Особого внимания заслуживает деталь мозаики со святыми Онисифором и Порфирием. В центре двухъярусной постройки помещается ниша-апсида, оформленная в виде раковины. В восточном искусстве этот мотив часто используется для декора наиболее сакральных мест храма (например, в нише для Торы в синагоге Дура-Европус (Сирия) или рельеф с изображением Ковчега Завета в Капернаумской синагоге (Нижняя Галилея) и другие). В нише помещается круглая постройка, поставленная на невысокий цоколь. Её архитектура весьма проста: четыре изящные колонны с капителями композитного ордена с закрученными канелюрами (восточный элемент) поддерживают балдахин. Он достаточно монументален по своим пропорциям: его гранёное в плане и вытянутое в высоту основание декорировано пересекающимися прямыми линиями, образующими сетку ромбов; по середине проходит горизонтальная линия с повторяющимся мотивом восьмилепестковой розетки. Несмотря на серьёзные повреждения мозаичной поверхности, которые уничтожили всю центральную часть изображения, по небольшим остаткам геометрического орнамента в левой нижней части кивория можно предположить, что его окружал ряд бронзовых плит — так наз. канкеллы. Многие исследователи, не обращая глубокого внимания на архитектурный фон, видели в нём исключительно черты фантастичности 62 . Но, как писал М. Ростовцев, “я вообще не очень хорошо понимаю термин — фантастичность” 63 , любая фантазия не может рождаться на пустом месте; так же и архитектура этого небольшого сооружения имеет реальный прототип. Особого внимания заслуживает большое количество восточных элементов во всей композиции. Если вспомнить, что архитектор Гроба Господня был сирийцем по происхождению (его имя — Зиновий), то гипотеза о наиболее близком соответствии данного изображения с архитектурой Кувуклии вполне обоснована. Особого внимания заслуживают перегородки между колоннами Кувуклии, которые на мозаике оказались практически полностью уничтожены. Прежде всего необходимо разобраться в терминологии. В промежутках между колоннами, по описанию Антонина, были установлены решётки “из серебра и золота, в окружности вся золотая”. Латинское слово transvolatile, которым он обозначает данный вид решётки, по мнению Н. П. Конда­ко­ва, следует понимать как “решётчатое покрытие Гроба Господня (трельяж) или прямо высокую решётку, шедшую вокруг Гроба”. Если обратить внимание на значение слова volatile — изменчивый, неуловимый, и trans — частица, которая указывает на изменение формы, то можно предположить, что Пётр таким образом указывает на переносное, съёмное устройство решёток вокруг Гроба 64 .

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

Скорбь часто является следствием сильной любви человека к ближним, которым он не может не сострадать. Пророки и апостолы Христовы воспламенялись скорбью за соблазняющихся, немощных, падающих в грехи и изнемогающих в борениях со страстями. Вид отступников от Бога, не хранящих Его закон, сокрушал их сердца и исторгал потоки слез из очей их. Апостол Павел глубоко скорбел из-за неверия во Христа собратьев иудеев 719 . Жена Пилата – Клавдия Прокула, благоговевшая пред Спасителем, скорбела за Него перед осуждением Его на распятие 720 . Еврейские священники и весь израильский народ, любившие беспредельно Иерусалимский храм, стенали и сетовали при изъятии из храма церковных ценностей Антиохом Епифаном 721 . Наиболее часто заставляет скорбеть всех живущих на земле смерть родных и близких, явившаяся в человечестве как результат грехопадения. Вид бездыханно лежащих умерших возбуждает в живых людях скорбь, и потоки горьких и теплых слез о них, и напоминания о своей смерти 722 . Патриарх Иаков, считая своего сына Иосифа умершим, при виде окровавленной разноцветной одежды его, плакал безутешно многие дни. В ответ на слова утешения детей своих он повторял: »С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю " 723 . Агарь, служанка Авраама, видя умиравшего своего сына Измаила, вопила от горести и плакала в пустыне Вирсавии 724 . Царь Давид, рыдая, оплакивал смерть Саула, сына его Ионафана, смерть военачальника Авенира, Авессалома, своего младенца сына от Вирсавии 725 . Сыновья Давида подняли вопль о смерти брата их Адонии, убитого слугами Авессалома 726 . По случаю смерти национальных еврейских героев Иуды Маккавея и брата его Ионафана, павших на поле битвы, рыдал многие дни весь израильский народ 727 . Современник Христа Спасителя Иаир, начальник Капернаумской синагоги, оплакивал вместе с домочадцами похищенную смертью свою единственную дочь 728 . Апостолы и жены-мироносицы плакали и рыдали об умершем на кресте Божественном Учителе – Христе 729 . Иерусалимская первохристианская Церковь многие дни творила плач об архидиаконе Стефане, побитом камнями от рук неверующих во Христа иудеев 730 . Ефесские пресвитеры и христиане города Милита учинили немалый плач при расставании с апостолом Павлом, предсказавшим, что они более уже не увидят лица его 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Глава 1 1–8. Написание книги. Иоанн Креститель. – 9–11. Крещение Господа Иисуса Христа. – 12–13. Искушение Иисуса Христа. – 14–15. Выступление Иисуса Христа как Проповедника. – 16–20. Призвание первых четырех учеников. – 21–28. Христос в синагоге капернаумской. Исцеление бесноватого. – 29–31. Исцеление тещи Симона Петра. – 32–34. Чудотворения поздним вечером. – 35–38. Христос на молитве ранним утром и приход к Нему учеников. – 39. Деятельность Христа во всей Галилее. – 40–45. Исцеление прокаженного. Мк.1:1 .  Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, Согласно русскому переводу, первый стих стоит в непосредственной связи со следующими тремя стихами, и мысль всех первых четырех стихов, по общепринятому толкованию (см. «Толковое Евангелие» еп. Михаила), такая: «началом Евангелия Христова о наступлении благодатного Царства Мессии было явление Иоанна Крестителя, который проповедовал крещение покаяния для отпущения грехов». Но с таким пониманием первого стиха нельзя согласиться. Если предложение первого стиха считать подлежащим, а продолжение четвертого стиха – сказуемым (второй и третий стихи будут в таком случае вставным предложением), то получается слишком растянутый период. Между тем евангелист Марк везде в Евангелии выражает свои мысли в сжатых предложениях. Затем, если евангелист хотел особенно выставить на вид своим читателям, что выступление Иоанна Крестителя было началом Евангелия, то следовало бы ожидать, что он в точности отметит, что было продолжением этого начала. Однако такого точного обозначения мы далее не находим. Ввиду сказанного лучше принять как более естественное такое понимание первого стиха, которое видит в нем написание книги. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Иисуса Христа – родительный падеж), т.е. радостная весть, как ее возвестил Иисус Христос , Сын Божий, в той форме или в том виде, в каком она предлагалась христианам, стоявшим на первоначальной стадии христианского просвещения, еще только вступившим в Церковь Христову (подробнее об этом см. «Цель написания Евангелия от Марка»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Следуя вообще не хронологическому, а прагматическому порядку в изложении евангельской истории, Матфей и в данном случае имеет в виду действительно не одно событие; скорее всего он чудо в стране Гадаринской в своем повествовании сливает с чудом в синагоге Капернаумской, переданным у Марка ( Мк. 1:21–27 ) и Луки ( Лк. 4:31–37 ), но не переданным отдельно у самого Матфея. Некоторый намек на это находим в настоящем повествовании его. Излагая событие вообще более кратко, чем Марк и Лука, Матфей, однако, делает к первой части повествования некоторое добавление: он передает следующие слова бесноватых Господу: «Пришел ты сюда прежде времени мучить нас». – Этих слов не приведено у Марка и Луки в настоящем повествовании, но, читая у них историю о бесноватых в Капернаумской синагоге, находим там весьма подобные выражения: «Пришел Ты погубить нас» ( Мк. 1:24 ср. Лк. 4:34 ). Итак, можно предполагать, что опуская в своем Евангелии повествование о чуде в Капернаумской синагоге, Матфей вносит некоторые черты, взятые из этого события, в повествование о подобном же чуде, совершенном на берегу Гадары. В этом мы будем иметь достаточное возражение против Мейера, утверждающего, будто бы «это дело (т. е. слияние в одном рассказе двух событий) было бы произведено тогда (т.е. если бы это было действительно так) легкомысленно», 103 – т. е. неискусно, механически. В действительности – наоборот. Матфей избирает существеннейшее в обоих событиях. Краткие слова бесноватых, приводимые им, имеют свое значение в его Евангелии – и притом немаловажное: они характеризуют отношение нечистых духов к Господу, именно их знание о Том, Кто столь властно изгоняет их, лишает их могущества и силы, – и о цели пришествия Его. Это важное обстоятельство Марк и Лука отмечают, помимо переданной у них истории исцеления в Капернаумской синагоге, и отдельно. Лука ( Лк. 4:41 ) повествует: «выходили также и бесы из многих с криком: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос». И Марк ( Мк. 3:11–12 ): «и духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным». То же самое и в Мк. 1:34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

17). Выделение первой четверицы есть только начало. Избранному стаду назначено расти, и дело учеников есть то же дело собирания, какое совершает Учитель. Стихи Мк.1:21–45 относятся к началу Галилейского служения Иисуса. Отрывок распадается на ряд эпизодов. В ст. 21–27 речь идет об исцелении бесноватого в Капернаумской синагоге, которое ведет к распространению молвы об Иисусе по всей Галилее (ст. 28). В ст. 29–31 рассказывается об исцелении тещи Симоновой; в ст. 32–34 в общей форме – о других исцелениях больных и бесноватых. После этих чудес Иисус рано утром удаляется для молитвы в пустынное место (ст. 35), за Ним идут ученики и вызывают Его к народу (ст. 36–37). Иисус соглашается: Он идет проповедовать в ближайшие селения и города в сознании, что Он для того пришел (ст. 38). Проповедь в синагогах сопровождается изгнанием бесов (ст. 39). В ст. 40–45 рассказывается об очищении прокаженного. Прокаженный не исполняет повеления Иисусова никому ничего не говорить. Распространение молвы заставляет Иисуса держаться в местах пустынных. Но народ стекается к Нему и туда. В этих немногих эпизодах выступают с достаточной ясностью основные черты галилейского служения Христа Спасителя. Прежде всего, выясняется Его отношение к иудейскому религиозному строю. Иисус его признаёт. Очистившемуся прокаженному Он повелевает пойти показаться священнику и принести за очищение свое, что повелел Моисей во свидетельство им (ст. 44, ср. Лев. гл. 14). Но сразу же выясняется и различие. Когда Господь учил в Капернаумской синагоге, присутствующие «дивились учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (ст. 22). Книжники были эксперты в законе. Иисус в учении являл Свою власть над законом. Вообще на протяжении этого короткого отрывка принадлежащая Иисусу власть подчеркивается не раз (ср. еще ст. 27). Власть Иисуса признает прокаженный, взывающий к Нему: «Если хочешь, можешь меня очистить» (ст. 40). В частности, власть Иисуса проявляется над злом, над болезнями вообще (ст. 29–34; 40–45), и в особенности над злой бесовской силой, владеющей человеком (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛУГИ КАПЕРНАУМСКОГО СОТНИКА (Мф, 8:5–13;Лук, 7:1–10) Событие это случилось в Капернауме вскоре после произнесения нагорной проповеди. Евангельские повествования так представляют это событие. У одного римского сотника был болен при смерти слуга, которым он очень дорожил. Услышав об Иисусе, что Он совершил множество чудесных исцелений и зная, что в это время Он находился в Капернауме, сотник послал к Нему иудейских старейшин просить Его, чтобы Он пришел исцелить слугу его. Иудейские старейшины, пришедши к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: „он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и даже построил нам синагогу“. Иисус пошел с ними. Но когда Он был уже недалеко от дома сотникова, сотник прислал к Нему друзей своих сказать Ему: „не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи только одно слово, и слуга мой выздоровеет. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет, и другому: прииди, и приходит, и слуге моему: сделай то, и сделает‘‘. Услышав это, Иисус удивился и, обратившись к идущему за Ним народу, сказал: „истинно говорю вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов“. Возвратившись в дом, посланные нашли больного слугу выздоровевшим. Что это событие отрицательная критика отождествляет с исцелением сына царедворцева 426 , на это в свое время мы уже указали, равно как указали и на то, что такое отождествление невозможно. И так как повторение сказанного будет излишне, то мы и рамсмотрим здесь только те возражения, которые направляет отрицательная критика непосредственно против евангельского повествования об исцелении слуги капернаумского сотника. По своему обыкновеннию отрицательная критика и здесь начинает свой разбор отыскиванием непримиримых противоречий между евангельскими повествованиями. По мнению Штрауса, противоречия эти очень велики 427 и состоят прежде всего в том, что Лука называет больного словом δολος (слуга, раб), а Матфей – словом- πας, – „что, – говорит Штраус 428 , – одинаково может обозначать как сына, так и слугу“ (слово πας значит: дитя, отрок, чадо). Но какое же противоречие после этого можно находить между евангельскими повествованиями, когда сам Штраус говорит, что слово πας может иметь и то же самое значение, какое имеет слово δολος, т. е. может быть тождественно по значению с последниим? Но возражение отрицательной критики становится еще более пустым и неосновательным, когда мы скажем, что Лука обозначает больного не одним только словом δολος, но также словом πας, как обозначает его Матфей (см. Лук. 7: 7 ). Ясно, что если отрицательная критика находит в этом отношении противоречие между Матфеем и Лукой, то с таким же точно правом она может указывать такое же точно противоречие и у Луки с самим собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   (Мф. 9:18-26; Мк. 5:22-43; Лк. 8:41-56).    По возвращении Иисуса Христа обратно на Капернаумский берег, народ тотчас стал собираться вокруг Него со всех сторон. В это время к Нему подступил начальник синагоги Иаир и просил его прийти к нему в дом для исцеления его больной 12-летней дочери.    На пути следования к Иаиру, окружаемый множеством народа, жаждавшого слышать Его учение и еще больше желавшого видеть Его чудеса, Он слышит силу, исшедшую из тела Его от чьего-то прикосновения, и спрашивает учеников Своих, кто прикоснулся к Нему. Ученики сначала предполагали простое угнетение от народа; но Иисус Христос подтвердил, что к Нему прикоснулся кто-то. Тогда открылось, что одна женщина, 12 лет страдавшая кровотечением и истощившая без пользы для себя всё имение на излечение от болезни, сказала сама в себе: аще токмо прикоснуся риз Его, спасена буду, и, прикоснувшись, тотчас почувствовала себя исцелённой. Открыв народу силу веры кровоточивой женщины и утвердив её в надежде здравия, Иисус Христос продолжал путь к дому Иаира, откуда между прочим уже дошла до отца печальная весть о смерти больной дочери и предположение о безполезности прихода великого Целителя для спасения больной. Но Иисус Христос, исцелением кровоточивой возбудивший в сердце Иаира веру в Себя, уверил его, что дочь его будет спасена.    Прийдя в дом начальника синагоги и удалив всех, кроме родителей умершей и трёх свидетелей из учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — Он воздвигает от сна смерти умершую девицу и повелевает, в удостоверение её совершенного выздоровления, дать ей есть, чем приводит всех в изумление — как тех, кои смеялись над Его уверением, что девица не умерла, но спит, так и тех, кои услышали о чудесном событии.     1. На пути к дому Иаира теснили Иисуса и касались Его одежды; но только одна кровоточивая получила исцеление от прикосновения к краю ризы Его, потому что прикоснулась к ней с верой. Прекрасное доказательство того, что только для веры всё возможно; а вместе доказательство и того, что Божественная сила подаётся верующим не только видимым духовным образом или непосредственным действием Самого Бога, но и через освящённые от Него предметы, через видимыя посредства, как-то: одежды, иконы, освящённую воду, масло и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

е. что сначала он послал просить к себе Иисуса, а потом, когда Иисус уже действительно шел к нему, раскаялся в этом 432 . Само собой понятно, что такое возражение возможно лишь под условием полнейшего непонимания всего разбираемого нами события, между тем как дело представляется совершенно естественно. Сначала сотник, побуждаемый состраданием к страждущему слуге своему, послал просить к себе Иисуса, чтобы Он исцелил его; но потом, когда Иисус был уже на пути, с наступлением каждого момента приближения Иисуса, он все более и более чувствовал свое недостоинство принять Его под свой кров, и, наконец, когда разсудил, что Иисус может помочь его горю и без личного Своего присутствия, он через друзей отправил свою вторую просьбу. Так иногда истинно благочестивый христианин, после совершения какого-нибудь греха, заглянув в глубину своей совести, считает себя недостойным принять под кров своей души пречистое Христово тело и честную кровь, и потому откладывает это святое дело до более благоприятного времени, когда он будет считать себя более достойным. В заключение мы должны отдать должную справедливость заслуге Штрауса для богословской науки, ибо он вполне основательно доказал, что исцелений, совершенных вдали от самого исцеляемого субъекта, так сказать заочных, посредством магнетизма объяснять нельзя 433 . Следовательно, нельзя объяснять посредством каких-нибудь естественных сил и исцеления слуги капернаумского сотника. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМСКОЙ СИНАГОГЕ ( Мр.1:21–28 ; Лук.5:33–37 ) Однажды, бывши в Капернауме, Иисус в субботу вошел в синагогу и учил. И все дивились Его учению, ибо он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. В это время в синагоге был человек, имевший нечистого духа бесовского. Увидев Иисуса, он закричал вдруг громким голосом: „оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, святый Божий“. Но Иисус запретил ему, говоря: „замолчи, и выйди из него“. Тогда бес, стрясши человека, в котором находился и повергнув его посреди синагоги, вышел из него, ни мало не повредив ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Здесь исцелил Спаситель одержимых нечистыми духами, которые сами, громогласно исповедовали Всесвятое Имя Его; исцелил тещу Петрову, – и в день субботный, в синагоге, имущего сухую руку. На этом берегу велел Иисус заплатить за себя и за Петра статир из вынутой на уде рыбы. Из пределов капернаумских послал Спаситель Своих Апостолов на благовестие и на исцеление душ и телес человеков, заповедывая им идти паче всего к овцам погибшим дома Израилева. Вся сущность учения Христова была открываема ежедневно слушателям в синагоге, устами самого Сына Божия. Здесь, впервые открыл Он человекам духовное брашно – тайну Евхаристии; и завещал для искупления их Тело и Кровь Свою: «Я есмь хлеб живый, сшедший с небеси: ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам, ежели не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в небе жизни. Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную: и Я воскрешу Его в последний день» ( Ин 6:51–54 ). И вся эта Любовь Спасителя к человекам нашла здесь неблагодарных и жестокосердых! – и горе, вечное горе, предреченное устами Иисуса, налегло на обреченный забвению Капернаум!… Во дни блаженного Иеронима Капернаум еще назывался городом. Брокард в XIII веке говорит о нем как о ничтожной деревушке, в которой было до семи рыбачьих хижин. Бонифаций, чтоб обозначить местность Капернаума, которого развалины были заметены песком, указывает на близрастущие две пальмы. Букингам говорит, что арабы называют теперь это место Таль-Гаун; но мы думаем по объяснению, сообщенному нам, ученым-ориенталистом нашим г-м Мухлинским, что настоящее названье есть Тальлюль-Иагуд, что значит холмы Иудейские. Древнее название Капернаума, по толкованию, значит селение Наума. За час расстояния отсюда на северо-восток впадает Иордан в Тивериадское озеро. При устье Иордана, по ту сторону находилась Вифсаида-Юлия Гаулонитская, которую не должно смешивать с Вифсаидою Евангельскою в Галилее.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

На лодке с учениками Христос возвратился из Гадаринской земли в Капернаум. Здесь Его уже с нетерпением ожидала большая толпа народа. Когда Христос вышел из лодки на берег, к Нему подошел Иаир, начальник Капернаумской синагоги. Убитый горем, он припал к ногам Христа и умолял Его прийти к нему в дом, чтобы исцелить единственную его дочь, которая была при смерти. Христос не отказал Иаиру и пошел в его дом. Множество народа сопровождало Иисуса по дороге к дому начальника синагоги. В это время в городе была «одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет». Желая излечиться от своей болезни, несчастная истратила на лечение все свое состояние, но в конечном итоге «пришла еще в худшее состояние». Доведенная до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением, больная вдруг услышала, что в Капернаум пришел великий чудотворец – Иисус Назарянин. В ее душе родилась Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга. И поэтому она, как только увидела приближающегося к ней окруженного толпою Иисуса, пробралась сквозь толпу к Нему сзади и с непоколебимой верой в Божественную силу Христа прикоснулась к Его одежде. В то же мгновение совершилось чудо: у женщины иссяк источник крови», и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Все это происходило тайно от народа, но Господь хотел, чтобы глубокая вера женщины послужила примером для всех людей. Поэтому Христос остановился и, обращаясь к народу, вдруг задал им всех удививший вопрос. Христос спросил теснивших Его людей: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» – «Наставник! – ответил Ему ап. Петр, – народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но Господь, вопросительно смотрел на людей, продолжая искать глазами в толпе ту, которая прикоснулась к Его одежде. И тогда исцеленная поняла, что она не сможет утаиться от всевидящего ока Божественного Врача. Женщина подошла к Иисусу, пала к Его ногам и всенародно рассказала всю правду. За свое самовольство она с трепетом ожидала осуждения от Христа. Но Господь успокоил и ободрил ее. Он сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010