Античные колонны и архитравы, львы, орлы и кентавры в украшавшей стены лепнине (теперь фрагменты ее расставлены в качестве экспонатов по аллеям), вперемежку с традиционными иудаистическими символами: семисвечником, виноградной гроздью, колесницей с Ковчегом Завета, – типичная картина эллинистического, греко-восточного синтеза. Он отразился и в Евангелиях, написанных по-гречески и пронизанных «арамеизмами» – узнаваемыми приметами живого арамейского языка Спасителя и Его апостолов. В 1968 г. с ювелирной точностью, чтобы не повредить памятника археологами, было заложено шесть стратиграфических траншей внутри и вне синагоги. Оказалось, что она построена на высоком искусственном цоколе. Пропорционально уклону местности глубина фундамента варьируется от 1 до 4 метров. Найденные монеты и фрагменты керамики заставляют датировать здание второй половиной IV в. – временем Юлиана Отступника, поощрявшего, «в пику» христианам, иудейское культовое строительство. Школа (бет-мидраш), занимающая восточную часть комплекса, была пристроена в начале V в. Внутри две колоннады – нижняя коринфского, верхняя дорического ордера. Двери главного входа обращены по традиции к Иерусалиму – в данном случае, прямо на озеро. Можно представить себе, как великолепно смотрелась она с озера – возвышавшаяся над грудой темных домиков, блистающая белизной, – когда возвращались домой с уловом капернаумские рыбаки. И среди них Симон, сын Ионин, брат Андрея Первозванного (впоследствии Петр – «Камень»). Он жил с семьей (женой и тещей) в таком же, как у всех, маленьком доме, неподалеку от синагоги. ...В один из первых Своих дней в Капернауме, в субботу, Иисус «вошел в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» ( Мк. 1:21–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«...и оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:13–16; Ис. 9:1 –2). У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» – с гор, из Назарета, в низину, на берег – в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин. 2:12). Переселение объяснялось религиозным конфликтом: помните, при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», – жители Назарета в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы. Капернаум (Кфар-Нахум: «село Наума») в действительности представлял собой небольшой рыбачий поселок. Но, как подобает городу, был огражден четырехугольником городских стен – почти игрушечных: в 1000 шагов длины, 500 ширины. Благодаря положению на границе двух тетрархов – братьев Иродов, Антипы и Филиппа, а тем паче «на пути приморском» – римской Via Maris, военно-торговой дороге, соединявшей Кесарию Стратонову (на Средиземном море) и Дамаск, в городе была таможня. Таможенную пошлину, «мыт», взимал здесь с пересекавших границу «мытарь Матфей», призванный Господом будущий Евангелист. Был в городке и военный блокпост, во главе с римским центурионом – тем самым «капернаумским сотником», слугу которого исцелил Иисус. Вследствие небольших размеров, Капернаум в большей своей части раскопан и превращен в археологический музей-заповедник, который содержат францисканцы. Здесь все, как во времена Спасителя. Узкие улочки с тесными рыбачьими домами из темного базальта – и синагога, единственное светлое и величественное здание в городе, сложенное из плит белого, отполированного, как мрамор, известняка. Она, конечно, на два века «моложе», – воздвигнута в III в., перестроена в V в., – но стоит на месте той, евангельской, в которой учил Иисус, построенной для горожан центурионом («он любит народ наш и построил нам синагогу», – говорили Христу иудейские старейшины Капернаума).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но Господь, конечно, не хотел потакать ложным представлениям о Мессии как о земном царе. Он повелел ученикам отправиться на западную сторону озера, а Сам, успокоив взволнованных чудом людей, отпустил их и " Удалился на гору один " (Иоан. 6:15), чтобы помолиться. Хождение Господа по водам Понуждаемые Господом отправиться на западную сторону Геннисаретского озера, ученики вошли в лодку и отплыли. Наступила тьма, " дул ветер, и море волновалось " (Иоан. 6:18), " лодка была уже посередине моря [то есть озера], и ее било волнами " (Матф. 14:24), а Господа не было с ними; Он остался один на земле, но " увидел их бедствующих в плавании " (Марк. 6:48). Они были " около двадцати пяти или тридцати стадий " (Иоан. 6:19) от восточного берега. Было время около четвертой стражи, то есть приближался рассвет, и вдруг Апостолы увидели Иисуса, Который шел к ним по морю " и хотел миновать их " (Марк. 6:48). Они подумали, что это призрак и закричали от страха, но Господь успокоил их словами: " Ободритесь; это Я, не бойтесь! " (Матф. 14:27; Марк. 6:50; Иоан. 6:20) Апостол Петр, обладавший пылким темпераментом, загорелся желанием пойти навстречу Господу и спросил повеления на это, на что Господь ответил: " Иди " (Матф. 14:29). Петр вышел из лодки, и сила веры его совершила чудо — он пошел по воде. Однако сильный ветер и бушующие волны отвлекли внимание Петра от Иисуса: охвативший его страх поколебал веру, и Петр стал тонуть, завопив в отчаянии: " Господи! Спаси меня! " (Матф. 14:30). Господь тотчас же простер руку, чтобы поддержать его, и сказал: " Маловерный! Зачем ты усомнился? " (Матф. 14:31). Как только " они вошли в лодку, и ветер утих " (Матф. 14:32), и " тотчас лодка быстро пристала к берегу, куда плыли " (Иоан.6:21). Тогда все, бывшие в лодке, подошли к Иисусу и сказали: " Истинно Ты Сын Божий " (Матф. 14:33) Люди, зная, что Господь не сел в лодку с учениками, искали Его в пустыне и, найдя Его уже на другой стороне озера, поучающим в капернаумской синагоге, расспрашивали с удивлением, когда Он успел приплыть сюда? Господь оставил этот вопрос без ответа, но сделал его поводом к пространной беседе о Себе, как о Хлебе Жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Эти слова Господа были, однако, столь необычны для слуха иудеев, что на этот раз не только враги Его, но и несколько из учеников Его соблазнились, сказав: " Какие странные слова! Кто может это слушать? " Господь же прочел мысли их и чувства и ответил: " Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде? " Здесь Господь имеет в виду, как же соблазнятся они, увидев Его, распятым на кресте! Далее Господь поясняет, как правильно нужно понимать Его слова: " Дух оживотворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь " . То есть, слова Христа надо понимать духовно, а не чувственно-грубо, будто Он предлагает Свою Плоть подобно мясу животного для утоления чувственного голода. Господь как бы говорит, что Его учение не о мясе и не о яствах, питающих телесную жизнь, но о Божественном Духе, о благодати и о жизни вечной, которая строится в людях благодатными средствами. Говоря " Плоть не пользует нимало " , Господь сказал не о Плоти Своей, — отнюдь, нет, — но о тех, кто понимает Его слова лишь чувственно. Что значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не думать больше ни о чем, только об удовлетворении своих естественных потребностей. Это значит принимать жизнь чисто физически или чувственно. Но не так должно судить о видимом. Надо внутренним взором оглядывать все его тайны. Это значит понимать жизнь духовно (Златоуст). Плоть Христа, разобщенная с Его духом, не могла бы животворить; и понятно, конечно, что в словах Господа речь идет не о бездушной и безжизненной Его Плоти, а о Плоти, соединенной с Его Божественным Духом. Люди, зная, что Господь не сел в лодку с учениками, искали Его в пустыне и, найдя Его уже на другой стороне озера, поучающим в капернаумской синагоге, расспрашивали с удивлением, когда Он успел приплыть сюда? Господь оставил этот вопрос без ответа, но сделал его поводом к пространной беседе о Себе, как о Хлебе Жизни. Начал Он беседу с того упрека евреям за то, что они во всем, даже в следовании за Ним, остаются рабами своей чувственности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

В-третьих, по свидетельству евангелиста Луки, сильная речь Спасителя в обличение неверия назаретян привела их в такую ярость, что они, тотчас встав, вывели Его вон из города и хотели свергнуть Его с вершины горы, на которой город их был построен, но Он, прошедши посреди их, удалился ( Лк. 4:28–30 ). Тем и кончилось посещение, описанное евангелистом Лукою. Но то посещение, о котором повествуют евангелисты Матфей и Марк, окончилось совсем иначе, а именно – исцелением немногих больных ( Мк. 6:5 ), хотя Господь готов был на этот раз сотворить и больше чудес, если бы у Его соотечественников оказалось больше веры, на что указывают слова евангелиста Матфея ( Мф. 13:58 ): «И не совершил там многих чудес, по неверию их». При первом же посещении Господь прямо дал понять назаретянам, что если они ожидают каких-либо особенных знамений для подтверждения Его Божественного посланничества, то их ожидания, судя по их нравственному настроению, совершенно напрасны. «Конечно, – сказал Господь, – вы Мне скажете присловие: врач, исцели самого Себя, – сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». И сказал: «Истинно говорю вам, никакой пророк не принимается в своём отечестве» ( Лк. 4:23–24 ). Здесь нужно остановить внимание на том, что упоминание Господа о делах Его в Капернауме толковники считают одним из важнейших доказательств того, что евангелист Лука не держится в этом случае строгой хронологической последовательности событий. У него, говорят, упоминается о том, что сделано в Капернауме, тогда как ещё ничего не было сказано о чудесах Господа, совершённых в этом городе, а повествуется о них только в следующих стихах ( Лк. 4:31–41 ) 150 . Но на это нужно сказать, что, во-первых, тот же евангелист Лука в стихах, предшествующих изложению проповеди Христовой в Назарете ( Лк. 4:14–15 ), говорит, что ещё до посещения этого города при самом возвращении Господа Иисуса «в силе Духа в Галилею, разнеслась о Нём молва по всей окрестной стране», что «Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем». А между галилейскими синагогами едва ли не всех известнее была та, что находилась в приморском городе Капернауме. Из снесения же евангелиста Луки и первых двух евангелистов с евангелием Иоанна открывается, что Господь ещё прежде возвращения в Галилею из Иудеи после первой Пасхи исцелил заочно капернаумского царедворцева сына, а уже этого одного чуда, произведшего веру не только в царедворце, но и во всём доме его ( Ин. 4:53 ), конечно, было достаточно для того, чтобы имя Иисуса Христа сделалось славным и досточтимым во всём Капернауме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Итак, клавным виновником смерти Христа был сатана. Распятие Христа есть дело сатаны в своем историческом проявлении. А распинатели? Их роль – роль исполнителей воли сатаны. Погрязшие в своих страстях, они впали в сети диавола ( 1Тим. 3:7 ; 2Тим. 2:26 ) и действовали «по воле князя, господствующаго в воздухе, духа, действующаго в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). Как рабы диавола, они исполняли похоти отца своего диавола ( Ин. 8:44 ). И действительно, когда «первосвященники, и начальники храма и старейшины» явились в сад Гефсиманский, чтобы взять Иисуса, то Он сказал им: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк. 22:52, 53 ). И эта власть тьмы проявилась в том, что первосвященники и старейшины распяли Христа. Таким образом, распятие Христа есть дело сатаны. Об этом положительно говорят Евангелисты и подтверждает Сам Христос. Так Иоанн говорит, что «диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Иисуса» ( Ин. 13:2 ). Ев. Лука дополняет, что «сатана вошел в Иуду» и руководил его действиями ( Лк. 22:3 ), а Иоанн точнее отмечает этот факт: «Христос, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде. И после сего куска вошел в него сатана», и Иуда тотчас оставил вечерю и отправился к первосвященникам за стражей ( Ин. 13:26, 27, 30 ). Верность всего этого подтверждает Сам Христос тем, что еще в Капернаумской синагоге Он назвал Иуду диаволом ( Ин. 6:70 ), а всех иудеев обличил в том, что они хотят исполнить похоти отца своего диавола, который «был человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ). Указанные обстоятельства крестной смерти Христа с определнною точностию устанавливают отношение распинателей Христа к факту распятия и тем самым выясняют смысл и значение молитвы со креста о прощении их греха. Диавол, этот «бог века сего ослепил их умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимаго» ( 2Кор. 4:4 ). И «неверующие» распинатели, исполняя «волю князя мира сего» ( Еф. 2:2 ), под влиянием своих страстей, воплотили в себе все зло мира сего ( 1Ин. 5:19 ) и направили его против Христа, убив Его на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Чудо заочного исцеления, совершенное Господом в Кане, коснулось не только тела безнадежно больного сына царедворца, но и душ всей его семьи. У всех них чудесно пробудилась и утвердилась вера в Сына Божия. Существует предание, что «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова» ( Лк. 8:3 ), была матерью чудесно исцеленного сына и женой капернаумского царедворца. Она, как повествует евангелист Лука, ходила за Христом и служила Ему своим имением. Проповедь в Назаретской синагоге. Лк. 4:16–30; Мк. 6: 1–4 Молва о новом великом чуде быстро разнеслась по всем соседним с Капернаумом городам и селениям, которые густо усеивали прекрасное побережье великолепного Геннисаретского озера, а имя Иисуса, как нового пророка, было у всех на устах. Чудеса же Христа имели цель пробудить дремлющее сознание народа к восприятию великих истин Евангелия. И когда эта цель была достигнута, Спаситель начал учить народ по синагогам о духовных истинах Царства Отца Небесного. Проповедуя по всей Галилее, Господь однажды пришел в Свой родной город Назарет, где провел почти всю Свою жизнь, и где Его хорошо знали. Там жили Его родственники и друзья. Пришел Он в этот город не сразу после возвращения из Иудеи, а только спустя некоторое время, когда слава о Нем как о великом пророке распространилась по всей Галилее. Христос знал, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» и все же Он хотел, чтобы и Назарет услышал Его спасительное учение. Была суббота. Господь вошел в Назаретскую синагогу, где уже собрались почти все жители городка. Так как чтение из закона уже закончилось, то начальник синагоги разрешил Иисусу прочитать что-нибудь из пророческих книг. Христос встал на возвышенное место, развернул свиток пророка Исайи и прочитал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное», – так пророк Исайя свидетельствовал о грядущем Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Для полноты впечатления нельзя не заключить боговдохновенно правдивых евангельских картин воскресной ночи, где среди любящих Господа и близких Ему лиц весть о Его воскресении встречает или изумление пред неожиданностью у одних, или полное сомнение и неверие у других, последней мрачной картиной сознательной и бесчестной к Нему злобы среди Его врагов. Когда жены, обрадованные явлением воскресшего Господа, шли к себе, " некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, прийдя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня " (Мф.28:11–15). На таком темном, но обычном всегда и всюду, фоне человеческой косности и маловерия у любящих Господа, и злобной энергии у ненавидящих Его ярче, молниеноснее, благодатнее должен воссиять для нас нисшедший прямо с неба помимо всего людского, вопреки всем и всему, светоносный облик нашего воскресшего Спасителя. notes Примечания 1 Первая Пасха — вскоре после Крещения, когда Господь изгнал торжников из храма (Ин.2:13–25). Вторая Пасха, когда Господь исцелил 38-летнего расслабленного (Ин.5:1). Третью Пасху Господь не идет праздновать в Иерусалим, а пребывает в Галилее и празднует ее чудесным насыщением пятью хлебами и проповедью о хлебе небесном в синагоге капернаумской. 2 Так как из последующего видно, что Он тут же сел с Апостолами в лодку (Мф.14:13: Мк.6:32). 3 Поводов удалиться было, вероятно, несколько. Во-первых, Сам Христос говорит Апостолам (Мк.6-31), что им необходимо отдохнуть от утомления и постоянного наплыва народа. Во-вторых, Иисус Сам чувствовал потребность в уединении, как это и говорит: Мф.14:13 и Лк.9:10. После убиения Иоанна, после слухов о том, что Ирод считает Его за воскресшего Иоанна, очевидно, наступила критическая минута в жизни Господа. Со смертью Иоанна обрывается Его связь с ветхозаветной сферой. Глаза всех, ищущих правды, теперь устремлены на Него. Он должен выступить вполне и самостоятельно. Он должен выставить свою особую миссию рельефно и определенно теперь, со смертью Пророка. В решительные минуты Господь всегда прибегал к уединенной молитве; а так как и Апостолам нужно было отдохнуть, то Он и воспользовался этим, чтобы запастись духовными силами в пустынном месте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

Войдя в лодку с учениками, Иисус поплыл обратно и пристал к противоположному берегу, к тому месту, где был Капернаум. Матфей, оканчивая повествование об исцелении бесноватых в стране Гергесинской (она же Гадаринская), говорит, что Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город ( Мф. 9, 1 ), то есть Капернаум, так как тот же Евангелист, в главе 4 своего Евангелия, говорит: и, оставив Назарет, пришел (Иисус) и поселился в Капернауме приморском ( Мф. 4, 13 ). Толпы народа ожидали Иисуса на берегу. Ждал Его с нетерпением Иаир, один из начальников синагоги, двенадцатилетняя, единственная дочь которого была при смерти; ждал Его с надеждой, что вот придет Чудотворец и исцелит умирающую. Начальники синагог, как старейшины еврейского народа и хранители преданий, принадлежали к враждебной Иисусу партии, доказательством чему служит вопрос фарисеев служителям первосвященников: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин. 7, 47–48 ). К этой партии принадлежал, по всей вероятности, и Иаир; но так как он, в числе прочих начальников Капернаумской синагоги, видел совершенное Иисусом чудо над слугой сотника, то в нем возгорелась надежда, не исцелит ли Иисус и его дочь? Сотник римских войск верил, что если Иисус захочет исцелить его слугу, то достаточно будет заочного слова Его, и слуга выздоровеет, а Иаир не имел такой веры, потому что просил Иисуса прийти и возложить руки на умирающую. Но смерть, угрожавшая его единственной дочери, заставила огорченного отца схватиться за последний луч надежды, забыть все счеты своих сотоварищей с новым учением и пасть к ногам Учителя из Назарета. Христос не мог отказать Иаиру и пошел с ним. Видя начальника своего умоляющим Иисуса Христа, народ с особенным любопытством устремился к его дому; каждый хотел быть поближе к Иисусу, и потому теснили Его . Исцеление страдавшей кровоточением Во время этого шествия к дому Иаира женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потерявшая всякую надежду когда-либо вылечиться, так как пролечила уже все состояние свое, – протеснилась в толпе и, подойдя сзади Иисуса, коснулась одежды Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Все, что Иисус говорит ученикам, действительно было бы чистым мечтательством, если бы мы должны были видеть в Его словах общезначимую этическую программу, если бы тезис, что зло побеждается только добром, воспринимался как общезначимая мирская и житейская мудрость. Тогда все действительно свелось бы к безответственному выдумыванию законов, которым на самом деле мир вовсе не подчиняется. Беззащитность как принцип мирской жизни – это безбожное разрушение милостиво оберегаемого Богом мироустройства. Но сейчас говорит отнюдь не создатель программ, сейчас о преодолении зла терпением говорит Тот, Кто Сам на кресте был побежден злом и Кто вышел из этого поражения как торжествующий победитель. Не может быть иного оправдания этой заповеди Иисуса Христа, кроме Его креста 259 . С другой стороны, рассматривая отдельные эпизоды из жизни Иисуса, мы отнюдь не видим в Нем безоговорочной пассивности перед злом и агрессией. Зная о том, что Ему предстоит умереть за людей, Он тем не менее предпринимает усилия для спасения Своей жизни. Начало Его служения ознаменовано эпизодом, рассказанным Лукой: слова Иисуса, произнесенные в капернаумской синагоге, вызвали ярость слушателей, которые, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился ( Лк. 4:28–30 ). В Евангелии от Иоанна приводится случай, когда иудеи хотели побить Иисуса камнями, но Он спросил их: Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? ( Ин. 10:31–32 ). Затем они попытались схватить Его, но Он уклонился от рук их ( Ин. 10:39 ). В этих эпизодах Иисус предстает отнюдь не как пассивный пацифист: Он предстает как Человек, Который не сопротивляется злу силой, но при этом не пасует перед зло, а старается доказать Свою правоту. В двух случаях Он спасает Свою жизнь, что было необходимо, потому что Его время еще не настало ( Ин. 7:6 ), то есть Он еще не выполнил до конца предначертанную Ему миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010