Фарисеи в своей гордости высокомерно осуждали Господа за Его милостивое обращение с мытарями и грешниками, а Он посрамлял их лицемерие, являя дивные чудеса Своего милосердия над всеми, кто притекал с верой и смиренным сердцем к Его неизреченному человеколюбию. Он еще возлежал за столом в доме Своего новопризванного Апостола Матфея и беседовал с учениками Иоанна Крестителя, как народная толпа, стоявшая у дверей, почтительно расступилась: Когда Он говорил им сие подошел к Нему некоторый начальник, именем Иаир, один из начальников капернаумской синагоги, то есть, главный старейшина прихода, пользовавшийся особым уважением у иудеев. Может быть это и был один из тех старейшин, которые приходили к Иисусу от лица сотника, строителя синагоги, в просьбой исцелить его слугу. Теперь у него было свое великое горе: его милая дочь, его единственное детище, лет двенадцати, находилась при смерти; никакие средства врачей не помогали; и вот несчастный отец, по опыту зная божественное могущество Иисуса Христа, в крайнем волнении спешит к Нему в дом Матфея, и кланяясь Ему бросился к ногам Его и стал умолять говорил: дочь моя теперь умирает , может быть пока я шел сюда уже и умерла. Но приди, возложи на нее руку Твою , и я верю, что Твоей благодатной силой она будет жива! “Те, которые просили помощи, – говорит св. Златоуст, – имеют обыкновение преувеличивать свои бедствия, чтобы тем удобнее склонить на милость тех, у кого они просят милости.” Видно, замечает блаж. Феофилакт, Иаир имел веру, но не такую большую как сотник, потому что просил Иисуса не слово только сказать, но прийти и возложить руку. Но Господь и малую искру веры Иаировой старался обратить в пламя. Он внял скорбному воплю несчастного отца: И встав Иисус из-за трапезы, пошел с ним . Вместе с Ним пошли и ученики Его , и множество народа. Сердце Иаира было так мучимо печалью, что не имело достаточной силы преодолеть всякое сомнение и страх. Между тем для его слабой вере предстояло еще страшное искушение, которого он боялся, еще не зная, что оно уже близко, что его дочь уже в самом деле умерла. Нужно было поддержать эту веру, и вот что делает Божия премудрость для подкрепления его веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

е. что сначала он послал просить к себе Иисуса, а потом, когда Иисус уже действительно шел к нему, раскаялся в этом 432 . Само собой понятно, что такое возражение возможно лишь под условием полнейшего непонимания всего разбираемого нами события, между тем как дело представляется совершенно естественно. Сначала сотник, побуждаемый состраданием к страждущему слуге своему, послал просить к себе Иисуса, чтобы Он исцелил его; но потом, когда Иисус был уже на пути, с наступлением каждого момента приближения Иисуса, он все более и более чувствовал свое недостоинство принять Его под свой кров, и, наконец, когда разсудил, что Иисус может помочь его горю и без личного Своего присутствия, он через друзей отправил свою вторую просьбу. Так иногда истинно благочестивый христианин, после совершения какого-нибудь греха, заглянув в глубину своей совести, считает себя недостойным принять под кров своей души пречистое Христово тело и честную кровь, и потому откладывает это святое дело до более благоприятного времени, когда он будет считать себя более достойным. В заключение мы должны отдать должную справедливость заслуге Штрауса для богословской науки, ибо он вполне основательно доказал, что исцелений, совершенных вдали от самого исцеляемого субъекта, так сказать заочных, посредством магнетизма объяснять нельзя 433 . Следовательно, нельзя объяснять посредством каких-нибудь естественных сил и исцеления слуги капернаумского сотника. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМСКОЙ СИНАГОГЕ ( Мр.1:21–28 ; Лук.5:33–37 ) Однажды, бывши в Капернауме, Иисус в субботу вошел в синагогу и учил. И все дивились Его учению, ибо он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. В это время в синагоге был человек, имевший нечистого духа бесовского. Увидев Иисуса, он закричал вдруг громким голосом: „оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, святый Божий“. Но Иисус запретил ему, говоря: „замолчи, и выйди из него“. Тогда бес, стрясши человека, в котором находился и повергнув его посреди синагоги, вышел из него, ни мало не повредив ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

На лодке с учениками Христос возвратился из Гадаринской земли в Капернаум. Здесь Его уже с нетерпением ожидала большая толпа народа. Когда Христос вышел из лодки на берег, к Нему подошел Иаир, начальник Капернаумской синагоги. Убитый горем, он припал к ногам Христа и умолял Его прийти к нему в дом, чтобы исцелить единственную его дочь, которая была при смерти. Христос не отказал Иаиру и пошел в его дом. Множество народа сопровождало Иисуса по дороге к дому начальника синагоги. В это время в городе была «одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет». Желая излечиться от своей болезни, несчастная истратила на лечение все свое состояние, но в конечном итоге «пришла еще в худшее состояние». Доведенная до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением, больная вдруг услышала, что в Капернаум пришел великий чудотворец – Иисус Назарянин. В ее душе родилась Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга. И поэтому она, как только увидела приближающегося к ней окруженного толпою Иисуса, пробралась сквозь толпу к Нему сзади и с непоколебимой верой в Божественную силу Христа прикоснулась к Его одежде. В то же мгновение совершилось чудо: у женщины иссяк источник крови», и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Все это происходило тайно от народа, но Господь хотел, чтобы глубокая вера женщины послужила примером для всех людей. Поэтому Христос остановился и, обращаясь к народу, вдруг задал им всех удививший вопрос. Христос спросил теснивших Его людей: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» – «Наставник! – ответил Ему ап. Петр, – народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но Господь, вопросительно смотрел на людей, продолжая искать глазами в толпе ту, которая прикоснулась к Его одежде. И тогда исцеленная поняла, что она не сможет утаиться от всевидящего ока Божественного Врача. Женщина подошла к Иисусу, пала к Его ногам и всенародно рассказала всю правду. За свое самовольство она с трепетом ожидала осуждения от Христа. Но Господь успокоил и ободрил ее. Он сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Это было второе и окончательное призвание четырех первых учеников. Исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге, тещи Симона и других Mamф. VIII, 14–17 ; Mapk. I, 21–31 ; Лyk. IV, 31–39 Ночь после чудесного лова рыб и призвания апостолов (в пятницу) Господь провел в уединенной молитве. Наступила суббота. Господь пришел в капернаумскую синагогу и начал там учить народ. Все дивились Его учению, потому что Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Был в синагоге человеке, имевший нечистого духа бесовского. Он сначала спокойно слушал речь Иисуса; но потом в него вселился демон, который говорил чрез него, и бесноватый вскричал громким голосом: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». В этих словах содержалось признание Спасителя Сыном Божиим со стороны демона. Но Господь, не желая, чтобы Его объявляли Сыном Божиим нечистые духи, повелел демону, вошедшему в человека, оставить его. «Замолчи, и выйди из него», сказал Господь. Тогда бес, повергнув человека посреди синагоги, сотряс его, вскричал громким голосом и затем вышел из него, нисколько не повредив ему. Видя это чудо, все ужаснулись и спрашивали друг друга: «Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Слух о Христе разнесся по всей окрестности Капернаума и по Галилее. Из синагоги Господь отправился в дом Петра, где на время и поместился. Там Он увидел тещу Петра, лежавшую в горячке. Господь коснулся руки ее, и горячка оставила ее. Она встала и служила Христу и Его учениками Это была первая женщина, служившая Христу в Его Церкви. Второе путешествие Иисуса Христа по Галилее. Исцеление прокаженного Mamф. IV, 23; VIII, 2–4 ; Mapk. I, 32–45 ; Лyk. IV, 40–44; V, 12–16 . Вечером того же дня, когда Господь исцелил бесноватого, начали собираться к дому Петра многие люди, одержимые различными болезнями. Господь исцелил их, изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Часть V. Евхаристия: Богословие Архиепископ Тихвинский Константин. Таинство евхаристии: богословские аспекты 1 Священное Писание и раннее христианство Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Воскресением, таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира», – говорит ап. Петр ( 1Петр.1:18–20 ) 4 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» навстречу Аврааму ( Быт.14:17–20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5–6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6–7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1–19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1–7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Божественной литургии свт. Василия Великого , где в молитве после великого входа сказано: «Якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная; якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу – сице и от рук нас грешных приими Дары сия во благости Твоей Господи». Сокровенные указания на будущее Таинство таинств содержатся и в пророческом провозвестии Ветхого Завета. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» – возвещается в пророчестве Малахии ( Мал.1:11 ). Недаром именно это пророчество составляло существенную часть раннехристианского учения о Евхаристии – его приводят автор «Дидахе» (14 гл.), мч. Иустин Философ (Диалог с Трифоном иудеем. 41), сщмч. Ириней Лионский (Против ересей. IV. 29. 5), когда свидетельствуют, что Жертва Евхаристии заменила собой все ветхозаветные жертвы. В Новом Завете о содержании таинства Евхаристии подробнее всего говорится в 6-й главе Евангелия от Иоанна, в которой повествуется о совершенном Господом Иисусом Христом чуде умножения хлебов, Его ночной молитве и переходе через Галилейское море и приводится связанная с этими событиями беседа Христа в Капернаумской синагоге, содержащая, в том числе, следующие слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:51–56 ). На этих словах основана вера Церкви в необходимость Евхаристии для спасения и в подлинность евхаристических Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Скачать epub pdf 6. «Галилея языческая» Что произошло после крещения Иисуса? С чего началось Его общественное служение? В Евангелии от Иоанна, как мы видели, после второго посещения Иоанна Крестителя Иисус восхотел идти в Галилею ( Ин. 1:43 ). На третий день Он уже присутствовал на браке в Кане Галилейской, где положил начало чудесам Своим ( Ин. 2:1–12 ). Из Каны Он вместе с Матерью, братьями и учениками пришел в Капернаум, где они пробыли немного дней ( Ин. 2:12 ). Затем Иисус приходит на пасху в Иерусалим и изгоняет из храма торгующих ( Ин. 2:13–15 ). В Иерусалиме же, надо полагать, Он беседовал с Никодимом ( Ин. 3:1–21 ). После этого пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил ( Ин. 3:22 ). Сколько это продолжалось, евангелист не уточняет. В Галилею Иисус возвратился после того, как узнал о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн ( Ин. 4:1–3 ). По дороге в Галилею Он посещает Самарию: этот визит занимает два дня ( Ин. 4:4–43 ). Из Самарии Иисус приходит в Кану Галилейскую, где совершает второе чудо: исцеляет сына капернаумского царедворца ( Ин. 4:46–54 ). Все эти события, происходившие в то время, пока Иоанн Креститель еще находился на свободе, у синоптиков отсутствуют. В Евангелии от Матфея служение Иисуса начинается с того, что Он оставляет Свой родной город Назарет и поселяется в Капернауме ( Мф.4:13 ). Именно в Капернауме, согласно Матфею, Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). Там же Он призвал Петра и Андрея, а затем Иакова и Иоанна Зеведеевых ( Мф. 3:18–22 ). В Евангелии от Марка местом, где разворачивается начало общественного служения Иисуса, тоже оказывается Капернаум. Первое чудо, описанное Марком, – изгнание беса из одержимого – происходит в капернаумской синагоге ( Мк. 1:21–28 ). О том, что в Капернауме была синагога, свидетельствуют археологические раскопки, благодаря которым были найдены развалины синагоги IV-V веков по Р. X., построенной, по-видимому, на месте той самой синагоги, где неоднократно бывал Иисус. Исцеление Иисусом тещи Петра тоже произошло в Капернауме, так как там находился дом Петра. Там же, вероятно, произошло и исцеление прокаженного ( Мф. 1:40–44 ), после которого Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных, куда к Нему приходили отовсюду ( Мк. 1:45 ). Через несколько дней мы видим Иисуса вновь в Капернауме, где Он исцеляет расслабленного ( Мк. 2:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМЕ ( Лк. 4:31–37 ; Мк. 1:21–28 ) Одним из первых чудес, совершенным Христом в Галилее, после проповеди в синагоге Назаретской, было чудо изгнания беса в Капернауме. Придя в Капернаум, город Галилейский, Христос учил там народ по субботам в местных синагогах. Слушатели дивились учению Плотника из Назарета, «ибо Слово Его было со властью». Во время одной из таких проповедей Христа, в синагогу явился «человек, имевший нечистого духа бесовского», который закричал громким голосом: «оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел, погубить нас, знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Но Христос запретил духу бесовскому, сказав: «замолчи и выйди из него». И немедленно дух повиновался властному слову Христа, Повергнув одержимого человека посреди синагоги, «бес вышел из него, нимало не повредив ему». «И напал на всех ужас, – свидетельствует ап. Лука, – и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? ( Лк. 4:36 ). Для современников Христа нисколько не было удивительно, что бесы вселялись в человеков и овладевали ими, но народ поражался тому, что явился Человек, со властью повелевавший этой нечистой силой, и изгонявший ее из людей. Это было актом милосердия Божия к павшему человеческому роду. «И разнесся слух» о чуде Христовом «по всем окрестным местам», – говорит евангелист. ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ ТЕЩИ СИМОНА ПЕТРА ( Мф. 8:14–17 ; Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ) Выйдя из синагоги Капернаумской, вскоре после изгнания из человека духа нечистого, Христос вместе с группою учеников своих, с Иаковом и Иоанном, пришел в дом Симона и Андрея. Это было здесь же в Капернауме. Быть может, Христос хотел отдохнуть в семье Своих учеников и подкрепиться пищей, а быть может Петр и Андрей зная, что хозяйка дома тяжело больна, надеялись на помощь Учителя, но молчали. Когда же Христос вошел в дом Петров, то «увидел тещу его, лежащую в сильной горячке» и «просили Его о ней». Тогда, «подойдя к ней», Он «коснулся руки ее» и «запретил горячке». И «она тотчас встала и служила им».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Вследствие потери связи с Богом и виновности пред Ним люди впали в изнурительное, постыдные грехи и тем извратили, расстроили свою человеческую природу, довели её до болезней и расслабления. По закону духовной жизни всякое ослабление благодатной связи с Богом усиливает искушения и соблазны со стороны врага рода человеческого, т. е. усиливает власть его над человеком. В Евангелии мы находим немало свидетельств такого расслабления и власти лукавого над расслабленным человеком. Христос в одной из синагог увидел женщину, восемнадцать лет имевшую духа немощи: она скорчена и не могла выпрямиться... ибо, по словам Христа, сию дочь Авраамову связал сатана вот уже восемнадцать лет... Христос исцелил её возложением рук: она тотчас выпрямилась и стала славить Бога ( Лк. 13:11–16 ). Другой случай: Однажды Спаситель говорил слово в одном Капернаумском доме собравшемуся во множестве народу. И вот принесли на постели (на носилках) расслабленного и, раскрыв крышу, спустили постель к ногам Иисуса. По вере принёсших Христос исцелил этого расслабленного, сказав: Чадо! Прощаются тебе грехи твои ( Мк. 2:3–5 ). Как видим из этих примеров, причины расслабления Христос видел в одержимости сатаной с одной стороны, в греховности человека – с другой. Насколько велика власть сатаны над человеком, мы видим на примере гадаринского бесноватого, которого никакие цепи и человеческие заботы не могли сберечь от мучений легионов бесов с давнего времени, вошедших в него, пока Христос не освободил его от их власти ( Лк. 8:26–33 ). Насколько велика сила расслабления от греха, мы видим из повествования о чуде исцеления расслабленного в купальне при Вифезде (доме милосердия), о котором говорится в сегодняшнем Евангельском чтении. Тридцать восемь лет этот расслабленный лежал при купальне, терпеливо ожидая, чтобы в свой час исцелиться в ней. Неизвестно, сколько лет ещё пролежал бы он, если бы Христос не исцелил его непосредственно Своей Божественной силой, предупреждающе сказав ему потом, при встрече в храме: вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Современная реконструкция дома Петра Капернаум в Евангелии В Евангелии Капернаум называют городом Иисуса: Он, войдя в лодку, переправился и прибыл в Свой город (Мф 9:1). В Капернауме жили апостолы, братья Петр и Андрей. Видимо, в этом была причина выбора Иисусом Капернаума в качестве постоянного пристанища в Галилее. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние (Лк 4:31). Из Капернаума апостолы уходили на рыбную ловлю, здесь Иисус совершил много чудес — исцелил тещу Петра, слугу сотника, парализованного. Своего дома у Иисуса в Капернауме не было, жил он у Петра: ... он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их (Лк 4:38—40). Как искали дом Петра Очевидно, что апостол Петр, бедный капернаумский рыбак, жил в одном из домов из черного базальта. Но как определить, в каком именно? Чтобы ответить на этот вопрос, археологи внимательно изучили историю Капернаума уже после евангельских событий. В первые века нашей эры Капернаум становится процветающим торговым городом. Возможно, именно это имел в виду Иисус, когда сказал: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф 11:23). В город потянулись паломники — посмотреть на место, где проповедовал Иисус и где жили апостолы. Знаменитая паломница Эгерия Эгерия — зажиточная женщина (по другим предположениям — монахиня), совершившая паломничество в Святую Землю, вероятней всего, в 381–384 годах. Она оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним — Itinerarium Egeriae, от которого сохранились отдельные фрагменты., например, посетила Капернаум между 381 и 384 годами и оставила такую запись: «В Капернауме дом главного из апостолов был переделан в церковь, но стены остались прежними, они стоят до сих пор. .... Здесь так же есть синагога, где Господь исцелил человека». То есть археологам нужно было искать не частный дом, а христианскую церковь!

http://foma.ru/dom-apostola-petra-gde-by...

4. Ин. 6:4 . Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Ин. 2:13, 11:55 . Приближалась же Пасха: см. прим. к Мф. 26 и парал. Это как бы мимоходом поставленное здесь замечание имеет, с одной стороны, значение хронологического указания; им даётся знать, что здесь в повествовании евангельском большой перерыв. С другой стороны, оно имеет характеристическое значение собственно в Евангелии Иоанновом. Иоанн не говорит, чтобы на этом третьем празднике Пасхи Господь был в Иерусалиме, и ниоткуда не видно, чтобы действительно был. Он не ходил в это время в Иерусалим потому, как далее говорит Иоанн, что иудеи искали убить Его ( Ин. 7:1 ), а час Его ещё не пришёл, и Он проповедовал только в Галилее, долго не бывав в Иудее и Иерусалиме, года приблизительно полтора. Теперь Он окружён народом, из коего многие по закону скоро должны отправиться в Иерусалим на праздник Пасхи. Пусть же они скажут верующим там, что вдали от них, вдали от храма, в пустыне, презренный ими в Иерусалиме торжествует предпразднство новой Пасхи чудным образом, питая тысячи народа немногими хлебами и рыбами, и затем торжественно в синагоге капернаумской разъясняет таинство этой новой Пасхи. Если же и эти напитанные и наученные поколеблются в вере, пусть знает мир, что ослепление напало на всего почти Израиля, что неверие одолело его и что за это отнимется от него Царство Божие и отдастся язычникам. Указать как можно яснее и рельефнее это упорное неверие народа и вождей – одна из самых характеристических черт Евангелия Иоаннова. 5. Ин. 6:5 . Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Мф. 14:14 д. п. Мф. 15:32 д. п. 6. Ин. 6:6 . Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Быт. 22:1 . 7. Ин. 6:7 . Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Мк. 6:37 . 8. Ин. 6:8 . Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: Ин. 1:41, 12:22 . 9. Ин. 6:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010