную гору, обители св. Герасима на Иордане, Иоанна Предтечи, Георгия Хозевита, Мертвое море, место храма Соломонова. С Елеона смотрел на Иерусалим, как он весь виден до самого Сиона, – отсюда, с Елеона, за 50 верст видно и долину Иордана и Мертвое море. Теперь намереваюсь 17-го октября оставить святый град, хотя и жалко, – ехать на пароходе чрез Яффу до Кайфы и оттоле в Назарет, на Фавор, на Тивериадское море, в Кану Галилейскую, в Гору блаженств. Этот чрез море путь здесь считают удобнейшим по теперешним обстоятельствам. Что касается моего пребывания в Иерусалиме, я спокоен и утешением изобилую более, чем требуется. Особенно меня утешает своим приветствием блаженнейший патриарх святого града Иерофей. Один был сначала труд, – обучиться ездить верхом на осляти, – а иначе Здесь нет езды, и пришлось бы ходить пешим. Иерихонская долина потомила жаром, да и в самом Иерусалиме в полдень и с зонтиком ходить не нежарко, несмотря, что месяц октябрь. Я благодарю Бога, что поехал в сентябре: иначе более пришлось бы потерпеть от жару. Иордан так меня привлек к себе, что не легко его было оставить. Питье его воды и купанье в ней столь меня утешили, что кажись, несмотря на трехдневный путь на осляти, еще бы съездил посетить Иордан, если бы позволяло время. О святой Голгофе и гробе Господнем, каково утешение видеть их, это может знать только сердце верующего поклонника. Помолитесь о путешествующем, как и я вас поминаю на всяком святом месте».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

С давних пор участие в торжественном крестном ходе с вершины Елеона стало преимущественным символом паломничества в Иерусалим. По самому смыслу слова, носящий пальмовую ветвь – это и есть паломник. У подножия православной Виффагии лежит францисканский монастырь, посвященный тому же евангельскому событию. Во время его строительства, в 1876 г., на этом месте был обнаружен древний монолитный камень, в форме правильного куба, с расписанной фресками штукатуркой по сторонам. Считается, что он служил престолом существовавше го здесь когда-то, в XII в., храма крестоносцев. Впрочем, место, где он был обнаружен, почиталось священным за много столетий до того, как появились здесь крестоносцы. Они построили свою церковь над развалинами древней византийской церкви. Фундаменты крестоносцев видны близ алтарной апсиды современного храма. Большая фреска в алтарной его нише, над престолом, представляет традиционную иконографию Входа Господня в Иерусалим. Алтарь в церкви устроен так, как теперь не делается в католических храмах. Здесь священник совершает мессу спиной к верующим, как бывает при православном богослужении и как было в католических храмах в прежние времена. Главной святыней храма является расположенная слева от алтаря и окруженная декоративной железной решеткой Виффагийская стелла – так называют католики вышеупомянутый древний камень с фресками, иллюстрирующими события, происходившие здесь и в соседней Вифании. Реставрацию и перестройку храма осуществил в 1950 г. архитектор А. Барлуцци, с творениями которого мы уже не раз встречались. Отсюда начинается католический крестный ход в Пальмовое Воскресение (так называют католики Неделю Ваий) – за неделю до их, католической, Пасхи. Вифания Старое Иерихонское шоссе (новое обходит гору Скопус и Елеон слева), миновав Гефсиманию, идет сначала, медленно поднимаясь вдоль подножья Елеона, на юг, в сторону покрытой зелеными купами пиний горы Соблазна, потом, с перекрестка Рас аль-Амуд, поворачивает на юг, огибает Елеонскую гору и достигает, наконец, лежащего на южном ее склоне арабского селения аль-Азария («Лазария»),

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010