Петр сказал Ему: «Изъясни нам притчу сию». Иисус отвечал: «Неужели вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст из сердца исходит: сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Сие оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека». Все это говорил Господь, вероятно, на пути в Капернаум. Беседа Иисуса Христа о таинстве причащения в капернаумской синагоге Uoah. VI, 22–71 На другой день после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами (в пятницу) народ, находившийся на северной стороне озера Галилейского, увидел, что там не было лодок. Народ знал, что Иисус не входил в лодку со Своими учениками, а они отплыли одни, и надеялся Его увидеть, между тем из Тивериады приплыло несколько лодок близко к тому месту, где народ ел хлеб по благословении Господнем. Когда народ увидел, что там нет ни Иисуса, ни учеников Его, то вошел в эти лодки и прибыл в Капернаум, ища Иисуса, чтобы объявить Его царем. Между тем Господь следовал в Капернаум по западному берегу озера Галилейского. Люди, искавшие Его на северной стороне озера, встретив Его на западном берегу, спрашивали Его: «Равви! когда Ты сюда пришел?» Иисус знал, что народ остался на северной стороне озера в ожидании Его; но ожидал Его не потому, что был поражен совершенным Им великим чудом, а в надежде получить от Него новое насыщение. Поэтому Господь хотел возвести мысль народа от обыкновенного хлеба к духовному, – хотел показать народу, в чем заключались его истинные нужды. Все содержание дальнейшей беседы Иисуса Христа с народом кратко можно выразить так. Господь говорил: «Веруйте в Меня, как в Посланного Богом. Веруйте, что Я есмь истинный хлеб небесный, хлеб жизни». Но слушатели Христа не хотели верить в Него и не понимали, что Он есть хлеб небесный, и то просили у Него знамения, заключавшегося в ниспослании манны или обыкновенного хлеба, то недоумевали, каким образом Он можете дать им есть плоть Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Исцеление дочери хананеянки Mamф. XV, 21–28 ; Mapk. VII, 24–30 По прошествии субботы, в которую Господь учил в капернаумской синагоге, путешествие, начатое Им с целью избежать фарисейских козней и Ирода Антипы, продолжалось, Господь на другой же день поспешил удалиться из Капернаума. Кроме вражды книжников и фарисеев, удалению Христа из Капернаума способствовало и желание народа объявить Его царем. По тем же причинам Он не благоволил посетить в этот год Своего служения и Иерусалима во время праздника Пасхи и удалился на север, в пределы финикийских городов Тира и Сидона. С Ним отправились туда и ученики Его. Наступившие после субботы дни, первый день недели и понедельник, были вероятно пасхальными днями. Господь не хотел, чтобы кто узнал о Нем; но не мог утаиться. О Нем, между другими лицами, услышала одна женщина, по вере язычница, по племени хананеянка, а по месту рождения сиро-финикиянка, у которой дочь одержима была нечистым духом. Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, женщина эта кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется». Но Он не отвечал ей ни слова, вероятнее всего потому, что женщина предполагала в Нем только израильского земного Мессию и царя, а не Спасителя всего человечества и Царя Небесного. Ученики Его, приступивши к Нему, просили Его, говоря: «Отпусти ее, потому что она кричит за нами». Но Он сказал в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (эти слова соответствовали представлениям женщины). Но она опять подошла к Нему и, кланяясь Ему, говорила: «Господи! помоги мне». Он же, опять как бы отвечая на невысказанную ею мысль, сказал ей. «Дай прежде насытиться детям; ибо нехорошо (как и сама ты думаешь) взять хлеб у детей и бросить псам» (ты и сама должна согласиться с этим, если думаешь, что Я только израильский Мессия). Но женщина опять сказала Ему: «Так, Господи! Но и псы под столом едят крохи у детей». Глубока была вера в Спасителя этой женщины. Смирение ее было необычайно. Поэтому Господь сказал ей в ответ: «О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Дочь ее исцелилась в тот же час. Исцеление глухого косноязычного

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Один из этих духов злобы, вселившийся в человека, предстал перед Иисусом в капернаумской синагоге. У Марка одержимый назван νθρωπος ν πνεματι καθρτ (буквально «человек в духе нечистом»). Лука употребляет выражение νθρωπος χων πνεμα δαιμονου καθρτου (человек, имевший нечистого духа бесовского) ( Лк. 4:33 ), а духа, вселившегося в человека, называет термином δαιμνιον («демон», «бес»). Рамой, в которую Марк вставляет эпизод с изгнанием беса из одержимого, является учительное служение Иисуса. Рассказ начинается с того, что Иисус вошел в синагогу и учил; все дивились учению Его, потому что Он учил их не как книжники, а как власть имеющий. Завершается рассказ удивлением свидетелей чуда и вопросом, который по чтению наиболее авторитетных рукописей звучит так: «Что это за новое учение со властью? и духам нечистым повелевает, и повинуются Ему» 177 . И в начале, и в конце рассказа употреблены термины «учение» (διδαχ) и «власть» (ξουσα). Однако если в первом случае речь идет собственно об учении Иисуса, то во втором оба термина относятся к только что проявленной Иисусом власти над нечистыми духами. Позже в своем Евангелии Марк расскажет о том, как, когда Иисус был в храме Иерусалимском, к Нему приступили первосвященники и старейшины народа с вопросом: Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? ( Мк. 11:28 ). Вопрос иудеев приводят и два других синоптика ( Мф. 21:23 ; Лк. 20:2 ). Во всех трех повествованиях Иисус не дает прямого ответа. Между тем для Марка ответ очевиден с самого начала: власть, которую получил Иисус, проистекает непосредственно от Бога. Эта власть проявляется и в том, как Он говорил, и в том, что Он делал. Очевидно, что евангелист не отделяет два аспекта деятельности Иисуса один от другого: Его учительное служение сопровождается чудесами, которые, в свою очередь, подтверждают истинность Его учения. Евангелист не уточняет, в какой момент бес вступил в диалог с Иисусом: произошло ли это после того, как Иисус закончил Свое поучение, или Его поучение было прервано криком беса. Последнее представляется вполне вероятным. В то же время очевидно, что бес проявил себя не сразу по приходн Иисуса в синагогу: в течение какого-то времени Иисус учил, люди слушали Его, а бес молчал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Участником чуда может стать всякий, но при одном условии – что он будет иметь веру. Своим ученикам Иисус говорил: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас ( Мф. 17:20 ). Для верующего человека нет ничего невозможного. Чудо является реальностью его жизни – такой же очевидной и бесспорной для него, как и весь окружающий мир. 3. Исцеление тещи Петра Одним из первых чудес Иисуса, отмеченным в трех синоптических Евангелиях, было исцеление тещи Петра. У Матфея это третий из описываемых случаев исцеления: он следует сразу же за рассказом об исцелении слуги капернаумского сотника. У Марка и Луки это первое исцеление: рассказ о нем помещен после повествования о первом случае изгнания нечистого духа из одержимого. Приведем рассказ по версии Марка: Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им ( Мк. 1:29–31 ). Рассказ отличается лаконичностью у всех трех евангелистов. В версии Луки не упоминаются Иаков и Иоанн; дом, в котором происходило действие, назван домом Симона, а о теще Симоновой говорится, что она была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее ( Лк. 4:38–39 ). Во времена Иисуса горячка (высокая температура, жар) считалась болезнью, а не симптомом разных болезней 102 . При этом делалось различие между горячкой и сильной горячкой. То, что Лука называет горячку сильной, возможно, свидетельствует о его знакомстве с медицинской терминологией. Известно, что по профессии он был врачом ( Кол. 4:14 ). У Матфея действие происходит в доме Петра в Капернауме; теща, соответственно, названа Петровой; о присутствии Иакова и Иоанна также умалчивается; Иисуса не просят о теще: Он Сам видит ее, касается ее руки, и горячка оставляет ее ( Мф. 8:14–15 ). О том, что при сцене присутствовал Петр, не упоминается ни в одной из версий рассказа, однако очевидно, что Иисус пришел в дом по его приглашению; следовательно, он был свидетелем чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

40 . В каком году произошло исцеление сына капернаумского царедворца? 41 . Рассказать обстоятельства выздоровления сына капернаумского царедворца. 42 . Какую книгу читал Иисус Христос в Назаретской синагоге? 43 . Какие слова вызвали гнев против Иисуса Христа жителей Назарета? 44 . Рассказать обстоятельства проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге. 45 . Кто были первые ученики, которых Спаситель призвал на проповедь? 46 . Где произошло первое призвание учеников? 47 . Показать на карте место первого призвания учеников. 48 . Рассказать об Апостолах Иакове и Иоанне Заведеевых. 49 . Рассказать обстоятельства изгнания духа нечистого из бесноватого в Капернаумской синагоге. 50 . Время и место события исцеления тещи Симона Петра. 51 . Время и место события исцеления и прощения расслабленного в доме. 52 . События исцеления и прощения расслабленного в доме. 53 . Время и место призвание Матфея. 54 . Обстоятельства призвания Матфея. 55 . Рассказать о евангелисте Матфее. 56 . Притча о старых и новых мехах. 57 . Что значит слово Вифезда? 58 . Показать на карте купальню Вифезда. 59 . Когда произошли события при купальне Вифезда? 60 . Сколько лет расслабленный при купальне Вифезда ждал исцеления? 61 . Рассказать о событии исцеления расслабленного при купальне Вифезда. 62 . Рассказать содержание евангельского Слова о Богосыновстве Иисуса Христа (по Евангельскому чтению в чине отпевания). 63 . Наизусть: Мф. 11, 27–30 : Призыв труждающихся и обремененных. 64 . Указать время, когда произошли события со срыванием колосьев в субботу. 65 . Указать место, где произошли события со срыванием колосьев в субботу. 66 . Рассказать о событиях срывания колосьев и спора о субботе. 67 . В каком месте произошло событие исцеления сухорукого в субботу в синагоге? 68 . Рассказать о событиях исцеления сухорукого в субботу в синагоге. 69 . В каком году происходит событие избрания Апостолов? 70 . В каком месте происходит событие избрания Апостолов? 71 . Назвать имена Апостолов. 72 . Что означает слово Апостол?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Эта обличительная речь И. Христа, в которой Он признал назаретян недостойными чуда и поставил их даже ниже язычников, произвела сильное возбуждение против Него присутствующих, и они хотели свергнуть Его с горы; юридически же они считали себя правыми так поступить с Ним, вероятно, потому, что Он заявил Себя равным Илии и Елисею, заявил Себя пророком, чего они не хотели признать за Ним. Но поскольку время отшествия И. Христа из мира еще не настало, то злобные намерения против Него назаретян не могли прийти в исполнение. Он спокойно и величественно прошел среди толпы и удалился. 33. Поселение И. Христа в Капернауме и первые чудеса Его там. ( Лк.4:31–41 . Мр. 1:21–34 . Мф.4:13. 8:14–17 ). а) Исцеление бесноватого в синагоге Капернаумской. Лк.4:31–37 . Мр. 1:21–28 . Оставивши Назарет, И. Христос пришел в Капернаум. Здесь в ближайшую по прибытии субботу Он по обычаю вошел в синагогу и стал учить. Слово Его производило сильное впечатление на слушателей, потому что оно было со властию (ср. Мф.7:29 . п.40). Тут же, в синагоге, был человек, одержимый духом нечистым, и с ним случился в это время припадок. Злой дух трепетно молил Христа о пощаде, высказывая предчувствие, что Христос пришел разрушить демонское царство и исповедуя, что Он – Святый Божий (δ αϒιος του εου: злой дух называет так Христа, по противоположности с собою и, следовательно, обозначает Его как святейшего, святого в полном, единственном смысле слова). И. Христос властно повелевает демону замолчать, не желая получать исповедание от нечистой силы, и выйти из человека. И бес не мог ослушаться Христа; хотя при выходе его из человека, припадок с последним усилился до того, что больной громким голосом закричал и упал, однакоже это не сопровождалось обычным в таких случаях членовредительством (Лк.). Исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге было первое чудо этого рода, и потому оно произвело сильное впечатление на присутствующих, граничившее с чувством страха, и все недоумевали: что слово сие (Лк.), что учение новое сие (Мр.), которое сопровождается такими чудесами? Слух об этом чуде далеко разнесся в окрестностях Капернаума.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Но были, без сомнения, и другие, более важные причины у Сердцеведца, которых мы не знаем, почему именно этот, а не другой город избрал Он местом Своего постоянного пребывания. Знаем только, что Капернаум отселе называл Иисус Своим городом, что здесь просили с Него динарий, как и с прочих обитателей города ( Мф.7:2, 9:1 ). Учение Иисуса Христа в капернаумской синагоге и изгнание духа нечистого (Мк.1:21–28; Лк.4:31–37) Тренч, архиеп. Дублинский. «Чудеса Господа нашго Иисуса Христа» Господь наш поучал, согласно Своему обычаю, в субботу (ср. Лк.4:16 . Деян.8:14–15 ), в капернаумской синагоге. Народ теперь, как и в других случаях (см. Мф.7:29 ; Мк.1:22, 11:18 ), внимая Ему, «дивился Его учению, ибо Он учил как власть имеющий». Но Он был силен не словом только, но и делом, и согласно устроению Своего Небесного Отца, здесь представился Ему случай подкрепить слово Свое последующими знамениями. «В синагоге их их был человек, одержимый духом нечистым», или, по выражению святого Луки, «имеющий нечистого духа бесовского», но не отлученный от общественного богослужения, подобно другому, который находился в таком же положении и о котором упомянуто святым Лукою Лк.13:16 ; и дух этот вдруг почувствовал близость Того, Кто был сильнейший всего царства духов, к которому он принадлежал, Того, Кто был послан на разрушение всех дел диавола. Тревожимый инстинктом и сознанием столь близкой опасности, угрожавшей его незаконному владычеству, он – не сам человек, а злой дух – вскричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин! Ты пришел погубить нас» (ср. Мф.8:29 ; 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ). «Знаю Тебя, Кто Ты, святый Божий»! Земля не познала своего Царя, пришедшего в образе одного из земнородных ее чад; но о Нем свидетельствовало небо ( Лк.2:11, 3:22 ; Мф.3:17 ), а теперь должен свидетельствовать ад: «бесы веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ). Злочестивый, решившийся остаться навсегда злочестивым, понял, что пришел его час смерти, когда на него ополчился Святый Божий (ср. Пс.15:10 ). Но можно спросить, какая бы могла быть причина, побуждающая к такому свидетельств? Странно, что злой дух без всякого принуждения провозглашает миру о присутствии в нем Святого Божия, имеющего положить конец всякому злу, от которого нечестивый тучнел и которым жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Таким образом, Матфей в первой части излагаемой истории берет нечто из события в синагоге Капернаумской, и именно то, что является важным в его евангельском повествовании, восполняя его и существенно характеризуя отношение нечистых духов к Иисусу Христу. Если же в остальном он совершенно согласен с Марком и Лукою, то это потому, что и он далее имеет в виду уже одну только историю на Гадаринском берегу, как наиболее типичную. Как известно, евангелист Матфей писал свое евангелие ближайшим образом для христиан из евреев, – «иудейские же заклинатели злых духов (экзорцисты) обычно ставили в комнате, где происходило изгнание (духа), сосуд с водою, или иной какой-нибудь предмет, который демон, выходя ниспровергал». 104 Для Евангелиста Матфея чудесная история в стране Гадаринской и являлась поэтому особенно замечательной и важной в ряду других историй того же рода: здесь обычное при изгнании злых духов обстоятельство обратилось в столь необычное, грандиозное событие, как гибель в море громадного стада. – История в синагоге Капернаумской не нашла себе отдельного места в евангельском повествовании Матфея и вошла только как составная часть в повествование о подобной же, но наиболее замечательной истории: очевидно, что слияние двух историй в одну – далеко не столь неискусное дело, как думает Мейер, – внимательное расследование открывает сложную и целесообразную работу. 105 Кратко ответим на другие возражения отрицательной критики против евангельского повествования о чуде в стране Гадаринской, выставляемые ею, как основания для сомнения в исторической достоверности его. а) Д. Штраусс 106 указывает на противоречие между Евангелистами в передаче слов бесноватого, с какими он обратился к Господу. В их словах, как они переданы у Матфея, не слышно ничего, кроме ужаса и противления (и се возописта глаголюща: что нама и Тебе, Iucyce Сыне Божий; пришелъ еси семо прежде времене мучити насъ. Мф. 8:29 ), – тогда как по евангелисту Марку бесноватый сам устремляется к Господу (узревъ же Iucyca и возопивъ, припаде къ Нему и гласомъ beлiuмъ рече – Мк. 8:28 ). Не трудно видеть, что противоречие здесь – чисто видимое, кажущееся, – объясняется оно уже раскрытою нами действительною непоследовательностью в поступках самого бесноватого, когда он, с мольбой приближаясь к Господу, вместе с тем заклинал Его не мучить его; непоследовательность же эта объяснение для себя находит в ужасном, ненормальном его душевном состоянии. В таком смысле должно признать, что Евангелисты противоречат не только друг другу, но и себе самому каждый.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

В самом деле необходимо ли обращаться к универсализму (мнимому конечно) Павла, которым будто бы проникнуто 3-е каноническое евангелие, необходимо ли допущение особой тенденции в этом евангелии, допущение зависимости Марка от Луки для объяснения того, что Марк в начале своего евангелия опустил нагорную проповедь и начал свое повествование об общественной деятельности Спасителя рассказом о происшествии в Капернауме? Решительно нет. Все это так просто и естественно, что не требует для своего объяснения особых усилий мысли, тех или других гаданий и предположений. – «Марк опускает нагорную проповедь». – Но сам Баур замечает, что Марк мог опустить нагорную проповедь, имея для этого свои особые основания. И действительно это опущение вполне удовлетворительно объясняется целью, которую имел Марк при написании своего евангелия: именно тем, что он хотел изложить главным образом факты из жизни Спасителя, составить историю Его деятельности; вследствие этого фактичность составляет одну из отличительных характеристических черт Маркова евангелия, с чем согласны все, и вследствие же этого мы в нем не находим не только нагорной проповеди , но и прочих обширных речей и бесед Спасителя, с которыми знакомят нас другие евангелия. «Марк вместо нагорной проповеди помещает рассказ о происшествии в Капернаумской синагоге и этим начинает повествование об общественной деятельности Спасителя, чего он не мог бы сделать, если бы ему не предшествовал в том Лука». Но разве один Лука относит к началу общественного служения Спасителя Его действия в Капернауме? И Матфей тотчас же за изложением нагорной проповеди говорит о посещении И. Христом этого города 8, 5 хотя и не упоминает о том, что произошло в синагоге Капернаумской. После этого не естественнее ли утверждать, что действия Спасителя в Капернауме были на самом дели одними из первых по выступлении Его на служение роду человеческому и что Марк, рассказавши о некоторых из них, сделал это потому, что того требовало самое дело, а вовсе не потому, что он в этом случае следовал Луке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

< >< назад > ТОЛКОВАНИЕ Глава VI. Как уже было сказано, гл. VI, связанная с гл. V не только внешне, но и внутренне, переносит читателя Евангелия из Иерусалима в Галилею. Она начинается с перехода Иисуса на другую сторону «моря Галилейского или Тивериадского» (ср. VI. 1 в новом переводе) и построена в первых двух частях так же, как и гл. V. Начинаясь с повествования (ср. ст. 1-26), она содержит во второй части связанное с повествованием учение (ст. 27-59), за которым следует отсутствующая в гл. V оценка учения и порожденной учением исторической ситуации (ст. 60-71). Знамение и учение. Содержание повествовательной части составляют два чуда Христовы: насыщение пяти тысяч человек (ст. 1-15), имеющее параллель у всех трех синоптиков (ср. Мф. XIV. 15-21; Мк. VI. 35-44; Лк. IX. 12-17), и хождение Иисуса по водам, с которым связано и чудесное окончание плавания учеников (ст. 16-26). Оба чуда имеют своим предметом вещество мира и, как уже было сказано, понимаются евангелистом как знамения, то есть как выражения духовных черт. В собственном смысле это относится к первому чуду, которое в значении знамения и получает свое раскрытие в последней речи Иисуса в Капернаумской синагоге (ср. ст. 59). Оно представляет собою тот символический акт, от которого отправляется учение. Соотношения знамений и учения в гл. VI повторяет соотношение дела и слова в гл. V. С чудом насыщения, не только в Иоанновском, но и в синоптическом о нем повествовании, у читателя Евангелия связываются евхаристические ассоциации. В таком его понимании оно дает естественную исходную точку для евхаристического учения беседы о хлебе животном. Евангелист Иоанн осложнил его некоторыми подробностями, которые усиливают это впечатление. Я разумею указание на близость Пасхи (VI. 4) 45 и обоснование, по насыщении, распоряжения Иисуса собрать оставшиеся куски Его заботою о том, «чтобы ничего не пропало» (VI. 12). Синоптики этой детали не передают и о близости Пасхи не говорят. Заслуживает внимания и упоминание манны в словах иудеев (ср. ст. 31). Оно возвращается в словах к ним Иисуса в ст. 49. Чудо насыщения было фактической исходной точкой, от которой отправлялось учение. Возможно, что и упоминание манны было вызвано тем, что и собеседники Христовы, и Он сам видели около себя. В Капернаумской синагоге, как показали произведенные на ее месте раскопки, было изображение чашечки с манной. Вполне возможно, что на нее упал взор совопросников Христовых, а затем и Его Самого. Но Господь противополагает «истинный хлеб с неба» одинаково и тому, который дал только что в пустыне, и ветхозаветной манне.

http://zavet.ru/b/casbez/008.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010