Таково непосредственное значение слов Господа. Но их глубокий смысл охватывает и весь Израиль, и всю его историю. С произнесением их как будто кончилась целая характерная эпоха. Вся история Израильского народа была лишь школой, чтобы подготовить возможность рождения Спасителя – Мессии и веры в Него. Закон и пророки, все старания сделать изучение его всеобщим, – все служило лишь к тому, чтобы осуществилась именно эта предопределенная цель. Пророки, предсказывая наступление царства Мессии, указывали на то, что тогда все будут научены Богом ( Ис.54:13 ). Господь уже прежде в назаретской синагоге ( Лк.4:16–22 ) говорил, что пророчество Исайи о Мессии исполняется в Нем. Теперь Он прилагает к Себе одно из указанных пророками свойств мессианского царства – богонаучение. Его деятельность до капернаумской проповеди главным образом была направлена к этой цели. Но вот теперь как бы наступает момент, когда школьная подготовка кончилась, и Израиль призывается к самостоятельной деятельности – к свободной вере. Мне думается, что довольно знаменательно то обстоятельство, что до капернаумской проповеди Господь очень часто учил в синагогах, а после нее – только один раз, и то по истечении почти целого года, притом мимоходом, на пути в Иерусалим пред последней пасхой ( Лк.13:10 ). Синагогальная деятельность Господа, в которой Он толковал и разъяснял закон и пророков и исполнял миссию теоретического богонаучения Израиля, как бы кончилась с этими словами. С этих но Он ставит средоточным пунктом своей проповеди практическую, живую веру в Себя, в Свою Божественную Личность и – или втайне воспитывает в ней Своих учеников, или же в храме, в этом живом религиозном центре, призывает к ней всех израильтян. Да, с приведенными словами Господа для всего Израиля падала целая эпоха теоретического богонаучения, и он призывался к той живой цели, для которой оно служило только средством. Но также, как и непосредственные слушатели Господа, и весь израильский народ не ощутил того духовного кризиса, который совершался в этот момент в глубине жизни его национально-религиозного гения. Многовековой период школьного обучения кончался; верховный Учитель объявил ему конец; а Израиль все еще не хотел сойти с насиженной им школьной скамьи и проявить, как подобало взрослому человеку, инициативу свободной деятельной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и уже потерявшая надежду когда-либо вылечиться, протеснилась сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к Его одежде. По закону Моисея, женщины, страдающие подобной болезнью, считаются нечистыми и потому должны оставаться дома. Они не смеют ни к кому прикасаться … 13 ноября, 2006 Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и уже потерявшая надежду когда-либо вылечиться, протеснилась сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к Его одежде. По закону Моисея, женщины, страдающие подобной болезнью, считаются нечистыми и потому должны оставаться дома. Они не смеют ни к кому прикасаться … Войдя в лодку с учениками, Господь Иисус Христос поплыл обратно и пристал к противоположному, западному, берегу Геннисаретского озера, где находился Капернаум. Тут Его ожидали уже толпы народа, и в числе прочих — один из начальников синагоги — Иаир, чья единственная двенадцатилетняя дочь была при смерти. Хотя начальники синагоги и принадлежали к партии, враждебной Иисусу (Иоан. 7:47-48), но этот, наслушавшись, видимо, о многих чудесах, совершенных Господом, и, может быть, сам бывший свидетелем чуда исцеления слуги капернаумского сотника, возгорелся надеждой, что Иисус исцелит и его дочь. И хотя Иаир не имел такой веры, которую Господь похвалил в сотнике, Он все же пошел в дом начальника синагоги возложить, по просьбе Иаира руки на умирающую. Видя это, народ с особенным любопытством устремился за Ним к дому Иаира, а так как каждому хотелось быть поближе к Великому Чудотворцу, все теснили Его. Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и уже потерявшая надежду когда-либо вылечиться, протеснилась сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к Его одежде. По закону Моисея, женщины, страдающие подобной болезнью, считаются нечистыми и потому должны оставаться дома. Они не смеют ни к кому прикасаться (Левит. 15:25-28). Но эта несчастная имела такую горячую веру в Господа Иисуса Христа, что решилась тайно покинуть дом и прикоснуться к одежде Его в уверенности, что одно только прикосновение даст ей полное исцеление. И ее вера была оправдана: она тотчас выздоровела, ощутив, что иссяк источник крови. Подробнее всех рассказывает об этом событии св. Марк. Он передает, что Иисус, почувствовав, как вышла из Него сила, спросил у окружающих Его: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» (Марк. 5:30, ср. Луки 8:45). Конечно, Он знал, кто прикоснулся, и спросил это только для того, чтобы, в назидание, обнаружить перед народом веру этой женщины и чудо, совершившееся благодаря этой вере. Женщина, понимая, что ей не утаиться, пала перед Ним и открыла всем истину. По понятиям евреев, она совершила преступление, войдя в толпу и сделав нечистыми всех, к кому ей по необходимости пришлось прикоснуться; поэтому в страхе и трепете ожидала она осуждения за свой поступок, но Господь успокоил ее: «Дерзай дщерь [дочь]! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» (Луки 8:48; ср. Матф. 9:22 и Марк. 5:34)

http://pravmir.ru/iscelenie-krovotochivo...

Вместе с тем это обстоятельство привлекло к Господу Иисусу Христу особое внимание жителей этой страны, которые увидели известного всем бесноватого здоровым и сидящим у ног Иисуса. Однако, произошедшее все-таки не вразумило их: они испытали лишь безотчетный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание Господа у них не принесло им еще больших убытков. Сожаление о потерянных свиньях одержало у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от ужасного бесноватого, и они попросили Господа уйти. Как велико неразумие тех людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился разрушить дела дьявола! Вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, Христос на этот раз наоборот повелел исцеленному бесноватому вернуться в свой дом и рассказать о том, что сотворил ему Бог. Надо полагать, что Господь сделал это затем, что Он не имел в этой стране тех опасений, какие были у Него в Галилее и Иудее, где представления о Мессии были превратными: как о земном вожде Израиля; и Господь не хотел, чтобы Его Имя связывали с политическими вожделениями иудейских патриотов, мечтавших о свержении римского владычества. Кроме того, по всему видно, что гадаринцы отличались особым религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Господь хотел пробудить их сердца проповедью о Нем и о делах Его через самого облагодетельствованного Им исцеленного бесноватого, который, действительно, как передал св. Марк, начал проповедовать о Нем по всему Десятиградию и этим подготовил страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Войдя в лодку с учениками, Господь Иисус Христос поплыл обратно и пристал к противоположному, западному, берегу Геннисаретского озера, где находился Капернаум. Тут Его ожидали уже толпы народа, и в числе прочих — один из начальников синагоги — Иаир, чья единственная двенадцатилетняя дочь была при смерти. Хотя начальники синагоги и принадлежали к партии, враждебной Иисусу (Иоан. 7:47-48), но этот, наслушавшись, видимо, о многих чудесах, совершенных Господом, и, может быть, сам бывший свидетелем чуда исцеления слуги капернаумского сотника, возгорелся надеждой, что Иисус исцелит и его дочь. И хотя Иаир не имел такой веры, которую Господь похвалил в сотнике, Он все же пошел в дом начальника синагоги возложить, по просьбе Иаира руки на умирающую. Видя это, народ с особенным любопытством устремился за Ним к дому Иаира, а так как каждому хотелось быть поближе к Великому Чудотворцу, все теснили Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

3. Еще одно слово. Итак, проповедь в синагогах происходила во время первого хождения Господа по Галилее. Как евангелист Лука, сказав, что Господь проповедал в синагогах, в пример того сказывает о посещении Господом Назарета с проповедию в синагоге его, и следовательно, оба эти события ставит в прямой связи, то, признав, что проповедь в синагогах Галилейских имела место во время первого хождения Господа по Галилее, должно признать, что и посещение Назарета имело место во время сего же хождения. И это тем охотнее надо признать, что слова Господа в синагоге Назаретской: ...вы скажете: сделай и в своем отечестве, что, как слышим, было в Капернауме, прямо указывают на совершенные пред тем чудеса в Капернауме, после которых пошел Господь с проповедию по Галилее. Весть о сем скоро пришла в Назарет, и Сердцеведец знал, что впечатление от сего еще живо было в душах Назаретян и занимало всех; почему и помянул о сем. Судя по сему можно положить, что в первом хождении своем по Галилее Господь, по выходе из Капернаума, прямо направился в Назарет. 5. Пересмотр второго отделения Евангельских сказаний и определение течения событий для второй части Евангельской истории Второе отделение оглавления содержания Евангелий у вас пред глазами. Тут идут сказания о событиях, составляющих средину Евангельской истории. Не буду повторять того, что сказано о сем в общем указании главных отделов или частей сей истории, и начинаю прямо определять течение событий, долженствующих составлять содержание ее. Первое пребывание Господа в Капернауме, по вселении в нем В сем пребывании евангелист Матфей и евангелист Марк первое место дают призванию Господом известных четырех рыбарей для последования за Ним. После сего евангелист Матфей идет в сказаниях своим путем; к евангелисту же Марку присоединяется евангелист Лука, после сказания о посещении Господом Назарета, которому дается другое место, и оба они совершенно согласно ставят подряд следующие события: учение в синагоге Капернаумской с исцелением в ней же бесноватого; исцеление тещи Симона в его доме; вечером исцеление многих; удаление в пусто место и утром исшествие на проповедь по Галилее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1988...

В этот незабвенный день субботы в капернаумской синагоге присутствовал в числе молящихся Иисус, наш Спаситель. Старейшины предложили Ему как лицу, имевшему учеников, как раввину объяснить текст Св.Писания народу. Иисус принял приглашение. Божественные уста открылись. Его речь обладала живостью, новизной и увлекательностью. Христос в этой местной синагоге говорил о царствии Божием и об условиях, какие требовались для вступления в него людей, которые должны были оказывать взаимно живое, сердечное влияние друг на друга. И дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники, – замечает к нашему вниманию евангелист Марк ( Мк.1:22 ). Слова Иисуса Христа глубоко трогали сердце. Присутствующие в синагоге говорили один другому: «Учение Его со властью, не как учение других книжников». Учение этих последних состояло из утомительных повторений раввинских правил о том, например, какой походкой нужно идти в синагогу и выходить из нее в субботу, причесывать или не причесывать волосы на голове, мясо каких птиц можно употреблять в пищу, грех ли употреблять в пищу кровь и свиное мясо и т.д. Наш Спаситель учил со властию ( Лк.4:32 ), по боговдохновенному изречению евангелиста. Он резко выдвинул Себя между всеми учителями, фарисеями и книжниками: учил самостоятельно, говорил Божественно, к Себе применяя речи пророков. Убедительность и сила Его слова были таковы, что все окружающие, эти рабы формализма, не могли устоять пред обаянием, проникавшим все Его существо. «Новое учение, – говорили они, – со властию» ( Мк.1:27 ). Но если они удивлялись учению Христа, то еще более необычайным, дивным показалось могущество, обнаруженное Им в связи со Своим учением. Здесь проявилась благодетельная власть слова и дела. Среди людей, прибывших в капернаумскую синагогу в этот день, находился один поистине несчастный человек. То был человек, имевший в себе, – свидетельствует евангелист Лука, – нечистого духа бесовского ( Лк.4:33 ). Во время проповеди Иисуса Христа с несчастным случился припадок. Восстав, он дико завыл, охваченный демоническим безумием. Ужасный стон леденил испугом всех присутствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

3. Еще одно слово. Итак, проповедь в синагогах происходила во время первого хождения Господа по Галилее. Как евангелист Лука, сказав, что Господь проповедал в синагогах, в пример того сказывает о посещении Господом Назарета с проповедию в синагоге его, и следовательно, оба эти события ставит в прямой связи, то, признав, что проповедь в синагогах Галилейских имела место во время первого хождения Господа по Галилее, должно признать, что и посещение Назарета имело место во время сего же хождения. И это тем охотнее надо признать, что слова Господа в синагоге Назаретской: …вы скажете: сделай и в своем отечестве, что, как слышим, было в Капернауме, прямо указывают на совершенные пред тем чудеса в Капернауме, после которых пошел Господь с проповедию по Галилее. Весть о сем скоро пришла в Назарет, и Сердцеведец знал, что впечатление от сего еще живо было в душах Назаретян и занимало всех; почему и помянул о сем. Судя по сему можно положить, что в первом хождении своем по Галилее Господь, по выходе из Капернаума, прямо направился в Назарет. 5. Пересмотр второго отделения Евангельских сказаний и определение течения событий для второй части Евангельской истории Второе отделение оглавления содержания Евангелий у вас пред глазами. Тут идут сказания о событиях, составляющих средину Евангельской истории. Не буду повторять того, что сказано о сем в общем указании главных отделов или частей сей истории, и начинаю прямо определять течение событий, долженствующих составлять содержание ее. Первое пребывание Господа в Капернауме, по вселении в нем В сем пребывании евангелист Матфей и евангелист Марк первое место дают призванию Господом известных четырех рыбарей для последования за Ним. После сего евангелист Матфей идет в сказаниях своим путем; к евангелисту же Марку присоединяется евангелист Лука, — после сказания о посещении Господом Назарета, которому дается другое место, — и оба они совершенно согласно ставят подряд следующие события: учение в синагоге Капернаумской с исцелением в ней же бесноватого; исцеление тещи Симона в его доме; вечером исцеление многих; удаление в пусто место и утром исшествие на проповедь по Галилее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Скорбящая женщина, смиренно перенося пренебрежение, продолжала умолять Спасителя: « Господи! помоги мне ». Остановившись наконец, Господь сказал ей: « Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам » (Мф.15:26). Хананеянка знала, что евреи язычников за их веру и дела называют псами, но со смирением приняла на свой счет это сравнение, что видно в ее ответе: « Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф.15:27). В этих словах глубокая уверенность, что у Бога хватит милости для каждого человека. Сам Христос удивился ее вере и воскликнул: « О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему » (Мф.15:28) и тотчас дочь ее получила исцеление. Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира (Лк.7:11-17; 8.41-56) Кроме исцелений Господь совершал воскрешения мертвых – чудеса, с особенной силой свидетельствовавшие о Нем как о Сыне Божием. Эти чудеса показывали, что Христос сильнее смерти и является источником жизни. Евангелисты рассказывают о двух воскрешениях, совершенных Христом во время пребывания в Галилее. Воскрешение отрока произошло около города Наина. Когда Господь приближался к этому городу, из ворот вышла похоронная процессия: бедная наинская вдова хоронила своего сына. Мать, шедшая за носилками, горько плакала. Господь, увидев ее, сжалился и сказал ей: « Не плачь ». Затем Он, обращаясь к мертвецу, повелел: « Юноша! тебе говорю, встань » (Лк.7:14). И по слову Христа умерший ожил, поднялся и стал говорить. Потрясенная толпа, ставшая свидетелем чуда, начала прославлять Бога, говоря: « Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой » (Лк.7:16). В одно из возвращений Христа в Капернаум, к Нему подошел Иаир, начальник Капернаумской синагоги. Убитый горем, он припал к ногам Христа и умолял Его прийти к нему в дом, чтобы исцелить единственную его дочь, которая была при смерти. Христос не отказал Иаиру и пошел в его дом. Множество народа сопровождало Иисуса по дороге к дому начальника синагоги. В это время к Нему приблизилась некая женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. Она истратила на лечение все свои средства, но в конечном итоге пришла в худшее состояние. Она не имела права появляться среди людей, т.к. считалась нечистой, а прикосновение к ней – осквернением. Когда больная услышала, что в Капернаум пришел великий чудотворец – Иисус Назарянин, она, рискуя быть обвиненной в нарушении Закона, пробралась сквозь толпу к Нему и с непоколебимой верой тайком прикоснулась к Его одежде. В то же мгновение совершилось чудо: у женщины прекратилось кровотечение, и она ощутила, что исцелена.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Плита с рельефными изображениями меноры Плита с рельефными изображениями меноры Наиболее интересной оказалась находка каменной плиты, к-рая в большей степени, чем архитектурные характеристики, указывает на религ. функцию постройки. Квадр из известняка опирается на 4 небольшие ножки. Со всех сторон он украшен рельефными изображениями. Они представляют собой набор геометрических, растительных мотивов, архитектурных элементов (каннелированные пилястры), амфор и первое из известных изображений меноры ( Aviam. 2012. S. 35-37). Израильский археолог М. Авиам трактует композицию как символическое изображение Иерусалимского храма и его Святое Святых, проводя параллели с изображением повозки (Скинии) в Капернаумской синагоге (см. в ст. Капернаум ). Считается, что он использовался в синагоге как нижняя подставка пюпитра для Торы ( Idem. 2013). Еще одно произведение рим. мозаичного искусства, которое привлекло к себе внимание после находки деревянной лодки у берегов М. в Галилейском оз. в 1986 г.,- это панель с изображением нескольких предметов в черно-белой гамме, типичной для мозаик рубежа эр. Среди них точно идентифицируются лодка и сосуд в форме канфара; др. изображения не столь очевидны. Согласно Р. Рейху, слева от лодки изображены 2 скребка, которые использовались после гимнастических занятий для снятия масла, нанесенного на тело, вместе с налипшей пылью (strigili), между ними - бутылочка для масляных благовоний (aryballos). Все 3 предмета помещены в тарелку. Под канфаросом лежит рыба с водорослью во рту. Три верхних предмета, расположенные справа, не имеют убедительной трактовки (предположительно муз. инструменты). Рейх считает, что в виде лодки может быть изображена лампа соответствующей формы, аналогии к-рой встречаются среди археологических находок рим. периода, либо модель корабля. Т. о., на мозаике мог быть изображен натюрморт, составленный из предметов, особенно дорогих для хозяина дома и свидетельствующих о его успешной деятельности (как рыболова, имевшего хороший доход от продажи рыбы) и о занятиях в часы досуга.

http://pravenc.ru/text/2561172.html

Такими местами и стали синагоги. После возвращения евреев из плена синагоги сделались необходимой принадлежностью всякого еврейского поселения как в самой Палестине, так и во всех местах еврейского расселения. В синагоге находился ковчег, в котором хранились книги Закона, кафедра, с которой эти книги читали и места для сидения. Читать и толковать Закон и пророков мог любой, признающий себя способным. Читающий, обыкновенно, стоял во время чтения, а когда переходил к объяснению, садился. Слушая постоянно мертвое слово своих учителей-книжников и фарисеев, галилеяне были поражены, услышав живое слово Господа. Если первые истолковывали Закон как рабы его, то Иисус говорил как обладающий властью. Книжники и фарисеи, сами не понимая Закон, искажали его смысл, а потому были неубедительны в своих толкованиях. Иисус же говорил Свое, то есть то, что слышал от Отца Своего, и говорил властно, убежденно и убедительно, что и производило сильное впечатление на слушающих. В то время, как Господь учил в капернаумской синагоге, там находился человек, одержимый нечистым духом. Неожиданно для всех он закричал громким голосом: " Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто ты, Святой Божий " . Это невольное исповедание истины, исторгнутое присутствием Сына Божья, было воплем низкого, раболепного страха, притворно и льстиво намеревавшегося отвратить от себя суд, воплем раба, воображению которого при встрече с господином неминуемо представляются истязания и муки, ожидающие его. Этим исповеданием, может быть, враг надеялся подорвать доверие в людях к Иисусу Христу, и мы можем видеть, что Господь, действительно, запретил ему свидетельствовать о Себе, приказав: " Замолчи и выйди из него " . Бесноватый тут же упал посреди синагоги, а поднялся уже совершенно здоровым, так как бес, повинуясь, вышел из него. Оба Евангелиста подчеркивают то чрезвычайно сильное впечатление, которое произвело на всех это исцеление бесноватого. Исцеление тещи Петровой Это чудо Евангелисты Марк и Лука ставят в непосредственную связь с предыдущим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

и у Луки 7, 1 и дал. Также и из того, что Марк проходит молчанием рассказ о Капернаумском сотнике, видна его двойная зависимость. Он мог бы поместить этот рассказ или после 28 или после 39 ст. (почему ж, спрашивается, он не мог поместить его после слов: «и приходят в Капернаум», заключающихся в 21 ст. или после стиха 34-го ?.) Но после 28 ст, было неудобно, ибо тогда Иисус прямо из синагоги шел в дом Петра, а сотник, но Матфею 8, 5, подошел к Иисусу в то время, когда Иисус не был еще в Капернауме, а только еще входил туда. Нельзя было дать ему места и после 39 ст., поскольку тогда Иисус оставлял уже Капернаум, чтобы путешествовать по Галилее, как об этом согласно с Лукою, 4, 43, после рассказывает Марк. (Правда. Но если бы Баур сказал, что Марк мог бы поместить рассказ о Капернаумском сотнике между 22 и 23 ст., то тогда к его помещению нашлось бы и еще более неудобств). К этому могло присоединиться и собственное рассуждение Марка (reflexion), что рассказ, в котором изречение Иисуса: «и в Израиле не нашел я такой веры» Мф. 8, 10 . предполагает уже продолжительную Его деятельность, был бы не на месте в начале евангелия, когда едва лишь описано первое появление Иисуса на поприще общественного слежения (да если бы Марк забыл, что им толко что сказано, 14 15 ст. о проповеди Спасителя в Галилее и призывании им народа к покаянию и вере в евангелие; то он может б. и пришел бы к такому, навязываемому ему Бауром, рассуждению). Посему Марк предпочел опустить рассказ о сотнике, которому (рассказу) Лука дает место в своем евангелии позднее 7, 1, впрочем согласно с Матфеем, тотчас после нагорной проповеди“…. Но очевидно, что эти соображения Баура не требуют разбора; их произвольность и бездоказательность дают себя заметить с первого взгляда. И не более ли мы имеем права и оснований видеть в отсутсвии рассказа о Капернаумском сотнике в евангелии Марка доказательство независимости этого евангелиста от Матфея и Луки. 45 Христос почувствовал, что кто-то прикоснулся к Его одежде и спросил, кто бы это был. Петр, по обыкновению, выслушивает один из всех учеников вопрос и говорит по своему искреннему (свободному от всякой задней мысли) мнению, так как он не мог видеть, что сделала женщина: как можешь Ты, находясь в тесноте, удивляться тому, что народ близко подходит к Тебе и прикасается к Тебе. Neder, Das Leben jesu 249 s. 48 Оставив народ, Иисус, по Марку, переплыл на корабле не в пределы Магдалинские, как говорит Матфей 15, 39, но в Далмануоские (8, 10). Но это такое различие, допуская которое Марк, как кажется имел только в виду своему рассказу характер самостоятельности. Markusevangel. 615. 61 У Герике подробно исчислены особенности Матфея и Марка, касающиеся языка. См. «Введение в новозав. Книги св. Писания стр 107. 108 и 125. 126. Читать далее Источник: Елеонский Н. О евангелии от Марка. Разбор мнения Ф.Х. Баура о происхождении и характере Евангелия от Марка. – 1873. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010