Но к великому прискорбию, для нас не оказалось свящ. облачений, а мы раньше не предвидели подобной случайности. В сильной печали стал я сбоку уготованного престола и в молитве ко Господу стал возвещать Ему о ней; и Он, милосердый, призрел на вопль мой! К концу заутрени появился при входе в скинию архиерей; на встречу его вышли священнослужители, назначенные к сослужению, машинально пошел и я за ними и, по окончании входных молитв, подошел за благословением, вместе с прочими, как бы на служенье, и когда другие облачались, я стоял в великом смущении и, от стыдения лица, не знал, как и быть с собой. Прошло две-три минуты... и, когда взят был с престола для облачения архиерея саккос, под ним оказалась священническая риза со всеми другими священными принадлежностями. Я обратился к архимандриту, в ведении коего Елеон, и спросил его, кто будет облачаться в нее? Он ответил: «Эта риза принесена по ошибке для меня, и вы можете воспользоваться ею в настоящий раз, служите!» О, не могу изобразить тех слезно-благодарных и светло-восторженных чувств, которыми преисполнилась моя душа к вознесшемуся зде Богу Спасителю за то, что Он не оставляет меня Своею милостью на всех путях и особенно во Св. земле, как и теперь, когда, по-видимому, не оставалось никакой надежды на Елеонское священнодействие! И как удивлены были мои сопутники-священники, узрев меня литургисающим! Они долго недоумевали, завидовали мне и называли меня счастливейшим из счастливцев. На литургии евангелие читалось на трех языках: греческом, арабском и русском; на последнем конечно, читал я. Длинная и трогательная евангельская история о смерти и воскресении Лазаря и предварявших и сопровождавших их обстоятельствах, на понятном для наших поклонников наречии и в виду самого места совершившегося события (с Елеона место встречи Спасителя Марфою и Мариею и самая Вифания видны, как на ладони), видимо трогала и умиляла всех, а у многих струились и слезы по ланитам. Когда вышли со Св. Дарами, вдруг полился такой сильный дождь, что сделалось смятение в храмовой скинии, которая, кстати заметить, была вся в дырах и, при жидкости материала, плохо даже защищала нас от жгучих лучей, а от ливня ни мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце аллеи, ведущей на юг, находится небольшой храм Смертного Благовещения – на месте, где молилась Пречистая Матерь Бо жия после вознесения Сына и где Архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил о Ее желанном отшествии от земли. Иконостас отсутствует, под престолом – камень, на котором стояла Пречистая. За церковью у алтаря – надгробная плита нашедшего здесь последнее упокоение игумена Серафима (Кузнецова; 1875–1959), трудами которого были доставлены в 1921 г. из уральского города Алапаевска в Иерусалим, в результате почти кругосветного путешествия, мощи святой княгини-мученицы Елизаветы Федоровны и пострадавшей с нею инокини Варвары. Монастырь Pater Noster («Отче наш») Католический женский кармелитский монастырь «Отче наш» расположен на Елеоне, неподалеку от часовни Вознесения. В 312 г. в канун битвы у Мульвианского моста, римский император Константин видел явление Креста. Годом позже Константин подписал эдикт, провозглашавший свободу христианской религии по всей империи. После Первого Вселенского Собора (325 г.), утвердившего церковное учение и положение Церкви в государстве, Константин вместе со своей матерью, святой равноапостольной Еленой, приступает к строительству христианских храмов в различных городах и провинциях, в том числе в Святой Земле. Из числа воздвигнутых, по преданию, равноапостольной Еленой в Палестине храмов наиболее известны три: храм Гроба Господня на месте Распятия и Воскресения Христа, базилика Рождества в Вифлееме и так называемая Елеона. Речь идет о величественной базилике, воздвигнутой на Масличной горе, над пещерой, в которой Спаситель вел последнюю Свою беседу с учениками и пророчествовал о гибели Иерусалима и конце света. В 614 г., при персах, Елеона была разрушена, как и все другие храмы Палестины. Прошло 500 лет – и крестоносцы воздвигли часовню на месте Елеоны, посвятив ее Молитве Господней «Отче наш», по-латыни «Pater Noster». По католическому преданию, в находящейся здесь пещере Иисус впервые научил Своих учеников Молитве Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В конце аллеи, ведущей на юг, находится небольшой храм Смертного Благовещения – на месте, где молилась Пречистая Матерь Божия после вознесения Сына и где Архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил о Ее желанном отшествии от земли. Иконостас отсутствует, под престолом – камень, на котором стояла Пречистая. За церковью у алтаря – надгробная плита нашедшего здесь последнее упокоение игумена Серафима (Кузнецова; 1875–1959), трудами которого, как мы помним, были доставлены в 1921 г. из уральского города Алапаевска в Иерусалим, в результате почти кругосветного путешествия, мощи св. княгини-мученицы Елизаветы Феодоровны и пострадавшей с нею инокини Варвары. Монастырь Pater Noster («Отче наш») Католический женский кармелитский монастырь «Отче Наш» расположен на Елеоне, неподалеку от часовни Вознесения. Из числа храмов, воздвигнутых, по преданию, св. равноап. Еленой в Палестине, наиболее известны три: храм Гроба Господня, на месте Распятия и Воскресения Христа, базилика Рождества в Вифлееме и так называемая Елеона. Речь идет о величественной базилике, воздвигнутой на Масличной горе, над пещерой, в которой Спаситель вел последнюю Свою беседу с учениками и пророчествовал о гибели Иерусалима и о конце мира. В 614 г., при персах, Елеона была разрушена, как и другие храмы Палестины. Прошло 500 лет – и крестоносцы воздвигли часовню на месте Елеоны, посвятив ее Молитве Господней «Отче наш», по-латыни «Pater Noster». По католическому преданию, в находящейся здесь пещере Иисус впервые научил Своих учеников Молитве Господней. Паломники, приходящие в монастырь, могут быть, на первый взгляд, разочарованы. Там действительно находится крипта и другая пещера, именуемая «Пещерой Символа» (т. е. молитвы «Верую»), но кроме незначительных фрагментов кладки да нескольких разрозненных баз от древних колонн, от древней византийской церкви мало что осталось. Еще меньше сохранилось от скромной капеллы крестоносцев, разрушенной Саладином в 1187 г. Намерение французского правительства построить здесь храм, посвященный Св. Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр, на Монмартре), окончилось ничем: деньги истекли раньше, чем приступили (в 1927 г.) к строительству. Алтарный камень и кафедра под открытым небом – все, что осталось от замысла современных храмостроителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Гора Елеон, (называемая так потому, что там растут Елеонские – масличные деревья), находится прямо против Иерусалима, почему Иисус Христос любовался с нее на Иерусалим и предсказывал его разрушение. Но если с Елеона можно видеть Иерусалим, то не менее того виден и Елеон из Иерусалима, особенно с площади Иерусалимского храма, а также и от той горницы, в которую вскоре же пришли и поведали о случившемся Апостолы, пройдя мимо Гефсиманского сада, у потока Кедрского, и поднявшись к храмовым воротам, которые тогда не были закладены после того, как прошел ими Тот, после Коего уже нет более достойного, чтобы проходить ими. 46 Первое пребывание Апостолов в Сионской горнице отмечается поименованным перечислением одиннадцати Апостолов, как составивших собою зерно Апостольской Церкви. К ним далее причисляется Богоматерь, а также дети Иосифа и некоторые жены, но без указания на их имена, ибо для писателя главный интерес был в одиннадцати. Замечательно их перечисление парами и не вполне в том порядке, в котором они перечисляются в Евангелиях ( Мф.10:24 ); ( Мк.3:16–18 ); ( Лк.6:14–16 ). Как в Евангелии Марка прежде других называются Петр, Иаков и Иоанн, о коих Апостол Павел говорить, как о казавшихся для всех столпами ( Гал.2:2 ), так и здесь. Леввий или Фаддей – здесь именуется Иудою, братом Иакова, как и в Евангелии Луки. «Не без причины упомянул Лука поименно об учениках (говорит святой Иоанн Златоуст ): так как один из них сделался предателем, другой отрекся, третий не поверил (а потом и все почти разбежались), то он показывает, что кроме одного предателя все были целы». Горница, в которую собрались теперь Апостолы, была (по преданию) та самая Сионская горница, в которой Иисус Христос совершил тайную вечерю и куда Апостолы собирались потом для совершения христианского служения, между тем как для общих молитв они ходили в храм Иерусалимский, ибо там оставалось много назидательного, а христианское богослужение еще только начало устрояться. Горница эта находилась в верхнем помещении дома, принадлежавшего одному христианскому семейству, которое и украшало его, готовясь принять молитвенников, в особенности для совершения Святых Таин ( Лк.22:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Богомольцы, лишенные возможности совершить странствие в древний Иерусалим, посещают Новый. На пути своем к святому месту они останавливаются здесь, на Елеонской горе, поклониться Кресту Господню, который напоминает им не одно время основания и имя основателя сего монастыря, но вместе и крестный путь Спасителя на земли (…). На память Вознесения Господня с Иерусалимского Елеона, сюда в Вознесеньев день бывает из монастыря крестный ход, сопровождаемый толпами окрестных жителей и странников» 478 . Аналогичное описание Креста в Елеонской часовне содержится и в монастырской описи 1875 года: «Внутри часовни в средине на каменном помосте водружен Крест из цельного дикого камня, вышиною 3 аршина 12 вершков, шириною 12,5 вершка. На нем изображено Распятие Господне, вверху – Господь Саваоф и Дух Святый. Самый Крест с лицевой стороны позлащен, а на задней вырезана надпись» 479 . Итак, на основании двух источников XIXbeka можно заключить, что памятный и вместе с тем поклонный Крест на горе Елеон был восьмиконечным, высеченным из камня, с Распятием Господним на лицевой стороне и резной надписью на оборотной. Высота Креста – 263 см, ширина – 55,5 см, толщина – 7,7 см. Крест был водружен на каменной подставке высотой 49 см, близкой в сечении квадрату размером 137,7х137,7 см 480 . Вопрос о времени изготовления Елеонского Креста требует специального изучения. В истории Нового Иерусалима два первых строительных периода (1657–1666 и 1679–1685 годы), обусловленные ссылкой Патриарха Никона и перерывом сооружения Воскресенского собора на 13 лет, «расслаиваются» с большим трудом. К сожалению, начальный период практически не документирован. В 1680–1690-х годах ученики и последователи Патриарха Никона завершали возведение главного храма обители и устройство Российской Палестины в новых исторических условиях. Стремление сохранить преемственность с идеями своего духовного отца и учителя сочеталось с новым осмыслением замыслов Патриарха Никона. В это время была создана и получила широкое распространение та историография Нового Иерусалима, которая, будучи бесценным свидетельством современников, носит все же печать иного времени, иных задач и целей. Проблему усугубляет то обстоятельство, что Патриарх Никон в начале 1660-х годов перестраивал свои более ранние монастырские сооружения. Огромные по масштабу переделки и обновления производились в обители в первой, а затем – во второй половине XVIIIbeka. И если даже при изучении архитектуры и убранства Воскресенского собора не всегда удается разделить близкие по времени напластования, то в отношении святынь это представляет сложнейшую задачу, требующую скрупулезного всестороннего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

...У южной стены, возле ворот Гулды, ныне заложенных, шумела когда-то площадь. Через эти врата еврейские паломники вступали в древности на территорию Храма. Ведущие к воротам ступени – одно из наиболее достоверных археологических свидетельств эпохи Христа Спасителя. Их касались пречистыми стопами Иисус и Его Мать. Развалины с порфировыми колоннами южнее ступеней относятся к другому времени. Это остатки дворца халифов Омейядской династии, построенного в 701 г. и разрушенного землетрясением 747 г. Под ними еще один археологический слой – остатки римского военного лагеря. Вся площадка оформлена как историко-археологический заповедник, пройти в который можно через Мусорные (или Маврские) ворота. Пандус вдоль западной стены ведет наверх Храмовой Горы, калитка справа – в археологическую прогулочную зону. Прогулка по Кедрону Кедронский овраг начинается у подножья горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, затем идет вниз, на юг, вдоль восточной стены Старого Города, отделяя его от горы Елеон. Эту часть Кедрона называют еще по-другому «долиной Иосафата» – по находящемуся здесь мавзолею древнего царя, чье имя в переводе с еврейского означает «Бог судит». Первое, что здесь бросается в глаза, это скопление кладбищ – мусульманских, теснящихся под самой городской стеной, и еврейских – по противоположным, елеонским склонам оврага. Это – Юдоль плачевная. Здесь, по библейскому обетованию, состоится Страшный Суд. Мы выходим из города через Львиные ворота и направляемся в сторону Елеона. Первое, что мы видим на своем пути, – греческая церковь , посвященная св. архидиакону Стефану. На этом месте, по греческому православному преданию, он был побит камнями в 34 г., через год после Распятия и Воскресения Спасителя, став первым мучеником за христианскую веру, почему и называется в месяцеслове Первомучеником. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В более древние, византийские времена почитание Первомученика совершалось в другом месте – за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где императрица Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. А эта церковь в долине Кедрона была построена Иерусалимским патриархатом совсем недавно, в 1969 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Исполнив древний пасхальный обряд, Христос взял в Свои руки один из хлебов (скорее всего, он был квасным, поскольку опресноки начинали вкушать исключительно в вечер 14 нисана), преломил его: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28). Так было даровано человечеству величайшее Таинство Причащения, в котором все верующие необъяснимым образом реально соединяются со Христом, вкушая Его Тело и Кровь и становясь членами единого богочеловеческого организма Церкви. Всякий раз за Литургией христиане вместе с апостолами становятся участниками Тайной вечери Спасителя. Гефсиманский сад После ужина апостолы вместе с Учителем направились на восточную окраину Иерусалима — через долину Кедрон к Елеонской горе. Здесь, в Гефсиманском саду, на западном склоне Елеона, росли оливковые деревца, сюда не долетали звуки городской суеты и тут можно было уединиться. По Преданию, Господь бывал здесь каждый раз, когда посещал шумную столицу. Христос любил это место, и сейчас Он пришел сюда, чтобы среди тишины духовно укрепиться перед страданиями. Моление о Чаше Но со Христом были не все — еще до конца трапезы Иуда покинул апостолов. О подлинной цели его ухода знали только Господь и Иоанн Богослов, который сидел близко к Иисусу и слышал, как Тот, подавая Иуде часть хлеба, сказал: Что делаешь, делай скорее (Ин 13:27). По мнению толкователей, Христос до последнего взывал к Иудиной совести, но, утвердившись в своем решении, предатель уже не слышал этих призывов. Он пошел к первосвященникам и, взяв с собою отряд храмовой стражи, повел воинов и слуг в Гефсиманию, куда отправились апостолы с Иисусом. Попросив учеников подождать Его, Иисус отдалился от них, пал на землю и горячо молился Отцу. В Гефсимании Спаситель переживал такие страшные терзания, сильнее которых были только крестные муки. Будучи Богом, Он не боялся смерти, но как Человек безгрешный не мог не ужаснуться от осознания тяжести того груза, который Ему нужно было понести. Психологическое напряжение было настолько сильным, что со лба Иисуса стал капать кровавый пот. По Своему человеческому естеству Христос не хотел смерти и просил Отца избавить Его от нее.

http://foma.ru/pasxa.html

буто-бетонную технику с применением кладок из тесаного камня и (или) кирпича (в т. ч. сырца), оформление стен и полов мозаикой, покрытие черепицей по деревянным балкам или каменной плитой по сводам. Активно использовались сполии и привозной мрамор, а также красный порфир из Египта. Рим. влияние особенно заметно в технике строительства, требовавшей использования криволинейных элементов (своды, купола, апсиды, арки). Важнейшим вопросом остается механизм сохранения этих традиций при переходе к новому типу построек - храмам, к древнейшим из к-рых относят следы построек нач. IV в. в Гадаре, Капернауме и Элате на Красном м. (см. ст. Дура-Европос ), а также храмам, построенным имп. Константином и его матерью Еленой: Гроба Господня , Елеона на Масличной горе, Рождества Христова в Вифлееме, церковь в Мамре (все после 325). Строительный бум, начавшийся в IV в., привел к повсеместному появлению храмов во всем регионе, он продолжился при имп. Юстиниане I (527-565), когда мн. храмы подверглись перестройке (Неа-Эклесиа в Ст. городе Иерусалима), и распространился даже на мелкие поселения, к-рые часто имели более одной церкви (только в небольшом Умм-эль-Джимале, Сев. Иордания, их ок. 15). Тивериада. Мозаика пола в синагоге ранневизант. периода Тивериада. Мозаика пола в синагоге ранневизант. периода Для ранневизант. периода характерно медленное изживание остатков язычества и сосуществование христианства с иными религиями, прежде всего с иудаизмом, чему археология Палестины дает наглядный пример. Абсолютное большинство изученных синагог (более 100) датируются кон. III-VIII в., и, хотя они сосредоточены западнее р. Иордан (особенно в Галилее - центре иудаизма в визант. период), их постройки есть на Голанах и в городах вне этих зон (Гераса). Архитектура и мозаичные полы синагог отражают влияние христ. искусства (см. ст. Бет-Альфа ), а расположение церквей и синагог буквально бок о бок (в Капернауме между ними всего 30 м) - особенность, отражающая мирное сосуществование иудеев, христиан, самарян и язычников.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Но новый собор простоял недолго, и его полноценный облик не дошел до нашего времени. В 1723 г. без видимых причин обрушается шатровое завершение ротонды, а пожар 1726 г. усугубляет начавшееся разрушение храма. В царствование императрицы Елизаветы Петровны собор восстанавливается (1749–1759 гг.) под руководством архитектора К. Бланка по проекту В. Растрелли, украсивших его новым архитектурным убранством в стиле барокко и возведших для безопасности деревянный шатер. Благоустройство обители продолжит и Екатерина II. Собор приобретет необычайную величественность не только внешнюю, но и поразительную внутреннюю изысканность. Появившаяся лепнина и живопись хорошо гармонировали с керамическим убранством XVII в. Иконостасы были изготовлены из разноцветных изразцов с причудливыми растительными орнаментами. Изразцами была украшена и главная часовня – кувуклия, где располагался Гроб Господень. Обильный свет храмового пространства причудливо играл на изразцах, придавая им поразительную красоту. В окрестностях монастыря были воплощены топонимические названия евангельских святынь: Вифлеема, Вифании, Капернаума, горы Фавор и Елеона, а тихая речка Истра переименована в русский Иордан. В XIX и начале XX в. монастырь становится одним из популярных мест паломничества, которое значительно возрастает после строительства рядом железной дороги. Его посещают известные деятели культуры России и Западной Европы. Здесь создается монастырский музей, в котором экспонируются личные вещи патриарха Никона, церковная утварь, древние иконы, церковные облачения. Особой ценностью отличалось книжное собрание монастыря, в котором находились Воскресенская и Никоновская летописи, Изборник Святослава 1073 г. – вторая по древности датированная русская рукопись, множество старопечатных книг XVI–XVII вв. В 1907 г. древние рукописи были переданы в Синодальную библиотеку, составив Воскресенское собрание, которое в 1920 г. оказалось в Историческом музее, где хранится и ныне. После революции монастырь был закрыт, а имущество национализировано. Часть реликвий из богатой монастырской ризницы попало в Оружейную палату.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Светлана 19 августа 2015, 12:08 Спасибо за статью! тамара 18 августа 2015, 23:54 спаси Бог за такую тёплое и доброе повествование.узнала много нового.прости меня ,Господи,что и я неправду говорила,читая эту гнусную ложь о жизни этих святых супругов. была в Иерусалиме,поклонялась мощам святой великомученицы Елизаветы ,в Москве,в Ново-спасском монастыре-праху Сергея Александровича.какая радость,что это были русские православные люди Ольга 19 июля 2015, 10:44 Огромная благодарность за прекрасную статью! Тронула до глубины души! Восхищена благородством, порядочностью и святостью семьи Романовых! Тамара 18 июля 2015, 12:38 Восхищаюсь благородством и смирением всех Романовых.Была проведена огромная работа по очернению царской семьи,а русские всему поверили, предали и допустили многократные убийства. К сожалению, мы - русские очень доверчивые и не дружные. Юлия 18 июля 2015, 07:34 Спасибо Вам огромное за статью! Ирина 29 ноября 2014, 18:07 Спасибо! До слез! Какая великая и трагическая у нас история! Какая сила духа, нет, Духа явлена нам нашими предками! Сложно быть достойными такой истории, а нужно!!! Господи, помоги! Святая преподобномученица Елизавета, моли Бога о нас, о России, которую ты так любила! Елена 28 ноября 2014, 20:03 Очень трепетно отношусь к этим святым,необыкновенным людям.Спасибо автору за прекрасную статью,написанную сердцем.Прочитаю и покажу фотографии своей внучке Елизавете.Память об этих людях должна жить в наших сердцах и в сердцах наших потомков.Светлая память и вечный покой ! Валерия Перфильева 28 ноября 2014, 18:58 Спасибо за прекрасную статью. Мы так мало знаем о Романовых! Ирина 28 ноября 2014, 17:52 Спасибо огромное за статью! Узнала много интересного! Трогательно до слез - и на земле живут ангелы! Сергий 28 ноября 2014, 00:34 Несколько лет назад был в Иерусалиме. Увидел храм на склоне Елеонской горы и пошёл к нему. Не смог найти вход, хожу кругами. Он на склоне и я вышел почти на верх Елеона. Там араб дал прокатиться на ослике нашим туристам. Они его погоняют, а толку ноль. Объяснил им, что осёл здесь по-русски не понимает. Пошёл вниз. Догнал монахиню с девушкой. Говорят по-русски. Спросил, как попасть в храм Марии Магдалины. Идите за нами. Так и попал. Когда зашёл в храм, почувствовал, что меня что-то тянет вправо. Какая-то особая благодать. Там под стеклом мощи принявшей смерть за Христа княгини Елизаветы. Удивился, что лежит лицом на запад, в сторону Храмовой горы. У нас-то принято хоронить лицом на восток. Подумал: эта женщина приняла страшную смерть на Урале и вот тело её здесь за тысячи километров. И перед ликом её Золотые ворота Иерусалима, через которые Христос входил в город в вербное воскресенье. Удивительно, человека давно уже нет, а праведность его остаётся и реально ощущается ныне живущими.

http://pravoslavie.ru/75457.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010