В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Христом мертвых. У начальника Капернаумской синагоги Иаира лежала при смерти двенадцатилетняя дочь. Иаир просил Иисуса прийти к нему в дом и исцелить ее. Иисус пошел за ним, но в пути было получено известие, что больная умерла. Иисус сказал Иаиру: – Не бойся, только веруй, – и продолжал путь. В доме Иаира Иисус увидел свирельщиков и плакальщиц и общее смятение домашних. – Что смущаетесь и плачете? – сказал Христос. – Девица не умерла, но спит. Недоверчиво отнеслись к Его словам. Но Христос, выслав всех из дома, кроме отца и матери умершей и трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, входит с ними в комнату, где лежала усопшая, берет ее за руку и говорит: – Девица, Я тебе говорю: встань. Девица встала и начала ходить. Христос велел дать ей пищи ( Мк.5:36–41 ; Мф.9:18, 23–25 ; Лк.8:49–55 ). В другой раз Иисус, приближаясь к городу Наину, встретил похоронную процессию: выносили из города на кладбище умершего юношу, единственного сына у матери-вдовы, и много народа шло с ней из города. Господь Иисус сжалился над ней и сказал ей: – Не плачь. Затем подошел, прикоснулся к одру, на котором несли усопшего. Несшие остановились. Христос сказал: – Юноша, тебе говорю: встань. Мертвый поднялся, сел и стал говорить ( Лк.7:12–15 ). Самое поразительное чудо владычества над смертью Господь Иисус явил в воскрешении Лазаря. Услышав о предсмертной болезни Лазаря, Иисус сказал: – Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Говоря это, Иисус знал, что болезнь Лазаря кончится смертью, и имел намерение воскресить его к славе Божией. Действительно, Лазарь вскоре умер. Иисус, узнав об этом по Своему всеведению, назвал его смерть сном и сказал, что идет разбудить его. Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, уже на четвертый день после его смерти. Лазарь уже был похоронен и от тела его ощущался запах гнилости. Сестры его плакали, и Сам Иисус прослезился. Затем Он велел открыть гробовую пещеру и громко возгласил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иуда плохо видел и плохо понимал, что совершалось кругом. Вот Учитель, кажется, берет кувшин, наливает воду в таз. Вот подпоясывается полотенцем... Но что это? Он наклоняется к земле, к ногам его, Иуды. Он льет на них воду. Он вытирает их Своими руками. Одно прикосновение этих рук было когда-то для Иуды блаженством. Да разве и теперь не ощущает он этого блаженства? А Его волосы падают и ласкают ноги Иуды, как там, на вечере, волосы женщины. Мгновенье... и, кажется, Иуда сам упадет к Его ногам и будет целовать их. Или... или он схватит вон тот длинный нож и вонзит его Ему в склоненную шею. Но мгновение прошло, и Учитель перешел уже к тому, кто возлежит рядом с Иудой. Потом совершали вечерю... Вдруг Учитель побледнел... Какое-то странное возбуждение овладело Им. Он возмутился духом. И, смотря прямо перед Собою, Он сказал громко и отчетливо – так, что Иуда вздрогнул: «Истинно, говорю вам, что один из вас предаст Меня... Впрочем... Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается. Лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф.26:21,24 ; Лк.22:22 ). Испуганные, опечаленные, растерянные, не доверяющие ни друг другу, ни себе, спрашивали ученики с нежностью и слезами: «Не я ли, Господи?». И Иуда спросил: «Не я ли?». И тихо, так, что слышал один Иуда, Он сказал: «Ты говоришь». И Он взял хлеб и, благословив, преломил его и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:25–28 .). То, о чем Он говорил в Капернаумской синагоге, совершилось. Знали, что, когда придет Мессия, Он устроит великолепное пиршество. В роскошном дворце, окруженный легионами воинов и бесчисленных рабов, при громких победных криках, Мессия-Царь предложит собравшимся пышную и невиданно драгоценную трапезу. Это будет пир для всего мира, по крайней мере для всех верных. Он положит конец голоду и нищете. Но это – не чаемый Мессия, это безумный, странный Мессия-Нищий. Его пир – вот эта вечеря в потаенной горнице, под страхом казни. Вместо рабов Он Сам служит возлежащим, наклоняясь к земле и умывая им ноги.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Христос совершенно определённо обещал, что Он Сам Себя отдаст нам в этом Таинстве. После того, как Он насытил в пустыне пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Он предложил им в Капернаумской синагоге заботиться о брашне – хлебе, который пребывает вовеки. Затем Он сказал им, в чём состоит этот хлеб. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Как ни ясны эти слова, а всё-таки не хотят их понять! Иудеи, которые слушали их, поняли их так, как они были сказаны, и именно в собственном, а не в образном, не в переносном смысле. Они не могли только понять того, каким образом Иисус может им дать Свою Плоть есть. Они думали всегда только о мёртвой, чувственной плоти, тогда как Иисус говорит о живом хлебе, а мёртвую плоть называет бесполезной. Если бы они больше имели веры, то они сообразили бы, что Тот, Который вчера таким чудесным образом напитал нас хлебом, может дать нам в снедь и Плоть Свою, хотя мы и не можем уразуметь, каким образом это возможно. Но этой-то сердечной веры и недоставало им, ибо они доверяют своему естественному разуму более, чем слову Божественного Спасителя. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ). Было бы очень уместно и кстати, чтобы Иисус объяснил им смысл слов Своих, если бы Он последние употребил в другом, например, образном, переносном смысле. Но сделал ли это Иисус? Ответ: нет – напротив, Он готов был отпустить даже ближайших учеников Своих, апостолов, если они не захотели бы уверовать, что Он может поистине дать им есть Плоть Свою и поистине пить Кровь Его. Так твёрдо стоял Он на Своём слове, которое гласит: «хлеб же, который Я дам есть, Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Как эти слова обетования, так затем и слова установления доказывают, что в святом Таинстве Евхаристии присутствует Христос. После того как Иисус ел со Своими учениками пасхального агнца накануне страшных страданий и смерти, «взял Он хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«…Ныне родился в городе Давидовом Спаситель…» — возвещают ангелы, обращаясь к пастухам. Трижды говорит о спасении Захария в своём песнопении. О спасении говорит и Симеон Богоприимец: «Ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал перед лицем всех людей» (Лк 2:30-31). О спасении и Спасителе говорит и Матерь Божия в своём гимне: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём» (Лк 1:46-47). «Ныне пришло спасение Дому сему», — говорит Иисус, придя в гости к Закхею (Лк 19:9). Значит, не случайно Евангелие Церкви сфокусировано на теме спасения. Для того и существует в этом мире Церковь для того и действует ежедневно, чтобы мы спаслись, чтобы через неё Иисус протягивал нам руку спасения. Христос протягивает её не тем, кто этого достоин, а тем, кто Его ждёт. Об этом говорится и в Евангелии от Матфея, в 8-й главе, когда Иисус исцеляет сына (или слугу) капернаумского сотника Иисус исцеляет этого мальчика, хотя сотник восклицает: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой» (Мф 8:8). А когда эта история рассказывается в Евангелии от Луки, подчёркивается, что евреи, которые пришли к Христу хлопотать за сотника, «просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк 7:4-5). И в то время, когда люди вокруг говорят, что он достоин и поэтому ему надо помочь, сам сотник, «когда Он недалеко уже был от дома… прислал к Нему друзей — сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин…» (Лк 7:6). Иисус исцеляет слугу сотника — это подчёркнуто только в Евангелии от Луки. Как часто мы с вами, когда просим в молитвах о ком-то (или о себе), говорим: «Господи, помоги ему (ей, мне). Он (она, я) достоин этого». Если не в словах, то в подсознании это присутствует. А Бог показывает нам, что этот путь ложный. Это очень важный момент. Ещё один пример недостойного человека, который обретает спасение, — это упомянутый уже Закхей, о котором тоже говорится только в Евангелии от Луки. И есть ещё одно чудо, которое описывает только Лука, — чудо исцеления десяти прокажённых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Христологическая концепция, лежащая в основе речи, по мнению многих ученых, базируется на книге пророка Исаии. Обычно указывают на слова «Вот, раб Мой (πας μου) 202 будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится» ( Ис. 52:13 ) как на основной текст, повлиявший на богословское содержание речи Петра 203 . Однако можно вспомнить и другой текст, который был процитирован Самим Иисусом в капернаумской синагоге ( Мф. 12:18 ). В нем говорится: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд... Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на имя Его будут уповать народы» ( Ис. 42:1, 4 ) 204 . Помимо словосочетания «Отрок Мой» (πας μου) здесь присутствует словосочетание «имя Его» (νομα ατο), что сближает данный текст с речью Петра, где имени Иисуса отводится центральное место. Открывая богословскую часть своей речи, Петр напоминает о Боге, Которого называет «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших». Тем самым, с одной стороны, протягивается связь между Петром и его слушателями: они все принадлежат к одному народу, все являются потомками Авраама. С другой стороны, от этих слов смысловая нить тянется к концовке речи, где Петр назовет слушателей сынами пророков и завета и еще раз напомнит им об Аврааме. К ним первым Бог послал Сына Своего, и в этом выразилось особое благословение, преподанное Богом потомкам Авраама. Действия Бога в отношении Иисуса описаны с помощью следующих формулировок: Бог «прославил Сына Своего»; Бог «воскресил [Его] из мертвых»; Бог «как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил»; «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас». Подчеркивается активная роль Бога в истории страданий, смерти и воскресения Христа, которая представлена как исполнение воли Божией, явленной через пророков. Действия иудеев по отношению к Иисусу описаны с помощью выражений «Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата»; «но вы от Святого и Праведного отреклись»; «а Начальника жизни убили». Вина за убийство Иисуса возлагается исключительно на иудеев, а отнюдь не на римскую власть. Петр подчеркивает, что Пилат «полагал освободить Его»: это соответствует совокупному свидетельству четырех Евангелий, в каждом из которых желание Пилата отпустить Иисуса отмечено особо ( Мф. 27:15–25 ; Мк. 15:6–14 ; Лк. 23:4, 13–23 ; Ин. 18:38–40; 19:4–15 ). Но намерению Пилата воспрепятствовали иудеи, которые просили даровать им «человека убийцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Невнимательные к себе пропускают мимо внутренний разлад со своей совестью, внимательные же кое-как управляются с ним. О, если бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить. (107, 72-73). " Не верите Мне, верьте делам Моим " (Ин. 10, 38), говорит Господь. Дела Господни были явны всем, и Он мог указать на них гласно. Это - исцеление болезней, изгнание бесов, власть над природой, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они ясно доказывали, что Иисус Христос-от Бога, и что слово Его-истина. Для нас к тем делам присоединились еще Его дивная смерть, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные духовные дары в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, не перестающие действовать в Церкви Божией. Все это - дела Господа. Поэтому можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и, поверив, прими всю Его истину. Епископ Феофан Затворник (107, 140-141). ВЛАСТЬ Влияние на души и сердца Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники (Мф. 7, 29). Эта власть-не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило внутрь и покоряло совесть человеческую, указывая, что все так и есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое Божественной силой, слово от Духа. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от учености, а от того, как Дух им давал провещать. Это - дар Божий, стяжаемый трудами не только над исследованием истины, но более над сердечным жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникает убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; отсюда и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от учености, не дается такая сила, потому что они говорят от головы и в голову пересыпают свое умствование.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вся эта долгая предыстория имеет прямое отношение к Иисусу и Его служению, а также к Его учению о «хлебе насущном» и о «хлебе с небес». Хлеб неоднократно упоминается на страницах всех четырех Евангелий. В пустыне Иисус, искушаемый диаволом, отказывается превратить камни в хлебы, отвечая на искушение словами Ветхого Завета: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). В ответ на обвинения в нарушении субботы Иисус напоминает фарисеям рассказ о том, как Давид съел священные хлебы предложения, которые не должно было есть никому, кроме священников ( Мф.12:1–4 ; Мр.2:23–28 ; Лк.6:1–5 ). Дважды Он совершает чудо над хлебами – один раз умножив пять хлебов и две рыбы и накормив ими пять тысяч человек, не считая женщин и детей ( Мф.14:15–21 ; Мр.6:35–44 ; Лк.9:12–17 ; Ин.6:5–13 ), а другой раз подобным же образом накормив четыре тысячи человек семью хлебами и несколькими рыбами ( Мф.15:32–38 ; Мр.8:1–9 ). Евангелие от Иоанна содержит беседу Иисуса с иудеями в капернаумской синагоге. В этой беседе Он говорит о Себе: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:35, 48–51, 53 ). Эта беседа стала прологом к тому событию, о котором умалчивает Иоанн, но которое отражено у трех Евангелиетов-синоптиков. Они повествуют о том, как на Тайной вечере Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Затем, взяв чашу с вином, подал им со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; Мр.14:22–24 ; Лк.22:19–20 ). Именно об этом Иисус говорил иудеям в беседе, смысл которой не поняли на тот момент даже многие из Его учеников ( Ин.6:60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

( Мф.14:22–33 ; Мк.6:45–51 ; Ин.6:16–21 ) Ученики Иисуса Христа сели в лодку и отправились на другой берег Галилейского моря, в Капернаум. Становилось темно. Вдруг подул сильный ветер, море взволновалось, и ученики были в большой опасности. В четвертую стражу ночи (от 3 до 6 часов) Иисус Христос сошел с горы и пошел к ученикам Своим по волнам моря. Ученики, увидя человека, идущего по воде, сильно испугались: они не узнали своего Учителя и думали, что это призрак. Иисус Христос, видя страх их, заговорил с ними. «Ободритесь, это Я, не бойтесь». Ученики, услышав голос Спасителя, успокоились, и Петр, пораженный новым чудом своего Учителя, спросил Его: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». «Иди», отвечал ему Спаситель. Петр вышел из лодки и пошел по воде. Но сильный ветер испугал его, и он стал тонуть. В страхе закричал он: «Господи, спаси меня!» Иисус тотчас же протянул руку, поддержал Петра и сказал ему: «Маловерный, зачем ты усомнился!» Оба они вошли в лодку, и в то же время утих ветер. Ученики с удивлением и страхом пред всемогуществом Спасителя поклонились Ему и сказали:«Истинно Ты Сын Божий». 40. Учение Иисуса Христа в Капернаумской синагоге о таинстве причащения ( Ин.6:22–71 ) Выйдя на берег, Иисус Христос вошел в Капернаумскую синагогу. Народ, бывший свидетелем чудесного насыщения Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами, увидя его в Капернауме, удивился, как Он здесь. Люди видели, что в лодку с учениками Он не садился, с народом не шел, и потому выразили свое удивление: «Равви, когда Ты пришел сюда?» Иисус Христос сказал им: «Истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса и уверовали в Меня, как в Мессию, но потому, что ели хлеб и насытились. Но Я говорю вам: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий, ибо на нем положил печать Свою Бог Отец». Иудеи не поняли, о какой пище говорит Иисус; они видели, что Он не одобряет их забот о тленной пище и советует искать чего-то, согласного с волею Божией, и потому спросили Его: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Спаситель отвечал им: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

История повторяется, и на каждом новом этапе своего развития Церковь вновь осознает актуальность предостережений Иисуса. Когда после прихода к власти большевиков в 1917 году на Церковь обрушились гонения, очень многие номинальные христиане отошли от Церкви, а некоторые из тех, кто ранее именовался членом Церкви, стали на стезю воинствующего безбожия. Гонения стали тем судным днем, который отделил овец от козлов – реальных христиан, готовых умереть за свою веру, от тех, которые не захотели идти узким путем, сопряженным со страданиями и исповедничеством, но пошли широким путем, ведущим в погибель. Что же касается тех, кто прошел узким путем до конца, то для них мученическая смерть стала теми вратами, которые открыли им вход в Царство Небесное. Образ дома, построенного на камне, в полной мере применим к делу, которым занимался на земле Иисус Христос. Он строил здесь Свой дом – Церковь , способную вместить в себя всех Его последователей. Он строил его на твердом фундаменте Ветхого Завета, включая Моисеево законодательство и свидетельство пророков. Нагорная проповедь была одним из этапов того созидательного процесса, который продолжится в дальнейшем служении Иисуса, в Его смерти и воскресении, а затем и в служении апостолов. 4. «Он учил их, как власть имеющий» Реакция слушателей на Нагорную проповедь описана Маифеем в одной фразе: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7:28–29 ). Аналогичным образом Марк описывал реакцию слушателей на проповедь Иисуса в капернаумской синагоге: И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники ( Мк. 1:22 ). В параллельном тексте Луки читаем: И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью ( Лк. 4:32 ). Во всех трех случаях употреблено слово «власть»: при помощи этого слова евангелисты подчеркивают отличие учения Иисуса от учений книжников. Последние ссылались на авторитет закона, толковали его и апеллировали к нему, считая себя Моисеевыми учениками ( Ин. 9:28 ). Иисус не апеллировал ни к закону, ни к Моисею, ни к какому-либо иному авторитету, кроме Своего собственного, отождествляя его с авторитетом Бога. Поэтому Его проповедь казалась беспрецедентной. Служители фарисеев и первосвященников с изумлением говорили о Нем: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Ягве Моисею ( Исх. 16:33–34 ). Помимо свидетельства о попечительной милости Божией над Своим народом, сосуд с манной около ковчега прообразовательно указывал на грядущего Мессию, на истинный хлеб, сходящий с небес. О том св. Кирилл Александрийский : «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, являет нам свыше сшедшее и животворящее Слово, т.е. от Отца, как бы в священном и нескверном теле» О поклонении и служении в духе и истине, ч. 2, кн. 10, с. 456]. Христос Сам в Капернаумской синагоге сопоставил манну небесную с истинным хлебом жизни, Своей пречистой Плотию, даруемой верным во святой Евхаристии ( Ин. 6:31–33 ). Расцветший жезл Аарона. После бунта Корея, Дафана и Авирона, Ягве явил, что не всем дано священнодействовать, а только колену Левия. Из жезлов от всех колен израильских, положенных пред Ягве, расцвел только жезл Ааронов. И положил Моисей жезлы от всех колен израильских пред лицем Ягве, в скинии откровения. На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левина, расцвел, пустил почки, дал цветы и принес миндали ( Чис. 17:7–8 ). И вот, расцветший жезл Ааронов был положен у ковчега свидетельства для утверждения истинного священства, служителей славы Ягве во Израиле. Св. Кирилл Александрийский : «Итак, то, что жезл процвел, есть ясный признак того, что божественный Аарон светло и особенно избран был из рода Левиина на священнодействие. Но если перейти от этого жезла, как грубого еще образа, к духовному созерцанию, то снова воссияет таинство Христа» [там же, с. 457]. Христос – истинный Первосвященник по чину Мелхиседека и установил в Церкви Своей истинно апостольское священство. Жезл же Ааронов – строгое предостережение всем кореям, дафанам и авиронам всех времен, в том числе и беззаконным самочинным сектантским учителям и пасторам. – Свиток с книгой закона (Торы). Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010